Искра

Если и случится согрешить – верь в милосердие Божие

Копье лонгиния

by adminon 01.11.202001.11.2020

Содержание

  • Копье Лонгина Сотника и иные общехристианские святыни Армении
    • Копьё Ватикана
    • Багровое копье
    • Судьбы богов и судьбы людей
    • СУДЬБЫ БОГОВ И СУДЬБЫ ЛЮДЕЙ
    • Царское копье
    • Глава 2 КОПЬЕ И ПИКА
    • 55. Копье Лонгина
    • Кровоточащее копье
    • КОПЬЕ, ДОСПЕХ И ЭМБЛЕМА
    • Копье Лонгина
    • КОПЬЕ ФИНЕЕСА И ЛОНГИНА
    • III Священное копье
    • Копьё

Копье Лонгина Сотника и иные общехристианские святыни Армении

Армения – древнейшее из существующих ныне христианских государств. Христианская проповедь зазвучала на армянских землях еще в первом веке, когда сюда в рамках миссионерского путешествия пришел ученик Иисуса Христа, апостол Фаддей. С собой, как говорит армянское предание, Фаддей принес уникальную святыню – копье римского легионера Лонгина, которым умершему на кресте Спасителю было нанесена рана в область сердца. Об этом эпизоде говорится в Евангелии от Иоанна: «один из воинов копьём пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода» (Ин. 19:34). Легионер Лонгин впоследствии стал христианином и принял мученическую смерть за Спасителя.

Апостолу Фаддея удалось многих жителей Армении обратить ко Христу, принесенным копьем он совершал многие чудеса и исцеления. Деятельность апостола вызвала большое неудовольствие местных языческих жрецов, которые в итоге добились казни святого. Фаддей был погребен армянскими христианами, а над его могилой был основан монастырь Таде. Сегодня он находится на территории Ирана.

Копье Лонгина язычникам уничтожить не удалось. Армянские христиане смогли его надежно спрятать. Место, где хранилось копье, со временем превратилось в монастырь Гегардаванк (в переводе на русский – Монастырь копья). Святыня пребывала в Гегардаванке до 13 века, а затем была перенесена в главный монастырь Армянской церкви – Эчмиадзин, где находится до сих пор и доступна для поклонения.

В мире сегодня, кроме армянского Копья Лонгина, существуют еще три копья, которые претендуют на статус древней святыни. Это так называемые Ватиканское, Венское и Краковское копья. Однако после проведенных исследований было убедительно доказано, что Краковское копье является копией Венского, а Венское, в свою очередь, было изготовлено в 7 веке. Так называемое Ватиканское копье попало в Рим только в 15 веке – оно было привезено из Константинополя после его взятия турками.

Ватиканское копье по своей древности могло бы претендовать на то, чтобы быть тем самым евангельским копьем, если бы не один факт. Форма копья, его размеры не соотносятся с формой и размерами раны, нанесенной Христу и отобразившейся вместе с Его Телом на Туринской плащанице. Копье из Эчмиадзина – единственное, которое и по форме, и по размеру совпадает с раной Спасителя на Туринской плащанице. К сожалению, начиная с четвертого века Армянская церковь не состоит в общении с Православными Церквами. Тем не менее, армяне не препятствуют православным паломникам приезжать в Эчмиадзин и поклоняться великой святыне.

Кроме копья святого Лонгина в Армении хранятся другие почитаемые всеми христианами реликвии. К ним относится, например, частица Креста Спасителя, мощи апостола Анании, святого Григория Просветителя, мученицы Рипсимии. И, конечно же, в Армении вам обязательно расскажут, что именно на этой земле нашел пристань библейский ковчег святого Ноя, который, по армянском преданию, до сих пор находится во льдах на вершине горы Арарат.

С вами был священник Антоний Борисов. Сегодня я рассказывал о копье святого Лонгина и иных общехристианских святынях Армении.

8.1. Копье Судьбы

Ценные культовые предметы, называемые реликвиями, имеют особое значение для мистиков и оккультистов. По сути, это те же «предметы силы», которыми пользовались шаманы прошлого (бубен, посох, маятник, маска, перьевой веер, магическая стрела, кристалл и тому подобное), однако за многие и долгие столетия реликвии обросли таким количеством легенд, преданий, священных текстов, что превратились в независимые от исходного назначения и совершенно виртуальные объекты, каждый из которых может порождать и порождает собственную субкультуру.

Новая религия, которая должна была воцариться в Третьем рейхе, нуждалась в реликвиях прежде всего потому, что они придавали бы сумасбродным доктринам расовой мифологии видимость легитимности – словно она равнозначна великим мировым религиям, имеющим тысячелетнюю историю. Поиск и сбор реликвий осуществлялся на протяжении всей истории нацистского государства. Помимо артефактов, имеющих отношение к палеофантастике XIX века, нацистские лидеры мечтали заполучить в свое распоряжение и реликвии христианского мира – для них эти святыни тоже имели значение, ведь идеологи Третьего рейха признавали сакральное значение атрибутов, связанных с историей Христа. Одной из таких реликвий является копье Лонгина, также называемое Копьем Судьбы.

Легендарное копье принадлежало центуриону Гаю Кассию (Лонгину), участвовавшему в процедуре распятия Иисуса Христа в качестве представителя проконсула Понтия Пилата. Именно этим копьем Гай Кассий нанес Иисусу «удар милосердия», прервав тем самым его мучения. Мы находим упоминание о копье в Евангелии от Иоанна: «Один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода». Считается также, что в момент, когда Гай Кассий нанес свой «удар милосердия», у него излечилась катаракта. Прозревший Лонгин стал христианином и был почитаем как святой.

Гай Кассий наносит удар милосердия (немецкий художник, ок. 1400 года)

Согласно христианской эзотерике, история копья уходит в далекую древность. Оно было выковано по приказу Финееса – одного из первосвященников иудейских, рассчитывавшего получить талисман силы для своего народа. Впоследствии реликвия побывала в руках Иисуса Навина, когда тот штурмовал Иерихон. И в руках царя Ирода, когда он отдал приказ об истреблении иудейских младенцев.

Существует несколько «версий» копья. Одна из них (или, по крайней мере, часть копья – древко) хранилась в Ватикане, но Римско-католическая церковь не верит в его подлинность. Копье Финееса-Лонгина, представляющее наибольший интерес для любителей реликвий, было привезено в Париж Людовиком Святым, возвращавшимся из крестового похода. Историки проследили его историю вплоть до X века. В частности, считается, что император Карл Великий, основал свою династию, опираясь на факт обладания копьем Лонгина. Он предпринял десятки военных кампаний, будучи убежден, что магические силы, заключенные в копье, обеспечат ему победу. Всю свою жизнь император держал реликвию под рукой, а когда случайно лишился магического копья по возвращении из одной своих победоносных кампаний, его подданные увидели в том дурное предзнаменование. Другое упоминание о копье относится к знаменитому Унструтскому сражению, во время которого конница саксонцев наголову разбила венгров – победивший в той битве Генрих I Птицелов держал его в своих руках. Затем копье появляется в 955 году в сражении у города Леха, близ Вены. В нем Оттон I Великий, сын Птицелова, одержал очередную победу – именно он позднее стал повелителем Священной Римской империи (Первого рейха).

Впервые Адольф Гитлер увидел Копье Судьбы, будучи еще совсем молодым человеком, в музее Хофбургского замка. В ходу история, якобы записанная со слов самого фюрера. Случайно оказавшись в Зале сокровищ Габсбургов, Адольф был привлечен лекцией одного из гидов, возглавлявших экскурсии: «Группа остановилась точно напротив того места, где я находился, и гид показал на старый наконечник копья. Вначале я не обращал внимания на то, что рассказывал гид, считая присутствие рядом со мной этой группы всего лишь вторжением в интимное течение моих мрачных мыслей. Вот тогда-то я и услыхал слова, которые вскоре изменили мою жизнь: «С этим копьем связана легенда, согласно которой тот, кто объявит его своим и откроет его тайну возьмет судьбу мира в свои руки для совершения Добра или Зла. В средние века некоторые германские императоры владели этим копьем и верили в легенду. Однако за последние пять столетий никто уже не испытывал доверия к этим сказкам, если не считать Наполеона, потребовавшего себе это копье после победы в битве при Аустерлице. После разгрома наполеоновских войск наконечник копья был тайно вывезен из Нюрнберга и спрятан в Вене».

Оттон I Великий – основатель Первого рейха

Группа экскурсантов продолжила свой путь по музею, а завороженный Гитлер приблизился к витрине, чтобы разглядеть копье вблизи. Почерневший от времени железный наконечник покоился на ложе из красного бархата; длинное, тонкое острие поддерживалось металлическими подпорками. В центре наконечника имелось отверстие, в котором был виден большой гвоздь, прикрепленный проволокой.

«В ту же секунду я понял, что наступил знаменательный момент в моей жизни, – говорил Гитлер. – Однако я не понимал, как этот чисто христианский символ мог вызвать у меня столь сильное волнение. Долгие минуты я стоял, рассматривая копье, совершенно забыв обо всем, что происходило вокруг. Казалось> что копье хранит какую-то тайну от меня ускользавшую, однако мною владело такое чувство> будто я знаю о ней инстинктивно> не в состоянии проанализировать ее смысл в своем сознании. Копье было чем-то вроде магического носителя откровения: оно открывало такие прозрения в идеальный мир; что человеческое воображение казалось более реальным, чем реальный материальный мир. Это было> как если бы я столетия тому назад уже держал это копье в руках и оно дало мне все свое могущество. Как это было возможно? Что за безумие овладело моим разумом и родило бурю в моем сердце?..»

Скорее всего, такое откровение приписывают Гитлеру в рамках развития легенды о копье Лонгина. И следовательно, оно не может быть подтверждено документально. Но нельзя не отметить, что легенда очень точно передает особенности психологии Адольфа Гитлера. Напомню, что фюрер нацистов был эйдетиком и зависел от первого яркого впечатления. У эйдетиков имеется еще одна черта – под воздействием сильных чувств они могут путать реальность с фантазией, настоящее с прошлым. В юности Гитлер изучал творчество Рихарда Вагнера и знал наизусть оперу «Парсифаль» («Parsifal»), в которой копье Лонгина фигурирует как магический инструмент, способный поражать и исцелять. Понятно, что оно должно было привлечь внимание Адольфа и в принципе могло бы вызвать странное ощущение сопричастности к тайнам бытия. Кроме того, в этом музейном экспонате и впрямь соединяются сказочный мир древних героев с исторической хроникой создания Первого рейха.

Венская версия копья Лонгина

Так или иначе, но в ночь с 11 на 12 марта 1938 года германские войска, заранее сосредоточенные на границе в соответствии с планом «Отто» («Otto»), вторглись на территорию Австрии. Австрийская армия, получившая приказ не оказывать сопротивления, капитулировала. В 4 часа утра в Вену в качестве первого представителя нацистского правительства прибыл под охраной роты эсэсовцев Генрих Гиммлер в сопровождении Вальтера Шелленберга и Рудольфа Гесса. Так произошел аншлюс – объединение Австрии и Германии в государство, ставшее национально-политическим ядром Третьего рейха.

Вечером 13 марта Гитлер торжественно въехал в Вену в сопровождении шефа Верховного главнокомандования вооруженными силами Германии Вильгельма Кейтеля. Тогда же фюрер нацистов предъявил свои права на «имперские клейноды» (Reichskleinodien) – атрибуты власти правителей Священной Римской империи, хранившиеся в музее Хофбург. Коллекция реликвий, которую собирался присвоить Гитлер, включала и копье Лонгина. ВХофбургском замке его ожидали председатель Высшего партийного суда Вальтер Бух, который отвечал за юридическое обеспечение, и вождь австрийских эсэсовцев Эрнст Кальтенбруннер, защищавший замок от австрийской полиции. Адольф Гитлер вместе с Генрихом Гиммлером вошел в зал, где было выставлено сокровище, а остальные ожидали снаружи. Немного погодя, и Гиммлер присоединился к ним, оставив Гитлера одного перед реликвией. Мы не знаем, что происходило в тот момент в голове фюрера нацистов, но, возможно, эти мгновения могут считаться самыми важными в истории XX века. Теперь война Третьего рейха со всем миром была неизбежна.

Адольф Гитлер в Хофбургском замке, в зале «имперских клейнод»

Йозеф Геббельс подготовил Австрию к передаче «имперских клейнод» путем проведения умело разработанной пропагандистской кампании, в которой эта передача была представлена как акт восстановления исторической справедливости. Местом, где будут храниться реликвии Первого рейха, просуществовавшего почти 900 лет, была выбрана приходская церковь Святой Екатерины в Нюрнберге. Местный обер-бургомистр Вилли Либель, которому поручалось организовывать партийные съезды и праздники НСДАП, был назначен хранителем «клейнод». В Нюрнберге медиевистам «Аненербе» было куда сподручнее изучать реликвии – они собирались доказать, что легенды о древности копья соответствуют действительности, что оно и впрямь принадлежало Лонгину, Карлу Великому, Генриху I Птицелову и Оттону I Великому. Больше того, в ходе дискуссии историков в Эрфурте, состоявшейся в 1937 году, было заявлено, что венский «вариант» является «священным копьем Вотана», а его изготовление восходит к германским дохристианским временам!

Через семь месяцев после аншлюса, 13 октября 1938 года, легендарное копье и другие «имперские клейноды» были доставлены бронепоездом из Вены в Нюрнберг. Этот день в Германии стал днем всеобщего праздника. На вокзале собралась огромная толпа, чтобы увидеть прибытие поезда. Солдаты и офицеры образовали живую ограду на пути от вокзала до церкви Святой Екатерины, по которому специально оборудованные машины везли сокровища. Реликвии были доставлены в Зал мейстерзингеров. Менее чем через год разгорелся пожар Второй мировой войны…

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком на Litres.ru

Копьё Ватикана

Копьё Ватикана Приходило добро с кулаками, вышибало четыре ребра. Ковыляю, подпёршись клюками, в те края, где поменьше добра. Евгений Лукин Колония — это зависимая территория, находящаяся под властью иностранного государства (метрополии), без самостоятельной

Багровое копье

Багровое копье Предание об этом нарвале и сегодня можно услышать от жителей северного норвежского города Тромсе. Но, возможно, появилось оно много веков назад среди охотников на морского зверя, рыбаков и добытчиков пушнины. В справочной литературе сообщается, что

Судьбы богов и судьбы людей

Судьбы богов и судьбы людей Даже самые могущественные боги не могли избежать предначертанной им судьбы. Подобно людям, они тоже терпели поражения. Шумеры объясняли это тем, что право выносить окончательное решение принадлежало совету богов, против которого не мог

СУДЬБЫ БОГОВ И СУДЬБЫ ЛЮДЕЙ

СУДЬБЫ БОГОВ И СУДЬБЫ ЛЮДЕЙ Даже самые могущественные боги не могли избежать предначертанной им судьбы. Подобно людям, они тоже терпели поражения. Шумеры объясняли это тем, что право выносить окончательное решение принадлежало совету богов, против которого не мог

Царское копье

Царское копье В самом начале весны 334 г. до н. э. македонская армия была собрана у города Дион. Дион – главное национальное святилище страны, и именно отсюда цари всегда выступали в походы. Притаившийся у подножия Олимпа, город и в наши дни производит очень сильное

Глава 2 КОПЬЕ И ПИКА

Глава 2 КОПЬЕ И ПИКА Копье появилось давно, на заре человечества. Приблизительно двадцать тысяч лет назад острый кусок кремня, привязанный к концу палки, служил для охоты ради пропитания или для убийства врага ради личного удовлетворения. Это грубое орудие со временем

55. Копье Лонгина

55. Копье Лонгина В истории Фауста упоминается также известное копье Лонгина, которым римский солдат нанес удар Христу в бок в тот момент, когда Христос был на кресте. Более подробно об этом копье, ставшем знаменитым, мы рассказываем в книге «Геракл», гл. 1. Германская

Кровоточащее копье

Кровоточащее копье Кровоточащее копье как атрибут артуровских легенд впервые появилось в романе Кретьена де Труа «Персеваль, или Повесть о Граале». В повествовании Кретьена рыцарь Персеваль наблюдал необыкновенную процессию: юноша нес копье, с которого капала кровь, за

КОПЬЕ, ДОСПЕХ И ЭМБЛЕМА

КОПЬЕ, ДОСПЕХ И ЭМБЛЕМА Прежде всего более внимательно присмотримся к знаменитому вышитому гобелену (вышивке, broderie, а не ковру, tapisserie) из Байё , к двум его частям — поездке Гарольда в Нормандию и его клятвопреступлению (1064), Божьему суду над ним при Гастингсе (1066). Мы почти с

Копье Лонгина

Копье Лонгина Копье Лонгина (Копье Судьбы, Копье Христа) — одно из Орудий Страстей, пика, которую римский солдат Лонгин вонзил в подреберье Иисуса Христа, распятого на кресте. Как и все Орудия Страстей, копье считается одной из величайших реликвий христианства.В Новом

КОПЬЕ ФИНЕЕСА И ЛОНГИНА

КОПЬЕ ФИНЕЕСА И ЛОНГИНА «Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у него голеней, но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его: он знает, что говорит истину, дабы вы

III Священное копье

III Священное копье Эта загадочная реликвия, хранящаяся в числе других регалий императоров Священной Римской империи в сокровищнице венского дворца Хофбург, заслуживает отдельного раздела. За прошедшие века она получила множество имен: Священное копье, копье сотника

Копьё

Копьё Судя по археологическим данным, наиболее массовыми видами оружия были такие, которые могли использоваться не только в сражении, но и в мирном обиходе: на охоте (лук, копьё) или в хозяйстве (нож, топор). Военные столкновения происходили нередко, но главным занятием

Копьё Копя, оскеп, оскепище (укр. «спыс») – холодное колющее или метательное оружие, которое состоит из рукояти и каменного, костяного или металлического наконечника, общей длиной 1,5–2,5 м. Копье известно с первобытных времен как оружие пехоты, позже конницы. На ранних

Римский легионер, которого в христианстве почитают как святого, – для непосвященных это, должно быть, прозвучит странно. Тем не менее 29 октября православная церковь чествует мученика Лонгина.

Гай Кассий Лонгин был центурионом, или сотником. Это звание в римской армии носили те, кто командовал военным подразделением – центурией.

Согласно христианскому преданию, Лонгин присутствовал при казни Иисуса Христа и поразил его бок своим копьем. Как гласит Священное Писание, как только Мессия испустил дух, начали происходить странные события: «…и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли» (Мф. 27:51–52). Увидев это, Лонгин сказал своим воинам: «Истинно Человек Сей был Сын Божий» (Мк. 15:39).

С его именем связано и еще одно предание: согласно христианской традиции, молитва Лонгину помогает исцелиться от глазных болезней. Некоторые авторы указывают, что центурион якобы страдал катарактой, но, когда кровь Христа брызнула ему на глаза, Лонгин чудесным образом исцелился. После этого он принял христианство и стал проповедником, до самой смерти прославлявшим Сына Божия.

Примечательно, что ни один из евангелистов не указывает имя сотника, а эпизод с копьем упоминается только у апостола Иоанна. Более подробная история мученика Лонгина дошла до нас из многочисленных апокрифических источников. Так, впервые этот эпизод встречается в Евангелии от Никодима.

По словам протоиерея Олега Стеняева, Лонгин мог общаться с Иисусом еще до казни, и уже тогда его вера поразила Христа. О том, как это произошло, – читайте далее.

«Первый христианин, который не был евреем»

– Отец Олег, расскажите, как вышло, что римский сотник Лонгин в итоге обратился в христианство? Что произошло с ним на Голгофе?

– Согласно упоминаниям в Евангелиях, Лонгин Сотник на Голгофе исповедовал Иисуса Христа как Сына Божия. Когда он увидел, что в момент смерти Христа в мире природы стали происходить чудесные, необычные явления (солнце скрылось, неожиданно началась буря, землетрясение, мертвые воскресли), его это поразило. И Лонгин понял, что только смерть Сына Божия может оказаться причиной таких необычных явлений.

Лонгин Сотник. Икона работы Федора Зубова

– Чем еще примечателен Лонгин?

– Эта фигура – знаковая, потому что это первый обращенный в веру в Иисуса Христа нееврей. Собственно говоря, в еврейском народе христианство не состоялось, хотя первые христиане были в основном евреями. А Лонгин – это как раз начаток Церкви уверовавших язычников. Так назывались христиане, которые из языческого мира приходили ко Христу. Поэтому, как первенец этой церкви, он, конечно, важная фигура. И потом считается, что Лонгин – тот самый человек, который, когда у него болел слуга, пришел к Иисусу Христу.

«Сотник сумел удивить Бога»

– Что это за история?

– Как гласит Писание, у одного римского сотника был слуга – отрок, который жестоко страдал от недуга. Из текста видно, что это ребенок, причем, возможно, римлянин его усыновил. Воин пришел к Иисусу, чтобы тот исцелил мальчика. Христос изъявил желание пойти, но этот человек остановил его и сказал: «Только скажи слово, ибо и я, начальник, имея в подчинении людей, говорю им: «Иди”, и они идут». Услышав это, Христос удивился. Поверьте мне, удивить Бога – это очень сложно. Иисус сказал сотнику: «И в Израиле я не нашел такой веры!» Таким образом, это был удивительный человек еще задолго до голгофских событий. Его вера превзошла даже веру вполне кошерных и религиозных верующих, и он явил новый формат христианства, которое позже возникло из римлян, греков, скифов, варваров и впоследствии славян.

– Постойте, это значит, что Лонгин верил в Христа еще до того, как увидел его смерть? Разве в таком случае можно говорить, что он уверовал именно на Голгофе?

– На Голгофе Лонгин исповедовал Христа как Сына Божия. Эта вера более глубокая и, скажем так, более христианская. А в первом случае у него была проблема, и он услыхал, что появился такой раввин, который исцеляет больных и творит чудеса. Он пришел к нему за помощью, чтобы тот хотя бы просто сказал слово.

– Но ведь Иисус обычно исцелял людей, непосредственно их касаясь?

– В некоторых случаях требовалось, чтобы Христос пришел в дом к человеку. Так, например, происходило исцеление дочери Иаира, начальника синагоги. В иных случаях требовалось, чтобы сам больной прикоснулся ко Христу, как кровоточивая женщина. А случай Лонгина – это, конечно, совершенно необычный формат веры.

– В одном из церковных преданий сказано, что Лонгин к тому же, вместе с другими стражниками, охранял Гроб Господень. Значит, он видел воскресение Христа?

– Я больше отталкиваюсь от библейского текста – это более авторитетно. А те предания, которые возникли потом, немного разнятся. Скорее всего, конечно, никакие римляне не охраняли Гроб Господень. Помните, в Евангелии сказано, что, когда книжники пришли к Пилату и попросили поставить стражу возле гробницы, чтобы ученики Иисуса не выкрали его тело, тот сказал им: «Имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете»?

«Целитель глазных недугов»

– Считается, что молитва Лонгину помогает вылечить глазные болезни. Это связано с преданием о том, что сотник страдал катарактой, от которой его исцелила кровь Христа?

– В Евангелии ничего не говорится о его недугах. Там говорится лишь об исцелении его отрока. Но действительно, есть такая традиция: Лонгину принято молиться, когда у людей проблемы со зрением.

Чудесное обретение копья Лонгина в Антиохии

– Где у нас можно поклониться этому святому?

– Одна из лучших икон Лонгина Сотника в Москве находится в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Это очень старинная икона, но, к сожалению, во время реставрации ее замазали маслом – его использовали вместо темперы. Теперь она находится в очень печальном состоянии. Может быть, если это масло снимут, то откроется тот Лонгин, которого я помню. Это очень сильная икона.

– Лонгин одинаково почитается и в православной, и в католической церкви? Кажется, что западной традиции он должен быть ближе.

– Нет, он почитается и у нас, и у римских католиков. Не надо забывать, что тысячу лет мы были вместе, до 1054 года это была одна церковь. У нас общие церковные каноны, общие догматы и общие святые, мы читаем одних и тех же святых отцов и прислушиваемся к их пониманию Священного Писания. Поэтому совпадения здесь не случайны.

Евангелие не упоминает даже его имени, но церковное предание, и достаточно древнее, рассказывает нам удивительную историю, которая так и просится на экран.

Протоиерей Вячеслав Перевезенцев

Гай Кассий Лонгин, родом из Каппадокии, т.е. скорее всего грек, получил при рождении достаточно распространенное имя в империи. Лонгин с латинского – «длинный, долгий, далекий», но интересно другое: на латинизированном греческом Лонгин означает «копье». Его отец имел небольшое имение недалеко от Кесарии Каппадокийской, а сын пошел по военной стезе.

Ко времени евангельских событий Лонгин прошел уже немалый путь, участвовал во многих кампаниях, был знаком даже с императором, дослужился до центуриона (сотника).

И как это часто бывает, в конце своей военной карьеры был направлен, как казалось, в спокойное место, в глухую провинцию, больше с полицейскими целями, под начало пятого прокуратора Иудеи эквита Понтия Пилата.

Как настоящий римлянин, Лонгин, скорее всего, как и его начальник, ненавидел иудеев. Странный, непонятный народ, гордый, упорно не желающий становиться частью Римского мира.

И, может быть, именно Лонгин руководил римскими солдатами, которые, переодевшись в штатское, по приказу Пилата избивали иудеев, поднявших мятеж после того, как Пилат коварно изъял из казны Храма деньги для строительства акведука в Иерусалиме. И именно он был среди тех, кто устроил резню прямо в Храме во время установленного жертвоприношения (Лк. 13.1), смешав кровь галилеян с их жертвами.

И именно ему Пилат поручил сопровождать приговоренных к казни мятежников на Лифостротон. Эта небольшая гора находилась совсем рядом со стенами города недалеко от Яффских ворот.

Дело было очень непростое и деликатное, т.к. начинался главный иудейский праздник, Пасха, и в городе было огромное количество людей, что всегда таило в себе неприятности. А тут еще слухи об этом Иисусе Галилеянине, объявившем себя Царем Иудейским.

Лонгин и раньше слышал о нем, и если бы только от иудеев, к их басням он, просвещенный римлянин, относился с презрением, но об Иисусе ему рассказывал его друг, также римский центурион, служивший на севере в Капернауме, что на Тивериадском озере.

И рассказывал вещи удивительные, свидетелями которых он был сам лично, и не поверить ему было нельзя (Мф. 8.5-13). Но и поверить как? Лонгин, хотя и был язычником, но в отличие от своего начальника, прожженного циника Пилата, был человеком набожным. Да и вера в Иисуса его друга из Капернаума не оставляла его в покое.

И вот он увидел Его сам, преданного своими же учениками, оклеветанного, оплеванного и избитого, но сохраняющего удивительное величие и достоинство, что даже сам Пилат, давно уже разуверившийся в людях, не мог не заметить этого. «Се, Человек!» – указав на стоявшего перед ним в терновом венце и багрянице Иисуса, сказал прокуратор беснующейся толпе, оравшей: «распни, распни Его!» (Ин. 19.5).

А дальше – жуткая процессия почти через весь город, с запада на восток. Жутко было еще и от того, что толпа, которая набилась в эти узкие улочки Иерусалима, и через которую приходилось буквально пробиваться, не только не сочувствовала приговоренным к казни, но скорее даже радовалась этому, и только в одном месте стояла группа женщин, обливающихся слезами.

А там, на том каменном помосте, который евреи называли Голгофой, было еще страшнее. И опять же не от того, что на глазах Лонгина умирали мучительной смертью трое преступников, он давно уже привык и к смерти, и к мучениям.

Страшно было видеть эти толпы улюлюкающих зевак, ходивших вокруг крестов и кричавших: «спаси Себя Самого и сойди с креста… других спасал, а себя не может спасти. Христос, Царь Израилев, пусть сойдет теперь с креста, чтобы мы видели; и уверуем» (Мк. 15.30-32) И даже один из распятых с Ним поносил Его.

Лонгин интуитивно чувствовал, что правда на стороне этого Иисуса, пригвожденного к кресту, а не этой толпы, кричащей, казалось бы, такие разумные слова: «Если ты Бог, как ты можешь страдать?» И у Лонгина не было ответа на этот вопрос.

Неплохо знакомый с эллинской мудростью, он знал не хуже этих иудеев, что Бог – Абсолют, Он совершенен и страдать не может. Но происходящее на его глазах в ту страшную пятницу мешало ему думать, он всем своим нутром ощущал, что присутствует перед лицом Тайны, и когда Иисус, громко возгласив, испустил дух, и померкло небо среди дня, Лонгин воскликнул: «Истинно Человек Сей был Сын Божий» (Мк. 15.39).

Но это еще был не конец. Посланник Пилата приказал перебить голени распятым, дабы они не остались на крестах до следующего дня. Воины перебили ноги двум разбойникам, висевшим справа и слева от Иисуса.

К Иисусу Лонгин подошел сам и запретил перебивать ему голени, зная, что Он уже мертв, а ударом своего копья пронзил Ему ребра. Кровь и вода, брызнувшие из тела Иисуса, попали на лицо сотнику, и только спустя некоторое время он понял, что избавился от катаракты, мучившей его много лет.

Так как погребение происходило очень поспешно, и тело Иисуса, снятое с креста, было положено в пещеру буквально в нескольких метрах от места распятия, Лонгин со своим отрядом остался сторожить эту пещеру (иудеи боялись, что тело будет украдено).

Прошло чуть больше суток, и когда заканчивался день, который римляне называли днем Сатурна, стража гроба Иисуса заснула, не выдержав утомления последних дней. Проснувшись, они увидели, что камень от входа в пещеру отвален, и гробница пуста…

Иудеи пытались подкупить стражников, чтобы они сказали, что тело Иисуса было украдено. Деньги были предложены немалые, и кто-то из солдат с легкостью их взял, пойдя на лжесвидетельство, но только не Лонгин. Более того, он не хотел и не мог молчать о том, чему стал свидетель.

Тогда синедрион опять надавил на Пилата, чтобы он унял своего подчиненного. И как ни противно было Пилату вновь идти на поводу у иудеев, не желая неприятностей, он отправил Лонгина в отставку.

Сотник Лонгин

Лонгин вернулся в имение своего отца в Каппадокию верующим во Христа человеком. Он вел достаточно уединенную, молитвенную жизнь, ни на секунду не забывая, чему свидетелем он стал. При нем все это время было его копьё, которым он пронзил ребра Спасителя.

Но иудеи, непосредственно причастные к смерти Иисуса, не забыли этого римского центуриона. Спустя почти 15 лет они подкупают нового римского наместника Иудеи, и тот посылает отряд в Кесарию Каппадокийскую, чтобы убить Лонгина.

Солдаты, добравшись до Каппадокии, останавливаются на постой у старого римского офицера, находящего на покое. Зашел разговор, и они сказали, с какой миссией они здесь.

Лонгин, а это был он, открылся им и рассказал свою историю. После чего солдаты хотели уйти прочь и отказаться от своего задания, но Лонгин убедил их выполнить задуманное, ибо, хотя он и не был знаком с апостолом Павлом, но мог бы вместе с ним сказать: «Для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение» (Флп. 1,20).

Так завершился земной путь этого человека, названного при рождении Лонгин (копье).

Вера
0

Свежие записи

  • Антиклерикальный
  • Космонавт в скафандре, фото
  • Воспитание в неполной семье
  • Церковь о домовых
  • Рассказ о школе 1 класс

Свежие комментарии

    Архивы

    • Ноябрь 2020
    • Октябрь 2020
    • Сентябрь 2020
    • Август 2020
    • Июль 2020
    • Февраль 2020
    • Январь 2020
    • Декабрь 2019
    • Ноябрь 2019
    • Октябрь 2019
    • Сентябрь 2019
    • Июнь 2019
    • Май 2019
    • Апрель 2019
    • Март 2019
    • Февраль 2019
    • Январь 2019
    • Декабрь 2018
    • Ноябрь 2018
    • Октябрь 2018
    • Сентябрь 2018
    • Август 2018
    • Июль 2018
    • Июнь 2018

    Рубрики

    • Вера

    Страницы

    • Карта сайта
    © Copyright 2020 Искра. All Rights Reserved. The Ultralight by Raratheme. Powered by WordPress .