Отец Димитрий Торшин, настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы в селе Озерском (Подборки) Калужской области, рассказывает удивительные истории о духовных законах, которые действуют невидимо, но властно в нашей жизни.
Отец Димитрий с матушкой Софией
Уподобиться Христу
Когда мы с матушкой познакомились, она, молодая девушка, ездила в областную больницу, в Анненки, к детям-отказникам, чтобы хоть немного позаботиться о них. Это груднички, которые родились калеками, без ручек или без ножек. Матушка приходила, брала их на руки… Очень тяжело видеть подобное несчастье – это ввергает в уныние. Таких детей даже в интернат не берут, их жизнь для них – страдание и мука.
У меня растет сын – маленький Илиодор. Он назван в честь моего духовного наставника – Оптинского архидиакона Илиодора, по молитвам которого малыш родился (врачи поставили диагноз «замершая беременность» со всеми вытекающими последствиями). Я иногда смотрю на сына и думаю: слава Богу, он родился здоровеньким, у него есть ручки и ножки – он уподобился нам, своим родителям, чтобы жить земной жизнью.
Мы должны уподобиться Христу, чтобы иметь возможность жить в будущей жизни.
С отцом Илиодором
С преподобным преподобен будеши
Если рядом с нами нет тех, у кого мы можем научиться духовному возрастанию, – нам будет трудно расти духовно. Поэтому так важно читать Патерики и искать духовные маяки. Для нас жития святых – это чудеса, но на самом деле это реальность, в которой присутствует Бог.
Очень важно читать Патерики и жития святых: это духовные маяки, учебники духовного возрастания
И сейчас есть святые люди, в жизни которых происходит то, что происходило в Патериках. Мне приходилось встречаться с такими людьми: они совершали вроде бы чудесные вещи, которые для них самих были совершенно обычными. Мы просто немного выпали из этой реальности.
У моих родителей нас росло четверо своих детей и еще трое приемных. Один из моих братьев в детстве имел сильный дефект речи. Врач посоветовал отдать его в речевую школу-интернат, где у всех детей были дефекты речи. Он там не жил, просто ходил на занятия, и я, как старший брат, его отводил и забирал.
Через две недели он разучился говорить вообще: ему не нужно было стараться, все дети вокруг говорили так же плохо, как и он. Мы, к счастью, быстро спохватились, забрали братишку, перевели в обычную школу, он начал тянуться за обычными детьми и скоро стал прекрасно разговаривать.
Думаю, этот пример может послужить отличной иллюстрацией к Псалтири: «С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным – неповинен будеши, и со избранным – избран будеши, и со строптивым – развратишися» (Пс. 17: 26–27).
Как я оказался в Шамордино
В Шамордино я познакомился с духовными людьми святой жизни. Как я там оказался? Это произошло следующим образом.
Мой приход находится недалеко от монастыря – семь минут езды на машине. Когда я только начинал служить – встретился с большими трудностями: народу в храм ходило очень мало, и расходы на содержание церкви многократно превышали доходы.
Отец Илиодор был, конечно, в курсе всех моих проблем и решил помочь мне. Все знают, что он человек добрейший и с прекрасным чувством юмора. И вот он при мне набирает номер игумении монастыря в Шамордино, и она сразу спрашивает:
– Что вы хотите, отец Илиодор?
– Матушка, у меня все есть. Может быть, вам что-то нужно? Может, рыбки к столу?
(А к ним как раз должен был приехать Патриарх.)
– Это было бы здорово… А что вы хотели, отец Илиодор?
– Да у меня все есть! Может, вам чем-то помочь? Может, фрукты нужны?
– Да, здорово бы было… А все-таки что вы хотели, отец Илиодор?
– Да у меня все есть! У меня даже батюшки есть!
А он знал, что в Шамордино батюшки старенькие, им служить тяжело, и дополнительный священник был бы им в радость.
Я приехал к игумении, она меня тепло приняла, и я стал в свободное от службы на своем приходе время ездить в монастырь. И сейчас служу там раз в неделю, кроме того стараюсь приезжать исповедать паломников, помочь служащему батюшке, в Великом посту соборую там. И сестры монастыря тоже стараются мне помогать.
Казанская Амвросиевская пустынь Шамордино
Духовная атмосфера монастыря
Сейчас ситуация на моем приходе стала лучше, выросло число прихожан, и я мог бы уже не ездить в Шамордино, но эти поездки стали частью моей жизни, и отказ от них обернулся бы для меня большой духовной потерей.
Мы служим в храме преподобного Амвросия Оптинского, алтарь обустроен на месте кельи, где почил великий старец, и это создает такую духовную атмосферу, словно он сам там присутствует.
Алтарь обустроен на месте кельи, где почил старец Амвросий, и это создает особую духовную атмосферу
Кроме того, в этом монастыре очень серьезная богослужебная жизнь. Совершается весь суточный круг богослужений, который с перерывом составляет девять часов. Такую службу вряд ли где можно еще встретить, разве что на Афоне. С шести до девяти вечера – вечерня и повечерие, перерыв, с трех ночи – молебен преподобному Амвросию, утренние молитвы, полунощница, утреня, часы и Литургия, которая заканчивается в десятом часу утра.
Пример священства и святости
В монастыре служат два старца: духовник обители архимандрит Поликарп и иеромонах Антоний. Они оба для меня – пример священства и пример святости.
Отец Поликарп очень смиренный. Он – маститый архимандрит, окончил духовную академию, служил в московском монастыре, и это могло бы оставить на нем отпечаток собственной значимости, но он – самый смиренный человек из всех, кого я когда-либо встречал в своей жизни.
Отец Поликарп, умудренный и опытный архимандрит, – самый смиренный человек
Ни разу он сам не благословил трапезу как старший, а смиренно подает мне знак, чтобы я, молодой священник, это сделал.
Всем своим существом он старается никого не смутить, не задеть, не расстроить. И даже когда ему приходится что-то подсказывать мне по службе или по уставу – он это делает деликатнейшим образом.
Много лет он служил все длинные службы в монастыре совсем один.
Как отец Поликарп прочитал мои мысли
Мне приходилось быть свидетелем плодов его духовного подвига. Как-то раз во время службы пришел в голову помысел о том, что завтра мне понадобится одна богослужебная книга, а я не знаю, где ее найти. Отец Поликарп стоял рядом и молился. Внезапно он повернулся ко мне и сказал тихо:
– Эта книга лежит в алтаре в таком-то месте.
Со стороны это выглядело так, словно я его об этом спросил, хотя речь шла о службе другого суточного круга и никаким логическим образом нельзя было предположить, что я могу об этом думать. Он просто прочитал мои мысли.
Храм преподобного Амвросия в Шамордино
«Ваш дедушка – святой»
Другим очевидным свидетельством его подвига служит история, которая происходила на моих глазах. Как-то отец Поликарп задумался о качестве вина, на котором он служит Литургию. Известно, что туда добавляют спирт, сахар, консерванты, и он решил сделать вино сам. Кто-то подсказал ему простую натуральную технологию, легко осуществимую в условиях его скита.
Фактически это выглядит так: он с помощью соковыжималки выжимает сок из винограда и оставляет его в покое на несколько дней. Сок бродит, отец Поликарп снимает пену и получившееся вино разливает по емкостям. Выжать сок и снять пену – дело нетрудное. Вино это у него хранится долго.
Как-то раз в Шамордино приехал опытный винодел из Крыма, заинтересовался и напросился посмотреть на производство монастырского вина. Он спросил у отца Поликарпа:
– Сколько спирта вы добавляете в это прекрасное вино?
– Нисколько. Это же вино для Литургии…
– А сколько сахара кладете?
– Тоже нисколько.
– Хм… А как долго кипятите?
– Я его не кипячу, для этого в скиту нет условий.
(А в скиту голые стены да газовый баллон.)
– А где вы это вино храните?
– Да вот – в чулане стоит.
– При комнатной температуре?!
– Да, конечно.
– И сколько же оно у вас хранится?!
– Вот это свежее, это прошлого года, вот это три года назад делал, это – четыре…
Винодел вышел из чулана и говорит:
– Ваш дедушка – святой. Потому что такое вино не хранится. Этого просто не может быть.
Интересно, что как-то отец Поликарп на мой день Ангела подарил мне две бутылки своего вина. Одну мы выпили, а вторую я убрал в холодильник, чтобы при случае кого-нибудь угостить. Но через месяц вино у меня испортилось. А у него такие бутылки хранятся по многу лет…
Встреча с Христом
Как-то мы пили чай в скиту у отца Поликарпа, и отец Антоний рассказывал истории. Он сам был рукоположен давно, еще в советское время, в Даниловом монастыре, который власти разрешили возобновить в 1983 году – первым в СССР после долгих лет гонений на Церковь.
Через несколько лет стали возрождаться другие древние обители, братии в них еще не было, и отца Антония посылали восстанавливать эти монастыри: на Соловки, на Валаам, в Оптину. Еще его отправляли служить на дальние, почти безлюдные приходы: семейному батюшке там домашних не прокормить, а монах как-нибудь прокормится.
И вот как-то его отправили на один дальний приход. Там ему сказали, что прежний священник по праздникам объезжал все окрестные деревни, исповедал и причащал старушек, которые по состоянию здоровья не могли дойти до единственного в округе храма. Отец Антоний тоже стал следовать этой традиции.
Как-то раз накануне праздника прошел сильный ливень, и на старенькой «Волге» доехать до одной из деревень не было никакой возможности. Отец Антоний решил отправиться туда при первой же возможности, когда немного подсохнет, и предупредить старушек, что причастит их на неделе и чтобы они готовились.
Приезжает, стучится в первую же дряхлую избушку, заходит: сидит старушка у печи, на ней какая-то поношенная поддевка. Она извиняется, семенит к столу, а там – отглаженное платье. Она выходит, надевает платье, возвращается – чистенькая, аккуратненькая:
С каким благоговением эти старушки ждали встречи с Христом!
– Я готова, батюшка!
– Простите, матушка, вчера дорогу размыло, не смог проехать… Вот приехал предупредить: вы сегодня попоститесь, завтра с утра не кушайте, подготовьтесь, я приеду вас исповедать и причастить…
– Да-да, батюшка, мы так и поняли и еще со вчерашнего дня ничего не ели. Вы не переживайте – мы и до завтра есть не будем, подождем!
– Нет, вы уж, пожалуйста, постного поешьте, только с утра завтра не кушайте…
Он заехал во второй, третий дом – там история повторилась. И он уезжал из этой деревни со слезами на глазах, пораженный тем, с каким благоговением эти старушки ждали встречи с Христом, отложив все свои дела.
На дальнем приходе
Отец Антоний рассказал, что после этой истории ему пришлось еще раз поразиться подобному настрою. Однажды, в начале восьмидесятых, к ним в Данилов монастырь приехал один приходской священник с дальнего, практически безлюдного прихода, куда его отправили безбожные власти за его слишком деятельные пастырские труды. (Сейчас, кстати, этот священник – довольно известный архимандрит).
Так вот, приехал, значит, батюшка в монастырь на несколько дней – помолиться и погостить в святом месте. Его радушно встретили. А он был такой худой, и видно, что жизнь у него тяжелая. Братия сварили рыбные пельмени, а он очень обрадовался и говорит:
– Ничего себе, как вы здорово здесь живете! А я после службы приду в свою сторожку, холодно… Каши овсяной наварю, она быстро остынет – и как клейстер…
То есть ему даже немудреная монашеская трапеза казалась роскошью. И монахи начали откармливать этого худого батюшку, подкладывать ему кусочки получше. Приближаются выходные, и он засобирался к себе на приход. Отцы стали его отговаривать:
– Поживи еще у нас! Послужишь с нами, заодно и подкормишься!
– Нет-нет, у меня воскресная служба, я не могу!
– Да ладно! Ну не отслужишь одну службу… У тебя все равно никаких прихожан не бывает…
– Нет-нет, надо ехать: у меня там в храме две прихожанки – одной 80 лет, другой под 90. Первая приходит на Литургию за три километра, вторая – за одиннадцать, зимой – обычно на лыжах. Как же – они придут, а службы – нет?! Нельзя мне к ним не приехать!
«Как же? Эти двое придут, а службы – нет?! Нельзя мне к ним не приехать!»
Я эти истории теперь часто вспоминаю. Думаю о нашей современной жизни. Мы сейчас так сильно духовно расслабились и не понимаем, насколько для спасения нашей души необходимо то, что происходит в храме Божием. Сидим иногда или лежим и думаем: пойти в храм или не пойти? А если какие-то бытовые дела, так мы и не пойдем.
А эти бабушки – старые, изможденные, больные, у которых имелось гораздо меньше возможностей для Причастия в советское время, в годы гонений, – они преодолевали себя и знали цену богослужения.
Схимонахиня Валентина
Духовные законы
Господь печется о каждом. Любит нас больше, чем самые близкие наши люди. Соответственно, Господь знает, что у нас есть потребности и заботы, которые по сути временные, исходя из понятия вечности. И Он понимает, насколько важно нам прожить жизнь духовно, чтобы направление нашего бытия вело нас к Нему, а не от Него. Ведь от того, как мы проживаем земную жизнь, зависит наша Вечная жизнь, которую мы себе даже представить не можем, в отличие от Господа.
Поэтому Бог заложил в нашем бытии духовные законы, которые действуют так же, как законы физические. Если мы, допустим, прыгаем с третьего этажа, мы ломаем себе ноги, если не хуже, и в этом нет ничего удивительного. Если наша жизнь не ведет нас к духовному возрастанию, то в ней точно так же начинает что-то ломаться для того, чтобы ее исправить. И это, по всей видимости, милость Божия. Тогда в нашу жизнь приходят скорби и болезни.
И, соответственно, действует обратный закон: если человек правильно относится к своей скорби, если она меняет его жизнь в духовном плане, то первопричина скорби исчезает, устраняется, и с ней отступает и сама скорбь.
На моих глазах люди, пораженные смертельной болезнью, меняли свою жизнь, приходили к вере и поднимались со смертного одра.
А если человек верующий, то, что, у него не бывает скорбей? Конечно, бывают, но для духовного возрастания. Можно вспомнить преподобного Амвросия: он слег в 33 года, но стал старцем.
Или преподобный Варсонофий Оптинский… Он заболел воспалением легких, был при смерти. Когда, по его просьбе, денщик начал читать ему Евангелие, больной увидел небеса открытыми и услышал голос свыше, повелевающий ему идти в Оптину Пустынь. У него открылось духовное зрение. По словам старца Нектария, «из блестящего военного в одну ночь, по соизволению Божиему, он стал старцем».
Преподобный Амвросий Оптинский
Духовные причины исправляются духовными действиями
У меня есть друг. Он спортсмен и тренер, а еще глубоко верующий человек. Он всю свою сознательную жизнь неукоснительно читал утренние и вечерние молитвы, регулярно прибегал к церковным Таинствам.
Как-то, приехав на юг, он расслабился, и там его духовная собранность дала трещину. В один из вечеров они с друзьями хорошо посидели за столом, а когда пришло время сна, у моего друга уже не было сил молиться. Для него это было очень непривычно – лечь спать без молитвы. Засыпая, он подумал: вот не помолился – и ничего страшного, и вполне можно иногда и не молиться, если устал… подумаешь, делов-то…
Подумал: «Можно и не молиться, ничего страшного…» А утром проснулся с сильнейшей болью!
Когда он проснулся, почувствовал сильную боль в спине и невозможность двигаться. Вызвали «Скорую», доставили его в больницу и поставили диагноз: грыжа шейного отдела позвоночника размером что-то около 15 мм. Грыжа размером 6 мм считается уже показанием для операции, а у него оказалась такой огромной и еще в таком опасном месте.
Опасаясь непрофессионализма местных врачей, он с горем пополам переправился в Москву, где уже в серьезной столичной клинике ему подтвердили диагноз и стали готовить к операции. Предупредили, что шансов на успех – 50 на 50, но при любом, даже самом благополучном исходе ему гарантирована инвалидность.
Кроме того, у него начала сохнуть левая рука, которая почти перестала действовать. Поскольку вся его жизнь была связана с движением, для него это была трагедия даже больше, чем для обычного человека, и он находился в отчаянии.
В то же время он сразу определил для себя причину внезапного несчастья, и это вселяло в него надежду. Духовные причины можно исправить духовным же действием: молитвой и покаянием. Он под расписку уехал из больницы, взял, можно сказать, паузу, стал каяться и ревностно молиться, особенно просил о помощи святителя Луку Крымского.
А потом боль внезапно отступила, но через несколько дней заболела голова (позднее оказалось, что это было промыслительно). Он испугался, что его положение ухудшилось, срочно отправился в больницу, где ему сделали МРТ. Врач вышел со снимком и с удивлением спросил:
– Можно уточнить: на что вы жалуетесь, и с чем собственно вы к нам приехали?
Когда больной стал рассказывать о своем диагнозе, поставленном, кстати, в этой же клинике, врач удивился еще больше и сказал:
– Нет у вас никакой грыжи! А на том позвонке, о котором вы говорите, действительно имеется рубец, но, по-видимому, очень старый – примерно пятилетней давности.
Когда мой друг показал ему снимки, сделанные две недели назад, доктор собрал консилиум, который закончился пожиманием плечами. Вывод озвучил один из самых авторитетных специалистов клиники:
– В принципе практика показывает, что нет ничего невозможного, но то, что произошло с вами, очень маловероятно, и у нас, к сожалению, нет никаких предположений по этому поводу.
Прошел уже не один год, и мой друг ведет активную жизнь и неукоснительно молится, а его воспоминания укрепляют его в духовном труде.
Эта история для меня – напоминание о том, что в первую очередь нужно заботиться о душе. Нужно не ждать, пока грянет гром, а если все же прогремел, то не пытаться идти легким и бесполезным путем; если идти только им: когда человек надеется на одно лечение – это попытка борьбы с симптомами, а не с самой болезнью.
Ответственность за наших близких
Часто мне, как священнику, жалуются: у нас неверующие родители (муж или жена), мы им говорим о вере, но они не хотят нас слушать.
Что ответить? Большая ответственность за наших близких возложена на нас. От чужих скрываешь свои недостатки, а от близких – не скроешь. Мы предстаем перед ними во всем своем, так сказать, безобразии. Чем ближе мы к человеку, а он к нам, тем безоружнее мы друг перед другом в своих немощах.
И вот мы хотим наших близких подтолкнуть к встрече с Богом, а они не желают нас слушать. Это потому, что мы стараемся идти путем легким, но не тем. Мы пытаемся убедить их, а это приводит к противоположному результату: они начинают сопротивляться. А все зависит от того, насколько каждый из нас ведет христианский образ жизни. Вот две истории по этому поводу.
Храм Успения Пресвятой Богородицы в селе Озерском (Подборки)
«Как прекрасно быть верующим…»
Этим летом, в жаркий день, ко мне в храм зашел молодой человек. Он обратился с вопросами, мы начали общаться, и он рассказал, что не так давно пришел к вере и теперь очень счастлив и стал совсем другим человеком.
Есть только одна проблема: жена не разделяет его восторга и даже против его воцерковления. Я очень удивился:
– Не может быть!
И перечислил основные христианские качества, которые старается стяжать человек, ведущий церковную жизнь:
– Ведь вы, наверное, стали внимательнее к жене, стали более покладистым, терпеливым – лучшим семьянином, чем раньше? Кто же может возражать против таких качеств?
Но он словно не слышал меня и продолжал обвинять жену в неспособности понять его новые – духовные – устремления.
Он словно не слышал меня и продолжал обвинять жену в неспособности понять его новые – духовные – устремления
Наша беседа в прохладном храме продолжалась довольно долго – до тех пор, пока дверь не отворилась.
В церковь вошла рассерженная молодая женщина:
– Сколько же можно?! Я целый час сижу в машине на солнцепеке и жду тебя!
Это была жена моего восторженного собеседника, который так долго рассказывал мне о том, как прекрасно быть верующим.
В храме у отца Димитрия Торшина
Стяжи дух мирен
Нам не нужно пытаться убедить в чем-то наших близких – нужно измениться самим
Один раз в Шамордино я разговорился с паломником – глубоко верующим и воцерковленным человеком. Зашел разговор о том, как он пришел к вере, и он рассказал мне следующую историю.
Раньше, когда он был еще неверующим, ему как-то понадобилось посетить паспортный стол. Духота, обшарпанные стены, уставшие люди в очереди, напряжение в воздухе. Тяжелую обстановку усугубляла чиновница, которая срывала на всех свое плохое настроение. Этот человек сделал все свои дела, но ушел оттуда с тяжелым душевным чувством.
Прошло полгода, и ему пришлось еще раз посетить паспортный стол. Там была та же очередь, обшарпанные стены, та же духота и уставшие люди, но работала совсем другая паспортистка – она старалась всех порадовать, и у всех настроение было благостным. Доходит до него очередь, он смотрит на чиновницу и понимает, что это та же самая женщина, которую он встречал полгода назад.
Он был сильно поражен и спросил у нее прямо, как с ней произошла эта чудесная перемена. Паспортистка ответила:
– Вы знаете, я пришла к вере, начала воцерковляться и стараюсь относиться к людям с любовью…
Тогда ему захотелось понять, как это может произойти, что человек так изменился, и он решил сходить в храм. После этого начал посещать службы и постепенно стал таким, каким я встретил его в Шамордино.
Отец Димитрий с детьми
Его история поразительна тем, что подтверждает слова преподобного Серафима Саровского: «Радость моя, молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысяча душ спасется около тебя».
И это работает не только на наших близких, но и на совершенно чужих, незнакомых людях. Изменилась одна женщина – и с ее помощью началось спасение совершенно не знакомого ей человека. И нам не нужно пытаться убедить в чем-то наших близких – нужно измениться самим.
Помоги нам в этом, Господи!
Отрывок из новой книги известного греческого старца Паисия Святогорца († 1994).
Сборник «Творения» объединяет три работы подвижника «Афонский старец Хаджи-Георгий», «Святой Арсений Каппадокийский» и «Отцы-святогорцы и святогорские истории».
В книге читатель встретит живые примеры действия благодати, способные возбудить в человеке ревность и стремление терпеливо следовать по пути стяжания добродетелей. В отдельной главе даны наставления Старца Паисия, адресованные православным христианам, монахам и мирянам.
У некоторых людей может возникнуть вопрос, почему Бог попускает, чтобы страдали от несчастий, клеветы и т. д. люди праведные, у которого с детства душа была чистая. Потому решил я написать, что чувствую. Конечно, суды Божии бездна; но одна из причин, по моему разумению, может быть и такая. Если бы Бог не попускал неправедной клеветы на некоторых праведников, то как бы могли оправдаться люди неправедные, которые по гордости не могут признать собственных недостатков? И земля их не держит, и бесы ищут случая как бы привести их в отчаяние, чтобы наложили на себя руки и отправились в преисподнюю. Однако, великая любовь Божия, дабы ни одна даже самая слабая душа не погибла, попускает, чтобы были обвиняемы неправедно и клеветами осыпаемы праведники, но, в конце концов, истина обнаруживается. Таким образом, Бог помогает и нам всегда иметь добрые помыслы, если слышим злые слова в адрес нашего ближнего, и спрашивать себя: «А не клевета ли это?» Тогда и виноватые утешаются, постепенно начинают чувствовать собственную вину, обличаются собственной совестью и исправляются, если, конечно, в них есть благое произволение. Проще говоря, порой Бог облегчает тяжесть виновных тем, что неправедно обвиняются праведники.
Конечно, люди неправедно пострадавшие – это самые любимые Божии чада. Но у них самих, по моему разумению, нет таких мыслей. Наоборот, они думают, что и сами могли бы оказаться в числе виноватых, если бы Божия Благодать их оставила, и даже оказаться в тюрьме, и мучиться угрызениями совести. А теперь они, как неправедно пострадавшие, имеют в своём сердце Христа, Который неправедно пострадал, и радуются и в тюрьме, и в месте изгнания, словно в раю, ведь где Христос – там и рай.
Праведники, имея любовь благородную, не ждут небесного воздаяния за добро, которое делают ближним, потому что они дети Божии, и трудятся в своём доме, Церкви Христовой, по любви и благому произволению.
Если бы человек хорошенько подумал, какую душевную пользу и какое внутреннее наслаждение он ощущает уже здесь в этой жизни от одного маленького доброго дела, которое делает ближнему, то не ждал бы благодарности, а сам бы благодарил того, кому сделал добро. Ведь веселие, которое ощущает душа, и радость, которую чувствует сердце милостивого человека, даже за кусок хлеба, пожертвованный сироте, не может дать сердцу ни один, даже самый великий врач-кардиолог ни за какие деньги на свете.
Такую же точно радость ощущают в своей душе христиане, которые подвизаются, трезвятся, бдят, молятся и постятся. А те, кто ест, что хочет и когда хочет, пьёт вино и прохладительные напитки, не имеют об этой радости никакого понятия.
Конечно, как я сказал, дети Божии трудятся не за небесное воздаяние и не за то, чтобы испытывать в этой жизни духовные радости. Отец детям не платит, ведь им принадлежит всё Его состояние. Другое дело, чем Бог, как добрый Отец, захочет наградить Своё чадо в этой жизни и в будущей.
Работающий за плату – наёмник; и кто удаляется греха по страху мучений, о себе же заботится. И то хорошо, но благородства здесь нет. Ведь после такой великой жертвы, какую принёс Христос ради нашего искупления, мы по усердию должны стремиться не оказаться в аду, чтобы Он не печалился, видя наши мучения.
Такого рода любовь ко Христу была у святых отцов нашей Церкви. А у многих из нас любовь бедная и дешёвая, ведь любовь дешёвая не идёт дальше освобождения от адских мук. Такого рода любовь соединена с безверием: и в этой жизни наслаждаться всем, чем возможно, и в будущей не лишиться рая.
Если бы Христос сказал нам: «Дети мои, рай переполнен, для вас места нет», то некоторые из нас стали бы Ему дерзко говорить: «Почему ты нам раньше этого не сказал?» Другие, не теряя времени, побежали бы скорее, чтобы лишнюю минуты повеселиться, и ничего не желали бы слышать о Христе.
Но дети Божии, у которых есть любовь и усердие, со благоговением так сказали бы Христу: «За нас не переживай, главное, что рай полон. Одно это вызывает у нас такую большую радость, словно мы сами находимся в раю!» И дальше продолжали бы с усердием свои духовные подвиги, как и раньше, ради Того, Кого возлюбили чистой любовью. И Христос, Который весь есть Любовь, будет обитать в их чистых сердцах, как обитал в святой Плоти Пречистой Девы.
Такие примеры, как пример старца Хаджи-Георгия, когда попускает Бог, чтобы страдали люди праведные, сильные, и принимали на себя тяжесть виноватых и слабых, помогая таким образом своим ближним, конечно, редки. Только в таких случаях можно сказать, что это происходит «по попущению Божию», а не когда мы сами являемся источником искушения, потому что тогда сами даём место лукавому. Тогда действуют духовные законы: «Всяк возносяйся смирится».
По моему разумению, духовные законы действуют так: Чем выше подбросить предмет, тем с большей силой земное притяжение его тянет вниз, он ударяется о землю и рассыпается (естественный закон). Чем больше человек возносится, тем сильнее будет его духовное падение и соответственно высоте своей гордости он сокрушится. За исключением, если гордость его превзойдёт человеческую и достигнет демонической степени. Тогда духовный закон на него не действует в этой жизни, но исполняется слово апостола: «Лукавии же человецы и чародее преуспеют на горшее, прельщающе и прельщаеми» Но если человек сразу поймёт своё возношение гордости и смиренно попросит у Бога прощения, то тут же заботливые руки Божии подхватывают его с радостью и мягко опускают вниз так, что падение даже и незаметно, и нет сокрушения от падения, ведь сокрушение уже свершилось в сердце покаянием.
То же происходит и с человеком, который ударил другого ножом. Если он покается искренне, с сокрушением, то Благой Бог не попускает ему в этой жизни расплачиваться за свой грех ранами, потому что сердце кающегося человека уже уязвлено угрызениями совести и страдает. Тогда Бог, как любящий Отец, вместо ран подаёт ему утешение, проливает бальзам на его страждущее сердце.
Но если сам согрешивший, по великой ревноcти будет настойчиво просить у Бога понести в этой жизни наказание за своё прегрешение, хотя Благой Бог его и простил и он оправдан духовным законом, всё же Господь исполняет его настойчивое прошение, но одновременно уготовляет ему и нетленный, Небесный, венец.
Также, кто соблюдает заповеди Божии и просит у Бога как дара, самому пострадать за прегрешения своих ближних или принять на себя чью-либо болезнь, таковой делается очень близок Христу, и Господь весьма умиляется, видя благородную любовь своего чада. Бог даёт ему страдать за прегрешения ближних и попускает испытания в жизни по его настойчивой просьбе. Одновременно Он уготовляет в награду ему бриллиантовый венец, которым венчаются мученики, потому что многие люди, которые судят «по наружности». Но на самом деле такой человек подражает Христу и по своей любви к ближним действует как сделанный из чистого золота духовный громоотвод., осуждают его, думая, что Бог его карает за прегрешения.
Суды Божии бездна. Есть тысячи разных примеров, пророков и святых. Но главное, что в Своих судах Бог меняется, если меняются люди.
Следовательно, духовные законы отличаются от законов естественных, потому что в духовных законах есть сердце, и здесь человек имеет дело со своим Творцом, Многоблагоутробным, Многомилостивым Богом.
То есть когда непослушный ребёнок приходит в сознание, кается и начинает терзаться муками совести, тогда Отец с любовью его обнимает и утешает.
Значит, Отец всегда наставляет детей с любовью. Цель Его – чтобы дети пришли в сознание и обратились к Нему. Не по злобе и не по законам человеческой справедливости судит Он, но по законам Божественной доброты и всё делает ради блага Своих детей, чтобы они спаслись и унаследовали Его Небесное Царство.
Да действует Благой Бог, как Ему подобает, да не помянет наших сетований и недовольства, лишь бы люди всего мира спаслись! Аминь.
1-я стр. | 2-я стр. | 3-я стр. | 4-я стр. | 5-я стр.
«Доколе не прейдет небо и земля,
ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона,
пока не исполнится все». (Мф 5:18)
При изучении Библии становится ясным, что самое главное для человека — это соблюдение Божественных законов, которые формируют и регулируют взаимоотношения в обществе, и заповедей, которые регулируют взаимоотношения в семье, коллективе, они — правила поведения человека в Бытии.
Законы и заповеди каждый может прочитать в Библии, но не все знают, что в них заложены два смысла: материальный и духовный. Если мы, читая их, видим букву или материальный смысл, или читаем их как книжники, то фактически видим интерпретацию законов змеем лукавым. Именно книжники, не поняв суть Учения Иисуса, распяли Его. Если читая, видим дух-мысль закона, то понимаем его Божественный смысл и видим интерпретацию Господа, замысел Его законов.
Такая ситуация сложилась объективно. Наши души рождены Господом, Отцом нашим Небесным и постоянно живут в Его Царствии. Там, естественно, действуют вечные Божественные законы, моральные основы, там все стремятся к главной цели — совершенству души, там все души чувствуют себя братьями и сестрами, имеющими одного Отца.
Душа, отправленная побыть на Землю, попадает в змея лукавого владение. Это земное царство имеет: свои гражданские, постоянно меняющиеся законы, которые для людей, как бремена тяжелые неудобоносимые, в результате чего сотни тысяч талантливых людей сидят в тюрьмах; свои цели бытия: копить неограниченное богатство, на которое можно купить все; добиться власти, чтобы иметь собственных рабов; удовлетворить любые хотения тела (похоти); главные принципы обретения власти и богатства — это обольщение и обман.
В этом мире наука изучает только материальный мир, борется с теми, кто пытается познать духовный мир, называя их лжеучеными, чтобы они не развенчали земное устройство мира. Искусство этого мира копирует природу; литература и поэзия талантливо описывает противоречия и конфликты земного общества; певцы не поют, а открывают рот под «фанеру»; медицина лечит материальное тело, не признавая, что Господь поселяет болезнь в душу за нарушение законов, и только потом она проявляется в теле. В этом мире нет гармонии, нет счастья, любви, свободы, о них только мечтают и тоскуют. В этом мире склеиваются не склеиваемые добро и зло.
Мы знаем, что в этом мире ни одно средство не может двигаться, если к нему не подвести энергию, но до сих пор наука не знает, благодаря какой энергии человек двигается, где находится и как устроен генератор, производящий эту энергию, не говоря уже о том, что мы до сих пор не знаем, из какого источника качается генераторами электрический ток, а правильней Божественная сила.
В земной мир ребенок приходит ангелом из Царствия Небесного, об этом сказал Иисус: «Если не будете как дети, не войдете в Царствие Небесное». Система воспитания этого мира превращает их в преступников, злодеев, рабов, хамов. Такое воспитание начинают родители, далее система образования и заканчивают СМИ. В этом мире тщательно скрывается от людей, что же будет с душой после умирания тела, куда она попадает или исчезает. Может, станет кошкой или собакой? Наука умалчивает это.
Все прошлые прорывы человеческого гения в познании земного и духовного мира в настоящем времени предаются забвению с тем, чтобы на основе общечеловеческого опыта наука не смогла бы выстроить образы целостного земного мира или истинного Божественного троичного мира.
Кроме того, есть еще один распространенный принцип земного мира: разделяй и властвуй. При разделении появляется порок, разделение ослабляет сильного, разделение знаний на отрасли позволяет все человечество держать в неведении об устройстве целостного мира.
Во время бытия на Земле душа находится в «тюрьме», доме материального тела, приговоренная быть там пожизненно (побытийно). В этом доме-теле закрыты «окна» и «двери» и душа может наблюдать материальный мир только через две дырочки в теле — глаза, поэтому глаза мы называем зеркалом души.
Она видит этот мир, но не может ничего предпринять, сказать и потому только страдает, переживает, плачет от горя и своего бессилия.
Самое опасное, что в земном мире не признается самый главный Божественный закон: «не убий». Иисус объяснил, что этот закон рассматривает два убийства: убийство тела человека убийцей и убийство души человека душегубом, который ради денег, ложного богатства, пропагандой, в том числе и на телевидении, воспитанием, компьютерными играми культивирует в душах людей насилие, разврат, ненависть к людям и народам, развивая животную сущность человека и унижая его интеллект, навязывая, как главную цель бытия, накопление материального богатства, золотого тельца, обретение неограниченной власти. Потому Иисус разъяснил: «не бойтесь убивающих тело, бойтесь убивающих душу».
В то же время, все, что мы имеем в бытии: пищу, воздух, воду, солнечную энергию, полезные ископаемые, идеи, гармоничную природу, даром получаем от Господа, а на земле только перерабатываем и торгуем Его дарами.
Мы все сегодня, обольщенные земными целями, стремимся их достичь, а потом хоть потоп или смерть. То же решила Ева, обольщенная змеем лукавым, согласившись на миражи обещанного, чтобы потом умереть. Только этих материальных целей достигает один из десяти миллионов, для остальных это миф, они становятся рабами этих единиц; довольствуются крышей — домом, пищей, зрелищами, воспитывая детей такими же рабами, как и они сами. До настоящего времени подавляющее большинство людей во всех странах живет с этими мифами.
Человеку Господь дал надежду на возвращение из земного мира в духовный, для этого Он дал нам Учение — Библию. Если увидим суть, дух, мысль, заложенную в них Господом, то найдем путь к вечной жизни для своей души, если же увидим в них материальный, земной смысл, останемся быть в этом мире, подданными этого земного царствия. Судьба наша решается на Суде, когда закончится мера бытия, там будут взвешены все наши дела: добрые и порочные, законные и противозаконные.
Незнание духа законов, их Божественного смысла не освобождает нас от ответственности. Каждое нарушение законов записывается Господом в наши индивидуальные «книги жизни». Отвечать за собственные нарушения этих законов приходится и во время бытия, но окончательный расчет осуществляется после воскресения или возвращения души в духовный мир, где человеку будет предъявлена его «книга жизни» и состоится Суд, на котором выносится всего один из двух приговоров: остаться душе жить в духовном мире или вечно жить в адском «комфорте».
Человек постоянно стремится к знаниям, которые помогают самостоятельно принимать правильные решения. Нельзя заставлять человека делать то, с чем он не согласен, что не согласуется с его знаниями.
Нельзя заставлять человека исполнять Божественные законы, это решение каждый должен принимать самостоятельно, но необходимо знать дух или смысл этих законов.
Кто-то с ними согласится, кто-то не согласится, и это неотъемлемое право каждого, иначе опять нарушим закон: не суди.
Самый первый и главный закон дан всему человечеству до того, когда первобытный или первый появившийся в бытии Ной с семьей материализовался.
Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию.
Тот, кто проливает кровь любимого сына Божьего, а все сыновья и дочери любимы Им, кто способствует убийству, заказывает, кто учит этому, пропагандирует и рекламирует способы убийства, того кровь прольется, а в духовном мире убийцу ждет смерть души, ибо они выступили против Господа, таким Он мстит с яростью.
Этот же закон действует и на межродовом уровне. Если вооруженные силы убивают людей на земле чужого рода, то, сколько людей погибло от рук агрессора или оккупанта, столько же погибнет в стране агрессора, даже если там не будут вестись военные действия. Невинные люди погибнут в различных катастрофах, от неожиданно вспыхнувших эпидемий, стихийных бедствий, в террористических акциях, от рук маньяков и так далее.
Не менее тяжелая кара ждет душегубов, убивающих души, развращающих их, сбивающих с пути к Богу, также вероломных (ломающих веру Богу).
Нужно очень серьезно отнестись к неотвратимости наказаний за нарушения законов.
Иисус сказал: «исполнится закон до последней иоты», но исполнится, как многие думают, не когда-либо в будущем, но мгновенно, в эту же минуту, в течение этого бытия, хотя иногда исполнение наказания задерживается до тех пор, пока человек меру зла не накопит до краев.
Я Господь, Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим. Значит, Господь не имеет физического лица, но имеет в Своей Душе глаза, уши, рот, чтобы общаться с нами. Не делай себе кумира (идола) и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Господь настолько Велик и непохож на человека, что невозможно Его изобразить. Кумиром или идолом может быть не только Его изображение, но и золото, недвижимость, деньги, на которые по мнению людей можно купить все, валовой внутренний продукт (ВВП), атомное или бактериологическое оружие, с помощью которого народы можно держать в страхе, человеческие концепции, научные мифы, которым верят люди, стремление удовлетворить похоти тела и многое другое.
Не преклоняйся им и не служи им (можно ошибиться и считать, что идол или икона спасла в битве от поражения или смерти, а не Господь); ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель (ревнующий к идолам), наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода (это души не только наших детей, внуков, правнуков, это мы, пришедшие «потом», в следующих воплощениях — то есть потомки), ненавидящих Меня (невидящих, не общающихся, гордых, спорящих с Ним, нарушающих законы, а потому блудных), и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
Вот и стоит перед нами выбор: ненавидеть Господа и получить от Него наказанных больных детей, внуков, правнуков, праправнуков, быть самому наказанным или возлюбить и слушать голос Мудрого Отца и тогда мы и все души за нами в тысяче родов получат благодать от Него.
Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
Как часто в суете мы употребляем слова: требуя благодать — «дай Бог», отдавая Ему указания — «пусть Бог нам поможет», совершив злодеяние, говорим — «слава Богу, получилось!», готовясь совершить зло, насилие, утверждаем — «пусть Бог будет с нами», лжесвидетельствуя, произносим — «клянусь Богом», но при этом о Боге не думаем, и не замечаем, как раздаем Ему поручения, просим у Него, как нашего должника: «дай, дай, помоги…». И еще добавляем: «если ты есть». За это Он наказывает нас, но мы не замечаем этих наказаний.
Помни день субботний (седьмой), чтобы святить его.
В этот день мы должны проверить, осветить своим разумом дела, которые мы делали шесть дней и убедиться, что не совершили ошибок — грехов. Осветить, так же как мы раньше совершали все свои дела «в свете решений съезда или очередного пленума КПСС». Если же увидели, что согрешили, должны покаяться. Но, как правило, именно этого освещения, оценки своей деятельности многие не делают, а значит не исполняют закон.
Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих.
Здесь сказано не делай в этот день ничего для себя, но этот день посвяти Господу Богу твоему. То есть можно и необходимо заниматься благотворительностью, а главное, исповедоваться перед Ним, покаяться в совершенных грехах, только тогда Он утешит. Мы же выбираем самое простое — отдыхаем, ничего не делаем.
Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его.
Господь в седьмой день почил или покончил, завершил Свои творения и создания и проверил все, что созидал шесть дней, не ошибся ли где-то, то же должны делать и мы еженедельно в субботу или седьмой день.
Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь Бог твой дал тебе.
Как невнимательно мы часто относимся к своим родителям, не уважая их. Как неправильно относится власть к матери-земле, которую Господь дал всем и каждому роду с природой или прибылью рода, а потому не осознаем, что сами сокращаем меру своего бытия, учим детей образом своих поступков не почитать отца и мать, а во многом только использовать их в своих целях, потом они также не почитают нас — их отцов и матерей, а кончается тем, что не почитаем Отца Небесного, а Он в Свою очередь за это сокращает нам меру бытия.
Не убивай.
Это напоминание первейшего закона — не убивай ни тела, ни души. Необходимо еще заметить, что убить человека можно морально, то есть словом; очень часто мы высказываемся вслух так, что делаем человеку больно, унижаем его, произносим такое, от чего слабый человек может совершить неадекватный поступок, или будет мучаться до конца бытия — а это уже убийство в человеке его «я», его личности.
Не прелюбодействуй.
Не совершай преступления против любви, ни чего не делай без любви, по хотению тела. Учитывая, что Бог — есть любовь, то преступление против любви — это преступление против Бога, тогда смысл данного закона значительно шире, чем кажется на первый взгляд. Это не только измена супругов, о ней более подробно будет сказано в другой заповеди, это и ревность, и ложь, и избиение детей, и финансовый обман, и многое другое, что нарушает гармонию в обществе.
Не кради.
Разве может человек, назначенный Господом быть владыкой, творцом и создателем красть и убивать? Чтобы стать творцами и создателями мы должны трудиться, за что получаем от Него богатство — «Богом датство» в виде трех имений: материального, духовного и разумного. Тот, кто крадет, пользуется результатами труда других, становится паразитом рода, не важен способ, как украл, пришел и силой отнял или придумал хитроумную финансовую комбинацию, или протолкнул закон, который «законно» приватизирует народное достояние, таким людям не важно, как живет род, они не чувствуют свою принадлежность роду, они живут не внутри рода, а за его пределами, на границе, у рода, поэтому люди зовут их уродами.
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
Ведь в этом случае может быть осужден праведный, но за праведного обязательно вступится Господь, лжесвидетель же обязательно понесет наказание.
Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.
Как часто нарушается в мире этот закон: отнимаются не только дома, но и земли данные Господом, когда присваивается имущество больших групп народов, и свободные люди фактически превращаются в рабов, а само деяние сродни краже, ограблению и опустошению, соблазну чужих жен и мужей; в этих случаях Господь выступает как Мститель. Эта заповедь охраняет частную собственность.
Ко всему прочему, это закон и о зависти человека, которая, по сути, является очень страшным пороком, ибо человек не хочет достичь того же уровня достатка трудом, исполняя законы, как тот, кому позавидовал. Он обращается к Богу: «пусть у него этого не будет!», то есть требует по его завистливому хотению отобрать у другого заслуженно полученное от Бога.
А теперь посмотрим, как звучат главные заповеди или законы поведения человека в обществе.
Если кто согрешит, то сделает преступление пред Господом.
Существует заблуждение, что мы грешим против слабого человека, но на «матч-реванш» выйдет к грешнику Господь, а у них разные весовые категории, грешник обречен на поражение, но самое главное, он не видит Мстителя и не знает, когда придет мщение, откуда его ждать, а ведь оно придет обязательно.