Константин Маковский. Воззвание Минина к нижегородцам.
Холст, масло, 698×594 см. Государсвенный Русский музей, Санкт — Петербург.
Картина Константина Маковского Минин на площади Нижнего Новгорода,призывающий народ к пожертвованиям — одно из самых знаменитых патриотических произведений России. Эта картина уникальна тем
— она является самым большим в России станковым полотном на тему отечественной истории, её размеры — 698×594 см. (около 40 м.кв. живописного полотна);
— художник почти 20 лет обдумывал и 6 лет работал, прежде чем представить полотно зрителям;
— только портретно решенных героев в картине свыше сотни !
Мысль о создании картины «Воззвание Минина» относится к 70-м годам XIX в. Но, после многочисленных неудачных попыток художник решил забыть о картине.
В 1891 году произошло событие, которое нравственно потрясло К. Маковского: Репин впервые показал публике свое историческое полотно — «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». В «Запорожцах», историческом групповом портрете, Маковский увидел так пленявшую его пульсацию жизни. В картине было столько энергии, вольнолюбия, что вдохновившись Маковский решил снова попробовать написать картину на давно волновавшую его тему о воззвании Минина к народу.
Летом 1891 года Маковский приезжает в Нижний Новгород. Здесь, на месте событий, Маковский читает многочисленные летописи, рукописные своды, всматривается в могучие древние башни кремля, старинные извилистые улочки, неповторимый пейзаж города. Всё это разбудило творческое воображение художника, и оно пробьет толщу веков. Так и произошло. Нижний Новгород преподнес Маковскому бесценный подарок — вид Ивановского съезда, то есть наглядную, почти в готовом виде пространственную композицию картины.
Художественная интуиция не обманула Маковского. Позднее историки доказали, что нижегородцы собирались около съезжей избы, недалеко от церкви Николы на торгу. Художник оказался прав, а его картина обрела подлинность исторического документа.
В Маковский сделал этюд Ивановского съезда. Каменная церковь XIX века на этюде уступила место легкой старинной деревянной постройке, характерной для XVII века, что сразу привнесло в картину аромат древности, ощущение исторической правдивости . То же самое можно сказать об Ивановской башне кремля. Вместо надстройки с четырехскатным покрытием появилось затейливое навершие в духе башен Московского Кремля.
Маковский сделал и ряд портретных зарисовок. В июне 1891 года он жил в гостинице Блиновского пассажа на улице Рождественской. Окна его номера выходили на шумные нижегородские пристани, где во множестве толпились люди разных сословий: приезжавшие со всех сторон в крупнейший торговый центр России заводчики, купцы, ремесленники, крестьяне, просто праздная публика, босяки, опустившиеся личности и сильные, мускулистые грузчики, обладавшие статью былинных героев. Густая разношерстная толпа давала богатый материал для впечатлений, для поиска того или иного типажа, характера, интересного лица.
В Нижнем Новгороде Маковский познакомился с художником А. О. Карелиным, у которого была собрана одна из лучших в России коллекций народного искусства и предметов быта: национальные одежды, старинные ткани, иконы, изделия ремесленников. Шкатулки, ларцы, укладки, штофы, подсвечники, кубки, изображённые «Воззвании Минина» не только указывают на определённую эпоху, но и являются «действующим лицом» картины. Ведь нужно было показать конкретную реализацию патриотического порыва нижегородцев — их приношения.
Из сложного хода событий, связанных с Нижегородским ополчением, К. Маковский избрал для сюжета своей картины один из самых волнующих моментов — первый взрыв народного патриотизма.
Крупномасштабное полотно, общая площадь которого составляет более 40 квадратных метров, было закончено в 1896 году и впервые показано на выставке в Нижнем Новгороде. В основу сюжета положены реальные факты, имевшие место в сентябре 1611 года.
На полотне изображено раннее осеннее утро. На тревожный звон колоколов на самую оживленную площадь города – Торговую площадь Нижнего посада – собрался весь нижегородский люд. Здесь, с импровизированной трибуны, земский староста Нижнего посада Кузьма Минин обращается к народу с призывом жертвовать деньги на ополчение, чтобы очистить Московское государство от иноземных врагов.
Архитектурный фон картины – башни величественного Нижегородского кремля – при всей внушительности не может заслонить огромную людскую массу. Кузьма Минин наделен всеми качествами подлинного народного героя. Страстная его речь находит отклик в сердцах людей разных возрастов и сословий. Через образы отдельных персонажей К. Маковский ярко изображает эмоциональную приподнятость, возбуждение народа.
Картина «Воззвание Минина к нижегородцам» получила неоднозначные оценки современников, да и сегодня вокруг этого произведения не утихают споры. Конечно, неустойчивость мировоззренческих взглядов художника видна невооруженным глазом. К. Маковский был далек от суриковского историзма с его талантом через призму прошлого понимать суть проблем современности.
С другой стороны, в картине К. Маковского явно чувствуется дыхание истории. Это настоящее эпическое произведение, в котором передана массовость и размах освободительного движения в России, это настоящая поэма во славу величия русского народа.
Воззвание Минина
Во времена забытого ополчения 1608–1609 гг. под руководством нижегородского воеводы Андрея Алябьева, защищавшего вместе с местными дворянами Нижний Новгород от наступавших «тушинцев», роль посада была не видна . Поэтому можно лишь предполагать, что, как и другие нижегородцы, Кузьма Минин оставался верен присяге царю Василию Шуйскому, но в военных столкновениях, естественно, никакого участия не принимал. Эта последовательность в признании официальной власти, без всяких «перелетов» к самозванцу Лжедмитрию II, была свойственна в то время и князю Дмитрию Пожарскому. Иначе бы призыв Кузьмы Минина к нижегородцам и его обращение за помощью к князю Дмитрию Пожарскому не могли быть успешными.
К 1611 г. дошла очередь до вступления в земскую борьбу не только служилых, но и посадских людей. Убежденность в этом Кузьма Минин черпал, повторяя слова явившегося ему во сне Сергия Радонежского: «…старейшие в таковое дело не внидут, наипаче юнии начнут творити» . С. Ф. Платонов и П. Г. Любомиров думали, что это является свидетельством того, что Кузьма Минин обращался прежде всего к молодым нижегородцам. Но, скорее всего, в этих словах содержится объяснение мотивации действий самого Минина, «молодшего» посадского человека, вступившего за общее дело.
Само выступление Кузьмы Минина на «собрании ратных людей» нижегородского посада часто упоминается в летописях. Хорошо известен подробный рассказ «Нового летописца», куда вошла специальная статья под названием «О присылке из Нижнего Новгорода к князю Дмитрию Михайловичу, и о приходе в Нижний, и о собрании ратных людей»:
«…нижегородцы, поревновав о православной христианской вере и не желая видеть православной веры в латинстве, начали мыслить, как бы помочь Московскому государству. Один из них нижегородец, имевший торговлю мясную, Козьма Минин, прозываемый Сухорук, возопил всем людям: «Если мы хотим помочь Московскому государству, то нам не пожалеть имущества своего, да не только имущества своего, но и не пожалеть дворы свои продавать и жен и детей закладывать, и бить челом, кто бы вступился за истинную православную веру и был бы у нас начальником». Нижегородцам же всем его слово было любо, и придумали послать бить челом к стольнику ко князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому архимандрита Печерского монастыря Феодосия да из всех чинов лучших людей. Князь же Дмитрий Михайлович в то время был у себя в вотчине, от Нижнего в 120 поприщах, лежал от ран. Архимандрит же и все нижегородцы пришли к князю Дмитрию Михайловичу и били ему челом со слезами, чтобы он ехал в Нижний Новгород и встал за православную христианскую веру и помощь бы оказал Московскому государству. Князь же Дмитрий их мысли был рад и хотел ехать тотчас, да зная у нижегородцев упрямство и непослушание воеводам, писал к ним, чтобы они выбрали из посадских людей, кому быть с ним у того великого дела и казну собирать, а с Кузьмою Мининым будет у них все уговорено. Тот же архимандрит и нижегородцы говорили князю Дмитрию, что у них в городе такого человека нет. Он же им говорил: «Есть у вас Кузьма Минин; тот бывал служилым человеком, ему то дело привычно». Нижегородцы, услышав такое слово, еще больше были рады, и пришли в Нижний, и возвестили все. Нижегородцы же тому обрадовались и начали Кузьме бить челом. Кузьма же им для укрепления отказывал, не хочет быть у такого дела. Они же его прилежно просили. Он же начал у них просить приговор, чтобы им во всем быть послушными и покорными и ратным людям давать деньги. Они же дали ему приговор. Он же написал приговор, чтобы не только у них брать имущество, но и жен и детей продавать, а ратным людям давать . И взяв у них приговор, за их подписями послал тот приговор ко князю Дмитрию тотчас затем, чтобы того приговора назад у него не взяли» .
Приведем также рассказ «Пискаревского летописца», обнаруженного О. А. Яковлевой только в 1950-х годах и поэтому мало использовавшегося в работах по истории нижегородского ополчения:
«И некоим смотрением божиим лета 7120-го в Нижнем Новеграде некий торговой человек от простых людей, имянем Козьма, прозвище Минин, смышлен и язычен. И почал советовати с своею братьею с нижегородцы з гостьми и с торговыми людьми, и со всякими: како бы им пособити Московскому государьству. А в то время ис под Москвы хотели были и достальные люди розойтись врознь: бояре и дворяне, и дети боярские, и казаки, и всякие служилые люди. И тот Козьма по некоему Божию смотрению и по своему умышлению и почал в Новегороде казну збирати з гостей и с торговых людей, и со всяких тамошних житейских людей, хто чего стоен: с ыного рубль, с ыного пять и шесть, с ыного десять и дватцать, и пятьдесят, и сто, и двести, и триста, и пятьсот, и тысячю, и больши. И свою казну дал тут же всю. И почал давати ту казну бедным разореным людям: бояром и дворяном, и детем боярским, и казаком, и стрельцом, и всяким ратным людем. И почал всем градом выбирати к тем ратным людем воеводу. И выбрали дворяне и дети боярские, и всякие служилые люди стольника князя Дмитрея Михайловича Пожарсково. И почали к нему съезжатись в Нижней Новгород и со всего Московсково государьства бояре и дворяне, и дети боярские, и казаки, и стрельцы, и всякие служилые люди. А тот Козьма почал жалованье давати, хто чего достоин» .
Как писал П. Г. Любомиров: «Многие источники и все исследователи согласно утверждают, что видную или даже главную роль в пробуждении у нижегородцев решимости встать на очищение Московского государства сыграли речи Кузьмы Минина. Но когда и под влиянием чего выступил он со своим воззванием, в какой среде его горячее слово раньше всего нашло себе отклик в реальной форме начала работы по созданию ополчения?» . П. Г. Любомиров в подробном исследовании по истории нижегородского ополчения попытался дать свой ответ на поставленные вопросы. Он привел новые аргументы в пользу того, что выступление Кузьмы Минина не было непосредственно связано с грамотами из Троице-Сергиева монастыря, хотя они и могли обсуждаться в Нижнем Новгороде. Значительную роль при начале выступления нижегородцев должны были сыграть не столько окружные послания из Троице-Сергиева монастыря, сколько прямое обращение к нижегородцам, переданное патриархом Гермогеном с «бесстрашным» свияженином Родионом (Родей) Мосеевым, сумевшим пробраться в осажденную Москву и привести в Нижний Новгород патриаршую грамоту 25 августа 1611 г. В Нижнем Новгороде узнали непосредственно от патриарха Гермогена о том, что произошло под Москвой. Он писал, что в полках Первого ополчения после смерти одного из его руководителей Прокофия Ляпунова власть захватили казаки и обсуждают кандидатуру «проклятого паньина Маринкина сына» (сына Марины Мнишек и самозванца Лжедмитрия II) . Патриарх «проклинал» этого претендента и всех, кто его поддерживает, призывая нижегородцев не допустить того, чтобы в Москве воцарился «казачий царь». Через Нижний Новгород обращение дошло и до другого иерарха – казанского митрополита Ефрема. Находясь в Казани, он имел больше возможностей повлиять на земщину, чем находившийся в фактическом заключении в московском кремлевском Чудовом монастыре патриарх Гермоген. Имея вместе с нижегородцами такую духовную поддержку, Кузьма Минин и выступил со своим знаменитым призывом.
Когда же он произнес речь, призвавшую нижегородцев поделиться своим имуществом ради дела организации нового ополчения для похода на Москву? И. Е. Забелин и П. Г. Любомиров датировали это выступление «первой половиной» или – «самое большее» – серединой сентября 1611 г. Дело в том, что Кузьма Минин упоминал о своем выборе в земские старосты, подтолкнувшем его к действию, в разговорах с архимандритом Троице-Сергиева монастыря Дионисием, которому рассказывал «о собрании ратных людей на очищение государству». Однако в аргументации П. Г. Любомирова использован небесспорный прием аналогии, согласно которому он посчитал, что выборы Кузьмы Минина в земские старосты произошли около начала нового года – 1 сентября (по счету лет от сотворения мира это был 7120 г.), – так, как это делалось в русских северных общинах. К сожалению, для посадских общин центра России в Смутное время нет представительного материала, чтобы уверенно говорить, что там соблюдался тот же срок перевыборов земских старост. Поэтому «отсчитывать» начало выступления Кузьмы Минина приходится иначе, не позднее того времени, когда становится уже точно известно о сборе нового ополчения и приходе его первых отрядов в Нижний Новгород. События эти тоже датируются по-разному, но наиболее достоверным выглядит свидетельство автора «Карамзинского хронографа» арзамасского дворянина Баима Болтина, записавшего, что «в 120 году в осень о Дмитриев дни» (26 октября) оказавшиеся в Арзамасе смоленские дворяне и дети боярские выступили в Нижний Ногород. Значит, примерно в один из дней с 25 августа (не ранее того времени, когда в Нижнем Новгороде получили грамоту патриарха Гермогена) до 26 октября 1611 г. Кузьма Минин выступил на нижегородском посаде.
О месте, где Кузьма Минин обратился к нижегородцам с призывом собрать средства для нужд людей ратных, тоже давно и безуспешно спорят. Логично заключить, что такое обращение произошло в земской избе, находившейся по материалам дозора нижегородского посада 1620–1621 гг. на Нижнем посаде, близ Никольской церкви. Последующие предания и легенды, очевидно, стремятся показать, что Кузьма Минин выступил перед большим собранием нижегородцев, и связывают его обращение с выступлением «на торгу», где его могли услышать многие люди.
Существует еще один, опубликованный П. И. Мельниковым памятник, так называемая «Ельнинская рукопись», в которой был записан рассказ о создании «совета» посадских людей, их общем сборе в Спасо-Преображенском соборе, поучении нижегородского протопопа Саввы и речи Кузьмы Минина. Однако рукопись оказалась почему-то утраченной и, зная уже о попытках П. И. Мельникова «приукрасить» биографию Кузьмы Минина, к ее свидетельству тоже надо отнестись с осторожностью. Хотя именно из «Ельнинской рукописи» известен рассказ о том, что Кузьма Минин принес «свое имение, монисты, пронизи и басмы жены своей Татьяны и даже серебряные и золотые оклады, бывшие на св. иконах» .
Осторожность историка не должна смущать читателя. Легенда о том, что Кузьма Минин принес для общего сбора украшения своей жены Татьяны, рождалась не на пустом месте. Ведь написано же в более осведомленном «Новом летописце», созданном на рубеже 20—30-х годов XVII в., что нижегородцы закладывали при создании ополчения жен и детей. Есть и другой рассказ о некоей «вдове», принесшей 10000 рублей из бывших у нее 12000 рублей, чем она «многих людей в страх вложила». Пусть остаются сомнения по поводу того, что Кузьма Минин снимал оклады икон или что имя «вдовы», обладавшей капиталами под стать самым богатым людям в Московском государстве – Строгановым, оказалось неизвестным. Очевидно, что из таких рассказов нельзя построить связную историческую картину. Но без всех этих столетиями живущих легенд не было бы ни памятников Кузьме Минину, ни грандиозного полотна художника К. Маковского, изображающего воззвание земского старосты к нижегородцам в 1611 г. (картина создавалась к Нижегородской выставке 1896 г. и хранится в настоящее время в Нижегородском художественном музее).
Следующая глава >>
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком на Litres.ru
Содержание
- Гражданский подвиг Козьмы Минина и Второе ополчение
- 1. Калишское воззвание
- Последнее воззвание
- Воззвание
- ВОЗЗВАНИЕ АЗ-ЗАРКАВИ
- Борода-то Минина, а совесть-то глиняна
- В. Корн Воззвание
- 1611, осень Призыв Козьмы Минина и Второе ополчение
- № 81а. Воззвание
- Как звали… Кузьму Минина
- Подвиг и судьба Кузьмы Минина
- ГЛАВА 22. УСПЕХИ ПОЛИТИКИ МИНИНА И ПОЖАРСКОГО. СВЕРЖЕНИЕ ПОСЛЕДНЕГО САМОЗВАНЦА. ОСВОБОЖДЕНИЕ МОСКВЫ
- IV. О родственниках Козьмы Минина
- Глава 13 «Смутное время» – что это было. Ополчение Минина и Пожарского из Татарии
- 3.1. Разгром гробницы Минина
- Воззвание о войне
Гражданский подвиг Козьмы Минина и Второе ополчение
Гражданский подвиг Козьмы Минина и Второе ополчение Осенью 1611 г., казалось, приблизился час национальной катастрофы. Поляки, спалив посады Москвы, превратили Китай-город и Кремль в свою неприступную крепость и засели там. Рухнула центральная власть, страна разваливалась
1. Калишское воззвание
1. Калишское воззвание Первые недели 1813 г. застали прусское правительство в состоянии полнейшей беспомощности и растерянности.Даже единственная жалкая мысль, пришедшая ему в голову, — план вооруженного посредничества совместно с Австрией, между Францией и Россией, —
Последнее воззвание
Последнее воззвание Перед тем как окончательно разойтись, та часть Украинского Правительства, которая добралась до Любара, выработала и огласила на упомянутом выше совещании 6-го декабря длиннейшее воззвание «к Украинскому Народу”.В этом воззвании сообщается всему
Воззвание
Воззвание Бог умилосердился над Россиею, послал смерть тирану нашему. Христос рек: не будьте рабами человеков, яко искуплены кровью моею. Мир не внял святому повелению сему и пал в бездну бедствий. Но страданья наши тронули Всевышняго. Днесь Он посылает нам свободу и
ВОЗЗВАНИЕ АЗ-ЗАРКАВИ
ВОЗЗВАНИЕ АЗ-ЗАРКАВИ Еще за три года до того, как в 2007-м «Блэкуотер» стала известна всему миру после гибели 17 иракцев на площади Нисур в Багдаде, ее наемники попали в газетные заголовки из-за трупов, подвешенных вниз головами на железнодорожном мосту в иракской
Борода-то Минина, а совесть-то глиняна
Борода-то Минина, а совесть-то глиняна Александр Николаевич Островский в 1854-м завел тетрадь для записей. О том, что именно он собирался записывать, дает представление ее пространное название: «Замечательные русские простонародные рассказы, притчи, сказки, присказки,
В. Корн Воззвание
В. Корн Воззвание ВСЕРОССИЙСКИЙ АЭРОКЛУБ основан 16 января 1908 г. Устав утвержден министром внутренних дел 27 июня того же года Государь Император, в 31-й день декабря минувшего года, на всеподданнейшем докладе министра внутренних дел, по ходатайству Совета клуба о
1611, осень Призыв Козьмы Минина и Второе ополчение
1611, осень Призыв Козьмы Минина и Второе ополчение В Нижнем Новгороде возник новый очаг сопротивления, появилось новое общенародное движение. Его возглавил староста Козьма Анкудинович Минин. Осенью 1611 г. наступил редкий в истории момент, когда множество порядочных людей
№ 81а. Воззвание
№ 81а. Воззвание Для усиления боевой мощи и поднятия революционно-наступательного порыва армии во имя защиты свободы, закрепления завоеваний революции, от чего зависит свобода демократии не только России, но всего мира, приступлено к формированию добровольческой
Как звали… Кузьму Минина
Как звали… Кузьму Минина О происхождении и времени рождения Кузьмы Минина достоверно ничего не известно. Удивительно, но даже само имя становилось предметом научных обсуждений. Дело в том, что у посадских людей в те времена рядом с имене собственным стояло имя или
Подвиг и судьба Кузьмы Минина
Подвиг и судьба Кузьмы Минина Под Москвой, в самую критическую минуту борьбы, когда нужно было убеждать выступить «таборы» князя Дмитрия Тимофеевича Трубецкого против общего врага – гетмана Яна Кароля Ходкевича, еще раз сказался талант Кузьмы Минина, умевшего увлекать
ГЛАВА 22. УСПЕХИ ПОЛИТИКИ МИНИНА И ПОЖАРСКОГО. СВЕРЖЕНИЕ ПОСЛЕДНЕГО САМОЗВАНЦА. ОСВОБОЖДЕНИЕ МОСКВЫ
ГЛАВА 22. УСПЕХИ ПОЛИТИКИ МИНИНА И ПОЖАРСКОГО. СВЕРЖЕНИЕ ПОСЛЕДНЕГО САМОЗВАНЦА. ОСВОБОЖДЕНИЕ МОСКВЫ На землях, признавших власть Минина и Пожарского, устанавливался более или менее четкий порядок. Воины Второго ополчения постепенно вытесняли из окрестных городов и сел
IV. О родственниках Козьмы Минина
IV. О родственниках Козьмы Минина В одном из писем г. Бантыш-Каменского к г. Малиновскому сказано о родственниках Минина, Подсевальщиковых. Дополним это известие: у Михайлы Алексеева Подсевальщикова, внука Михайлы Петрова, который будто бы был родной внук сестры Козьмы
Глава 13 «Смутное время» – что это было. Ополчение Минина и Пожарского из Татарии
Глава 13 «Смутное время» – что это было. Ополчение Минина и Пожарского из Татарии Как было упомянуто в предыдущей главе, первая в рассматриваемое время и довольно успешная попытка захвата Московии иезуитами и их пособниками-западниками была предпринята, скорее всего, в
3.1. Разгром гробницы Минина
3.1. Разгром гробницы Минина В книге «Библейская Русь» (см. также ХРОН6, гл. 10:7) мы подробно говорили о гробнице Минина в Нижнем Новгороде.В начале августа 2001 года А.Т. Фоменко и Т.Н. Фоменко посетили Кремль Нижнего Новгорода, где, как мы знали, еще в начале нашего века
Воззвание о войне
Воззвание о войне Товарищи рабочие!Вот уже больше года тянется европейская война. Судя по всему, она протянется еще очень долго, ибо если Германия наилучше подготовлена и сейчас всех сильнее, то зато четверное согласие (Россия, Англия, Франция и Италия) имеет больше людей