Фраза «взять свой крест» пришла в обиход христиан из слов Иисуса Христа сказанных при очень интересных обстоятельствах. Однажды Иисус Христос спросил своих учеников о том, за кого они Его почитают, Пётр тут же, проявив своё рвение, признался, что он считает своего учителя за Христа – Сына живого Бога, (Мф. 16:15-17). К сожалению, эта, казалось бы, твёрдая вера Петра, оказалась не очень надёжной в действительности. Буквально сразу же после этих слов, когда Иисус Христос стал говорить своим ученикам о том, что Ему надлежит пострадать и быть преданному на смерть, Пётр, стал прекословить Ему, отговаривая избежать страданий, «Будь милостив к себе Господи, да не будет этого с Тобою» (Мф 16:22). На это Христос сказал Петру: «Отойди от Меня Сатана! ты Мне соблазн! Потому что думаешь не о том, что Божье, а что человеческое» (Мф 16:23). Происшедшее заставило Христа обратиться ко всем окружающим и уточнить, что же действительно представляет собой истинная вера в Него, «Если кто хочет идти за Мною отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мною» (Мф 16:24). Контекст, в котором были сказаны эти слова, помогает понять их значение. Дело в том, что для того, чтобы действительно быть верующим или учеником Христа необходимо не только теоретическое признание, что Иисус Христос является Сыном Божьим или даже Спасителем. Настоящая вера во Христа это признание Его права на управление нашей жизнью. «Отвергнуть себя и взять свой крест» в следовании за Христом означает отказ от права самому распоряжаться жизнью и «думать о том, что Божье», а не о том, что человеческое. Это значит, готовность следовать Христу везде, куда Он ведёт.
Сегодня Иисус Христос не ходит и не водит за собой учеников по земле физически. Эту роль выполняет Его слово – Библия. Являясь Божьим словом, Библия несёт в себе полный авторитет Иисуса Христа. «Отвергнуть себя и взять свой крест» в наши дни означает быть верным Библейскому учению во всех аспектах жизни, перед каким бы выбором оно нас не поставило. Это, значит решать практические вопросы жизни не по человеческим стандартам удобным для данной ситуации, а по абсолютным критериям Божьего слова. Это, значит быть готовым отказаться от своих мнений и желаний, даже тогда когда решения предлагаемые словом Божьим нам неудобны или когда они требуют значительной жертвы с нашей стороны.
К сожалению, такое христианство очень не популярно в наше время. Именно это было предсказано Писанием, которое говорит, что в последнее время люди будут иметь только вид благочестия, не имея при этом его силы (2 Тим 3:5). Верность Писанию сегодня зачастую подменяется искусными попытками найти оправдания тому, почему то или иное его требование не может быть исполнено. Так же как и во времена Христа, сегодня много людей провозглашают свою веру во Христа устами, тогда когда они в реальности верят в свою собственную, человеческую программу жизни.
Значит ли это, что ситуация совсем безнадёжна? Конечно, нет! Апостол Павел в своём втором послании к Тимофею, говоря о проблемах последнего времени, предлагает их решение. Это решение он видит в двух необходимых действиях:
- Первое – это ученичество, т. е. личное взаимодействие с верными Богу христианами, «А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен» (2 Тим 3:14). В истории церкви всегда были верные Господу люди. Я уверен, они есть и в вашем окружении. Эти люди отличаются Богобоязненностью, смирением перед Творцом, любовью к Его слову и любовью к людям. Найдите таких людей и ищите общения с ними.
- Второе действие необходимое, чтобы духовно выжить в последнее время – это активное и практическое применение Писания в личной жизни, «Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен». Здесь ясно сказано, что Писание способно сделать нас «совершенными», «приготовленными ко всякому доброму делу». То как ведут себя люди, окружающие нас не может быть оправданием нашей духовной слабости. Священное Писание вполне достаточно для того, чтобы правильно вести нас по жизненному пути в любых обстоятельствах.
Вопрос: Что значит по-настоящему следовать за Христом?
Ответ: Во всех четырех Евангелиях заповедь Иисуса «следуй за Мной» встречается несколько раз (например, Матфея 8:22; 9:9, Марка 2:14; Луки 5:27; Иоанна 1:43). Во многих случаях Иисус говорил так, когда призывал двенадцать человек, которые должны были стать Его учениками (Матфея 10:3-4). Но в других местах Он говорил так всем, кто желал того, что Он предлагал (Иоанна 3:16; Марка 8:34).
В Евангелии от Матфея 10:34-39 Иисус ясно сказал, что значит следовать за Ним. Он сказал: «Не думайте, что Я пришел установить мир на земле. Не мир Я принес, но меч. Я пришел разделить! Разделить «сына с отцом, с матерью дочь, со свекровью невестку. И враги человеку его домочадцы”. Кто любит отца или мать больше Меня, тот не для Меня! Кто любит сына или дочь больше Меня, тот не для Меня! И кто свой крест не берет, идя за Мною, тот не для Меня! Кто хочет жизнь свою обрести, тот погубит ее. А кто погубит свою жизнь ради Меня, тот ее обретет» (тут и далее – перевод Российского Библейского общества).
Тот факт, что Иисус несет «меч» и обращает членов семьи друг против друга может показаться немного резким после слов о том, что тот, кто верит в Него, не погибнет (Иоанна 3:16). Но Иисус никогда не смягчал истину, а истина заключается в том, что следование за Ним ведет к сложному выбору. Иногда мы можем хотеть все бросить. Услышав учение Иисуса на горе блаженств (Матфея 5:3-11) и о грядущем кресте, многие Его последователи отвернулись (Иоанна 6:66). Даже ученики решили, что следовать за Иисусом было слишком тяжело, в ночь, когда Он был схвачен. Все они оставили Его (Матфея 26:56; Марка 14:50). В ту ночь следование за Христом подразумевало возможный арест и казнь. Вместо того, чтобы рисковать своей жизнью, Петр трижды отказался от того, что он даже знал Иисуса (Матфея 26:69-75).
Следовать за Христом по-настоящему означает, что Он стал для нас всем. Каждый человек следует за кем-то или чем-то: друзьями, массовой культурой, семьей, эгоистическими желаниями или Богом. Мы можем следовать только за чем-то одним (Матфея 6:24). Бог заявляет, что мы не должны иметь никаких других богов перед Его лицом (Исход 20:3; Второзаконие 5:7; Марка 12:30). По-настоящему следовать за Христом означает не следовать больше ничему другому. Иисус сказал в Евангелии от Луки 9:23: «Кто хочет следовать за Мной, пусть забудет о себе и каждый день несет свой крест – тогда он будет следовать за Мной». Нет такого понятия, как «ученик наполовину». Как продемонстрировали апостолы, никто не может следовать за Христом своими собственными силами. Фарисеи были хорошим примером тех людей, которые пытаются повиноваться Богу собственными силами. Их собственные усилия привели лишь к высокомерию и искажению всей цели закона Божьего (Луки 11:39; Матфея 23:24).
Иисус раскрыл Своим ученикам тайну, как правильно следовать за Ним, но в то время они не понимали этого. Он сказал: «Только Дух дарует жизнь, человек тут бессилен» (Иоанна 6:63). А также: «Поэтому Я и сказал вам: только тот ко Мне сможет прийти, кому будет дано Отцом» (ст. 65). Ученики находились с Иисусом в течение трех лет, обучались, наблюдали и участвовали в Его чудесах. Тем не менее, даже они не смогли следовать за Ним по-настоящему собственными силами. Они нуждались в Помощнике.
Иисус обещал много раз, что после после Своего возвращения к Отцу, Он пошлет им «Заступника» – Святого Духа (Иоанна 14:26; 15:26). На самом деле, Он сказал, что Его уход будет для их же блага, чтобы мог прийти Святой Дух (Иоанна 16:7) и поселиться в сердце каждого верующего (Галатам 2:20; Римлянам 8:16; Евреям 13:5, Матфея 28:20). Иисус предупреждал своих последователей не начинать свидетельствовать о Нем, «пока не укрепитесь силою свыше» (Луки 24:49; Деяния 1:4). Когда Святой Дух сошел на этих первых верующих в день Пятидесятницы, они в тот же миг получили всю силу, необходимую им для следования за Христом, даже к смерти, если это было необходимо (Деяния 2:1-4; 4:31; 7:59-60).
Следовать за Иисусом означает стремиться быть похожим на Него. Он всегда слушался Своего Отца, так что и нам следует стремиться к этому (Иоанна 8:29; 15:10). По-настоящему следовать за Христом значит сделать Его главным, таким образом мы делаем Иисуса Господом своей жизни (Римлянам 10:9; 1 Коринфянам 12:3; 2 Коринфянам 4:5). Каждое решение и каждое стремление должно фильтроваться через Его Слово с целью прославления Его во всем (1 Коринфянам 10:31). Мы не спасаемся тем, что делаем для Христа (Ефесянам 2:8-9), а лишь тем, что Он сделал для нас. Из-за Его благодати, мы желаем угождать Ему во всем. Все это достигается, когда мы позволяем Святому Духу иметь полный контроль над каждой областью нашей жизни (Ефесянам 5:18). Он объясняет Писание (1 Коринфянам 2:14), дает нам духовные дары (1 Коринфянам 12:4-11), утешает (Иоанна 14:16) и направляет (Иоанна 14:26). Следовать за Христом значит, что мы применяем истину, которую узнаем из Его Слова, и живем так, будто Сам Иисус находится рядом с нами. English
Что значит по-настоящему следовать за Христом?
Слова Бога на данную тему:
Некоторые люди не радуются в истине, и гораздо менее радуются Божьему суду. Скорее они будут радоваться власти и богатству; таких людей можно назвать снобами. Они ищут только те деноминации в мире, которые имеют большое влияние, также тех пасторов и учителей, которые заканчивают различные семинарии. Несмотря на то, что эти люди приняли путь истины, они по-прежнему остаются скептически настроенными и не могут полностью посвятить себя Богу. Они разглагольствуют о своей жертвенности для Бога, но их внимание сосредоточено на «великих» пастырях и учителях, в то время как Христа они игнорируют. Их сердца наполнены славой, известностью и богатством. Они вообще не могут поверить, что такой незначительный человек способен покорить так много людей, что такая ничем не примечательная личность способна совершенствовать людей. Они по большому счёту не верят в то, что эти ничтожества, находящиеся в пыли и навозной куче, являются теми, кого избрал Бог. Они считают, что если бы такие люди действительно стали объектами Божьего спасения, тогда небо и земля поменялись бы местами, и все люди хохотали бы как безумные. Они полагают, что если Бог избрал таких ничтожных людей, чтобы их сделать совершенными, то те «великие» люди могли бы стать Самим Богом. Их взгляды запятнаны неверием; на самом деле, они даже далеки от неверия — они просто дикие звери. Потому что они ценят лишь положение в обществе, престиж и власть; они держатся высокого мнения только относительно больших групп людей и деноминаций. Они ни в грош не ставят всех тех, кого ведёт Христос; они просто предатели, которые отказались от Христа, от истины и самой жизни.
Ты восторгаешься не смирением Христа, а этими лжепастырями, занимающими видное положение. Ты любишь не красоту и мудрость Христа, а тех распутников, которые связаны с этим мерзким миром. Ты смеешься над болью Христа, Которому негде преклонить Свою голову, но восхищаешься теми трупами, которые прикарманивают себе церковные приношения и живут в разврате. Ты не готов страдать вместе с Христом, но охотно падаешь в объятия этих безрассудных антихристов, хотя всё, что они предоставляют тебе — лишь плоть, лишь буквы и лишь контроль. Даже сейчас твоё сердце по-прежнему обращается к ним, их репутации, их статусу, их влиянию. И, тем не менее, у тебя по-прежнему сохраняется отношение противления работе Христа, и ты отказываешься принимать её. Вот почему Я утверждаю, что у тебя нет веры, чтобы признать Христа. Причина, по которой ты до сегодняшнего дня следовал за Ним, только в том, что тебя заставляли это делать. В твоём сердце постоянно вздымаются многие возвышенные образы; ты не можешь забыть каждое слово и поступок этих людей, а также их слова и жесты, оказывающие на тебя такое сильное влияние. В вашем сердце они всегда остаются героями и величайшими людьми. Но ко Христу сегодняшнего дня у вас отношение иное. Он всегда занимает незначительное место в твоём сердце и никогда не заслуживает благоговения. Ибо Он слишком обычный, имеет слишком мало влияния и далёк от возвышенного.
из «Истинный ли ты верующий?» в книге «Слово является во плоти»
Поэтому есть люди, которых часто обманывают те, кто внешне представляются духовными, выглядят благородными и кажутся величественными. Что же касается тех, кто может говорить о буквах и доктринах, чья речь и действия заслуживают, как кажется, восхищения, то их почитатели ни разу не пытались взглянуть ни на суть их действий, ни на принципы, стоящие за их поступками, ни на то, какие у них цели. И они ни разу не посмотрели, а действительно ли эти люди послушны Богу, и действительно ли они богобоязненны и удаляются от зла. Они совершенно не распознали сущность человеческой природы этих людей. Напротив, с первых шагов знакомства мало-помалу они начинают восхищаться этими людьми, благоговеть перед ними, и в конечном счете эти люди становятся их идолами. Более того, в глазах некоторых эти идолы, которым люди поклоняются, которые, как они считают, могут бросить свои семьи и работу, и, как кажется, могут заплатить цену. Эти идолы — те, кто по-настоящему угождает Богу, те, кто на самом деле может обрести хороший конец и хорошее место назначения. В их глазах эти идолы — люди, которых восхваляет Бог. В чем причина подобных человеческих убеждений?..
…Есть лишь одна коренная причина, заставляющая людей так безграмотно поступать, иметь такие невежественные представления или однобокие взгляды и практики, и сегодня Я расскажу вам об этом. Причина заключается в том, что, хотя люди, возможно, и следуют за Богом, ежедневно молятся Ему и читают слово Бога каждый день, на самом деле они не понимают Божью волю. В этом корень проблемы. Если человек понимает Божье сердце, понимает, что нравится Богу и к чему Он питает отвращение, если понимает, что Бог отвергает, какого типа люди Богу нравятся, а к какому типу людей Он испытывает неприязнь, какие мерила применяет Бог к Своим требованиям к человеку, какого типа подходом Он пользуется для совершенствования людей, то разве могут люди при этом сохранять свои личные представления? Разве не могут они просто начать поклоняться другому человеку? Разве обычный человек смог бы стать их идолом? Если люди понимают Божью волю, то их представления несколько более рациональны. Они не собираются слепо превращать в кумира какого-то порочного человека, точно так же, как в процессе следования по пути претворения истины в жизнь не будут верить в то, что слепое соблюдение нескольких простых правил или принципов равносильно воплощению истины в жизнь.
из «Как познать Божий характер и результаты Его труда» в книге «Слово является во плоти»
Тем людям, которые говорят, что они верят в Бога, было бы лучше открыть глаза и внимательно посмотреть, в кого именно они верят: ты действительно веришь в Бога, или в сатану? Если ты знаешь, что то, во что ты веришь, это не Бог, но твои собственные идолы, тогда тебе лучше не говорить, что ты верующий. Если ты действительно не знаешь, в кого ты веришь, то опять же, тебе бы лучше не говорить, что ты верующий. Сказать так будет богохульством! Никто не принуждает тебя верить в Бога. Не говорите, что вы верите в Меня, ибо Я с давних времен слышал достаточно этих слов, и Я не желаю слышать их опять, потому что то, во что вы верите — это идолы в ваших сердцах и местные подлые змеи среди вас. Те, кто качает головой, когда они слышат правду, кто широко улыбается, когда они слышат разговоры о смерти, являются отродьем сатаны, и все они объекты, подлежащие уничтожению. В Церкви есть много людей, неспособных к распознанию, и когда происходит нечто обманчивое, они просто стоят рядом с сатаной. Когда их называют приспешниками сатаны, они считают, что с ними поступили весьма несправедливо. Про них говорят, что они неспособны к распознанию, но они всегда стоят на стороне, лишенной истины. Не было ни одного критического момента, когда они встали на сторону истины, ни единого раза, когда они поднялись и отстаивали истину, поэтому действительно ли они неспособны к распознанию? Почему они всегда становятся на сторону сатаны? Почему они никогда не говорят за истину ни единого слова, которое было бы справедливым или разумным? Неужели эта ситуация действительно создана их минутным смущением? Чем ниже способность человека к распознанию, тем ниже его способность встать на сторону истины. Что это показывает? Разве это не показывает, что лишенные рассудительности любят зло? Разве это не показывает, что лишенные рассудительности, являются верным отродьем сатаны? Почему так получается, что они непременно могут становиться на сторону сатаны и говорить на одном языке с ним? Каждое их слово и деяние, и их выражения ясно доказывают, что они никоим образом не любят истину, но что они, наоборот, являются людьми, которые ненавидят истину. То, что они могут стоять на стороне сатаны, ясно доказывает, что сатана действительно любит этих мелких бесов, которые всю свою жизнь сражаются за сатану. Разве все эти факты не предельно ясны?
из «Предупреждение тем, кто не практикует истину» в книге «Слово является во плоти»
Выдержки из проповедей и бесед в качестве справочного материала:
Что значит «следовать за человеками»? Это когда люди следуют за неким человеком, которому они поклоняются. В сердцах таких людей Бог не занимает значимого места. Они лишь номинально веруют в Бога. Они лишь подражают человекам и следуют их примеру. В частности, когда дело касается чего-то более важного, они позволяют человекам решать, позволяют им распоряжаться своей судьбой. Сами по себе они не ищут Божьей воли и не применяют проницательности к человеческим словам. Если то, что они слышат, кажется разумным, то независимо от того, согласуется это с истиной или нет, они все равно это слушают и принимают. Вот проявления следования за человеками. Вера в Бога у таких людей не имеет никаких принципов, в их действиях нет истины, они слушают всякого, чья речь им кажется разумной, и если даже их идолы взяли неверный курс — они следуют за ними до самого конца. Если Бог осуждает их идолов, то у них тут же появляются собственные представления о Боге, и они крепко цепляются за своих кумиров. Они рассуждают: кто главный над тобой — того и слушайся, ближайшая сила лучше высшей силы. Это никудышная логика, ни больше ни меньше, но такова глупость тех, кто следует за людьми. Люди, следующие за человеками, не имеют места для Бога в своем сердце, у них нет истины, они поклоняются идолам, они были обмануты людьми и не являются истинными верующими в Бога. Только следующие за Богом по-настоящему верят в Бога.
из книги «Беседы свыше»
Кому бы вы ни поклонялись в сердце своем, он — ваш идол. Тот, кто поклоняется лидерам, является идолопоклонником. Когда вы поклоняетесь кому-то, его статус будет в вашем сердце, и вы обязательно будете захвачены им и станете его лакеем. В нашей работе по распространению Евангелия мы обнаружили, что люди разных деноминаций поклоняются идолам и все контролируются своими лидерами. Они даже не осмеливаются принять истину и производят впечатление жалкого раболепства. Люди, которые поклоняются своим лидерам, являются идолопоклонниками, и, конечно, в их сердцах нет истины. Они ни в малейшей степени не знают Бога, поэтому Бог не занимает высокое положение в их сердцах. Это люди, которых Бог ненавидит и проклинает. Бог праведен, но Бог и ревнив. Более всего Бог ненавидит идолопоклонство людей. Если человек ставит своего лидера на одном уровне с Богом — для Бога это самое серьезное богохульство. По сути дела, люди, которые возвращаются к Богу, должны иметь только Бога в сердце своем; в сердцах у них не должно быть места ни для одного человека. Даже если они имеют такие мысли и идеи, они нечисты и порочны и заставляют Бога ненавидеть и презирать подобное. Большинство людей запутались в этом вопросе, и в их сердцах так или иначе есть место для человека, которому они поклоняются. Согласно Божьему характеру, если человек имеет в сердце своем хотя бы небольшой статус для человека, это неприемлемо. Если сердце его не может быть очищено от начала до конца, то в результате он будет осужден.
Для всех тех, кто поклоняется своим лидерам в своих сердцах, характерны особые проявления. Их можно определить по следующим аспектам: если ваше послушание своему лидеру сильнее, чем послушание Богу, то вы поклоняетесь идолам; если вы томитесь и тоскуете по людям, которым поклоняетесь, сильнее, чем томитесь и тоскуете по Богу, то вы поклоняетесь идолам; если вы более пылки по отношению к своему лидеру, чем к Богу, то вы поклоняетесь идолам; если в сердце своем вы близки к тем, кому поклоняетесь, и далеки от Бога, то вы поклоняетесь идолам; если в сердце вашем те, кому вы поклоняетесь, равны с Богом, то это еще больше доказывает, что вы обращаетесь с людьми, которым поклоняетесь, как с Богом; и если, что бы с вами ни происходило, вы готовы слушать своего лидера и не желаете предстать пред Богом для поиска истины, этого достаточно, чтобы доказать, что вы верите не в Бога, а в людей. Некоторые люди, возможно, попытаются защитить себя, говоря: «Я действительно восхищаюсь такими-то, для них у меня действительно есть место в моем сердце. Не осознавая того, я слегка отдалился от Бога в своих отношениях с Ним». Эти слова демонстрируют истину ситуации; как только кто-то занимает место в сердце человека, этот человек отдаляется от Бога. Это опасно, однако некоторые люди относятся к этому легкомысленно, у них нет ни малейшего беспокойства, а это показывает, что они не знают Божьего характера… Поклоняться людям так невежественно и недальновидно, так порочно и нечестиво. Поклонение людям — это поклонение сатане и бесам, это поклонение антихристам, и те, кто поклоняется людям, не имеют ни грана истины. Такие люди, несомненно, лишены даже малейшего знания Бога; они выродки, проклятые Богом.
из книги «Беседы свыше»
22 июля митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершил Божественную литургию в храме Рождества Пресвятой Богородицы в селе Виленки Михайловского района Рязанской области. В своем архипастырском наставлении Владыка говорил о том, что значит – быть со Христом:
— Очень часто, дорогие братия и сестры, в сознании современного человека, да и не только современного, присутствует такóе отношение к вере, к Богу, к Церкви: «Да, я верю в Бога и надеюсь, что за это Господь возьмет меня под свое покровительство, будет мне помогать, и не только сделает меня наследником Небесного Царства, но и в этой жизни будет меня защищать, охранять. Словом, если я буду искренне и усердно верить, я буду в этой жизни как у Христа за пазухой».
Люди тешат себя мыслью, что будет именно так, думают, что вера во Христа – это божественное покровительство, не требующее никаких жертв с нашей стороны. А между тем в сегодняшнем Евангелии мы слышим совсем другие слова о том, что если кто любит своих близких больше, чем Спасителя, то тот уже недостоин Христа, и если кто не берет креста своего и не идет за Христом, то также не достоин Его.
О чем говорят эти слова? О том, что жизнь христианина на пути в Небесное Царство – это не легкая прогулка под покровительством божественного промысла, но тяжелая дорога испытаний, которую каждый из нас призван в этой жизни пройти. Наивно считать, что промысел Божий гарантирует нам защиту от всех бед, проблем и испытаний. Для того и дана человеку земная жизнь, чтобы показать своими поступками, своими деяниями, что мы действительно любим Бога, что мы действительно ставим Царство Небесное на первое место среди всех своих стремлений, что мы не гонимся за мирскими миражами, что мы являемся сынами Божиими и любим, прежде всего, своего Небесного Отца.
Все это связано с трудностями, проблемами, а главное – с преодолением себя. Внешние напасти, внешние трудности, внешние искушения, которые бывают в нашей жизни, конечно, сложно преодолевать, так как они нам мешают, нас пугают, выводят из себя, но самое тяжелое – это преодоление себя. Это готовность идти на жертвы, готовность себя ограничивать, готовность следовать за Христом тесным и узким путем — путем Христовым.
Не существует другого пути ко спасению, кроме как пути Христова – пути трудностей, искушений и испытаний, но эта дорога увенчана радостью, потому что на этом пути Господь дает нам благодать. И, конечно, если мы будем идти за Христом самоотверженно, усердно, то Он сделает нас наследниками Своего Царства и еще в этой жизни даст нам радость сопричастия Царства Небесного. Аминь.