Покупая недвижимость в Турции, очень часто иностранцы задают вопрос: как в этой мусульманской стране относятся к тем, кто исповедует христианство? Есть ли, например, в Анталии, в Аланье действующие православные храмы?
Да, есть. И в Анталии и в Аланье. Первое богослужение для русской общины было совершено в 2009 году в православной церкви в «Саду Религий» в Белеке, где в 20 метрах друг от друга расположены мечеть, православный храм и синагога.
Через год в Анталии для православных был открыт храм Святого Алипия Столпника, где сейчас проходят регулярные службы, совершаются обряды и таинства. Кроме этого в офисе Русского Общества Анталии открыта школа православия для детей и взрослых.
В декабре 2012 года состоялась первая служба и в Аланье в православном храме Святого Георгия Победоносца. За два года до этого Русская община Аланьи получила разрешение на реконструкцию древней византийской церкви, расположенной в горной части города, на склонах, с которых открывается потрясающий вид на бухту и раскинувшийся на её берегах город. В 2011 году Министерство культуры Турции по просьбе Общества взаимопомощи и сотрудничества русскоговорящих жителей Алании включило восстановление храма Святого Георгия в план культурных мероприятий и за год на средства, полученные от благотворительных взносов и спонсоров, храм был восстановлен. И более 5000 православных, проживающих в окрестностях Аланьи, многие из которых имеют квартиры и виллы в Аланье, получили возможность регулярно посещать службу и вести полноценную духовную жизнь.
О том, как муниципалитет Аланьи помогает иностранным владельцам турецкой недвижимости адаптироваться в стране, мы уже писали на нашем сайте. Весной 2014 года мэр Аланьи Адем Мурат Юджель на встрече с Митрополитом Писидийским, Экзархом Антальи и Сиде Сотирием заявил, что Аланья – это место, где испокон веков жили люди разных национальностей и вероисповеданий. И сейчас Аланья стала по-настоящему интернациональным городом, где живет около 30 тысяч иностранцев. «Мы называем их «новыми аланийцами» и считаем полноценными жителями города», — заявил господин Юджель. И эти слова мэра подкреплены конкретным делом.
В ноябре в жизни православных жителей Аланьи произошло еще одно важное событие: в окрестностях Махмутлара состоялось освещение участка земли в 1000 кв.м., выделенного муниципалитетом Аланьи под строительство культурного Центра Ассоциации православной церкви Святого Георгия в Аланье. Был заложен первый символический камень в основание будущего здания Центра, проект которого на безвозмездной основе осуществила группа архитекторов, консультируемая афонским монахом, миссионером Теологосом, архитектором по образованию. Строительство здания простой конструкции, места, где люди смогут собираться и проводить богослужения, будет осуществляться на пожертвования прихожан и спонсоров.
Это может быть интересно:
Квартиры в Турции | Виллы в Турции | Почему выгодно инвестировать в Турцию?
>> Читать все статьи
По мнению Гаврилова, для властей Турецкой Республики и лично президента Эрдогана передача связанных с Россией христианских объектов, которые сейчас оказались в запустении, стало бы мудрым и выверенным решением на фоне ситуации с пересмотром музейного статуса Софийского собора в Стамбуле.
Эрдоган своим указом вернул мечеть в храм-музей Святой Софии в Стамбуле
«Считаю, что именно сегодня этот вопрос должен быть решен — ситуация, что называется, созрела для этого. Речь может идти о как минимум семи храмах, которые принадлежали Русской православной церкви, об их возвращении и восстановлении. Это касается не только Стамбула, но и таких популярных у наших туристов и паломников мест как, например, Анталия, город Мира в Ликии, где проповедовал и погребен один из величайших святых Николай Мирликийский Чудотворец», — сказал Сергей Гаврилов в интервью «Парламентской газете».
Он отметил, что светские власти в провинциях Турции готовы предоставить такие возможности ради создания благоприятных условий для российских гостей и инвесторов. Но для начала процесса необходимо, что президент Эрдогана проявил «добрую волю» и сделал соответствующее заявление, считает Гаврилов.
«Замечу, что если Эрдоган пойдет на такой шаг, это будет мудрым выверенным политическим и юридическим решением. Он не раз заявлял, что Турция с уважением относится к чувствам верующих из других мировых конфессий. Раз так, то сейчас, после смены статуса Святой Софии, шаг по передаче христианских объектов России наиболее логичен для турецкого лидера. Да и право собственности в исламе является священным», — сказал глава комитета.
Он добавил, что диалог с турецкой стороной нужен также для того, чтобы была возможность построить новые храмы — там, где чаще всего отдыхают российские туристы, работают россияне и куда чаще всего приезжают паломники из России. По словам Гаврилова, счет идет на сотни тысяч человек.
«Мы рассчитываем, что в Турции к нашим чаяниям отнесутся с тем же уважением, с каким к ним отнеслись и относятся власти в Сирии, Иордании, Иране. Уверен, что Эрдоган понимает все плюсы указанных выше решений, и не будет растягивать возвращение религиозных объектов России на годы», — заключил депутат.
Россияне кинулись за билетами в Турцию после новости о начале авиасообщения между странами
Ранее, 10 июля, Госсовет Турции, работающий в статусе высшего административного суда страны, отменил решение правительства республики от 1934 года, которым в бывшем византийском Софийском соборе была закрыта мечеть, а сам комплекс превращен в музей. Сразу после этого президент Турции, который и инициировал пересмотр статуса храма-музея, подписал указ о возвращении мечети в Святую Софию. Планируется, что мусульманские богослужения будут возобновлены там уже 24 июля.
В Кремле до этого выражали надежду, что власти Турции учтут значение, которое имеет музей для христианского мира. В понедельник, 13 июля, в ходе телефонного разговора с Владимиром Путиным президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заверил российского лидера, что доступ к памятнику будет гарантирован для всех желающих, включая иностранных граждан. Кроме того, будет обеспечена сохранность христианских святынь.
День 1. Стамбул
Вылет из Москвы в Стамбул. Прибытие группы, встреча. Отправление в гостиницу. Размещение. Свободное время. Ужин. Проживание: Стамбул
День 2. Стамбул
Завтрак. 07:30 Автобусная экскурсия по Стамбулу с посещением резиденции архиепископа Константинопольского и Вселенского Патриархата, храм великомученика Георгия Победоносца (часть колонны бичевания Господня, мощи вмц. Евфимии Всехвальной; мученицы Соломонии – матери Маккавеев; мощи благоверной царицы Феофании, древневизантийские иконы Студийского монастыря). Затем, посещение Храма Святой Софии (музей)- 11евро, Двора–музей Топкапы- 11евро, где хранятся православные святыни: жезл пророка Моисея, честная длань Крестителя Господня Иоанна и часть его святой главы, часть мощей св. апостола Петра, меч царя Давида-Псалмопевца; мера для зерна праотца Авраама), внешний осмотр Церкви св. Ирины. Далее посещение римской Цистерны — 4,5 евро («затонувший дворец» Йеребатан-сарай) — источника воды для Дворца византийского императора (а затем и османского Топкапы), осмотр колонны первого километра («золотой мили») и римского ипподрома (колонна Константина, Египетский обелиск и «Змеиная» колонна»). Возврашение в отель. Ужин. Проживание: Стамбул
День 3. Кападокия
Завтрак. 09.00 отъезд в Каппадокию. Переезд будет осуществляться на мини или миди автобусе (зависит от кол-ва чел в группе) с кондиционером. Прибытие в отель планируется около 19.00. Ужин. Проживание: Кападокия
День 4. Каппадокия
Завтрак. Экскурсия. Посещение города Ургюп (древний Прокопион), место подвижничества святого Иоанна Русского, посещение музея – там фотографии города греческих времен и фото церкви, где были мощи святого и церкви, в которой он молился. Посещение долины Гёреме (6,5 евро), Темной церкви (3,5 евро), церковь в Чувушине (3,5 евро), место рождения св. Григория Нисского, посещение монашеской долины Зельве и её церквей (3,5 евро), осмотр крепости Ортахисар, закат солнца в Розовой долине. Ужин. Проживание: Каппадокия
День 5. Каппадокия
Завтрак. Посещение подземного города Каймаклы (6,5 евро) (древних христианских катакомб), греческой деревни Синасос и её церквей — св. Василия Великого (1,5 евро) и церкви Константина и Елены (1,5 евро). Посещение долины-каньона Ихлара (4 евро) и её скальных церквей. Ужин. Проживание: Каппадокия
День 6. Демре
Завтрак. Переезд в Миры Ликийские (город Демре) около 10 часов. Остановка в отеле на берегу моря с пляжем (возможен отель в самом городе Демре или окрестностях Анталии — по наличию свободных мест). Купание, ужин в отеле, отдых. Проживание: Демре
День 7. Кушадасы
Завтрак. Утром экскурсия в древний город Миры, где был епископом свт. Николай Чудотворец, посещение церкви (6,5 евро), где служил святой и в настоящее время находится гробница, где хранились мощи святого до перенесения их в город Бари. После обеда переезд в город Кушадасы (рядом с Эфесом). Переезд около 6 часов. Размещение в отеле на берегу моря, ужин. Примечание: если группа по дороге пожелает заехать в Памуккале для осмотра Иераполиса (8,5 евро), переезд займет 10-12 часов Проживание: Кушадасы
День 8. Кушадасы
Завтрак. Утром экскурсия в древний город Эфес — сейчас музей под открытым небом (11 евро), где проповедовали апп. Павел и Иоанн Богослов. Посещение церкви святого Иоанна Богослова (4,5 евро), где находится место погребения (могила) апостола, посещение пещеры Семи отроков Эфесских, посещение домика Пресвятой Богородицы (6,5 евро). Ужин. Проживание: Кушадасы
День 9. Стамбул
Завтрак. 08:00. Выезд вначале в Изник — Никея (греч. Nicaia), — в древности цветущий город Вифинии. Во время правления римского императора Константина, в 325 г. в Никее прошел Первый Вселенский Собор в истории христианства. Посещение церкви св. Софии Премудрости Божией (ныне мечеть), руин Успенского храма, развалин здания Сената, остатков храма св. Трифона и римского театра – места мученической кончины святого. Осмотр крепостных стен и ворот. Церквь Хагия София — была построена Юстинианом I в центре города в VI веке (как уменьшенная копия Айя София в Константинополе), и именно в ней в 787 г. (росписи XIII в.) был проведен Второй Никейский Собор, на котором обсуждалась проблема иконоборчества. Переезд в Стамбул. Вечером прибытие в отель. Ужин. Проживание: Стамбул
День 10. Стамбул
Завтрак и отъезд на автобусно-пешеходную экскурсию и, вначале посещение Подворья Свято-Пантелеимонова монастыря в Стамбуле. Подворье возникло в Галатском квартале в 1880 году, в 1898 году была освящена маленькая церковь во имя св. вмч. Пантелеимона Целителя. Ее община создана лишь в 1939 году. Затем, посещение действующей церкви «Монгольской» иконы Божией Матери, единственный византийский храм, не превращенный в мечеть. Посещение Влахернской церкви (где хранились Риза Пресвятой Богородицы, Тихвинская икона Божией Матери, произошло явление Покрова Пресвятой Богородицы (есть святой источник). Посещение храма Христа Спасителя в Хора (6,5 евро), музей с великолепно сохранившимися византийскими мозаиками и фресками, храма Божией Матери «Живоносный Источник» в Балыклы (женский греческий монастырь, источник, некрополь патриархов Константинопольских). Крепостные сооружения Стамбула, по возможности – Церковь Богородицы Паммакаристос (Божией Матери «Всеблаженная»), сейчас — Фетхие Джами, осмотр музея мозаики (2 евро), если позволит время. Трансфер в аэропорт. Вылет в Москву
В стоимость входит: авиабилеты Москва-Стамбул-Москва, мед. страховка, проживание в отеле 3* с завтраками и ужинами, комфортабельный с кондиционером автобус, трансферы и экскурсии, русскоговорящий гид.
Стоимость не включает: личные расходы, напитки во время питания, входные билеты в музеи (примерная стоимость всех входных билетов – 100 евро), чаевые гиду и водителю.
Каппадокия, Ликия, Миры, Константинополь, Айя-София – все это здесь. На территории Турции находились семь самых крупных христианских общин — Эфесская, Смирнская, Пергамская, Фиатирская, Сардийская, Филадельфийская и Лаодикийская. Все они были основаны апостолом Павлом или его учениками в 40-50-е годы I века. Предлагаем вниманию читателей краткую информацию о святынях православия в Турции.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл во время визита в Турцию в июле 2009 года призвал развивать паломничество в Турцию: «У нас существует очень активный религиозный туризм и паломничество в Палестину, в Израиль. И только сейчас русские люди открывают для себя Турцию как место, где находится большое количество святынь, которые они хотели бы увидеть, перед которыми хотели бы помолиться”, — подчеркнул предстоятель Русской Православной Церкви.
Собор Святой Софии — Премудрости Божией
Храм святой Софии – всемирно известный памятник византийского зодчества, был патриаршим собором в центре Константинополя.После захвата города османами Софийский собор был обращён в мечеть; в 1935 году приобрёл статус музея.
Храм был построен в 324—337 годах при византийском императоре Константине I, несколько раз горел, окончательно отстроен при императоре Юстиниане. На строительство храма ушло три годовых дохода Византийской империи. В плане собор представляет собой крест 70х50 м. Это трехнефная базилика с четырехугольным средокрестием, увенчанным куполом. Гигантская купольная система собора стала шедевром архитектурной мысли своего времени. Внутренняя отделка храма продолжалась на протяжении нескольких столетий и отличалась особой роскошью (мозаики на золотом полу, 8 зеленых яшмовых колонн из храма Артемиды в Эфесе). Стены храма также были полностью покрыты мозаиками.
Фото: globus-tour.ru
Под куполом храма расположены окна так, что при сильном солнечном свете кажется, будто купол парит в воздухе.
Храм святой Ирины
В настоящее время – концертный и выставочный зал. Церковь Святой Ирины была основной церковью до постройки Святой Софии. Церковь является классической базиликой в форме креста. В 381 году был проведён Второй Вселенский Собор. На протяжении XV—XVIII веков церковь Святой Ирины использовалась османами в качестве оружейных складов, а начиная с 1846 года, храм был превращен в Археологический музей. В 1869 году церковь Святой Ирины была преобразована в Императорский Музей. Через несколько лет, в 1875 году, его экспонаты из-за недостаточного количества места были перевезены в Изразцовый павильон.
Фото: rosfoto.ru
Наконец, в 1908 году в церкви был открыт Военный музей. В отличие от многих других православных храмов церковь святой Ирины не была перестроена в мечеть.
Церковь Святых Сергия и Вакха
Одна из самых древних сохранившихся церквей Стамбула, послужившая прообразом для базилики Сан-Витале и собора святой Софии (отсюда второе название — «малая Айя-София»). Существующий ныне храм был построен в 527—529 гг. близ дома, в котором император Юстиниан провёл свои молодые годы. «Малая София» составляла единый ансамбль с более ранней церковью свв. Петра и Павла, последние свидетельства существования которой были уничтожены стамбульскими властями в XX веке. О том, что церковь свв. Сергия и Вакха была особо любима императорским семейством свидетельствует то, что на многие капители нанесены инициалы Юстиниана и Феодоры.
Церковь Богоматери Паммакаристос
Храмом Божьей Матери Всеблаженнейшей – после того, как Святая София стала мечетью эта церковь стала патриаршим храмом. В 1591 г. и эта церковь была обращена в мечеть (Фетхие-Джами). Ныне – мечеть, в приделе сохранились мозаики 14 века. Одна из самых известных – образ Спасителя в куполе.
Подворье Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря
Подворья афонских монастырей построили в конце XIX века для паломников. Обычные пяти- и шестиэтажные дома в портовом районе Каракёй, только с храмом на чердаке. Сейчас это единственное место в Турции, где служат на русском языке.
Каппадокия
Пещерные поселения исторической области Каппадокия — это расположенный на обширной территории уникальный комплекс поселений, создававшийся на протяжении многих веков, начиная с I тыс. до н. э. Включает несколько подземных городов и множество вырубленных в скалах пещерных монастырей.
«В Гереме, самом центре Каппадокии, три храма расписаны позже других, в XIII веке. Известный по многим публикациям Каранлык килисе — Темная церковь, Элмалы килисе — так называемая Яблочная и Чарыклы — Сандальная. Эти три храма расписаны в очень сходной манере и, может быть, и даже, скорей всего, одной рукой. Программы их росписей на первый взгляд похожи, но лишь похожи. Имеются серьезные различия, помогающие в определении посвящения храмов, к чему я вернусь чуть позже. Самый центр Гереме — это высокий холм, испещренный многочисленными помещениями. Церкви, кельи, трапезные, кухни, кладовые. Холм не простой формы, по нему извивается, то расширяясь, то сужаясь, широкая тропа, образующая во многих местах просторные площадки. Легко вообразить себе бурную монастырскую жизнь на этом холме. Рядом с ним расположен один из самых больших и пышно расписанных храмов — Токалы килисе, вероятно, бывший кафедральным собором как раз в конце XII и в XIII веке. Все церкви на холме, а их очень много, не менее полусотни, разные по размеру, внутреннему устроению и по расположению. Холм очень высокий, скорее гора, и храмы расположены на разной высоте от его подножия. Самая верхняя церковь называется Чарыклы килисе, что в переводе с турецкого означает «сандальная». Странное, на первый взгляд, название экскурсоводы до недавнего времени объясняли какой-то невнятной историей про ктитора храма и его сандалии, следы от которых можно видеть на полу храма. Якобы, снимавшего во время службы сандалии и ставившего их на это место. Следы, действительно, видны. Выбитые в каменном полу отпечатки человеческих стоп. Прямо над ними расположена композиция «Вознесение». Не требуется особой прозорливости, чтобы высказать предположение о посвящении храма празднику Вознесения. Но «отпечатки» стоп на полу говорят о большем…» Из статьи Сергея Шихачевского «Я знаю, что русским нужно…»
Город Юргюп (древний Прокопийон). Здесь сохранился дом, где жил св. прав. Иоанн Русский.
Селение Мустафапаша . Здесь находится храм святых Константина и Елены.
Миры Ликийские
Город Миры расположен на новозавершенной дороге из Каша в Фенике, на 25 км в районе Кале. Дата основания города точно неизвестна, но, опираясь на некоторые ликийские надписи, можно предположить, что население здесь существовало еще в пятом веке. В ранние годы христианства здесь в 60 году св.апостол Павел встретился со своими последователями на его пути в Рим. В течение второго века н.э. Мира стала центром епархии. В 300 году н.э. Николай, уроженец Патары, стал епископом Миры, где он проповедовал до самой своей смерти в 325 году. Вскоре после смерти Святого Николая, было отмечено несколько чудесных исцелений среди верующих, приходивших поклониться его праху. В последствии, Мира стала местом паломничества и святой веры. Здесь можно увидеть церковь, посвященную имени Николая Угодника (Чудотворца) и его гробницу.
Сегодня храм фактически находится в запустении, Литургия служится несколько раз в год, в остальное время храм представляет собой туристический объект, алтарь не отгорожен от основной части храма, туристы фотографируются на жертвеннике и по совету гидов встают на Вифлеемскую звезду в алтаре, чтобы «очиститься от грехов». К гробнице свт. Николая стоит длинная и медленно продвигающаяся очередь, потому что, опять-таки по советам гидов все стараются прикоснуться к гробнице и по несколько минут загадывать желания. Христианину же достаточно с молитвой приложиться к гробнице и так пройти можно за несколько минут.
Древний Иераполис
Первые постройки на месте Иераполиса появились во 2 тысячелетии до н. э. Это место проповеди и кончины св. ап. Филиппа.
Эфес
Кафедральный собор эфесских епископов, воздвигнутый в V веке на месте древнеримской базилики в связи с проведением в городе Третьего вселенского собора. Это первая в мире церковь в честь Богоматери. Руины храма, изрядно расширенного на рубеже VI столетия, сохранились близ гавани древнего Эфеса.
Место погребения св. ап. Иоанна Богослова.
Могила Иоанна Богослова приведена была в порядок уже в наше время – для посещения паломников и туристов. Она представляет собой расчищенную квадратную площадку, по краям которой стоят четыре колонны. В середине квадрата находится маленькая надгробная плита в виде креста.
Грот семи эфесских отроков
Семь отроков Эфесских— христианские мученики, заживо замурованные в пещере и проспавшие там несколько веков. Семь отроков жили в III веке, находились на военной службе и были христианами. Император Декий прибыл в Эфес и приказал приносить жертвы языческим божествам, но юноши отказались это сделать. Тогда император приказал снять с них знаки воинского отличия — воинские пояса. Юноши покинули город и укрылись в пещере на горе Охлон, где молились, готовясь к мученическому подвигу. Отроки добровольно вышли из пещеры и явились на суд. Их приговорили принять смерть в своей пещере — император приказал заложить вход в неё камнями, чтобы отроки умерли от жажды и голода.
Два сановника, присутствовавших при закладке входа, были тайными христианами и, чтобы память о мучениках сохранилась, они вложили в кладку ковчежец с 2 оловянными дощечками, где были написаны имена семи отроков и обстоятельства их страданий и смерти. Отроки не умерли, а заснули чудесным сном, длившимся почти два столетия. В V веке, при Феодосии Младшем явились еретики, отвергавшие воскресение мёртвых во время Второго пришествие, Господь открыл тайну ожидаемого воскресения мёртвых и будущей жизни через Семь отроков. Владелец участка (встречается вариант его имени Adolios), на котором находилась г. Охлон, начал стройку, и его рабочие разобрали вход в пещеру (вариант — чтобы использовать пещеру в качестве загона для скота).
В этот момент Господь оживил отроков, и они проснулись словно от обыкновенного сна, не подозревая, что прошло почти двести лет. Был найден ковчежец с надписью, Так было показано, что Господь, через пробуждение их от долгого сна, открывает Церкви тайну воскресения мёртвых — чудо их пробуждения способствовало укреплению веры в воскресение плоти. Вскоре сам император прибыл в Эфес и беседовал с юношами в пещере. Тогда святые отроки на глазах у всех склонили головы на землю и опять заснули, на этот раз до дня всеобщего воскресения.
Древний театр — место бичевания ап. Павла
Древний театр в Деяних апостолов назван словом «зрелище». Когда святой апостол Павел добрался до Эфеса и обратил немало здешних жителей в христианскую веру, это не понравилось в первую очередь чеканщикам, делавшим серебряные копии знаменитого храма Артемиды. Чеканщики, схватив спутников Павла, созвали жителей Эфеса в театр, где около двух часов скандировали: «Велика Артемида Ефесская!» Блюститель же порядка, утишив народ, сказал: «мужи Ефесские! какой человек не знает, что город Ефес есть служитель великой богини Артемиды? Если же в этом нет спора, то надо вам быть спокойными и не поступать опрометчиво» (Деян.: 19, 34—40).
Апостола Павла приговорили к бичеванию. Бичевание проходило в том месте, которое сейчас называется античной зоной. В ней хорошо сохранились древние постройки, например, большой и малый театры (как в Москве).
Храм Св. Софии, где проходил Первый Вселенский собор
Первый Вселенский Собор был собран императором Константином Великим в 325 г. в пригороде Константинополя городе Никее. Поэтому его также называют Никейским Собором. Собор созывался прежде всего для того чтобы разрешить богословский спор между сторонниками александрийского протопресвитера Ария, учившего что второе Лицо Троицы, Логос, меньше Первого Лица, Бога Отца и было создано Богом Отцом, с епископом Александрийским Александром и его сторонниками. Этот спор быстро вышел за пределы Александрии и захватил значительную часть Римской Империи, грозя миру в Церкви.
Император Константин, видя в Церкви основу стабильности Римской Империи, поспешил созвать епископов со всех концов Земли для решения этого спора и установления мира в Церкви и империи. Для осуществления это император Константин предоставил епископам средства передвижения и оплатил им проживание. На соборе присутствовало порядка 300 участников.
Арий, александрийский пресвитер, был человеком безмерной гордыни и честолюбия. Он, отвергая Божественное достоинство Иисуса Христа и Его равенство с Богом Отцом, ложно учил, что Сын Божий не Единосущен Отцу, а сотворен Отцом во времени. Поместный Собор, созванный по настоянию Александрийского Патриарха Александра, осудил лжеучение Ария, но тот не покорился и, написав многим епископам письма с жалобой на определение Поместного Собора, распространил свое лжеучение по всему Востоку, ибо получил поддержку в своем заблуждении от некоторых восточных епископов.
Для расследования возникшей смуты святой равноапостольный император Константин (память 21 мая) направил епископа Осию Кордубского и, получив от него Удостоверение, что ересь Ария направлена против самого основного догмата Христовой Церкви, решился созвать Вселенский Собор.
На Первом Вселенском Соборе была осуждена ересь Ария. После решения главного догматического вопроса Собор установил также двадцать канонов (правил) по вопросам церковного управления и дисциплины. Был решен вопрос о дне празднования Святой Пасхи. Постановлением Собора Святая Пасха должна праздноваться христианами не в один день с иудейской и непременно в первое воскресенье после дня весеннего равноденствия (который в 325 году приходился на 22 марта).
Храм Христа в Хоре
Наиболее сохранившая свой первозданный вид византийская церковь в Стамбуле (бывший Константинополь). Церковь монастыря Спасителя в Хоре, которая сейчас называется мечетью Карийе (Kariye), находится в довольно глухом районе, неподалеку от ворот Эдирнекапы (Edirnekapi) и руин Влахернского дворца.
Греческое «хора» (как и турецкое «карийе»), означает «пригород» или «загородная местность» и свидетельствует о почтенной древности обители: она была основана в IV или в самом начале V века далеко за пределами города Константина. Монастырь вошел в черту города только после постройки стен Феодосия. Впрочем, в ныне существующем здании церкви, сооруженном в конце XI века, никаких ранневизантийских следов не сохранилось.
Главное сокровище этой небольшой церкви — это мозаики и фрески, которыми храм был украшен между 1315 и 1321 годами.
Заказчиком росписей был великий логофет (первый министр) императора Андроника II Федор Метохит. Это был необычайно разносторонний человек — философ, знаток античности, литератор, астроном. Метохит был прихожанином Хоры, а под конец жизни принял здесь постриг. Мозаики и фрески — не единственный его вклад: в монастыре его стараниями была собрана одна из самых лучших библиотек Константинополя.
В настоящее время церковь работает как музей.
Церковь Пресвятой Богородицы во Влахерне
В годы правления византийского императора Льва Великого, Македонянина (457-474), братья Гальбий и Кандид, приближенные царя, отправились из Константинополя в Палестину на поклонение святым местам. В небольшом селении вблизи Назарета они остановились на ночлег у одной престарелой еврейки. В ее доме внимание паломников привлекли зажженные свечи и курящийся фимиам. На вопрос, что за святыня находится в доме, благочестивая женщина долго не хотела отвечать, но после неотступных просьб поведала, что хранит дорогую святыню — Ризу Богородицы, от которой происходят многие чудеса и исцеления. Пресвятая Дева пред Успением подарила одну из Своих одежд благочестивой девице-еврейке из этого рода, завещав ей передать ее перед смертью также девице. Так, от поколения к поколению, Риза Богоматери сохранялась в этой семье.
Драгоценный ковчег, содержавший священную Ризу, был перевезен в Константинополь. Святой Геннадий, Патриарх Цареградский († 471; память 31 августа), и император Лев, узнав о священной находке, убедились в нетленности святой Ризы Богородицы и с трепетом приложились к ней. Во Влахерне, близ берега моря, был воздвигнут новый храм в честь Богоматери. 2 июля 458 года святитель Геннадий с подобающим торжеством перенес священную Ризу во Влахернский храм, вложив ее в новый ковчег.
18 июня 860 года русский флот князя Аскольда, в составе более 200 ладей, опустошив берега Черноморья и Босфора, вошел в бухту Золотой Рог и угрожал Константинополю. В виду города плыли русские корабли, высадившиеся воины «проходили пред градом, простирая свои мечи». Император Михаил III (842-867), остановив начатый поход на арабов, вернулся в столицу; всю ночь он молился, простершись ниц на каменных плитах храма Влахернской Божией Матери. Святой Патриарх Фотий обратился к пастве с проповедью, призывая слезами покаяния омыть грехи и в усердной молитве прибегнуть к заступничеству Пресвятой Богородицы.
После всенародного молебна святую Ризу Богоматери, взятую из Влахернского храма, с крестным ходом обнесли вокруг городских стен, погрузили с молитвой край ее в воды Босфора, а затем перенесли в центр Царьграда — храм Святой Софии. Божия Матерь Своей благодатью покрыла и усмирила воинственность русских воинов. Заключив почетное перемирие, Аскольд снял осаду Константинополя. 25 июня русские войска стали отходить, унося с собой большой выкуп. Неделю спустя, 2 июля, чудотворную Ризу Богоматери торжественно возвратили на ее место, в раку Влахернского храма. В воспоминание этих событий было установлено святым Патриархом Фотием ежегодное празднование Положения Ризы Богоматери 2 июля.
Вскоре, в октябре — ноябре 860 года, русское посольство прибыло в Константинополь для заключения договора «любви и мира». В условия мирного договора входили положения о Крещении Киевской Руси, о выплате Византией русским ежегодной дани, разрешении им вступать в византийскую армию, вести торговлю на территории империи (прежде всего, в Константинополе), посылать в Византию дипломатические миссии, а также важнейший пункт – о Крещении Руси.
Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник» в Балыклы
Недалеко от Константинополя с древних времен почитали один целебный источник. Византийский историк XIV века Никифор Каллист пересказывает предание о воине Льве, будущем императоре Льве Маркелле (V век), которому Сама Богородица указала на чудотворный источник и повелела построить на этом месте храм. Храм был построен и высоко чтился благодаря многочисленным чудесам, происходившим в нем. С Живоносным Источником связана и соответствующая иконография: Богородица с Младенцем на руках в купели, из которой изливаются струи воды. Ежегодно в Светлую пятницу к храму Живоносного Источника совершался крестный ход. В Россию же, по мнению исследователей, праздник иконы Божией Матери «Живоносный Источник» пришел приблизительно в XVI веке.
Храм Живоносного Источника находится в монастыре Балыклы, что в переводе с турецкого означает «красная рыбка». Есть народное предание, что рыбы, водившиеся когда-то в купели Живоносного Источника, были необычно красного цвета. Монастырь довольно далеко от Патриархата, за древними городскими стенами, построенными императором Феодосием II в V веке. Монастырские здания, которые сейчас стоят над источником, построены поздно – в XVIII-XX веках, а к самому источнику пускают редко: на Светлой седмице и в другие особые дни. Зато пузырьки с водой из Живоносного Источника стоят в большом количестве в притворе храма. Отсюда же, из притвора храма, можно попасть в небольшой внутренний дворик, в последние два века ставший местом упокоения константинопольских патриархов.
Болгарская церковь Архидиакона Стефана
Православный храм, целиком собранный из металлических конструкций (такие церкви называют железными).
В истории храм знаменит тем, что в нём первый болгарский Экзарх Анфим 11 мая 1872 года, в день памяти святых Мефодия и Кирилла, вопреки запрету Патриархии, совершил литургию, во время которой был торжественно прочитан акт о провозглашении Болгарской Церкви автокефальной.
Для храма была выбрана железная конструкция из-за того, что грунт достаточно слабый для строительства железобетонного здания. Проект здания был создан Ховсепом Азнавуром, армянином, проживавшим в Стамбуле. В результате международного конкурса заказ на производство металлических частей здания был выигран австрийской компанией «R. Ph. Waagner». Готовые части, весящие около 500 тонн, которые были изготовлены в Вене в 1893—1896 годах, затем транспортировались в Стамбул судном через Дунай и Черное море.
После полугода работ церковь была окончательно закончена в 1898 году и освящена болгарским экзархом Иосифом 8 сентября того же года. Главный остов церкви был сделан из стали и покрыт металлическими пластинами. Все части были соединены болтами и сварочными креплениями.
В настоящее же время церковь Святого Стефана — одна из немногих сохранившихся железных церквей.
В церковной ограде погребены болгарские церковные деятели — Иларион Макариополский, Авксентий Велешский и Паисий Пловдивский.
Подготовлено по материалам открытых источников интернета
Этот вопрос задают многие при покупке недвижимости в мусульманской стране: как в Турции относятся к иностранцам, исповедующим христианство? Есть ли православный храм в Анталии или Алании?
Да, спешим вас обрадовать, есть православный храм и в Анталии и даже в маленькой Алании. В Анталии есть даже православная школа для детей и взрослых.
Первое православное богослужение прошло в 2009 году в городе Белек. Там расположены сразу 3 храма разных вероисповеданий — мусульманская мечеть, православный храм и синагога.
В Алании первое богослужение в православном храме Святого Георгия Победоносца состоялось в декабре 2012 года. Эта реконструированная древняя византийская церковь находится в горах, откуда открывается ошеломительный вид на старый город и порт Алании. Более 5000 православных прихожан, проживающих в Алании и ее окрестностях, получили возможность приходить в церковь и жить полноценной духовной жизнью в мусульманской Турции.
В 2014 году муниципалитет Алании, в лице мэра Адама Мурата Юджель заявил, что Алания испокон веков была многонациональной. Тут всегда жили представители разных народов и вероисповеданий. Господин Юджаев сказал — «Мы называем их «новыми аланийцами» и считаем полноценными жителями нашего города.» Его слова были сразу же подкрепленные действием.
Уже в ноябре 2015 состоялось открытие церкви Божьей Матери Писийской. Это первая православная обитель, построенная в Турции с начала прошлого века. Ее открытие инициировали представители местной русской общины при поддержке городских властей. Строительство началось благодаря пожертвованиям верующих из различных уголков мира: России, Белоруссии, Украины, Турции, Грузии, Греции, Америки. Проектированием занимался афонский монах Теологос и архитектор Эмине Кочак. Открытие храма благословил Святейший Вселенский Патриарх Варфоломей, и теперь каждое воскресное утро здесь проходят божественные православные литургии. Церковь находится в горном районе в десяти минутах езды от центра Махмутлара. Официальная страница в facebook https://www.facebook.com/groups/alanya.orthodox/about/
Kiliçarslan Cd.Mahmutlar/Alanya, координаты GPS: 36.498047635, 32.152020045