Русский язык — Всероссийская проверочная работа 4 класс типовые задания — Л. Ю. Комиссарова 2018
Часть 1
① Запиши текст под диктовку.
② Найди в тексте предложение с однородными сказуемыми. Выпиши это предложение и подчеркни в нём однородные сказуемые.
Ответ.
③ Выпиши из текста предложение 10.
Ответ.
1) Подчеркни в нём главные члены.
2) Над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.
Часть 2
④ Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.
Сантиметр, взяли, досуг, издавна.
⑤ В данном ниже предложении найди слово, в котором все согласные звуки звонкие. Выпиши это слово.
Настя очень любила учить малышей чтению.
Ответ.
Прочитай текст и выполни задания 6-14. Запиши ответы на отведённых для этого строках.
(1) Специалисты знают, что кошка ни за что не замурлычет просто так, без причины. (2) Когда животное издаёт особый внутренний вибрирующий звук, он всегда служит хорошим знаком для самой кошки и для окружающих. (3) Кстати, громкость урчания выражает полноту положительных эмоций.
(4) Какое значение может иметь мурлыканье? (5) Прежде всего, так кошки выражают ощущение полной безопасности. (6) Именно поэтому они обычно мурлычут перед сном на диване или на кресле. (7) Мурлыканье может быть вежливой просьбой обратить на кошку дружеское внимание. (8) Погладьте и покормите меня, я такая хорошая и ласковая! (9) Мурлыканье при другом животном говорит о миролюбии. (10) Я не желаю тебе зла! (11) Мы оба прекрасны! (12) Особое значение имеет мурлыканье по отношению к своим котятам. (13) Так кошка выражает материнскую любовь.
(14) Если домашняя кошка перестала мурлыкать, это тревожный сигнал. (15) Такое поведение значит, что животное лишилось покоя. (16) Оно почувствовало угрозу, испытало сильный страх. (17) Кто-то чужой нарушил личное пространство кошки. (18) Или она почуяла опасность в незнакомом звуке, запахе. (19) Или всё дело в ухудшении кошачьего здоровья. (20) В любом случае хозяину нужно обратить внимание на данный факт. (21) Такому отказу от урчания обязательно найдётся причина.
(По материалам Интернета)
⑥ Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.
Ответ.
⑦ Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.
Ответ.
1)
2)
3)
⑧ Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли содержание текста. Запиши свой вопрос.
Ответ.
⑨ Как ты понимаешь значение слова «кресло» («на кресле») из предложения 6? Запиши своё объяснение.
Ответ. Кресло — это …
⑩ Замени слово «положительный» (предложение 3) близким по значению словом. Запиши это слово.
Ответ. Положительный — …
⑪ В предложении 16 найди слово, состав которого соответствует схеме:
Выпиши это слово, обозначь его части.
Ответ.
⑫ Выпиши из предложения 13 все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм именисуществительного (на выбор).
Ответ.
⑬ Выпиши из предложения 7 все формы имён прилагательных с именами существительными, к которым они относятся. Укажи число, род (если есть), падеж одной из форм имени прилагательного (на выбор).
Ответ.
⑭ Выпиши из предложения 2 все глаголы в той форме, в которой они употреблены в предложении.
Ответ.
⑮ Подумай и напиши, в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение Два сапога — пара.
Ответ. Выражение «Два сапога — пара» будет уместно в ситуации, когда …
Мне кажется, первое, что должен сделать родитель, это перестать перекладывать ответственность за детское чтение на:
– школу («есть у них уроки чтения, вот пусть и читают»);
– эпоху («да кто в наше время вообще что-либо читает?»);
– самих детей («почему тебе планшет интереснее, чем книга?»).
Наши дети, которые живут с нами, не читают книги (в отличие от нас). Вот она – задачка. С дошколятами проще. Тут и чтение перед сном, и яркие книжки-картинки с минимальным текстом, и обсуждение историй с родителями или бабушкой по дороге на кружки. У школьников на все это времени нет. Да и желания почему-то нет… Почему – никто не знает. Или догадывается?
Я попробую отметить несколько шажков, которые может сделать любой родитель по направлению к «нечитающему» школьнику.
После того, как мы взяли на себя ответственность за эту ситуацию, есть смысл проанализировать: а не слишком ли ребенок перегружен? Домашние задания, кружки, дополнительные занятия… Все это связано с получением информации из текста? Тогда можно перевести дух и перестать волноваться. Память и внимание школьника не безразмерны. Если настаивать на чтении книг, засигналит маячок «Перегруз! Перегруз!». Не стоит этого делать. Отложите разговор до каникул. А лучше выберите вместе с ребенком книгу, которую, к сожалению, не можете дать ему до каникул, чтобы он не устал. Пусть помечтает о ней, чтобы чтение стало желанным.
Если особой перегрузки вы не видите, а видите чадо с планшетом или пультом в руках, то тут уже вопрос к родителям. Как вы думаете, сколько времени ребенок может провести в «Майнкрафте» или за просмотром очередной серии «Сказочного патруля» (не путать с «Щенячьим»)? Час? Полтора? Или… бесконечно при отсутствии контроля? Одна из частых ошибок родителей, желающих приобщить ребенка к чтению, это противопоставление чтения мультфильмам и играм. «Опять сидишь в планшете, лучше бы почитал!» Это все равно что противопоставлять суп конфетам. Одно не может заменить другое. Есть время для супа, есть для конфет. Планшет – это один способ провести свободное время, книга – другой. Разница в том, что время пребывания с гаджетом в руках ограничивается из соображений здоровья. Но книга тут ни при чем!
Что еще могут сделать родители? Вернуть чтение вслух! Я намеренно пишу «вернуть», потому что лишь очень немногие родители читает детям вслух даже в детском саду. Что говорить о школе! Для того, чтобы успешно читать ребенку вслух, нужно всего десять минут в день! Этого достаточно для прочтения одной главы.
Можно читать не книгу, а текст на телефоне.
Можно выбрать текст, ориентируясь не на детские, а на свои собственные предпочтения.
Можно читать не на ночь, а рано утром – чтобы поскорее проснулись. В конце концов, можно читать хотя бы по воскресеньям. Это как со спортом. Можно заниматься редко, главное – регулярно.
Отличным способом мотивации может служить чтение одной книги на двоих. Предложите читать по очереди ту книгу, которую выберет ребенок. Пусть это будет комикс (который вы вообще читать не можете) или книга про щенка «с глазками» на обложке (которая претит вашему художественному вкусу). Доверьте выбор ребенку. Прочтите с ним то, что цепляет его. А следующую книгу для совместного прочтения выберете сами.
Самое важное, что могут сделать родители – это вернуть книгу в семейный обиход. А именно:
– дарить книгу как подарок одноклассникам или родственникам (привлекая детей к выбору книги);
– читать свои книги при детях;
– обсуждать взрослые книги при детях;
– ходить на спектакли и смотреть фильмы, снятые по книгам;
– находить события, связанные с книгами, и привлекать к участию в них не только вашего ребенка, но и его друзей.
В школе становится очень важным мнение одноклассников. Сделать чтение «модным» в классе – прекрасный способ вернуть книгу в жизнь ребенка.
«Дети не читают, не любят читать, не хотят читать…» Я часто слышу это на встречах и презентациях. В этом году мне выпала радость помогать заново полюбить чтение большой группе школьников. Чего мы только ни делали на занятиях: и читали вслух по очереди, и смеялись, и плакали над грустной историей, и сочиняли свои книги… Да и не особенно важно, что именно мы делали. Дело не только в методике. Дело в том, что нам удалось создать спокойную радостную книжную атмосферу, в которой хочется читать читать читать как можно больше, погружаться в обсуждение как можно глубже и познавать мир и себя в мире как можно шире. Вот что необходимо организовать нам, родителям, дома. И эта волшебная атмосфера – в наших с вами руках!
Юлия Кузнецова
Статья за авторством Элизабет Дуурсма, старшего преподавателя раннего развития грамотности Университета Воллонгонг, Австралия.
Мой отец в 16 лет бросил школу, чтобы устроиться на свою первую работу. Он так и не закончил вуз, но если бы он все-таки поступил в университет, он бы изучал литературу. Он обожал словесность и родную речь, особенно поэзию.
Отец глотал книги одну за другой и читал мне и моему брату каждый вечер. До нынешнего дня я остаюсь благодарна ему за ту любовь к книгам и слову, которую он привил мне и моему брату.
При том, что лет 20 назад отцы бы постеснялись и коляску по улице прокатить, сегодня никого не удивляет, когда отцы ходят с детьми в магазин за покупками, на детскую площадку и на прием к врачу. Однако когда дело доходит до чтения книг детям, большинство мужчин — да и женщин тоже — по-прежнему считают, что это не входит в круг отцовских обязанностей.
В большинстве семей именно мамы чаще всего читают своим детям. Недавнее исследование, проведенное британской благотворительной организацией Booktrust, показало, что матери на 50% чаще читают своим детям, чем отцы. По данным этого исследования, 42% матерей ежедневно читали своим малышам: для сравнения, лишь 29% отцов делали то же самое. Отцы чаще читали детям дошкольного возраста и старше, но даже тем, кому уже исполнилось пять лет, ежедневно читали 75% матерей и только 60% отцов.
Если в прошлом отец считался главным образом добытчиком и главой семьи, в наше время папы стараются проводить больше времени со своими детьми и участвовать в непосредственном уходе за ребенком, в том числе кормлении и укладывании спать. Нам известно, что такое участие уникальным образом благоприятно сказывается на различных аспектах развития ребенка. Когда отец играет активную роль в каждодневных занятиях и распорядке дня ребенка, тот меньше рискует вырасти в «трудного» ребенка, легче социализируется и лучше учится в школе.
В ходе нашего собственного исследования с участием 500 отцов с низким уровнем доходов мы обнаружили, что в случае, если отец часто читает своему ребенку с первых дней жизни, это оказывает сильное влияние на его языковые способности годом позже и на его навыки грамотности еще два года спустя. Такие результаты нас очень удивили.
Что нас поразило еще больше, так это то, что чтение книг мамами не производило такого же сильного эффекта на развитие ребенка. Так что же такого особенного в том, что папы читают своим детям?
Присмотревшись внимательнее к тому, что происходило в процессе чтения, мы обнаружили, что папы использовали более абстрактные и сложные понятия.
Читая книгу своему ребенку, они часто проводили параллели между событиями в книге и собственным опытом малыша. Например, если в книге говорилось о лестнице, многие отцы упоминали случай, когда они в прошлый раз лазали по лестнице на крышу или использовали ее в работе. Мамы этого не делали. Мамы в основном заостряли внимание на происходившем в книге и часто просили детей назвать или сосчитать какие-нибудь предметы или определить цвета.
Получается, что, читая, папы по-другому, в своем уникальном стиле, способствуют развитию ребенка. Отцов часто хвалят, когда они играют с детьми в агрессивные, «мужские» игры, и такие занятия в самом деле полезны для детей.
Однако учитывая, как много современных детей, особенно мальчиков, плохо читают, важно привлекать к совместному чтению как можно больше отцов. Часто родители даже не осознают, как многому дети учатся на примере поведения своих родителей.
Наблюдая за отцом, который читает книгу, ребенок усваивает очень четкую мысль о том, что папе с ним интересно проводить время, к тому же папа при этом привлекает ребенка к одному из самых полезных и благотворных занятий, способствующих его развитию.
Совместное чтение не только помогает детям развивать языковые и когнитивные навыки и повышать грамотность, оно также укрепляет отношения. В конце длинного дня что может быть лучше, чем перед сном послушать, как папа читает смешную книгу о дурацких монстрах! Чтение книг — это такое дело, которое можно делать где и когда угодно: в очереди в супермаркете, на приеме в поликлинике, на пляже и, конечно, дома.
Чтение в буквальном смысле формирует мозг, как выяснилось в ходе недавних исследований с применением МРТ. Поэтому настоятельно рекомендуем как можно большему количеству отцов читать своим детям.
Совместное увлечение книгой также помогает развить у ребенка мелкую моторику, ведь его можно попросить переворачивать страницы или держать в руках книжку. Папам следует помогать детям работать над этими навыками: например, складывать с ними паззлы, рисовать, писать или вырезать из бумаги.
Зачастую всеми этими вещами занимаются матери, но что мешает отцам? Отцы могут привнести в эти занятия другой подход, отношение и даже формы общения, что обязательно положительно скажется на мелкой моторике и языковых способностях ребенка.
Так что, дорогие папы, чаще читайте своим детям и начинайте как можно раньше. А также доставайте из ящиков пластилин, паззлы, мелки и ножницы — и с пользой проводите время с ребенком, попутно закладывая в нем важнейшие навыки и способности, которые пригодятся ему в более позднем возрасте.
Оксана Савостіна
Давайте выясним, в каких семьях можно найти читающих детей, почему и зачем они читают.
Сегодня искреннее удивление вызывает ребенок, за неделю проглатывающий толстенные «Хроники Нарнии», – вместо того, чтобы общаться в соцсетях. Чтобы понять, в чем секрет читающих детей, мы провели опрос среди родителей в Facebook, где каждый желающий мог рассказать о своем читающем ребенке. Оказалось, что у читающих регулярно и с удовольствием детей много общего.
Толчком к проведению нашего опроса послужил семинар «Что читают наши дети?», организованный Центром исследования современного детства в качестве совместной инициативы Высшей школы экономики и МГППУ. На семинаре речь шла о том, чем нынешнее поколение читающих детей отличается от нашего. Зачем наши дети читают? Сегодня чтение, как досуг, конкурирует с телевизором, компьютером, компьютерными играми и общением через Интернет. И в этой конкуренции чтение часто проигрывает.
Все же пока еще не все читающие дети и подростки занесены в Красную книгу. Недавний всероссийский опрос показал, что не менее 24% учеников 5-8 классов много читают (30% девочек и 18% мальчиков, опрос проведен РДГБ в 2011-2012 гг., исследователи опросили 1140 учеников 5-8 классов семи столичных школ). А 13% школьников этого возраста вообще не представляют себе жизни без книг. Правда, для чтения дети выбирают другие книги, – часто совсем не те, которыми мы увлекались в детстве. Анна Тихомирова, руководитель проекта «Детский книжный автобус «Бампер», президент фонда «Культура детства» рассказывает:
«Если спросить, что читали дети раньше, в советское время? Чем были увлечены подростки, каким чтением?… Приключенческие романы. Жюль Верн, Майн Рид, Дюма… Этим всем зачитывались. Что давали эти романы? Воображение, богатство жизни. Они расширяли наш кругозор. Сейчас их читают очень мало. У … потребность в расширении мира, понимании того, как много всего происходит в этом мире, удовлетворена другими способами»
Сейчас мотивы чтения у детей другие. Это вопрос отдельного научного исследования. Можно предположить, что книга дает ребенку то, чего ему часто не хватает в мире бешенного темпа, дикого количества информации и вечно занятых родителей. Например, популярные сегодня книги о Гарри Поттере позволяют детям почувствовать, что из обычных мальчиков и девочек они могут стать необычными. У них есть возможность измениться: стать сильнее, могущественнее, лучше.
Как говорит одиннадцатилетний Марк, он читает книги, чтобы создавать свои собственные миры, уходить от повседневности и забот: «Мне интересен воображаемый мир, который я могу построить сам, а не вестись на графику режиссеров и гейм-создателей». Многие дети и подростки, по данным РГДБ, стремятся найти в книгах развлечение. Они стремятся читать что-то легкое, не требующее больших усилий.
И все же далеко не все дети отдыхают, читая книги. Почему же только некоторые становятся увлеченными читателями? В нашем опросе приняли участие родители пятнадцати любителей читать в возрасте от 7 до 12 лет. Они рассказали, как так получилось, что их ребенок с удовольствием читает, и как он сочетает чтение с учебой, электронными гаджетами и другими хобби.
Итак, откуда же берутся читающие дети?
1. У всех читающих был ранний книжный старт и богатая книжная среда дома. Многие рассказали о том, что начали читать своим детям практически с рождения и продолжают читать вслух во взрослом состоянии. Часто прочитанное обсуждается. При этом книги и журналы разложены везде и всюду.
Таня (здесь и далее ответы родителей) рассказывает: «К нам приезжала девочка, ей три с половиной годика, она села за Машенькин стол, где лежала большая стопка книг. И пока она не пересмотрела все книги, причем без картинок, – она не вышла к нам пить чай… Оказалось, что ее папа пишет диссертацию уже четвертый год, и весь дом просто завален книгами…»
Ольга, мама девочки 11 лет: «Дочка читать и слушать любила с рождения – ей всегда много читали, с ней всегда прочитанное обсуждали, самостоятельно начала в 5 лет с детских журналов о природе типа «Гео», потом книги и энциклопедии. Также всегда очень много слушала аудиокниги – и по школьной программе, и для души»
2. Родители никогда не заставляли своих детей читать. Об этом важном условии воспитания страстного читателя писал и Даниэль Пеннак, известный детский писатель и книжный пропагандист. Он ратует за то, чтобы чтение ребенком воспринималось как подарок. Его главные принципы: «Ешьте, когда вы голодны, читайте, когда захочется», «позвольте себе начать читать несколько книг одновременно».
Ирина, мама мальчика 9 лет: «Сейчас он сам читает «Три друга» Серафимович. Нравится читать, потому что воспринимает это как отдых, и потому что в семье все любят читать каждый день. Обсуждаем с ним сюжеты из книг»
Наталья, мама мальчика 11 лет: «Я против того, чтобы доставать по пятьдесят книг сразу, но она это решает сама. Почитает пару глав чего-то любимого – и обратно на полку, пока ищет ответ для задания в энциклопедии, увлечется какой-то другой главой»
3. Родители читающих детей ограничивают использование ими гаджетов и просмотр телевизора. Любители чтения – не белые вороны. Они, как и другие дети, смотрят телевизор, время от времени играют в компьютерные игры, общаются в социальных сетях. Но их экранное время контролируется взрослыми или ограничено в силу насыщенной жизни ребенка.
Алена, мама девочки 7 лет: «Гаджеты любим, но времени на них почти не остается, и в них используем развивающие программы… или рисуем, одеваем кукол. Доступ к гаджетам раза два в неделю…»
Таня, мама девочки 11 лет: «С этого года пользуется смартфоном, где есть Viber и электронная почта. В школе комп только на информатике, дома иногда для проектов, и брат изредка по выходным уговаривает поиграть с ним»
4. У всех читающих детей много реальных интересов, хобби. Оказалось, что все любители читать – это дети, которые активно живут в реальном мире. У многих из них как минимум по три увлечения: «балет, фигурное катание, шахматы», «плавание, пишет стихи, музыку, музыкой же и занимается».
Ольга, мама девочки 11 лет: «Если не брать спорт, то любит рисовать, лепить, посещать мастер-классы с поделками, гончарным кругом, шитьем и прочим, ходить в музеи, планетарии и театры, обожает путешествовать, любит иностранные языки, науки о животных и планетах, мечтает стать астрофизиком и выучить помимо англ. и испанского (которые в школе) – венгерский и шведский»
О пользе широкого кругозора у детей еще в 1980-е гг. писал известный педагог Михаил Щетинин (Объять необъятное: записки педагога, М. 1986). Он провел исследование, которое подтвердило, что наличие побочных интересов у учеников музыкальной школы влияет на качество их музыкального исполнения. И даже малоодаренные, так называемые «бесперспективные учащиеся», при расширении круга увлечений, начинали гораздо лучше играть на музыкальных инструментах.
Щетинин также проводил исследования, которые показывали, что из 100% отличников и хорошистов музыкальной школ 98% учились на «4» и «5» и по общеобразовательным предметам.
Что касается успехов в учебе, наше маленькое исследование не показало прямой взаимосвязи между любовью к чтению и успехами в школе. Но чтение с удовольствием и жизненные успехи, конечно же, связаны. Канадский исследователь чтения Кейт Станович пишет: «Те дети, которые с первых шагов обучения чтению добиваются успехов, в дальнейшем демонстрируют стабильно высокую успеваемость, неуклонное повышение эрудиции и общего уровня культуры, и в итоге во взрослой жизни оказываются в преимущественном положении в сравнении с теми, кто в начальной школе на уроках чтения не блистал».
Элина Винокурова
Для одного ребёнка книга — действительно лучший подарок, а другой при виде очередного тома скривится. В школе заставляют, теперь ещё и дома. Но заставлять не нужно, даже школьный список литературы на лето. Как по-настоящему увлечь ребёнка книгами — рассказывает специалист по детскому чтению и писатель Юлия Кузнецова.
1. Не заставляйте ребёнка читать
Желание читать формируется изнутри, поэтому, я уверена, заставлять ребёнка читать в пять-шесть лет — опасный путь. Слово «должен» применять к детскому чтению вообще нужно осторожно и в более серьёзном возрасте, с 5-6 класса и только по отношению к школьной литературе.
Если ребёнок не испытывает желания читать сам, ничего страшного в этом нет. Мой средний сын до трёх лет не воспринимал чтение вслух. Пока я читала старшей дочери, он ползал вокруг по дивану, прищемлял нам волосы — это только раздражало. Потом вдруг в четыре года полюбил чтение вслух. В пять лет мы начали учить его читать, сначала он тоже не особенно любил это делать. А к шести годам чтение пошло, это спонтанный процесс.
Часто родители боятся, что ребёнок пойдёт в школу, не умея читать. Здесь всё зависит от преподавателя. Сейчас я слышу о случаях, когда учителя говорят: «Мне не нужно, чтобы родители подводили ребёнка к какому-то уровню, иначе ему будет элементарно скучно на уроках».
2. Окружать детей книгами — хороший совет, но не всегда работает
У меня совсем другой опыт. Когда я приходила с книжных фестивалей и приносила детям пакеты с книгами, у нас был такой диалог: «Я вам принесла подарки» — «Какие подарки?» — «Книги» — «Понятно, а нормальные-то подарки принесла?».
Когда в семье много книг, могут возникать следующие истории. Ты спрашиваешь: «Хочешь книжку почитать?» — «Нет». Закрыли книгу, положили на холодильник. Через некоторое время спрашиваешь ещё раз, получаешь такой же ответ, и вы кладёте книгу на подоконник. Получается, что эти «не хочу» лежат по всей квартире.
Мне кажется, нам стоит вспомнить про свой книжный опыт, когда в детстве книг всегда не хватало. Особенно тех, которые ты очень хотел прочитать. Я веду курсы для детей, где мы занимаемся групповым расчитыванием, у нас есть своя библиотека, которая умещается на стуле. Это книги из моей домашней библиотеки, которые прошли строгий отбор: они точно понравятся детям, которые не любят и не хотят читать. Дети приходят, садятся, видят какие-то книжки, им интересно их взять и порассматривать, а я не даю этого делать. Они говорят: «Пожалуйста, пожалуйста, можно? Если я не возьму сейчас, то потом Петя возьмёт эту книжку». Я говорю: «Нет, сейчас у нас занятие, мы делаем другие интересные вещи». И когда они видят, что к книгам нельзя свободно подойти, то после занятия разлетаются через секунду. Подбегает орава, они всё разбирают и уносят домой. Причём дети знают, что в следующий раз я спрошу, о чём была эта книга.
3. Обсуждайте с детьми книги, которые читаете сами
Читающие при ребёнке родители — большая редкость. Используйте эти моменты, чтобы говорить с ним о книге, которую читаете прямо сейчас, или даже пробуйте зачитывать фрагменты. Например, моя дочка когда-то очень любила овечек, а я как раз в это время читала «Охоту на овец» Харуки Мураками. Когда она узнала об этом, то сказала: «Там убивают овечек, мне их жалко». Я предложила прочитать ей фрагмент книги вслух, чтобы она увидела, что там никого не убивают. Я прочитала ей описание пастбища, и она была в таком восторге: мама дала ей прикоснуться к своей книге.
Можно обсуждать книги с другими взрослыми при детях. Я обсуждаю книги по телефону со своей мамой.
У нас с ней похожий вкус, маме нравится современная русская женская проза, например, Марина Степанова. Мы с ней созваниваемся и обсуждаем какие-то книги, а дети всё это слышат.
4. Читайте вслух. И записывайте чтение на диктофон
Родители целый день проводят на работе, и если после этого они хотя бы десять минут читают детям вслух, это становится мощным замком, который скрепляет отношения. Ещё можно не только читать вслух, но и записывать чтение на диктофон. Телефон для этого не подходит, потому что он всё время будет переключать внимание на себя. На диктофоне только одна кнопка — включить и выключить.
Папа садится, читает им вслух, всё это записывается на диктофон. Одна глава в детской книге длится в среднем 10-15 минут, этого времени хватает, чтобы мероприятие под названием «вечернее чтение» состоялось. Когда папа уезжает в командировку, дети слушают записи. Они включают его, когда едят, когда рисуют. Это не просто текст, это воспоминание о том, как было хорошо с папой вечером.
5. Не игнорируйте аудиокниги — они помогают освоить текст
Аудиокниги — облегчение для детей, которые не очень уверенно чувствуют себя и видят в основном буквы, а не образы. Они сначала привыкают, а потом возвращаются к бумажной книге. Этот механизм работает и с фильмами (да-да). Дети сначала смотрят фильм, узнают, чем там всё закончится, а потом берут книгу и читают. Бывает, что дети берут книгу даже после спектаклей. Ведущая театральной студии рассказала, как поставила с подростками «Дядю Ваню», а потом к ней пришёл мальчик и спросил: «А почитать-то это где-нибудь можно?». Так что хорошо прочитанная аудиокнига, особенно если слушать её с родителями и обсуждать сюжет, тоже может помочь привить любовь к чтению.
6. Напишите книгу про ребёнка — это ещё один способ помочь ему начать читать
Сфотографируйте или нарисуйте своего ребёнка, прилепите на листочек и напишите: «Это Коля». Потом сфотографируйте, как он ест, и напишите: «Коля ест». Дальше можно сфотографировать, как он спит, играет и так далее. Сделайте такую книгу и покажите ребёнку в три года — пусть он посмотрит на всё это. Когда ему будет четыре года, он поймёт, что буквы можно как-то складывать в слова и начнёт пытаться это делать. Читать о себе всегда интереснее. Моей дочери 12 лет, и она с удовольствием сама садится и читает книжку о том, что она делала девять лет назад: лепила ёжиков, мешала тесто, лепила из него печенье.
На своих уроках я выделяю 15 минут, и мы пишем книгу о себе. Я даю простые фразы, которые нужно дополнить: «Однажды я пошёл…», «И вдруг я увидел…», «Тут мне навстречу…». Это занимает немного времени, но очень здорово работает. Дети могут написать про себя целые тома.
На самом деле для школьники, которые испытывают трудности в чтении, могут походить на курсы писательского мастерства — это хороший способ преодоления трудностей в чтении. Вроде бы ребёнок учится писать, но при этом учится и читать. У меня на курсе была девочка, которая запиналась и пропускала слова при чтении. Но когда читала свой текст, то не пропускала ни одного слова. Для неё это было очень важно.
7. Не бойтесь, что ребёнок не прочитает школьный список литературы на лето
Берите список по литературе, ручку и первым делом зачёркивайте книжки, которые точно ребёнку не нужны. За время общения с преподавателем можно понять, что он хотел, включая ту или иную книгу в список. Например, в первом классе в нашем учебнике был фрагмент из «Хоббита». Преподаватель решил, что раз есть кусочек из Толкина, значит надо читать всю книгу. Я говорю: «Извините, ребята» — и вычёркиваю это. Мы пробовали смотреть фильм по книге, но у детей не пошло: им было просто страшно.
После этого вычёркивайте все книги, которые дети знают наизусть. В первом классе вместе с «Хоббитом» нам попалась «Красная шапочка». Я вычеркнула эту книгу, потому что мы её прекрасно знаем. Дальше выбираем книги, которые можно заменить аудиокнигами и фильмами. Если ребёнка не тянет читать «Буратино», просто покажите ему фильм. Сюжет отложится, и когда текст из книги попадётся ему в учебнике, ребёнок с ним справится, потому что будет старше на полгода-год.
Затем выбирайте книги, которые вы прочитаете вслух. У меня так было с «Детством Темы» Гарина-Михайловского. Моей дочке он попался во втором классе, и я поняла, что она не потянет.
Остаётся небольшая выборка книг, которые ребёнок может прочитать сам. Вы берёте этот список и говорите: «Смотри, тут учительница посоветовала эти книги. Что тебе из этого интереснее всего будет читать?». Он выбирает, и вы начинаете читать. Однажды летом наш сын прочитал одну или две книги, но худо-бедно культурный багаж мы пополнили. Часто родители боятся, что они придут в школу сентябре и их спросят, прочитал ли ребёнок весь список. Просто ответьте, что прочитали не все. В этом нет ничего страшного.
Что ещё почитать про детское чтение:
Марина Аромштам «Читать!» — книга, которая даст родителям ответы на многие вопросы.
Юлия Кузнецова «Расчитайка. Как помочь ребёнку полюбить чтение» — книга о том, как родителям помочь детям полюбить книги.
Эйдан Чамберс «Расскажи. Читаем, думаем, обсуждаем» — автор рассказывает, как общаться с детьми по книгам. Какие вопросы можно задавать детям, чтобы они рассказали о прочитанном и при этом не чувствовали, что их экзаменуют (отрывок из книги ).
Даниэль Пеннак «Как роман» — для родителей, которые переживает, что их ребёнок не читает.
Папмамбук — отличный сайт с полезными материалами про детское чтение.
Полную запись интервью с Юлией Кузнецовой . Разговор прошёл в эфире «Радиошколы» — проекта «Мела» и радиостанции «Говорит Москва» об образования и воспитания. Гости студии — педагоги, психологи, учёные и другие эксперты. Программа выходит по воскресеньям в 16.00 на радио «Говорит Москва».