Был учеником, другом и писцом святого пророка Иеремии (VI в. до Р. X.; память 1/14 мая). Он записывал пророчества пророка Иеремии о нашествии вавилонян и пленении иудеев за грехи их и читал народу в храме. Свитки царь сжег после чтения, а пророков приказал посадить в темницу.
Много раз пророки предупреждали свой народ о пленении и о предании в руки халдеев, но иудеи не слушали их, ожесточались, гнали, а затем, бросили обоих в темницу. Только после взятия Иерусалима они были освобождены халдеями (Иер. гл. 36-38). Вместе с учителем св. Варух горько оплакивал разрушение Иерусалима Навуходоносором. После мученической кончины пророка Иеремии св. Варух жил недолго и умер в Египте в VI веке до Р. X.
В книге пророка Варуха пять глав, где он пишет, что все бедствия, и пленение вавилонское, и сожжение Иерусалима посылались за грехи иудеев, и нужно было покаяние. Святой Варух особенно ясно пророчествовал о воплощении Сына Божия, Который должен был на землю явиться и пожить с человеки, его пророчество начинается словами: Сей Бог наш, и не вменится ин к Нему — никто другой не сравнится с Ним (Вар. 3, 36-38). Книга пророка Варуха присоединяется к книге пророка Иеремии, даже паремия, положенная из нее в навечерие Рождества Христова (Вар. 3, 36-38; 4, 1-5), возглашается как пророчество Иеремиино.
Теги: Пророк Варух пророки
Приглашаем Вас подписаться на рассылку портала «Православие в Татарстане». Православный календарь, Священное Писание, душеполезные публикации, новости, уведомления о предстоящих церковных событиях и паломнических поездках — всю эту полезную информацию Вы можете получать удобным способом на свой мобильный телефон по WhatsApp. 📲 Для подписки перейдите по .
ПРОРОКИ БИБЛЕЙСКИЕ – в книгах Библии люди, получившие от Бога особые откровения.
В еврейском Священном Писании пророки чаще всего обозначаются словом «םיאיבנ» (невиим) . В разделе, озаглавленном «Ранние пророки» (книги Иисуса Навина, Судей, 1-4 Книги Царств), представлены, в частности, легенды о пророках, живших в XII-IX веках до н.э., — Самуиле, Нафане, Илие, Елисее и других. Книги, приписываемые пророкам VIII-VI веков до н.э. Исайе, Иеремии, Иезекиилю и 12 малым пророкам, собраны в разделе, имеющем название «Поздние пророки». Эти тексты, кодифицированные, по-видимому, в эллинистическую эпоху, содержат множество дополнений, сделанных позднейшими авторами и редакторами, так что установить подлинные слова пророков чаще всего невозможно. Большинство пророков, упоминаемых в еврейском Священном Писании, являлись пророками Бога Яхве, но упоминаются также пророки Ваала и Ашеры. Библейские пророки получали откровения, приходя в состояние экстаза (например, 4 Цар. 3:15; Иез. 1:3). Пророчества обычно имели политический, этический (например, социальная критика) и религиозный (обличение нелегитимных культовых практик) характер.
В христианстве пророки еврейского Священного Писания почитаются как ветхозаветные пророки, предсказывавшие пришествие Иисуса Христа. Пророком в Новом Завете назван Иоанн Креститель. В раннехристианской литературе упоминаются также христианские пророки (например, 1 Кор. 14; Дидахэ. 11).
Различные библейские персонажи относятся к числу пророков в исламе.
Иконография.
Первые изображения библейских пророков появляются в катакомбах, в первую очередь история Ионы как упомянутого Самим Христом прообраза Воскресения (катакомбы Петра и Марцеллина в Риме, вторая половина III века). В монументальном искусстве изображения 4 великих и 12 малых библейских пророков (представлены молодыми, безбородыми, со свитками в руках) впервые появляются в мозаиках оконных проёмов баптистерия Православных в Равенне (449-452 годы). В мозаичный цикл пресбитерия церкви Сан-Витале в Равенне (547 год) также входят образы Исайи и Иеремии со свитками, но уже с бородами.
В восточно-христианском искусстве изображения 16 ветхозаветных пророков в медальонах известны с VI века (Синайский монастырь Святой Екатерины, около 565 года). Рукопись «Sacra Parallela» Иоанна Дамаскина (IX век, Национальная библиотека, Париж) иллюстрирована погрудными портретами библейские пророки в медальонах, соответствующими трем иконографическим типам: юный безбородый (Даниил), «средовек» (Осия) и седовласый с бородой (Исайя, Иеремия, Аввакум и другие). В сложившейся в средневизантийскую эпоху системе декорации крестово-купольного храма фигуры библейские пророки располагали в барабане купола под образом Пантократора, где они несут развёрнутые свитки с отрывками из своих писаний (церкви Панагия-тон-Халкеон, 1028 год, и Святых Апостолов, 1310-1312 годов; обе — в городе Салоники), их число в 2 ярусах высокого барабана могло достигать 24 (монастырь Манасия, Сербия, середина 1410-х годов). Нередко фигуры библейские пророки изображались вместе с другими библейскими персонажами (например, Давидом, Соломоном, Моисеем, Аароном). Рукописи так называемой Книги пророков (середина X- вторая половина XIII веков) иллюстрированы портретами библейские пророки и краткими сценами их житий (Библиотека Ватикана, XIII века, и другие собрания). В искусстве палеологовского времени возникает иконография пишущих библейских пророков по типу евангелистов (росписи церкви Введения Богородицы, монастырь Каленич, Сербия, 1413 год).
В древнерусском искусстве с появлением и развитием так называемого высокого иконостаса (примерно с XV века) сложилась традиция так называемого пророческого чина (ряда), как правило, занимающего четвёрный ряд иконостаса (иконы, представляющие библейские пророки со свитками в руках с цитатами их пророчеств); до XVI века поясные изображения, позднее в полный рост. Одним из самых ранних примеров принято считать пророческий ряд иконостаса Успенского собора во Владимире (1408 или 1410-1411 годы; сохранились 2 иконы). Среди сохранившихся пророческих рядов наиболее ранние — в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры (1420-е годы; 12 поясных изображений библейские пророки, объединены по 2 на каждой доске), Успенского собора Тихвинского Богородичного Успенского монастыря (16 икон в ГТГ) и из собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыря (около 1502 года, музей Кирилло-Белозерского монастыря).
Фигуры библейских пророков с нимбами и свитками сопровождают новозаветный цикл фресок церкви Святого Георгия на острове Райхенау (около 900 года). В позднероманских и готических рукописях в инициалах к книгам библейские пророки предстоят Богу, они показаны с нимбами и в остроконечных еврейских шапках (Винчестерская Библия, 1160-1175 годы), встречаются также сцены «Видение Иезекииля» и «Валтасаров пир» (обе — там же). Начиная с середины IX века изображения библейских пророков присутствуют в композициях, передающих идею связи Ветхого и Нового Завета. В рукописях «Каролингского возрождения», а затем «Оттоновского возрождения» библейские пророки соседствуют с евангелистами. С XII века библейские пророки фигурируют в композиции «Древо Иессеево» (витраж капеллы хора церкви Сен-Дени в Париже, 1144 год; инициал к Евангелию от Матфея Библии Капуцинов, Национальная библиотека, Париж; роспись потолка церкви Святого Михаила в Хильдесхайме, около 1200 года), где библейские пророки фланкируют генеалогическое древо предков Христа, а также в композиции «Апостолы на плечах пророков» (портал Баптистерия в Парме, скульптор Б. Антелами, до 1196 года; витражи южного трансепта собора в Шартре, около 1230 года; северный «Княжеский» портал собора в Бамберге, вторая четверть XIII века). Шестеро библейских пророков (Исайя, Иеремия, Давид, Моисей, Даниил, Захария), предсказавшие страдания Мессии, представлены со свитками и окружают постамент Распятия в так называемом Колодце пророков К. Слютера (аббатство Шанмоль в Дижоне, 1395-1403 годы). В период Возрождения библейские пророки изображались вместе с сивиллами (росписи П. Перуджино в Колледжо-дель-Камбио в Перудже, около 1500 года; Микеланджело в Сикстинской капелле, 1508-1512 годы).
Независимо от своих религиозных убеждений, в среднезаветный период праведники продолжали с нетерпением ожидать прихода Мессии. Поэты слагали псалмы, и обычные люди молились, говорили и мечтали о пришествии царя из рода Давидова, которому суждено спасти Свой народ.
Одними из тех, кто ожидал Мессию, были ессеи, сформировавшиеся во время войны Маккавеев. Ессеи верили, что священники в иерусалимском храме нечестивы, и что сам храм нуждается в серьезных реформах. По их мнению пришествие Мессии было уже не за горами. Они верили, что Он присоединится к ним и расторгнет жестокое ярмо Рима, чьи правители завоевали Палестину примерно за шестьдесят лет до рождения Иисуса.
Подобно тому, как Реформация предшествовала Восстановлению, среднезаветный период также включал в себя события, готовившие мир к Пришествию Иисуса Христа. В это время появилось большое количество религиозной литературы, включая перевод древнееврейской Библии на греческий язык и начало создания Свитков Мертвого моря и апокрифов. В этот период времени стали развиваться и совершенствоваться учения об Ангелах, Воскресении, Небесах и аде.
Но без руководства Пророка Иудеи спорили о значении Священных Писаний и о том, кем будет Мессия. Кто-то ожидали Мессию из рода Давидова (потомка царя Давида), другие высказывались за Мессию – потомка Аарона, Мессию-священника. А кто-то вообще не ожидал Мессию.
В среднезаветный период у разных групп возникло так много теорий, что они не знали, как распознать истинного Мессию, когда Он придет к ним. Ни одна из этих групп – ни книжники, ни фарисеи, ни ессеи, ни саддукеи, – не приняла Иоанна Крестителя как Пророка, и Иисуса – как Мессию. Некоторые члены этих групп были главными противниками Иоанна и Иисуса во время их служения (см. от Матфея 21:23–46).
Дискуссии и споры о Мессии среди разных групп продолжались. Первый Пророк нового устроения, Иоанн Креститель, объявил о пришествии Мессии и объяснил, какое именно спасение Он принесет. Увидев Иисуса Христа, Иоанн сказал: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (от Иоанна 1:29). Многие Иудеи приняли Иоанна, когда он готовил людей к Пришествию Христа.
В начале Своего служения Иисус Христос учил людей «как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи» (от Матфея 7:29). Он неоднократно беседовал с религиозными руководителями, разъясняя учение о браке, Воскресении, Божестве и Его личной роли Спасителя. Поскольку многие религиозные руководители отвергли Его (см. от Матфея 26:4), Иисус сказал им: «Вы не знаете ни Меня, ни Отца Моего; если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего». Он также сказал: «Если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня» (от Иоанна 8:19, 42).
Поскольку они ожидали Мессию, абсолютно непохожего на Иисуса, они отвергли Его. К счастью, мы живем во времена, когда истины Евангелия опираются на фундамент учений Пророков и Апостолов (см. к Ефесянам 2:20). Нам не приходится выбирать между духовными ветрами, которые поднимаются там, где нет руководства Пророков и Апостолов. Следуя нашим Пророкам последних дней, мы придем к пониманию истинного учения Спасителя Иисуса Христа, как это было открыто Пророку Джозефу Смиту:
«Ибо мы видели Его по правую руку Бога; и мы слышали голос, свидетельствовавший, что Он есть Единородный от Отца –
Что Им, через Него и от Него миры есть и были сотворены, и жители их – сыны и дочери, рожденные Богу» (У. и З. 76: 23–24).