Церковь Преображения Господня (Преображенская церковь) на острове Кижи — один из главных объектов государственного историко-архитектурного музея-заповедника «Кижи», объект культурного наследия федерального значения, входящий в состав объекта Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Преображенская церковь в Кижах. 2009 г. Фото: Иван Загайнов
Преображенская церковь в Кижах. 2009 г. Фото: Иван Загайнов
Церковь построена в 1714 году. Относится к типу восьмериковых ярусных церквей. Основой композиции сооружения является восьмигранный сруб — «восьмерик» — с четырьмя двухступенчатыми прирубами, расположенными по сторонам света. Алтарный восточный прируб имеет в плане форму пятиугольника. С запада к основному срубу примыкает невысокий сруб трапезной (нартекса). Hа нижний восьмерик последовательно поставлены еще два восьмигранных сруба меньших размеров.
Преображенская церковь в Кижах. 2007 г. Фото: Михаил Архипов
Церковь Преображения Господня увенчана двадцатью двумя главами, размещенными ярусами на кровлях прирубов и восьмериков, имеющих криволинейную форму типа «бочки». Форма и размеры глав меняются по ярусам, что придает своеобразный ритмический рисунок облику церкви. Трапезная перекрыта трехскатной крышей. Вход в Преображенскую церковь выполнен в форме двухвсходного крытого крыльца на консолях. Верхняя и нижняя площадки крыльца перекрыты двускатными крышами на резных столбах.
Преображенская церковь в Кижах. 2007 г. Фото: Михаил Архипов
Полы из пластин уложены по бревенчатым балкам, врубленным в стены. Поверх первоначальных полов были уложены дощатые полы по лагам. Потолки в прирубах храмовой части из плах и тесин были врублены в стены. Центральная часть перекрыта стропильной конструкцией «неба» с круглым медальоном посередине. Hад «небом» устроена внутренняя двускатная крыша, края которой опираются на стены восьмерика, а в середине — на два потока (водостока), выходящих наружу. Под основными водостоками располагались дополнительные — страховочные. В верхнем восьмерике для осевого столба центральной главы врублена четырехугольная клеть из бруса. Крыши бочек и полиц слеговой конструкции. Главки Преображенской церкви выполнены по кружалам и журавцам. Крыша трапезной — стропильная.
Преображенская церковь в Кижах. 2009 г. Фото: Иван Загайнов
Реконструкция Преображенской церкви в Кижах. 2015 г. Фото: Михаил Архипов
Реконструкция Преображенской церкви в Кижах. 2018 г. Фото: Михаил Архипов
Остров Кижи и его храмы во все времена были административным и православным центром. До XVIII в. Спасо–Кижский погост был одним из крупнейших в Обонежской пятине, ему принадлежали земли острова Кижи и южная часть Заонежского полуострова, включая Уницкую губу. В XVIII в., после упразднения погостов как территориальных единиц, была образована Кижская волость Петрозаводского уезда Олонецкой губернии. На землях волости существовало несколько церковных приходов, самым древним из которых был Спасо-Кижский приход с главным его храмом — церковью Преображения Господня.
Исторические документы сохранили до наших дней любовь и заботу кижан о содержании храма и его оформления. Еще в церкви–предшественнице, согласно Писцовой книге 1616 года: «…образы, и свечи, и книги, и ризы, и сосуды, и паникадила, и на колокольне колокола, и церковное строение приходцкое тое волости крестьян». Это пример, который свидетельствует о высоком уровне общественного сознания кижан и о важной роли храма в их жизни. Осознание ими духовной, исторической и художественной значимости центра погоста прослеживается и на протяжении последующих веков.
В первой четверти XVIII века они возводят грандиозный двадцатидвуглавый храм, поддержание которого в надлежащем виде стало важным элементом приходской жизни. В начале XIX в. крестьяне со священником собрали средства на крупный ремонт церкви. Позднее в последней трети XIX в. им удастся собрать огромные по тем временам суммы на ремонт иконостаса. Крестьяне Спасо-Кижского прихода делали разнообразные вклады (пожертвования и дарения) в любимый храм, находили благотворителей для проведения мелких и крупных ремонтов. Благодаря такому бережному отношению, которое было продиктовано высокодуховным мировоззрением православного человека, Преображенская церковь не только сохранилась до наших дней, но и стала общепризнанным шедевром деревянного зодчества.
Интерьер Преображенской церкви имеет ярко выраженную центричность композиции. В центре храма — восьмерик, к которому примыкают четыре прируба, ориентированные по сторонам света, образуя в плане крест.
В восточном конце креста размещается алтарь. Остальные прирубы, примыкающие к центру, образуют просторное молитвенное помещение, причем не только в горизонтальном направлении, но и по вертикальной оси. Юго-восточные и северо-восточные грани прирубов содержали боковые ветви иконостаса. Первоначально он был тябловый и имел небольшие завороты на боковые стены. С введением резной золоченой рамы иконостас в значительной мере подчинил себе стенные плоскости северного и южного концов креста, разделив прирубы по средней линии, заполнил ровно половину всех стен храма. В храмовой программе четырехрядный иконостас — наиболее значимый и яркий компонент внутреннего убранства. Это один из самых крупных иконостасов в храмах Олонецкой епархии. В церковных документах приведены следующие размеры: высота 3 сажени 2,5 аршина, длина 12 саженей. Он содержит огромное число икон. Иконы обрамлены в дорогую золоченую резную раму, составленную из царских врат, 54 ставов и 10 панелей.
Преображенскому иконостасу присуща четкость форм, симметрия в решении объема и пространства, выделение декором конструктивных частей храма. Это исключительно нарядный и торжественный иконостас, соответствующий парадной красоте икон. Сквозной объемный орнамент из виноградной лозы обрамляет центральные иконы верхних рядов, выявляя ведущую вертикаль иконостаса: царские врата, расположенные в двух ярусах — местном и праздничном, главную икону деисуса «Спас в силах» и центральный образ пророческого ряда «Богоматерь Знамение». Эта ось усиливается богатством оформления царских врат. Бесконечная череда вертикалей из виноградных лоз и цветочных стеблей в сочетании с горизонталями ленточных узоров создают богатство мерцающего золотого орнамента, которое находится в согласии с образным строем и цветовой гаммой икон. Ведущая роль здесь принадлежит золоту. Цветовая палитра изобилует золотом-двойником. Им выполнены фона, нимбы, украшения и разделки одежд и утвари. Резное золото рамы усиливает эффект множественности свечения золотофонных икон. Светоносность «золотой» системы всего иконостаса как источник магического, ирреального сияния, высвечивая в первую очередь небесных представителей, отражая их светоносность, освещала также и земное пространство, преображая и смертного человека, участвовавшего в литургии.
Удивительно расположение иконостаса в Преображенской церкви. Конструкция иконостаса повторяет форму церкви. Его форма, как распростертые объятия Христа, обнимает и вовлекает прихожанина, делает его сопричастным Господу, который «иже еси на небеси и на земли». Входя в храм, кижане входили в пространство креста. Оказавшись внутри, они литургически приобщались к крестной жертве Христа, отождествлялись с распятым Христом, преображались посредством Креста. Это преображение было усилено подкупольным «небесным» пространством, в котором иконографическая программа храма получала свое логическое завершение.
Живописный потолок — «небо» — своеобразная вариация купола в деревянной церкви. Потолки конусообразной формы, называемые в церковных документах «небо» или «кумпол», широко бытовали в храмах Русского Севера. В центре купола Преображенской церкви размещалась одна из ранних для Заонежья композиций, воспроизводящая слова Восшедший на небеса и седящий одесную Отца» — Новозаветная Троица, в окружении небесных сил (серафимов, херувимов, престолов).
Центральный медальон окружали клинья, на которых в три пояса были изображены серафимы, херувимы, ангелы, праотцы. Замковое кольцо, обрамлявшее образ Троицы, содержит текст молитвы «Отче наш» — молитвы, которую преподал нам Господь. Прихожанин, пребывая в центре храма на оси «крест — замковое кольцо», ощущал сопричастность и включенность себя в Царствие Божие. Душа земного многогрешного человека, находившегося в центре пространственного креста-восьмигранника, устремлялась к небесам, в Царствие Божие, в соответствии с иконографической программой замыкавшейся текстом молитвы. Многоплановая живопись «неба», иконостасная резьба и живопись пространственного креста зрительно сливались в единую структуру-символ, создавали яркую и многоплановую пространственную перспективу. Этой идее была подчинена соответствующая живописная программа, в которой огромное значение отведено иконостасу.
Четырехрядный иконостас включает 101 икону, из них в местном ряду — 16, в праздничном — 28, деисусном — 29, пророческом — 28 образов. В центре местного ряда Преображенского иконостаса расположены резные царские врата, с небольшими круглой формы рамками, в которые вставлялись 7 иконок (сохранилась одна с изображением евангелиста Иоанна). Шесть из них, с изображением Благовещения и евангелистов, размещались на створках; одна — в навершии (по данным описи вверху было изображение Саваофа).
Справа от царских врат расположена храмовая икона «Преображение» (вт. пол. XVII в.). Она вкомпонована в раму (не позднее 1714 г.), размер которой идентичен иконе «Богоматерь Грузинская» (рубеж XVII-XVIII вв.), находящейся слева от царских врат. Обе иконы установлены на одинаковых панелях и обрамлены резным декором, который в сочетании с резьбой царских врат создает гармонично уравновешенную композицию. За ними следуют алтарные врата.
На северных вратах Преображенского иконостаса изображена сцена из библейской истории — Даниил во рву львином. На южной двери представлено три композиции: «Лоно Авраамово», «История Адама и Евы», «Плачемся и рыдаем».
Далее справа и слева от центра иконостаса размещены 12 икон, из которых большинство (8 из 12) дополнены клеймами. Для икон малого формата («Преображение», «Покров», «Спас Нерукотворный») и утраченного резного складня с изображением Троицы сделаны живописные рамы, соответствующие пропорциям нижнего яруса. Остальные иконы изначально написаны с житийными клеймами.
Несмотря на большое количество икон, усложненных клеймами, их содержание отличается своеобразием состава и большим разнообразием сюжетов. Это история страстей Господних и Нерукотворного Образа. Это повествования из жизни ветхозаветного пророка Ильи. Это сцены из жизни и мучений воина великомученика Георгия, чудеса, творимые святителем Николаем, и жизнь северных святых на примере соловецких чудотворцев. Это чудесные явления Богородицы и Ее прославленные чудотворные образы. Это деяния Троицы, с сюжетами из ветхозаветной истории. Такая широта подбора сюжетной стороны клейм на иконах в одном иконостасе — явление удивительное и представляет большой интерес для изучения.
В качестве распространенного образца житийных икон рассмотрим икону «Зосима и Савватий Соловецкие с житием». Образы соловецких преподобных, как основателей крупного и влиятельного самого северного монастыря имели, широкое распространение на Русском Севере. В Заонежье это были особо почитаемые святые, поскольку Зосима — основатель и первый игумен монастыря — был заонежанином. Он родился в заонежском с.Толвуя (д.Загубье). Поэтому на Кижской иконе явно преобладание сцен, посвященных земляку Зосиме. Из 22 клейм Савватию отведено 9, и в них рассказана история только последних лет жизни преподобного, в остальных 13 — жизнеописание Зосимы. Повествование о Зосиме традиционно: рождение, обучение, пострижение, раздача имения, далее встреча с Германом и деяния, связанные со строительством Соловецкого монастыря. Последнее клеймо, которое иллюстрирует перенесение мощей Савватия с Выга на Соловецкий остров, прославляет Зосиму как лицо озаботившееся, чтобы первый насельник, основатель соловецкого иноческого жития, покоился в монастыре. Индивидуальность иконы не заканчивается предпочтением изображения жизни Зосимы, клейма иконы расположены в своеобразном порядке. Икона имеет традиционное построение — средник, по периметру которого расположены клейма. В среднике предстоят слева — Зосима, справа — Савватий, обращенные к монастырю и Богоматери, которые изображены в верхней части. Икона, в плане подачи жития соловецких преподобных, поделена на две неравные части. Зосиме посвящена левая большая часть сцен (вертикальная полоса, а также четыре верхних и четыре нижних клейма), Савватию — правая меньшая часть (вертикальная полоса, одно верхнее и одно нижнее клейма). Весьма своеобразно и композиционное построение клейм. Каждое событие, происходившее в обители, закомпоновано в пространство Соловецкого острова, омываемого волнами Белого моря. В живописной палитре доминируют два цвета: синий и золотой. Обилие глубокого синего цвета на иконе удачно сочетается с золотом фона. В целом живописно-композиционное решение придает иконе яркую индивидуальность и свидетельствует о неординарном мышлении иконописца.
Иконы «Зосима и Савватий Соловецкие с житием», «Собор Богоматери», «Деяния Ветхозаветной Троицы» написаны около 1759 г. в мастерской, получившей наименование «кондопожского мастера». Живопись мастеров характеризуется не только яркой индивидуальностью, но и определенной непосредственностью в отражении изображаемых событий. Весьма показательны в этом плане иконы «Собор Богоматери» и «Деяния Ветхозаветной Троицы». Все сцены буквально насыщены жизненной активностью. Экспрессия проявляется в позах, мимике персонажей, в передаче движения, иногда стремительном (как, например, падение Авраама при встрече Пресвятой Троицы), иногда синхронном (как, например, в сцене принесения даров волхвами Младенцу Христу). Кроме того, на иконах много внимания уделено бытовым реалиям. Особенно впечатляют клейма, в которых отражены сцены из семейной жизни Авраама и Сарры: гостеприимство Святой Троицы и кормление нищих, с подробным изображением явств, включающих выпечку, дичь, голову тельца, и серебрянной посуды на круглом столе, покрытом нарядной скатертью. Не менее яркие, психологически емкие сцены с жертвоприношением. Все иконы этой группы, происходящие из Преображенской церкви, роднят холмистые пейзажи, которым отведены большие пространства. Холмы, украшенные травами и кустиками, отличаются по цвету, форме, иногда включают элементы горок и лещадок, но всех их объединяет типичная для земли цветовая гамма. У иконописцев данной мастерской весьма характерные изображения трав и цветов. Все они, независимо от формы, размера и расцветки, обладают одним общим свойством — гибкостью, плавностью изгибов стеблей, как бы колеблющихся от дуновения ветерка. В творчестве иконописцев этой мастерской удивительным образом сочетаются эмоциональная конкретность и острота восприятия, ощущение пространства и упрощенность форм, цветовая гармония и непропорциональность деталей — все то, что отличает народную культуру, в которой технические недостатки полностью искупаются непосредственной искренностью, основанной на духовной чистоте.
Великомученик Георгий, святитель Николай и пророк Илья — любимые святые во всех христианских храмах. Ко времени написания Кижских икон накопилась множественная иконография, отражающая их популярность. В этот период для заонежских храмов написано много икон с клеймами, в которых прославляются чудеса помощи и заступничества почитаемых святых. К ним, к их молитвенному ходатайству прибегали в своих нуждах и скорбях кижане, уверенные в их милисердии и покровительстве. В главном храме Спасо-Кижского погоста Преображенской церкви наблюдаем не только вариативность состава клейм, но и, что важно подчеркнуть,— изображения в среднике чуда, совершаемого святым. В среднике иконы, посвященной Георгию, вместо его портретного изображения представлено наиболее популярное из его чудес — «Чудо Георгия о змие». На иконе пророка Ильи наблюдаем «Огненное восхождение пророка Ильи». Даже образ Мирликийского святителя Николая в среднике иконы включает так называемое «Никейское чудо» и называется Никола Чудотворец.
Преображенские иконы местного ряда характеризуют местное благочестие середины XVIII века. Их можно отнести к категории икон, в которых акцент сделан на освещении чудотворной стороны жизни святых. Они живописным языком характеризуют эстетическое и духовное отношение кижан к чудотворным делам любимых святых.
Разнообразной иконографией в местном ряду представлены также богородичные иконы: «Богоматерь Грузинская», «Собор Богоматери», «Успение», и в том числе «Покров Богоматери», обрамленный в раму, на которой в 16 клеймах изображены чудесные явления Богородицы и некоторые Ее чудотворные иконы. Они отражают различные грани почитания Богоматери в русской православной традиции.
Над местным рядом в Кижских иконостасах расположен праздничный ряд. В Преображенском иконостасе он состоит из 28 праздничных икон. Столь большое число икон подробнейшим образом раскрывает евангельскую историю Христа, включая такие сюжеты, как «Христос и самарянка», «Исцеление расслабленного», «Исцеление слепого»,— имеющие в своей основе размышления об исцелении верой, о духовном прозрении. Евангельская история Распятия Спасителя представлена на 5 иконах: «Моление о чаше», «Распятие», «Снятие со креста», «Положение во гроб», «Жены-мироносицы». Развернутый страстной цикл, популярный на Западе и получивший широкое распространение к этому времени в православии, здесь отсутствует. Но в Преображенском иконостасе страсти Господни имеются в местном ряду в клеймах рамы, обрамляющей храмовую икону «Преображение». Праздничный ряд также иллюстрирует события из христианской истории, что можно отнести к явлениям исключительным для праздничных рядов северных иконостасов. Четыре иконы включают изображения Вселенских соборов — с первого по четвертый. Здесь можно видеть и Николу Мирликийского и его противника Ария, царя Константина и многих других, известных в истории христианства личностей. Иконы праздников, как и иконы следующих — деисусного и пророческого ярусов, написаны в первой четверти XVIII в. Это время, когда Север осваивает глубоко укоренившуюся в Центре западную культуру. Новые веяния находят отклик в сюжетном содержании ряда, в котором традиционные для праздничных икон сцены соседствуют с редкими сюжетами из Священного Писания.
В Преображенских иконах многое свидетельствует о знакомстве иконописцев с новыми веяниями, которые удачно сочетаются с традиционными наработками. Одежды персонажей, их лики написаны послойно, с высветлениями и пробелами. В то же время лики трактуются объемно, с натуралистическим изображением белков глаз, с выписыванием ресниц и мясистых губ. Характерной чертой Кижских иконостасных икон является обилие золота и разнообразие техник золочения, сочетание золотых и серебряных поверхностей, оттененных штриховым рисунком, использование цветных лаков. Необычайно тонко в этом плане написан розоволикий ангел на иконе «Жены-мироносицы». Его золото-серебряные одежды в тенях прописаны зеленым цветом различной интенсивности и оформлены черным штриховым рисунком. Красные сапожки и под-папоротки крыльев перекликаются с розовыми кистями рук и ликом ангела. Изящности ангела вторит белый город Иерусалим в верхней части иконы, который напоминает средневековый замок. В то же время ангел изображен сидящим на большом круглом камне, за ним крупный с двускатной крышкой гроб, форма которого традиционна для русских захоронений. Действие, как и на всех праздничных иконах, развернуто на фоне холмистой поверхности, в праздничных композициях уже нет иконописных горок, вместо них холмистые поверхности, усеянные мелкими кустиками-травками, а своеобразная иконная архитектура сменилась на монументальную «римскую» и изящную «готическую».
В третьем ярусе Кижского иконостаса расположен деисусный чин. Деисусный чин, как ведущий в ансамбле, выделяется по высоте и удлиненным пропорциям икон. В центре этого ряда — икона «Спас в силах». Размеры Преображенского иконостаса определили большой состав святых, предстоящих Спасителю. За пятью центральными образами следуют 14 икон с изображениями апостолов и евангелистов. От центра влево в последнем иконостасе стояли иконы с изображениями Петра, Иоанна Богослова, Луки, Андрея Первозванного, Иакова Заведеева, Филиппа; вправо, соотвественно,— Павла, Матфея, Марка, Симона Зилота, Варфоломея, Иакова Алфеева и Фомы. За ними отцы Церкви — Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Никола Чудотворец, очень популярные в Заонежье святители Медост Иерусалимский и Василий Севастийский. В этом ряду несколько икон с изображением преподобных: Зосимы и Савватия Соловецких, Варлаама Хутынского, Антония Римлянина, князя Александра Невского в монашеском облачении и Симеона Столпника. Все они пользовались популярностью в Заонежье, долгое время входившем в состав новгородских земель. Синхронность предстояния большого количества святых в деисусном чине, идентичность их поз, моделировки форм, обращенность святых в едином молении к центральному образу — Спаса в силах — создает определенную ритмику. Молитвенное содержание деисусного ряда усиливается за счет светоносности золотых фонов. Божественное пространство, в котором пребывают святые, в русско-византийской эстетике, изображаемое золотым фоном, как светом, лежащим вне плоскости изображения, как бы вытесняет вперед фигуры, и усиливает светоносность святых, осиянных светом, исходящим от Спасителя. Одежды Спаса — и хитон и гиматий — исполнены золотым ассистом. Здесь, как нигде в иконостасе, посредством золота передано художественное воплощение божественного света. От Божественного света, исходящего от Вседержителя, бликует золото-серебряной поверхностью, оттененный штриховым рисунком, престол. Даже красная ткань подушки, отсвечивая золотом изящного травного рисунка, создает тонкие мерцающие блики. Светом озарено все: и окружающие престол херувимы и серафимы, парящие в красной и зеленой пространственных сферах, и символы евангелистов в углах красной сферы. Светлая окантовка крыльев херувимов и серафимов, отсвечивая от их красных и зеленых фигурок, создает радостное цветовое отражение. Далее блики на символических изображениях евангелистов завершают исходящий от Спаса божественный свет и одновременно указывают на его распространение за пределы иконы. Композиционное решение иконы отличается продуманностью композиционной схемы, обладает декоративной насыщенностью и тщательной проработанностью цветовых сочетаний.
Завершающим ярусом Кижских иконостасов являются иконы с изображением пророков. Здесь также заметно влияние Великого Новгорода на северные земли — в центре этого ряда образ «Богоматерь Знамение». В Преображенском иконостасе этот ряд по количеству икон и изображенных на них пророков столь же внушителен, как и предыдущие. Позы святых, их обращенность к центру, ритмика многократного повтора жестов, характерных для предстояния в двух верхних ярусах, создают яркий образ иконостаса. Его масштабность, эффектная нарядность впечатляют грандиозностью и гармонией с общим замыслом оформления храма. Несмотря на видимые новомодные тенденции, характерные для XVII–XVIII веков, убранство Преображенской церкви было реализовано в полном соответствии с богослужением. Каноническая концепция крестово–купольного храма — как совершенного, вечного, в себе замкнутого космоса — была полнокровно воплощена в Кижской Преображенской церкви.
1 РГДА. Ф.1209 оп. 1 д.8554 л.164.
2 НА РК. Ф.25 оп. 16 д.26/28.
3 Научный архив музея «Кижи». НРФ-1232 (Л.Петтерссон. Кижский погост. Сметы, счета с 1813 г.), л. 17, 19–20.
4 НАРК. Ф.25 оп.20 д.70/831 л. 19об, 31об; оп.69/803 л.8.
5 Научный архив музея «Кижи». НРФ-1232 (Л.Петтерссон. Кижский погост. Сметы, счета с 1813 г.), л.17.
6 Иконы «неба» утрачены в годы Второй Мировой войны. Сохранились конструктивные элементы: расписные тябла, замковое кольцо с текстом и фризы, прикрывавшие стыки восьмерика и конусообразного потолка.
7 Эта композиция ранее XVIII в. неизвестна в «небесном» воспроизведении. До этого периода цент-ральными образами были «Вседержитель» (в церквах и часовнях) и «Христос иерей» (в церквах).
8 Кроме этих икон, принадлежащих музею «Кижи», имеются еще 4 иконы, из них 2 иконы праздничного содержания и 2 иконы с изображениями пророков. По архивным документам, в XIX в. они находились в алтаре. Как невостребованные в иконостасе церкви при создании музейной экспозиции эти 4 иконы были оформлены в Музей изобразительных искусств Республики Карелия.
10 «… при сих иконах ла (м) пад средней величины число двенадцать чеканной работы, медные, посребрены» — из описи церковного имущества 1826–1827 гг. (НА РК. Ф.25 оп.15 д.129/2449 л.5).
11 Это наименование было дано финским исследователем Л.Петтерссоном в 1943–1944 гг. по названию местности — Кондопога. Впервые иконы письма данной мастерской Л.Петтерссон увидел в Успенской церкви д. Кондопога. Это был полный интерьерный комплекс: иконы «неба» и иконостаса. В настоящий период карельские исследователи И.М.Гурвич, В.Г.Платонов выявили много икон этой мастерской, иконописцы которой плодотворно трудились во второй половине XVIII в. в Заонежье.
12 Иконы соловецких преподобных в один из ремонтов, вероятно в начале XX века, были переставлены в местный ряд.
Показался Спасушко – светломилостивый Спас Еросалим!
стр. 51Исследователи деревянного зодчества по внешним архитектурным признакам относят церковь Преображения Господня на о. Кижи к башенным ярусным многоглавым храмам .
Её силуэт движением архитектурных масс (бочек с главками) направлен к верхней главе, завершающей общий образ. Если следовать формально–типологическому сходству архитектурных форм, то церковь предстает ярусным храмом. Такое представление архитектурного образа в союзе с нарядным убранством скрывает его символическую сущность.
Символика церкви многозначна. Рамки статьи позволяют тезисно обозначить восприятие церкви Преображения Господня через христианскую символику. Предваряя, приведем слова Ю. Линника: «семантика этого сооружения бездонна… Это наисложнейший текст. Многие его слои еще не высвечены наукой» .
Объяснить появление столь удивительного произведения, как Преображенская церковь, можно, обратившись к культурно–историческому периоду середины – второй половины XVII в., времени правления патриарха Никона. Издание им «Скрижали» в 1656 г., которая большим тиражом разошлась по стране, послужило мощным толчком к пониманию стр. 52 символических форм храма и литургики. В ней для русских впервые на основании исконного иконографического учения подробно изъяснялся духовно–таинственный, реально–символический смысл знакомых чинопоследований богослужения, отдельных богослужебных предметов, облачений, частей храма и т. п. Его грандиозный замысел создания святых мест в окрестностях Москвы – «подмосковной Палестины», – воплотившийся в Воскресенский Ново–Иерусалимский монастырь, оказал влияние на символическое мышление через систему символов и знаков.
Церковь Преображения Господня – «плод» своего времени, синергическое действие промысла Божия и сознательной воли православных русских людей. Во второй половине XVII в. на территории современной Карелии строится значительное количество православных храмов . В начале XVIII столетия в Обонежье построено несколько многоглавых церквей: Предтеченская в Шуе, Троицкая в Клименецком монастыре, Покровская в Анхимово, Преображенская в Кижах, в своей основе имеющих крестообразный план и потолок – «небо». Таким образом, наблюдается распространение и развитие в деревянном зодчестве иконографии, в основе которой – крестово–купольной тип храма. Архетип подвергся переработке, в процессе которой убирались чуждые для деревянного зодчества элементы. В результате была создана русская редакция, в которой дерево как строительный материал заменило камень .
Основу архитектурного облика церкви Преображения Господня составили три последовательно уменьшающихся кверху восьмерика. Нижний восьмигранный сруб имеет четыре прируба – «контрфорса», ориентированные по сторонам света. Прирубы значительно повысили устойчивость центральной высотной части храма и определили ее крестообразный план – один из самых символически постоянных типов православного храма, в основе которого равноконечный «греческий» стр. 53 крест (рис. 1). В данной конструкции не только восьмигранник, но и три прируба – южный, северный и западный, в совокупности со «святая святых» – алтарным прирубом, образовали просторное молитвенное помещение – объемный крест – самый универсальный из христианских символов. «Это не есть какой–либо абстрактный знак или иероглиф – это инструмент, посредством которого совершается личное преображение верующего в Христа» . Ярусная конструкция с главками, расположенными на кровлях прирубов и восьмериках, четырехкратно усиливает крестообразную структуру храма (рис. 2).
стр. 54Центричность церкви образована средокрестием восьмигранника в нижней плоскости и шестнадцатигранным «небом» в верхней части. Конструкция «небо» в деревянном храме Русского Севера не что иное, как аналог куполу в каменном храме (рис. 3) . То есть, объемно–пространственная композиция церкви Преображения Господня соответствует архитектурному типу христианского храма – с крестово–купольной структурой, господствовавшей в архитектуре Византии с IX в. получившей широчайшее распространение в древнерусской. Крестово–купольный тип храма был воспринят христианскими странами православного вероисповедания стр. 55 как основополагающий, поскольку идеально отражал суть христианского вероучения о Христе – Спасителе («…ибо Господь Бог Вседержитель – храм его, и Агнец» (И. Богослов, Откр.21:22) .
Преображенская церковь памятник поздний в сравнении с древнерусскими каменными храмами, в которых в разной степени «похожести» был проявлен Первообраз. Согласно теологическим воззрениям, каждый храм есть воспроизведение Царства Небесного на земле. В кижской церкви Преображения Господня христианская символика получила дальнейшее развитие, прежде всего, в связи с образом Небесного Иерусалима.
стр. 56Образно–символические основы христианского храмостроительства рассматривались в ряде работ , но в них в основном анализировались каменные храмы. Первых исследователей деревянной кижской церкви, И. Э. Грабаря и Ф. Ф. Горностаева, «ритмичность глав и бочек натолкнула на мысль, что здесь есть система и план, и притом план исключительный и небывалый». Однако они ограничились символикой глав, исходя из общей идеи многоглавых храмов: «подчинения приемов многоглавия композиционной системе девятиглавия, символизирующего девять чинов ангельских или девять чинов святых угодников» .
Необычная для христианского сооружения трактовка символики архитектурных форм через языческие отголоски была предложена В. А. Крохиным .
Современный и весьма любопытный взгляд через структурные матрицы предпринял Ю. В. Линник. Философ рассмотрел церковь Преображения Господня с позиции архетипов: крест, круг, пирамида, лестница и тринитарный архетип. Любопытно, что архетип креста и круга он выводит как заимствование из природы, восклицая «Изоформизм приемов налицо!» .
Простой геометрический объем – четырехконечный крест с двенадцатью гранями в основе кижской церкви Спаса Преображения позволяет провести параллель с Небесным Иерусалимом в соответствии с богословскими формулировками идеала церкви. Этот идеал восходит к описанию святого Небесного Града «нового, сходящего от Бога с неба» евангелистом стр. 57 и апостолом Иоанном Богословом. Ворота Небесного Града, согласно видению Иоанна Богослова, охраняют 12 апостолов (Откр. 21). Число стен четырехконечного креста Преображенской церкви в сумме составляет 12, то есть семантически это «12 ворот, по трое на четыре стороны». Крестообразная основа Преображенской церкви соотносится с этим описанием, то есть геометрия церкви соответствует представлениям о Горнем Граде (во образ, а не по образу) (рис. 1).
В экстерьере памятника явно читается уже упоминавшаяся четырехкратная повторяемость четырехконечного креста. Два нижних и верхний ярус завершаются главками по четыре на каждой кровле. В сумме они составляют двенадцать глав и невольно ассоциируются с двенадцатью жемчужинами из видения И. Богослова (Откр. 21:19). Третий верхний пояс креста оформлен в перекрестиях четырьмя дополнительными килевидными кровлями с главками, образуя вокруг восьмерика круг – знак вечности. Восемь глав, на наш взгляд, сознательно увеличенных в размере, по сравнению с соседствующими ярусами, создают образ восьмиконечной звезды – знака Бога Отца, который в преображенном виде может быть присущ и Сыну , что соотносится с названием кижского храма. Сакральность числа восемь как символа Воскресения опять же может восприниматься как явление Небесного Иерусалима .
Хотелось бы отметить и то, что жители окрестных мест также воспринимали Преображенскую церковь как олицетворение Небесного Иерусалима: «Показался Спасушко – светломилостивый Еросалим!» . Здесь хотелось бы провести интересную параллель с «островным богословием» патриарха Никона, который возводил свои монастыри в окружении воды: Кийский Крестный, Валдайский Иверский, Воскресенский Ново–Иерусалимский, вызывающие ассоциации с Откровением Иоанна Богослова: «..Перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу» (Откр. 4:6). Спасо–Кижский погост также расположен на острове.
стр. 58Для обоснования символических форм важны публикации, в которых архитектура каменных храмов проецируется на библейский текст пророка Иезекииля – видение им славы Господней . Так, текст пророка натолкнул И. А. Бондаренко на мысль о том, что центрические конструкции храмов: купол на четырех опорах или восьмерик на четверике, воспроизводили засвидетельствованное авторитетом Священного Писания «видение славы Господней, нисшедшей с небес на землю и освятившей собой богоизбранное место» .
Г. Я. Мокеев, также рассматривая формы ранних русских православных храмов, сопоставил их завершения с библейскими текстами. Он убедительно обосновал, каким образом зодчим удалось в завершениях каменных храмов воплотить Первообраз Сидящего на Престоле (по видению пророка Иезекииля ), рассмотрев изображения Небесного Иерусалима в миниатюрах, фресках стр. 59 и др. изображениях. По мнению архитектора, этот образ в киевской школе зодчества воплощен в следующих архитектурных элементах: в центре над храмом обычно поднимается сначала верх кубического «подпрестолья» (трибун), затем мощный престол (барабан), наконец вверху – Лобное место с крестом. В смоленской школе образ еще более конкретизирован: «подпрестолье» (трибун) над храмом приняло форму «колес» – арок (рис. 4).
То же, но в варианте для деревянного зодчества видим в Преображенской церкви. Вокруг её завершающей главы расположен четвертый ярусный крест. Вместо кубического надпрестолья в каменных конструкциях здесь – восьмигранник. На нем – шейка (барабан) – Престол, на которой завершающая глава – «подобие Человека» (рис. 5).
стр. 60 Килевидные бочки с главками на них, расположенные по сторонам света, могут быть трактованы как своеобразная опора Престола – в видении Иезекииля – свод, над четырьмя колесами (Иез. 18:28) . А кокошники между килевидными кровлями могут символизировать херувимов, на которых спустилась божественная Слава, осенившая это место.
Мастера, возводившие церковь Преображения Господня, обладали не только техническим талантом и эстетической самодостаточностью, им было дано божественное откровение, без которого невозможно воплотить в деревянной конструкции во образ Небесный Град и Славу Господню.
Литургическое содержание интерьера находилось в гармонии с архитектурной оболочкой кижского храма.
Внутреннее убранство кафоликона на первый взгляд было традиционным как для данной местности, так и для своего времени – первой четверти XVIII в. Основные его компоненты – иконостас, солея с клиросами и потолок – «небо». Однако интерьер отличался от внутреннего убранства большинства обонежских церквей масштабностью и единым нерасчлененным пространством кафоликона. С введением в него резной, золоченой рамы–иконостас распространился на стенные плоскости северного и южного концов креста, заполнил ровно половину всех стен храма .
Иконостас, как известно, являет образ будущего богообщения в новом преображенном мире , его главная цель – проповедь Царства Божия . Четырехъярусный преображенский иконостас включает огромное количество икон и состоит из местного, праздничного, деисусного и пророческого рядов (рис. 6).
стр. 61Иконы местного ряда несут разнообразную информацию, в том числе затрагивают тему Горнего Иерусалима (икона «Ветхозаветная Троица с Деяними», икона «Собор Богоматери», кижский вариант которой во многом близок иконографии «О тебе радуется…», олицетворяющей Небесный град, северные алтарные врата, включающие композиции «Лоно Авраамово», «Насажденный рай», «Плачемся и рыдаем»).
Среди икон местного ряда невозможно не отметить композиционное построение храмовой иконы «Преображение» (рис. 7). Спаситель изображен на горе Фавор, к вершине которой ведут четко обозначенные четыре ряда лещадок. Пространственная динамика сюжета построена как своеобразная четырехступенчатая лестница преображения, по которой совершается путь приобщения к жизни Будущего века. В этом ее композиционное построение значительно отличается от «классического» варианта. Подобной «лествицы» в пределах Обонежья не обнаружено. Завершает местный стр. 62 ряд икона эсхатологического содержания «Воскресение Христово», композиция которого включает изображение Горнего Града, подтверждаемого надписью «Горний Ерусалим» – как торжество Христа, как образ воплощения идеи будущего века со Спасителем в Царствии Небесном (рис. 8).
Подробное представление евангельской и христианской истории на 29 иконах в праздничном ряду освещает литургический год в его нескончаемом круговороте. В иконах этого яруса, на которых сюжет развивается на фоне пейзажа, присутствует изображение белокаменного города, напоминающего Иерусалим («Воскрешение Лазаря», «Исцеление расслабленного», «Христос и самаритянка», «Вход в Иерусалим»). Белокаменная архитектура, завершающаяся высокими шпилями, резко отличается от традиционных иконописных палат (рис. 9). Наличие в праздничном ряду провинциальной церкви икон, повествующих о четырех Вселенских соборах, придает особое содержание иконографическому замыслу.
стр. 64Своеобразие иконографической программы иконостаса этим не ограничено. В центре деисусного ряда – образ «Спас в силах» . В наименовании композиции «Спас в силах» отражена богословская концепция – явление Иисуса Христа в силе и славе в конце времен как исполнение Божественного Промысла о мире: «Дабы все земное и небесное соединить под главой Христа» . В деисусном чине, помимо традиционного состава, Спасителю предстоят преподобные. Они представлены русскими святыми: Александр Невский, Антоний Римлянин, Варлаам Хутынский, Зосима и Савватий Соловецкие. Исключение составляет Симеон Столпник. Их необычно много, приближенные по своему духовному состоянию к Богу, они напрямую связаны с преображением тела и духа. Святые, предстоящие в деисусном чине, расположены в ставах с арочными проемами (подобно скиниям небесным) – такая конструкция опять же символически может быть зрительным напоминанием о Небесном Граде. Литургическое значение их не ограничено участием в Евхаристической молитве, они также представляют образ Будущего века, вместе с пророками, изображения которых расположены в следующем верхнем ярусе. Тексты на свитках многих пророков свидетельствуют об Иисусе Христе как Спасителе (пророчества Давида, Аггея, Захарии, Авдия, Михея, Амоса, Софония).
Золотофонность икон и добавленное позднее золото резной рамы с виноградной лозой и бутонами райских цветов придают сакральность иконостасу и храму как Небесному Иерусалиму – граду из чистого золота.
Удивительно расположение иконостаса в Преображенской церкви. Конструкция иконостаса повторяет форму церкви. Его форма, как распростертые объятия Христа, обнимает и вовлекает прихожанина, делает его вместе со святыми сопричастным Господу. Эта идея передана через текст на книге в руке Спасителя на главной иконе иконостаса «Спас в силах»: «ПРІИДИТЕ КО // МНЕ ВСИ ТРУ//ЖДАЮЩИИСЯ // И / ОБРЕМЕНЕНІИ//И / АЗЪ ПОКОЮ ВЫ // ВОЗМИТЕ ИГѠ // МОЕ НА / СЕБЕ // И / НАУЧИТЕСЯ // ОТ МЕНЕ ЯКО КРОТОКЪ ЕСМЪ». Входя в церковь, кижане оказывались в пространстве креста. В нем они литургически приобщались к крестной жертве Христа, отождествлялись стр. 65 с распятым Христом, преображались посредством креста. Это преображение было усилено подкупольным «небесным» пространством . В центре потолочной росписи Преображенской церкви, к сожалению, безвозвратно утраченной, размещалась композиция «Новозаветная Троица» в окружении небесных сил (серафимов, херувимов, престолов), в основе которой слова: «Восшедший на небеса и седящий одесную Отца» . Здесь можно усмотреть завершение теофании преображения – явление Христа в Троице. Исходя из посвящения церкви, композиция семантически может означать подтверждение единосущности Христа и Бога–Отца, утвержденному на I Вселенском соборе (Никейском соборе). Центральный медальон окружали грани, на которых в три регистра были изображены серафимы, чередовавшиеся с херувимами, ангелы, праотцы , расположенные опять же в круговом движении. Заметим, что на данном «небе» есть изображения персон, не встречаемых в других потолочных росписях. В частности, включение Иосифа Аримафейского усиливало литургический аспект храмовой декорации. «В пакибытии, – пишет протоиерей Лев Лебедев, – все удостоившиеся Царства Небесного будут созерцать не что иное, как Божественную литургию, поскольку она есть образ всего домостроительства Божия о спасении человека, образ всего Божия Промысла о сотворенном Им мире» .
Замковое кольцо, обрамлявшее медальон, иконы вокруг медальона представляют собой круг как символический образ рая.
Прихожанин, находясь в кафоликоне, пребывал в центре храма на оси: крест – замковое кольцо, вместе с Богом, который «иже еси на небеси и на земли» (рис. 3). Душа земного многогрешного человека, находившегося в центре пространственного креста – восьмигранника, преображаясь, устремлялась к небесам, в Царствие Божие, в соответствии с иконографической программой, замыкавшейся круговым текстом молитвы. Замковое кольцо, обрамлявшее образ Троицы, содержит текст молитвы «Отче наш» – молитвы, которую заповедал Господь. На этой оси: средокрестие (с преображающимися прихожанами) стр. 66 – «небо» (с ангелами, праотцами и Троицей), иконографическая программа храма (как интерьерная, так и экстерьерная) получала свое логическое завершение.
Несмотря на видимые изменения в храмовом оформлении, характерные для ХѴІІ-ХѴІІІ вв. (резной золоченый иконостас, применение в иконописи новомодных тенденций), которые связаны с естественным стремлением прихожан отразить новые веяния в храмовой декорации, убранство Преображенской церкви было реализовано в полном соответствии с богослужением и одновременно отражало важнейшие идеологемы эпохи, соответствующие духовным запросам времени. Каноническая концепция крестово-купольного храма – Небесного Града – как совершенного, вечного, была полнокровно воплощена в летней кижской церкви.
- Орфинский В. П., Гришина И. Е. Типология деревянного культового зодчества Русского Севера. Петрозаводск, 2004. С. 49–50, 113.
- Линник Ю. В. Архетипы Преображенской церкви // Рябининские чтения-2007. Материалы научной конференции по изучению народной культуры Русского Севера. Петрозаводск, 2007. С. 160.
- Лебедев Л. Богословие земли Русской. Размышление у стен нового Иерусалима, 2011. . Режим доступа: http://catacomb.org.ua.
- Чернякова И. А., Черняков О. В. Писцовые и переписные книги XVI–XVII вв. как источник по истории деревянного зодчества Карелии // Проблемы исследования, реставрации и использования архитектурного наследия Русского Севера. Сб. науч. ст. Петрозаводск, 1988. С. 55–73.
- О взаимовлиянии каменного и деревянного зодчества, в том числе о кижской церкви имеется целый ряд публикаций. См., например: Спегальский Ю. П. К вопросу о взаимовлиянии деревянного и каменного зодчества в Древней Руси // Архитектурное наследство. М., 1972. № 19. С. 65–75; Орфинский В. П. Собор Покрова на Рву и его аналогии (О взаимовлияниях деревянного и каменного храмостроительства на Руси) // Народное зодчество. Петрозаводск, 1999. С. 61–66.
- Мэтьюз Т. Преображающий символизм византийской архитектуры и образ Пантократора в куполе // Восточнохристианский храм. Литургия и искусство. СПб., 1994.С. 7.
- Кольцова Т. М. Росписи «небес» в деревянных храмах Русского Севера. Архангельск, 1993; Фролова Г. И. «Небеса» Заонежья. Иконы из фондов музея–заповедника «Кижи». Каталог. Петрозаводск, 2008. Автор выражает свою признательность за предоставленные рабочие чертежи А. В. Козлову, сотруднику музея «Кижи».
- Отметим, что наиболее значимые храмы на Руси: Софийский в Киеве, Софийский в Новгороде, 1045–1050 гг., Спасо–Преображенский в Переславле–Залесском, 1152 г., Успенский, 1158–1160 гг. и Дмитриевский, 1191 г. во Владимире, Рождества Богородицы в Суздале, 1222–1225 гг., Георгиевский в Юрьеве–Польском, 1230–1234 гг., Троицкий в Троице–Сергиевой лавре, 1422 г., Успенский и Архангельский в Москве, 1505–1509 гг., Софийский в Вологде – в своей основе имеют крестово–купольную структуру.
- Бондаренко И. А. Архитектурные воплощения образа «славы Господней» // Архитектурное наследство. М., 2012. Вып. 56. С. 5–15; Заграевский С. В. Формы глав (купольных покрытий) древнерусских храмов. М., 2008; Мокеев Г. Я. Якоже Горний Иерусалим. Воплощение символа Горнего Иерусалима в архитектуре русских городов. . Режим доступа: http:// www. Voskres.ru/arhitectHre/ierusalim.htm; Подосинов А. В. Символы четырех евангелистов. Их происхождение и значение. М., 2000; Лидов А. М. Вращающийся храм. Иконическое как перфомативное в пространственных иконах Византии // Пространственные иконы. Перфомативное в Византии и Древней Руси. М., 2011. С. 31.
- Грабарь И. Э., Горностаев Ф. Ф. Главные типы великорусского деревянного храма. Биб–ка РусАрх, 2009. . Режим доступа: http://www.rusarch.ru/grabar_i4.htm. С. Заграевский в примечании к труду академиков пояснил: «Впрочем, эта концепция оспаривалась уже вскоре после выхода в свет I тома «Истории русского искусства”». В композиции церкви в Кижах девятиглавая основа выражена более крупными по размерам центральной главой и восемью главами второго ряда; остальные двенадцать глав меньшего размера подчеркивают традиционное для северных деревянных храмов крещатое построение плана.
- Крохин В. А. Символика многоглавия в древнерусском зодчестве и форм покрытий в деревянной культовой архитектуре // Рябининские чтения-1995. Сборник докладов. Петрозаводск, 1997. С. 362–368.
- Линник Ю. В. Архетипы Преображенской церкви… С. 158–160.
- Абстрактно–символическая идея Горнего Града была основной в средневековой картине мироздания и в произведениях искусства передавалась с предельной условностью. В XVII в. идея Горнего Града приобрела новое звучание. Небесный Иерусалим стали изображать на фресках, иконах, осуществлять в монастырских ансамблях, например, в Воскресенском Ново–Иерусалимском и других монастырях, достигших своего расцвета в XVII в. См.: Художественно–эстетическая культура Древней Руси Х! – ХѴП вв. М., 1996. С. 419.
- Например, Христос изображается с восьмиконечным нимбом на иконах «Недреманное око», «Спас Благое Молчание».
- Восьмеричность в храмовой архитектуре, по мнению М. Е. Морозовой, в ряде случаев указывает на происходящее вращение. Морозова М. Е. Тема Преображения в иконографии и в русском храмовом зодчестве Х! – ХѴ! вв. Библиотека РусАрх. . Ре–жим доступа: http://www.voskres.ru.
- Агапитов В. А. Кижская топонимия и фольклор // Рябининские чтения-1995. Сборник докладов. Петрозаводск, 1997. С. 240.
- «…И сияние было вокруг него. В каком виде бывает радуга на облаках во время дождя, такой вид имело это сияние кругом» (Иез. 1:27).
- Бондаренко И. А. Архитектурные воплощения. С. 7.
- Престол поддерживают четыре многоочитых херувима, под которыми четыре колеса, а над ними свод. «Над сводом, который над головами их, было подобие престола, по виду как бы из камня сапфира, над подобием престола было как бы подобие Человека» (Иез. 1:26).
- Мокеев Г. Я. Якоже Горний Иерусалим… (Изображения Горнего Града в качестве иллюстраций взяты из данной статьи.)
- Здесь также хотелось бы отметить, что форма четырехконечного креста как направление четырех сторон сотворенного мира имеет аналогию с иконой «Спас в силах».
- Общность архитектурных деталей Преображенской церкви с элементами каменного зодчества отметил Ларс Петтерссон. Он обратил внимание на то, что в нижний восьмигранный сруб Преображенской церкви в момент его возведения «врублены миниатюрные фронтоны, напоминающие расщепленные луковицы, так называемые бочки». «Такая форма, – считал Л. Петтерссон, – инородна для деревянного материала». (См.: Кижи КП-3161–3164. Петтерссон Л. Заонежские церкви и часовни. (Кижская Преображенская церковь). Рукопись.) Внешне они напоминают закомары (рис.5). Таким образом, можно предположить, что здесь строители использовали элемент, характерный для каменного зодчества. Сходство не ограничено внешним подобием, этот круговой пояс из бочек и фронтонов (кокошников) определяет внутреннюю высоту Преображенской церкви. Кокошники, расположенные наравне с килевидными бочками, создают круговое обрамление, являясь прообразом херувимов.
- В церковных документах приведены следующие размеры: высота 3 сажени 2,5 аршина, длина 12 саженей. (НАМК. Ф. 1. Оп. 1. Д. 2738. Л. 17. (Петтерссон Л. Кижский погост. Сметы, счета с 1813 г.).
- Евсеева Л. М. Эсхатология 7000 года и возникновение высокого иконостаса // Иконостас. Происхождение – развитие – символика. М., 2000. С. 423.
- Языкова И. К. Спас в силах. Богословие иконы. . Режим доступа: http://www.plam.ru
- Заонежье, и в частности Спасо–Кижский погост, длительное время находились во владении Великого Новгорода, и влияние новгородской культуры заметно в наследии Заонежья. Между тем центральные иконы в кижских храмах (Покровская, Преображенская церкви, Петропавловская часовня) представлены в иконографии «Спас в силах».
- В этой иконографии сливаются различные аспекты трактовки образа Христа: эсхатологический аспект (второе пришествие Спасителя и Страшный суд), апокалиптический (образ Царя царей, Небесного Владыки и Агнца) и софийный (Пантократор – Логос, Бог Творящий). (см.: Языкова И. К. Спас в силах…).
- Иконы «неба» утрачены в годы Второй мировой войны. Сохранились конструктивные элементы: расписные тябла, замковое кольцо с текстом и фризы, прикрывавшие стыки восьмерика и конусообразного потолка. В фондах музея–заповедника «Кижи» имеются материалы фотофиксации икон неба, сделанные финскими военными во время оккупации.
- Эта композиция ранее XVIII в. неизвестна в «небесном» воспроизведении. До этого периода центральными образами были «Вседержитель» (в церквах и часовнях) и «Христос иерей» (в церквах).
- Не все персонажи на потолочной росписи являются праотцами в строгом смысле этого понятия, например: Иосиф Аримафейский, святой князь Владимир, родители Богородицы Анна и Иоаким.
- Лебедев Л. Богословие земли Русской…
Изображение прекрасной деревянной многоглавой церкви, символа заповедника Кижи, известно во всём мире. А ещё распространена легенда о том, что великолепный деревянный храм построен знаменитым Нестором без единого гвоздя.
Мифы и реальность
Говорят, что знаменитый древнерусский плотник, закончив работу и восхитившись красотой построенного здания, выбросил в Онегу свой топор. Якобы Нестор решил, что уже никогда не сотворит ничего совершеннее. История красивая, но она не подтверждёна историческими свидетельствами. Имена строителей Преображенской церкви ещё предстоит узнать.
Восьмигранный сруб, знаменитый восьмерик, действительно сложен без гвоздей. А вот при строительстве куполов и покрытии их лемехом использовано множество гвоздей.
Год рождения храма – 1714. Материалом послужили сосновые бревна, еловые доски и осиновый лемех. Русская черепица, сделанная из осины, придаёт куполам необыкновенный серебристый цвет.
Церковь Преображения Господня увенчана 22 луковичными главами различной величины. Они расположены в несколько ярусов. Каждая главка установлена на подставку, так называемую бочку.
Отправившись в Кижи, Вы ещё до прибытия на заповедный остров, увидите чудесную Преображенскую церковь. А на экскурсии познакомитесь историей и архитектурой храма.