/ Сочинения / Гоголь Н.В. / Тарас Бульба / Трагедия Тараса Бульбы.
Тип: Характеристика героев |
Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» — историческая повесть. Она рассказывает о жизни казаков в Запорожской Сечи, об их сражениях за независимость Украины.
Главный герой повести – старый казак Тарас Бульба, один из лучших воинов Сечи. Всю свою жизнь он провел в битвах и не мыслит себе другой жизни. Бульба до последней капли крови предан законам казачьей чести. Он верен своим товарищам, ценит и любит их больше своей жизни. Смысл жизни Тараса Бульбы – в служении товариществу, родине и православной вере.
У героя есть два сына. Это Остап и Андрий. Оба они молоды, только вернулись с учебы. Тарас мечтал, чтобы его сыновья стали настоящими казаками, защитниками отечества. Поэтому он берет их с собой в Запорожскую Сечь.
В это время по всей казачьей земле пролетела весть: на Украину идут поляки. Польские захватчики уже заняли много украинских земель и не собираются останавливаться. Узнав об этом, казаки тут же отправились на защиту своей родины.
И Остап, и Андрий смело бились с врагами. Тарас гордился своими сыновьями. Он был очень рад, что из его «кровиночек» получатся отличные воины. Но мечтам героя не было суждено сбыться. Сначала он потерял своего младшего сына – Андрия. Юноша влюбился в полячку и перешел ради нее на сторону врага. Когда Тарас узнал, что его сын – предатель, горю его не было предела. Но для Бульбы предательство было самым большим преступлением. Поэтому он сам, своей рукой, наказал предателя. Бульба застрелил своего сына.
Но вскоре Тарасу Бульбе пришлось потерять и своего Остапа. Его взяли в плен проклятые «ляхи». Не минуту не может об этом забыть израненный и больной Бульба. Сначала он решается добыть хоть какие-то вести о сыне. А потом пытается спасти его. Но все напрасно. Остап погибает. Перед казнью он мужественно перенес множество пыток. Тарас, несмотря на свое горе, невольно гордился сыном. Бульба поддерживает Остапа в последнюю минуту, вселив в него мужество и веру.
Тарас Бульба – несчастный человек. Он пережил настоящую трагедию. Герой потерял всех своих детей. Но Остапом он мог гордиться, потому что тот погиб как настоящий воин, казак. А вот Андрий оказался предателем. И это, как мне кажется, страшнее всего для героя.
Беру!
0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
УДК 82-4
БРАТЬЯ БУЛЬБЫ: К ВОПРОСУ О ВЕРНОСТИ И ПРЕДАТЕЛЬСТВЕ И.С. Хугаев*
1. «МОДЕЛЬ МИРА»
«Знаю, подло завелось теперь на земле нашей; думают только, чтобы при них были хлебные стоги, скирды да конные табуны их, да были бы целы в погребах запечатанные меды их. Перенимают черт знает какие бусурманские обычаи; гнушаются языком своим; свой с своим не хочет говорить; свой своего продает, как продают бездушную тварь на торговом рынке. Милость чужого короля, да и не короля, а паскудная милость польского магната, который желтым чеботом своим бьет их в морду, дороже для них всякого братства…»
Кто-то из критиков заметил, что не только великие книги объясняют реальность, но и реальность объясняет великие книги. В самом деле: как бы мы могли понять произведение литературы, если бы действительная жизнь не являла нам всюду живые примеры отвлеченных литературных идей и характеров? Причем это касается произведений не только последнего времени, но и давно минувших эпох.
Некоторые произведения прошлого гораздо более понятны сегодня, чем тогда, когда они писались. Сама возможность такого парадокса наталкивает на соображение о том, что та или другая книга постольку гениальна, поскольку в ней уловлены вечные законы жизни. В произведении искусства, как в капле воды, отражается не только безграничное пространство, но и весь временной континуум.
Вот почему Ю.М. Лотман называет литературное произведение «моделью мира».
2. ЗЛАЯ СКАЗКА
«Тараса Бульбу» мы все читали в школе с трудом и неохотой, с досадой на автора, написавшего бог весть что бог весть о чем. Дело не только в издержках детско-юношеского восприятия: в Стране Советов, где раз и навсегда были решены роковые вопросы истории, повествование Гоголя
казалось какою-то злой и необязательной сказкой о народе странном и непонятном, где в обычае драться на кулаках отцу с сыновьями, презирать науки, стыдиться нежных чувств и любить одну только войну. А сегодня эта степь — эта повесть — расстилается перед взором во всей своей жизненной полноте и достоверности; здесь вся современная Украина отражена в микрокосме одного семейства.
Перед нами Тарас, толстый и крепкий, основательный; из «коренных, старых полковников», созданный для «бранной тревоги» и отличающийся «грубой прямотой нрава»; мать, худощавая, неприметная, призрачная, вся любовь которой и «все, что есть нежного и страстного в женщине» «обратилось… в одно материнское чувство»; и два их сына — Остап и Андрий, первому из которых суждено было стать героем, а другому — предателем; одному — главным героем истории, а другому — главным героем повести.
Именно так. Ведь что мы помним из повести спустя многие годы? — мы помним прежде всего Андрия — его предательство и его страшную — потому что родной отец убил — смерть. Что повесть названа именем Тараса, еще не значит, что Тарас и есть главный ее герой. Во всяком случае, не потому Тарас главный, что повесть носит его имя. Главный герой — это, помимо прочего, образ наибольшего драматического напряжения и нравственного динамизма. Конечно: и Тарасова судьба ужасна: шутка ли? — родного сына убить. Но Тарас и Остап остаются, в сущности, неизменными на протяжении всего повествования, тогда как с Андрием происходит жуткое и колдовское превращение.
3. «ГЕТЬМАНЩИНА» И ДОНБАСС
Непосредственным фоном этой фабулы выступает политическая обстановка в Украине в XVI веке, когда «…влияние Польши начинало уже оказываться на русском дворянстве. Многие пере-
* Хугаев Ирлан Сергеевич — д. ф. н., ведущий научный сотрудник ВНЦ РАН (shmiksel@rambler.ru).
нимали уже польские обычаи, заводили роскошь, великолепные прислуги, соколов, ловчих, обеды, дворы». Естественно, что «Тарасу было это не по сердцу. Он любил простую жизнь козаков и перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне, называя их холопьями польских панов».
Заметим, однако, что Гоголь говорит не «украинское дворянство», а «русское дворянство». Просто потому, что никакого украинского дворянства не было. Гоголевская «Украйна» — это окраина России, Русь в миниатюре. «Тарас Бульба» — это модель русского мира с извечным противостоянием либерально-космополитического и патриотического мировоззрения.
Указав в экспозиции это внутреннее российское противоречие, Гоголь предлагает завязку повествования. Она заключается в тревожных новостях, которые принесли заскучавшим запорожцам беженцы с запада:
«- …вы разве ничего не слыхали о том, что делается на гетьманщине?
— А что? (…)
— Такая пора теперь завелась, что уже церкви святые… не наши.
— Как не наши? (…)
— Слушайте!.. еще не то расскажу: и ксендзы ездят теперь по всей Украйне в таратайках. Да не то беда, что в таратайках, а то беда, что запрягают уже не коней, а просто православных христиан. Слушайте! еще не то расскажу: уже говорят, жидовки шьют себе юбки из поповских риз. Вот какие дела водятся на Украйне, панове! (… )
— Стой! (…) что ж вы делали сами? Разве у вас сабель не было, что ли? Как же вы попустили такому беззаконию?
— …А попробовали бы вы, когда пятьдесят тысяч было одних ляхов! да и — нечего греха таить — были тоже собаки и между нашими, уж приняли их веру».
Спустя четыреста лет мы словно услышали эхо тех самых известий. Слух гражданина игнорирует нюансы (это пища софистов и демагогов), патриот видит всю картину разом, он сердцем чует правду: Запорожская Сечь Гоголя — это нынешний Донбасс, это Новороссия; «гетьманщи-на» — остальная Украина, предавшаяся Западу.
4. ШАРОВАРЫ, ЗАПАЧКАННЫЕ ДЕГТЕМ
Почему она предалась? Какой ответ дает Гоголь?..
«… первый, кто попался им навстречу, это был запорожец, спавший на самой средине дороги, раскинув руки и ноги… чуб его захватывал на пол-аршина земли. Шаровары алого дорогого сукна были запачканы дегтем для показания полного к ним презрения».
Главная черта русского характера, по Гоголю, в пренебрежении к материальным ценностям. В ком не достало презрения к шароварам дорогого сукна, тот и предался.
Сечь несовместима с рынком, с собственническим сознанием: «…Только побуждаемые сильною корыстию жиды, армяне и татары осмеливались жить и торговать в предместье, потому что запорожцы никогда не любили торговаться, а сколько рука вынула из кармана денег, столько и платили».
Все запорожцы — прирожденные аристократы. Они не мелочатся: сдача — это всегда мелочь.
А стоит кому-нибудь на минуту изменить своей аристократической природе — и конец казаку. Так оно случилось с куренным атаманом Бородатым, который на поле брани «польстился корыстью»: нагнулся, чтобы снять с поверженного им шляхтича драгоценные бирюльки — и «отскочила могучая голова, и упал обезглавленный труп, далеко вокруг оросивши землю. Понеслась к вышинам суровая козацкая душа, хмурясь и негодуя, и вместе с тем дивуясь, что так рано вылетела из такого крепкого тела».
Корысть — путь к погибели.
5. СТРАШНАЯ СУДЬБА
Но так ли оно и с Андрием, с меньшим сыном Тараса?.. Ведь у него, кажется, своя, особенная история, которая, без сомнения, вызывает сочувствие у многих читателей.
Эти два Бульбенка — два законных брата; Гоголь не нажимает на их различия, здесь нет контрастов: легкими прикосновениями кисти он указывает их особенности. Здесь разница не столько в качествах, сколько в степенях тех или иных качеств.
Дав предварительно портрет Остапа, Гоголь обращается на Андрия: «Меньшой брат его… имел чувства несколько живее и как-то более развитые. Он учился охотнее и без напряжения, с каким обыкновенно принимается тяжелый и сильный характер. Он был изобретательнее своего брата; чаще являлся предводителем довольно опасного предприятия и иногда с помо-щию изобретательного ума своего умел увертываться от наказания, тогда как брат его Остап, отложивши всякое попечение, скидал с себя свитку и ложился на пол, вовсе не думая просить о помиловании… «
Глядя на Остапа, Тарас говорит себе: «О! да этот будет со временем добрый полковник!.. Ей-ей, будет добрый полковник, да еще такой, что и батька за пояс заткнет!»
А глядя на Андрия — «И это добрый — враг бы не взял его! — вояка! не Остап, а добрый, добрый также вояка!»
И мать их любит обоих — горячей, исступленной русской любовью; но больше все же младше-
ХУГАЕВ И.С. БРАТЬЯ БУЛЬБЫ: К ВОПРОСУ О ВЕРНОСТИ И ПРЕДАТЕЛЬСТВЕ
го: «Когда увидела мать, что уже и сыны ее сели на коней, она кинулась к меньшому, у которого в чертах лица выражалось более какой-то нежности: она схватила его за стремя, она прилип-нула к седлу его и с отчаяньем в глазах не выпускала его из рук своих»; именно Андрия обнимает она «с какою-то помешанною, бесчувственною горячностию».
И не потому ли мать любит больше Андрия, что ему Богом и Гоголем предначертана более страшная судьба?
Гораздо более страшная: Остапу только кости перебили, его только истязали да четвертовали — и то ляхи, а Андрия родной отец, прокляв, застрелил.
Остап героем погиб, а Андрий — предателем. Вот где страшная судьба.
6. ПОСЛЕДНЕЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Особенная судьба Андрия угадывается с самого начала. Гоголь — хитрец: между прочим и как бы невзначай он указует зерно его падения и погибели: «Он также кипел жаждою подвига, но вместе с нею душа его была доступна и другим чувствам. Потребность любви вспыхнула в нем живо, когда он перешел за восемнадцать лет. Женщина чаще стала представляться горячим мечтам его; он, слушая философические диспуты, видел ее поминутно, свежую, черноокую, нежную. Пред ним беспрерывно мелькали ее сверкающие, упругие перси, нежная, прекрасная, вся обнаженная рука; самое платье… дышало в мечтах его каким-то невыразимым сладострастием. Он тщательно скрывал от своих товарищей эти движения страстной юношеской души, потому что в тогдашний век было стыдно и бесчестно думать козаку о женщине и любви, не отведав битвы».
Вот она — та червоточина, та преступная наклонность молодого неопытного сердца, которая с неизбежностью ведет его к духовной смерти.
Судьба редко удовлетворяет нашим высоким мечтам, и всегда потакает нашим преступным помыслам. А для искусства это и вовсе закон. О чем Андрий грезил — то и увидел наяву: судьба и Гоголь показали ему прекрасную польку, заставили ее посмеяться над ним, когда он ударил лицом в киевскую грязь, вложили в его горячее сердце этот холодный, чуждый алмаз.
И потом, когда запорожцы осаждали Дубно, и старая татарка, служанка панночки, разыскала Андрия и повела его, навьюченного, как осла, хлебами для врагов, тайным ходом в город, мистический Гоголь сделал ему последнее предупреждение:
«- Андрий! — сказал старый Бульба в то время, когда он проходил мимо его.
Сердце его замерло. Он остановился и, весь дрожа, тихо произнес:
— А что?
— С тобою баба! Ей, отдеру тебя, вставши, на все бока! Не доведут тебя бабы к добру! -Сказавши это, он оперся головою на локоть и стал пристально рассматривать закутанную в покрывало татарку.
Андрий стоял ни жив ни мертв, не имея духа взглянуть в лицо отцу. И потом, когда поднял глаза и посмотрел на него, увидел, что уже старый Бульба спал, положив голову на ладонь».
Туманный, сомнамбулический эпизод!.. Почему Гоголь поспешил вновь усыпить Бульбу? Отчего старый Тарас не остановил сына?
Но не так ли и небесный Отец попускает совершиться всякой измене, чтобы во всем блеске торжествовала верность?..
7. ТЕМНАЯ СИЛА
Что случилось с Андрием? Почему он предал? Скажут: любовь. Но какая же это любовь? — он видел свою «панночку» всего лишь раз, мельком, в окне. С одного взгляда можно влюбиться, но не возлюбить. Любовь — это другое.
Образ красавицы только удачно наложился на его вожделенные грезы. Это — болезненное пристрастие, которое мы смело назвали бы похотью, если бы Андрий не был так молод. Ибо у Андрия тоже — хотение, неутолимое, неутомимое и бессовестное, тот преступный каприз, когда желаемое ставится превыше должного. И все же похоть -удел извращенных и опытных в грехе натур, — потому и Гоголь ни разу не произносит это слово. Молодость — единственное оправдание Андрия.
Любовь одухотворяет и возвышает, любовь укрепляет во всем, что есть в тебе лучшего. Нельзя, любя одного человека, предать другого. Любовь — другое имя верности. Любовь и предательство не живут в одном сердце. А что говорит Андрий, оставшись наедине с его роковою полькой?..
Андрий, как только увидел свою панночку вблизи, в пределах физической досягаемости, стал торговаться и льстить, как лавочник.
— А что мне отец, товарищи и отчизна!.. так вот что: нет у меня никого! (…) — Кто ска-
зал, что моя отчизна Украйна? Кто дал мне ее в отчизны? Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для нее всего. Отчизна моя -ты! Вот моя отчизна!»
Здесь — самая главная анти-идея Гоголя, на которой стоит вся темная сила человеческой души. Кто дает нам отчизну и веру? Кто дает нам отца и мать, братьев и сестер, друзей и соседей? Кто дает нам самих себя?
Как только усомнится человек в законности того, что дано нам свыше, о чем не спросили нашей воли, и его душа взалкает своевольно — чужого платья, чужой земли, чужой жены — начинается повесть предательства.
Мало ли, чего ищет наша душа!.. Честный и твердый держит душу в узде.
8. НАИВНЫЙ ТАРАС
У этого предательства есть только внешне благородный и возвышенный, идеалистический повод: любовь или то, что выступает под ее маской. Подготавливая Андрия к его необходимому падению, Гоголь использует его наклонность к женскому полу как спусковой крючок порока — все той же, обычной, заведомо презренной корысти, собственнического инстинкта и бесовской гордыни.
Посмотрите, каков он стал после того, как бросил отчизну и отца и товарищей к ногам польки: «-…И наплечники в золоте, и нарукавники в золоте, и зерцало в золоте, и шапка в золоте, и по поясу золото, и везде золото, и все золото… И коня дал ему воевода самого лучшего под верх; два ста червонных стоит один конь».
Сравните это с шароварами, измазанными дегтем… Почему он не погнушался этим золотом? Как он теперь докажет, что не для золота предал?..
Когда Янкель, «жид», описал Тарасу его меньшого сына во всей красе, старый казак ничего не понял:
«- Зачем же он надел чужое одеянье?
— Потому что лучше, потому и надел…»
И когда Янкель сказал еще, что у воеводы есть дочка-красавица, «святый боже, какая красавица», — старый Тарас опять ничего не понял;
«- Ну, так что же из того?»
Два недоуменных вопроса Тараса ставят обе причины предательства — красивую женщину и красивое одеянье — на одну ступень.
Тарас так и не понял, почему Андрий перешел к врагу, а для Янкеля мотивы Андрия очевидны и естественны. Бульба, казак, не понял Андрия, а Янкель, лавочник и ростовщик, понял. Кем же стал Андрий?
9. СТРАШНЫЙ СУД
То есть, он ведь, во всяком случае, не стал ляхом, оттого что к ним перешел. Ляхи все-таки
были воины, и они храбро сражались: могли ли они уважать перебежчика Андрия, даже если предположить, что панночка полюбила его всем сердцем?
Но ведь и это последнее предположение тоже пустое: за что бы ей любить его? Неужели за то, что он хлеба ей принес?.. Возможно, она любит его, пока голодна; что же будет, когда она поест?..
Одиночество Андрия ужасно — но, слава Богу, не бесконечно. С неотвратимостью наступил его страшный суд, когда он увидел перед собой «страшного отца».
«…- Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?
(…) Бледен как полотно был Андрий; видно было, как тихо шевелились уста его и как он произносил чье-то имя; но это не было имя отчизны, или матери, или братьев — это было имя прекрасной полячки…»
Читателю это имя осталось неизвестным. А Тарасу оно и неинтересно.
10. ХЛЕБ АНДРИЯ
Ляхи не помогли Андрию, и Андрий не помог ляхам. Лживость и тщетность положения, в которое он себя поставил, сполна выразились в том, что даже хлеб Андрия, который он тащил на своем горбу по долгому крысиному подземелью, не спас никого: едва они уединились с панночкой, как в Дубно явилась военная подмога с провиантом.
Мало того, что хлеб Андрия никого не спас: он и погубил кое-кого. Я имею в виду того изголодавшегося бедолагу, которому Андрий, проходя с татаркой по улицам осажденного города, швырнул, «движимый состраданием», один из хлебов, и который, проглотив несколько кусков, тут же «испустил дух… от долгой отвычки принимать пищу».
Гуманитарный хлеб Андрия можно было бы зачесть ему как смягчающее вину обстоятельство, однако и это его благодеяние Гоголем аннулируется.
11. ДУША АНДРИЙ И ДУХ ОСТАП
Есть душа — а есть дух. Есть люди душевные -а есть духовные, духовые. Андрий — образ душевной, а не духовной, деятельности. Его душа взалкала чуждого, он не держал ее в узде. Узда — дух.
Андрий пленился плотской красотой; Андрия бес попутал и внушил ему, что это любовь и что никто не вправе судить его.
Один из заключительных эпизодов повести ясно показывает собственное гоголевское отношение к этому вопросу, — именно тот, где рассказывается о страшной гибели молодого шляхетского полковника: это был «родной брат прекрасной полячки, обворожившей бедного Андрия». Так сам Гоголь отомстил за своего героя, ставшего жертвой ворожбы и очарования.
ХУГАЕВ И.С. БРАТЬЯ БУЛЬБЫ: К ВОПРОСУ О ВЕРНОСТИ И ПРЕДАТЕЛЬСТВЕ
Но даже если бы это была подлинно любовь -он и тогда был бы предатель.
Остап же, не узнавший, в отличие от меньшого брата, женского тепла, ненавязчиво, тонко соотносится с таким же целомудренным Христом: он «выносил терзания и пытки, как исполин… ничто, похожее на стон, не вырвалось из уст его, не дрогнулось лицо его…
Но когда подвели его к последним смертным мукам, — казалось, как будто стала подаваться его сила (…) И упал он силою и воскликнул в душевной немощи:
— Батько! где ты! Слышишь ли ты?..»
«Отче, отче! Почто ты оставил меня?»…
Андрий перед смертью имя своей польки шептал, а Остап отца зовет в свидетели своей непреклонности.
Тело болит и вожделеет, душа может любить и страдать, а дух хранит верность.
Верность выше любви. Верность — это и есть настоящая любовь.
12. АТАМАН ЧЕСТЬ
И народы, подобно отдельным людям, есть душевные — и есть духовные, духовые. Многие народы преуспели в ремеслах, искусствах и науках, многие создали красивые обычаи. А есть народы, которые, помимо остального, хранят верность заветам предков и другим народам, с которыми они пуд соли съели.
Разграничение народа и «элиты», когда все политические грехи списываются на правящую верхушку, а народ освобождается от ответственности, тоже лежит в русле лукавого либерализма и политкорректности, и, по большому счету, сводит на нет ценность демократии. Кто же выбирает атаманов, если не народ? Кто должен отвечать за плохого атамана, если не народ? Если извинять народы, то никогда у них не будет хороших атаманов. Но, видно, именно плохие атаманы сегодня кому-то на руку.
Как бы то ни было, никакой атаман не сделает зла ни своим казакам, ни чужим, если все казаки будут помнить завет старого атамана Кирдяги: «Слушайте своего атамана, а исполняйте то, что сами знаете: сами знаете, что велит ко-зацкая честь». Честь — вот атаман.
Врут, что в политике нет друзей, а есть одни только интересы. Тот, кто это говорит, не знает ни что такое дружба, ни что такое политика. Возможно, учителя в школе гладили его по головке, зато от сверстников он получал подзатыльники, как господин Саакашвили. Другое дело, что, как и у некоторых людей, у некоторых народов нет друзей среди других народов, а есть одни только интересы. Эти народы могут быть очень душевными: милыми, гостеприимными, веселыми, пьющими, поющими; но приходит трудный час для дружбы
— и они вспоминают о своих интересах.
Врал не помню кто, что «все большие народы
— насильники, а малые — проститутки». Не все.
Врал Пилсуцкий, говоря, что «правда как задница — у каждого своя». Правда Пилсуцкого — задница.
Врал Бжезинский, этот отец современного цинизма, утверждая, что «мир — большая шахматная доска». Если бы это было так, то Гарри Каспаров был бы уже правителем мира. А он — всего лишь чемпион по шахматам. И то бывший.
Врала Тэтчер, уча, что «нет граждан, а есть только покупатели». Так рассуждает продавец, а не правитель.
Врал Талейран, заметив, что «вовремя предать — это значит предвидеть».
Здесь под видом житейской мудрости нам предлагается либеральное (читай «вольное») отношение к исконным человеческим ценностям, чтобы мы перестали жить по совести: чтобы легко продавали и предавали, покупали и покупались, чтобы измену почитали за дальновидность, а верность — за близорукость.
Если бы эти мудрецы были правы, если бы у человека и народа не было ни врагов, ни друзей, а одни только интересы, то все было бы дозволено, и не было бы в жизни ничего высокого: ни искусства, ни науки, ни культуры. И жизнь была бы плоской, как степь: ни бездны Андрия, ни сияющей вершины Остапа…
Когда Тарас заскучал на Сечи, он пришел к кошевому, чтобы узнать, нет ли какого дела для его сыновей, и, когда кошевой сказал ему, что нет, Тарас очень обиделся: «Так, стало быть, следует, чтобы пропадала даром козацкая сила, чтобы человек сгинул, как собака, без доброго дела, чтобы ни отчизне, ни всему христианству не было от него никакой пользы? Так на что же мы живем, на какого черта мы живем? растолкуй ты мне это. Ты человек умный, тебя недаром выбрали в кошевые, растолкуй ты мне, на что мы живем?..»
В самом деле: зачем жить, если не за что умирать? Если нет ни добра, ни красоты, ни правды?.. Если нет ничего безусловного и священного?
Тарас поставил вопрос, с которым много позже русский патриот тщетно взывал к кошевым Горбачеву и Ельцину.
Сегодня, кажется, ответ слышится более или менее явственно, понемногу проступают в нашем сознании черты национальной идеи. Не зря Запад снова сделался «добычею страха», и снова раздался знакомый истошный крик: «Русские идут!»
Русский мир — это и есть национальная идея России.
13. СЕЧЬ, НАРТЫ И ИГИЛ
Идея Русского мира актуальна и для нас, для осетин, добровольно вошедших в 1774 году в состав Российской империи; она соответствует и осетинским национальным представлениям о земле обетованной справедливости, где есть не только закон, но и честь. И общность этих представлений имеет глубокие культурно-исторические корни.
В.И. Абаев обратил в свое время внимание на «дух и нравы» гоголевской Запорожской Сечи — этого, по определению В.О. Ключевского, «военного братства», и указал «внутреннее родство между Нартовской вольницей мифических времен и казачьей вольницей ХУ-ХУШ веков. (…) Связь и преемственность подсказываются уже единством территории: те же просторы южнорусских и северокавказских степей породили и нартовскую эпопею и эпопею казачества. (…) Мудрено ли, что именно здесь выковывались могучие, истинно эпические характеры от Нартовских Урузмага и Сослана до гоголевского Тараса..?» И удивительно ли — добавлю и от себя, пользуясь уроками новейшей истории — что Русская весна началась в 2008 году в Южной Осетии?
Мы сопоставляем Сечь с Нартами и Новорос-сией, а недавно один известный российский политолог сравнил с гоголевской Сечью — ИГИЛ. Что ж, посмотрим, сложится ли об ИГИЛ когда-нибудь героическое предание, напишется ли романтическая повесть.
14. ЦАРЬ ПРАВДА
В школе и вузах современной Украины Гоголь преподается в курсе зарубежной литературы. Так на «гетьманщине» отреклись от Гоголя. Но на всякий случай классика подвергли цензуре: во всех переводах исправили «русский казак» на «украинский козак», а «русское дворянство» на «украинское дворянство». Странно, что Гоголя еще не сожгли, как Тараса.
Лучшая литература — это образная, искусная, искушающая правда. И в каждом великом произведении литературы, даже если оно повествует о далеком прошлом, есть пророчество. Поэтому фашиствующей в Украине власти литература не нужна. Ей нужна бухгалтерия и искусная ложь. Впрочем, ей подходит и безыскусная.
Теперь там янки вместо ляхов, но суть вещей от этого не меняется. Тысячи бывших бурсаков Андриев, царевичи Лжедмитрии, гетманы Мазепы, князья Курбские, генералы Власовы, купцы Ходорковские, депутаты Пономаревы, чемпионы
Каспаровы, министры Касьяновы, облачившись в импортный доспех, влюбленные в своих безымянных панночек, ведут на оклеветанную ими Русь вражье войско.
Согласен, согласен: Андрий в этом ряду предателей выглядит как будто недоразумением; ведь и Гоголь его любит по-своему, как жертву злой ворожбы и очарования. Но ведь, если посмотреть внимательно, у любого предательства есть оправдательный, в глазах самого предателя, повод. Все они очарованы: у каждого своя «панночка» — какая-либо идейка, иллюзия, мечта или обида. И каждый из них говорит: «А что мне Отечество? Кто сказал, что мое отечество — Россия? Отечество есть то, чего ищет моя душа!..»
Отечество, может быть, не идеально, оно еще не рай; но кто же жалуется на Отца чужому дяде? Современный российский радикальный либерал — тип библейского Хама: уже одним только актом измены он выставляет напоказ отцовскую наготу. У Тараса к Андрию были и личные счеты: не за то ли Тарас убил сына, что тот посмел представить его в глазах чужеземца неудачником, человеком, родившим и воспитавшим предателя?
Как видим, прежде за хамство жизнью расплачивались, за кривое слово на дуэль вызывали; а теперь хам хамит хамски — и при этом еще требует, чтобы его не перебивали…
Так что же будет с Украиной, со всем русским миром? А все будет по Гоголю: «Сто двадцать тысяч козацкого войска показалось на границах Украйны… поднялась вся нация, ибо переполнилось терпение народа, — поднялась отмстить за посмеянье прав своих, за позорное унижение своих нравов, за оскорбление веры предков и святого обычая, за посрамление церквей, за бесчинства чужеземных панов, за угнетенье, за унию, за позорное владычество жидовства на христианской земле — за все, что копило и сугубило с давних времен суровую ненависть козаков».
Все будет по Гоголю: «…у последнего подлюки, каков он ни есть, хоть весь извалялся он в саже и в поклонничестве, есть и у того, братцы, крупица русского чувства. И проснется оно когда-нибудь, и ударится он, горемычный, об полы руками, схватит себя за голову, проклявши громко подлую жизнь свою, готовый муками искупить позорное дело».
Все будет по Гоголю: «…придет время, будет время, узнаете вы, что такое православная русская вера! Уже и теперь чуют дальние и близкие народы; подымается из Русской земли свой царь, и не будет в мире силы, которая бы не покорилась ему!..»
Этот царь — не Петр Первый, не Ленин и не Путин. Этот царь — Правда.
(кадр из фильма «Тарас Бульба». В роли Андрия — Игорь Петренко)
Повесть великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба» изучается в средней школе. Согласно учебной программе, по этому классическому произведению полагается писать сочинение. Автор этих строк отобрал из Интернета четыре готовых сочинения, благо сейчас это ремесло поставлено на поток, ибо молодёжь в этом возрасте зачастую использует разум для чего угодно, кроме учёбы. И вот во всех них говорится, что сын Тараса Бульбы Андрий предал своих товарищей из-за любви к «прекрасной полячке», что во многом оправдывает (или почти оправдывает) его преступление. Более того, он ведь спасает её вместе с семьёй от голода в осаждённом городе Дубно. То есть Андрий ещё и благороден. И весь это сюжет – трагедия, прямо как у шекспировских Ромео с Джульеттой. Однако, на мой взгляд, важно обращать внимание на некоторые детали, ведь в творчестве такого гениального писателя, как Гоголь, ничего случайного быть не может. В таких произведениях многое скрыто между строк.
Итак, по сюжету повести, войско запорожских казаков, восставших против гнёта Польши, осаждает город Дубно. В войске сражается казацкий полковник Тарас Бульба вместе со своими сыновьями – старшим Остапом и младшим Андрием. «Высокий земляной вал окружал город; где вал был ниже, там высовывалась каменная стена или дом, служивший батареей, или, наконец, дубовый частокол. Гарнизон был силен и чувствовал важность своего дела. Запорожцы жарко было полезли на вал, но были встречены сильною картечью. Мещане и городские обыватели, как видно, тоже не хотели быть праздными и стояли кучею на городском валу. В глазах их можно было читать отчаянное сопротивление; женщины тоже решились участвовать, – и на головы запорожцам полетели камни, бочки, горшки, горячий вар и, наконец, мешки песку, слепившего им очи». Штурм не удался, и город решено было взять измором. «Запорожцы, протянув вокруг всего города в два ряда свои телеги, расположились так же, как и на Сечи, куренями, курили свои люльки, менялись добытым оружием, играли в чехарду, в чет и нечет и посматривали с убийственным хладнокровием на город». Полное осадное кольцо. Мышь не проскочит.
Андрий скучает, ночью прогуливается по лагерю и внезапно натыкается на татарку, служанку дочери ковенского воеводы, в которую он страстно влюбился в Киеве. (Ковно – нынешний город Каунас в Литве, в то время был в составе Речи Посполитой (Польши)). Естественно, Андрий начинает расспрашивать служанку обо всём. И выясняется, что «старый пан полтора года как сидит воеводой в Дубне», то есть командует обороной города. Татарка говорит: «Панночка видала тебя с городского валу вместе с запорожцами. Она сказала мне: «Ступай скажи рыцарю: если он помнит меня, чтобы пришел ко мне; а не помнит – чтобы дал тебе кусок хлеба для старухи, моей матери, потому что я не хочу видеть, как при мне умрет мать. Пусть лучше я прежде, а она после меня. Проси и хватай его за колени и ноги. У него также есть старая мать, – чтоб ради ее дал хлеба!». Далее «много всяких чувств пробудилось и вспыхнуло в молодой груди козака» (то есть он потерял голову). И Андрий крадёт хлеб у своих боевых товарищей. И не у кого-нибудь, а из возу отцовского полка, где был мешок с белым хлебом, изъятым из монастырской пекарни. Он считает, что чёрный хлеб, который ели казаки, «груб и неприличен»для панской дочки. То есть автор показывает, что ради дочери вражеского командующего Андрий обворовывает родного отца. А отец в это время просыпается и, несмотря на тяжёлое опьянение, наставляет непутёвого сына в последний раз: «С тобою баба! Ей, отдеру тебя, вставши, на все бока! Не доведут тебя бабы к добру!». Однако вскоре вновь засыпает. Его попытка тщетна, Андрий полностью во власти панночки.
Затем Андрий с помощью татарки проникает в осаждённый город через подземный ход, который ведёт в католическую церковь. «Дверь отперлась; их встретил монах, стоявший на узенькой лестнице, с ключами и свечой в руках. Андрий невольно остановился при виде католического монаха, возбуждавшего такое ненавистное презрение в козаках, поступавших с ними бесчеловечней, чем с жидами. Монах тоже несколько отступил назад, увидев запорожского казака, но слово, невнятно произнесенное татаркою, его успокоило». Татарка произнесла пароль. Ход этот использовался для лазутчиков. По дороге к дому воеводы на Андрия нападает обезумевший от голода житель города. Получив желанный хлеб, тот умирает от «сытой смерти». На улицах полно трупов умерших от голода, которые никто не убирает. Видимо, потому, что нет сил. Солдат берегут для штурма. У казака всё же хватает ума спросить, почему город ещё не сдан, а татарка отвечает: «Вчера утром полковник, который в Буджаках, пустил в город ястреба с запиской, чтобы не отдавали города; что он идет на выручку с полком, да ожидает только другого полковника, чтоб идти обоим вместе. И теперь всякую минуту ждут их». Выдаёт военную тайну. Тут бы обезумевшему от любви Андрию взяться за голову и вернуться к своим, чтобы сообщить об этом. Но в голове-то его панночка, и татарка знает об этом.
Наконец, служанка приводит Андрий в дом воеводы, где его встречает панночку со словами: «Нет, я не в силах ничем возблагодарить тебя, великодушный рыцарь. Один бог может возблагодарить тебя; не мне, слабой женщине…». А казак при этом «почувствовал что-то заградившее ему уста: звук отнялся у слова; почувствовал он, что не ему, воспитанному в бурсе и в бранной кочевой жизни, отвечать на такие речи, и вознегодовал на свою козацкую натуру». То есть при виде девушки из вражеского лагеря он стал стыдиться того, что он казак, то есть в душе совершил предательство. Как тут не вспомнить некоторых личностей, которые стыдятся того, что они русские, перед так называемым «цивилизованным миром». Про таких ещё Ф.И. Тютчев писал:
Напрасный труд — нет, их не вразумишь,—
Чем либеральней, тем они пошлее,
Цивилизация — для них фетиш,
Но недоступна им её идея.
Как перед ней ни гнитесь, господа,
Вам не снискать признанья от Европы:
В её глазах вы будете всегда
Не слуги просвещенья, а холопы.
Далее показан интересный момент. Панночка спрашивает татарку, отнесла ли та хлеб матери, а служанка отвечает, что она спит. Забавно, мать вроде как умирает, то есть даже во сне может отойти в «мир иной», а кормить её не спешат. Но отцу она отнесла, и он велит передать, что «придет сам благодарить рыцаря». Странная реакция, не правда ли? Вы представляете, если бы в блокадном Ленинграде в доме командующего фронтом появился солдат Вермахта с хлебом для его семьи? Абсурд! Но польский воевода не позвал стражников, чтобы схватить казачка, как лазутчика, и потом запытать до смерти (до принятия Женевской Конвенции ещё пройдут века), а благодарит его. Андрия даже не обыскивают при входе хотя бы на предмет яда для городского колодца. То есть отец-воевода точно в курсе всего происходящего. И только после этого панночка начинает есть принесённый хлеб. То есть от голода она не обезумела как напавший на Андрия по дороге житель города. А может и не голодна вовсе, как и её спящая мать. Голод завален трупами умерших в страшных мучениях людей, которых некому даже убрать, дабы избежать эпидемий, а у той же татарки хватает сил пробраться в осадный лагерь казаков и вернуться с Андрием. Но обо всё по порядку.
А у казака тем временем начинается настоящая истерика. Он, «полный и сердечных, и душевных, и всяких избытков», несёт околесицу: «Царица! Что тебе нужно? чего ты хочешь? прикажи мне! Задай мне службу самую невозможную, какая только есть на свете, – я побегу исполнять ее! Скажи мне сделать то, чего не в силах сделать ни один человек, – я сделаю, я погублю себя…». И далее в таком духе. А панночка смотрит на этот припадок чувств и говорит с печальным видом: «Не достойна ли я вечных сожалений? Не несчастна ли мать, родившая меня на свет? Не горькая ли доля пришлась на часть мне? Не лютый ли ты палач мой, моя свирепая судьба? Всех ты привела к ногам моим: лучших дворян изо всего шляхетства, богатейших панов, графов и иноземных баронов и все, что ни есть цвет нашего рыцарства. Всем им было вольно любить меня, и за великое благо всякий из них почел бы любовь мою. Стоило мне только махнуть рукой, и любой из них, красивейший, прекраснейший лицом и породою, стал бы моим супругом. И ни к одному из них не причаровала ты моего сердца, свирепая судьба моя; а причаровала мое сердце, мимо лучших витязей земли нашей, к чуждому, к врагу нашему. (…) Нужно, чтобы он речами своими разодрал на части мое сердце, чтобы горькая моя участь была еще горше, чтобы еще жалче было мне моей молодой жизни, чтобы еще страшнее казалась мне смерть моя и чтобы еще больше, умирая, попрекала я тебя, свирепая судьба моя, и тебя – прости мое прегрешение, – святая божья матерь!». Вообще-то поляки, особенно знатные, в то время называли жителей тогдашней Украины не иначе, как «быдло», что в переводе с польского означает «скот». А тут такие комплименты! Дочка воеводы говорит, дескать, дворяне, паны, графы, бароны, рыцари ко мне сватались, но я всем отказала, а вот тебя полюбила по-настоящему и страдаю! И у Андрия в добавление к пылким чувствам резко поднимается самооценка, и он становится в собственных глазах рыцарем на белом коне! Его же и на входе рыцарем назвали. Ну вы можете представить себе свадьбу дочери олигарха и простого деревенского парня из какой-нибудь Вологодчины? А уж какую «печальку» умеет делать женщина, чтобы добиться своего, знают все женатые мужчины.
И казак понял полячку так, как она этого хотела: «Не слыхано на свете, не можно, не быть тому, – говорил Андрий, – чтобы красивейшая и лучшая из жен понесла такую горькую часть, когда она рождена на то, чтобы пред ней, как пред святыней, преклонилось все, что ни есть лучшего на свете. Нет, ты не умрешь! Не тебе умирать! Клянусь моим рождением и всем, что мне мило на свете, ты не умрешь! Если же выйдет уже так и ничем – ни силой, ни молитвой, ни мужеством – нельзя будет отклонить горькой судьбы, то мы умрем вместе; и прежде я умру, умру перед тобой, у твоих прекрасных коленей, и разве уже мертвого меня разлучат с тобою». А панночка и отвечает: «Не обманывай, рыцарь, и себя и меня. Знаю и, к великому моему горю, знаю слишком хорошо, что тебе нельзя любить меня; и знаю я, какой долг и завет твой: тебя зовут отец, товарищи, отчизна, а мы – враги тебе». Кажется, что она сожалеет, что они не могут быть вместе, так как осознаёт, в отличие от потерявшего голову Андрия, что он из вражеского войска и должен вернуться к своим. Однако это только на первый взгляд. Не случайно перечисление того, что зовёт казака назад,даётся в таком порядке. На самом деле панночка скрыто говорит: «Предай отца, товарищей и Отчизну – тогда я твоя!». Ибо предательство своего народа начинается с предательства родного отца. И Андрий окончательно сходит с ума: «А что мне отец, товарищи и отчизна! Так если ж так, так вот что: нет у меня никого! Никого, никого! Кто сказал, что моя отчизна Украйна? Кто дал мне ее в отчизны? Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для нее всего. Отчизна моя – ты! Вот моя отчизна! И понесу я отчизну сию в сердце моем, понесу ее, пока станет моего веку, и посмотрю, пусть кто-нибудь из козаков вырвет ее оттуда! И все, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну!». Всё! Полное отречение от отца, товарищей и Отчизны – земли отцов! Потеряна связь с родом! Андрий, полностью вверивший себя во власть девушки, теперь – никто и ничто. Тут вбегает татарка и кричит: «Спасены, спасены! Наши вошли в город, привезли хлеба, пшена, муки и связанных запорожцев». Но, как точно пишет автор, «не слышал никто из них, какие «наши» вошли в город, что привезли с собою и каких связали запорожцев. Полный не на земле вкушаемых чувств, Андрий поцеловал в сии благовонные уста, прильнувшие к щеке его, и небезответны были благовонные уста». То есть полностью показана потеря разума Андрием. А спящая матушка потерпела бы ещё часок и без помощи «благородного» казачка.
В фильме, снятом по этой повести в 2008 году, к этому эпизоду добавлена ещё и постельная сцена. Сейчас редко что обходится без этого, надо же повысить число просмотров и кассовые сборы. Однако в повести ничего подобного нет. Так что, сограждане, читайте книги и верьте больше им, а не современным кинокартинам, которые больше гоняются за кассовыми сборами, чем за достоверностью. А по книжному сюжету свадьба назначена, «как только прогонят запорожцев». А в то время половые отношения до свадьбы считались блудом. Тем более знатной девушки с «быдлом». То есть постели у Андрия и панночки быть не могло, это позор для всего рода! Казачку поставили условие: он в составе польского войска должен осуществить вылазку из осаждённого города. Всё это рассказывает Тарасу Бульбе еврей Янкель, который проник в город, якобы чтобы забрать долг у одного из панов (нашёл время долги выбивать, матёрый кредитор), и видел Андрия в польских доспехах. Он также передаёт оторопевшему отцу слова непутёвого сына: «Скажи отцу, скажи брату, скажи козакам, скажи запорожцам, скажи всем, что отец – теперь не отец мне, брат – не брат, товарищ – не товарищ, и что я с ними буду биться со всеми. Со всеми буду биться!».
После этого из Сечи пришла весть о набеге крымских татар. Войско запорожцев делится надвое: половина выступает на Крым, другая остаётся осаждать Дубно. Тарас по понятным причинам остаётся со второй половиной. Сынка-то нельзя оставить без наказания.
Далее во время боя Тарас Бульба заманил в засаду Андрия, выступившего во главе гусарского (то есть элитного) полка, и убивает со словами: «Я тебя породил, я тебя и убью». Тот принимает смерть, «бледный как полотно». «Видно было, как тихо шевелились уста его и как он произносил чье-то имя; но это не было имя отчизны, или матери, или братьев – это было имя прекрасной полячки». Заметьте, в повести не называется имя «прекрасной полячки». У шекспировского Ромео была Джульетта, а у Андрия кто? Безымянная дочь воеводы. Как-то не очень романтично выходит.
Итак, вот как всё происходило на самом деле. Снова возвращаемся к моменту начала осады запорожскими казаками города Дубно. Гоголь подчёркивает, что женщины тоже участвовали в обороне, бросали камни, бочки, горшки, горячий вар и мешки с песком. А панночка, по словам татарки, видела Андрия с городского вала. То есть она участвовала в отражении штурма вместе со всеми. Храбрая девушка. Достойная дочь своего отца-воеводы. Естественно, отец с раннего детства рассказывал ей о своих военных делах, да и тогдашнее высшее образование у неё точно было. И у панночки вместе с отцом созрел коварнейший план. Они прекрасно знали одну восточную мудрость: «Хочешь победить врага, воспитай его детей». А уж женскому обольщению дочку наверняка научила старая татарка, побывавшая на своём веку не под одним паном. И историю с голодной умирающей матерью придумали для лучшего воздействия на сердобольного юношу. Ведь не факт, что голодная смерть самой панночки побудила бы его к предательству. Но мамочка… Кстати, не случайно в начале повести показано, что Андрий – маменькин сынок. Мамаша не даёт отцу драться на кулаках с приехавшим из бурсы младшим сыном после того, как он поборолся со старшим Остапом. Откуда панночка узнала такие подробности его жизни да и про его старую мать? (В фильме её убивают поляки, но мы изучаем первоисточник от гения, а не фантазии сценаристов). Ведь они не общались прежде (во время предыдущих встреч с ней Андрий молчал, как рыба). В повести показано, что евреи служили шпионами у поляков: «Жиды, однако же, воспользовались вылазкою и пронюхали всё». А Янкель как раз после прихода подкрепления доносит Тарасу Бульбе о предательстве Андрия. Таким образом, он вполне мог проникать в город и делать тоже, что и его соплеменники из Дубно, которых он знает лично и даже называет по именам. Янкель тоже мог быть причастен к плану воеводы и его дочери, так как сам был заинтересован в победе поляков, ведь его самого чуть не убили о время погрома в Сечи. И участь дубненских евреев была бы незавидной в случае взятия города. В повести сказано, что после поражения запорожцев у Дубно Янкель стал арендатором и корчмарём. Можно предположить, что его щедро «отблагодарили».
Более того, в повести ясно показано, что отец-воевода в курсе визита Андрия и точно знает, что тот не шпион и не диверсант, и полностью доверяет ему. И уж, конечно, знает, что Тарас вместо того, чтобы сражаться и командовать казаками, будет искать своего сынка-предателя, чтобы покарать по справедливости. И дочка это понимала не меньше его. Отец воспитал. Она ему верна и отважилась впустить вражеского бойца в дом. Но знала и то, что «попорчена» не будет. Ведь свадьба-то назначена после того, как прогонят запорожцев, а «жених» Андрий будет неизбежно убит. Автор повествует: «И погиб козак! Пропал для всего козацкого рыцарства! Не видать ему больше ни Запорожья, ни отцовских хуторов своих, ни церкви божьей! Украйне не видать тоже храбрейшего из своих детей, взявшихся защищать ее. Вырвет старый Тарас седой клок волос из своей чуприны и проклянет и день и час, в который породил на позор себе такого сына». Судьба Андрия была предрешена, когда он с отцовским хлебом последовал за татаркой. Польский воевода – талантливый полководец, одержавший победу, за которую будет награждён королём Речи Посполитой, не только оружием, но и своей дочерью, которую воспитал верной отцу, то есть себе. Он, таким образом, и переиграл атамана Тараса Бульбу, который хоть и разглядел в Андрии «пятую колонну» («Не доведут тебя бабы к добру!»), но мер не принял.
Вот что получается, если за точку отсчёта принять не любовь Андрия и панночки, а формулу предательства Отечества (Земли Отцов), которое начинается с предательства отца и приводит к полной потере адекватности и деградации личности, становящейся орудием для противника.
/ Сочинения / Гоголь Н.В. / Тарас Бульба / Почему Тарас убивает сына?
Тип: Проблемно-тематический анализ произведения |
Тарас Бульба убивает своего сына, потому что у него не было другого выхода. К старому козацкому полковнику Тарасу Бульбе приезжают после выпуска из Киевской академии два его сынй — Остап и Андрий. Тарас Бульба привел своих сыновей в Запорожскую Сечь будучи уверен в том, что они уже по происхождению своему настоящие казаки. Законы Сечи были очень суровы: жестоко карались воровство, убийство. Наказание за трусость, предательство даже не были прописаны в законах Сечи. Подразумевалось, что такого просто не может быть среди казачества. Причиной предательства Андрия становится не трусость, не разочарование в товарищах — юноша полюбил молодую панночку и ради нее забыл все клятвы и законы Запорожской Сечи. Молодой казак ради своей любви готов на все. Он скачет в бой, он готов убивать брата, товарищей, отца.Ему нет оправдания. Такие понятия как любовь, жалость не были распространены в Запорожской Сечи. Возникшая любовь к дочери врага вполне объяснима. Но между долгом и чувством Андрий выбрал чувство, и вот это не по-мужски, тем более, что чувства оказались на руку врагу. У Гоголя Андрий не на первом плане, его роль притушована.Да и сам Андрий понимает вину и умирает молча, прошептав лишь имя любимой. Убийство сына, это и приговор себе, как отцу, и сыну, предавшему род «козацкий».В пору той схватки Запорожской Сечи среди могучих богатырских характеров, самоотверженных страстей Андрий оказался слабым звеном, браком в деле воспитания патриотизма. Можно сказать что, все произошло по законам военного времени.А вот Остап был до конца верен своей отчизне, своему долгу. Даже в плену, когда ляхи подвергали его страшным мукам, он не сказал ни слова. Ни крика, ни стона не вырвалось из его истерзанной груди. Он умер как верный сын своей Родины. Трудно не преклониться перед мужеством, отвагой и стойкостью Остапа. Но и такую всепоглощающую любовь Андрия тоже нельзя не уважать. Надо иметь не меньше мужества, чтобы ради любви согласиться оставить все: дом, родных, друзей, отчизну. Я не могу сказать, кто мне больше нравится, кого бы из них я выбрала положительным героем. Думаю, что в каждом конкретном случае сердце само подсказывает, как поступить. И со своей точки зрения и Остап и Андрий правы в своих поступках. Так поступают настоящие мужчины, они погибают либо за Родину, либо за любимую женщину.
Добавил: SPAIN1999
Беру!
76350 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.