В рамках проекта «АРЕНА» — «Атлас религий и национальностей», было опрошено порядка 57 тысяч человек, и, по уверениям координатора службы «Среда» Алины Багриной, статистическая погрешность исследования не превышает одного процента. Две пятых от общего числа респондентов согласились с утверждением «Исповедую православие и принадлежу к Русской православной церкви». Между тем эти результаты существенно разнятся как с данными самой РПЦ, так и с опубликованными недавно результатами исследований «Левада-центра», чей ноябрьский опрос показал, что 74% опрошенных соотносят себя с православием.
Социологов «Среды» такое расхождение не удивляет. По словам Багриной, причина противоречия заключена в различных постановках вопроса. «Мы старались измерить не общее количество православных, а православных, принадлежащих к Церкви. Дело в том, что православие в России сегодня является способом не только религиозной, но и культурной, национальной самоидентификации», — рассказала исследователь на презентации проекта. Иными словами, в сознании многих людей жестко закреплен постулат: «русский — значит, православный».
«Мы попросили респондентов охарактеризовать двумя-тремя словами верующего человека. Верующий — добрый, порядочный и даже веселый. Религиозный же человек в сознании респондентов чаще ассоциировался с серьезностью, угрюмостью. А на вопрос «кто такой православный?» первая реакция — русский», — рассказала «Культуре» Багрина. Об этом свидетельствуют и результаты исследований: по национальному составу среди группы «православные» 92% русских.
Не видит разногласий в расхождениях результатов и руководитель информационно-аналитического управления Синодального информационного отдела РПЦ Вахтанг Кипшидзе. «В выступлениях высоких церковных представителей фигурирует цифра 70-80% православных. Это не потому, что мы не знакомы с результатами проводящихся на эту тему исследований, и не потому, что мы им не доверяем. По нашему убеждению, именно это количество людей несет в себе некие признаки православной идентичности. Это те люди, которые потенциально принадлежат к православной культуре», — отметил он на презентации проекта «АРЕНА».
Возвращаясь к результатам атласа, можно отметить, что доля православных в России наиболее высока среди мордвы (60%) и чувашей (58%), при этом среди русских и белорусов исповедуют православие 46%, а среди украинцев — 45%. Любопытная деталь: считают себя православными, но не принадлежат ни к РПЦ, ни к старообрядчеству — 1,5% опрошенных (то есть более полутора миллионов человек). Около четверти всех респондентов признались, что не соотносят себя ни с какой религией, но в Бога верят, а еще 4,1% — считают себя христианами, но не принадлежат ни к какой конфессии. По данным исследования, меньше всего в Святую Троицу верят в Туве и Дагестане, там о своем православии заявили лишь 1 и 2 процента соответственно. Наиболее свойственно православное христианство для регионов центральной части России — Тамбовской, Липецкой и Нижегородской областей — здесь о своей принадлежности к РПЦ заявили от 69 до 78 процентов опрошенных.
Большое внимание в проекте уделялось соблюдению верующими религиозных предписаний. Выяснилось, что по некоторым показателям православные существенно уступают иноверцам и даже сектантам. Так, Евангелие читали лишь 8% православных (зато 15% католиков, 47% протестантов и 60% пятидесятников, выделенных исследователями из протестантизма в отдельную категорию). Ежедневно молятся лишь 17 православных из ста (но 25% мусульман и 53% протестантов).
По словам Кипшидзе, вопрос о расхождении количества православных и читающих Евангелие — не новый. «Я считаю, что есть другие формы передачи духовной традиции. Не могу сказать, что малое количество людей, читающих книги Священного писания, не является проблемой. Но не нужно доводить до абсурда. Раньше число людей, умеющих читать, составляло 5-10%, но это вовсе не говорило о том, что они не относятся к Русской православной церкви, не исповедуют православные духовные традиции».
Интересную историческую аналогию провела и директор по исследованиям Фонда «Общественное мнение» Елена Петренко, которая рассказала об исследованиях религиозности в советский период. «Первый замер был проведен в конце 60-х годов и опубликован в советской прессе. Тогда 8% взрослых жителей Советского Союза назвали себя православными. Цифра была довольно большой. И тональность комментариев сводилась к тому, что этот процент — старушки, которые вскоре вымрут, и СССР станет атеистическим государством. Но общенациональное исследование религиозности, проведенное ВЦИОМ в начале 90-х годов, показало увеличение доли православных христиан. Вновь 8 процентов (но уже россиян) назвали себя православными, еще 45% говорили о своей православности с некоторой неуверенностью. А в конце 90-х православными называли себя 65% россиян», — рассказала она. Становится ясным, что годы атеизма не повлияли на православную самоидентификацию.
Об этом свидетельствуют и данные «АРЕНЫ». Атеистов, по результатам опроса, в стране набралось лишь 15%. Что любопытно, «богоотрицание» прежде всего характерно для Дальневосточных регионов. Почти треть населения Приморского и Алтайского краев, Республики Саха (Якутия), Новосибирской и Амурской областей скептически относятся к любой религии. Эксперты полагают, что это связано с менталитетом людей, заселявших Дальневосточные регионы в годы всесоюзных строек. Любопытны результаты опроса о людях, исповедующих другую религию. Более 20% признались, что с настороженностью относятся к представителям другой национальности, приехавшим в Россию в поисках работы. Тем не менее к их религии они относятся толерантно.
Учебный фильм по церковнославянской азбуке. Фильм поможет в обучении чтению на церковнославянском языке и облегчит понимание смыла текстов, читаемых в храме.
Действительный член Петровской академии наук и искусств Нина Павловна Саблина (1937–2007) посвятила всю жизнь изучению и преподаванию церковнославянского языка. В уроках, посвященных церковнославянским буквам, раскрываются красота и смысл всей славянской азбуки. Предмет нашего изучения – высочайший церковнославянский язык. Все многообразие славянских языков, говоров и наречий можно разделить на три раздела: южные, восточные и западные славяне. Славянская письменность появилась благодаря святым равноапостольным братьям Кириллу и Мефодию. «Первая грамота дадеся Моравия» (нынешняя Чехия). Церковнославянский язык – это общий язык всех славян, это ствол дерева, животворящая основа всех славянских языков. Церковнославянский язык отличается от нашей обыденной речи тем, что слова в нем — символы. Например, слово вода имеет значение – вода крещения, вода просвещения, вода пакибытия. Всякое благое дело требует благословения, а обучение Божией грамоте дело благое есть, как говорили старинные каллиграфы.
Часть 1
Урок 1. Вводный
Урок 2. Буква Аз
Урок 3. Буква Буки
Урок 4. Буква Веди
Урок 5. Буква Глаголь
Урок 6. Буква Добро
Урок 7. Буква Есть
Урок 8. Буква Живете
Урок 9. Буква Зело
Урок 10. Буква Земля
Урок 11. Буква Иже
Урок 12. Буква И
Урок 13. Буква Како
Урок 14. Буква Люди
Урок 15. Буква Мыслете
Урок 16. Буква Наш
Урок 17. Буква Он
Урок 18. Буква Покой
Урок 19. Буква Рцы
Урок 20. Буква Слово
Урок 21. Буква Твердо
Урок 22. Буква Ук
Урок 23. Буква Ферт
Урок 24. Буква Хер
Урок 25. Буква Омега (От)
Урок 26. Буквы Цы, Червь
Урок 27. Буква Ша
Урок 28. Буквы Шта, Ер, Еры, Ерь
Урок 29. Буквы Ять, Ю, Я
Урок 30. Буквы Кси, Пси
Урок 31. Буквы Фита, Ижица