Информацию о конкурирующем заявителе см. Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата .
Стефанос Таллиннский
эстонский
Таллинн, Эстония
Республика Эстония
1923 г.
1923, 1996 Константинополь
20 000
Православная Церковь Эстонии.
Православная Церковь Эстонии
Эстонская Апостольская Православная Церковь ( Эстония : Eesti Apostlik-Õigeusu Кирик , EOC ) является православной церковью в Эстонии под прямой юрисдикцией Константинопольского патриарха Константинопольского . По эстонскому законодательству она является правопреемником Эстонской православной церкви до Второй мировой войны, в которой в 1940 году насчитывалось более 210 000 верующих, три епископа, 156 приходов, 131 священник, 19 диаконов, два монастыря и духовная семинария; большинство верующих были этническими эстонцами. Официальное название — Эстонская Православная Церковь .
В настоящее время предстоятеля церкви Стефанос , митрополит из Таллинна и вся Эстония, избранная в 1999 году.
Содержание
История
Эстонская Апостольская Православная Церковь Святой Екатерины в Выру . Основная статья: Восточное православие в Эстонии
Мало что известно об истории церкви в этом районе до 17-18 веков, когда многие старообрядцы бежали сюда из России, чтобы избежать литургических реформ, введенных Патриархом Московским Никоном .
Часть серии о
Мозаика Христа Вседержителя , Собор Святой Софии
Автокефальные юрисдикции Автокефальные церкви, официально входящие в общину:
Автокефалия признана повсеместно де-факто некоторыми автокефальными церквями де-юре.
Частично признанная автокефалия Константинополем, Греческой церковью и Александрией.
- Первые семь Вселенских соборов :
- Другие вселенские соборы:
- Другие важные советы:
- Отцы Церкви
- Пентархия
- Византийская империя
- Христианизация Болгарии
- Христианизация Киевской Руси
- Великий раскол
- Россия
- Османская империя
- Северная Америка
- Московско-константинопольский раскол
- 15–16 вв.
- 1996 г.
- 2018 г.
- Пасхальный цикл
- 12 великих праздников
- Другие застолья:
- Четыре периода голодания:
В 18-19 веках Эстония входила в состав Российской империи . В 1850-х годах распространился слух, что Православная церковь обещала каждому, кто перешел в православие, предоставить участок земли где-нибудь в России. Около 65 000 эстонских крестьян были обращены в православие в надежде получить землю, и были построены многочисленные православные церкви. Позже, когда слух оказался ложным, большая часть новых православных крестьян вернулась в лютеранскую церковь.
В конце 19 века началась волна русификации , которую поддержала русская иерархия, но не местное эстонское духовенство. Собор Святого Александра Невского в Таллинне и Пюхтицкий (Pukhtitsa) монастырь в Куремяэ в Восточной Эстонии были построены вокруг этого времени.
Автономия Московского Патриархата
После провозглашения Эстонской Республики в 1918 году Патриарх Русской Православной Церкви Святой Тихон в 1920 году признал Эстонскую Апостольскую Православную Церковь (ЭАПЦ) автономной (Постановление № 1780), отложив обсуждение ее автокефалии . Архиепископ Александр Паулюс был избран и рукоположен в сан митрополита Таллинского и всея Эстонии Александра ( и др. ), Главой ЕАПЦ.
До этого Советская Россия приняла марксистско-ленинскую идеологию, которая ставила своей идеологической целью искоренение религии и ее замену государственным атеизмом . В ответ патриарх Тихон отлучил советское руководство в 1918 году, что привело к периоду интенсивных гонений на Русскую православную церковь . В апреле 1922 года Тихон был заключен в тюрьму, и эстонское духовенство потеряло связь с Московским Патриархатом.
Передача во Вселенский Патриархат
В сентябре 1922 года Совет Эстонской Апостольской Православной Церкви обратился к Константинопольскому Патриарху Мелетию IV с ходатайством о (1) передаче контроля над Эстонской церковью от Русской Православной Церкви Константинопольскому Патриархату и (2) разъяснении канонической канонической принадлежности Эстонской церкви. положение дел. В 1923 году Константинопольский Патриархат издал томос (церковный указ), который ввел ЕАПЦ под юрисдикцию Константинополя и предоставил ему автономию , но не полную автокефалию .
До 1941 года пятая часть всего населения Эстонии (которая была в основном лютеранами со времен Реформации в начале 16 века, когда страна находилась под контролем Тевтонского ордена) была православными христианами Константинопольского патриархата. В Эстонии было 158 приходов и 183 священнослужителя в эстонской церкви. Также была кафедра православия на богословском факультете Тартуского университета. Был Псково-Печорский монастырь в Петцери , два женских монастыря — в Нарве и Куремяэ, монастырь в Таллинне и духовная семинария в Петцери. Старинный монастырь в Пецери сохранился от массовых церковных разрушений, имевших место в Советской России.
Вторая Мировая Война
В 1940 году Эстония была оккупирована Советским Союзом, правительство которого предприняло общую программу ликвидации всей церковной независимости на своей территории. Однако с 1942 по 1944 год автономия под Константинополем была временно восстановлена. В 1945 году представитель Московского Патриархата уволил оставшихся в Эстонии членов Синода ВВЦ и учредил новую организацию — Епархиальный совет. Таким образом, православные верующие в оккупированной Эстонии были подчинены епархии Русской православной церкви.
Незадолго до второй советской оккупации в 1944 году и роспуска эстонского синода предстоятель церкви митрополит Александр отправился в ссылку вместе с 21 священнослужителем и около 8000 православных верующих. Православная церковь Эстонии в изгнании со своим синодом в Швеции продолжала свою деятельность в соответствии с каноническими уставами до восстановления независимости Эстонии в 1991 году. Перед своей смертью в 1953 году митр. Александр основал свою общину как экзархат под Константинополем. Большинство оставшихся епископов и духовенства были сосланы в Сибирь. В 1958 году в изгнании был учрежден новый синод, а церковь была организована из Швеции.
Неактивный
В 1978 году по настоянию Московского Патриархата Вселенский Патриарх объявил устав ( томос ) Церкви, выданный в 1923 году, недействительным. Церковь прекратила свое существование до распада Советского Союза, когда в православной общине Эстонии возникли разногласия между теми, кто утверждал, что Московский Патриархат не имеет юрисдикции в Эстонии, и теми, кто хотел вернуться под юрисдикцию Москвы. Споры часто происходили по этническому признаку, поскольку многие русские иммигрировали в Эстонию во время советской оккупации. Длительные переговоры между двумя патриархатами не привели ни к какому соглашению.
Реактивация
Дополнительная информация: Раскол Москва – Константинополь 1996 г.
В 1993 году Синод Православной Церкви Эстонии в изгнании был перерегистрирован в качестве правопреемника автономной Православной Церкви Эстонии, а 20 февраля 1996 года Вселенский Патриарх Варфоломей I официально возобновил действие томоса, предоставленного ВВЦ в 1923 г., восстановив каноническое подчинение Вселенскому Патриархату . Это действие вызвало немедленный протест патриарха Московского Патриархата Алексея II, родившегося в Эстонии , который считал эстонскую церковь частью своей территории. Патриарх Московский временно убрал имя Вселенского Патриарха из диптихов.
В этой сложной ситуации Эстонская Православная Церковь получила помощь и поддержку от Финской Православной Церкви , особенно от архиепископа Архиепископа Карелии и всей Финляндии Йоханнеса (Ринне) и епископа-помощника Амвросия (Ристо Яэскеляйнен) из Йоэнсуу. Вселенский Патриархат решил, что архиепископ Иоанн и епископ Амвросий, а также пастор Хейкки Хуттунен из Эспоо должны быть готовы оказать помощь в восстановлении недавно отреставрированной церкви. Архиепископ Йоханнес временно исполнял обязанности заместителя митрополита (1996–1999) Эстонской Автономной Церкви.
Было достигнуто соглашение, по которому местные общины могли выбирать, какой юрисдикции им следовать. Православная община в Эстонии, составляющая около 30 процентов всего населения, остается разделенной, при этом большинство верующих (в основном этнических русских) остается под Москвой. Согласно отчету Госдепартамента США, опубликованному в ноябре 2003 года, около 20 000 верующих (в основном этнических эстонцев) в 60 приходах являются частью автономной церкви, причем 150 000 верующих в 31 приходе вместе с монашеской общиной Пюхтица присягнули Москве.
В 1999 году церковь приняла постоянного иерарха Таллиннского митрополита Стефана (Хараламбидеса), который ранее был вспомогательным епископом при митрополите Франции Вселенского Патриархата.
Ссылки
- «Eesti Apostlik-igeusu Kirik, Ajalugu (= История) (на эстонском языке)» (www.eaok.ee)
- ^ a b Тоом, Тармо. «Эстония, Православная Церковь в России» , Энциклопедия Восточного Православного Христианства , стр.226-8, Издательство Wiley-Blackwell, 2011.
- Историческая справка о православии в Эстонии , Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата .
- Ленин, Владимир Ильич . «Отношение рабочей партии к религии» , » Пролетарий» , №45, 13 (26) мая 1909 года.
- Поспиеловски Димитрий В. Русская Церковь при советской власти, 1917-1983 , ч.2, СвятоВладимирская семинария Press, Crestwood NY, 1984.
- «Прославление святителя Тихона, Апостола в Америку» , сайт Православной Церкви в Америке .
- Рингви, Ринго. «История полемики» , Эстония — Энциклопедия об Эстонии , Эстонский институт.
- Митрополит Иоанн: «Viron ortodoksisen Киркон галстук uuteen itsenäisyyteen» Aamun Koitto Номер 19/2007 p.18-20
- Международный отчет о религиозной свободе 2003
Источники
- Словарь восточного христианства Блэквелла , стр. 183–4.
- Эстонская Апостольская Православная Церковь Рональда Роберсона, римско-католического священника и ученого.
- Эта статья включает текст из orthodoxWiki ( ). Пожалуйста, отредактируйте и раскройте его.
внешние ссылки
- Бывший официальный сайт Эстонской Апостольской Православной Церкви (на английском, эстонском, французском, русском, греческом и финском языках)
- Текущий официальный сайт Эстонской Апостольской Православной Церкви (на французском и эстонском языках)
- Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата
- Исторические файлы Церкви Эстонии
Эстонская Православная Церковь
Была учреждена как автономная Церковь на совместном заседании Священного Синода и Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви 10 мая 1920 года на территории вновь образованного Эстонского государства — т.е. части Псковской епархии и Ревельского викариатства.
В сентябре 1922 года Собор Эстонской Апостольской Православной Церкви принял решение об обращении к Константинопольскому патриарху Мелетию IV с прошением о принятии Эстонской Церкви под омофор Константинопольского Патриархата и даровании ей автокефалии. 7 июля 1923 года в Константинополе патриарх Мелетий IV вручил представительству Эстонской Церкви Томос о принятии Православной Церкви Эстонии в юрисдикцию Константинопольского Патриархата как отдельного церковного автономного округа «Эстонская Православная Митрополия». Хотя среди православных Эстонии было немало противников отхода от священноначалия в Москве, сильное государственное давление обусловило переход под Константинопольский омофор.
По состоянию на 1940 год в Эстонской Апостольской Православной Церкви было 158 приходов: 134 прихода — в Таллинской епархии и 24 прихода — в Нарвской, клир составляли 150 пресвитеров и 30 диаконов .
Вскоре после аннексии Эстонии Советским Союзом, 10 ноября 1940 года Синод Эстонской Православной Церкви обратился к патриаршему местоблюстителю митрополиту Московскому и Коломенскому Сергию с прошением о восстановлении Эстонской Православной Церкви в юрисдикции Московского Патриархата. По определению патриаршего местоблюстителя Эстонская Церковь 28 февраля 1941 года была воссоединена с Русской Православной Церковью. Но уже через несколько месяцев немецкие войска вторглись в СССР и митрополит Таллинский Александр заявил о своем разрыве с Русской Церковью и о повторном переходе в юрисдикцию Константинопольского Патриархата, тогда как епископ Нарвский Павел остался верен Московскому Патриархату. После оккупации Эстонии немецкие власти не препятствовали ни митрополиту Александру, ни епископу Павлу управлять приходами последовавшими за ними. Незадолго до освобождения Таллина от немецкой оккупации митрополит Александр покинул Эстонию, а Синод Эстонской Церкви вновь обратился с прошением о возвращении под омофор Московского первоиерарха и был принят.
В то время как православных в Эстонии окормляла Таллинская епархия Московского Патриархата, Эстонская Православная Церковь Константинопольского Патриархата некоторое время продолжала формально существовать в эмиграции. Согласно определению Константинопольского патриарха Димитрия I (протокол 267 от 3 мая 1978 года), «Патриарший и Синодальный Томос 1923 года относительно Эстонской Православной Церкви признается недействительным, так как стали возможными нормальные канонические контакты со Святой Русской Православной Церковью, в которой и раньше состояла Православная Церковь в Эстонии».
Однако, после повторного обретения Эстонией политической независимости, автономную Эстонскую Православную Церковь в пределах этой страны организовали как Константинопольский так и Московский Патриархаты. Русская Церковь приняла это решение первой. В августе 1992 года Священный Синод Русской Православной Церкви постановил подтвердить самостоятельность Эстонской Церкви, что было закреплено Томосом патриарха Алексия II от 26 апреля 1993 года, и утверждено Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 29 ноября-2 декабря 1994 года. Однако, 20 февраля 1996 года Священный Синод Константинопольской Православной Церкви принял решение о создании на территории Эстонии «Автономной Православной Эстонской Митрополии» в юрисдикции Константинопольского Патриархата на базе зарубежной церковной структуры с центром в Стокгольме.
Последовавший кризис дошел до того что в 1996 году Русская Церковь приостановила евхаристическое и каноническое общение с Константинопольским Патриархатом, а также поминовение имени патриарха Константинопольского Варфоломея за патриаршим богослужением. 16 мая того же года совместным решением Священных Синодов двух Патриархатов стороны договорились о восстановлении канонических отношений при условии четырёхмесячного моратория на исполнение решения Константинополя об учреждении его юрисдикции на территории Эстонии и снятия Московским Патриархатом канонических прещений с клириков, самовольно перешедших в константинопольскую юрисдикцию. Общение между двумя Церквами было восстановлено, но теперь из отношения на долгие годы омрачились «эстонским вопросом» — аномальным параллельным существованием двух Церквей: Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата и Эстонской Православной Церкви Константинопольского Патриархата.
Использованные материалы
- «История Эстонской Православной Церкви МП. Православие на эстонской земле», официальный сайт Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата:
- «Томос Алексия Второго, Божией Милостию Патриарха Московского и всея Руси, епископу Таллиннскому и всея Эстонии Корнилию», официальный сайт Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата:
Эстонская Апостольская Православная Церковь (1926-1941) // Седмица.Ru —
В последние годы православные церкви Московского и Константинопольского патриархатов в Эстонии, уладившиеся свой конфликт в 1990-е годы, находились в относительно хороших отношениях, но теперь их сотрудничество может прекратиться, сообщила во вторник «Актуальная камера».
При этом больше всего трудностей будет у верующих, а не священников.
«Например, если наши прихожане поедут в южную Эстонию или на острова, где нет наших приходов, и в воскресенье заходят причаститься, то, к сожалению, в данный период, они не смогут пойти на причастие в православную церковь другого патриархата. Так же с теми, кто ходит в церковь под эгидой Константинопольского патриархата. Если они окажутся в Ида-Вирумаа в Пюхтицком монастыре, то не смогут причаститься», — сказал священник ЭПЦ Тоомас Хирвоя.
По словам представителей ЭАПЦ, сладывающаяся ситуция губительнее для православной церкви Московского патриархата, потому что отказ от причастия односторонний: Константинопольский патриархат, а вместе с ним и Эстонская Апостольская православная церковь не запрещают своим последователям причащаться в приходах Московского патриархата.
«Когда наши люди хотели причаститься в приходе Московского патриархата, то иногда бывали проблемы. Это длится уже достаточно давно, поэтому нынешняя ситуация для нас не поменялась, просто стала более официальной», — пояснил священник ЭАПЦ Маттиас Палли.
Синод Русской православной церкви (РПЦ) на заседании в Минске 15 октября признал невозможным ее дальнейшее пребывание в евхаристическом общении с Константинопольским патриархатом. Этот шаг РПЦ стал ответом на решение синода Константинопольского патриархата предоставить автокефалию (независимость) православной церкви, которую в скором будущем планируется создать на Украине.
11 октября Константинопольский патриархат снял анафему (отлучение от церкви) с главы непризнанной Украинской православной церкви Киевского патриархата Филарета и отменил документ 17 века, по которому, как считает РПЦ, в ее юрисдикцию были переданы территории нынешней Украины.
Месяц назад, когда Константинополь впервые за несколько веков заявил о своих правах на Украину и направил туда экзархов для подготовки почвы к автокефалии, Синод РПЦ приостановил молитвенное общение с ним, предупредив, что если неканонические действия продолжатся, Московский патриархат будет вынужден разорвать евхаристическое общение с Константинопольской церковью.
По мнению политологов, после автокефалии Украины идея Третьего Рима и «Русского мира» лишается главного подспорья. Не пора ли Виленско-Литовской епархии вслед за Священным Синодом признать недействительным документ от 1686 года, который касался всей тогдашней Киево-Литовской митрополии. Воспользуются ли ортодоксы исторической возможностью и станут церковью независимого государства?
Правому флангу литовской политики не важно, что церковь в стране отделена от государства. Они ставят в пример президента Украины Петра Порошенко, который не стесняется поддерживать и проводить церковную реформу. Почему новый литовский президент после мая 2019 года должен вести иную политику?Разрыв связи: почему РПЦ прекратила отношения с Константинополем?
Желание литовских консерваторов как-то ущемить Россию понятно. Непонятно, кому они адресуют сигнал. За семь месяцев до выборов президента о претензиях на место национального лидера заявили 13 соискателей. Рейтинги невелики. Например, занимающаяся изучением общественного мнения компания Spinter tyrimai утверждает, что кандидата №1 экономиста Гитанаса Науседу в данным момент поддерживают 25% опрошенных, а действующего премьера Саулюса Сквернялиса – 10,5%. Ниже двух лидеров сложилась группа из трех человек, чьи рейтинги в нижней точке всего 5%. Еще ниже – откровенный мрак. Сразу у восьми потенциальных кандидатов в президенты рейтинги не превышают полутора процентов. Кто в таком случае возьмется за выполнение деликатной миссии по отколу литовских православных от московского центра?
«Конечно, для полноценного ответа нужно подождать официального старта предвыборной гонки. Но предварительные выводы можно сделать», – считает литовский политолог Вадим Воловой. Выборы президента Литвы: кто из кандидатов на пост покинул тройку лидеров
По его словам, в Литве нет лидеров европейского уровня. «Если взять полный дискурс литовских политиков, то даже в голову не приходит никто, как серьезный авторитет», – делает печальный вывод доктор наук.
«Единственная персона, которая более-менее может претендовать на позицию лидера – консерватор Вигаудас Ушацкас. Таково мое личное субъективное мнение. Ушацкас работал не только в Литве, но и за рубежом. Нацелен на прагматику, что всегда благожелательно воспринимается электоратом. Но ему не достает харизмы при всей солидности, интеллигентности. Он не виден, а если появляется публично, то не блещет. Ушацкас – серьезный профессионал, но, думаю, раскрутить такого кандидата невозможно», – отметил Воловой.Продам старый имидж: зачем Ушацкас предложил США увеличить контингент в Литве
«Давайте в этом контексте посмотрим на кандидата №2 Саулюса Сквернялиса. Он не так умен, опытен, интеллигентен, как Ушацкас, но гораздо ловчее и привлекательнее. Помните, как журналисты хотели задвинуть премьера, намекая, что шлейф бывшего полицейского негативно воспринимается обществом? Ответ главы Кабинета министров оказался убийственным: полицейский может не нравиться только криминальному миру. Меткое словцо попало в цель. Больше этот тренд никто не эксплуатировал. Кстати, Ушацкас не вписывается в политическую канву консерваторов, которых представляет. Он – за конструктивный диалог с соседями, включая Россию. Консерваторы наоборот, за конфронтацию, санкции и жесткое давление на Москву. А Сквернялис хорошо вписывается в ценностную систему аграриев, которые его выдвигают. То есть президентом Литвы вполне может стать не самый умный, а самый подходящий человек по состоянию на начало мая 2019 года», – резюмировал эксперт.Аналитик: готовьте поздравления на выборах Сквернялису – Сметоне XXI века
Этот сценарий порождает беспокойство среди консервативных европейских экспертов. В литовской прессе появилась статья профессора Варшавского университета Ренаты Менковской на тему «может ли Литва последовать примеру Ярослава Качиньского или Виктора Орбана, которых критикуют за то, что они отступили от демократических принципов». При Ушацкасе такое было бы невозможно. При Сквернялисе – вполне. Аналогично считает и польский профессор.
«Такой сценарий возможен, если на выборах-2019 в Литве победит человек от Литовского союза крестьян и «зеленых». Это бы никого не удивило, если учитывать планы правящих, связанные с изменением модели управления национальным радио и телевидением LRT, упорное стремление корректировать финансирование партий, попытку упразднить важные для Устава парламента практики. Такие шаги уже сегодня вызывают опасения», – пишет профессор и ставит принципиальные вопросы.Кого поддержат прибалтийские лидеры на выборах президента Украины?
Во-первых, премьер Саулюс Сквернялис не соблюдает принципов западной демократии. Он всегда отличался жесткими высказываниями, отрицанием того, что на западе считается демократической нормой. Он несколько раз публично подчеркнул, что не будет терпимо относится к забастовкам и протестам врачей. Любые социальные протесты он называет протестами прокремлевских сил. Сможет ли он в таком случае стать лидером, представляющим разные группы общества?
«Если правящая партия, нетерпимая к политическому меньшинству, нарушающая принципы конституционного контроля законов, сумеет укрепиться и в других видах власти, например, в президентском дворце, то путь к самоуправству одной политической силы не только гарантирован, но и необратим», – утверждает Менковская, подчеркивая, что «неоднократно события, которые происходили в Польше, потом повторялись в Литве». А Варшава сегодня не лучший для европейцев пример соблюдения демократических ценностей, как их понимают в западных странах.Фотокарточку нежно храню: как Польша дважды выслужилась перед США с помощью одного снимка
Во-вторых, премьер Сквернялис любит делать шаги в сторону авторитаризма. Например, атакует прессу, как это было в Польше и Венгрии. А история, в том числе недавняя, показывает, что отклонение от принципов либеральной демократии опасно не только потому, что пришедшие к власти силы могут самовольно и игнорируя других навязывать свою волю всему обществу. История учит, что путь назад к государству, в основе которого лежат западные принципы, очень сложный. Профессор Рената Менковская подчеркнула – «в истории нет примеров, когда от нелиберальной демократии к либеральной вернулись без революций». Вот каким видится полякам кандидат в президенты Литвы Саулюс Сквернялис.»Все это благодаря скорым выборам». Реакция литовцев на известие о повышении зарплат
«Однако и такой президент вряд ли отважится на брутальное вмешательство в дела православной Виленско-Литовской епархии», – считает Сергей Резник, общественник из Вильнюса. По его словам, «церкви – самые консервативные структуры. Если уже что-то там меняется, то только тогда, когда без перемен обойтись невозможно, а последствия каждого шага многократно взвешиваются. Киевская Русь была крещена в Х веке. На землях Великого княжества Литовского существовала православная Киево-Литовская митрополия. Но Литва сегодня – это не ВКЛ средних веков. Поэтому планировать какое-либо отделение литовских ортодоксов от московского центра и неуместно, и достаточно опасно для литовской государственности».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.