Трагедия, которая не должна повториться. Сегодня, 12 августа 2020 года, исполняется 20 лет со дня гибели подводной лодки «Курск»
фото www.murmanskvteme.ru
Трагедия, которая потрясла мир. 20 лет назад в Баренцевом море затонула подводная лодка «Курск». Погиб весь экипаж – 118 человек. Как спасали и надеялись на чудо – в хронике amic.ru.
12 августа
Во время учений Северного флота в Баренцевом море в установленное время атомная подводная лодка (АПК) К-141 «Курск» не вышла на связь. В районе, где находился «Курск», в 23:44 (здесь и далее указано московское время, – прим. ред.) был зафиксирован взрыв.
13 августа
На поиски «Курска» вышла группа кораблей под командованием адмирала Вячеслава Попова. Подводный крейсер был обнаружен лежащим на грунте на глубине 108 метров в 04:51. В 07:15 министр обороны Игорь Сергеев доложил о случившемся президенту России Владимиру Путину.
14 августа
В этот день в 11:00 утра командование российского флота сделало первое официальное заявление о том, что АПЛ легла на дно. В заявлении было сказано, что с «Курском» поддерживается радиосвязь. Позже по заявлению представителя флота стало известно, что связь с людьми поддерживается только через перестукивание. Также было сказано, что опасности для жизни экипажа подлодки нет, а через спасательный аппарат «колокол» идет подача топлива, кислорода и продув систем АПЛ.
После осмотра крейсера стало понятно, что «Курск» воткнулся в дно под углом 40 градусов. У подлодки разворочена носовая часть, выведена из строя всплывающая спасательная камера. Главком ВМФ адмирал Владимир Куроедов делает заявление, что шансов на спасение людей очень мало.
15 августа
15 августа Главный штаб ВМФ делает официальное заявление, что начинается спасательная операция. Экипаж АПЛ планировали эвакуировать при помощи спасательных снарядов. Суда аварийно-спасательной службы, атомный крейсер «Петр Великий» и еще около 20 кораблей и спасательных судов сосредоточились над местом трагедии. Однако тяжелые погодные условия не позволили начать спасательную операцию. Волнение моря в районе катастрофы составляло 4-5 баллов.
Фото: www.svoboda.org
Генеральный конструктор ЦКБ МТ «Рубин» Игорь Баранов признал, что воздуха на «Курске» хватит всего на 5-6 дней. В Москве создают правительственную комиссию по расследованию причин аварии крейсера. Возглавляет комиссию вице-премьер Илья Клебанов. В это же время в Брюсселе представители Министерства обороны РФ начали переговоры с НАТО.
В этот же день, 15 августа 2000 года, представителям СМИ заявили, что члены экипажа субмарины живы. Однако неизвестно, есть ли раненые и пострадавшие.
16 августа
Наконец-то погодные условия позволили начать спасательную операцию – волнение моря составило 2 балла. Со спасательного судна «Рудницкий» спущен глубоководный спасательный аппарат «Приз». За ночь было принято несколько неудачных попыток проникнуть к лодке.
Адмирал Куроедов делает заявление, что Россия примет любую предложенную Западом помощь.
17 августа
К месту трагедии вышло норвежское судно Seaway Eagle с глубоководными водолазами на борту и транспортное судно Normand Pioneer с британскими специалистами и оборудованием.
18 августа
Спасательная операция, которую продолжают российские спасатели, не дает результата.
19 августа
К месту катастрофы прибыло норвежское судно Normand Pioneer с британской спасательной мини-лодкой LR5. Стартовала новая, международная фаза операции по спасению экипажа «Курска».
20 августа
Норвежские водолазы обследовали подводную лодку на предмет повреждений и наличия воздушных подушек в кормовых отсеках. Иностранным спасателям удалось разблокировать вентиль аварийно-спасательного люка, но проникнуть внутрь не смогли. Они срочно изготовили специальный инструмент для вскрытия люка.
21 августа
Норвежцам удается вскрыть верхний спасательный люк девятого отсека. Шлюзовая камера пуста. После спасатели открывают внутренний люк девятого отсека. Внутри оказывается вода. Внутрь корпуса субмарины введена видеокамера. С ее помощью спасатели хотели определить состояние седьмого и восьмого отсеков «Курска». В девятом отсеке крейсера обнаружено тело члена экипажа.
В этот же день начальник штаба Северного флота вице-адмирал Михаил Моцак официально подтвердил, что экипаж АПЛ К-141 «Курск» погиб.
22 августа
Владимир Путин своим указом объявил 23 августа днем траура. Президент России вылетел в Североморск, где встретился с родными и близкими погибших моряков. В СМИ появляется информация, что в порту норвежского города Берген находится американская подлодка «Мемфис». Крейсер зашел в порт 18 августа для пополнения запасов.
23 августа
Этот день в России объявлен днем траура.
24 августа
Генеральный прокурор России Владимир Устинов объявил о возбуждении уголовного дела по факту гибели субмарины.
26 августа
Президент России подписал указ о награждении государственными наградами членов экипажа атомной подводной лодки «Курск» (посмертно). Звание Героя Российской Федерации присвоено капитану I ранга Геннадию Лячину (посмертно). Остальные члены экипажа награждены орденами Мужества. В этот же день Путин подписал указ «Об увековечении памяти экипажа атомного подводного крейсера «Курск».
29 августа
В США признают, что в момент аварии «Курска» рядом с ним находились две американские субмарины. Но при этом они отрицают, что причиной катастрофы стало столкновение с одной из них.
19 сентября
Владимир Путин принял решение приступить к операции по подъему останков экипажа «Курска» и самого крейсера. Операция по подъему тел была намечена на октябрь – ноябрь 2000 года, по подъему субмарины – ориентировочно на сентябрь 2001 года.
25 октября
Начинается операция по подъему тел погибших моряков-подводников. В восьмой отсек затонувшей АПЛ спустился первый российский водолаз – мичман Сергей Шмыгин.
26 октября
В ночь на 26 октября водолазы осмотрели тела членов экипажа «Курска». После взрыва в шестом, седьмом, восьмом и девятом отсеках люди были живы. В кармане погибшего командира девятого отсека Дмитрия Колесникова нашли предсмертную записку. Вначале была опубликована только первая часть текста: «13:15. Весь личный состав из шестого, седьмого и восьмого отсеков перешел в девятый. Нас здесь 23 человека. Мы приняли это решение в результате аварии. Никто из нас не может подняться наверх». Позже журналистам рассказали о второй части записки. Там было написано, что два-три человека пытались выйти из лодки через аварийно-спасательный люк, однако это не удалось, потому что отсек был заполнен водой.
29 октября
В Североморске на Приморской площади прошла ритуальная церемония прощания с четырьмя подводниками, которые погибли в результате катастрофы.
Фото www.svoboda.org
В конце октября в Баренцевом море прекращены все работы в девятом отсеке лодки.
2 ноября
Начались и затем были прекращены работы по вскрытию корпуса в третьем отсеке. Отсек в тот же день законсервировали. Телекамеры показали «значительные разрушения, нагромождение аппаратуры, отсечных механизмов, фрагментов приборов». В тот же день в Санкт-Петербурге на Серафимовском кладбище прошли похороны капитан-лейтенанта Дмитрия Колесникова.
7 октября 2001 года
Началась операция по подъему АПЛ «Курск» со дна Баренцева моря.
22 октября 2001 года
Атомоход «Курск» установлен на киль-блоки в плавдоке № 50 судоремонтного завода в Росляково. Для работы на субмарине были сформированы восемь следственных групп, они приступили к работе в полном объеме после полной откачки воды из подлодки. В состав групп включены специалисты Северного флота, представители Московского и Санкт-Петербургского военных округов.
27 октября 2001 года
Генеральный прокурор России заявляет, что визуальный осмотр атомохода позволяет заключить, что пожар происходил по всей лодке. В эпицентре температура достигала 8 тысяч градусов по Цельсию. Полностью водой лодка была заполнена максимум за восемь часов.
Из отсеков «Курска» за период осени 2000 года и осени-зимы 2001 года были извлечены и опознаны 115 из 118 погибших подводников.
26 июля 2002 года
Генеральный прокурор России сообщил, что гибель «Курска» произошла вследствие взрыва, центр которого локализован в месте расположения учебной торпеды, внутри четвертого торпедного аппарата, и дальнейшего развития взрывного процесса в боевых зарядных отделениях торпед, находившихся в первом отсеке АПЛ.
Устинов также заявил, что Генпрокуратура закрыла уголовное дело о гибели атомохода «Курск» за отсутствием состава преступления.
По его словам, в действиях должностных лиц, ответственных за проведение учений в Баренцевом море, изготовление, эксплуатацию и установку торпеды, ставших причиной гибели «Курска», нет состава преступления. Версия столкновения и версия мины исключена.
Гибель экипажа стала самой масштабной катастрофой в истории отечественного подводного флота.
5. Выпускники ВВМУРЭ им А.С.Попова на командирском мостике
Командиры кораблей на флоте традиционно назначались из состава выпускников училищ с ракетно-артиллерийской, минно-торпедной и штурманской специальностью. Это оправдано тем, что они наиболее подготовлены к использованию корабельного оружия. Но, со временем, на мостики кораблей 7 ОПЭСК стали подниматься офицеры, считавшие это своим призванием и вышедшие из ВВМУРЭ им. А. С. Попова.
На 7 оперативной эскадре первым таким командиром стал Виктор Романович Карцев, закончивший ВВМУРЭ в 1971 году. Виктор Романович родился в 1948 году и был потомственным моряком в семье. Его отец Роман Петрович Карцев, прошедший войну, последние годы службы командовал 170 бригадой противолодочных кораблей и 13 БСРК в г. Ленинграде. Человек чести и высоких человеческих и нравственных достоинств, он передал своему сыну все свои качества. Учась во ВВМУРЭ им. А. С Попова, Виктор Карцев понял, что его призвание – быть на ходовом мостике корабля. После выпуска из училища он был назначен на первичную должность командира группы РТН на БПК «Адмирал Зозуля» и прекрасно понимал, что сложившийся стереотип назначения командирами кораблей офицеров со специальностями минер и артиллерист не позволит ему легко войти на ходовой мостик. В сентябре 1973 года он назначается на должность начальника РТС на ЭМ «Бывалый», где усиленно готовит себя к командной должности, совершенствуя свои знания в штурманском, артиллерийском и минно-торпедном деле. На боевой службе с 10 ноября 1973 по февраль 1974 он получает допуск к несению ходовой вахты вахтенным офицером на ходу корабля, первый опыт управления кораблем и хорошую морскую практику. Осенью 1974 года он получает допуск к самостоятельному управлению кораблем и полгода исполняет обязанности старшего помощника командира. В январе 1975 года Карцев получает назначение старшим помощником командира корабля на ЭМ «Московский комсомолец», будучи в звании старший лейтенант. Это был качественный скачок в его флотской карьере. Эсминец в это время находился в ремонте в г. Кронштадт на КМОЛЗ. Выведя корабль из ремонта и подготовив его к официальному визиту в Осло в октябре 1977 года, он убывает на учебу на командирские курсы ВСООЛК ВМФ. После окончания учебы 3 сентября 1978 года Карцев назначается командиром ЭМ «Московский комсомолец» в звании капитан-лейтенант.
Вхождение в должность не вызвало затруднений, поскольку офицеры и экипаж корабля были ему знакомы, и он быстро осваивает ее и успешно справляется с боевой подготовкой корабля перед выходом на боевую службу. 16 декабря Карцев выходит на первую боевую службу в должности командира корабля в составе отряда ТАВКР «Киев», БПК «Адмирал Юмашев» и «Смышленый» в Средиземное море. Ходовой мостик ЭМ «Московский комсмолец» стал для него вторым домом на пять лет. Все эти годы корабль проводил испытания аппаратуры обнаружения ПЛ по радиоактивному следу «Колос» и, поскольку он был единственным офицером, допущенным к испытаниям этой аппаратуры, ему был закрыт любой путь к продвижению и даже учеба в академии. По завершении командования эсминцем он назначается начальником штаба дивизиона эскадренных миноносцев и заканчивает службу командиром крейсера «Александр Невский», которым откомандовал с 1988 по 1991 год.
Вторым командиром из выпускников училища стал Юрий Давыдович Оруджев, уроженец г. Нижний Тагил. Родился 22 апреля 1951 года. Увлечение чтением книг о морских путешествиях сформировало у него интерес к морю. Это произошло еще и потому, что его дядя по матери служил в ВМФ в звании капитана первого ранга, и к моменту окончания школы его решение стать профессиональным военным моряком созрело окончательно. Но поступить в Севастопольское ВВМУ училище он не смог, и ему пришлось работать на Нижне-Тагильском металлургическом комбинате в цехе КИП и отслужить два года срочной службы. Только через три года он становится курсантом ВВМУРЭ им. А. С. Попова. Весь класс мечтал распределиться в береговые части, а он, с лучшим другом Ю. В. Ефимовым (впоследствии Начальник Службы РЭБ ВМФ), видел себя только на палубе большого корабля СФ.
После выпуска из училища в 1976 году, прослужив в первичной должности несколько лет, он ставит перед собой цель пойти по командной линии. Его тянет командирский мостик, и он внутренне чувствует в этом свое служебное призвание. Он шел к командирской должности одиннадцать лет. Его послужной список командования кораблями уникален. Первым кораблем, в командование которым он вступилв 1987 году, был БПК «Смышленый». После возвращения с боевой службы в конце 1988 года он получает назначение командиром БПК «Кронштадт», которым он командовал с 1989по 1991 год. В 1991 году было принято решение о выводе корабля из сил постоянной готовности, в резерв и командование эскадры, желая сохранить плавающего командира, назначает его командиром БПК «Адмирал Исаченков», которым он командовал с 1991 по 1992 год. С БПК «Адмирал Исаченков» он попросился на новостроящийся РКР «Адмирал Лобов». Получив в командование новостроящийся корабль, он хотел заложить на нем организацию и порядок на долгие годы, используя весь свой накопленный опыт. Ему поручили сформировать экипаж и принять корабль, строящийся в Николаеве. Но, при готовности корабля на 95 % и уже сформированном экипаже, готовом к отправке на корабль, Украинская сторона отказалась разрешить заселение российского экипажа. Командованием эскадры он был поощрен разрешением поступить в ВМА им. Кузнецова, которую благополучно окончил заочно в разгар перестройки в 1995 г. Учась в академии, ему необходимо было длительное время находиться в С. Петербурге. Командиром эскадры вице-адмиралом В. Г. Доброскоченко было принято решение о его назначении на ЭМ «Отчаянный», находящийся в СРЗ-35, с перспективой перевода на ТАВКР «Адмирал флота Горшков». Но, закончив академию, Оруджев решил уйти с флота. Последней вехой его командирской службы был ЭМ «Отчаянный» с 1994 по 1996 год. За период службы на кораблях он участвовал в девяти боевых службах, событиях в Ливии 1986 г., в Анголе в 1988 и 1989 годах. В 1996 г. он был уволен в запас по «организационно-штатным мероприятиям». Оруджев был единственным офицером на эскадре, а, возможно, и в Военно-морском флоте, откомандовавшим пятью кораблями, и из них – четырьмя кораблями первого ранга. Очень жаль, что книга рекордов Гиннеса не сможет увековечить его достижение.
Третьим командиром корабля стал выпускник ВВМУРЭ 1977 года капитан 3 ранга Милованов Владимир Геннадиевич, откомандовавший БПК «Сообразительный» с июля 1988 по октябрь 1993 года.
Четвертым офицером, вступившим на командирскую стезю, был Николай Пантелеймонович Казаков, выпускник училища 1977 года. Родился в 1955 г. в г. Иваново, там же в 1972 году закончил среднюю школу.
Поступил в 1972 году в ВВМУРЭ на 1 факультет – РТВ НК.
В 1977 г. после окончания училища был назначен на БПК «Маршал Тимошенко» командиром группы РТН.
В 1981 г. назначен командиром РТД ЭМ «Отличный».
1984–1985 г. – учеба на 6 ВОК ВМФ по специальности – командир БЧ-7.
В 1985 г. назначен командиром БЧ-7 БПК «Адмирал Макаров».
В 1986 г. назначен старшим помощником БПК «Маршал Тимошенко»
В 1988 г. назначен старшим помощником БПК «Адмирал Нахимов».
В 1989 г. – 2-х месячные командирские курсы на 6 ВОК ВМФ.
В 1989 г. назначен командиром БПК «Адмирал Нахимов».
В 1992 г. после сокращения штата назначен старшим офицером-оператором воздушного пункта управления КП СФ.
С 1995 по 2001 год командовал ЭМ «Отличный».
Пятым командиром стал капитан 2 ранга Сергей Алексеевич Малышев, принявший БПК «Адмирал Юмашев» в 1992 году на закате его службы в эскадре и проводивший этот корабль в последний путь – утилизацию.
Но среди выпускников училища был поставлен еще один рекорд. Выпускник училища 1967 года Юрий Гаврилович Устименко стал командиром 7 оперативной эскадры. Он родился 19 мая 1944 года в поселке Владимир Приморского края. В 1967 году окончил ВВМУРЭ им. А. С. Попова, в 1973 году высшие специальные офицерские курсы ВМФ и в 1978 году Военно-морскую академию им. А. А. Гречко. Служил на различных должностях на Черноморском, Балтийском, Тихоокеанском и Северном флоте и прошел путь от командира боевой части до первого заместителя Командующего Северным флотом. Командовал большими противолодочными кораблями «Прозорливый» и «Таллин». С 1991 по 1992 год командовал 7-й оперативной эскадрой, с 1992 по 1994 был первым заместителем Командующего Северным флотом. В истории его восхождения на высшие командные должности есть интересная деталь – он единственный адмирал в ВМФ, который имеет допуск на управление 14 проектами кораблей. Юрий Гаврилович – человек чрезвычайно одаренный и вместе с тем принципиально честный, мужественный, способный на смелые решения, не склонявший голову перед начальственными авторитетами, когда дело касалось его чести и достоинства. Его личность характеризуют два показательных примера.
В декабре 1991 года в после провозглашения Украиной своей независимости Президент Украины Кучма объявил, что ТАВКР «Адмирал Кузнецов» является собственностью Украины и до принятия правительственного решения должен оставаться на Севастопольском рейде. В это время корабль находился в стадии государственных испытаний, но потеря такого корабля лишала флот России нового авианесущего корабля. Судя по произошедшим событиям, руководство Министерства Обороны и ВМФ решили этот корабль вывести из Севастополя и перегнать его на СФ, невзирая на протесты Президента Украины. 1 декабря 1991 года в Севастополь прилетел командир 7 оперативной эскадры контр-адмирал Ю. Г. Устименко. Прибыв на корабль, он обсудил сложившуюся ситуацию с его командиром В. С. Ярыгиным и отдал приказание немедленно сняться с якоря и следовать на Северный флот. В это время корабль еще не закончил Государственные испытания и не был принят Военно-Морским флотом. Ярыгин доложил, что сдаточная команда и 60 % офицеров находятся на берегу. Однако решение Устименко было непреклонным, и в 23.40, не подавая никаких сигналов, авианосец в кромешной темноте покинул Севастопольский рейд и взял курс на Босфор. В данном эпизоде проявилось мужество и решимость Устименко. Он шел на огромный риск, выйдя на такой сложный переход без сдаточной команды на борту и отсутствия большинства офицеров. В случае серьезных аварий или ЧП его карьра немедленно бы закончилась. Но он пошел на этот риск, исходя из высших государственных интересов, и корабль благополучно прибыл на Северный флот.
В декабре 1994 года на Военном Совете Северного флота под председательством Командующего флотом адмирала О. А. Ерофеева рассматривался вопрос о поддержке решения Верховного Главнокомандующего Российской Федерации Б. Н. Ельцина об отправке морской пехоты с Северного флота в Чеченскую республику. Подавляющим числом голосов Военный Совет поддерживает решение Верховного Главнокомандующего, за исключением Первого заместителя Командующего СФ вице-адмирала Ю. Г. Устименко. Он высказывает на Военном Совете свое особое мнение: «Я против посылки морской пехоты в Чечню. Морская пехота имеет свое конкретное предназначение – это действия на прибрежном направлении по защите своей территориям, по захвату плацдарма в первом броске. В необъявленной войне Чеченской республике, тем более, в городе, морская пехота не должна принимать участия. Для этой цели в стране есть внутренние войска».
Вот так, по конкретному факту своей деятельности, он получил «черную метку» от первого Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина. Можно с уверенностью предположить, что это повлияло на его дальнейшую карьеру. В 1995 он был переведен в Санкт-Петербург начальником Высших специальных классов ВМФ. Человек исключительно деятельный, он с большим энтузиазмом взялся за реформирование системы обучения на ВСОК. Благодаря его усилиям при ВСОК ВМФ был открыт диссертационный совет, который он возглавил, а также восстановлена адъюнктура. Он являлся участником локальных войн и военных конфликтов в Египте, Анголе, Сомали, Йемене, Республике Сейшельские острова, Вьетнаме, Красном море, Персидском заливе. Награжден орденом «За службу Родине в ВС СССР» 3-й степени, медалями, жетоном «За боевое траление», именным оружием, иностранными медалями. Доктор военных наук, профессор, почетный радист СССР, почетный работник морского флота СССР.
Расставшись с флотом, Устименко не прекратил своей кипучей деятельности и сегодня он возглавляет Военно-морской клуб, длительное время являясь его Председателем. Кроме того, он является членом «Международной Ассоциации общественных организаций ветеранов Военно-Морского флота и подводников» а также почетным членом Совета Ленинградского объединения ветеранов «Защитники Отечества». Его фамилия включена в Национальную энциклопедию личностей Российской Федерации.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком на Litres.ru
20 лет назад, в 2000 году, в Баренцовом море в результате нескольких взрывов на борту затонула российская атомная подводная лодка Курск. На ее борту находились 118 членов экипажа, все они погибли. НВ приводит хронологию событий того времени и попыток скрыть информацию об инциденте.
Подводная лодка Курск затонула в 175 километрах от Североморска, на глубине 108 метров в результате катастрофы, произошедшей 12 августа 2000 года в ходе проведения военно-морских учений Северного флота. По сообщению Генпрокуратуры РФ, Курск затонул в результате взрыва учебной торпеды внутри четвертого торпедного аппарата, повлекшего за собой взрыв остальных торпед, находившихся в первом отсеке.
Уже спустя несколько дней после катастрофы российские власти сообщали, что «с подводной лодкой установлена связь и имеется контакт с личным составом». Владимира Путина инцидент вынудил прервать свой отпуск в Сочи лишь через пять дней — 17 августа. 8 сентября 2000 года, отвечая на вопрос американского журналиста Ларри Кинга на телеканале CNN о том, что произошло с подлодкой, Путин, улыбаясь, ответил: «Она утонула».
Содержание
- Хроника гибели
- Гибель АПЛ «Курск» и его экипажа стала самым долгим расследованием «Новой газеты»
- документы
- Почему подводники «Курска» были уверены, что их обнаружат
- материалы официального следствия
- Записка подводников, выживших после взрывов на «курске»
- Запись капитан-лейтенанта Дмитрия Колесникова, сделанная в отсеке «живучести»
- 21 августа 2000 года
- Официально
- Что стало причиной взрыва на «Курске»
Хроника гибели
12 августа 2000 года во время учений в Баренцевом море Атомная подводная лодка Курск (командир лодки ‑ капитан первого ранга Геннадий Лячин), которая находилась на полигоне боевой подготовки Северного флота с целью выполнения учебной торпедной стрельбы по отряду боевых кораблей, в установленное время не вышла на связь. В 23:44 в районе, где находилась АПЛ, был зафиксирован взрыв.
13 августа на поиски Курска отправилась группа кораблей во главе с командующим Северным флотом адмиралом Вячеславом Поповым. В 04:51 АПЛ была обнаружена лежащей на грунте на глубине 108 метров. В 07:15 министр обороны Игорь Сергеев доложил о случившемся президенту России Владимиру Путину.
14 августа в 11:00 командование российского флота сделало первое публичное заявление о том, что подлодка Курск легла на дно. В заявлении ВМФ говорилось, что с подлодкой поддерживается радиосвязь. Позже представители флота заявили, что связь с подлодкой осуществляется только через перестукивание, что опасности для жизни экипажа нет, что через спасательный аппарат Колокол осуществляется подача топлива, кислорода и продув систем АПЛ. При осмотре лодки со спускаемых аппаратов выяснилось, что АПЛ воткнулась в дно моря под углом около 40 градусов и у нее сильно повреждена носовая часть, а также выведена из строя всплывающая спасательная камера. Главком ВМФ адмирал Владимир Куроедов сделал заявление, что надежд на спасение людей мало.
15 августа Главный штаб ВМФ официально сообщил о начале спасательной операции. Членов экипажа Курска планировалось эвакуировать с помощью спасательных снарядов. В районе катастрофы сосредоточились суда аварийно‑спасательной службы Северного флота. В район бедствия прибыли подводная лодка, атомный крейсер Петр Великий и еще около 20 кораблей и спасательных судов. Однако шторм не позволил спасателям начать работу. Представители Министерства обороны России в Брюсселе в это время вели переговоры с НАТО о возможности предоставления помощи России.
15 августа представитель штаба Северного флота России сообщил журналистам, что в результате перестукивания установлено, что члены экипажа подводной лодки Курск живы
В тот же день представитель штаба Северного флота России сообщил журналистам, что в результате перестукивания установлено, что члены экипажа подводной лодки Курск живы, но неизвестно, есть ли среди них раненые. Он же заявил, что на борту лодки находится 103 человека. Позже выяснилось, что там было 118 человек.
16 августа при волнении моря около 2 баллов со спасательного судна Рудницкий спущен глубоководный спасательный аппарат Приз. Всего за ночь было предпринято несколько тщетных попыток проникнуть к лодке.
17 августа к месту трагедии направилось норвежское судно Seaway Eagle с глубоководными водолазами на борту и транспортное судно Normand Pioneer с британскими специалистами и оборудованием (вышло из норвежского порта Тронхейм).
19 августа во второй половине дня к месту аварии российской подводной лодки Курск прибыло норвежское судно Normand Pioneer с британской спасательной мини‑лодкой LR5. Началась новая, международная фаза операции по спасению экипажа субмарины.
20 августа норвежские водолазы обследовали подводную лодку на предмет повреждений и наличия воздушных подушек в кормовых отсеках. Норвежцам удалось разблокировать вентиль аварийно‑спасательного люка, однако проникнуть на лодку не удалось. Они срочно изготовили специальный инструмент для вскрытия люка.
21 августа утром норвежским водолазам удалось вскрыть верхний спасательный люк 9‑го отсека, шлюзовая камера оказалась пуста. Около 13:00 водолазы вскрыли внутренний люк в 9‑й отсек АПЛ, внутри которого оказалась вода. В 15:27 внутрь корпуса подлодки введена видеокамера, с помощью которой специалисты попытались определить состояние 7‑го и 8‑го отсеков АПЛ. В 9‑м отсеке АПЛ было обнаружено тело моряка.
В тот же день в 17 часов начальник штаба Северного флота вице‑адмирал Михаил Моцак официально подтвердил факт гибели экипажа АПЛ К‑141 Курск.
22 августа президент России своим указом объявил 23 августа днем траура.
Операция по подъему тел погибших моряков‑подводников началась 25 октября 2000 года и была завершена 7 ноября 2000 года. Операция по подъему самой подлодки со дна Баренцева моря была начата 7 октября 2001 года, 10 октября завершена ее буксировка в Росляковский судоремонтный завод ВМФ РФ.
Из отсеков АПЛ за период осени 2000 года и осени‑зимы 2001 года были извлечены и опознаны 115 из 118 погибших подводников.
Для работы на АПЛ Курск были сформированы восемь следственных групп, которые приступили к работе в полном объеме после полной откачки воды из подлодки. В состав групп были включены специалисты Северного флота, представители Московского и Санкт‑Петербургского военных округов. Члены следственных групп проходили специальный психологический отбор, а также в течение года изучали строение АПЛ для того, чтобы знать, где и какие параметры снимать для проведения необходимых экспертиз.
27 октября 2001 года Генеральный прокурор РФ Владимир Устинов заявил, что визуальный осмотр атомохода позволяет заключить, что пожар происходил по всей лодке. В эпицентре температура достигала 8 тысяч градусов по Цельсию. Полностью водой лодка была заполнена «в течение шести‑семи, максимум восьми часов». Устинов отметил, что подлодка Курск очень пострадала, все переборки прочного корпуса «срезаны как ножом». Однако преграда, отделявшая 6‑й реакторный отсек, осталась неповрежденной, благодаря чему реактор не пострадал. Не пострадали и 22 крылатые ракеты, находящиеся по бортам подлодки.
Генеральный прокурор РФ Владимир Устинов заявил, что визуальный осмотр атомохода позволяет заключить, что пожар происходил по всей лодке
26 июля 2002 года Генеральный прокурор России сообщил, что гибель Курска произошла «вследствие взрыва, центр которого локализован в месте расположения учебной торпеды, внутри четвертого торпедного аппарата, и дальнейшего развития взрывного процесса в боевых зарядных отделениях торпед, находившихся в первом отсеке АПЛ». Устинов также сообщил, что Генпрокуратура закрыла уголовное дело по гибели Курска за отсутствием состава преступления. По его словам, в действиях должностных лиц, ответственных за проведение учений в Баренцевом море, изготовление, эксплуатацию и установку торпеды, ставшей причиной гибели Курска, нет состава преступления.
Издание Popular Mechanics сосредоточилось в своей публикации на технической стороне вопроса.
— «Белгород» гораздо больше любой другой подводной лодки в мире, включая американский флот. Субмарина длиной 600 футов (184 метра) имеет водоизмещение больше, чем у линкоров-гигантов времен Первой мировой войны, и может погружаться на глубину до 1700 футов (500 метров), — пишет автор. Он уточняет также, что общее водоизмещение судна превысило 30 тысяч тонн, что наполовину больше, чем у американских стратегических атомных подлодок третьего поколения типа «Огайо». Стоит отметить, что если эта цифра верна, то «Белгород» все же не превосходит АПЛ проекта 941 типа «Акула».
Издание уточняет и назначение лодки: она станет носителем для других подводных судов. Командование «Белгородом» будет якобы формально возложено на ВМФ России, но по факту — на Главное управление глубоководных исследований (ГУГИ).
Впрочем, авторы текста признают, что о многих деталях подлодки можно лишь догадываться: «Россия более успешна чем США в сокрытии своих подводных лодок от нежелательных съемок», — говорится в статье. Речь идет о просочившихся в СМИ деталях американских проектируемых стратегических подлодок типа «Колумбия», которые должны сменить тип «Огайо».
Как предположил в интервью PM известный эксперт по подводному оружию Саттон, предназначение «Белгорода» — стать частью российской подводной системы гидроакустического слежения «Гармония». Другая цель — проведение спецопераций с мини-субмариной «Лошарик» или глубоководным необитаемым аппаратом «Клавесин 2Р-ПМ». Но самой «зловещей», как подчеркнул эксперт, миссией «Белгорода» станут шесть беспилотников «Посейдон», которые, по догадкам западных СМИ, она может нести на своем борту.
Портал The Washington Free Bacon сосредоточил свою публикацию именно на факте носительства «Посейдонов». Он пишет, что по оценкам американских спецслужб торпеда якобы будет оснащена ядерной боеголовкой мощностью в десятки мегатонн и в очередной раз подчеркивает, что аналогичного оружия США не имеет.
Издание цитирует генерала американских ВВС Джона Хайтена, который считает, что беспилотник «Посейдон» угрожает США и отмечает необходимость модернизации ядерного оружия Пентагона.
В свою очередь бывший сотрудник Пентагона Марк Шнайдер заявил порталу, что одна подлодка, вооруженная «Посейдонами», способна выпустить больше радиации, нежели весь стратегический арсенал США. Впрочем, российские представители ВМФ и военные эксперты неоднократно подчеркивали, что эти уникальные беспилотники — это оружие сдерживания, а не нападения.
Гибель АПЛ «Курск» и его экипажа стала самым долгим расследованием «Новой газеты»
«Курск» в апреле 1999 года. Фото: Лев Федосеев / ТАСС
12 августа 2000 года в Баренцевом море во время комплексной боевой подготовки кораблей Северного флота на атомной подводной лодке «Курск» произошла катастрофа.
Первый взрыв прозвучал в 11 часов 28 минут, в тот самый момент, когда подводная лодка готовилась к стрельбе практической (без боевой части) перекисно-водородной торпедой 65-76 «КИТ». Взорвалась перекись водорода в двигателе торпеды.
От взрыва мощностью около 200 кг в тротиловом эквиваленте погибли находившиеся в первом (торпедном) и втором (командном) отсеках члены экипажа «Курска». Лодка потеряла управляемость и через 75 секунд ударилась носом о дно на скорости около 7 узлов (13 км/ч).
В 11 часов 30 минут прозвучал второй взрыв — одна за другой взорвались не менее 10 боевых торпед (по официальной версии — от объемного пожара в торпедном отсеке, по версии вице-адмирала Валерия Рязанцева, члена правительственной комиссии по выяснению обстоятельств гибели АПРК «Курск», — вследствие удара лодки о грунт деформировались торпедные аппараты и сдетонировали находившиеся в них боевые торпеды).
Второй взрыв мощностью 5 тонн в тротиловом эквиваленте вызвал ужасающую по силе взрывную волну, которую зафиксировали сейсмостанции в Норвегии.
Волна накрыла даже находившуюся в 80 километрах от «Курска» подводную лодку «Карелия», которая в этот момент готовилась к стрельбе практической ракетой по полигону на Камчатке. После выполнения ракетной стрельбы и всплытия командир «Карелии» Андрей Кораблев доложил на командный пункт Северного флота о предположительно подводном взрыве и передал его координаты, которые соответствовали координатам затопления «Курска».
Флагман Северного флота, тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий», находился гораздо ближе к месту катастрофы, чем подлодка «Карелия». Именно по нему должен был стрелять практической торпедой «Курск». Но вместо стрельбы акустики на «Петре Великом» зафиксировали два взрыва, а сам
«Петр Великий» тряхнуло так, словно это был легкий баркас, а не огромный корабль водоизмещением 26 тысяч тонн. От гидродинамического удара у членов экипажа «подогнулись колени».
На «Петре Великом» в этот момент находился руководивший учениями командующий Северным флотом адмирал Вячеслав Попов. Однако, в отличие от командира «Карелии», он не заинтересовался ни причиной «тряски», ни донесением акустиков.
документы
Из показаний гидроакустика ТАРК «Петр Великий» Лавринюка:
«…Я доложил в боевой информационный центр, на ходовой мостик и на центральный командный пункт. Сразу, в момент вспышки и хлопка из динамика, я почувствовал, что по кораблю прошел гидродинамический удар, который выразился в дрожи корпуса «Петра Великого». На мой взгляд, такого эффекта в виде дрожи корпуса от включения какой-либо аппаратуры на «Петре Великом» произойти не могло. Это был внешний динамический удар…»
На допросе в прокуратуре командующий Северным флотом Вячеслав Попов будет отрицать факт доклада акустиков о зафиксированных на «Курске» взрывах, а гидродинамический удар, сотрясший корпус корабля, объяснит «развертыванием радиолокационной антенны».
Командующий Северным флотом вице-адмирал Вячеслав Попов. Фото: Семен Майстерман / ТАСС
95 из 118 человек, находившихся на борту «Курска», погибли в результате взрывов. Взрывная волна уничтожила носовую часть лодки вплоть до реакторных отсеков — 5 и 5-бис. Но находившиеся в 6-м, 7-м и 8-м отсеках члены экипажа «Курска» выжили. Всего — 23 человека. Они приняли решение перейти в 9-й отсек, так называемый «отсек живучести», забрали с собой еду и воду, индивидуальные средства спасения и средства регенерации воздуха, загерметизировали переборку между 8-м и 9-м отсеками, чтобы уменьшить поступление воды. Они сделали все, чтобы прожить на затонувшем «Курске» как можно дольше в ожидании спасения.
Катастрофа случилась в ходе учений, на мелководье, в четко обозначенном районе Баренцева моря с большим количеством наших кораблей. И поэтому подводники в 9-м отсеке все время подавали сигналы SOS. Они были уверены, что их скоро обнаружат и услышат.
Почему подводники «Курска» были уверены, что их обнаружат
Во время торпедной стрельбы лодка должна выходить на связь три раза.
Первый раз она должна доложить о выполнении/невыполнении стрельбы.
Второй — когда найдут и поднимут практические торпеды.
Третий раз лодка выходит на связь, чтобы доложить о всплытии и освобождении района.
В соответствии с «Правилами использования полигона» (закрытый руководящий документ флота, регламентирующий правила боевой подготовки), пока лодка не выйдет на связь, отряд боевых кораблей не имеет права уходить из района учений.
По плану учений предельное время для выполнения торпедных стрельб для «Курска» — 14 часов 30 минут. В 14.31 (самый крайний срок, если лодка не выходит на связь) ее должны были объявить аварийной и начать поисково-спасательную операцию.
Но отряд боевых кораблей во главе с флагманом «Петром Великим», так и не дождавшись торпедной стрельбы, уходит из района гибели «Курска» в 14 часов 12 минут, а адмирал Попов улетает на вертолете в Североморск, где дает пресс-конференцию. Он говорит журналистам, что учения прошли штатно, все боевые задачи выполнены флотом на «отлично».
В тот самый момент, когда идет пресс-конференция, на флоте уже знают, что с «Курском» случилось ЧП.
В 13.50 в вахтенном журнале командного пункта Северного флота появляется запись: «Начать действовать по худшему варианту».
Но официально лодку объявят аварийной и поднимут боевую тревогу только в 23 часа 30 минут, спустя 12 часов после взрывов.
Официальное следствие по делу о гибели «Курска» «уменьшит» время преступного опоздания на три часа.
материалы официального следствия
«Вследствие незнания адмиралом В.А. Поповым и его подчиненными конкретной обстановки, невыполнения требований руководящих документов ВМФ в случае отсутствия всплытия подводной лодки в установленное время в надводное положение, а также из-за принятия ошибочных решений в процессе ожидания всплытия подводного крейсера он был объявлен аварийным с опозданием на 9 часов».
Спасательное судно «Михаил Рудницкий» с двумя подводными аппаратами на борту — поисковым АС-32 и поисково-спасательным АС-34 «Приз» выйдет из базы только в 1.04 ночи 13 августа. Почти 9 часов ему потребуется, чтобы добраться до места гибели «Курска».
«Михаил Рудницкий» с двумя судами-спасателями на борту. Фото: Reuters
…Неповрежденные взрывами отсеки «Курска» постепенно заполнялись водой, давление в них повышалось. 9-й «отсек живучести», рассчитанный в штатное время только на трех человек, переполнен почти в 8 раз. Кислорода не хватает. Подводники используют регенерационные установки (РДУ) для выработки кислорода. У них было 3 установки и 25 банок В-64 с 25 пластинами регенерации в каждой. Если одновременно зарядить все три РДУ (по банке на каждую), то кислорода как раз хватит на 23 человека почти на сутки. Они открыли и использовали 9 банок…
Двое из выживших подводников — капитан-лейтенант Дмитрий Колесников и капитан-лейтенант Сергей Садиленко — ведут записи, фиксируя обстановку. Записи они делали на двух листах, вырванных, очевидно, из вахтенного журнала. Кроме того, Дмитрий Колесников и старший мичман Андрей Борисов написали личные послания родным. Все записи, это совершенно очевидно, сделаны в разное время и в разных условиях. И, полагаю, в разные дни. Первая запись сделана 12 августа в 13.34 капитан-лейтенантом Дмитрием Колесниковым.
«Список л/с 6, 7, 8, 9 отс., находящихся в 9-м отсеке после аварии 12.08.2000 г.» И ниже — 23 фамилии выживших.
Вторая запись, сделанная в 13.58, свидетельствует о повышении давления в 7-м отсеке.
Из третьей записи, сделанной капитан-лейтенантом Сергеем Садиленко, следует, что обстановка в «отсеке живучести» сильно ухудшилась.
Записка подводников, выживших после взрывов на «курске»
«13.15. Весь личный состав из 6, 7 и 8 отсеков перешел в 9. Нас здесь 23 человека. Самочувствие плохое. Ослаблены действием угарного газа. Давление повышается. Кончаются регенеративные патроны. При выходе на поверхность не выдержим декомпрессии. Не хватает ремней на индивидуальных дыхательных аппаратах. Отсутствуют карабины на стопорах. Протянем еще не более суток».
Эта запись прямо свидетельствует о том, что подводники использовали часть регенеративных пластин, то есть провели в 9-м отсеке длительное время. Почти уверена, что эта и все последующие записи сделаны 13 августа, возможно, 14-го.
Четвертая запись, помеченная временным отрезком «15.15», сделана капитан-лейтенантом Дмитрием Колесниковым и носит личный характер — он пишет своей жене Ольге.
Своей жене Наташе и сыну Александру напишет и старший мичман Андрей Борисов.
И, наконец, самая известная часть этих записей, сделанная капитан-лейтенантом Дмитрием Колесниковым. Она не обозначена никаким временным промежутком. Почерк меняется. Строчки размашистые и «пляшут» по всей странице, буквы — то очень большие, то совсем маленькие.
Запись капитан-лейтенанта Дмитрия Колесникова, сделанная в отсеке «живучести»
«Здесь темно писать, но на ощупь попробую. Шансов, похоже, нет: процентов 10–20. Будем надеяться, что хоть кто-нибудь прочитает. Здесь список личного состава отсеков, которые находятся в 9-м и будут пытаться выйти. Всем привет, отчаиваться не надо. Колесников».
Затем Колесников складывает и прячет в нагрудном кармане два драгоценных хрупких листа формата А-4 так, чтобы никакая стихия не смогла уничтожить это свидетельство.
…Самостоятельно спастись они не могли. Даже «мокрый способ» выхода из затопленной лодки (когда подводники сами выходят из «отсека живучести» и поднимаются на поверхность) предусматривает помощь извне — водолазов-глубоководников и спасательного судна, которое обеспечит прием на борт и проведение декомпрессии подводников.
Капитан-лейтенант Сергей Садиленко в оставленной им записи написал: «Декомпрессии не выдержим». Эта фраза говорит о многом: подводники здраво оценивали ситуацию и понимали, что при попытке выйти из отсека без подоспевшей помощи им грозит мучительная смерть от разницы давления (в отсеке затонувшей лодки оно гораздо выше, чем на поверхности).
Родные погибших моряков в районе затопления «Курска». Август 2000 года. Фото: Reuters
…И все это время они продолжают стучать.
Стуки SOS или, выражаясь языком следствия, «сигналы аварийного характера, произведенные человеком ударами металлическим предметом по металлу», услышат «наверху».
21 августа 2000 года
Из интервью министра обороны, маршала Игоря Сергеева — программе «Время»:
И. Сергеев: «Вы знаете, стуки были, тринадцатого и четырнадцатого. Даже была составлена специальная картограмма, на которой мы получили короткий и емкий ответ: «SOS, вода». Это уже была оценка состояния людей, которые еще были живы, находились в отсеках. Очевидно, в отсеки уже поступала или просачивалась вода.
Журналист: «Когда эти стуки прекратились?»
И. Сергеев: «Ну практически после четырнадцатого».
Министр обороны Игорь Сергеев. Фото: Сергей Величкин / ТАСС
Стуки будут зафиксированы на аудионоситель. По ним будет проведена экспертиза. Экспертиза докажет, что стучали люди по межотсечной переборке затопленной подводной лодки. А потом, когда эти стуки SOS окажутся политически и юридически невыгодным свидетельством против власти и виновных в этой катастрофе, их превратят сначала в «технические шумы».
А потом напишут, что стучали неустановленные люди с неустановленного следствием корабля.
Президент Путин, улетевший 12 августа в отпуск в Сочи, узнал о нештатной ситуации в ходе учений только 13 августа в 7 часов утра от министра обороны Игоря Сергеева.
— Министр обороны позвонил, сказал, что мы потеряли лодку, но обнаружили уже, сейчас начинаем работы. Было непонятно, что происходит что-то трагическое — так вспоминал Путин об этом докладе.
Именно Сергеев рекомендовал президенту оставаться в Сочи, заверив, что поисково-спасательная операция идет даже оперативней, чем предписывают флотские инструкции, а имеющихся в распоряжении ВМФ ресурсов достаточно для проведения эффективной поисково-спасательной операции.
Страна узнала о «Курске» только 14 августа. В 10.45 начальник пресс-службы ВМФ Игорь Дыгало заявил журналистам: «Курск» лег на дно в квадрате 69 градусов 40 минут северной широты и 37 градусов 35 минут восточной долготы, экипаж жив, воздух и электричество подаются, связь с экипажем поддерживается, ядерный реактор заглушен».
14 августа, как только о нештатной ситуации с «Курском» объявили официально, Англия, Норвегия и США предлагают России свою помощь в спасательной операции.
Главком ВМФ адмирал Владимир Куроедов. Фото: РИА Новости
Но главком ВМФ Владимир Куроедов отказывается от иностранной помощи и впервые именно он запускает насквозь лживую, но невероятно живучую версию о столкновении «Курска» с иностранной подводной лодкой. По его словам, на корпусе подводного ракетоносца имеются «признаки крупного и серьезного столкновения». Шансы на благополучный исход спасательной операции главком Куроедов оценивает не очень высоко.
Вечером 14 августа делает заявление вице-премьер Илья Клебанов, назначенный распоряжением правительства РФ № 112-рс руководителем Правительственной комиссии по расследованию причин происшествия с АПРК «Курск». Он говорит о том, что России не нужна помощь других стран, а имеющиеся у флота «технические возможности по своему уровню не хуже американских». В отличие от главкома, он оценивает шансы на спасение экипажа как неплохие.
Тем временем в районе бедствия продолжаются спасательные работы. Спасательные глубоководные аппараты (СГА) постоянно ломаются, ставя под угрозу жизнь спасателей. А когда удается погрузиться, они не могут пристыковаться к люку комингс-площадки 9-го отсека. 15 августа погружения СГА прекращены из-за шторма. Единственные работы, которые осуществляются эффективно и не прекращаются даже из-за шторма, — обследование лежащего на дне «Курска» и обломков носовой части. Операцию проводит секретная атомная глубоководная станция проекта 1910 «Кашалот» («Лошарик», или АС-12, ставшая печально известной в 2019 году из-за аварии с аккумуляторной батареей, — более современная модификация «Кашалота»). «Кашалот» фиксирует огромные повреждения на «Курске».
— Носовой отсек полностью разрушен, — докладывает командир «Кашалота» Егоров.
Российский моряк со знаком в районе затопления АПЛ «Курск» в Баренцевом море. Октябрь 2000 года. Фото: Reuters
15 августа помощь России по спасению экипажа «Курска» предлагают Франция, Италия, Германия и Великобритания.
16 августа возобновляются попытки пристыковаться к комингс-площадке 9-го отсека. По-прежнему безрезультатно. Всего в период с 13 августа по 19 августа АС-32, АС-34 и АС-36 совершили 8 погружений и 13 посадок на комингс-площадку аварийно-спасательного люка 9-го отсека «Курска».
Пристыковаться не удалось ни разу. Причина — конструктивный недостаток: опорное кольцо комингс-площадки было утоплено в палубу надстройки. А должно было выступать на 5–10 мм.
Об этом стало известно гораздо позднее. Как, впрочем, и о том, что во время ходовых и государственных испытаний лодки никто не проверял возможность стыковки спасательного аппарата с комингс-площадкой на «Курске». Равную ответственность за это несут и проектант крейсера (ЦКБ «Рубин»), и флот.
Днем 16 августа президент Путин говорит по телефону с президентом США Биллом Клинтоном. В 16.00 становится известно, что Россия приняла помощь Великобритании и Норвегии. Рано утром 17 августа из норвежского порта Тронхейм выходит спасательное судно Normand Pioneer с британским спасательным аппаратом LR-5 (участвовал в 2005 году в спасении российского экипажа затонувшей на Камчатке автономной станции АС-28) и спасательное судно Seaway Eagle, оборудованное ГВК (глубоководный водолазный комплекс). На борту Seaway Eagle — 12 водолазов-глубоководников. 19 августа начальник штаба Северного флота вице-адмирал Михаил Моцак говорит о том, что сигналы SOS поступали с «Курска» вплоть до 15 августа. По словам Моцака, подводники просили дать кислород и сообщали о поступлении в отсек воды. 15 августа стуки прекратились.
«Весьма вероятно, нам придется констатировать самые худшие ожидания. Но операция по проникновению на подлодку будет продолжаться. Ее главная задача — найти членов экипажа живыми или мертвыми».
19 августа из строя выходят все российские спасательные аппараты.
Им на смену прибывает британский LR-5, а ночью 20 августа в район затопления «Курска» подходит Seaway Eagle. Уже через 13 с половиной часов норвежские водолазы-глубоководники спускаются на «Курск» и пытаются открыть люк 9-го отсека.
Выясняется, что для этого нужен специальный инструмент, на изготовление которого уходит остаток дня и ночь с 20 на 21 августа. В 7.20 21 августа норвежские водолазы погружаются и уже через 16 минут вскрывают люк 9-го отсека «Курска».
Шлюзовая камера отсека заполнена водой. Это значит, 9-й отсек полностью затоплен и спасать некого.
2001 год, октябрь. Рубка АПЛ «Курск» видна в толще воды Баренцева моря. Операция по поднятию подлодки на баржу. Фото: Reuters
23 августа Путин выступит с обращением к стране. Он скажет, что с лодкой была потеряна связь в 23.30 12 августа, а спасательные работы начались через четыре часа после трагедии. Это будет ложь. Связь с «Курском» была потеряна в 11часов 28 минут 12 августа, спасательные работы начались спустя 29 с половиной часов, первая попытка стыковки с комингс-площадкой люка 9-го отсека была предпринята только через 43 с половиной часа после взрывов.
Путин скажет, что у флота были все необходимые спасательные средства, и они были полностью исправны. Это тоже неправда. У Северного флота было только одно устаревшее спасательное судно «Михаил Рудницкий» и три спасательных аппарата, все они неоднократно ломались в ходе спасательной операции. Ни один из аппаратов не смог осуществить стыковку с люком 9-го отсека.
Путин скажет, иностранная помощь была принята моряками, как только ее предложили. Это неправда. Руководство ВМФ было против принятия иностранной помощи и, настаивая на своем, потеряло драгоценное время. Решение о привлечении иностранных спасателей принял президент России, и только тогда, когда ему самому стало понятно, что ситуация критическая, а спасательная операция — абсолютно провальная.
Путин сказал, что промедление в этом вопросе не было фатальным, так как норвежские водолазы сумели открыть люк 9-го отсека только на 6-й день с момента принятия Россией иностранной помощи. Это было лукавство.
Норвежские водолазы сумели открыть люк менее чем за сутки со второй попытки и всего за 16 минут с момента погружения (для сравнения: нашему АС-34 «Приз» нужно было более двух часов с момента погружения до непосредственно подсадки на комингс-площадку 9-го отсека).
Британские водолазы-спасатели, принимавшие участие в операции по подъему АПЛ «Курск». 25 сентября 2001 года. Фото: Reuters
Самой главной проблемой Путин посчитал отсутствие водолазов-глубоководников на флоте. Но и в этом ему соврали. Водолазы-глубоководники в России были — в городе Ломоносове под Санкт-Петербургом базируется Экспедиционный аварийно-спасательный отряд ВМФ РФ. 12 водолазов из этого отряда уже через два месяца (в октябре 2000 года) примут участие в подъеме 12 тел подводников из 9-го отека. Только работать они будут совместно с норвежскими коллегами, а их работу будет обеспечивать норвежское судно-спасатель с глубоководным водолазным комплексом (ГВК). Именно отсутствие морских спасателей с ГВК станет критическим обстоятельством неспасения выжившего экипажа «Курска» в августе 2000 года. Спустя 20 лет и огромное количество денег, которые государство выделило для создания морской спасательной службы, на Северном флоте по-прежнему нет ни одного современного спасательного судна с ГВК.
Российские подводники, как и их погибшие товарищи на «Курске», продолжают ходить в море без всякой надежды на спасение.
22 августа 2000 года Владимир Путин встретился с родственниками погибших моряков в Видяево. Фото: Reuters
23 августа 2000 года президент Путин пообещал стране:
Официально
Из выступления Путина 23 августа 2000 года:
«Позавчера министр обороны Игорь Дмитриевич Сергеев, а вчера Главнокомандующий Военно-морским флотом и командующий Северным флотом подали мне рапорты об отставке. Эти рапорты не будут приняты. Не будут приняты, повторяю, до полного понимания того, что произошло, в чем причины и есть ли виноватые. Действительно виноватые или это просто стечение трагических обстоятельств. Никаких огульных расправ под влиянием эмоциональных всплесков и под влиянием стечения обстоятельств не будет. Я буду с армией, буду с флотом и буду с народом. И вместе мы восстановим и армию, и флот, и страну».
25 ноября 2001 года генеральный прокурор Устинов положил на стол Путина экспертное заключение члена правительственной комиссии по расследованию причин и обстоятельств катастрофы ПЛ «Курск» вице-адмирала Валерия Рязанцева. В заключении была названа причина взрыва практической перекисно-водородной торпеды.
В ходе своей работы, изучая флотские документы о готовности лодки и экипажа к несению боевой службы, адмирал Рязанцев обнаружил целый ряд служебных актов с поддельными подписями. В том числе он обнаружил поддельные подписи на «Акте проверки и обезжиривания трубопроводов технического воздуха АПЛ К-141 «Курск». «Документ якобы <был> издан в декабре 1999 года, подписан старшим помощником командира, торпедистами АПЛ «Курск» и утвержден командиром подводной лодки <Геннадием Лячиным>.
Я долго и внимательно сравнивал подписи на этом документе с подписями этих же лиц на других документах более раннего периода и пришел к выводу, что все подписи поддельные».
Почему это стало смертельным?
Что стало причиной взрыва на «Курске»
Объясняет адмирал Валерий Рязанцев:
«В вахтенной документации, которая была найдена на борту затонувшей АПЛ «Курск», имеется собственноручная запись командира боевой минно-торпедной части следующего содержания: «11 августа 2000 года, 15 часов 50 минут. Произвели замер давления (роста) в резервуаре окислителя за 12 часов. Давление возросло до 1 кг/см2. Произвели подбивку ВВД (воздух высокого давления) в воздушный резервуар до 200 кг/см2».
Подводнику-специалисту эта короткая запись говорит о многом.
Во-первых, эта информация относится к перекисной практической торпеде 65–76 ПВ.
Во-вторых, состояние окислителя этой торпеды длительное время, с 3 по 11 августа 2000 года, было в норме и не вызывало у личного состава каких-либо опасений.
В-третьих, в перекисной практической торпеде через неплотности воздушной магистрали имелись микропротечки воздуха высокого давления (ВВД). Это не является аварийной ситуацией. В торпедах (боевых и практических) пополнение ВВД является обычной технологической операцией… Но пополнение воздуха в торпедах на сильных окислителях требует особой осторожности и специально обезжиренных инструментов и систем. В инструкции по обращению с перекисью водорода говорится, что при попадании в нее органических масел, металлической стружки и опилок, медных и свинцовых деталей, грязи, пыли и других предметов начинается бурный процесс разложения перекиси, который сопровождается большим выделением тепла и заканчивается взрывом.
<Поэтому> обезжиривание торпедного инструмента, воздушных шлангов и систем технического воздуха производится ежегодно под наблюдением корабельной комиссии и оформляется «Актом проверки и обезжиривания трубопроводов технического воздуха».
В имеющемся «Акте проверки и обезжиривания трубопроводов технического воздуха» АПЛ «Курск» от 15 декабря 1999 года подписи членов корабельной комиссии и командира подводной лодки фальшивые. Из этого следует вывод о том, что на «Курске» длительное время системы технического воздуха не эксплуатировались* и не обезжиривались. За это время внутри трубопроводов технического воздуха скопились частицы пыли и органических масел, а в переносные воздушные шланги могли попасть мельчайшие частицы грязи, смазки и ворсинки ветоши. Таким образом,
пополнение ВВД <воздушного резервуара перекисно-водородной торпеды> 11 августа 2000 года было выполнено неочищенным воздухом, и в воздушный резервуар практической торпеды попала вся грязь из воздушных трубопроводов и шлангов, которая скопилась за долгие годы их бездействия.
11 августа 2000 года, после пополнения ВВД через грязные трубопроводы и шланги, необезжиренный воздух из воздушного резервуара торпеды не мог попасть в резервуар окислителя. При нахождении практической торпеды 65–76 ПВ на стеллаже запирающий воздушный клапан на ней закрыт, а на воздушном курковом кране установлены предохранительные устройства. Вот почему «толстая» торпеда вела себя смирно до 12 августа 2000 года, когда началось приготовление к торпедным стрельбам. Именно после загрузки в торпедный аппарат <и открытия воздушного клапана> внутри торпеды началась неконтролируемая реакция разложения перекиси водорода…»
Кроме заключения вице-адмирала Рязанцева, Устинов доложил Путину о многочисленных нарушениях, допущенных руководством Северного флота и ВМФ РФ при подготовке к учениям. В ходе работы следствия и правительственной комиссии был выявлен целый ряд конструкторских недостатков, повлиявших на то, что взрыв в торпедном отсеке привел к смерти всего командного состава «Курска» и подводная лодка лишилась управления. Все эти нарушения состояли в прямой причинно-следственной связи с гибелью крейсера и членов экипажа. Что касается поисково-спасательной операции, то ее хронология, перекрестно сведенная следствием с руководящими документами ВМФ РФ, совершенно очевидно доказывала: в августе 2000 года военные не сказали президенту ни слова правды, а он транслировал их ложь всей стране.
Состав преступления был налицо. Виновные в гибели 118 членов экипажа «Курска» — тоже. Но Владимир Путин принял решение дело о гибели «Курска» до суда не доводить.
Он вызвал к себе главкома ВМФ РФ Владимира Куроедова, показал ему предварительные выводы следствия. После чего Куроедов собственноручно составил «расстрельный список» из 14 старших офицеров (в том числе пяти адмиралов) Северного флота и Главного штаба ВМФ РФ. Именно их 4 декабря 2001 года Путин отправил в отставку «за серьезные упущения в организации повседневной и учебно-боевой деятельности флота». Слово «Курск» в приказе Путина не фигурировало.