Вопрос читателя:
Как жить православному христианину в миру? Отречься от всего (мирские книги, компьютерные игры, сериалы, иные виды досуга (развлечения)) и жить, как монах в миру?
Евангелие говорит именно о таком идеале. Нужно отречься от всего, ведь любой вид досуга является страстью и суетой мирской, которая не несет ничего полезного. В начале пути Бог помогает, и человек легко бросает прежние увлечения, посвящая себя всецело Богу, но потом это кончается, и приходится самому ползти на брюхе через океан страстей. Постепенно снова возвращаешься к прежним увлечениям и «обмирщаешься». И нет никаких сил бороться со страстями. Возревнуешь по жизни благочестивой, резко бросаешь все мирское (книги, игры, и прочие), хватает на несколько дней, а затем снова поддаешься миру. И постоянно мучают сомнения, правильно ли жить мирянину, как монаху в миру, избегая всего, или нет? Силы кончаются, и внутренне доходишь до такой степени отчаяния, что понимаешь, что не можешь жить благочестиво и хранить себя от мира, вплоть до того, что осознаешь, что тебе такая борьба не по плечу и ты не можешь жить благочестиво, как подобает настоящему Христианину, потому что постоянно падаешь на различные страсти, тебя окружающие. Для меня это «бремена неудобоносимые». Как же тогда спастись в миру? Может, я делаю или понимаю что-то неправильно? Если же я понимаю всё правильно, то спастись мне вообще не реально, т.к. я не могу выдержать такой борьбы.
Отвечает иерей Петр Гурьянов:
Христос воскресе!
Милый человек! Мирские книги, компьютерные игры, сериалы и иные виды досуга — разве это весь смысл вашей жизни?!
Евангелие говорит нам о том, что появилась Божественная возможность — стало достижимо Царство Бога. А попасть туда можно через двери новых знаний. О свободе человеческого духа от греха и смерти, духа, преображенного благодатью, — это высшее призвание человека… вот о чем говорит Евангелие! Господь подает благодать туне, то есть ни за что, но требует, чтобы человек искал ее и, желательно, воспринимал ее, посвящая себя всецело Богу. Очень вам совету прочитать книгу святителя Феофана Затворника «Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики», он как раз очень подробно раскрывает эту тему!
Есть индийский рассказ для детей, в котором ребенок спрашивает мать: «Мама, почему иногда я ощущаю, что Бог здесь, близко, и мне так хорошо с Ним, а потом Он отдаляется? Почему Он ушел? Как мне Его найти?» И мать отвечает: «Помнишь, как мы играли с тобой в прятки? Ты закрываешь глаза, я иду и прячусь в кустах или за деревом и зову тебя оттуда: ау! Ты открываешь глаза, смотришь вокруг и пытаешься понять: откуда слышался голос? И бежишь на него. Порой ты находишь меня сразу, и я подхватываю тебя, и ты счастлив, и мы смеемся и обнимаем друг друга. Но порой ты ищешь и не можешь меня найти. На мгновение тебе покажется: что, если мама ушла и оставила меня здесь? И делается страшно. Вначале ты просто оглядываешься, потом оглядываешься все более и более тревожно, и в тот момент, когда я начинаю чувствовать твой страх, я выхожу из своего убежища, и ты бежишь ко мне, и я беру тебя на руки, и тебе снова радостно.
Так же Бог. Он дает нам пережить опыт Своего присутствия, а потом говорит: а теперь живите с тем, что вы узнали, живите так, будто Я с вами, живите так, чтобы Я мог вами гордиться, и вам будет хорошо со Мной… И Он наблюдает, как бы из-за кустов, из-за дерева, чтобы в тот момент, как тебе покажется, что ты потерял с Ним связь, позвать тебя. Он не обязательно явится Сам, но позовет тем или другим образом: ты встретишь кого-то, и этот человек расскажет тебе о Боге, или попадешь в храм, помолишься вместе с другими и почувствуешь: да, Он здесь, Он здесь со всеми этими людьми и со мной».
То же самое происходит и с нами. Вначале мы опытно переживаем нечто, но этот опыт может потускнеть, и тогда встают вопросы. Первый вопрос: куда Бог ушел? Но потом мы спрашиваем: был ли Он здесь вообще или это моя фантазия и Бога не было? И тогда становится страшно и одолевает сомнение.
И еще — по поводу молитвенного правила и аскетических подвигов нужно обязательно советоваться со священником, который Вас хорошо знает, с духовником. В духовной жизни неопытный человек может наделать много ошибок, взявшись за то, что ему сейчас не под силу. Это как человеку, который только начал тренироваться, сразу взять большой вес или начать бег на длинную дистанцию. Кто-то выдержит, а у большинства может быть надрыв, вследствие которого, возможно, занятия спортом придется оставить. Так и в духовной жизни очень важна поэтапность, подготовленность и наблюдения опытного человека — священника. В этом случае все будет идти более плавно и не будет ощущения неудобоносимых бремен. С Богом!
Архив всех вопросов можно найти . Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.
На заставке фрагмент фото Giuseppe Milo/www.flickr.com
Введите слово и нажмите «Найти синонимы». Поделиться, сохранить:
Найден 1 синоним. Если синонимов недостаточно, то больше можно найти, нажимая на слова.
Синонимы строкой Скрыть словосочетания
Предложения со словом «по-христиански».
, , рифмы на rifme.net
№ | Синоним, количество | Начальная форма | Частота |
---|---|---|---|
1 | по-христианскому (1) | по-христианский | 0.8 |
Не нашли нужный синоним?
С тем же началом: по-христианскому
С таким же окончанием: не по-христиански
Другие слова на букву п
Синонимы к словам и словосочетаниям на букву:
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Содержание
Поделитесь, если помогло
Наверх На главную
- Средняя частота слова «по-христиански» на миллион употреблений: 1 раз. Количество букв: 14.
- Искалось форм слова по-христиански: 14.
- Поиск занял 0.007 сек. Вспомните, как часто вы ищете, чем можно заменить слово? Добавьте sinonim.org в закладки, чтобы быстро искать синонимы, антонимы и предложения (нажмите Ctrl+D), ведь качественный онлайн словарь синонимов русского языка пригодится всегда.
Случайные слова и фразы: потерпевший крушение, высосанный из пальца, должно статься
Предложите свой вариант синонима к «по-христиански»
Нобелевский лауреат Эли Визель находился в больнице, восстанавливаясь после операции на открытом сердце, когда к нему пришел пятилетний внук. Заглянув в глаза дедушки, он увидел его боль. «Дедуля, – спросил он, – если я буду любить тебя сильнее, тебе станет немного полегче?»1 Сегодня я задам всем нам подобный вопрос: «Если мы будем любить Спасителя сильнее, будем ли мы страдать меньше?»
Когда Спаситель призывал учеников следовать за Ним, они жили по закону Моисееву, стараясь воздавать «око за око и зуб за зуб»2, но Спаситель пришел, чтобы исполнить тот закон Своим Искуплением. Он преподал новое учение: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас»3.
Он наставлял учеников оставить пути плотского человека и перейти на исполненные любви и заботы пути Спасителя, а для этого раздоры нужно заменить прощением, добротой и состраданием. Новую заповедь «любите друг друга»4 не всегда было легко соблюдать. Когда ученики беспокоились, что их сочтут друзьями с грешниками и определенными классами людей, Спаситель терпеливо учил: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне»5. А Пророк из Книги Мормона объяснил: «Когда вы служите ближним своим, вы только служите Богу своему»6.
Как ученики Спасителя в последние дни, мы приходим к Нему, любя детей Бога и служа им. Поступая так, нам, возможно, не удастся избежать скорбей, бед и страданий по плоти, но мы будем меньше страдать духовно. Даже во время испытаний мы можем ощущать радость и мир.
Наши христианские любовь и служение обычно зарождаются дома. Родители, вы призваны быть любящими учителями и миссионерами для своих детей и молодежи. Они – ваши слушатели. На вас лежит ответственность помочь им стать обращенными. Поистине, все мы хотим быть обращенными, то есть преисполненными любви Спасителя.
Когда мы следуем за Иисусом Христом, Его любовь мотивирует нас поддерживать друг друга на нашем земном пути. Мы не можем делать это в одиночку7. Вы уже слышали, как я цитировал поговорку квакеров: «Ты поднимаешь меня, я поднимаю тебя, и мы поднимаемся вместе вечно»8. Как ученики мы начинаем делать это, когда крестимся, демонстрируя свою готовность «нести бремена друг друга, дабы они были легки»9.
«Обуча друг друга учению Царства»10 – это способ любить и служить. Папы, мамы, дедушки и бабушки, мы склонны сетовать на обстановку в мире – на то, что в школе не учат нравственности. Но многое можем сделать мы. Мы можем создавать обучающие моменты в собственных семьях, прямо сейчас. Не давайте им ускользать. Когда появляется возможность поделиться своими мыслями о Евангелии и уроками жизни, бросайте все, садитесь и беседуйте со своими детьми и внуками.
Не стоит волноваться, что мы не профессионалы в преподавании Евангелия. Никакие занятия или руководства не будут столь же полезными, как личное изучение Священных Писаний, молитва, размышления и поиск руководства Духа. Дух будет вести вас. Обещаю вам: вместе с призванием быть родителями приходит и дар обучать тем способом, который будет правильным для вас и для ваших детей. Помните, Божья сила, которая праведно влияет на нас, – это Его любовь. «Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас»11.
Молодежь, вы одни из наших самых сильных преподавателей Евангелия. Вы приходите в Церковь, чтобы учиться, а потому вы можете приходить домой, чтобы учить своих родных, соседей и друзей, а также служить им. Не бойтесь. С верой свидетельствуйте о том, что, как вы знаете, есть истина. Подумайте о том, как растут миссионеры полного дня, преданно живя посвященной Богу жизнью – используя свои время и таланты и принося свидетельство, чтобы служить и благословлять других. Делясь своим свидетельством о Евангелии, вы будете расти в вере и уверенности!
Одни из наших наиболее эффективных актов христианского служения – это регулярное изучение Священных Писаний и молитва с семьей, а также семейные советы. Вот уже более ста лет церковные руководители призывают нас каждую неделю выделять время, когда ничто нам не помешает. Но многие из нас все еще упускают эти благословения. Семейный домашний вечер – это не лекция от мамы и папы. Это наше семейное время для того, чтобы делиться простыми духовными принципами и опытом, помогать нашим детям учиться заботиться и делиться, вместе развлекаться, приносить друг другу свидетельство и вместе расти и развиваться. Если мы каждую неделю проводим семейный домашний вечер, наша любовь друг к другу крепнет, и мы меньше страдаем.
Давайте будем помнить, что самая важная работа, которую мы выполняем в наших семьях, совершается силой Святого Духа. Когда мы в гневе повышаем голос, Дух покидает нас и нашу семью. Когда мы говорим с любовью, Дух пребывает с нами. Давайте будем помнить и то, что наши дети и внуки измеряют нашу любовь тем, сколько времени мы уделяем им. И самое важное, не теряйте терпения и не сдавайтесь!
В Священных Писаниях говорится, что, когда некоторые духовные дети Небесного Отца предпочли не следовать Его плану, Небеса оплакивали их12. Некоторые родители, любящие и обучающие своих детей, тоже плачут, когда их выросшие дети предпочитают не следовать плану Господа. Что могут сделать родители? Мы не можем молитвой забрать чью-то свободу воли. Помните, отец блудного сына, по-родительски ожидавший, когда тот «прид в себя», все время высматривал его. И «когда он был еще далеко», побежал ему навстречу13. Мы можем молиться о руководстве, когда и что говорить и, в некоторых случаях, когда молчать. Не забывайте, что наши дети и родные уже решили следовать за Спасителем в своих предземных обителях. Иногда только их собственный жизненный опыт может снова пробудить эти священные чувства. В конечном счете выбор любить Господа и следовать за Ним должен стать их собственным.
Есть еще один особый способ, как ученики могут продемонстрировать свою любовь к Спасителю. Сегодня я отдаю должное всем, кто служит Господу в качестве опекунов. Как же Господь любит вас! В своем неброском, неприметном служении вы следуете за Тем, Кто обещал: «Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно»14.
Я вспоминаю своего соседа, чья жена страдала болезнью Альцгеймера. Каждое воскресенье он помогал ей одеться для похода в церковь, делал ей прическу и макияж, даже надевал серьги. В этом служении он был примером для каждого мужчины и каждой женщины в нашем приходе, и на самом деле ‒ для всего мира. Однажды жена сказала ему: «Как я хочу увидеть мужа и снова быть с ним!»
Он ответил: «Я и есть твой муж».
А она умиленно сказала: «Очень хорошо!»
Я не могу говорить о заботе, не упомянув особого в моей жизни опекуна, особого ученика Христа для меня, – мою вечную напарницу, Мэри. Она отдает все в сострадательной заботе и любви. Ее руки отражают Его нежное ободряющее прикосновение. Если бы не она, меня бы здесь не было. А с ней я смогу устоять до конца и жить в вечности.
Если вы тяжело страдаете, в одиночку или вместе с другими, убедительно прошу вас позволить Спасителю стать вашим Опекуном. Обопритесь на Его сильную руку15. Примите Его обещание. «Не оставлю вас сиротами; приду к вам», ‒ говорит Он16.
Братья и сестры, если мы еще не вполне соблюдаем все это, давайте еще более полно обратимся к прощению, доброте и любви. Давайте откажемся от войны, которая так часто бушует в сердце плотского человека, и провозгласим заботу, любовь и мир Христа17.
«Если вы пришли к познанию славы Божьей»18, а также «Искуплени, уготованно от основания мира»19, то «не будет у вас мысли причинять вред друг другу, но жить мирно… «И вы не допустите, чтобы ваши дети… преступали законы Божьи и дрались, и ссорились друг с другом… вы будете учить их любить друг друга и служить друг другу»20.
Прямо перед Своим Распятием Спаситель учил Апостолов: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас»21, а «если любите Меня, соблюдите Мои заповеди»22.
Я свидетельствую, что настоящая поза Спасителя – это поза с распростертыми руками, что запечатлена Торвальдсеном в его статуе Христос. Его руки все еще простерты23, призывая нас: «Следуй за Мной». Мы будем следовать за Ним, любя и служа друг другу и соблюдая Его заповеди.
Я приношу свое особое свидетельство о том, что Он жив и любит нас совершенной любовью. Это Его Церковь. Томас С. Монсон – Его Пророк, живущий сегодня на Земле. Я молюсь о том, чтобы мы сильнее любили нашего Небесного Отца и Его Сына и меньше страдали. Во имя Иисуса Христа, аминь.
Противостоять натиску духа времени
Протоиерей Александр Ильяшенко
Несколько лет назад я был в Кронштадте. Через улицу, напротив дома, в котором жил святой праведный Иоанн Кронштадтский, стоял снесенный ныне Андреевский собор. По той же стороне улицы, левее, находится здание гимназии, в которой Иоанн Кронштадтский преподавал Закон Божий. На стене гимназии укреплена мемориальная доска, я подумал, что на ней отражено, что когда-то сам Кронштадтский пастырь там учил детишек. Но ошибся – надпись на доске гласит, что в этой гимназии с 1907 года учился выдающийся советский физик, лауреат Нобелевской премии академик Петр Леонидович Капица.
П.Л. Капица – это ученый, внесший выдающийся вклад в мировую науку, один из основателей физики низких температур и физики сильных магнитных полей. Он из тех, кто составляет гордость отечественной науки.
Первые годы своей жизни Петр Леонидович жил в Кронштадте, ходил по одной улице с отцом Иоанном и наверняка с ним встречался, не мог не встречаться, наверняка его водили в Андреевский собор. Отец Иоанн, может быть, у него не преподавал Закон Божий, ему оставалось прожить год-два, но гимназия была наполнена его духом, и старшие школьники учились у отца Иоанна. Академик П.Л. Капица, несомненно, был человеком нравственным, но свидетельств о том, что он был верующим человеком, мне обнаружить не удалось. Скорее всего, как и многие другие ученые той эпохи, верующим он не был.
Святой Иоанн Кронштадский
Ребенком П. Л. Капица мог видеть и слышать отца Иоанна, казалось бы, детские впечатления очень сильны, но, тем не менее, гигантского масштаба Иоанна Кронштадтского не хватило на то, чтобы противостоять натиску духа времени, отталкивающему людей от Церкви.
Жил великий святой человек, чудотворец, но сколь многие его современники не видели его святости и не принимали его одухотворенных слов. Насколько лукавый дух века сего растлевал и растлевает людские души, насколько общество, утратившее веру, потерявшее Христа – культура, газеты, круг общения, родители, друзья родителей, их дети, – сильное влияние оказывает на своих членов.
Кажется, что в начале XX века всё было направлено на то, чтобы настроить народ, в том числе и лучших его представителей, против Церкви.
В семье должна быть гармония
Сейчас повторяется нечто подобное. Создается впечатление, что лукавый дух вновь победу торжествует. Это проявляется и в негативном отношении к многодетным семьям. Кто говорит, что многодетные «плодят нищету», кто говорит, что многодетным быть модно. Не знаю, на чем основываются подобные утверждения, знаю, что, согласно переписи населения 2010 года, в нашей стране больших семей (более 4-х детей) только лишь 3%.
Разве могут 3% семей оказывать какое-то негативное влияние на нашу страну? А вот позитивное могут. Напомню, что великий ученый Дмитрий Иванович Менделеев и прославленный оружейный конструктор Михаил Тимофеевич Калашников были 17-ми детьми в своих семьях, знаменитый авиаконструктор Сергей Владимирович Ильюшин – 12-м. Ну, а 97% могут своим пренебрежительным отношением оказывать сильнейшее влияние на своих членов, чтобы они и не пытались создавать большие семьи.
Проблема есть, трудности могут быть в любой семье. Почему сводят все только к многодетной семье? Почему обсуждается тема именно большой семьи?
Надо говорить о воспитании детей вообще и об ошибках, которые родители допускают, когда воспитывают детей. Какая разница, много их или мало? Отец Павел совершенно справедливо говорит, что в семье должна быть гармония, основанная на любви. При чем тут большое количество детей? Мы как раз видим, как часто родители и с одним ребенком не справляются. Великий педагог Макаренко говорил, что одного ребенка нравственным человеком могут воспитать только гениальные родители. Где-то проблемы возникают общие, а где-то они строго индивидуальные. И речь идет о нашем внутреннем состоянии: либо мы успешно преодолеваем многие, как правило, типичные искушения, либо мы их не преодолеваем.
Семья отца Александра
Здоровая душа ищет подвига, потому что к подвигу нас призывает Господь
Когда священник говорит, что можно и что нельзя, он говорит не от себя – так нам заповедано благодатной памятью Церкви. Современный прихожанин хочет, с одной стороны, причащаться и причащаться регулярно, а с другой стороны, очень хочет жить комфортно, а поэтому ожидает определенных послаблений. Но Церковь должна высоко держать планку. Если же ее опускать, то где предел, дойдя до которого, необходимо остановиться? И, собственно, уровень задан не нами, а самим Господом Богом, Священным Писанием и Преданием.
В Евангелии есть эпизод, как к Спасителю обращается юноша, который живет благочестивой жизнью, и Спаситель ему говорит: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф.19:21). И юноша отошел от Него опечаленный, потому что он был привязан к своему имуществу.
Причащение – это дар Божий. Когда мы стоим в храме и причащаемся Святых Христовых Тайн, должны мы хоть как-то походить на наших великих предков, хоть как-то соответствовать тем требованиям, которые Господь предъявляет к человеку.
И если ты не хочешь этим требованиям следовать, ну тогда отойди. Вот тот юноша из Евангелия и отошел, он был честный. А мы хотим и того, и другого, так как живем не в I, а в ХХI веке. В древности люди были цельные, даже в своем грехе были цельные, а мы вот такие – раздвоенные, расслабленные, хотим выступать в роли ласковых телят, которые двух маток сосут. Но Церковь говорит, что это не получится, это неправильно, Богу это неугодно.
Люди должны дать себе отчет, что, если они не хотят иметь детей и не могут воздерживаться, тогда для них нужна какая-то особая покаянная дисциплина, и частое причащение для них невозможно, да и не полезно. Какая должна быть покаянная дисциплина, – это очень трудно сказать, это надо решать в индивидуальном порядке, на то есть духовник, и нужно этот вопрос с ним обсуждать.
Если христианин хочет приступать к Христовым Тайнам, необходимо соблюдать покаянную дисциплину, какое-то воздержание, должна быть борьба с самим собой. Если ее совсем нет, и не будет, тогда мы потеряем тот уровень, который хранит Святая Православная Церковь, и это приведет, на самом деле, на грань катастрофы. Тогда как раз и начнется повальный уход людей, особенно молодежи, из Церкви, потому что, как святые говорят, душа каждого человека по природе – христианка, и здоровая душа ищет подвига, потому что к подвигу нас призывает Господь. А если подвига никакого нет, и усилий никаких делать не нужно, тогда и Церковь не нужна. Зачем?
Если с Богом, если по-настоящему, по-христиански нести крест ради Христа и нести его с Ним, потому что в одиночку ни одному человеку это не посильно, тогда такое крестоношение приносит душе свет и радость. А если идешь путем наименьшего сопротивления, не хочешь бороться с собой и преодолевать свои слабости, что очень трудно, – тогда при чем тут Церковь и Христос?
Фото: tatarstan-mitropolia.ru
Чем хуже человеку, тем лучше лукавому
Отец Павел совершенно прав, говоря о любви, – в семье должна быть теплая, искренняя, бескорыстная, самоотверженная любовь. Если ее нет, тогда всё становится не по силам. И церковные, и нецерковные семьи распадаются – вот такое страшное влияние духа века сего. Если мы ему будем потворствовать, значит, будет только хуже, тогда он будет одолевать. Чем хуже человеку, тем лучше лукавому. Нельзя с ним не бороться, он идет до конца. Очень трудно ему противостоять, он тонкий психолог с фантастическим опытом, фантастически могущественный. И бороться с ним в одиночку просто смешно. А перед Богом он бессилен. Если человек с Богом, тогда и перед человеком, укрепленным благодатью Божией, он оказывается бессилен.
В Нагорной проповеди Господь произносит удивительные слова: «Блаженны кроткие, потому что они унаследуют землю». Святитель Николай Сербский эти слова Спасителя прокомментировал неожиданным для нас образом: «Удивительно, почему Спаситель сказал – кроткие. Не воинственные, не агрессивные, не активные, не многочисленные, а кроткие, и они унаследуют землю. Вы посмотрите на русский народ. Посмотрите, какая у него огромная земля! Потому что он кроткий». Это было сказано лет 70 назад. Теперь давайте мы на себя посмотрим. Что мы, кроткие, что ли?
С нашим псевдохристианством, совсем невысокого уровня, потому что оно псевдо, пытаемся о чем-то судить, и ничего доброго у нас не получится.
Разговор сводится к тому, что дайте мне делать то, что я хочу. Не хочу иметь много детей – давайте подгоните мне такой ответ, чтобы я спокойненько мог жить, не напрягаясь, а так, как я хочу.
Недавно я услышал подтверждение слов святителя Николая. Первый митрополит Московский Петр перенес кафедру из Владимира в Москву. Почему-то он выбрал именно Москву, у него ведь было несколько вариантов. Почему? Потому что, когда он посетил Москву в первый раз, его поразила кротость московских жителей. Вот теперь давайте возьмем увеличительное стекло и пойдем искать в Москве кротких людей.
Жить по-христиански очень трудно, гораздо труднее, чем кажется
Тезис «Любая добродетель, которая стала вынужденной, рискует превратиться из добродетели в настоящую беду» я не понимаю, это какое-то недоразумение. Что значит добродетель, которая стала вынужденной? Христианство – это религия свободы. Если ты сам себя загоняешь в угол, значит, ты делаешь неправильный выбор. Тебе можно сочувствовать, можно разбираться с тобой, как ты оказался в углу, и что ты там делаешь? Что за добродетель, если она тебя вынудила? На свои ли силы ты полагаешься, маловерный ли ты, не молишься, не каешься? Значит, где-то ты что-то перепутал, сбился с пути, значит, будучи духовно слепым, ты не туда идешь.
Боюсь, что мы что-то очень важное пропускаем. Жить по-христиански очень трудно, гораздо труднее, чем кажется. И задачи перед нами труднее, чем нам кажется. Кажется, что такого? Раз-два – сделал. Но это все равно, что подойти к роялю с намерением заиграть так же вдохновенно и виртуозно, как Святослав Рихтер.
Совсем недавно мы были в советском далеке, а теперь оказались в Церкви. Так это колоссальный путь – от жизни нецерковной к жизни одухотворенной, и мы все, в подавляющем большинстве, находимся только в самом-самом начале пути. Да и то, многие даже с этого начального пути сбиваются, идут куда-то не туда. Получается, что мы – общество, которое блуждает в потемках, и каждый при этом считает, что раз он несколько книжек прочитал, в церковь походил, то он уже чего-то знает и живет духовной жизнью. Нет, всё оказывается гораздо сложней. Гораздо сложней.
Можно говорить правильные слова, и имя Божие к месту употреблять, и о любви говорить тоже к месту, но не решить проблему, потому что она в другом. Если мы берем какую-то, пусть болезненную, пусть острую проблему, но если мы ее вырываем из контекста и пытаемся решить ее саму по себе – боюсь, мы загоняем сами себя в угол, потому что так она не решается. Если сосредоточить усилия на поиске главной проблемы, ключевой точке – как быть христианином в современном мире, как жить по воле Божией, как нам вместе строить христианскую жизнь – тогда, наверное, мы подойдем к решению всех других, совсем непростых проблем.
Записала Тамара Амелина