В своем «Толковании на Евангелие от Матфея» преподобный Иустин (Попович) пишет: «Материя представлена в человеческом теле, без сомнения, самым загадочным, таинственным и сложным образом… Очевидным доказательством этого является то, что Бог-Слово стал плотью, вочеловечился (Ин. 1:14). Тем самым материя была удостоена божественного величия и вошла в благодатно-добродетельный подвиг обогочеловечения».
Бог стал плотью, вочеловечился, чтобы, став человеком, все тело приняло в себя Бога, исполнилось Его чудотворных сил и мощи, преобразилось, освятилось, воскресло, вознеслось к надхерувимской славе и вечности. И все это бывает через Богочеловеческое Тело Церкви, которая и есть Богочеловек Христос во всецелой полноте Своей Богочеловеческой Личности, полноте «Наполняющего все во всем» (Еф. 1:23). Этой Богочеловеческой Своей жизнью в Церкви тело, как материя, как вещество освящается Духом Святым. Так, материя постигает свой высший Божественный смысл и цель, свое вечное блаженство и свою богочеловеческую бессмертную радость.
«Святость святых, святость их души и их тела, — пишет в другой своей работе прп. Иустин, — имеет своим источником их ревностную благодатно-добродетельную жизнь в богочеловеческом теле Церкви Христовой. Таким образом, святость охватывает всю целокупную личность человека: всю душу и тело, все, что входит в таинственное устройство человеческого существа. Святость святых не содержится только в их душе, но неминуемо распространяется и на их тело, у святых святы и душа и тело».
По учению Православной Церкви, благочестиво почитая святых, мы почитаем их целокупную личность, не разделяя их при этом на святую душу и святое тело.
Отсюда и благочестивое почитание мощей святых — естественная составная часть благочестивого почитания и молитвенного призывания святых. Все это составляет единый неделимый подвиг, так же, как душа и тело составляют единую неделимую личность святого. За время своего земного бытия святой целостной жизнью своей души и своего тела достигает святости своей личности, наполняет благодатью Святого Духа и душу, и тело и так претворяет их в сосуды Святых Таин и святых добродетелей. Поэтому вполне естественно воздавать благочестивое почитание и тому и другому сосуду Божией благодати. Ведь благодатная сила Христова проницает, облагодатствует все составные части человеческой личности и всю личность как целое. Непрестанными евангельскими подвигами святые постепенно исполняются Духа Святого, так что и святые тела их становятся храмами Святого Духа (1Кор, 6:19; 3:17).
В переводе с греческого слово «мощи» означает «останки», т. е., все, что осталось от человеческого тела после его смерти. История Церкви говорит нам, что мощами всегда именовались и среди верующих благоговейно почитались останки святых мучеников, великих подвижников не только с сохранившейся в большей или меньшей степени и присохшей к костям плотью, но и всякие останки, т. е. просто кости и даже пепел от них.
И хотя само по себе нетление тела еще не может быть доказательством святости умершего человека (напр., если оно находилось в специфических природных условиях, которые не дают телу тлеть), тем не менее такое нетление плоти в большей или меньшей степени было обнаруживаемо иногда и при открытии мощей святых угодников Божиих.
В творениях святых отцов Христианской Церкви мы находим троякое основание для установления почитания святых мощей тех или других угодников Божиих.
Останки святых оказывают сильное религиозно-нравственное воздействие на душу человека, служат живым напоминанием о личности святого и возбуждают верующих к подражанию его благочестивым подвигам.
Иоанн Златоуст говорит: «Вид гробницы святого, проникая в душу, и поражает ее, и возбуждает, и приводит в такое состояние, как будто сам лежащий во гробе молится вместе, стоит пред нами, и мы видим его, и таким образом человек, испытывающий это, исполняется великой ревности и сходит отсюда, сделавшись иным человеком».
Гробницы мучеников и подвижников веры и благочестия в Церкви Христовой всегда производили неотразимое, сильное, могучее впечатление на всех верующих и чтущих их святую память.
Почитание мощей в Церкви Христовой имеет также литургическое значение.
Земная и Небесная Церковь соотносятся друг с другом как общение любви, и одним из выражений такого общения Церкви земной и Небесной является молитва, венец которой составляет возношение Святой Евхаристии. Мощи святых и являются залогом их участия в наших молитвах. Вот почему древняя Христова Церковь преимущественно совершала Евхаристию на могилах мучеников, причем самые гробы их служили престолом для Таинства. Когда гонения ослабевали, христиане спешили воздвигнуть храм над усыпальницей мученика. Здесь у останков мученика особенно живо чувствовалось его невидимое присутствие. Поэтому и самый храм в честь мученика назывался его «домом», «жилищем», а сам мученик — его домовладыкой.
К концу VII века обычай совершать Евхаристию только на мощах мучеников сделался уже почти узаконением: Франкский Собор постановил, что престол может быть освящен только в церкви, в которой есть мощи святых. А Вселенскую веру Церкви о благочестивом почитании святых мощей подтвердили богоносные отцы Седьмого Вселенского Собора своим постановлением — в Правиле 7 Собора говорится: «Аще которые честные храмы освящены без святых мощей мученических, определяем: да будет совершено в них положение мощей с обычною молитвою». С этих пор введены повсюду в храмах антиминсы, в которые обязательно влагаются частицы святых мощей и без которых невозможно совершение Таинства Евхаристии.
Таким образом, в каждом храме обязательно есть мощи святых, и эти мощи, по вере Церкви, служат залогом присутствия святых при богослужении, их участия в наших молитвах, их предстательства пред Богом, подкрепляющего наши молитвы.
Третьим основанием для почитания святых мощей служит учение Православной Церкви о мощах как носителях благодатных сил.
Это основание стоит в связи с самыми глубокими догматами православной веры, с догматами Воплощения и Искупления. Благодать преподается человечеству также чрез посредство тех или других святых людей, которые и при жизни своей творили чудеса, и по смерти сообщили эту чудотворную силу своим останкам. Прежде всего Сам Христос как Бог излил Духа Святого на Свое тело, и оно, само по себе не способное творить чудеса, все было проникнуто животворящими силами Божества. Поэтому многие чудеса Свои Богочеловек совершал чрез посредство Своего тела: простерши руку, коснулся прокаженного (Мф. 8:3), взявши тещу Петра за руку, поднял ее и исцелил от горячки (Мф. 8:14-15), прикосновением исцелил глухонемого (Мк. 7:32-36), брением отверз очи слепорожденному (Ин. 9:6), поднял за руку умершую дочь Иаира (Мф. 9:25), прикоснулся ко гробу наинского юноши и воскресил его (Лк. 7:14-15).
Зная чудодейственность тела Христова, народ всегда теснился ко Христу, чтобы прикоснуться хотя бы только к одежде Его (Мк. 3:10); так чрез прикосновение только к краю одежды Спасителя получила внезапно исцеление жена, страдавшая кровотечением целых 12 лет (Лк. 8:43-46). «Само тело Христово, — говорит святой Кирилл Иерусалимский, — было животворно, ибо было храмом и жилищем Бога Слова…». Поэтому и мы в настоящее время соединяемся с Божеством Христа, вкушая Его Тело и Кровь во оставление грехов и в жизнь вечную в Таинстве Евхаристии.
Но Христос есть Глава обновленного человечества. Чрез Его воплощение Божество соединилось со всей человеческой природой, со всем родом человеческим, а потому люди, достойные стать храмом Божиим, делаются до некоторой степени причастниками и Божественной Его славы (1Кор. 3:16). Святой Григорий Богослов говорит: «Ум человека подобен зеркалу. Если он обращен к Богу, то и тело, это зеркало зеркала, подчиняясь уму, носит в себе отблеск его Божественной красоты». Если святой апостол Павел тело каждого христианина именовал храмом живущего в нем Духа Божия (1Кор. 6:19), действия Которого могут быть в обыкновенных людях более или менее сокровенными, то в святых эти действия могут проявляться с особенно разительною силою… «Как огонь входит во все поры раскаленного железа, — говорит преподобный Макарий Египетский, — так и Дух Святой всецело проникает Своею силою и душу, и тело святого. Но это не воплощение и по существу, и по силе облагодатствования. Во Христе при двух естествах (Божеском и человеческом) единая ипостась Божеская; в святых же сохраняется человеческая ипостась… Христос — плотоносный Бог, а святые — богоносные или духоносные люди».
Вследствие такого тесного соединения с Богом святые становятся носителями чудотворной силы, действующей чрез посредство их тела. Божьей силой Илия пророк заключил небо, Моисей разделил Чермное море, простерши над ним жезл свой, пророк Елисей воскресил умершего мальчика (4Цар. 4:34-35); апостол Петр исцелил хромого от рождения (Деян. 3:6-8) и восставил расслабленного Енея, восемь лет прикованного к одру болезни, именем и силою Иисуса Христа (Деян. 9:33-34). И эта сила Христова до того присуща была святому апостолу Петру, что даже и тень его, осенявшая болящих, чудодейственно исцеляла их от болезней (Деян. 5:15).
Благодатные силы, действующие чрез тела святых при их жизни, продолжают действовать в них и после смерти.
На этом именно и основывается почитание святых мощей как носителей благодати. Ради Духа Святого и праведных душ человеческих, когда-то обитавших в телах святых мужей и жен, самый прах и кости их сохраняют свою чудодейственную силу. Умерший, прикоснувшийся к костям пророка Елисея, ожил и встал на ноги (4Цар. 13:21). И это для того, чтобы показать, что в тело святых, когда и нет в нем души, вложена бывает некая сила, ради многие годы обитавшей в нем праведной души, которой служило оно. «Мертвые святые, — говорит преподобный Ефрем Сирин, — действуют, как живые: врачуют больных, изгоняют демонов, ибо в святых останках всегда находится благодать Святого Духа». Иоанн Златоуст говорит: «Не говори мне о прахе, не представляй пепла и истлевших от времени костей святых, но открой очи веры и посмотри на присущую им силу Божию».
Поэтому почитание останков святых в верованиях Церкви связано с коренными истинами православной веры и что основанием для такого почитания мощей служит не их нетление, а присущая им благодатная сила Божия. Точно так же основанием и для канонизации святых служит не нетление их останков, а разительное проявление Духа в святости их жизни и в чудотворениях от их мощей. Вот почему Православною Церковью причтены были к лику святых некоторые подвижники веры и благочестия, мощи которых не открыты и до сих пор и о нетлении которых мы совсем ничего не знаем, но которые известны были своею святою жизнью и по смерти оказывали чудесную помощь с верою обращавшимся к ним.
Таким образом, наличие нетления останков умершего не может считаться необходимым признаком его святости, равно как и тление тела не есть признак беззакония. По свидетельству церковной истории, встречались и встречаются нетленные тела некоторых усопших, которые при отсутствии чудотворений не признавались и не признаются, однако, за мощи святых угодников Божиих.
Но, принимая на себя право при наличии чудотворений причислять того или другого подвижника веры и благочестия к лику святых, Церковь всегда относилась к свидетельским показаниям о чудесах с чрезвычайной осторожностью: обследовала беспристрастно и с полным вниманием все показания, и только после неоспоримых данных известный подвижник причислялся к лику святых.
В значительные моменты своей жизни каждый православный человек стремится приложиться к святым мощам угодников Божиих, веря и уповая, что через них и от них он получит Божественную благодать, которая исцеляет разные болезни, как душевные, так и телесные.
Святые мощи угодников Божьих с самого основания Церкви Христовой являются бесценным даром нам, грешным, для укрепления в вере, для того чтобы и наша жизнь стала светильником перед Богом и окружающими нас людьми.
Так, если говорить, например, о нашей Святой Киево-Печерской Лавре, то на протяжении всей ее истории собиралось множество свидетельств, подтверждающих дерзновение Печерских святых пред Престолом Божиим.
Часто эти чудеса по смирению, или каким-либо другим причинам скрывались. Поэтому буквально по крупицам люди собирали свидетельства очевидцев, соприкоснувшихся с милостью Бога, Дивного «во святых Своих» (Пс. 67:36). На святых угодниках Божиих исполнились слова Господни: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Ин.14:21). По этой причине, по словам прп. Иоанна Дамаскина, святые «сделались сокровищницами и чистыми жилищами Бога». Почитая святые мощи, мы поклоняемся Духу Святому, Который почивает в телах святых как в храме (1Кор. 6:19).
Архимандрит Филипп (Бондарь). Печерский Благовестник #1/2019
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Киево-Печерская Лавра – колыбель русской святости. Божия благодать вот уже много веков изливается здесь в преизбытке. Святые старцы Киево-Печерские, стяжавшие дар чудотворения и исцеления, отзываются на горячую молитву к ним и просьбы о помощи. И идут люди к Ближним и Дальним Пещерам, где почивают мощи святых старцев, со своими скорбями.
Истории исцелений и иной помощи святых Киево-Печерских, совершённых в последние несколько лет, были собраны в брошюру, которая ждет публикации. Это лишь малая толика чудес – те, о которых исцелившиеся и ощутившие помощь решили поведать, приехав еще раз в Лавру – теперь уже чтобы отблагодарить Господа и Его Преподобных.
Предлагаем нашим читателям перевод брошюры с украинского языка на русский.
Исцеление от рака
Девочка Дарья. Рак крови и костного мозга (2008). 12 лет. Молились в Киеве в Киево-Печерской Лавре. Взяли миро от святых Мироточивых глав. Практический каждый день читали акафист преподобным отцам Печерским. С таким диагнозом дети в онкологическом диспансере умирали. Все.
Даша перенесла сильнейшую химиотерапию и пересадку костного мозга. Поправилась. Сейчас 2014 год. Собирается замуж. Искушений много, но всё преодолевается с молитвой.
Слава Господу Богу, отцам преподобным Печерским и Матери Божией!!!
Р.Б. Дарья,
г. Микашевичи (Республика Беларусь)
Исцеление от опухоли
В 2000 году у меня на лице была опухоль. Промыслом Божиим я ходил на молебны в Дальние Пещеры, которые проводились раньше в пещерном храме преподобного Феодосия Печерского в 13:00. После молебна о. Василий нас помазывал маслом (миром) от главы священномученика Климента. Через неделю после этого опухоль исчезла.
Генерал-полковник казачества Запорожского
Владимир Тимонин
Исцеление глаз
Я помазала глаза святым маслом от Мироточивых глав. Врачи сказали, что разрывы на сетчатке стали рубцеваться и операция уже не нужна!
Мне поставили диагноз: разрыв сетчатки обоих глаз. Сказали, что срочно требуется делать операцию (15 октября). В Рождественский пост в Дальних Пещерах меня пособоровали, и отец-пещерник благословил мне святое масло от Мироточивых глав. Я помазала глаза святым маслом, и через месяц врачи сказали, что разрывы на сетчатке стали рубцеваться и операция уже не нужна!
Исцеление от бесплодия
Был болен папилломо-вирусной инфекцией мочеполовых путей с высоким риском бесплодия (поражение на 80%). После перенесенных двух операций и курса терапии иммуностимулятором, которые не принесли должного эффекта, в марте 2013 года с поклонением и молитвой я обратился за помощью к преподобным отцам Печерским. После этого симптомы стали пропадать.
7 февраля 2014 г. родилась дочь!!!
Р.Б. Вячеслав,
г. Киев
Исцеление от пьянства и исцеление колена
В 2010 году привела меня Богородица работать в Киево-Печерскую Лавру водителем. Сразу я начал ходить к святым мощам преподобных прикладываться и молиться. У меня была проблема с выпивкой (пьянствовал) и тяжелая форма водянки (собиралась вода в колене, ходить не мог). Врачи говорили, что необходима операция на колене. Помазал елеем от Мироточивых глав, и милостью Божией всё прошло.
Выпивку теперь не употребляю. Вода с колена ушла. Прошло три года. Аминь.
23.12.2013
Юрий
Мироточивые главы в Дальних пещерах Киево-Печерской лавры
Исцеление от нечистого духа
Р.Б. Скворцова Нина Ивановна. В четвертый раз приезжаю из Крыма, из г. Симферополь. В прошлый мой приезд, когда я посетила Дальние Пещеры, то возле Мироточивых глав со мной стало происходить нечто странное: меня «ломало», внутри кто-то кричал, что убьет меня. Я задыхалась. Все это происходило в течение 10–15 минут. Возле меня стоял человек и молился. Затем у меня закружилась голова, и я как бы потеряла сознание. Потом потекли слезы. Душу и сердце окутало тепло благодати. Такого состояния я не испытывала раньше. Хотелось сохранить это. На второй день я опять подошла к главам. В этот раз Господь сподобил приложиться непосредственно к открытым главам. Ничего подобного, что происходило со мной в предыдущий день, уже не было.
Слава Богу за все!!!
Р.Б. Нина,
Крым, г. Симферополь
Исцеление
У отца архимандрита Давида была операция на голове. Протоиерей Иоанн Волощук помазал его маслом от Мироточивых глав отцов Печерских. На следующий день шрамов на голове практически не было видно.
Отец Давид – игумен монастыря Святой горы в штате Флорида.
21 сентября 2013 года
Исцеление от эпилепсии
Моему племяннику Игорю 1997 г.р. с шестилетнего возраста поставили диагноз «эпилепсия». Когда малышу исполнилось 6 лет, на глазах у мамы с ним произошел первый приступ эпилепсии. До 2010 года приступы продолжались с разной периодичностью. Ребенка поставили на учет как «инвалида детства». По воле Божией оказались в Киево-Печерской Лавре. Пошли в Дальние Пещеры. Подойдя к Мироточивым главам, ощутили трепет в душе, волнение. Мы не могли отойти от врат. Вскоре подошел отец пещерник. Слезно и с волнением мы рассказали про нашу беду. Господь услышал наши молитвы. Батюшка открыл врата, за которыми находились Мироточивые главы. Мы к ним приложились. Батюшка провел с нами беседу о православной жизни, дал послушать диски с беседами и поучениями. В дорогу дал нам маслице от Мироточивых глав.
Сегодня мы благодарим Господа Бога, отцов Печерских за исцеление отрока Игоря. На сегодняшний день приступов нет, снят с учета «инвалид детства». Слава Богу за всё!
Екатерина,
г. Первомайск, Харьковская обл.,
20.07.2014
Исцеление ноги (сахарный диабет)
Благодарю Господа и всех отцов Печерских за Божию милость. Они исцелили мою маму. У нее сахарный диабет, и врачи сказали, что необходима операция по удалению ноги. По воле Божией нам попало маслице от Мироточивых глав, помазали на ночь больную ногу, а утром все прошло. Нога стала здоровой. Врач сказал, что резать не надо.
Благодарю Бога и всех преподобных Мироточцев за оказанную Божию милость. За исцеление.
В пещерах Киево-Печерской лавры
Исцеление
Я, мама отроковицы Марии 27.09.2000 г.р., приехала поблагодарить святых Печерских отцов за исцеление моей дочери.
Люди, верьте, просите – и по вере вашей вам будет дано!
С самого рождения Марии ставили диагноз астигматизм, зрение постоянно ухудшалось. Проблемы ЖКТ нас постоянно мучили. Мы регулярно проходили обследование в больнице и каждый год ездили в санаторий. Проездом через Киев (ехали в очередной санаторий) бабушка привела в Дальние Пещеры. Подойдя к Мироточивым главам, отойти от них уже не смогли. Чувствовали силу и благодать, слезы текли из глаз, душа трепетала. Стоя на коленях, бабушка с внучкой просили у Господа Бога, чтобы приложиться к Мироточивым главам. Господь услышал их молитвы. Пришел монах, который открыл врата, и они приложились к Мироточивым главам. Проходя очередной медосмотр, я узнала, что зрение у дочери восстановилось на 100%, состояние ЖКТ улучшилось.
Слава Богу за все!!! Люди, верьте, просите – и по вере вашей вам будет дано!
Виктория,
г. Харьков
Исцеление увеличенной щитовидной железы у младенца
У Мироточивых глав получила исцеление моя дочь – младенец Дарья. У дочери была увеличена щитовидная железа. Перед тем, как начать лечение, решили попросить помощи у Бога. В Киево-Печерской Лавре два раза приложились к святым Мироточивым главам и мазались святым маслом от Мироточивых глав. Через две недели сходили на УЗИ, врачи сказали, что всё в порядке, как будто ничего не было.
Слава Богу за все!!!
Молдавия, г. Бельцы
Исцеление язвенной болезни
В 2008 году я попал в больницу с язвенным кровотечением и 50% потерей крови. Врачи провели переливание крови, но мое состояние продолжало ухудшаться. Я попросил знакомого монаха принести масло от Мироточивых глав и начал принимать освященное масло внутрь, капая его на хлеб. С этого времени процесс поправки ускорился. Я полностью восстановился после 50% потери крови за два месяца.
Исцеление глаз
Образцова Наталия Викторовна (1.12.1986 г.р.). Осенью 2011 года случилось обострение болезни глаз. Лечение проходила в Центре микрохирургии глаза, у врача стационарного отделения. Окончательный диагноз не был установлен, потому что при каждом следующем осмотре врач ставил другой диагноз (коньюктивит, блефарит, воспаление глазного яблока). Во время последнего осмотра выявили потемнение роговицы глаза (парус). Собрался консилиум врачей. Врач сказала, что за 25-летний опыт работы это был второй такой случай. Лечение включало в себя ряд процедур: физиопроцедуры, антибиотики (4 поколения), уколы. Результата не было. После этого прозвучали такие слова: «Медицина бессильна… Мы использовали все возможные и известные средства…» Порекомендовали обратиться к «бабке». Хотя мы в то время с мужем не были особенно «сильны в вере», все же решили обратиться в Православную Церковь. В Лавре мы встретили молодого послушника, который посоветовал нам обратиться к отцу пещернику за советом и за святым маслом от Мироточивых глав.
Монах провел с нами серьезную беседу и сказал, что без веры и без молитвы само масло вам не поможет. Но после этого отвел нас к Мироточивым главам и дал возможность приложиться к ним и помазал глаза святым маслом.
На следующее утро мы с мужем заметили, что воспаление полностью прошло (глаза были ясные, не «пекло», я могла смело смотреть на свет). В этот же день я пошла к врачу. Какой же был у нее удивленный взгляд!!! Она начала меня расспрашивать: что мне помогло? что дало такой результат? что последнее из ее назначений я принимала? Я ответила, что последние три дня вообще никаких лекарств не принимала, а прибегла к помощи Православной Церкви и хожу третий день в Дальние Пещеры Киево-Печерской Лавры, молюсь, слезно прошу у Господа прощения и помощи.
Мой муж, а он вырос в семье врачей, тоже пересмотрел свой взгляд на жизнь. После этого мы начали читать утренние и вечерние молитвы, ходить в церковь на все большие праздники, причащаться и исповедоваться.
Благодарим Господа за то, что привел нас к вере, в Лавру.
Спаси Господи!
Помощь в работе (деньгах)
По молитвам преподобного отца нашего Арсения Трудолюбивого неоднократно получал дополнительный заработок, поскольку основной зарплаты на семью из четырех человек не хватало. Иногда после посещения Пещер и молитвы к преподобному Арсению заработок оказывался в несколько раз больше, чем я рассчитывал.
Преподобный отче Арсение, моли Бога о нас!!!
Исцеление от рака
Меня зовут Ираида. Мне 55 лет. 21.03.2012 г. мне поставили диагноз «серометра», этот диагноз позже подтвердили в НИИ ПАГ и в Институте рака. Все специалисты рекомендовали сделать операцию. В конце марта я пришла в Дальние Пещеры Киево-Печерской Лавры, и Господь управил так, что я приложилась к Преподобным и Мироточивым главам. С тех пор моя жизнь изменилась, я стала прихожанкой Киево-Печерской Лавры. По благословению владыки Павла заказала молебен о здравии святому Агапиту, молебен служил отец Филипп. Отец Елевферий соборовал меня в апреле 2013 года.
В конце мая 2013 года я срочно улетела к больной маме (ей 83 года, она упала и находилась в тяжелом состоянии). Я пригласила священника, ее исповедовали, причастили и пособоровали, а через неделю освятили дом. И, Божией милостью, мама через два месяца поднялась и ходит. Врачи были очень удивлены, доктор сказал: «Вы у нас первая, кто поднялся после такой травмы и ходит».
Слава Богу за все!!! Когда через несколько месяцев отсутствия в Киеве я вернулась и в конце сентября сходила на очередную консультацию, оказалось, что «серометры» нет. По молитвам к преподобным Печерским Божией милостью я получила исцеление.
Слава Богу за Его великую милость ко мне и моей маме Пелагее. Слава Богу за всё!!!
Ираида
17.11.2013
Исцеление от СПИДА
Записано со слов работницы Лавры Людмилы:
Р.Б. Н. приходил молиться к Преподобным в Пещеры Киево-Печерской Лавры. Н. был болен СПИДом
«Р.Б. Н. приходил молиться к Преподобным в Пещеры Киево-Печерской Лавры. Н. был болен СПИДом. Из-за этой болезни он лишился всего: семьи, работы, друзей – и никому не был нужен. В Пещеры он ходил молиться в течение трех лет, и однажды, молясь возле одной из икон, почувствовал, что с него как будто снимается, слезает какая-то пленка. Через некоторое время он узнал, что больше не болен, СПИДа у него не обнаружили».
Исцеление от рака
Отец с дочкой приехали из Африки (когда-то эмигрировали из Украины). Дочь (возрастом около 25 лет) была больна раком. Лечение не помогало. Кто-то посоветовал приехать в Киево-Печерскую Лавру на Украину. В Крестовоздвиженском храме на службе она сидела на стульчике, так как сил стоять уже не было. Вид был очень неважный, силы были на исходе. Узнав причину ее плохого состояния, клирик храма посоветовал заказать молебен возле мощей преподобного Агапита. Хотя уже все расходились, молебен, пожалев умирающую девушку, отслужили. Отец и дочь вернулись в Африку. Через месяц они вновь приехали в Лавру. Девочку было не узнать, она была здорова и полна сил. Получила полное исцеление.
Вход в Ближние пещеры
Помощь от захвата квартиры. Исцеление
Человек, который угрожал, занимался колдовством. С молитвой обратилась к преподобному Титу Воину
Р.Б. Фотиния неоднократно получала помощь в исцелении и житейских нуждах. В 2013 году была угроза захвата квартиры. Человек, который угрожал, занимался колдовством. С молитвой обратилась к преподобному Титу Воину (мощи почивают в Дальних Пещерах). Его предстательством избавилась от этой напасти.
По молитвам к преподобному Агапиту Печерскому дважды получила исцеление от рака. В 2000 году и в 2013-м. Помазываясь маслом от Мироточивых глав, и сейчас получаю исцеление колен, плеч, локтей.
Благодарю Господа Вседержителя и преподобных отцов Печерских.
Р.Б. Фотиния,
г. Киев, Харьковское шоссе,
2014 г.
Исцеление от рака
Мой отец болел раком. Долгое время – где-то полгода – лечился. Улучшения не наступало. Отец вместе с матерью приехали в Киево-Печерскую Лавру поклониться преподобным Печерским в Ближние и Дальние Пещеры. Посетили Голосеевскую пустынь. Молились всем святым. После возвращения домой родителей отец пошел на очередную химиотерапию. После проверки УЗИ там ничего не нашли!!!
Попович Виктор Владимирович,
Черновицкая область, с. Кливодин
Деторождение
Р.Б. Татьяна 10 лет не могла зачать дитя. После посещения Ближних Пещер, где молилась младенцу Иоанну, зачала дитя
Р.Б. Татьяна 10 лет не могла зачать дитя. После посещения Ближних Пещер, где молилась младенцу Иоанну, зачала дитя.
Исцеление почек
Р.Б. Владимир лежал в больнице. У него 11 дней не работали почки. Жена его приходила и молилась преподобному Агапиту. Чудом заработали почки.
2014 г.
Галерея между Дальними и Ближними пещерами
Обретение профессии
Р.Б. Денис долго искал себя, менял работу, жена его Катерина молилась в Дальних Пещерах. Денис стал известным ювелиром.
2014 г.
Освобождение заключенной
Р.Б. Жанна молилась в Дальних Пещерах о том, чтобы заключенную выпустили из тюрьмы. Через неделю ее выпустили.
2014 г.
Помощь в суде
Р.Б. Нина молилась в Дальних Пещерах, прикладывалась к Мироточивым главам, просила, чтобы ее фирма выиграла суд (дело было сложным, шансов никаких). Через неделю фирма выиграла суд.
2014 г.
Поступление в аспирантуру
Р.Б. Галина молилась, чтобы ее сын поступил в аспирантуру на бюджет. Было всего два места, шансов никаких. В Дальних Пещерах молилась возле святых глав, в Ближних Пещерах просила Нестора Летописца. Ее сын Михаил поступил в аспирантуру.
2014 г.
Замужество
Р.Б. Жанна просила святых в Дальних Пещерах о замужестве. Долго не могла выйти замуж. Через полгода встретился мужчина, с которым они обвенчались.
Помощь в трудоустройстве
Р.Б. Ирина очень хотела поменять работу. Искала год, не могла найти. После посещения Дальних Пещер молилась возле Мироточивых глав. Через неделю нашла очень хорошую работу.
2014 г.
Помощь в работе
Р.Б. Катя на своей работе не могла понять, для чего она работала два года: проделанная работа была без смысла. Первый раз пошла в Пещеры. В этот же день выяснилось, что Украина заняла первое место в мире по ее работе. Катя стала верующей. Особенно часто стала ходить в Пещеры.
2014 г.
Помощь в суде (жилищный вопрос)
15 октября 2013 года накануне суда я пришла к Мироточивым главам, чтобы попросить у преподобных молитвенной помощи о возвращении мне жилья. Перед началом рассмотрения дела я зачитала мировое соглашение между мною и моим бывшим супругом. Но судья, выйдя на совещание, вернувшись, сказал, что начинает рассматривать мой судебный иск. Тогда адвокат моего бывшего мужа вскочил и начал требовать, чтобы выключили микрофон, и судья сказал, как можно приостановить это дело. Дело закрыли без рассмотрения (в случае невыполнения моим бывшим мужем договоренности я имею право еще раз подать в суд). Об этом законе не знал даже мой адвокат с 30-летним стажем. Теперь у меня вопрос решается гораздо лучше, чем я просила. Мой адвокат вообще не верил, что можно выиграть этот процесс, а священники и монахи, к которым я обращалась за молитвой и помощью, говорили, что шансов в лучшем случае 50 на 50. Так как дело очень сложное.
Дивен Бог во святых Своих.
Р.Б. Людмила,
Киев,
22.07.2014 г.
Исцеление
Мы стали регулярно приходить к святым Мироточивым главам. И за два месяца онкомаркер пришел в норму
У нашей дочери обнаружили раковую опухоль (10 х 11 см) – нейробластому. Ей было 1 год и 3 месяца. Наша семья была невоцерковленной. Ходили в храм два раза в год. После болезни дочери вся наша жизнь изменилась. Мы стали постоянно ходить в храмы, святые места. Опухоль начала уменьшаться, а потом мы стали регулярно приходить к святым Мироточивым главам. И за два месяца онкомаркер пришел в норму. Опухоль сильно уменьшилась. Спасибо Господу за всё. За Его милость. Благодарим и всех святых за исцеление нашего ребенка!!
Юлия,
г. Киев,
19.07.2014
(Окончание следует.)
В подготовительную к Великому посту Неделю о мытаре и фарисее богослужения в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре возглавил Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий.
Накануне вечером Священноархимандрит Святой Печерской обители совершил всенощное бдение в Трапезном храме преподобных Антония и Феодосия Печерских. Блаженнейшему Митрополиту Онуфрию сослужили митрополиты: Вышгородский и Чернобыльский Павел, Луганский и Алчевский Митрофан, Бориспольский и Броварский Антоний, архиепископ Бучанский Пантелеимон, епископы Барышевский Виктор и Белогородский Сильвестр, братия и гости монастыря в священном сане.
В сам воскресный день Предстоятель Украинской Православной Церкви в сослужении Наместника Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры митрополита Павла, преосвященных архипастырей и духовенства возглавил Божественную Литургию в том же храме.
После чтения Евангелия Первосвятитель обратился к пастве со словом проповеди, в котором напомнил, что «этот воскресный день является второй подготовительной Неделей к Великому посту», после чего рассказал о предлагаемой сегодня за богослужением Святой Православной Церковью притче о мытаре и фарисее.
«Господь научает нас правильной молитве, — сказал Блаженнейший Митрополит Онуфрий, — фарисей молится благодарственной молитвой, но его молитва была неприятна Богу. Почему? Потому что он допустил две ошибки: он осудил других людей, а судить людей может только Бог, а также присвоил себе то, что принадлежит Богу. Он в действительности не был грабителем, оскорбителем, прелюбодеем, но эти достоинства ему даровал Бог, а не он сам их заслужил. Фарисей присвоил себе эти заслуги. Поэтому в благодарственной молитве мы кроме себя не должны никого осуждать и не должны присваивать себе ничего из того, что принадлежит Богу.
Мытарь молился покаянной молитвой, там не было ни похвал, ни воспоминаний о каких-либо достоинствах, он не имел оправдания перед Богом.
Он просто осознавал свои грехи и просил Бога быть милостивым к нему грешному. И эта молитва была приятней Богу, нежели молитва фарисея.
Мы приближаемся к Великому посту, а молитва является самым эффективным средством, с помощью которого возобновляется гармония в человеческой душе. Самая полезная молитва для возобновления этой гармонии — это есть молитва покаяния, когда мы вспоминаем свои недостатки, свои просчеты, свои ошибки и осуждаем себя за это, прося Бога помиловать. Человек, который способен это сделать, способен к духовному совершенству и возобновлению в себе Божественной гармонии, той гармонии, которая несет человеку настоящие мир, счастье и радость».
Также Предстоятель напомнил о важности постоянной покаянной молитвы не только во время поста, но и во все время года. «”Бог гордым противится, а смиренным дает благодать” (1Пет. 5:5).
Поэтому самая лучшая молитва покаяния — молитва без самооправдания.
Если мы так молимся, то Бог будет с нами, будет наполнять нашу душу Своей силой и благодатью, и мы в будущем веке сподобимся наслаждения вечной жизнью со святыми во Христе Иисусе, Которому слава ныне и присно и во веки веков!» — пожелал всем в заключение Блаженнейший Владыка.
По окончании Литургии было пропето славление перед иконой Сретения Господня, после чего Блаженнейший Владыка еще раз поздравил всех с великим праздником и призвал на паству Божие благословение.
Раннюю Божественную Литургию в Крестовоздвиженском храме Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры возглавил блюститель Ближних пещер архимандрит Иеремия в сослужении братии обители и ее пострижеников, прибывших разделить радость общей молитвы в древней обители.
После запричастного стиха иеродиакон Иннокентий прочел проповедь, в которой на основании евангельской притчи рассказал о двух главных духовных состояниях людей, приходящих в Церковь.
«Фарисей, ослепленный не грехом, а своей мнимой праведностью, считал, что имеет право предстоять Богу и в своей молитве перечислять свои добродетели, а других людей унижать, — напомнил насельник Лавры. — Он так и не понял, что закон может быть исполнен до конца, но человек может так и не возродиться духовно к любви и к тайне благодати через нее.
И мытарь, который вдруг ощутил, осознал святость Божию, встав перед ней, по суду своей собственной совести понял, что нет ему места перед лицом Божиим, что перед лицом Божественной святости и чистоты нет места греховной помраченности.
Он вошел в храм и только остался у дверей, совесть его осуждала во всем том греховном, недостойном Бога и недостойном его самого, что в течение жизни он сделал.
Но кто видит свое унижение от греха, Богом будет возвышен».
За богослужениями были вознесены молитвы о мире в Украине и о единстве Православной Церкви.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
О пещере
В 1057 г. преподобный Антоний, стремившийся к уединению, старшим среди братии поставил преподобного Варлаама, который стал первым киевопечерским игуменом. Сам же он переселился на другой склон, где ископал для себя новую подземную келью — ныне Ближние пещеры. Но и здесь вскоре возле преподобного Антония собрались иноки. Так возникли два комплекса пещер подземного монастыря: Ближние, или Антониевы и Дальние, или Феодосиевы.
В 1240 г. орды хана Батыя разрушили Киев, а вместе с ним — и Киево-Печерский монастырь. Сведения о пещерах, относящиеся к этому времени довольно скудны. Известно лишь, что лаврские пещеры опять на долгое время становятся местом обитания иноков, а также местом погребения защитников Киева. В Ближних пещерах есть большие ниши, заполненные человеческими костями, которые предположительно являются такими захоронениями.
Период второй половины XIII конца XVI веков в исторической науке остается неизученным, что объясняется отсутствием письменных источников. Практически никаких документов этого периода об истории пещер до наших дней не дошло. Отдельные свидетельства, дошедшие до нас, относятся в основном к XVI— началу XVII века. Весьма интересны описания лаврских пещер такими путешественниками, как инок Зосима (1420 г.), князь Андрей Владимирович, барон Сигизмунд Герберштейн (1486-1563), Александр Гваньини (1538-1614), Мартин Груневич (1559 — после 1606), Станислав Сарницкий. Но особенно интересны записки Эриха Лясоты (род. ок. 1550 г.), который состоял на службе у императора Рудольфа II и по его поручению ездил в 1594 г. с посольством к запорожским казакам. Находясь в Киеве, он посетил Печерскую Лавру, оставив об этом воспоминания. В частности, он пишет, что пещеры имеют много ходов, «которые бывают в рост человека, а кое-где такие низкие, что надо нагибаться, но они такие широкие, что двое могут разминуться… Вход отделан почти так же, как это бывает при входах в шахты». В Ближних пещерах Эрих Лясота обратил внимание на две подземные церкви, «в которых каждую субботу служится обедня».
Праздник преподобных отцов Печерских (Ближних пещер) — 11 октября
Виды Лавры и Ближних пещер на фоне молебна с Акафистом Всем преподобным Печерским
Сейчас древние Антониевы и Феодосиевы пещеры открыты ежедневно с 9.00 утра до 16.00 вечера для всех желающих поклониться святым нетленным мощам преподобных отцов Печерских.