Христос, омывающий ноги апостолам, Джотто ди Бондоне (Cappella Scrovegni a Padova)
Омовение , в религии, является предписанное мытье части или всего тела имущества, таких как одежда или церемониальных предметов, с намерением очищения или посвящения. В христианстве и крещение, и омовение ног являются формами омовения. До молясь каноническими часов в семь фиксированного время молитвы , восточные православные моют руки и лицо (ср Agpeya , Shehimo ). В литургических церквях омовение может относиться к очищению пальцев или сосудов, связанных с Евхаристией . В Новом Завете под омовением также подразумеваются обряды иудаизма, часть действия исцеления Иисусом, подготовка тела к погребению, мытье сетей рыбаками, личное умывание человека перед публичным выступлением. , очищение ран раненого, омовение рук Понтием Пилатом как символическое заявление о невиновности и омовение ног, теперь отчасти символический обряд в Церкви. Согласно Евангелию от Матфея , Понтий Пилат объявил себя невиновным в крови Иисуса , умыв руки. Однако этот поступок Пилата, возможно, не был заимствован из иудейских обычаев. Такая же практика была распространена среди греков и римлян .
Согласно христианской традиции, фарисеи чрезмерно злоупотребляли омовением. Евангелие от Марка относится к церемониальным омовениям: «Ибо фарисеи … умыть руки» часто»или, точнее,»с кулаком»(RV,»усердно»); или, как объясняет Феофилакт Болгарский , «до локтя», имея в виду фактическое слово, используемое в греческом Новом Завете , πυγμή pygmē , которое относится к руке от локтя до кончиков пальцев. В книге Деяний , Павла и других людей , совершил омовение перед входом в храм в Иерусалиме : «Тогда Павел взял людей и на следующий день очистившись с ними , войдя в храм, чтобы обозначить окончание дней очищения, когда что за каждого из них должна быть сделана жертва «.
В Ветхом Завете омовение считалось необходимым условием для приближения к Богу, будь то посредством жертвы, молитвы или входа в святое место. Примерно во времена Тертуллиана , одного из первых отцов церкви , у христиан было принято мыть руки ( manulavium ), лицо ( capitilavium ) и ноги ( pedilavium ) перед молитвой , а также перед причастием . Таким образом, церкви времен Константина Великого были построены из экзонартекса, который включал в себя кантарус, где христиане мыли руки, лицо и ноги перед входом в место поклонения. Практика омовения перед молитвой и поклонением в христианстве символизирует «отделение от грехов духа и предание Господу».
В Библии есть много ритуалов очищения, связанных с менструацией , родами , половыми отношениями , ночными выделениями , необычными жидкостями организма , кожными заболеваниями , смертью и жертвоприношениями животных . Эфиопская Православная Церковь предписывает несколько видов мытья рук , например , после выхода из уборных, уборную или бани, или перед молитвой или после приема пищи. Женщинам в эфиопской православной церкви Тевахедо запрещено входить в церковный храм во время менструации ; и мужчины не входят в церковь на следующий день после полового акта со своими женами.
Христианство всегда уделяло большое внимание гигиене. Несмотря на осуждение смешанного стиля купания в римских бассейнах раннехристианским духовенством, а также языческого обычая купания обнаженных женщин перед мужчинами, это не помешало Церкви последователям посещать общественные бани для купания, что способствовало гигиены и здоровья в соответствии с отца Церкви , Климент Александрийский . Церковь также построила общественные бани , раздельные для обоих полов, возле монастырей и мест паломничества; Кроме того, с раннего средневековья папы размещали бани в церковных базиликах и монастырях. Папа Григорий Великий убеждал своих последователей в ценности купания как телесной потребности. Вопреки распространенному мнению, купание и санитария не были потеряны в Европе с распадом Римской империи . Мыловарение впервые стало обычным делом в так называемые » темные века «. В Римляне использовали душистые масла ( в основном из Египта), среди других альтернатив. К середине 19-го века английский урбанизированный средний класс сформировал идеологию чистоты, которая стояла рядом с типичными викторианскими концепциями, такими как христианство , респектабельность и социальный прогресс . Армия Спасения приняла движение за использование средств личной гигиены и предоставление средств личной гигиены .
Чин омовения ног / Le lavement des pieds
В Великий Четверг Высокопреосвященнейший архиепископ Иов совершит чин омовения ног в кафедральном соборе Св. Александра Невского в 9:00 до начала Литургии
Чин омовения ног — редко встречающийся чин, когда в Страстной Четверг архиерей, по образу Христа, умывшего ноги своим ученикам за Тайной Вечерей, омывает в храме ноги сидящим священнослужителям, в знак глубокого смирения и служения народу Божию.
Историческая справка:
Чинопоследование умовения ног Великого четверга впервые возникло в Иерусалиме в VI-VII веках.
Впервые этот чин встречается в грузинском переводе древнего иерусалимского Лекционария, где он совершается сразу после литургии Великого четверга и непосредственно перед началом бдения Великой пятницы. Согласно этому памятнику, чин включал в себя чтение Евангелия (Ин 13. 3-30), ектению, молитву, собственно умовение ног и заключительный тропарь-ипакои.
Не позднее VIII века чин умовения ног перешел и в практику Константинополя. При этом, в отличие от Иерусалима, в Константинополе он первоначально совершался не после, а до литургии Великого четверга.
Le lavement des pieds
Главная » Посты, праздники » Посты » Великий пост » Страстная седмица » Великий Четверг » Обряд омовения ног
В 17 в. под конец литургии в память об омовении Христом ног своим ученикам во всех кафедральных соборах совершался обряд омовения ног архиереем. В Успенском соборе Московского Кремля на по левую сторону амвона устанавливали скамью, покрытую ковром, для 12 «апостолов» — архиереев и архимандритов, а в центре собора на возвышении — кресло для патриарха. Сначала из алтаря через царские врата выходил Патриарх, перед которым диакон нес Евангелие, водружаемое на аналой посреди храма, за патриархом два диакона несли серебряную лохань и «рукомой» — сосуд для умывания. Пройдя на середину храма, Патриарх садился в кресло. Прежде всех «апостолов» из алтаря выходил архиерей, представлявший Иуду, и занимал место с края лавки. После этого под чтение 50 покаянного псалма протодиакон с ризничим выводили попарно остальных архиереев и архимандритов, которые поклонившись царю и патриарху усаживались на предназначенные им места, последним выходил символический Петр. После некоторых молитв протодиакон начинал читать Евангелие об омовении Иисусом Христом ног своим ученикам. Следуя за повествованием, Патриарх вставал с кресла, разоблачался, опоясывался лентием, затыкал за пояс запон. Начиная омовение, Патриарх преклонял правое колено, затем трижды с руки лил воду на ногу и, следуя тексту, отирал ее лентием, которым был опоясан, целовал и благословлял архиерея. В ответ архиереи целовали руку и митру Патриарха. После омовения одиннадцати Патриарх подходил к старшему митрополиту, изображавшему Петра. Цитируя Евангелие, символический Петр не желал, чтобы Христос мыл ему ноги, словами Господа Патриарх его вразумлял, настаивая на своем. Закончив омовение, Патриарх возвращался на свое место, читал из Евангелия Христовы наставления ученикам, а в завершении ритуала читал молитву над водой, и чин умовения заканчивался кроплением храма и всех присутствовавших в нем.
Российский Этнографический музей