Адрес: 432063, г. Ульяновск, ул. Ульяновская, 2
Настоятель: Митрополит Симбирский и Новоспасский Лонгин
Ключарь: архимандрит Евфимий (Митрюков)
Построен: в 1990-2014 гг.
Освящен: 21 мая 2015 года, в праздник Вознесения Господня, Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом
Богослужения: С понедельника по субботу: Литургия в 8.00. В воскресенья: ранняя Литургия в 7.00, поздняя Литургия в 9.00. Ежедневно: вечернее богослужение в 17.00. Храм открыт ежедневно с 7:00 до окончания вечернего богослужения.
Контакты:
тел.: 8 (8422) 323090
e-mail: simbirsk-eparhia@mail.ru
сайт: http://svp73.cerkov.ru/
страницы в соцсетях: https://vk.com/sv_sobor
Из истории:
Спасо-Вознесенский собор является восстановленным, предыдущий находился на месте современного сквера и памятника И. Гончарову. Обширный кирпичный храм в формах эклектики, выстроенный в 1901-1906 годах на месте каменной церкви 1729 года под руководством архитектора Н.И. Розетти, представлял собой четверик, украшенный богатым декором, увенчанный крупным куполом, с боковыми притворами. Вверху был расположен Вознесенский храм с приделами Воскресенским и Иоанна Воина, внизу – Рождество-Богородицкий храм с приделами Иоанна Богослова и Всех Скорбящих. В 1932 год храм был закрыт, занят под фабрику-кухню, а в 1936-1938 годах сломан. От старого здания остались трапезная 1850-х и многоярусная колокольня нач. XIX в.
В 1989 году была возрождена самостоятельная Ульяновская епархия, в связи с чем встал вопрос постройки в Ульяновске кафедрального собора.
В 1993 году на встрече губернатора Ульяновской области Юрия Горячева с Преосвященнейшим Владыкой Проклом было решено возвести Спасо-Вознесенский собор на новом месте при поддержке администрации области. С начала 1990-х годов под руководством настоятеля Всехсвятской церкви протоиерея Алексия Скалы началось строительство нового городского каменного собора, прототипом которого стал старый Спасо-Вознесенский собор.
Для строительства храма были приглашены архитекторы Ляйля и Александр Варюхины, много лет сотрудничавшие с настоятелем Всехсвятского храма протоиереем Алексием Скалой. Всехсвятский храм, часовня, Покровский некрополь — всё это плоды их совместного труда. Общий замысел строительства собора принадлежит отцу Алексию, предложившему построить храм на месте бывшего Покровского монастыря, стоявшего в городе до сноса в 1930-е годы. Протоиерей Алексий был человек неукротимой энергии, он создал проектное бюро приходского совета и пригласил туда Варюхиных. В проект вошли многие его идеи. В качестве прототипа он предложил избрать один из старейших соборов Симбирска Спасо-Вознесенский, который стоял на углу нынешних улиц Гончарова и Ленина, там, где сейчас Гончаровский сквер. Это был маленький храм в стиле нарышкинского барокко, являвшийся уменьшенной копией Николо-Богоявленского морского собора в Санкт-Петербурге. Теперь же из маленького собора архитекторы должны были сделать большой, увеличив его в четыре раза, сохранив при этом внешний облик оригинала. Для помощи в этой непростой работе был приглашен известный в Ульяновске знаток истории края и его культовой архитектуры Алексей Сытин. Он подобрал для Варюхиных старинные фотографии Спасо-Вознесенского собора в Симбирске написал о нём полную информационную справку.
Вокруг храма, способного вместить две тысячи человек, было предусмотрено строительство всей необходимой инфраструктуры. В комплекс вошли административные здания с воскресной школой, музеем, Братством святого Андрея Блаженного, домом для священников, мастерскими, гаражами.
В день праздника Вознесения Господня 9 июня 1994 года состоялось освящение места под собор и был установлен закладной камень. В 1995-1996 годах был вырыт котлован будущего собора, после чего по причине отсутствия средств строительство было заморожено на 10 лет.
В 2006 году возглавивший Ульяновскую область губернатор Сергей Морозов приложил все возможные усилия для возобновления строительства. Нашлись и жертвователи, и основной спонсор. С особой благодарностью принимались средства от простых людей, приносивших деньги не от избытка, а от понимания значимости затеянного великого дела. Свои средства внёс даже легендарный понтифик Иоанн Павел II, откликнувшийся на посланное ему письмо священника из Ульяновска.
За время строительства не было ни одной кражи стройматериалов. Отец Алексий сам во всё вникал и строго следил за ходом работ. Не будучи строителем, он фактически руководил стройкой.
Всё делалось силами местных специалистов. Много проблем было с кладкой: она сложная из-за пластики фасада собора. Необходимо было делать перевязку каждого ряда кирпичей. В соборе основные конструкции арочные. Арок из кирпича никто в городе со времён царской России не делал, и рассчитывать их почти никто не умел. Замечательный ульяновский конструктор Иван Григорьевич Попов рассчитал для строителей эту конструкцию. Полуарки из керамзитобетона изготовили на заводе ЖБИ-1. Все иконы написаны в Ульяновске, здесь же вырезали иконостас. Шеститонный колокол работы уральских литейщиков в колокольню завезли краном. Когда колокол подавали, с боков по сторонам проёма колокольни оставалось всего по пять сантиметров, крановщик его исключительно точно туда поставил.
Еще одной технической проблемой явилось то, что архитекторы не знали, как достичь акустики. С этим вопросом они ездили в Москву в научно-исследовательский институт строительной физики – в институт «Спецпроектреставрация», но и там не смогли помочь решить эту задачу. Чтобы создать акустику, архитекторы кувшины закладывали в барабаны, ни никто не знал, как это делается, кувшин ведь может усилить звук, а может и исказить его. Невероятно, но акустика получилась. Как говорил отец Алексий, Господь премудро всё устроил.
Силами ульяновских умельцев проводились и отделочные работы. Позолоту на детали декора и лепнину наносили в одном из ульяновских храмов. Работа это очень кропотливая: мастерицы покрывают детали отделки грунтом, затем специальным лаком, а тончайшие лепестки сусального золота наносятся с помощью специальной кисточки.
Одно из красивейших и торжественных украшений нового храма – тронное место – изготовили в мастерской Свято-Троицкого Братства в городе Щигры. Оно разместилось в алтаре Спасо-Вознесенского собора. Ещё работы шли полным ходом, а в храме в праздничные дни уже проводились службы. Первую Божественную литургию в кафедральном соборе митрополит Симбирский и Новоспасский Феофан совершил 10 декабря 2014 года, в день памяти Блаженного Андрея Симбирского Чудотворца.
21 мая 2015 года, в праздник Вознесения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения Спасо-Вознесенского кафедрального собора г. Ульяновска и Божественную литургию в новоосвященном храме.
Храм Вознесения — это обширный комплекс, состоящий из монастыря, церкви и часовни. Он появился благодаря указанию святой царицы Елены, как памятник, который ознаменовал место, где произошло Вознесение Господне. Первая часовня появилась в 380 г. нашей эры. Меценатом строительства выступила римская аристократка Пимения. Верхняя часть храма была оставлена открытой. Это было сделано для того, чтобы верующие, которые приходят молиться, могли обращаться к нему туда, куда и перенесся Всевышний. Так было вплоть до VII века. Затем храм был полностью разрушен персами. После этого его пришлось отстраивать заново. Последняя часовня была возведена в эпоху крестоносцев. В 1187 году часовню захватили мусульмане, именно им она и принадлежит в настоящее время. Часовня расположилась в центре двора, в окружении стен. Это небольшая постройка, накрытая куполом полусферической формы. Интересно то, что снаружи она восьмиугольная, а внутри — округляемая до ротонды. Здесь можно увидеть ниши с арочными проемами, а также колоннами и уникальными резными кентаврами. В самой часовне (как раз напротив западного входа) на полу лежит камень, который обрамлен по периметру мрамором. Это та самая Стопа Спасителя, «стопочка», как ее ласково любили именовать паломники из России. Огороженный двор часовни, по расчетам специалистов, занимает почти половину всей площади, которую некогда занимал весь Храм Вознесения. Со внутренней стороны ограды часовни можно увидеть чудом сохранившиеся базы колонн. Интересно то, что Купол Скалы на горе Мориа, который мусульмане построили значительно позже, повторяет архитектурные решения часовни Вознесения. Споры на этот счет не утихают до сих пор. В 1834 году часовня вновь была подвержена частичному разрушению. Этому способствовало сильнейшее землетрясение. Инициативу по восстановлению часовни взяла на себя православная греческая, католическая и армянская общины святых мест. На сегодняшний день она является единственной уцелевшей постройкой некогда величественного Храма Вознесения Господня.