Божественная литургия
- Проскомидия
- Литургия оглашенных
- Литургия верных
«Литургия» – греческое слово. В Древней Греции некоторые общие работы, непосильные для одного человека, назывались «литургиями». Первые христиане назвали этим словом главную службу Богу.
Божественная литургия – самая главная церковная служба
На Литургии вспоминается земная жизнь Иисуса Христа от рождения до вознесения Его на Небо, Его учение и принесенные Им на землю спасительные блага. Порядок Литургии такой: сначала готовится все необходимое для Таинства Причащения; затем верующие готовятся к Таинству; и, наконец, совершается само Таинство, и верующие причащаются.
Литургия таким образом делится на три части:
- Проскомидия;
- Литургия оглашенных;
- Литургия верных.
Проскомидия
«Проскомидия» – слово греческое и означает «принесение». Название первой части Литургии связано с обычаем древних христиан приносить хлеб, вино и все нужное для совершения Литургии. Поэтому хлеб, употребляемый на ней, называется просфорою, что означает «приношение». Мы не можем жить без еды и питья. Поэтому наши дары значат, что мы приносим Богу в дар нашу жизнь.
Во время Проскомидии священник приготавливает наши дары (просфоры). Для Проскомидии употребляются пять служебных просфор (в воспоминание того, как Иисус Христос накормил пятью хлебами более пяти тысяч человек) а также просфоры, заказанные прихожанами. Для причащения употребляется одна просфора (Агнец), которая по своей величине должна соответствовать числу причастников. Из каждой просфоры священник вынимает по частице и располагает их на дискосе (золотой тарелочке) в строгом порядке:
— сначала в центре полагается кубическая часть просфоры (называемая «Агнцем»);
— частицу из второй просфоры, называемой «Богородичною» (в честь Божией Матери), священник полагает по правую сторону «Агнца»;
— частицы из девятичинной просфоры (в честь всех святых) – по левую сторону «Агнца» (по три частицы в ряд);
— частицы за живых полагаются ниже «Агнца»;
— частицы за усопших – еще ниже;
— частицы из просфор, подаваемых верующими, полагаются вместе с частицами, вынутыми из четвертой и пятой просфор.
Соединение на дискосе всех частиц в таком порядке означает всю Церковь Божию. Возглавляет Церковь Сам Господь Иисус Христос.
Проскомидия совершается священником вполголоса на Жертвеннике при закрытом Алтаре. В это время читаются третий и шестой часы по Часослову (богослужебная книга).
Литургия оглашенных
Во время Литургии оглашенных (оглашенные – готовящиеся к принятию Святого Крещения) мы учимся, как надо жить по Заповедям Божиим. Начинается она Великой ектенией, в которой священник или диакон читает короткие молитвы о мирных временах, о здоровье, о нашей стране, о наших близких, о Церкви, о Патриархе, о путешествующих, о находящихся в тюрьмах или попавших в беду. После каждого прошения хор поет: «Господи помилуй».
После Великой ектении поется Первый антифон (псалом 102) «Благослови, душе моя, Господа…». После Малой ектении поется Второй антифон (псалом – 145-й) «Хвали, душе моя, Господа…». Псалмы эти называются антифонами – петь их положено на двух клиросах попеременно.
По окончании Второго антифона всегда поется «Единородный Сыне…». В этом песнопении изложено православное учение о Втором Лице Святой Троицы – Сыне Божием Иисусе Христе.
Далее следует Малая ектения и пение третьего антифона – «Блаженств Евангельских» (правила жизни, которые нам дал Господь Иисус Христос). При пении Третьего антифона открываются Царские врата.
В конце «Блаженств» священник торжественно выносит через северные врата из Алтаря Евангелие и так же торжественно вносит его в Алтарь через Царские врата.
(Шествие священнослужителя с Евангелием называется малым входом и напоминает верующим первый выход Иисуса Христа на проповедь). Певчие поют входное: «Приидите, поклонимся…».
После этого поются тропари, кондаки и «Трисвятое» («Святый Боже…»).
По окончании «Трисвятого» на середину храма выходит чтец и читает «Апостола» (отрывок из посланий апостолов к первым христианам).
После чтения «Апостола» диакон или сам священник читает Евангелие.
По окончании чтения Евангелия следует сугубая (усиленная) ектения за живых и затем – особая ектения за усопших.
После этого оглашенным предлагают выйти из храма.
Литургия верных
Третья часть называется Литургией верных потому, что на ней могут присутствовать только верные, т.е. крещенные. После приглашения оглашенным удалиться из храма поется Херувимская песнь. Эта песнь приглашает верующих оставить всякую мысль о житейском, представить себе, что они, подобно Херувимам, находятся близ Бога, на Небе, и, как бы вместе с ними, поют Ему трисвятую песнь. После исполнения слов: «Всякое ныне житейское отложим попечение…» священник торжественно выносит Святые Дары – хлеб и вино – из северных врат Алтаря. Остановившись в Царских вратах, он молится за всех, кого мы особенно вспоминаем, и, возвращаясь через Царские врата в Алтарь, ставит Честные Дары на Престол. (Перенесение даров с Жертвенника на Престол называется Великим входом и знаменует собой торжественное шествие Иисуса Христа на вольные страдания и крестную смерть). Хор продолжает петь «Херувимскую» со слов: «Яко да Царя всех подымем…».
После «Херувимской» звучит просительная ектения и поется одна из главных молитв – «Символ веры», – которую вместе с певчими исполняют все прихожане.
Наступает кульминация Литургии:
Совершается Святое Таинство Евхаристии – преложение хлеба и вина в истинное Тело и истинную Кровь Господа нашего Иисуса Христа.
В это время хор поет «Милость мира».
Затем звучит «Хвалебная песнь Богородице» и просительная ектения. Самую главную – «Молитву Господню» (Отче наш…») – исполняют все верующие. После «Молитвы Господней» поется запричастный стих. Открываются Царские врата.
Священник выносит Чашу со Святыми Дарами и говорит:
«Со страхом Божиим и верою приступите!» Начинается причащение верующих и хор поет: «Тело Христово приимите…».
По завершении причащения певчие поют благодарственную песнь: «Да исполнятся уста наша…» и псалом 33. Далее священник произносит отпуст (т.е. завершение Литургии). Звучит «Многолетие» и прихожане целуют Крест.
Преподаватель Ильичева Юлия Викторовна – педагог воскресной школы, регент.
Самым простым, самым естественным и легким способом воцерковления, вхождения в Церковь Христову, является участие в богослужении. Православное богослужение древней Византии потрясло своей величественной красотой наших предков и привело их ко Христу. На протяжении многих веков богослужебные традиции развивались и приукрашались. Символика наряду с церковно-славянским языком стала языком церкви, образным, красочным, выразительным. Этот язык был понятен нашим предкам, но для нас он достаточно сложен. И часто от людей, переступающих порог храма сегодня, мы слышим о сложности восприятия и понимания происходящего во время богослужения. Именно на раскрытие глубокого символизма и значения обрядов, чинопоследования, знакомство с богослужебными текстами и песнопениями, историей их возникновения рассчитан курс Литургики.
Данная программа разработана для преподавания в воскресных школах. Возрастная категория от 10 лет и старше.
Основные задачи программы по Литургике:
— воспитание интереса и осознанного отношения к православному богослужению;
— знакомство с чинопоследованием Всенощного Бдения и Божественной Литургии;
— раскрытие и овладение основными понятиями и терминами существующих в богослужебной практике;
— подготовка к практическому участию в богослужении;
— развитие эстетического вкуса, умение видеть красоту православного богослужения;
— воспитание уважения к истории и традициям церковной культуры.
В Феодоровском соборе регулярно совершается детская Литургия. Это служба, как правило воскресная, в которую активно вовлечены дети: поет Детский хор, дети участвуют в богослужебных процессиях, для детей говорится проповедь в интерактивном режиме.
После службы всем детям предлагается угощение и нередко следует продолжение программы, например, спектакль, мастер-классы и т.п.
Такие литургии являются бесценным и незабываемым опытом для многих маленьких прихожан.
Детская литургия начинается в 10.30 и проходит в нижнем храме параллельно с обычной («взрослой») Литургией, идущей в верхнем храме.
Видео о Литургии с участием детей:
За 15 минут до начала (в 10.15) — общая исповедь для детей.
Детская литургия совершается 6 раз в год:
- На 2-й день Рождества Христова, 8 января
- Перед Великим постом. В 2020 году — 16 февраля
- В Вербное воскресенье. В 2020 году — 12 апреля
- В Пасхальный период. В 2020 году — 24 мая.
- В октябре. В 2019 году — 20 октября; в 2020 году — 11 октября
- В начале Рождественского поста. В 2019 году — 1 декабря; в 2020 году — 6 декабря