Сер. 6. 2009. Вып. 1
ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Т. И. Лузина
«ХРИСТИАНСКОЕ БРАТСТВО БОРЬБЫ» И РУССКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ НАКАНУНЕ РЕВОЛЮЦИЙ
В начале XX столетия в условиях нараставшего в России политического противостояния религиозная интеллигенция, которая мыслила себя частью церковного народа, собственными нравственно-этическими усилиями стремилась осуществить свою «пророческую», как ей казалось, миссию в духовном преображении общества. В атмосфере духовного напряжения интенсивно образовывались различные собрания и сообщества. Российские интеллектуалы, «люди нового сознания», призванные, как искренне полагали наиболее решительные среди них, к подвигу на благо всеобщего служения, ради утверждения в жизни абсолютных истин и сверхценностей, стали активно объединяться в религиозно-философские и литературные кружки и общества. В этот период и появилось «Христианское братство борьбы». Не останавливаясь подробно на анализе существующего материала о «Братстве»1, согласимся с мнением компетентного исследователя: «Вполне может быть, что ХББ — лишь фальсификация, создавшаяся усилиями Свенцицкого и Эрна, но именно Свенцицкий и Эрн желали, чтобы их деятельность вписывалась в некий план ХББ»2.
После кровавых событий 9 января 1905 г. религиозный публицист и писатель В. П. Свенцицкий (1882-1931) и философ В. Ф. Эрн (1882-1917) стали энергично призывать к борьбе за расторжение союза Православной Церкви и самодержавия и к участию самой Церкви в борьбе за новое общественное устройство и светлое будущее. Они решили создать такую организацию, члены которой, оставаясь преданными Церкви и православию как высшим ценностям, приняли бы участие в радикальном преобразовании общества на основе христианского (евангельского) понимания достоинств человеческой личности. Так было создано революционное «Христианское братство борьбы». Убежденные в том, что в основу всех человеческих отношений должны быть положены Христова любовь и Христова свобода, идеологи ХББ стремились формулировать свои социалистические идеи в духе религиозного восприятия мира.
Первое сообщение о появлении в Москве новой организации и краткое изложение ее программы было опубликовано в большевистском эмигрантском еженедельнике «Вперед»3. Известно также, что идеи организаторов этой революционной группы христианской интеллигенции развивались не без влияния их духовного наставника — епископа Антония (Флоренсова).
По мнению Свенцицкого, «Христианское Братство Борьбы» было первой попыткой создания в России христианской политической организации. Преувеличивая роль и значение своей организации в общественно-политической жизни страны, находившейся тогда в кризисной ситуации идейного противостояния, он настаивал, что именно поэтому оно «должно быть особенно отмечено» в истории русского религиозного движения. Свенцицкому, по-видимому, казалось, что создание такой религиозной организации будет способствовать взаимодействию и объединению всех религиозных сил, и каждый христианин почувствует себя участником единого общего дела. Причем им подчеркивалась важность полной самоотдачи
© Т. И. Лузина, 2009
и подчинения себя этому святому делу: «В деле Христовом — сила и победа в правде, истине и красоте, а потому личная жизнь, личный подвиг, жизнь без всяких компромиссов, исполнение Евангелия, немедленная, полная недопустимость никаких откладываний, никакой постепенности, жизнь, исполненная подвига, самоотречения, — вот главнейшее внутреннее условие, чтобы вызвать к жизни земную, видимую Церковь»4. По его мнению, необходимым условием возрождения истинной Церкви является политическая свобода, «свобода проповеди, печати, союзов, братств и т. д., необходимая для того, чтобы пробудить религиозную жизнь в умирающих душах, отравленных веками рабства и лжи»5.
В выпущенной в Москве в 1906 г. брошюре под названием «»Христианское Братство Борьбы» и его программа», сообщалось: «»Христианское Братство Борьбы» имеет целью активное проведение в жизнь начал Вселенского Христианства…. Своеобразие и исключительность настоящего исторического момента сами собой определяют ближайшие, частные задачи «Братства»:… Борьба с самым безбожным проявлением светской власти — с самодержавием, кощунственно прикрывающимся авторитетом Церкви, терзающим народное тело и сковывающим все добрые силы общества. Борьба с пассивным состоянием Церкви в отношении государственной власти, в результате чего Церковь идет на служение самым низменным целям и явно кесарю предает Божье. Утверждение в социально-экономических отношениях принципа христианской любви, содействующего переходу от индивидуально-правовой собственности к общественно-трудовой. «Братство» призывает к совместной Господней работе всех верующих во Христа без различия исповеданий и национальностей ввиду того, что борьба с безбожной светской властью имеет смысл не только национальный, но и вселенский»6.
С момента своего образования перед ХББ встала задача перейти к решительным мерам, активно воздействуя на духовенство, народ и интеллигенцию. Однако осуществление этой задачи осложнялось отсутствием необходимых материальных средств, типографии, достаточного числа преданных сторонников для того, чтобы пропагандировать идеи среди населения. Тем не менее, Свенцицкий и Эрн были уверены в серьезности и значимости своего дела, подчеркивая, что «из действительной веры во Христа, воче-ловечившегося и пришедшего во плоти, с неизбежной внутренней последовательностью вытекает для каждого христианина обязанность принимать самое деятельное участие в общественной и политической жизни страны»7 и в самой жизни активно осуществлять вселенскую правду Богочеловечества.
Программное Обращение ХББ было разослано многим представителям духовенства в Москве, Петербурге, Владимире, Воронеже, Киеве, Харькове, Тифлисе и других городах, почти всем епископам Церкви. Активисты «Братства» отпечатали «Воззвание к войскам», призывая солдат не исполнять приказов офицеров о расстреле восставших рабочих и крестьян. Затем появилось «Обращение к крестьянам». В нем подчеркивалось, что русский народ «терпит все ужасы за грехи свои» и ему необходимо покаяться в них: «На русском народе три греха: любовь к Кесарю больше чем к Богу, поглощение государством церкви и война на Дальнем Востоке»8. Наконец, желая привлечь на свою сторону образованные слои общества, Свенцицкий и Эрн составили «Обращение к обществу», распространенное в крупных городах. Но миссия ХББ в отношении непосредственного воздействия на широкие народные массы так и не была осуществлена. На пламенные призывы откликнулась очень малая часть интеллигенции, взгляды которой совпадали с мировоззрением христианских революционеров, с их убежденностью и искренней верой в реальность общественных перемен на основе евангельского христианства.
Свенцицкий и деятели ХББ, уповая на Христа и Вселенскую Церковь (через которую единственно возможно обретение гармонии социума и вхождение в царство любви, по их мнению), стремились перенести акценты с борьбы «за хлеб насущный» на борьбу за претворение в действительную жизнь христианских ценностей. Политическая окраска их действий, базирующихся на теоретических положениях «социального христианства» и «христианской политики», борьбы за «Правду Христову», была полностью подчинена основополагающей для них идее Богочеловечества как залогу эсхатологического освобождения в Царстве Божьем.
Однако без широкой общественной поддержки религиозно-реформаторский запал основателей «Братства» быстро иссяк. ХББ все же оказало некоторое влияние на часть православного духовенства, особенно священников, участников «Союза церковного обновления», на тех, в ком пробудился «дерзновенный, горячий» голос христиан и потребность искупить тяжкие многолетние грехи социальной пассивности. Просуществовав несколько месяцев, «Христианское Братство Борьбы» прекратило свою деятельность. Слишком узок был круг активистов ХББ, демонстрирующих безнадежность своих теоретических построений почти при полном отсутствии широкой поддержки в обществе. Стоит также заметить, что, по свидетельству современников ХББ, спрашивать о том, кто входил в состав «Братства», не полагалось. Но известны некоторые имена. Наряду со Свенцицким, Эрном, А. В. Ельчаниновым, тифлисским сотрудником ХББ Брихничевым, следует назвать Д. Д. Галанина, который вел издательское дело «Братства»; близкого друга Эрна, Ельчанинова и П. Флоренского В. Д. Шера; писателя и публициста Е. Г. Лундберга, наконец, одну из издательниц газеты «Народ», учительницу П. А. Ивашеву. Сочувствовал участникам ХББ князь Е. Н. Трубецкой. Практическую и теоретическую помощь ХХБ оказывал С. Н. Булгаков.
Исторический срок существования ХББ был недолгим. Следует отметить, что в одной из своих работ Н. А. Бердяев, критикуя религиозно-общественные утопии интеллигентов-богоискателей, подчеркивал, что идеи религиозной общественности, призванной преобразовать русскую действительность, выветрились гораздо раньше, чем наступил час их осуществления в жизни, а мир идей и мир общественности так и остались разобщенными.
Действительно, очень скоро активная общественно-политическая деятельность как самого Валентина Свенцицкого, так и его товарищей по ХББ угасла (необходимо подчеркнуть, что многие акции «Братства» носили антиправительственный характер, а члены организации преследовались по политическим мотивам), но их практическая энергия и пропагандистский пыл не ослабевали. В их жизни начинался новый этап, напрямую связанный с издательской деятельностью. «С осени Братство решило предпринять целый ряд практических мер для еще более широкого распространения своих идей, оно предполагало начать легальную издательскую деятельность, а для окончательной выработки своей программы и для всестороннего ее рассмотрения созвать всероссийский съезд христиан»9, — сообщал Свенцицкий.
Начиная с 1905 и по 1908 гг. издательские инициативы организаторов ХББ Эрна и Свенцицкого были впечатляющими: выпуск газет, журналов, сборников, большая серия брошюр, многие из которых очень скоро были запрещены цензурой в связи с их «подрывным характером», наконец, издание еженедельника «Век» с приложением под названием «Церковное обновление». В этот период деятельности Свенцицкого и Эрна особенно заметно их страстное желание расширить границы и возможности своего «религиозно-общественного» влияния. Их энтузиазм, подогреваемый стремлением следовать путем
вселенского христианства, особым образом проявляется за пределами Москвы. Так, Свен-цицкий становится сотрудником независимой религиозно-общественной газеты «Народ», основанной в Киеве С. Булгаковым. Это издание было ориентировано главным образом на образованного читателя. Авторы публикаций в «Народе» во многом следовали логике программных задач ХББ. Свенцицкий и Эрн очень хотели, чтобы их деятельность вписывалась в некий план «Братства», именно они стояли за многими (как осуществленными, так и не реализованными) издательскими проектами, и, следовательно, «ничто не избавит эти проекты от клейма ХББ»10.
Известно, что газета христианско-социалистического направления «Народ» просуществовала очень недолго и была закрыта по решению суда. Для активистов ХББ следующим «проектом» подобного рода стал выход в апреле 1906 г. в Тифлисе еженедельной газеты «Встань, спящий»11.
Из переписки Ельчанинова с А. С. Глинкой (Волжским) летом 1906 г. узнаем, что Свенцицкий с восторгом отнесся к идее появления нового преемника тифлисской газеты, а именно — московского издания под названием «Стойте в свободе»12.
«Боевитость» проекта «Стойте в свободе» угадывалась уже в том, что редакция не скрывала своего желания принять самое «горячее участие» в революционных событиях, обнаруживая тем самым остро политический характер своего издания. «Горячее участие» легко просматривалось в молитве Валентина Свенцицкого за упокой неудачливого мятежника лейтенанта П. П. Шмидта, расстрелянного 6 марта 1906 г., и террориста Каляева» («Со святыми упокой»)13. Таким образом, публикация молитв Свенцицкого явилась поводом для преследования и применения к изданию репрессивных мер. Но это не остановило издателей, тем более что вышедший номер был полностью распродан. Вскоре появился следующий выпуск, правда, идя на уступки властям, редакция изменила название (подзаголовок) на «Духа не угашайте». Теперь основная часть статей стала выходить без подписи. Но авторство Свенцицкого, конечно, просматривалось. Необходимо отметить, что именно тогда Свенцицкий (в то время активный проповедник «христианского социализма») ощущал идеологическую поддержку Булгакова, который в одном из своих писем (25 июля 1906 г.) написал: «С Валентином Павловичем мы сходимся в стихии «Стойте в свободе».. .»14. Однако отношение Булгакова к Свенцицкому было весьма неоднозначным. Положительное, если не сказать восторженное в момент их знакомства, оно достаточно быстро сменилось на резко критическое, отношение отталкивания на почве их глубоких идейных расхождений. Влияние идейного потенциала Булгакова на умы Эрна и Свенциц-кого особенно заметно в первое время существования ХББ (в этот период для Булгакова они оба были «чисты и хороши»). В дальнейшем же обнаружатся его существенные разногласия с «неистовыми москвичами» (как называло тогда Эрна и Свенцицкого их ближайшее окружение), и тогда Булгаков будет резко осуждать их «сектантский догматизм».
Любопытно, что 17 января 1907 г. Булгаков в письме к Волжскому напишет об этих «неистовых москвичах» с трогательной теплотой: «. очень милы, и я счастлив, что очень люблю их последнее время.»15. А в письме от 6 февраля 1907 г. А. В. Карташев сообщит З. Н. Гиппиус о том, что Булгаков «критически относится (и даже очень) к Эрну и Свенцицкому»16.
Еще в период тесного сотрудничества Булгакова со Свенцицким и членами ХББ «боевой» пыл создателей «Братства» (Свенцицкий определенно ощущал себя революционером) подвиг их на совместную с Булгаковым попытку издания религиозно-общественного журнала «Свобода и религия». Осуществить задуманное не удалось, но предпринятые
усилия не пропали даром. Под влиянием Булгакова Свенцицкий и Эрн становятся руководителями книжной серии «Религиозно-общественной библиотеки»17. Появившиеся в рамках Библиотеки брошюры предназначались самой широкой аудитории: это были специальные выпуски для интеллектуалов (переводная иностранная литература по вопросу отношений общества и Церкви), для интеллигенции и для народа. Работа «ХББ и его программа» Свенцицкого анонсировалась в серии «для интеллигенции», в серии «для народа» вышли такие его работы, как «Правда о земле», «Что нужно крестьянину?» и совместное с Эрном сочинение под названием «Взыскующим Града»18. После выхода последнего в свет авторов стали называть не иначе как «взыскующими».
В 1906 и в 1908 гг. совместными усилиями Булгакова, Свенцицкого и Эрна вышли два выпуска религиозно-общественного сборника «Вопросы религии», посвященного вопросам философии религии, церковной жизни, христианской общественности. Необходимо отметить, что в религиозно-философских кругах довольно строго отнеслись к содержанию ряда статей, появившихся в первом выпуске «Вопросов религии» (опубликованная здесь статья Свенцицкого называлась «Христианское отношение к власти и насилию»). «Если бы наша церковь, послушав Булгакова, Эрна, Свенцицкого и др., произвела бы все требуемые ими реформы, из которых первая — разрыв ее связи с абсолютизмом, то она перестала бы быть православной <.. .> Поэтому реформа православия невозможна <.. .> Пора же, наконец, признать, что историческое христианство своей общественности не имеет»19. Критика была резкой и не сулила широкую поддержку делу, которому столь решительно отдавали все свои силы неутомимые издатели «Вопросов религии». Не удивительно поэтому, что потерпела неудачу очередная задумка «взыскующих» — вместе с Булгаковым печатать еженедельный журнал «Социализм и Христианство», посвященный вопросам христианской общественности. Тогда их энергия была направлена на выпуск второго издания «Вопросов религии», в котором появилась статья Свенцицкого «Террор и бессмертие».
Возможно, что Свенцицкий и Эрн были участниками Религиозно-философских собраний, проходивших в Петербурге в 1901-1903 гг. 20 На Собраниях обсуждались самые острые и злободневные вопросы. «Христианское Братство Борьбы» инициировало создание Московского религиозно-философского общества, которое начало свою деятельность в мае 1905 г. «Какое богатство тем и тонов представляло это Соловьевское общество! И много было искренних и интересных исканий, искренних порывов, столкновений мнений! Это была религиозность, но в значительной степени (хотя не исключительно) внецерковная или, вернее, не церковная рядом с церковной.»21, — отмечал один из участников этих собраний. В изданиях, осуществляемых под эгидой ХББ, публиковались доклады Свенцицкого в Московском религиозно-философском обществе. Свенцицкий был душой и основным оратором в первые три года существования общества22. На открытии он выступил с докладом о ХББ и его программе, который вызвал оживленную дискуссию. Рефераты Свен-цицкого, обсуждаемые на публичных заседаниях, прочитывались автором чрезвычайно эмоционально. «Речи Свенцицкого носили не только проповеднический, но и пророчески-обличительный характер. В них было и исповедническое биение себя в перси и волевой, почти гипнотический нажим на слушателей»23. В марте 1907 г. в Москве открылось чтение лекций, организованных обществом. В еженедельнике «Век» (в рубрике «Религиозно-общественная жизнь») об этом событии сообщалось следующее: «В. П. Свенцицкий прочел первую лекцию из курса «Л. Толстой и Вл. Соловьев». В. Ф. Эрн прочел первую лекцию из курса «Социализм, анархизм и христианство». На лекциях присутствовало
более 200 человек <…> Таким образом начато в скромных размерах великое дело создания «вольного богословского университета».»24. Известно, что в Вольном богословском университете читали лекции Аскольдов, Андрей Белый, Бердяев, Булгаков, Е. Трубецкой, С. Соловьев (поэт-символист, соавтор Свенцицкого и Эрна по литературно-философскому сборнику «Свободная совесть») и многие другие известные деятели культуры.
Выступая одним из инициаторов создания Московского религиозно-философского общества, Свенцицкий в итоге был исключен из него за «неблаговидные поступки». Распространившиеся в то время слухи о его недостойном поведении, к сожалению, находили подтверждение. В записке Московского охранного отделения говорилось о том, что: «В 1907 году Свенцицкий оказался совершенно дискредитированным в глазах названного общества. так как выяснилось, что, с одной стороны, совершена им растрата общественных денег, а с другой — открылись любовные похождения его, несоответствующие роли проповедника <…> Свенцицкий вынужден был скрыться из Москвы, проживая долгое время инкогнито где-то под Петербургом»25. Тем не менее, он все-таки появился на заседаниях общества и даже выступил с докладом о «Мировом значении аскетического христианства». По-прежнему проповедуя любовь к Богу и служение Ему, он утверждал теперь, что Христа нельзя познать, не пережив в своей душе Антихриста. Свенцицкий заявлял: «Любовь христианина — Голгофа, распятие плоти своей во имя вечной духовной правды»26.
Москвичи Свенцицкий и Эрн на страницах журнала «Век» и его приложения остро полемизировали с петербургскими интеллигентами-богоискателями, деятелями «нового религиозного сознания»: Д. С. Мережковским, З. Н. Гиппиус, В. В. Розановым, Д. В. Философовым27. Свенцицкий особенно настойчиво выступал против обозначения идей Мережковского и его единомышленников словом «новое».
В ноябре 1907 г. стал выходить журнал «Живая жизнь», учрежденный «взыскующими». В его первом номере была опубликована статья Свенцицкого «Религия «здравого смысла» (из лекций о «Льве Толстом и Вл. Соловьеве»)». В апреле 1908 г. вышла «Религия и жизнь», очередной сборник, организованный усилиями интеллигенции христианско-либерального направления, «оформление которого своим сходством с «Живой жизнью» не оставляло сомнений в преемственности этих изданий»28. Журнал просуществовал еще меньше предыдущего, и, таким образом, издательская деятельность ХББ завершилась. С прекращением издания «Живой жизни» можно говорить и об окончательном прекращении деятельности ХББ28.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
3 Взыскующие града. Хроники частной жизни русских религиозных философов в письмах и дневниках / сост. В. И. Кейдан. М., 1997. С. 11.
4 Свенцицкий В. П. Письмо духовенству // Век. 1907. № 14. С. 176.
5 Свенцицкий В. П. Письмо духовенству // Век. 1907. № 14. С. 176.
6 Свенцицкий В. «Христианское Братство Борьбы» и его программа. М., 1906. С. 8-9.
7 Свенцицкий В. «Христианское Братство Борьбы» и его программа. М., 1906. С. 8-9.
8 Свенцицкий В. «Христианское Братство Борьбы» и его программа. М., 1906. С. 15.
11 Издателем еженедельника религиозно-общественного направления «Встань, спящий» стал Иона Брихничев (1879-1968): с 1903 по 1907 гг. — православный священник, публицист, поэт, религиозно-общественный деятель. В течение 1908-1911 гг. Свенцицкий тесно сотрудничал с Брихничевым.
12 Первый выпуск этого печатного органа Свенцицкого и Эрна состоялся с подзаголовком «Ходите в свете».
17 Издание «Религиозно-общественной библиотеки» началось в 1906 г., почти сразу была запрещена цензурой брошюра Свенцицкого «ХББ и его программа», но она все-таки вышла 23 июля 1906 г. В начале 1907 г. ее издание вновь было запрещено (12 февраля 1911 г. — уже окончательно).
21 Арсеньев Н. О московских религиозно-философских и литературных кружках и собраниях начала ХХ века // Воспоминания о серебряном веке / сост. В. Крейд. М., 1993. С. 305.
24 Век. 1907. № 13. С. 163.
26 Свенцицкий В. Мировое значение аскетического христианства // Русская мысль. М., 1908. Кн. 5. С. 90. Но это начало уже новой страницы в биографии В. П. Свенцицкого — активиста религиозного движения, именуемого «голгофским христианством», и автора многочисленных публикаций в газете «Новая Земля».
27 Статья Свенцицкого «О новом религиозном сознании (по поводу статьи Д. В. Философова)» была опубликована в восемнадцатом номере «Века» за 1907 г.
Организаторами выставки стали Свято-Филаретовский православно-христианский институт (Москва), Культурно-просветительский фонд «Преображение» (Москва), Музей «Трудовое Братство Н. Н. Неплюева» (с. Воздвиженск, Сумская обл., Украина), Картинная галерея Г. Х. Ващенко при содействии Гомельской епархии Белорусской православной церкви и Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций им. Ф. Г. Шклярова
Николай Николаевич Неплюев (1851–1908 гг.), наследник древнего дворянского рода, к которому принадлежали митрополит всея Руси Филипп (Колычев) и основатель Оренбурга И. И. Неплюев, как может показаться, не вошел в историческую память России, но, несомненно, является одной из ключевых фигур ее духовной истории. Задумавшись о призвании русского помещика, он смог перейти от слов к делу и создать в своем имении в Черниговской губернии сначала школу для крестьянских детей, затем Крестовоздвиженское Трудовое Братство, в которое вошли выпускники этой школы.
Будучи гениальным педагогом, Н. Н. Неплюев создал уникальную воспитательно-образовательную систему, которая позволяла забитым и забытым крестьянским ребятишкам преобразится в думающих, обладающих подлинным человеческим достоинством личностей и глубоко верующих христиан. Крестовоздвиженская школа стала колыбелью Трудового Братства, явившего России и Русской православной церкви реальный пример христианского единства людей, вне зависимости от их сословных, имущественных и иных различий.
Опыт школ и братств Н. Н. Неплюева был высоко оценен св.прав. Иоанном Кронштадтским. Русский религиозный мыслитель В. С. Соловьев, размышляя о пути Н. Н. Неплюева, писал: «В том-то и все значение таких людей, что они не преклоняются перед силой факта и не служат ей… Люди факта живут чужой жизнью, но не они творят жизнь. Творят жизнь люди веры. Это те, которые называются мечтателями, утопистами, юродивыми, — они же пророки, истинно лучшие люди и вожди человечества».
Н.Д. Игнатович. Доклад на XIV студенческой конференции СФИ «Сретенские чтения», 2008 г.
Крестовоздвиженское православное трудовое братство было основано в конце XIX в. помещиком Николаем Николаевичем Неплюевым (1851-1908 гг.). Н.Н. Неплюев родился в Ямполе на Украине. Он был одним из крупнейших помещиков своего времени.
По окончании в 1875 г. юридического факультета Санкт-Петербургского университета, Неплюев был направлен в Мюнхен для работы в Императорском посольстве. Несколько раз увиденный сон заставил Неплюева изменить путь своей жизни. Он увидел себя в избе, беседующим с крестьянскими детьми; общение с ними было наполнено радостью: «Этот сон дал толчок мыслям моим и воле моей в новом направлении: я понял, где выход» . Вскоре после этого, в 1877 г. он оставил карьеру дипломата и поступил вольнослушателем в Петровскую сельскохозяйственную академию. В 1881 г., по окончании академии, он вернулся в свое имение в хуторе Воздвиженск Глуховского уезда Черниговской губернии. Неплюев обратился к отцу с просьбой о предоставлении ему экономической самостоятельности для того, чтобы организовать приют для сирот. Хотя отец не сочувствовал идее сына, он согласился выделить ему небольшой домик .
Неплюев начал с того, что взял на воспитание десять крестьянских детей из беднейших семей ; таким образом, 4 августа 1881 г. зародилась будущая Воздвиженская школа . В августе 1889 г. состоялся первый выпуск школы. Из шести человек, получивших аттестаты, трое – Андрей Фурсей, Федор Чвертка, Илья Кобец – не захотели расставаться. Они и стали первыми членами Крестовоздвиженского трудового братства. С этого момента жизнь Н.Н. Неплюева и дело устроения Крестовоздвиженского братства неотъемлемы друг от друга и составляют единое целое. Ради служения братству он избрал путь безбрачия. Его мать Александра Николаевна и сестры Мария и Ольга активно включились в работу по созиданию братства.
В 1891 г. была создана аналогичная мужской четырехлетняя школа для девочек – Преображенская. Ее попечительницей стала ближайшая помощница и сестра Неплюева – Мария Николаевна Уманец. Вторая сестра – Ольга Николаевна – заведовала Янпольской младшей школой, которая была подготовительной к обучению в сельскохозяйственной школе. В дальнейшем братство пополнялось, в основном, выпускниками Воздвиженской и Преображенской школ.
Неплюев считал, что обществу требуется новая христианизация, т.к. люди не живут по вере, а духовенство ничего не делает, чтобы исправить эту ситуацию. В 1906 г. в №№ 6 и 7 «Трудов Киевской духовной академии» была напечатана его статья «Голос верующего мирянина по поводу предстоящего Собора», в которой он предложил ряд реформ церковной жизни для рассмотрения Поместным собором. Он подверг резкой критике церковную жизнь: «приходы распылены, превратились в фикции» , многие представители духовенства руководствуются «не правдой Божией, а указами и предписаниями начальства» , выдавая «антицерковную рутину за «истинное православие» . Неплюев видел возможность улучшения церковного управления в восстановлении принципа соборности, т.к. его нарушение приучило мирян «не считать себя ответственными членами церкви» . Требуется «исправить редакцию богослужебных книг до вразумительности их содержания и сделать богослужебный язык общедоступным» . Насущной необходимостью Неплюев считал восстановление в церкви «института катехетов»: «Это дело настолько настоятельное и неотложное, что все епископы, их викарные и монастыри должны на пользу Церкви не пожалеть никаких расходов и трудов» . Под этим Неплюев понимал возрождение в церкви института катехизации. «Школу катехетов» должны пройти «все верующие для того, чтобы иметь ум и сердце крещенными и не позорить Церкви жизнию своею» . Им не должны «забивать головы научением «богословских наук», а ограничиться «знанием нового катехизиса» и научить жить по «заповеди любви, что может быть достигнуто в один, много, в два года» . Вместе с тем необходимо издать совершенно новый катехизис, более «вразумительный и жизненно-полезный» .
Основная идея Н. Неплюева, которой он посвятил всю свою жизнь, заключалась в необходимости покаяния и к единению между христианами, которое осуществляется в христианской общине. Такие общины могут объединиться в трудовое братство, в которых верующие могли бы устроить свою жизнь по вере, жить вместе с братьями во Христе и зарабатывать средства к жизни путём совместной деятельности. Неплюев указал три основания устроения жизни и деятельности христианского трудового братства :
- Вера в Бога Живого и в то, что общинная жизнь есть воля Божия.
- Любовь: верность и стремление остаться вместе вопреки конфликтам и всему, что разъединяет.
- Труд: качественное исполнение своих обязанностей ради общей пользы и добровольная дисциплина.
Братскую жизнь Неплюев считал делом Божиим. По его мнению, членство в братстве есть призвание от Господа, поэтому имеет значение не то, насколько немощен тот или иной человек, т.к. нет такой немощи, перед которой Господь оказался бы бессильным. Важно, насколько каждый человек, выбравший путь братского устроения христианской жизни, устойчив в желании отдавать свою жизнь под водительство Божие .
Другая сторона любви к Богу – братолюбие. Жизнь в братстве – духовный труд, ежеминутная проверка реальности своего братолюбия. Братство должно стать для человека домом, семьей и делом всей жизни. Этим делом не может заниматься тот, кто не желает отвергнуться себя, взять крест и последовать за Христом: он может жить в братстве и честно трудиться, но никогда не станет его твердой опорой. Если братство не будет составлять для человека потребности жизни, оно рискует потерять его в любую минуту, т.к. он будет верен братству только до тех пор, пока жизнь в нем ему удобна: «Необходимо, чтобы братолюбие было высшей потребностью, которой сознательно и радостно подчинялись все остальные потребности. Без этого фатальна измена делу любви, даже и при ясном сознании всего ее значения» . Однако нигде вне братства обрести такое отношение невозможно, поэтому достаточно лишь признать отсутствие его как собственную немощь, и с доверием принять авторитет и руководство духовно старших в братстве.
По мысли Неплюева, священной обязанностью братолюбия является труд. Однако в христианском трудовом братстве ни сам по себе труд, ни экономические результаты хозяйственной деятельности не могут иметь самодовлеющего значения и являться конечной целью. Необходимо, чтобы братство было самоокупаемым, а каждый человек честно трудился.
Кроме трудовой профессиональной деятельности, Неплюев говорил о необходимости и важности труда духовного – добровольной дисциплины любви , которая заключалась в признании общей для всех братчиков иерархии ценностей: служение Богу воплощается в устроении трудового братства, которому необходимо подчинить свои личные и семейные интересы. Неплюев считал суеверием западноевропейской культуры идею о всеобщем равенстве, о праве на безграничную свободу индивидуальности . Он подчеркивал, что духовного равенства быть не может, поэтому для созидания братства необходима сильная власть, основанная на любви, уважении и доверии большинства. Эта власть, согласно Уставу братства, была делегирована Думе во главе с председателем – пожизненным блюстителем.
Основой Крестовоздвиженского братства были общины (или – братские семьи), в которые братчики объединялись по роду профессиональных занятий. Членству в общине каждого члена братства придавалось принципиальное значение: без обретения навыка любви к братьям и сестрам своей христианской общины невозможно научиться любить братство и церковь . Братская семья жила в одном доме, включая в себя как семейных, так и холостых членов братства. Семейные жили в отдельных комнатах, а холостые в общей. В братской семье был старший, решающий все вопросы общей жизни. Для уборки, работ на кухне и наблюдения за маленькими детьми во время рабочего дня было установлено дежурство. В определенное время община собиралась в столовой для общей молитвы и трапезы. Всего в 1900 г. в братстве было 11 семей.
Подготовительным этапом для жизни в братстве были школы, в которых детей учили не только верить в Бога, но и жить по своей вере. Неплюев создал специальную систему воспитания в своих школах. Сначала он отказался от системы наказаний, видя ее неэффективность. Затем ввел еженедельные собрания, в которых обсуждались вопросы отношений между учителями и учениками, помогающие открытому разрешению конфликтов. Неплюев образовал Старший братский кружок, а вслед за ним и Младший братский кружок: старшие сделались ближайшими помощниками Неплюева по воспитанию младших, воспитываясь при этом и сами. Постепенно школа становилась одной дружной семьей, быстро ассимилируя вновь поступающих. Окончив обучение, воспитанник мог попросить о вступлении в братство или уйти. Так, за период с 1889 по 1894 г. было пять выпусков. Всего вышло 47 человек, из них 32 вступило в Братство, а 15 ушли . Неплюев отмечал, что учащиеся «настолько дорастают до … потребности единения в братолюбии, насколько возросла любовь к Богу и к ближним» .
Важнейшим шагом для братства стало утверждение его Устава, которое в дальнейшем во многом определило стабильность существования братства. Обер-прокурор Синода К.П. Победоносцев активно препятствовал его утверждению, говоря Неплюеву: «Если хотите послужить Богу, выстройте монастырь, примите монашество, и мы скоро сделаем вас епископом» . Устав был утвержден императором Александром III в 1893 г. благодаря ходатайству императрицы Марии Федоровны, к которой обратилась за помощью мать Неплюева, Александра Николаевна, в свое время бывшая фрейлиной у императрицы. 16 сентября 1894 г. указом Александра III братство было наделено правами юридического лица. 8 октября 1894 г. вышел Указ Синода об открытии Братства. 22 июля 1895 г. состоялась торжественная церемония открытия Братства.
В Уставе братство зафиксировало основные цели своей жизни: христианское воспитание детей и религиозно-нравственное совершенствование взрослых через жизнь в христианской общине. Интересны также отдельные положения Устава. К примеру, строго оговаривалось членство в братстве: полноправные, приемные, члены-соревнователи. Полноправные несли полную ответственность за все происходящее в братстве и определяли уклад жизни братства. Приемные – братья, находящиеся на испытательном сроке; они не могли определять уклад жизни. Члены-соревнователи жили вне пределов братства, брали на себя обязательство помогать трудом, содействием христианскому воспитанию детей или материально. Разделение на категории членства определялось мерой взятой на себя ответственности за жизнь братства. Именно в той мере, в какой каждый член братства брал на себя ответственность за все происходящее в братстве, он и мог определять направление развития братства. По этой причине полноправных братьев всегда было немного, и именно они составляли братскую Думу, возглавляемую пожизненным блюстителем Н. Неплюевым. Так, в состав Думы в 1898 г. входило всего 11 человек, в 1908 г. – 19, в дальнейшем – 30. Дума определяла направление развития и все вопросы организации братской жизни, несла ответственность за экономическую и духовную жизнь братства.
Согласно Уставу покровителем братства являлся Черниговский епископ. Братство имело уникальное право, закрепленное Уставом, выбирать священника в братский храм, а его утверждение зависело от епископа Черниговского и Нежинского. В России нигде больше приход не участвовал в выборе священника; таким правом было наделено только Крестовоздвиженское братство. Вначале Неплюев надеялся, что священника можно будет вырастить внутри братства. Готовился к принятию священного сана Илья Кобец, один из трех выпускников, составивших первую общину братства в 1889 г., но вскоре после основания братства он скончался. В дальнейшем братство приглашало к себе выпускников духовных семинарий.
В 1893 г. в Воздвиженске был построен и освящен храм во имя Воздвижения Креста Господня. Первым его настоятелем в период с 1896 по 1898 г. стал свящ. Сергий Четвериков . О. Сергий был направлен в Крестовоздвиженское братство по окончании Московской Духовной академии ее ректором архим. Антонием (Храповицким). Пребывание о. Сергия в братстве продлилось недолго: как он писал в 1946 г., между ним и братчиками «по некоторым вопросам произошло расхождение» и он «предпочел уйти в обычный церковный приход» . Неплюев написал о причинах расхождения с о. Сергием: «Он постоянно ставил в необходимость выбирать между потерей любви, уважения и доверия к нему или к блюстителю братства» . Тем не менее, в конце своей жизни прот. Сергий Четвериков с благодарностью вспоминал о Н. Неплюеве . После ухода о. Сергия в Крестовоздвиженском храме сменилось не менее четырех настоятелей.
Некоторое время настоятелем Крестовоздвиженского храма был свящ. Роман Медведь . Отношения с ним в братстве также не сложились. Отец Роман прожил в Воздвиженске год и, уезжая, направил донесение в Синод, в котором писал об отрицательном отношении к себе со стороны братчиков. В опубликованном в 1902 г. «»Частном ответном письме Н.Н. Неплюева на письмо священника Иванова» Неплюев предложил свое объяснение происшедшего, из которого можно сделать вывод о том, что о. Роман был недоволен духовным лидерством Неплюева, т.к. сам претендовал на него .
Основной причиной трудностей во взаимоотношениях с братскими священниками было уникальное положение Неплюева, который был не просто главой братства, но его фактическим духовным наставником, не будучи облеченным в священный сан. Молодым священникам, которые назначались в братство, едва окончив семинарию, и еще не имевшим глубокого церковного опыта, было трудно понять и принять такое положение дел, т.к. во всех приходах нормой считалось духовное руководство священника. Кроме того, сама идея трудового христианского братства могла казаться сомнительной, особенно в свете обвинений в сектантстве и неправославности . Для того, чтобы заслужить любовь и духовный авторитет в братстве, священник должен был найти свое место в нем.
Проблема священника в братстве разрешилась с приходом о. Александра Секундова. Точная дата его назначения неизвестна, это произошло около 1903–1904 гг. О. Александр обрел свое место в братстве, не претендуя на духовное лидерство и приняв идею братского устроения церковной жизни. Согласно Уставу, священник мог выбрать свои условия пребывания в братстве: служить безвозмездно, войдя в состав полноправных братьев и пользуясь полагающимися им правами, или служить за определенное вознаграждение, ограничившись правами настоятеля братской церкви. О. Александр выбрал первое. Он стал полноправным членом братства и вошел в состав братской Думы.
Стремление братства к осмысленной жизни по вере находило свое выражение в ежедневной молитвенной жизни общин, в общебратских беседах, специальных молитвенных собраниях. К богослужению в братстве относились как к «празднику живой любви» . На клиросе пел братский хор. В хорошую погоду богослужения совершались не в храме, а на природе, под открытым небом. М. Тареев вспоминал о такой службе: «С совершенною ясностью стало понятным, что вечерняя служба особенно уместна под открытым небом, так как ее содержание имеет ближайшее отношение к природе» .
В центре храма стоял аналой с часословом и богослужебными сборниками. Это было сделано, чтобы отдельные молитвы богослужения – каноны, шестопсалмие и пр. – могли читать сами прихожане; желающих всегда было много . Отец Александр в своем храме частично использовал русский язык в богослужении, прежде всего, это касалось богослужебного чтения Священного Писания. Важно, что этот опыт позднее был засвидетельствован братским священником о. Александром Секундовым на Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917–1918 гг.
Период жизни братства до кончины Н.Н. Неплюева отмечен трудностями как внешними (критика в печати, нападения со стороны окрестных крестьян), так и внутренними (критика Неплюева и Думы со стороны ряда братчиков). Внутренний кризис, пережитый братством в 1900 г., был связан с определением границ братства, а также с прояснением вопросов свободы и духовного старшинства. Основное содержание внутрибратской критики заключалось в недовольстве авторитетом Неплюева, несамостоятельностью братства и чрезмерно «строгой регламентацией религиозной жизни». Недовольство привело к открытому конфликту в апреле 1900 г., в результате которого были приняты руководящие правила жизни братства, часть «недовольных» ушла, прочие принесли покаяние. Основным содержанием печатной критики в этот период были авторитарность управления в братстве и отсутствие внешней благотворительности. Большей частью эта критика исходила от бывших членов братства, которые по тем или иным причинам покинули братство.
До 1901 г. братство себя не окупало и не имело своего имущества . Ситуация изменилась после внутреннего кризиса 1900 г., когда Неплюев увидел, что братство окрепло и распорядится выделенными ему средствами на созидание дела Божьего. 29 декабря 1901 г. он передал в дар братству имущество общей стоимостью более 1 750 млн. рублей или ок. 5 млн. франков — всего земель 16 435 десятин, из них 5 313,9 десятин перешли в собственность братства немедленно, лесное хозяйство, парк, постройки и заводы. После этого хозяйственная деятельность братства стала приносить значительный доход и быстро развиваться.
Согласно Уставу, по 10% от годовой чистой прибыли отчислялось в основной и запасный капиталы. Основной капитал предназначался на покупку новых земель или на учреждение отделений братства в других местностях. Запасный капитал предназначался на случай возникновения форс-мажорных обстоятельств. Оставшаяся прибыль распределялась между полноправными и приёмными братьями поровну с зачислением на их личные счета. Суммы, поступившие на личные счета, не могли быть израсходованы членом братства произвольно, но только с согласия большинства членов Думы. В случае выхода из братства вся накопленная сумма выдавалась на руки за вычетом денег, взятых им с согласия Думы, во время пребывания в братстве.
После смерти Неплюева в 1908 г. Крестовоздвиженское братство не прекратило свое существование. Обязанности блюстительницы взяла на себя М.Н. Уманец. Братство укреплялось экономически и возрастало численно. Центральным событием этого периода жизни братства стала Первая мировая война, во время которой братство организовало широкую благотворительную помощь армии, а само еще более сплотилось. Трудное военное время оказало объединяющее влияние на братство и на углубление его духовной жизни.
После революции 1917 г. Крестовоздвиженское братство пыталось выжить в новых условиях. В 1919 г. оно стало называться «Первой украинской советской коммуной», оставаясь при этом христианским трудовым братством. В 1920 г. школы братства были преобразованы в советские, а братство было названо «рассадником толстовства» . В 1923 г. братство переименовывается в сельскохозяйственную артель им. Октябрьской революции.
Осенью 1924 г., незадолго до процесса над наиболее активными членами Крестовоздвиженского братства, в Воздвиженск приезжал еп. Стародубский Дамаскин (Цедрик) , которому, по отзывам, очень понравилась жизнь общины. Он останавливался у о. Александра, участвовал в богослужениях и молитвенных собраниях, произносил проповеди, общался со взрослыми и детьми.
В 1925 г. начался процесс над несколькими членами Крестовоздвиженского братства по обвинению в контрреволюции, экономических и уголовных преступлениях. В первую очередь в «преступной деятельности» обвинялись «бывшие члены думы». Им вменялась в вину эксплуатация труда «неполноправных братчиков и окружающих безземельных крестьян» и инвестирование «громадных сбережений» на «идеологическую обработку окружающей массы путем устройства великолепных храмов, церковных служб, содержания духовенства, издания специальной литературы и т.п.» . Братство было признано «крупным коллективным помещиком», хозяйство которого было основано на «капиталистическом способе производства и присвоения» .
Основной пункт обвинения заключался в покупке и хранении «оружия в количестве 200 винтовок и 4 пулеметов для борьбы с большевиками» . Период 1917-1920 гг. на Украине – неспокойное и нестабильное время, постоянно менялась власть, шла гражданская война, сопровождавшаяся грабежами и разбоем. Действительно, братство приобрело 70 винтовок у немцев, оккупировавших территорию, и образовало отряд для защиты братства. Когда красные войска освободили оккупированную территорию, власти потребовали у населения сдать все оружие. Братство сдало только мелкое оружие – опасались репрессий со стороны властей, т.к. винтовки были новыми и их было много. Братья закопали их, чтобы они заржавели и стали негодными к использованию . Но среди членов братства нашлись четыре человека, предавшие братство и перешедшие на сторону большевиков. Кто-то из них и показал органам ГПУ место, где было закопано оружие. Это и стало ядром обвинения против братства.
30 октября 1925 г. пять членов Думы, в т.ч. и свящ. Александр Секундов, и еще трое братчиков были осуждены Выездной Сессией Верховного Суда и получили сроки от года до десяти с конфискацией имущества . В ноябре того же года из братства было выселено еще 75 человек. В этот раз репрессированы были члены семей осужденных, все члены Думы, а также сестры Неплюевы. Лишившись наиболее преданных братству людей, братство просуществовало еще несколько лет. В 1929 г. на Украине началась коллективизация, в процессе которой братство было окончательно уничтожено, а все братчики выселены из Воздвиженска и расселены по разным уголкам России.
Неплюев Н.Н. К лучшему будущему // Собрание сочинений. В 5 т. СПб, 1901-1908. Т. 3. С. 16.
Неплюев Н.Н. Таинственные явления земной жизни духа моего. Берлин, 1896. С. 13.
«Он проводил с ними в буквальном смысле день и ночь, обедал, читал, беседовал и даже путешествовал» (Тюменев А. Делатель добрый: Школа Трудового братства Н.Н. Неплюева. Ркп. // Музей «Трудовое братство Н. Неплюева».)
Мать Н.Н. Неплюева – Александра Николаевна, урождённая баронесса Шлиппенбах (1827-1917), скончалась за полгода до Октябрьской революции, похоронена на братском кладбище в Воздвиженском.
Мария Николаевна Уманец (1853-1930), урожденная Неплюева – старшая дочь А.Н. Неплюевой. Была замужем за М.М. Уманец, действительным статским советником, Новозыбковским уездным предводителем дворянства. Муж умер в 1888 г. и, оставшись одна, Мария Николаевна вернулась к матери в Янполь.
Ольга Николаевна Неплюева (1859-1944) – младшая дочь Александры Николаевны Неплюевой.
Неплюев Н.Н. Голос верующего мирянина по поводу предстоящего Собора. Киев, 1906. С. 8.
Там же.
Там же. С. 13.
Там же. С. 48.
Там же. С. 57.
Неплюев Н.Н. Голос верующего мирянина по поводу предстоящего Собора. Киев, 1906. С. 29.
Там же. С. 28-29.
Там же. С. 55.
Там же. С. 25.
Неплюев Н.Н. Отчет блюстителя от 14 сентября 1897 г. по 14 сентября 1899 г. // Собрание сочинений. В 5 т. СПб, 1901-1908. Т. 5. С. 138-139.
Неплюев Н.Н. К лучшему будущему // Собрание сочинений. В 5 т. СПб, 1901-1908. Т. 3. С. 19-20.
Там же. С. 53.
Неплюев Н.Н. Всероссийское братство // Собрание сочинений. В 5 т. СПб, 1901-1908. Т. 3. С. 150-151.
Только преодолев узость личного эгоизма до любви к своей христианской семье, «постоянно согласуя благо личное и семейное с благом всей братской семьи, а когда нужно, то и подчиняя благо свое и семьи своей благу общему», «легче будет расширить сердца до привычек самоотверженной любви ко всему братству, а затем и ко всей церкви вселенской». Неплюев Н.Н. Собр. сочинений. В 5 т. СПб, 1901-1908. Т. 5. С. 67.
Неплюев Н.Н. К лучшему будущему // Собрание сочинений. В 5 т. СПб, 1901-1908. Т. 3. С. 23-24.
Панкратов А.С. Ищущие Бога: очерки современных религиозных исканий и настроений. М., 1911. С. 2.
Прот. Сергий Четвериков (1867-1947). Окончил МДА в 1896 г. и в том же году был рукоположен. Духовник РСХД в 1928-1939. Организовал внутри Движения содружество с более строгой церковной дисциплиной.
Неплюев Н.Н. Отчет блюстителя от 14 сентября 1897 г. по 14 сентября 1899 г. // Собрание сочинений. В 5 т. СПб, 1901-1908. Т. 5. С. 152.
«Н.Н. Неплюеву как искреннему и самоотверженному христианскому работнику в лоне Православной Церкви, да будет вечная благодарная память». Четвериков Сергий, прот. О вере во Христа. Тысячелетний путь русского православного народа со Христом. Санкт-Петербург, 1998. С. 52.
Священноисповедник Роман (Медведь) (1874-1937). Окончил СПбДА. В Санкт-Петербурге образовал общину и общество трезвенников. В 1917 г. переехал в Москву. В 1919 г. был назначен настоятелем храма свт. Алексия, митрополита Московского, в Глинищевском переулке, где организовал Братство ревнителей православия в честь свт. Алексия, митрополита Московского. В 1931 г. был арестован и приговорен к десяти годам заключения в концлагерь. В 1936 г. освобожден. В 1937 г. скончался, приняв перед смертью постриг с именем Иосиф.
См.: Сомин Н.В. Крестовоздвиженское братство и его основатель Н.Н. Неплюев.
Отношение современников к Братству было неоднозначным. Неплюевский опыт воцерковления жизни оценивался как отрицательно (обер-прокурор К.П. Победоносцев, митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский), епископ Черниговский Антоний (Соколов), прот. С.Н. Булгаков, М.А. Новосёлов), так и положительно (епископ Черниговский Сергий (Соколов), митрополит Санкт-Петербургский Палладий (Раев), св. прав. Иоанн Кронштадтский, епископ Пермский Пётр (Лосев), старец Варнава Гефсиманский).
Неплюев Н.Н. Братские союзы в учебных заведениях // Собр. соч.: в 5 т. СПб, 1901-1908. Т. 3. С. 176.
Там же. С. 110.
Цит. по: Сомин Н.В. Крестовоздвиженское братство и его основатель Н.Н. Неплюев.
Там же.
Список литературы
2. Неплюев Н.Н. Голос верующего мирянина по поводу предстоящего Собора. Киев, 1906.
3. Неплюев Н.Н. Собрание сочинений. В 5 т. СПб, 1901-1908.
4. Неплюев Н.Н. Таинственные явления земной жизни духа моего. Берлин, 1896.
5. Священный Собор Православной Российской Церкви: Протоколы и стенограммы заседаний Отдела о богослужении, проповедничестве и храме / ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 283.
6. Следственное дело № 112350 по обвинению Баранова Анатолия Алексеевича и др. Год производства 1927 / Архив Управления ФСБ по Новгородской области.
8. Уманец М.Н. Краткий отчет блюстительницы Крестовоздвиженского трудового братства за 1915 г. Пг., 1915.
1. Авдасёв В.Н. Трудовое братство Н.Н. Неплюева: Его история и наследие. Сумы, 2003.
2. Гордеева И.А. «Забытые люди»: История российского коммунитарного движения. М., 2003.
3. Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Июнь-Август. Тверь, 2003.
4. Материалы международной научно-просветительской конференции «Діяльність та духовна спадщина М. М. Неплюєва в контексті новітньої вітчизняної історії». Сумы, 2002.
5. Н.Н. Неплюев (1851-1908) – подвижник земли русской: Венок на могилу. Сергиев-Посад, 1908.
6. Панкратов А.С. Ищущие Бога: Очерки современных религиозных исканий и настроений. Ркп. // Музей «Трудовое братство Н. Неплюева», с. Воздвиженск, Сумская область.
7. Сомин Н.В. Апостол братской любви: жизнь и труды Н.Н.Неплюева.
8. Сомин Н.В. Хозяйственный строй Крестовоздвиженского Трудового Братства.
9. Сомин Н.В. Крестовоздвиженское братство и его основатель Н.Н. Неплюев.
10. Тареев М.М. Живые души: Очерки современных нравственных исканий. Сергиев Посад, 1908.
12. Четвериков Сергий, прот. О вере во Христа: Тысячелетний путь русского православного народа со Христом. СПб., 1998.
Фото предоставлены музеем «Трудовое братство Н.Н. Неплюева» (с. Воздвиженск, Сумская область)