1. «Вы увидите, как люди, словно чёрные птицы, будут летать по небу и низвергать пламя на землю. Тогда живые побегут на кладбище и будут кричать: «Выходите вы, мёртвые, чтобы мы, живые, вошли на ваше место”».
2. «Придёт время, и мы скажем: «Выйдите вы, мёртвые, чтобы мы, живые, заняли ваше место”».
В XVIII веке Святой с точностью предсказал появление военной авиации. Бомбардировки, ставшие, к сожалению, для современного мира вполне обычным (и даже в какой-то мере привычным) явлением, описаны святым Космой с удивительной достоверностью. В своём пророчестве он передал ужас новых кровопролитных войн.
Относительно фразы «выйдите вы, мёртвые» в историографии существуют разные интерпретации. Игумения Евфимия (Гелти) полагает, что эти слова показывают стремление людей спрятаться, найти убежище под землёй. По её мнению, в этом пророчестве Святой предсказывает появление подземных бомбоубежищ.
Второе толкование пророчеств связывает слова Святого с последними временами. Когда люди от обрушившихся бедствий и от своего маловерия придут в такое отчаяние, что позавидуют мёртвым.
3. «Столько всего произойдёт, что матери от страха будут преждевременно рожать своих детей».
Большинство исследователей связывает это пророчество с последствиями военных действий: беззащитностью людей перед изощрённым оружием, ужасом и страхом, которое оно будет в них вселять. Типичными для человека, оказавшегося в зоне военного конфликта, являются чувства тревоги, страха, подавленности.
Слова «матери от страха будут преждевременно рожать своих детей» сбылись в буквальном смысле. По данным статистики, в современных военных конфликтах в период активных боевых действий возрастает число преждевременных родов и количество мертворождённых детей.
Возможно, что в этом пророчестве речь идёт не только о бесчеловечных войнах, но и о жестокости и безжалостности нынешней мирной жизни.
4. «Придёт время, и вы ничего не станете узнавать».
Современные средства массовой информации стараются формировать общественное мнение: они подают только выгодные им факты, дозируют информацию, порой пользуются непроверенными и даже заведомо вымышленными данными. Говоря об отсутствии гласности, имеют в виду, прежде всего, тоталитарные страны. Однако и в демократических государствах ситуация не лучше.
Газеты, журналы, радио и телепередачи всё больше и больше походят одна на другую: их содержание, редакционные комментарии всё менее и менее разнообразны. В практику прессы вошло применение «консервативных» передовиц, которые готовятся в центральном агентстве и продаются газетам как расфасованный товар. СМИ поддерживают точку зрения и защищают интересы крупных компаний и государственных структур, от которых находятся в финансовой зависимости. Место серьёзных изданий стала занимать журнальная беллетристика, специализирующаяся, как правило, на сексуальных темах и сплетнях; журналы-дайджесты, трактующие по своему вкусу огромное количество информации и «облегчающие» читателю задачу не только получения, но и осмысления сведений о происходящих событиях, что, в конечном счёте, отнимает желание и способность самостоятельно мыслить1.
5. «Зло придёт к вам от образованных».
6. «То, что вам предстоит претерпеть, случится с вами из-за людей начитанных».
«Человек, осваивая пространства и просторы вокруг себя, как будто забыл о множестве бескрайних миров внутри себя. Процветание внешнего прогресса нашей технократической цивилизации сопровождается всё большим увяданием и бесчувствием. Неутомимая жажда освоения внешних просторов искалечила внутренний мир человека, что повлекло извращение взаимоотношений людей и обществ. Человек, словно река, вышел из своих берегов, и возникла опасность, что русло этой реки высохнет под палящими солнечными лучами и исчезнет с лица земли» (митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий , сербский богослов).
«Культура – это хорошо, но для того, чтобы она принесла пользу, необходимо «окультурить” ещё и душу. Иначе культура закончится катастрофой. «Зло, – сказал святой Косма Этолийский, – придёт от людей грамотных”. Несмотря на то, что наука продвинулась далеко вперёд и достигла столь больших успехов, люди, стремясь помочь миру, делают это так, что разрушают его, сами этого не понимая. Бог позволил человеку делать всё по собственному разумению, но, не слушая Бога, человек губит сам себя. Человек сам разрушает себя тем, что он создаёт.
Памятники Косме Этолийскому установлены во многих областях Греции
Люди ХХ века – чего же они достигли своей культурой и цивилизацией ! Они свели мир с ума, они загрязнили атмосферу, они испортили всё на свете. Если колесо сойдёт с оси, то продолжает вращаться без цели. Так и люди – сойдя с оси Божией гармонии, они мучаются. В старину люди страдали от войны, сегодня они страдают от цивилизации. Тогда из-за войны люди из городов переселялись в деревни и жили, имея какой-нибудь небольшой огородик. А сейчас люди не смогут жить в городах и будут из них уходить из-за натиска цивилизации. Тогда война приносила людям смерть, а сейчас цивилизация приносит им болезни»2.
Научные достижения вместо того, чтобы использоваться на благо человечества, приводят к катастрофе: ядерное и бактериологическое оружие, загрязнение окружающей среды, вмешательство в природные процессы.
Существует и другое, более конкретное толкование этих пророчеств. Михаил Тритос и ряд других авторитетных учёных выдвигают предположение, что под «образованными» и «начитанными» Косма Этолийский имел в виду деятелей европейского Просвещения3.
7. «В школах появятся такие вещи, что ум ваш не вместит».
Дети рисуют святого Косму
Во многих странах школы фактически стали центрами антихристианской пропаганды. Кроме того, в некоторых учебных заведениях идёт пропаганда сексуальной распущенности и вседозволенности.
Вспоминаются слова современника и соратника Космы Этолийского – святого Афанасия Паросского: «Если родители не будут следить за тем, куда отправляют детей и что дети учат, то придёт время, когда наш народ будет горько плакать на развалинах».
8. «Воры и разбойники не будут более промышлять в горах. Они будут жить в городах, одеваться как обычные люди и приходить среди бела дня, чтобы обворовать вас».
Действительно, сегодня воров уже практически не встретишь в лесах, горах и на большой дороге. Они не нападают на людей под покровом ночи, не носят маски и бесшумную обувь. Они живут среди нас и часто совершают свои преступления среди бела дня, не опасаясь, что их настигнет возмездие.
В этом пророчестве святой Косма предсказал также такие явления современности, как отмывание денег, валютные махинации, аферы, финансовые пирамиды.
9. «Мы увидим, как земля наша превратится в Содом и Гоморру».
К сожалению, пророчество Святого начинает сбываться в наши дни. Извращения, за которые Господь некогда стёр с земли два древних города, получили широкое распространение. С каждым днём они становятся всё более привычным явлением и уже воспринимаются многими не как постыдные извращения, а как вариант нормы. Во многих странах уже узаконены однополые браки.
10. «После мировой войны люди будут есть золотыми ложками».
Согласно общепринятому в историографии мнению, здесь Святой имел в виду относительное благополучие, наступившее в Западной Европе и США после Второй мировой войны. В обществе потребления люди работают не для того, чтобы поддерживать свою жизнь, а для того, чтобы приобрести возможность потреблять.
«Быть потребителем… значит быть включённым в специфический набор культурных символов и ценностей»4.
Именно это имел в виду святой Косма, когда говорил о «золотых ложках». С одной стороны, они – символ благополучия, ставшего доступным широким слоям населения, с другой – потребления, возведённого в идеал и культ современным обществом.
«Люди нашей эпохи не пережили ни войн, ни голода. «И в Боге, – говорят они, – мы тоже не нуждаемся”. Они имеют всё и поэтому ничего не ценят»5.
11. «Придёт время, и вы увидите, как три, даже четыре семьи будут жить в одном доме».
Здесь Святой, вероятно, предсказал появление многоквартирных домов.
12. «Не стройте большие дома, чтобы к вам не заселялись другие».
13. «Не стройте большие дома с большими окнами, чтобы к вам не заходили беспрепятственно».
Во время войн оккупационные войска всегда занимают самые большие дома.
14. «Придёт время, и люди закроются в больших коробках, а их отцы будут умирать в маленьких».
«Косма Этолийский. Великий народный учитель». Надпись на одной из улиц селения
Вероятно, речь идёт о массовом переселении жителей деревень (преимущественно молодёжи) в города, где они станут жить в «больших коробках» – многоквартирных небоскрёбах. Родители переселенцев, брошенные своими сыновьями, уехавшими в поисках лучшей жизни, останутся доживать свой век в деревнях в небольших домиках – «маленьких коробках».
15. «На Востоке будет царить бюрократия».
Это пророчество святого исполнилось и остаётся актуальным по сей день.
16. «Налогом обложат даже куриц и окна».
С одной стороны, это пророчество можно понимать фигурально – ведь налогом сейчас обложено почти всё, с другой – в буквальном смысле: при оценке налоговой инспекцией загородных домов в некоторых странах учитывается количество окон в домах и поголовье домашних животных.
С началом кризиса в 2009 году, чтобы избежать уклонения от налогов, правительство Греции стало присылать налоговые требования в квитанциях на оплату электроэнергии. В случаях, когда люди не могут внести налоговые сборы, им отключают электричество. В конце 2012 года в перечень налогооблагаемого имущества были включены и курятники. Таким образом пророчество святого Космы исполнилось в буквальном смысле.
В октябре 2013 года сбылась и вторая часть пророчества. В новую редакцию налога на недвижимое имущество (который увеличен в несколько раз) включён и такой параметр, как количество окон в доме (чем их больше –тем налог выше).
17. «Будет такая дороговизна, что дальше некуда. Но она продлится недолго».
Относительно времени, к которому относится это пророчество, учёные высказывают разные предположения.
18. «Вам ссудят много денег и потребуют обратно, но не смогут взять».
Система льготного кредитования стала массовым явлением в США и Европе после Второй мировой войны. К середине 1960-х годов около половины американских семей покупали в кредит автомобили и технику, а к 1973 году в кредит было продано уже около двух третей всех товаров. Такой образ жизни означал привычку радоваться вещам ещё до того, как они выкуплены, и укоренял психологию массового потребления. Кредиты брали на всё: на автомобили, жильё, мебель, бытовую технику, одежду, путёвки и продукты питания…
Широкое распространение получило и кредитование в форме государственных займов. Подобная помощь была оказана США государствам Европы после Второй мировой войны; Европейский Союз помогал странам, являющимся его участниками.
Современные греческие церковные деятели и богословы единодушно связывают это пророчество святого Космы Этолийского с долговым кризисом в Греции6. Этой стране «ссудили много денег», в течение многих лет фактически навязывая всё новые и новые кредиты.
Следствием этого стало то, что Греция попала в финансовую ловушку и в настоящее время вынуждена работать только на обслуживание долга, утратив значительную часть своего суверенитета. Фактически мы наблюдаем исполнение второй части пророчества Космы Этолийского: европейцы «потребовали деньги обратно».
Согласно этой трактовке, заключительная часть пророчества святого Космы говорит о том, что навязанные грекам финансовые средства не будут возвращены обратно выделившим их кредиторам. Вероятно, этому помешает какое-то общемировое бедствие или война, и в результате – обвал мировой экономической системы.
Часто взамен денег кредитор требует каких-то уступок, льгот, привилегий. Подобную ситуацию мы можем проследить на примере Греции и Европейского Союза. Пользуясь финансовой зависимостью Греции, ЕС требует от неё уступок по целому ряду направлений: признать браки между представителями сексуальных меньшинств, отменить привилегии Греческой Православной Церкви. В этом контексте, с предсказанием святого Космы Этолийского перекликается пророчество Старца Паисия Святогорца, указавшего на греческий долговой кризис за двадцать лет до его начала:
«На нашу страну наложили колоссальный внешний государственный долг7. Долг такой огромный, чтобы мы не только не могли погасить задолженность, но и не успевали бы выплатить проценты по этому займу. Под благовидным оправданием, они хотят запустить экономическую программу полного истребления нашего народа.
Они будут постоянно внедрять новые меры экономического воздействия и неподъёмные налоги, и этим добьются того, что народ в конце концов возмутится. И чего же они этим добьются? А вот чего: народ под непосильным экономическим гнётом будет искать передышки, но её никогда народу не дадут, до тех пор пока люди окончательно не сдадутся и не преклонят свою голову до земли, высказывая тем самым совершенную покорность новой мировой системе.
Они будут говорить: «Вы правы, что протестуете, однако, у вас большой внешний долг, а те, у кого много денег, не платят налогов; чтобы нам не накладывать несправедливо на вас больших налоговых сборов – вы должны согласиться с совершенной системой электронного контроля. Благодаря её внедрению станет видно, кто уважает закон, а кто избегает налогов».
Одновременно через финансовую электронную систему они будут предоставлять льготы и преференции, чтобы соблазнить людей мифическим экономическим облегчением.
Братья, совершается чудовищный обман!
Мы не сможем погасить внешний долг нашего государства, какие бы финансовые меры не были бы приняты. В их планы не входит существование экономически состоятельной и независимой Греции»8.
19. «Вас обложат большим, непереносимым налогом, но не смогут добиться своего».
В современной греческой историографии принято связывать это пророчество с экономическим кризисом в Греции. Подписав «меморандум» с тройкой международных кредиторов, правительство Греции взяло на себя обязательство проводить меры жёсткой экономии. В результате сбылось то, о чём пророчествовал святой Косма: долговое бремя политики переложили на простых граждан, которых «обложили тяжёлым, непереносимым налогом». Однако подобные меры не привели к желаемому эффекту и кредиторы не смогли «добиться своего»: греческий долг не только не сократился, но и значительно возрос.
20. «Чтобы спастись, вы пойдёте жить в другое место, а другие придут на ваше».
В течение всего XX века греки вынуждены были покидать родные земли: после геноцида, развязанного турками, более миллиона греков оставили Константинополь и Малую Азию. В 1974 году часть острова Кипр была незаконно оккупирована турецкими войсками. Греки, бежавшие из своих домов, переселились в южную часть острова, а за разделительной линией остались их дома, заселённые теперь турецкими семьями9.
В 1970 году произошло насильственное перемещение православного населения Северного Эпира (как раз в этом месте и было произнесено пророчество святого Космы). В действие был приведён план по этнической чистке этой области (находящийся в южной Албании Северный Эпир был заселён тогда преимущественно греческим православным населением). Семьдесят восемь тысяч греков были насильственно переселены в северную Албанию. Лишь шестнадцати тысячам впоследствии удалось вернуться. Большинство из них были убиты, погибли из-за перенесённых лишений или в концентрационных лагерях. Их поселили в жалких бараках и заставили работать в нечеловеческих условиях за мизерную плату. Параллельно с переселением греков на север, албанцы переселялись на юг, занимая оставленные греками селения.
Вспомним массовый исход сербов из Косово. Они «ушли жить в другое место», а их дома заняли албанцы. Подобная ситуация была и в Хорватии, где сербы также были насильственно изгнаны из своих домов.
21. «Вы увидите, как одни будут переселяться вверх, а другие вниз».
22. «Когда увидите, как одни переселяются на юг, а другие на север – уже близко будет».
Согласно мнению современных греческих историков и богословов, в своих пророчествах святой Косма предсказал процессы, получившие особенно бурное развитие в наше время: массовое переселение и эмиграцию. Так, в Европейский союз хлынули миллионы эмигрантов из Азии, Африки и стран Восточной Европы. Подобная ситуация наблюдается и в России, куда в поисках заработка ежегодно перебираются сотни тысяч так называемых гастарбайтеров, граждан государств бывшего СССР. Параллельно в нашей стране наблюдается и массовая внутренняя миграция.
Все эти обстоятельства укладывается в общую канву глобализационных процессов – в той или иной степени приближают приход антихриста. Об этом и говорит святой Косма в своём пророчестве: «Тогда уже близко будет».
23. «Горе Греции, когда на её территории поселятся иноземные народы».
24. «Придут грязные народы. Когда они появятся – не бойтесь, когда будут уходить – посторонитесь».
Большинство современных толкователей пророчеств Космы Этолийского, полагают, что святой ведёт здесь речь о таком явлении как нелегальная иммиграция.
25. «Придёт время и там, где сейчас парни вешают свои ружья, цыгане развесят свои музыкальные инструменты».
Мощи Космы Этолийского
«Мы дожили до того времени, о котором говорил, святой Косма Этолийский <… > Там, где раньше подвизались монахи, там, где раньше висели их чётки, сейчас голосят радиоприёмники и шипят прохладительные напитки!.. Да, видно, пройдёт ещё немного лет и всё это уже не понадобится. Вообще, из того, что происходит, следует вывод: жизнь приближается к концу. Наступает конец жизни и конец этого мира»10.
26. «Это случится внезапно. Пусть на двери у вас висит мешок с пшеницей. Вы наткнётесь на него, когда будете уходить. Не оставляйте его, но возьмите с собой, чтобы ели вы и ваши дети».
27. «Пусть у вас будет соль, чтобы вы могли солить травы. Соль должна быть в мешке, который будет висеть у вас на двери, чтобы вы не забыли его с собой взять».
В Северном Эпире люди приняли слова Святого как руководство к действию. Они вешали мешки с провизией на двери своих домов и при любых чрезвычайных ситуациях брали с собой.
28. «После всеобщей войны людям придётся проделать получасовой путь, чтобы встретить человека и побрататься с ним».
Существует два толкования этого пророчества. Согласно первому, речь идёт о ядерной войне, результатом которой станет массовая гибель населения земли. Согласно второму, Святой имеет в виду войну против Православия, в результате которой будет потеряно доверие между православными, все сложнее будет найти «брата» – человека, близкого по духу.
29. «Придёт время и мокрые будут гореть вместе с сухими».
Речь в пророчестве вероятно идёт о том, что невиновные будут вынуждены разделить скорби и беды вместе с виновными, из-за грехов которых ниспосланы будут подобные наказания. Например, в случае ядерной войны или какого-то другого подобного катаклизма.
30. «Что будет у вас – всё отдайте, берегите только ваши души».
31. «Придёт время, когда враги заберут у вас даже пепел из очага. Но вы не изменяйте своей вере, как это сделают многие другие».
Святой предупреждает нас: чтобы спасти свою жизнь, следует пожертвовать всеми материальными благами и удобствами, но нельзя предавать свою веру. Эти слова перекликаются со словами его поучений:
«Тело наше пусть сгорит, пусть изжарят его; все земные вещи пусть заберут у нас (нет им места в будущем, отдайте их, они не ваши). Берегите и заботьтесь только о душе и Христе – лишь это вам необходимо, никто не сможет отнять их у вас против вашей воли. Храните их и не потеряйте».
1 В наиболее концентрированном виде эти процессы выступают в рекламе: тенденция к манипулированию человеческой психикой, лишение личности способности разумного самоконтроля, принуждение её к желаемому типу поведения и образу мышления, формирование запросов, вкусов и т.д. Реклама играет роль одного из сильнейших рычагов, с помощью которого обеспечивается девальвация духовных и моральных ценностей, создание потребительской психологии.
2 Старец Паисий Святогорец. Слова. Т. 1. С. 130 –131.
3 Сам святой Косма был активным противником Европейского Просвещения. Подробнее см.: Традиционное просветительство в Греции: Косма Этолийский и Никодим Святогорец. М., 2008.
4 Ж. Бодрийар. Система вещей. СПб., 1998. С. 96
5 Старец Паисий Святогорец. Слова. Т. 1 С. 116.
6 См., напр., статью митрополита Гортинского Иеремии (http://www.agionoros.ru/docs/293.html).
7 В начале 1990-х гг. Когда Старец Паисий произнёс эти пророческие слова, никто ещё не знал о том, что у Греции существует большая внешняя задолженность.
О том, что в эти годы Турция навлечет на себя гнев многих государств, еще несколько десятилетий назад предупреждал старец Паисий Святогорец прорицатель, которого в Греции уважительно называют «наш собственный Нострадамус». Но больше всего шокирует то, что, по убеждению провидца, произойдет дальше с Турцией: «Будет она отдана в руки русских и распадется на три-четыре части».
И это лишь крохотная часть тех пророчеств, которые много лет пылились в хранилище монастыря апостола Иоанна Богослова, который стоит на северо-восточном побережье Греции, в долине селения Суроти. В этой земле покоится один из самых почитаемых и уважаемых в Греции старцев XX века святой блаженный схимонах Паисий Афонский. Тысячи людей со всех уголков мира ежедневно приезжают сюда в надежде на чудо.
Задолго до событий он предсказал аварию на Чернобыльской АЭС, предвидел распад Советского Союза и бомбардировки Югославии силами НАТО, но чаще всего старец Паисий говорил о России в контексте ее геополитических отношений с Турцией.
Пророчество Паисия Святогорца: «Вы все узнаете о начале войны, когда в небе над Средиземным морем Турция нападет на Россию. Поначалу турки будут думать, что они побеждают, но это обернется их концом. В итоге Константинополь вновь станет православным. Русские вернут город грекам».
Сразу после того, как Турция сбила российский бомбардировщик, о пророчествах старца Паисия первыми вспомнили греческие СМИ. Они стали говорить, что пророчество про падение Стамбула начинает сбываться. Редкий случай, но с журналистами полностью согласны представители греческой православной епархии.
Отец Григорий: «Сегодня мы наблюдаем то, о чем старец говорил еще 25 лет назад: благодаря русским Константинополь вновь будет столицей православной веры».
Пророчество Паисия Святогорца: «На ваших глазах Средний Восток станет ареной войн, в которых примут участие русские. Но Турция потерпит поражение, Турцию разрушат ее союзники. Турция будет уничтожена и стерта с карты навсегда. Страну разделят на три-четыре части: греки, курды и армяне возьмут свои земли. Время уже ведет обратный отчет».
То, что эти слова не приписали старцу Паисию, готов подтвердить профессор теологии Брюссельского университета.
Кенанидис Константинов, профессор теологии, Брюссель: «Пророчество про падение и раздел Турции святой Паисий произнес в моем присутствии, в тот день он также говорил про фанатиков, которые погубят Европу и только сейчас я понимаю, что он имел в виду».
Подробности в репортаже «Центрального телевидения».
Подписаться на уведомления Отписаться от уведомлений
Святой равноапостольный Косма Этолийский
«Каждый христианин, будь то мужчина или женщина, должен заботиться не только о своём спасении, но должен ещё заботиться и о своих братьях. А тот, кто печётся только о себе и совсем не заботится о ближних, не наследует Царствия Божия».
Так говорил, стоя посреди деревенской площади, пожилой, но вдохновенный и очень живой священник. Толпа собравшихся крестьян одобрительно загудела, а проповедник, которого называли святым Космой, продолжал говорить. Слова его были так сильны, что уставшие за день крестьяне будто забыли о времени и до самой ночи слушали Косма.
— Благородные братья, вы хотите быть людьми или ослами?
– Людьми.
– Тогда сделайте тело рабом, а душу его госпожой, и будете называться людьми.
Так учил Косма.
Шёл восемнадцатый век от Рождества Христова. Завоёванная турками Греция находилась на краю полной гибели. Народ забывал о своей вере: многие деревни целиком принимали ислам. Те же, кто формально оставались православными, почти ничего не знали о вере, не исповедовались и не причащались.
В это-то трудное время и появился святой Косма Этолийский. Получив духовное образование на Афоне, по благословению Константинопольского патриарха он вышел на проповедь по всей Греции, чтобы вернуть народ к отцовской вере. Косма обошёл множество селений и основал сотни народных школ. Он призывал греков быть верными Богу несмотря ни на что, говоря: «Тот, у кого в сердце Христос, не боится целого мира. Будем всегда иметь Бога в наших сердцах, и тогда нам ничего не будет страшно. Всегда возлагайте надежду на Бога».
В беседах с народом Косма часто прибегал к сильным образам, интересным сравнениям. Однажды он сказал одному человеку:
– Хочешь понять, брат мой, чем ты обязан Богу? У тебя есть жена. Ты был бы рад, если бы другой поцеловал её?
– Нет.
– В какой степени ты не хочешь, чтобы другой был связан с твоей женой, в такой же Бог не хочет, чтобы ты имел связь с диаволом. Бог создал нас не для диавола и ада, но для Себя и для Рая.
Святому Косме часто приходилось исправлять огрубевшие под турецким игом нравы греков.
– Как вы относитесь к женщинам? – спросил как-то Косма собравшихся мужчин.
– Как к существам низшим.
– Напрасно, братья мои, если вы, мужчины, хотите быть лучше, чем ваши жёны, вы должны и поступки совершать более достойные, чем они. А тебе, брат мой, мужчина, следует обращаться с женщиной не как с рабыней, поскольку и она, подобно тебе, творение Божие.
Косма обрёл всенародную любовь, в переходах из одного селения в другое за ним шли тысячи людей. Святого Косму уважали даже разбойники и турки. Так, знаменитый в то время разбойник Тоцкас после встречи с Космой коренным образом переменил свою жизнь и стал глубоко верующим. Правитель Эпира Али-паша считал Косму святым человеком и снисходительно относился к христианской проповеди.
Но чем больше проповедовал Косма, тем больше у него появлялось не только друзей, но и врагов. В 1779 году он был удавлен после сфабрикованного обвинения в шпионаже против Турции в пользу России.
Наследие святого Космы – это сотни проповедей и народных школ, а также десятки поразительных, документально засвидетельствованных пророчеств, многие из которых исполнились только в наше время.
Так, Косма пророчествовал: «Весь мир будет опоясан одной ниткой, люди будут разговаривать из одной дальней местности с другой, например, из Константинополя с Россией».
Святой Косма Этолийский даёт нам пример истинно христианской жизни, наполненной служением Богу и ближним.
Род. в обл. Этолия (в зап. части Греции) в сел. Мега-Дендрон (нек-рые исследователи считают, что в соседнем сел. Таксьярхис), в семье ткачей. При крещении получил редкое имя Констас или Констант (Κώνστας). С юного возраста он отличался тягой к знаниям и старался получить хорошее образование, чтобы «послужить на пользу христиан». Первым учителем Константа стал его старший брат Хрисанф Этолийский (впосл. возглавивший Патриаршую Академию в К-поле), с 8 лет он обучался под рук. иеродиак. Герасима (Лицикаса) в Сигдице. В 1732 г. Констант поступил в общинную школу Ломботины (ныне Ано-Хора). Он был способным и одаренным учеником и через 2 года сам стал учить детей. Констант отказался от применения телесных наказаний и использовал ряд новаторских педагогических методик. Вскоре он открыл школу в сел. Таксьярхис.
Равноап. Косма Этолийский. Мозаика ворот мон-ря равноап. Космы Этолийского в Мега-Дендро, Греция. XXI в.
Равноап. Косма Этолийский. Мозаика ворот мон-ря равноап. Космы Этолийского в Мега-Дендро, Греция. XXI в.
Констант продолжил свое образование в «Эллиномусионе» — учебном заведении при мон-ре св. Параскевы (Гува) (близ совр. сел. Врангиана, ном Эвритания), где помимо богословских дисциплин расширил познания в области арифметики и геометрии. В академии Афониада на Св. Горе он изучал арифметику, геометрию, физику, космографию, а также логику, введение в философию и метафизику, многие преподаватели Афониады использовали новейшие данные науки, принятые в Зап. Европе. Также Констант в совершенстве овладел древнегреческим и 3 европейскими языками. Его учителя, Николаос Дзардзулис и Панайотис Палама, обладали высоким авторитетом у современников. Они вели активную просветительскую деятельность, основали в Греции неск. учебных заведений. Определяющее влияние на формирование взглядов Константа оказал возглавлявший Афониаду Евгений (Булгарис); группа его учеников (в т. ч. и Констант) образовала тайное общество, чья деятельность была направлена на борьбу с безграмотностью и просвещение народа. Мн. члены об-ва (их было ок. 30 чел.) впосл. стали архиереями, известными дидаскалами и проповедниками.
В 1759 г. Констант принял постриг с именем Косма в афонском мон-ре прп. Филофея. Вскоре по прошению братии он был рукоположен во иерея. Главной причиной, побудившей К. Э. покинуть мон-рь (по его собственному признанию), было стремление к апостольскому служению. Он постепенно готовился к осуществлению задуманного, изучая на Афоне Свящ. Писание и святоотеческие творения. Совершенствование образования К. Э. сочетал с аскетическим деланием. Впосл. К. Э. не прерывал духовных связей со Св. Горой, к-рая была исходным пунктом его миссионерских путешествий.
В кон. 1760 г. К. Э. прибыл в К-поль с твердым намерением начать проповедническую деятельность. Патриарх Серафим II (1757-1761) с одобрением отнесся к той миссии, к-рую хотел возложить на себя К. Э., и дал ему свое благословение. Впосл. К. Э. встречался с патриархом Самуилом I (Хандзерисом) (1763-1768, 1773-1774), к-рый также был к нему благосклонен и оказывал всестороннюю поддержку. С 1760 по 1779 г. К. Э. совершил 4 миссионерских путешествия (самый большой перерыв между ними был в 1773-1775, когда он жил на Афоне). Из-за духовного упадка в период османского господства миссионерская деятельность проповедника носила многосторонний характер: он стремился вернуть отошедших от Православия людей в лоно Церкви, возродить подлинно христ. жизнь, укрепить единство правосл. народов. К. Э. проповедовал не только в греч. землях, но и на территории совр. Албании, Болгарии, Республики Македонии и Турции. Всего он побывал более чем в 30 областях. Особое внимание он уделял тем районам, над населением к-рых нависла угроза исламизации и утраты правосл. идентичности. В Сев. Эпире православные, забыв греч. язык, говорили по-албански и многие принимали ислам. К. Э. подчеркивал значение греч. языка как языка Евангелия и Церкви. Проповедник неоднократно посещал Сев. Эпир и достиг значительных успехов в распространении греч. языка. Современники К. Э. свидетельствовали, что своими проповедями ему удалось приостановить массовую исламизацию в этих местах.
Первоначально народ встречал проповедника настороженно, К. Э. даже сталкивался с враждебностью местного населения. Но вскоре его ораторский дар, трудолюбие, нестяжание и самопожертвование привлекли внимание слушателей. К. Э. не останавливался в домах богачей и знати, был очень воздержан в еде, его имущество состояло из рясы и переносной кафедры. Произнеся проповедь в одном селении, он, невзирая на полуденный зной, переходил в следующее.
В течение нескольких лет молва о К. Э. распространилась по Балканам. Проповеди К. Э. собирали тысячи слушателей, у святого появилось значительное число учеников и последователей, его постоянно сопровождали несколько десятков священников. Керкирский гр. Д. Мамонас свидетельствует, что за проповедником следовали по меньшей мере 6 тыс. чел. Согласно данным венецианских архивов, на проповеди К. Э. порой приходили более 15 тыс. слушателей. Наибольшую популярность К. Э. приобрел среди простого народа, но многие влиятельные, знатные и образованные люди также почитали проповедника. Среди них было немало мусульман. Али-паша Янинский покровительствовал К. Э., считая его великим праведником и пророком.
Церковь равноап. Космы Этолийского близ Копаноса (Греция). 1999–2002 гг.
Церковь равноап. Космы Этолийского близ Копаноса (Греция). 1999–2002 гг.
Из-за многочисленности аудитории К. Э. приходилось проповедовать под открытым небом: на выбранном месте ставили большой деревянный крест, у его подножия — кафедру, на к-рую поднимался К. Э. Как правило, он начинал говорить вечером (когда крестьяне возвращались с хозяйственных работ) и продолжал до глубокой ночи. Уходя, он забирал кафедру с собой, а крест оставлял на месте как напоминание о проповеди. По свидетельству очевидцев, народ неотрывно следил за словами К. Э., на протяжении многочасовой проповеди сохранялась абсолютная тишина. Мн. современники отмечали удивительную силу слова святого. Информатор венецианских властей Ф. Дзонца так описывал влияние проповеди К. Э. на людей: «Они бежали за ним, целуя ему руки и ноги, почитая его словно настоящего спасителя, даже преступники, которые находились вне закона, примирялись со своими врагами и впредь жили мирно» (Ξανθοπούλου-Κυριακού. 1984. Σ. 33, 81). Перед уходом он призывал христиан исповедаться, поститься и совершал всенощное бдение.
К. Э. побуждал всех, имевших деньги, покупать святоотеческую лит-ру. Эти книги он раздавал в подарок тем, кто знали грамоту или хотели учиться. Более 4 тыс. купелей для крещения были приобретены на средства богатых дарителей по просьбе проповедника и переданы в разные храмы.
К. Э. открыл множество учебных заведений (в это число входят и ранее существовавшие школы, работа к-рых была возобновлена по инициативе проповедника). Большинство из них он основал сам, некоторые по его указанию — ученики и последователи. К. Э. считал, что образование должно быть всеобщим и бесплатным, и делал все возможное, чтобы такая практика стала повсеместной. На строительство школ использовали часть доходов от общинных и храмовых земель, а также пожертвования и дары, приносимые святому. Во многих проповедях К. Э. призывал современников отказываться от роскошных нарядов и золотых украшений и направлять средства на поддержку системы образования. Если и этих пожертвований было недостаточно, он объявлял дополнительный сбор средств. Он также установил практику т. н. воскресного молока. Это означало, что деньги от продажи сельскохозяйственных продуктов в воскресенье шли на поддержку школ. К. Э. одним из первых говорил о необходимости обучения не только мальчиков, но и девочек. Среди учеников, получивших образование в школах К. Э., было немало детей, впосл. ставших видными общественными и церковными деятелями. В их числе был знаменитый греческий революционер Ригас Велестинлис. К. Э. заботился об обеспечении учителей жалованием и жильем. Он организовал школы по подготовке учителей и проповедников в Дервицани при ставропигиальной обители Диврийской Пресв. Богородицы и в мон-ре ап. Иоанна Богослова.
К. Э. считал, что община и церковный приход должны стать центрами общественных и просветительских собраний для местного населения. Участие в жизни Церкви он рассматривал как способ консолидации общества. Для преодоления обособленности жителей соседних населенных пунктов по его инициативе на перекрестках дорог были построены поклонные часовни (проскинитарии), в дни церковных торжеств там собирались люди со всей округи. К. Э. стремился восстановить среди жителей близлежащих селений забытую традицию отмечать вместе престольные праздники. Он заботился не только о духовном спасении своей паствы, но старался сделать так, чтобы люди «эту жизнь прожили хорошо, в мире и любви, а после наследовали вечную радость Рая» (Μενούνος. 2002. Σ. 144, 180, 207). К. Э. вникал в самые насущные бытовые проблемы. Напр., давал советы по уходу за плодовыми деревьями. Сотни деревьев были посажены К. Э., нек-рые из них сохранились до наст. времени; считается, что он ввел распространенный в Греции обычай сажать у дома тутовые деревья.
К. Э. был связан дружескими отношениями и сотрудничал со мн. участниками «филокалического возрождения». Как и др. традиционалисты, он полагал, что только через возрождение Православия греки и др. правосл. народы Балкан смогут сберечь свою идентичность. Вместе с участниками движения колливадов К. Э. выступил в защиту воскресного дня, он учил христиан не работать и не устраивать торговых дней по воскресениям. По его призыву многие изменили свой жизненный уклад и в некоторых районах торговля по воскресным дням прекратилась.
К. Э. проповедовал универсальность исихастской практики как для монашествующих, так и для мирян, он раздал более 300 тыс. четок и учил людей творить Иисусову молитву. Так, в ряде областей среди мирян получила широкое распространение практика «умной молитвы» (святогорская версия Иисусовой молитвы: «Господи Иисусе Христе, Сыне и Слове Бога Живаго, Богородицею помилуй мя»).
Большое внимание К. Э. уделил сохранению народных обычаев. Для внешнего отличия православных от турок он советовал мужчинам не брить головы и не носить фески с длинными кисточками, женщин призывал надевать платки (он раздал слушательницам более 400 тыс. косынок и платков).
24 авг. 1779 г. К. Э. принял мученическую кончину в сел. Муйяли (на территории совр. Албании) от рук приближенных Курт-паши, подкупленного врагами святого (ростовщиками и торговцами-иудеями). За голову К. Э. была заплачена огромная денежная сумма. После повешения тело проповедника было брошено в реку Апсос и обретено через 3 дня иером. Марком из мон-ря Введения во храм Пресв. Богородицы (Арденица) близ Коликондаси. По преданию, он увидел, что К. Э. как живой стоит на воде. Иером. Марк перенес тело святого в свой мон-рь и похоронил за алтарем. У могилы произошло множество чудес.