Содержание
Ваш ребенок пошел в 1 класс
Ваш малыш пошел в первый класс, стал школьником.
И вас терзают смутные сомнения: а вдруг не справится, а вдруг будет плохо учиться… Не волнуйтесь, конечно, справится. Вот только на первых порах без вашей помощи и поддержки ему никак не обойтись.
Урок № 1:главное положительное качество школьных вещей – ограниченность их возможностей. Пенал должен быть прост в обращении и компактен, чтобы не занимать половину рабочей поверхности парты. В нем могут лежать две синие ручки (одна запасная), два простых карандаша, ластик (размером не больше кусочка сахара) и два цветных карандаша – красный и синий. Все остальные богатства в виде набора фломастеров или карандашей двадцати оттенков должны покоиться в отдельном футляре и доставаться только в случае необходимости.
Урок № 2.В портфель не стоит класть сотовый телефон. Эту рекомендацию можно распространить и на любые дорогие вещи. Всякая вещь в школе может потеряться, забыться или быть украденной. Заботящаяся о детях администрация устанавливает в вестибюлях бесплатные телефоны-автоматы. В случае крайней необходимости можно всегда позвонить из канцелярии или из учительской.
То же относится и к дорогим наручным часам, которые ребята обычно снимают перед занятиями физкультурой и имеют обыкновение забывать в раздевалке.
Урок № 3.А вот о чем не следует забывать, так это о небольшом рулончике туалетной бумаги. Каких бы евроремонтных высот ни достигали школы, туалетная бумага в школьных туалетах вечно пропадает. А для первоклассника школьный туалет – серьезное испытание. Если уж невозможно избавить малыша от этого стресса, то требуется его хотя бы смягчить.
Правильно, чтобы в портфеле еще лежала и пара бумажных салфеток – иногда нужно вытереть руки или нос (носового платка недостаточно или просто не оказалось).
Урок № 4.Нужны и специальные упаковки для завтрака: если в портфеле что-то разлилось или раздавилось, с этим стихийным бедствием малыш не в состоянии справиться.
Урок № 5.Игрушкам без разрешения взрослых в портфеле делать нечего. Лучше, чтобы дети вообще не брали с собой в школу ни машинок, ни кукол, ни роботов. Всегда существует опасность, что они будут использованы не только на перемене для обмена и завоевания симпатий одноклассников, а будут отвлекать ребенка и на уроке. А это чревато осложнениями отношений с учителем и потерей игрушки.
Урок №6 Учиться – это тоже работа. Поэтому постарайтесь, чтобы ребенок с радостью начинал свои трудовые будни. Обязательно провожайте его в школу. Даже, если по пути не надо переходить дорогу и школа находиться почти во дворе. Такие ежедневные утренние прогулки помогут первоклашке почувствовать всю важность своей новой роли школьника.
Он будет ощущать вашу поддержку и станет увереннее. По дороге можно повторить выученные уроки, поинтересоваться какие сегодня занятия предстоят маленькому ученику, чего он ждет от нового школьного дня. При необходимости приободрите его, настройте на позитивный лад.
Встречая из школы вместо традиционного вопроса «Какие сегодня оценки?» лучше поинтересуйтесь «Что нового в школе? Чем сегодня занимался? Что интересного было на уроках?». Видя, что вы проявляете интерес к его школьным делам, ребенок с воодушевлением расскажет обо всем, чем ему запомнился прошедший день, поделится своими радостями и огорчениями.
Урок №7 Почаще хвалите новоиспеченного школьника. Сейчас ваше одобрение ему нужно как никогда. Любым его победам искренне радуйтесь. Пусть даже вам кажется, что они незначительны. Казалось бы, ну, выучил ребенок стишок, ну, решил сам пример, что в этом такого. Но то, что кажется нам взрослым легким, для ребенка труд. Поэтому даже небольшой на ваш взгляд его успех все равно заслуживает похвалы. В честь первой полученной пятерки устройте небольшое домашнее торжество. Пусть ваше чадо ощутит восторг от успеха. Покажите, что вы гордитесь его достижениями.
Урок №8 А вот ругать ребенка за неудачи не стоит. Тем более, если он чего-то не понимает или делает ошибки. Лучше сядьте и спокойно доброжелательно объясните все что непонятно. И помните, что ошибки – это нормально, в процессе обучения без них не обойтись. Никогда не называйте ребенка «дураком, тупицей, бестолочью». Подобные оскорбления не вызовут ничего, кроме неуверенности, обиды и неприязни к школе. Гораздо лучше, если вы будете внушать ему уверенность в том, что он со всем справится.
Урок №9 Составьте и соблюдайте режим дня. Правильное распределение времени занятий и отдыха поможет избежать повышенной утомляемости. Дети в возрасте 6-7 лет должны через каждые полчаса занятий делать перерыв на 15-20 минут. И обязательно включите в распорядок дня прогулку.
Урок №10 Организуйте ребенку его персональное рабочее место – письменный стол и пару полок для учебников, тетрадок и прочих школьных принадлежностей. Позаботьтесь о хорошем освещении, это поможет избежать проблем со зрением.
Урок №11 Представьте, что вы пошли учиться вместе с ребенком. Поначалу усаживайтесь вместе делать домашние задания. Наберитесь терпения и садитесь за уроки только в хорошем настроении. Это поможет вам не раздражаться и не сорваться лишний раз. Постепенно отстраняйтесь от совместного выполнения уроков, предоставляйте первоклашке все больше самостоятельности. Но обязательно контролируйте сделанное. Не ругайтесь, но и не проверяйте молча. Не критикуйте. Если нашли какие-то ошибки, неточности, небрежности, предложите ребенку их исправить. И никогда не выполняйте домашних заданий за юного ученика. Помните, что учиться все-таки он, а не вы.
Урок №12 Для маленького школьника его учитель – это авторитет. Уважайте мнение ребенка о нем. И никогда не ругайте и не критикуйте педагога при ученике.
Урок №13 Конечно, первоклашке не легко привыкать к новой жизненной ситуации, но все же не освобождайте его от дел по дому. Привлекайте ребенка к уборке, мытью посуды и т.д. Только так он будет гармонично развиваться.
Урок №14 И помните, что, по сути, неважно как будет учиться ребенок. Ведь вы любите его не за хорошее поведение и оценки, а просто за то, что он существует.
Удачи вам!
Иногда самый приятный момент в учебном году – это покупка тетрадей, пеналов, рюкзаков и одежды. Причем приятный не только для школьника, но и для родителей. А вот утренние сборы, домашние задания, родительские собрания – да и сам поход в школьные стены может стать стрессом. Может, но не должен. Москва 24 узнала, как прожить девять школьных месяцев вместе с ребенком так, чтобы их захотелось повторить.
Яблоко от яблони
Фото: /Lopolo
Школа – это работа, но в этой работе много интересного: открытия, друзья, секреты, своя жизнь. От того, каким ассоциативным рядом родители окружают тему школы в разговорах дома, зависит, какой образ школы и обучения переймет ребенок. Эксперт в сфере эффективных коммуникаций Павел Коротин рекомендует понаблюдать за собой: отследить, какие мысли и реакции вызывают эти слова у вас самих: «Ощущения, которые вызывают в вас самих эти слова, очень важны. Ваше отношение считывается ребенком. Если ощущения неприятные, вы будете упираться и делать все, чтобы избежать столкновения с их источником. И ребенок будет. Понаблюдайте за тем, с какой интонацией вы произносите слова «школа», «учиться», «задание», «учитель». Можно ли то, что слышится в ваших словах, назвать радостью? Если нет, то в ребенке ли дело?»
На ощущения ребенка влияет ваша интонация, но обмануть чадо не получится, пока вы сами вздрагиваете от, например, неприятных воспоминаний. Возможно, стоит покопаться в памяти и найти то, что перечеркивает хорошее, которое тоже было. Ваша задача – сконцентрироваться на положительном, на том, за что школу можно поблагодарить. Короткое упражнение от эксперта – мысленно проговорить предложения, где всего одно слово меняет суть и… ощущения внутри:
«Мне важно участвовать в школьной жизни/научиться мотивировать ребенка» «Я должен участвовать в школьной жизни/научиться мотивировать ребенка» «Мне придется участвовать в школьной жизни/научиться мотивировать ребенка» «Я хочу участвовать в школьной жизни/научиться мотивировать ребенка» «Мне интересно участвовать в школьной жизни/научиться мотивировать ребенка»
Главное здесь – не обманывать себя: дети чувствуют фальшь. Следите за тем, что и как вы говорите, и со временем это поможет отнестись к школе не как к повинности, а как ко времени, которое может стать отличным стартом в будущее и кладезью атмосферных воспоминаний. Не нужно проецировать воспоминания и ожидания на детей, а вопрос «Как прошел день?» даст вам понять, что происходит у ребенка внутри.
Тонкости режима
Фото: Москва 24/Игорь Иванко
С наступлением сентября приходится не только вставать на работу самому, но и собирать в школу ребенка. Отлично, если вы озаботились ранними засыпаниями и подъемами в августе, чтобы чадо привыкло к распорядку, и сентябрьские подъемы к первому не стали неожиданностью. Но перестроиться после беззаботного лета трудно всем, часто у родителей не остается сил, энергии и времени на утренние уговоры, войны за незаправленную постель и другие мелкие дела. Совет: научиться договариваться с ребенком, делегировать ему ответственность за то, с чем он в состоянии справиться, и ускорить время на сборы бонусами за организованность.
Попробуйте поиграть в игру «тогда-когда». Сначала ребенок выполняет рутинные дела (одеться, причесаться, собрать рюкзак, заправить кровать), и только потом наступает приятная и долгожданная часть утра: вкусный или любимый завтрак, время на телевизор или на то, что он хочет. При этом неплохо повесить список утренних дел для ребенка, обозначить время на их выполнение – и заняться собой. А чадо научится распределять время и силы на выполнение этих задач, решит для себя очередность выполнения и будет мотивирован не растягивать их, чтобы получить «плюшки». Не успел собраться до завтрака сегодня – завтра будет расторопнее. И постепенно игра структурирует мышление, а неприятные поначалу дела перестанут отнимать много времени. Но это позволит родителям выкроить время утром, а школьника научит планированию, разовьет внимание и ответственность за себя.
Пусть утро будет добрым, желанным и приятным – для родителей в том числе. Позвольте себе утром что-то вкусное, позаботьтесь о приятной и бодрящей музыке, купите необычный кофе или чай, который будете пить только по утрам, придумайте семейный ритуал – словом, что-то, что перенесет внимание на позитив.
Не делайте домашние задания за него. Пусть ребенок справится с тем, с чем в силах, и попробует взяться за то, что вызывает у него трудности. Не делайте за него все с нуля, потому что он не понимает или оставил все задания на последний день. Помогите ему с планированием, объясните, как важно распределить уроки на дом по всем дням недели, контролируйте выполнение, но не стойте над душой. Будьте помощником, но не оказывайте медвежью услугу, беря на себя работу школьника.
С учителем на одном языке
Фото: Москва 24/Игорь Иванко
В любой ситуации важно помнить, что учитель и родитель – по одну сторону баррикад. Поэтому как минимум будет правильно познакомиться с учителями, составить о них свое мнение – чтобы успокоиться и понять, что ребенок в надежных руках. Не стоит ежедневно караулить учителя, засыпать его вопросами о любимом чаде, писать и звонить ему по вечерам. Во многих школах Москвы есть так называемые родительские четверги (среды, субботы), когда весь коллектив школы, все педагоги и администрация остаются на работе до вечера, чтобы встретиться с родителями и ответить на их вопросы. Это не родительские собрания с классным руководителем, где когда-то раньше предлагали скинуться на занавески (сейчас это запрещено), а это время, когда все учителя, тренеры, администрация остаются, чтобы родители успели приехать с работы и забежать в школу, познакомиться с нужным учителем или пробежаться по всем. Учителя настроены на правильный контакт с родителем, для них очень ценно доверие и сближение, они готовы выслушать проблемы или просьбы, если они прозвучат в корректной форме.
Учитель информатики в одной из школ Москвы Егор призывает родителей идти на контакт, советоваться с учителем, если нужно – просить помощи. Педагог обязательно пойдет навстречу, но во всем нужна мера. «Сейчас систему образования приравняли к оказанию услуг. И учителей – к тем, кто просто оказывает педагогические услуги по воспитанию и образованию детей. В связи с этим возникает одна важная и яркая проблема, которая очень видна у молодых родителей: они забывают, что это в первую очередь их дети, и считают, что вся ответственность за них лежит на плечах школы, – считает педагог. – Каждая неудача ребенка, каждый маленький промах в голове родителей – это вина именно учителя. Если у него не получилось, где-то не успел – виноват учитель».
Настроившись на диалог и на двустороннюю работу «учитель – родитель», осознав, что учитель не обслуживающий персонал, а тот, кто помогает ребенку и в первую очередь учит учиться, родитель перестанет предъявлять завышенные требования к педагогам. «Даже в спорных ситуациях нужен диалог», – говорит учитель.
Спорные ситуации нужно решать просто как взрослые люди, уверен учитель. Спокойным диалогом, золотое правило которого – выслушать и услышать три-четыре-пять позиций, аргументов каждой стороны. «Я допускаю, что иногда, в очень редких случаях, возможен разговор тет-а-тет на повышенных тонах, – говорит Егор. – Подчеркну, что это возможно не при детях, не при коллегах, а с глазу на глаз – и если проблема решится, если люди друг друга услышали, сбросили негатив, значит, это того стоило. При ребенке этого делать ни в коем случае нельзя, ведь он думает: если мама или папа так может общаться с учителем, значит, можно и мне. Это подрывает авторитет, а если нет авторитета, не будет и учебы. Я понимаю, что у всех бывают трудные дни, работа, загруженность, но все же это не повод приходить, кричать, ругаться матом, срываясь на учителя, а такие ситуации не редкость». Многие вопросы можно решить через классного руководителя, который всегда на связи с остальными учителями. И еще один совет – перестать требовать от учителей оценок, которые устроят вас. Прийти и попросить ребенку «пять», потому что это нужно вам «для спокойствия», – большая ошибка. Ребенок не получит знаний, а радость от красивого дневника продлится до тех пор, пока не придет пора сдавать экзамен. Спросите учителя, над чем можно поработать, проанализировать вместе с ребенком ошибки, подтянуть недопонятые темы – и учитель обязательно поможет. Не критикуйте учителя дома в присутствии ребенка, не приходите в школу без договоренности, выключите оповещения в родительском чате и читайте сообщения по необходимости – так вы избежите ненужных распрей и не будете тратить время на пустые обсуждения и переписку.
ЕГЭ без страха и упреков
Фото: Москва 24/Лидия Широнина
Предстоящий экзамен ребенка – головная боль родителей. Учебный год, в котором предстоит ЕГЭ или ОГЭ, будет более напряженным и интенсивным, но главное здесь – напомнить самому себе и школьнику, что даже плохие баллы не делают его плохим ребенком. Дружба и теплые отношения с ребенком важнее отметок и баллов. Поддержите его, дайте понять, что вы на его стороне, что бы ни случилось. В череде репетиторов, кружков, домашних заданий и своих переживаний по этому поводу находите время побыть с ребенком, приятно провести время, расслабиться. Эффект от подготовки к экзаменам будет, если чередовать этапы концентрации и расслабления. Постарайтесь выйти из оков страха, не рисовать унылых и пессимистичных картин будущего, не волноваться за то, что будет, если ребенок получит не те баллы, на которые вы рассчитывали. Приготовьтесь к альтернативным вариантам, но идите к цели, веря в свои силы и в своего ребенка.
Екатерина Рукавичникова
В ЧАПАЕВСКЕ НАЧАЛСЯ ПРИЕМ ДОКУМЕНТОВ В ПЕРВЫЙ КЛАСС
Когда речь заходит о школе, а особенно о первом классе, многие родители с ужасом вспоминают «Песенку первоклассника» Аллы Пугачевой, в которой есть такие слова: «Нагружать всё больше нас стали почему-то, нынче в школе первый класс вроде института». Если лет 20 назад школьники занимались с репетиторами, чтобы поступить в вуз, то сегодня многие родители прибегают к услугам специалистов, чтобы подготовить ребенка к первому классу.
Насколько оправданы старания родителей и что действительно нужно, чтобы быть принятым в 1 класс, нашей газете рассказала руководитель Юго-Западного Управления Министерства Образования и Науки Самарской Области Виктория Владимировна Пасынкова.
ГЛАВНОЕ – ЖЕЛАНИЕ УЧИТЬСЯ
«В настоящее время поступление ребенка в 1 класс обросло мифами и домыслами, нередко можно услышать от родителей, что при поступлении в школу ребенок должен бегло читать, хорошо писать, считать до 100 и более. На самом деле многие педагоги начальной школы предпочли бы работать с ребенком, который, к примеру, не умеет читать совсем, чем с тем, кого научили читать неправильно, ведь переучивать всегда сложнее.
Чтобы успешно обучаться в первом классе от ребенка требуются не обширные предметные знания, а готовность к обучению, желание узнавать новое, умение слышать своего педагога и выполнять его требования. Знание цветов, счет в пределах 10, распознавание букв, способность назвать свои и родителей фамилию, имя, отчество, представление о том, кем папа и мама работают, умение составить описание по картинке – этих знаний вполне достаточно. Гораздо важнее, чтобы ребенок умел находиться и работать в коллективе, умел общаться со сверстниками. Многие родители хотят, чтобы его ребенок был «самым-самым», тратят огромные деньги на занятия с репетиторами, но практика показывает, что довольно быстро уровень знаний у ребят становится примерно одинаковым, и к концу 1 класса все дети и читают, и считают. Мы учим всех детей. Поэтому прежде, чем спешить на занятия с репетиром, родителям стоит задуматься: принесут ли эти уроки пользу ребенку?
ЕЗ ОЦЕНОК И ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ
Первый класс – это новый и довольно сложный этап в жизни каждого ребенка. С поступлением в школу его прежний уклад жизни полностью изменяется. Чтобы привыкание к школе проходило успешно для первоклассников предусмотрены своеобразные «льготы»: в первом классе не ставят оценки, не задают домашнее задание, а в середине самой длинной третьей четверти предусмотрены дополнительные недельные каникулы (каждая школа самостоятельно выбирает дату).
В течение первых недель четверти у первоклассников проходит по три урока, потом ‒ 4, со 2 четверти устанавливается расписание в соответствии с учебным планом школы. В конце года будет сделан вывод о достижениях ребенка в период первого года обучения и о переводе его во второй класс, как правило, после первого класса на второй год дети не остаются. Исключением из правила могут стать дети с ограниченными возможностями здоровья, при необходимости, по согласованию с педагогами, родители могут оставить такого ребенка в первом классе еще на один год.
Очень важно уже с первого класса организовать своему ребенку полноценное питание.
С КАКОГО ВОЗРАСТА ПРИНИМАЮТ В ШКОЛУ?
Как правило, в первый класс дети идут в возрасте от 6,5 до 8 лет, однако в законе не прописано, что школа не имеет права принять ребенка в возрасте 6 лет или 5,5. Каждый случай индивидуален, поэтому, если поступление в школу в более раннем возрасте оправдано, и ребенок готов к обучению, то он будет зачислен в школу. Если ребенку исполнилось 8 лет, а он все еще не пошел в школу, то здесь может встать вопрос о нарушении его права на образование, которое прописано в Конституции РФ, и информация об этом может быть передана в органы опеки.
ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА ИЛИ НА ВЫБОР?
В первую очередь в школу зачисляются дети, которые зарегистрированы на территории, закрепленной за тем или иным образовательным учреждением. Прием заявлений от родителей этих детей проводится не позднее 1 февраля – 29 июня 2019 года. Школа обязана предоставить место ребенку, который зарегистрирован на прикрепленной к ней территории.
С 1 июля по 5 сентября 2019 года начнется второй этап приема заявлений в первый класс вне зависимости от места проживания ребенка, то есть родители могут подать заявление о зачислении ребенка в любое общеобразовательное учреждение, при наличии там свободных мест ребенок поступает в первый класс.
В этом году за школьные парты сядут более 800 первоклассников. Стоит отметить, что за последние годы в Чапаевске увеличилось не только количество учащихся в общеобразовательных учреждениях, но и первоклассников. Для сравнения, в 6-х классах школ нашего города сейчас обучается 680 человек. Переживать из-за увеличения учеников не стоит – мест хватит всем.
ШКОЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
В настоящее время школа имеет право сама выбирать образовательную программу, которая соответствует федеральному государственному образовательному стандарту, поэтому в разных школах нашего города обучение проводится по разным программам. Единого мнения, какая программа лучше, нет, тем более, что итог у каждой из них одинаковый. К концу четвертого класса ученики, обучающиеся по различным программам, должны показать освоение федерального государственного стандарта начального общего образования, который един для всех. Если в период обучения ребенка возникнет необходимость перевода из школы с одной образовательной программой в школу, где реализуется другая программа (например, переезд), то у ребенка могут возникнуть сложности с адаптацией к новым учебникам, но они преодолимы.
ВНИМАНИЕ К РЕБЕНКУ
В погоне за мнимым идеалом родители не всегда считаются с интересами и силами ребенка. На сегодняшний день в школах Чапаевска помимо основной образовательной программы представлен широкий спектр внеурочной деятельности разных направлений (спортивная, музыкальная, интеллектуальная, творческая и т.д.). Ребенок может выбрать то, что ему интереснее. Родители должны учитывать интересы ребенка, прислушиваться к его мнению и реально оценивать его силы. Многие родители стараются по максимуму загрузить ребенка, чтобы у него не было времени на телевизор, планшет, телефон, но они не учитывают нагрузку, которую взваливают на ребенка. Спорт, музыка, творчество – должно приносить радость ребенку, а не реализовывать амбиции родителей. Чтобы у ребенка не было времени на бесполезные занятия, нужно уделять ему больше внимания, общаться с ним и направлять. Если родители будут внимательны к своему ребенку, то адаптация к новому этапу в его жизни пройдет без проблем».