Алексий Аркадьевич Мороз. Священник РПЦ, настоятель храма Успения Божией Матери с. Морево Новгородской области. Доктор психологии, член Союза Писателей России.
В 25 лет, когда отец Алексий, тогда Алексей Аркадьевич учился в аспирантуре, писал диссертацию, много размышлял о смысле жизни, о назначении человека, после этих размышлений он пришел в нашу православную церковь. Его встретил там отец Василий Лесняк. И когда Алексей Аркадьевич пришел к нему, отец Василий на него посмотрел и говорит: «А не хотели бы вы стать священником?» Он отвечает: «Священником? У меня впереди научная карьера. Путь жизни как бы направлен, просто я хочу быть христианином, быть русским и жить в вере наших предков». Отец Василий улыбнулся и ничего не сказал. А после крещения у Алексеея Аркадьевича появилось неодолимое желание быть в лоне Церкви, с Богом, и не отходить от Него. Он в течение месяца выучил церковно-славянский язык, стал прислуживать в алтаре. Потом через какое-то время его поставили чтецом, он помогал читать во время службы. Впоследствии отец Алексий закончил духовную Академию.
В 2010 году награжден дипломом №10-436 Международного парламента и Мира и Оксфордской образовательной сети с присвоением звания Лауреата международного конкурса «Гармоническое развитие человека» (ЮНЕСКО) за уникальные теоретико-методологические разработки в области духовно-нравственного возрождения и безопасности жизнедеятельности человека. руководитель международного духовно-образовательного центра «Возрождение», член советов «Собора Православной интеллигенции», общества Православных психологов СПб.
Отец Алексий занимается реабилитацией нарко- и алкоголезависимых, возглавляя Епархиальный амбулаторно-консультативный центр «Воскресение». Имеет многочисленные международные и отечественные награды, удостоен диплома Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков.
Известный православный писатель, психолог, кандидат педагогических наук, автор и соавтор более 50 книг, 300 журнальных и газетных статей.
Основные книги и публикации:
Путь жизни — православный
Уроки добротолюбия
Исповедаю грех, батюшка
Добрые уроки-наставления
Уроки трезвости
И настави меня на путь вечен…
Записки приходского священника
Как победить алкоголизм
Верой и молитвой
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Братья и сестры, сегодня Святая Церковь за воскресным богослужением вспоминает изгнание Адама из рая (Быт. 3, 21 – 24). «Седе Адам прямо рая, и свою наготу рыдая плакаше: увы мне, прелестию лукавою увещанну бывшу и окрадену и славы удалену! Увы мне, простотою нагу, ныне же недоуменну! Но о раю, ктому твоея сладости не наслаждуся: ктому не узрю Господа и Бога моего и Создателя: в землю бо пойду, от неяже и взят бых. Милостиве Щедрый, вопию Ти: помилуй мя падшаго». Так поёт сегодня Церковь на вечерне в одной из стихир.
Адам сидит перед раем, его взор устремлён к востоку, и он плачет, сокрушаясь о своём грехе и как бы сетуя на самого себя: «увы мне…увы мне». Так нам его рисует церковная гимнография. В образе Адама мы видим образ как отдельного человека, так и всего человечества. Всё человечество в лице Адама плачет об утерянном рае, об утерянной вечной жизни и желает вернуться в него. Человек буквально запрограммирован на то, чтобы достигнуть рая, вернуться в него. Это можно наблюдать даже в людях, далёких от Церкви, потому как человек «нормально хочет жить… Долго жить… Всегда жить. Он хочет жить всегда, даже не понимая, что понятие всегда у него сливается с понятием вечности». Человек, даже не верующий в вечную жизнь, всё равно понимает, что смерть неотвратима и всячески старается отдалить её от себя, то есть всё равно желает жить вечно и жить вечно желает всё человечество в целом. Достаточно взглянуть на тщетные попытки и желания человечества построить рай на земле, изобрести лекарство от смерти и т.д. – и становится ясно, что, действительно, человек стремится к вечности.
Как жаль, что не все знают, или не все верят, что дорога в вечность, в блаженную вечность уже проложена нам Иисусом Христом, нам нужно только последовать за ним.
Так как мы последуем за Ним? В каком состоянии пойдём к Отцу Небесному? Об этом очень важно задуматься. Ведь мы, когда были детьми, и, провинившись перед своими родителями, думали, как нам лучше подойти к отцу, как лучше признаться ему, чтобы он не был строг или не огорчился сильно. Так и сейчас мы должны подумать, как нам лучше подойти к Отцу Небесному и признаться Ему во всём. То состояние, в котором мы должны прийти к Нему – покаяние, состояние плача. Именно в этом состоянии Церковь призывает нас идти постом. Очень скоро постоянно будут повторяться слова: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя», сегодня уже входим мы в это состояние, слыша об Адаме, как он взывает к Богу: «помилуй мя падшего».
Для того, чтобы родилось покаянное чувство, нужно помнить о том, что мы с вами странники в этом мире, что мы здесь ненадолго, наше Отечество не здесь, а там, куда устремлен взор Адама. Нас ничто не должно здесь привязывать к этому миру. Поэтому, в первую очередь, нужно каяться в том, что мы не спешим к Богу, что мы привязываем себя к земле. Являясь христианами, зная и веря во всё православное учение, мы игнорируем движение навстречу Христу, не ищем встречи с Ним. Вот первый повод каяться.… Но мы всё откладываем, думая, что будет время и для добродетелей и для покаяния, но святитель Игнатий Брянчанинов говорит: «Кто в надежде на покаяние позволяет себе согрешать произвольно и намеренно: тот поступает в отношении к Богу коварно. Грешащего произвольно и намеренно, в надежде на покаяние, поражает неожиданно смерть, и не даётся ему времени, которое он предполагал посвятить добродетели». Поэтому поспешим же ко Христу, попросим прощения за то, что так долго не хотели идти к Нему или шли, но постоянно прекращали это движение.
Бывает, что человек просто боится и не решается что-то менять в своей жизни. Например, понимая, что формально каяться, чтобы потом снова жить как прежде это не честно, он просто не желает каяться, боясь изменять свою жизнь. Ему не хочется выходить из зоны комфорта, который ему доставляла греховная жизнь, отказываться от привычек, не хочется подвергать себя тому труду, к которому не привыкли его душа и тело. Но мы не должны поддаваться этой слабости. Этому бесовскому навету. Святитель Игнатий Брянчанинов говорит по этому поводу: «Эти мрачные мысли внушает тебе враг твой, ещё не принимаемый и не понимаемый тобою: он знает могущество покаяния, но боится, чтоб покаяние не исторгло тебя из его власти, – и старается отвлечь тебя от покаяния, приписывая Божию всемогуществу и врачевству немощь. Установитель покаяния – Творец твой, создавший тебя из ничего. Тем легче Он может воссоздать тебя, претворить твое сердце…». Не будем бояться менять свою временную жизнь ради жизни вечной, а смело последуем призыву Христа, доверяя Ему, веря, что Он может воссоздать нас, изменить наше сердце и увидим могущество покаяния.
Все мы почему-то помним Адама именно как Адама падшего, но мало кто помнит Адама плачущего. Мы даже с неким укором говорим о нём, что если бы не его грех, то, возможно, история человечества была бы иной. Но мы совершенно не задумываемся о том, что за свой грех он каялся всю свою жизнь, а это 930 лет! И иконография для нас отразила плод его покаяния: на иконе «Сошествие во ад» Спаситель выводит из ада Адама и Еву первыми. Поэтому наш праотец Адам в первую очередь являет нам пример истинного покаяния. Братья и сестры, у нас нет этих 930-ти лет, как у Адама, поэтому давайте поспешим прибегнуть к покаянию. Поспешим к Отцу Небесному и припадем к Нему, как блудные сыны, расплачемся перед Ним о грехах своих и познаем силу покаяния, примиряющего нас с Богом. Аминь!
- Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Изд. 4-е. – М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2013. – 1376 с.
- Игнатий (Брянчанинов), свт. Избранные творения. Аскетические опыты: В 2 т. Том I. – М.: Сибирская Благозвонница, 2012. – 826 с.
- Николай Иванов, прот. И сказал Бог… Библейская онтология и библейская антропология. Толкование первых глав Книги Бытия (гл. 1 – 5). – Клин: «Христианская жизнь», 2005. – 480 с.
- Триодь постная. Ч. 1. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002. – 800 с.
Александр Федин, студент I курса Пензенской духовной семинарии
Наиболее полный список грехов к покаянию от архимандрита Иоанна (Крестьянкина) можно скачать здесь —
pokrov-endov.cerkov.ruv-pomoshh-kayushhimsya
От издателей: Эта книга не принадлежит перу одного определенного автора. Она сложилась из многих источников по мере вживания в молитвенный строй Церкви, в опыт духовничества и пастырского душепопечения.Непосредственным же материалом этого сборника стали беседы духовника, архимандрита Иоанна (Крестьянкина), в Псково-Печерском монастыре в семидесятые годы во время говения на первой седмице Великого поста, после чтения Покаянного канона Андрея Критского. Многим запомнились те вечера трепетного покаянного предстояния перед Живым и близким Богом и собственной совестью, запомнилось обличающее и врачующее слово пастырского назидания.Беседы были кем-то записаны, и их стали передавать из рук в руки. Естественно, что при переписывании и перепечатке в них появилось немало погрешностей. Издавая эти беседы по просьбе паломников и прихожан, мы имели в виду не только устранить погрешности, но и в наибольшей степени сохранить разговорную интонацию бесед.»Покайтесь, приблизилось бо Царство Небесное!» Публикуя эти беседы, мы надеемся, что они помогут хотя бы некоторым услышать и исполнить этот Божий призыв.