С 15 по 18 апреля 2015 года проект «Инклюзивная молекула» был представлен силами МГАРДИ, РОО помощи детям с РАС «Контакт», команды волонтеров и фонда «Выход» на Московском международном салоне образования постоянным стендом и докладом.
На сегодняшний день в Москве существует около 20 классов, основанных на передовых педагогических методиках, как входящих в проект, так и действующих вне его. Прикладной поведенческий анализ (АВА) используется не на всех площадках, однако на большинстве — лежит в основе обучения детей с РАС. В самой «Инклюзивной молекуле» участвуют девять столичных школ: ГБОУ гимназия № 1540, ГБОУ лицей №1574, СОШ 285, ГБОУ школа №1465, школа №1321 «Ковчег», лицей №1367, школа №1206, ГБОУ школа №2009, школа №192. География значительна: представлены Центральный, Западный, Северо-Восточный, Юго-Восточный, Юго-Западный округа.
Департаментом образования г. Москвы совместно с Городским психолого-педагогическим центром, Московским городским педагогическим университетом, Московским городским психолого-педагогическим университетом, Фондом содействия решению проблем аутизма в России «Выход» и РОО помощи детям с РАС «Контакт» был запущен пилотный образовательный проект «Инклюзивная молекула: технологии сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра в условиях образовательной организации» в 2015/2016 учебном году. Цель образовательного проекта — повышение доступности и качества образовательных услуг для детей с РАС на различных уровнях образования.
1 сентября 2016 года вступил в силу федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Подробнее с нормативно-правовой базой можно ознакомиться на нашем сайте в разделе Материалы.
Перед общеобразовательными организациями стоит задача создания специальных образовательных условий для данной категории детей: подбор квалифицированных педагогических кадров, создание комфортной среды, создание локальной правовой и методической базы. Посмотреть список организаций, обучающих сотрудников образовательных учреждений можно .
Реализация образовательного проекта «Инклюзивная молекула» позволит рассмотреть и проанализировать круг вопросов инклюзивного обучения, среди которых создание эффективных моделей обучения детей с РАС; разработка и апробация эффективной диагностики индивидуальных возможностей, потребностей и достижений обучающихся.
Прикладной поведенческий анализ — эффективная методика обучения детей с РАС и другими ментальными нарушениями, которая применима и эффективна для обучения любых других детей с ОВЗ, а также независимо от того, инклюзивное или коррекционное это образовательное учреждение.
Содержание
Важно
Посмотрите раздел «Инклюзивной молекулы» на сайте Городского психолого-педагогического центра.
Узнайте подробнее о том, как работает и применяется в образовательных учреждениях города прикладной поведенческий анализ (АВА): Презентация Анастасии Козорез (Федеральный ресурсный центр помощи детям с РАС)
Скачайте Ответы на наиболее часто задаваемые вопросы по инклюзии детей с РАС
Посмотрите страницы ресурсных классов в интернете. Например:
Инклюзивная молекула: Ресурсный класс в «Ковчеге» (школа 1321)
Инклюзивная молекула: Ресурсный класс в школе N 2009
Группа подготовки к школе в Федеральном ресурсном центре по организации комплексного сопровождения детей с РАС МГППУ
Видеоматериалы:
Марина Азимова о работе ресурсного класса
Видеозапись доклада об опыте класса на конференции «Аутизм. Выбор маршрута» на канале МГППУ:
Ролик о работе Группы подготовки к школе в Федеральном ресурсном центре по организации комплексного сопровождения детей с РАС МГППУ
Пакет нормативных документов:
Протоколы встреч рабочих групп в Департаменте образования (ГППЦ):
Протокол рабочей встречи участников проекта от 22.01.2016 (1)
Протокол рабочей встречи участников проекта от 18.03.2016
Протокол рабочей встречи участников проекта от 22.01.2016 (2)
Протокол рабочей встречи участников проекта от 26.08.2015
Протокол рабочей встречи участников проекта от 26.11.2015
Презентационные материалы ГППЦ:
ФГОС ОВЗ – целевой ориентир успешности проекта
Оценка динамики развития адаптивного поведения обучающихся с РАС в условиях обучения в ресурсном классе
Дорожная карта образовательного проекта «Инклюзивная молекула: технологии сопровождения детей с РАС в условиях ОО»
ФГОС для детей с ОВЗ:
Приказ Об утверждении ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ
Примерная основная образовательная программа НОО для детей с РАС
ПРОЕКТ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ОСНОВНОГО И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАС В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Пакет документов для открытия ресурсного класса в школе:
Одобрено ВИРО. Положение о «Ресурсной группе»
Одобрено ВИРО. Положение о «Ресурсном классе»
Приказ об открытии ресурсного класса
Договор-о-сотрудничестве-с-ГБОУ
Договор с родителями (законными представителями)
Должностные инструкции учителя
Должностные инструкции психолога
Должностные инструкции тьютора
Соглашение о сотрудничестве по методическому сопровождению класса
Сводная карточка ресурсного класса
Положение о ресурсном классе
Документы для организации ресурсного класса (благодарим за подготовку комплекта ЦПМССДиП ГБОУ ВПО МГППУ, фонд «Выход» и АНО «Ресурсный класс»):
Ниже можно скачать образцы некоторых документов (в формате pdf), которые используются в работе ресурсного класса для детей с аутизмом на основе прикладного анализа поведения.
— Список базового оборудования для ресурсного класса.
— Бланк наблюдения за учеником в регулярном классе.
— Лист мониторинга за выполнением программ.
— Инструкция по составлению целевого листа.
— Пример графика по освоению навыка.
— Пример индивидуальной коррекционно-развивающей программы ученика.
— Положение о порядке обучения по индивидуальному учебному плану
— Лист актуальной информации об ученике.
— Лист коммуникации с родителями ученика.
— Бланк ежедневного мониторинга по освоению навыка.
— Отчет по домашней консультации.
— Инструкция по составлению плана индивидуального урока.
— Пример плана индивидуального урока.
— Примеры графиков результатов тестирования по методу ABLLS-R в начале и конце учебного года.
Ресурсный класс для детей с аутизмом
С сентября 2015 года в школе №1321 «Ковчег» стартовал новый проект «Инклюзивная молекула»для образования детей с серьезными расстройствами аутистического спектра, при которых отсутствует речь. В школе создана модель ресурсного класса с использованием методов прикладного анализа поведения (АВА).
Ресурсный класс – это отдельное помещение, где проводятся индивидуальные и групповые занятия с такими детьми, а также создана специальная зона для сенсорной разгрузки, где каждый ребенок может отдохнуть и восстановить свои силы в перерыве между занятиями. Ученики ресурсного класса постепенно включаются в работу обычных классов для совместного обучения с обычными сверстниками по классно-урочной системе.
В ресурсном классе, помимо учителя, предусмотрена работа тьюторов. Тьютор есть у каждого ребенка, он находится с учеником в ресурсной комнате и сопровождает его в регулярном классе. Роль тьютора исключительно важна: на протяжении всего учебного дня он помогает и поддерживает ребенка не только в ресурсном классе, но и при его взаимодействии с учителями и учениками в обычном классе.
Использование такой модели образования позволяет добиться устойчивых положительных результатов для каждого ребенка с аутизмом. Постепенно у детей снижается количество эпизодов негативного поведения, они учатся выполнять задания, находиться в классе без поддержки тьютора и отвечать у доски доступными для них способами.
Доказано, что для детей с аутизмом социализация и образцы правильного поведения являются ключевыми в усвоении общепринятых норм поведения. В основе проекта «Ресурсный класс» заложен принцип безбарьерной среды – такого инклюзивного пространства, в котором каждый из участников успешен в своей области. В результате этого проекта каждый ребенок ресурсного класса почувствует себя нужным, защищенным, уверенным и постепенно сможет включиться в учебу, несмотря на все сложности.
С ноября 2015 года проект реализуется и финансируется Департаментом образования г.Москвы. Специальное оборудование для класса помог приобрести фонд «Выход».
Активную роль в деятельности проекта играют родители ребят.
Проект успешно стартовал и развивается. О повседневной жизни ребят ресурсного класса рассказывает его страница в фейсбуке
Очередной площадкой обмена лучшими практиками стала II Всероссийская конференция «Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра», прошедшая в Москве со 22 по 24 ноября 2017 года, организованная Министерством образования и науки РФ, МГППУ и Федеральным ресурсным центром (ФРЦ по организации комплексного сопровождения детей с РАС). Конференция объединила представителей государственных структур и общественных организаций, науки и практики, родительского сообщества, которым была предложена обширная деловая программа: пленарные и секционные заседания, круглые столы, семинары, мастер-классы, панельные дискуссии и презентационные площадки.
Одним из партнеров конференции стал Городской психолого-педагогический центр Департамента образования города Москвы – куратор городских образовательных проектов «Инклюзивная молекула: технологии сопровождения детей с РАС» и «Ресурсная школа». Представители образовательных организаций, участвующих в данных проектах, содержательно отразили богатый опыт Москвы по сопровождению детей с аутизмом.
Начальник отдела методической и инновационной деятельности ГБУ ГППЦ ДОгМ, эксперт Ассоциации инклюзивных школ Елена Ушакова на основе обобщения московского опыта представила коллегам из регионов вариативные технологии обучения и сопровождения детей с РАС на разных уровнях образования. Она подчеркнула необходимость планомерного выстраивания непрерывной вертикали психолого-педагогической помощи детям с аутизмом с раннего возраста до профессионального самоопределения, привела положительные примеры реализации такой помощи в образовательных организациях столицы.
Интерес гостей из регионов вызвал опыт сотрудничества специалистов московских школ с общественными организациями. Этот ресурс помогает эффективнее решать задачи по оказанию психолого-педагогической помощи детям с РАС и их семьям.
В ходе конференции сотрудники Городского психолого-педагогического центра – члены Ассоциации инклюзивных школ — выступили экспертами дискуссионных площадок и модераторами секций. Кроме того, Центр стал одной из презентационных площадок, где были организованы мастер-классы, посвященные педагогическим технологиям работы с детьми с аутизмом. Специалисты Лаборатории технологий сопровождения детей с РАС под руководством Анастасии Козорез продемонстрировали особенности использования коммуникативных досок, начиная с этапа оценки коммуникации при помощи матрицы и заканчивая способами изготовления рабочих материалов. В рамках мастер-классов, прошедших на базе Центра, педагогов из Москвы и регионов научили составлять программу коррекции поведения ребенка за 45 минут с использованием метода «Светофор», направленного на позитивную поддержку поведения ребенка с аутизмом. Внимание участников привлекла и работа с альбомом активностей, позволяющим научить детей выполнять задания и организовывать свой досуг без прямых инструкций и контроля со стороны родителей и учителей.
Образовательные организации, участвующие в проекте «Инклюзивная молекула», также стали презентационными площадками II Всероссийской конференции.
Школа №2009 представила практики применения прикладного анализа поведения при обучении детей с аутизмом с использованием образовательной модели «Ресурсный класс». В рамках презентационной площадки своими наработками поделились тьюторы, кураторы и учителя ресурсного класса, учителя-дефектологи школы №2009, а также представители РОО помощи детям с РАС «Контакт». Гости из регионов получили представление об особенностях организационной модели «Ресурсный класс», узнав о принципах адаптации учебных материалов, подходах к составлению индивидуального расписания, тестировании мотивационных стимулов учащихся с аутизмом и многом другом.
Свой опыт презентовали и сотрудники лицея №1574. Они провели практико-ориентированный семинар, знакомящий с особенностями и возможностями дифференцированного обучения детей с РАС. Слушателям были представлены современные образовательные технологии, в том числе по организации исследовательской и проектной деятельности обучающихся с аутизмом.
Без интереса не осталась и презентационная площадка школы №1465 имени адмирала Кузнецова. Участникам продемонстрировали технологию формирования инклюзивной культуры взаимодействия в коллективе, где дети с аутизмом находятся вместе со своими нейротипичными сверстниками. Площадка была организована при поддержке АНО «Центра проблем аутизма: образование, исследования, помощь, защита прав».
Презентационная площадка гимназии №1540 была посвящена комплексу тем, среди которых формирование толерантной образовательной среды и взаимодействие с родителями обучающихся.
Коллектив колледжа малого бизнеса №4 знакомил коллег с опытом сопровождения детей с РАС в инклюзивной модели образовательного комплекса. Колледж выступает ярким примером преемственности и непрерывности инклюзивного образования на всех уровнях: от дошкольного отделения до получения профессии. Директор колледжа Тамара Антонова рассказала участникам презентационной площадки о роли инклюзивного детского сада в комплексной реабилитации детей с РАС, формировании базовых учебных навыков при подготовке к школе, о методах альтернативной коммуникации в инклюзивных группах полного дня. Каждая московская презентационная площадка была по-своему уникальна и представила эксклюзивные технологии, модели и методики работы с детьми с РАС.
Как отметили сами участники презентационных площадок и мастер-классов, они смогли не только получить новую информацию, но также вооружиться практическими навыками, которые теперь будут применять в своей ежедневной практике. Также гости из регионов выразили надежду на дальнейшее сотрудничество с московскими специалистами, в частности, с Городским психолого-педагогическим центром в рамках обучения на курсах повышения квалификации «Тьюторское сопровождение детей с РАС». Данные курсы были специально разработаны по запросу школ, нуждающихся в квалифицированных тьюторах.
Директор Городского психолого-педагогического центра Любовь Олтаржевская, эксперт Ассоциации инклюзивных школ, отметила: «II Всероссийская конференция стала площадкой для профессионального диалога специалистов из разных регионов нашей большой страны. Она позволила оценить результаты и определить стратегию развития комплексной помощи детям с РАС в условиях межведомственного взаимодействия, поставить новые задачи, такие как выстраивание преемственной вертикали комплексной психолого-педагогической помощи, разработка программ мягкой адаптации к условиям образовательной организации, интенсивная подготовка педагогических кадров, обладающими знаниями в области прикладного анализа поведения, технологий альтернативной коммуникации, приведение в единообразие терминологического поля».
Материал взят с сайта «Узловской газеты «Знамя»
В настоящее время понятие «ресурсный класс» подразумевает несколько трактовок. В приоритетном случае — мы говорим о том, что все дети с ОВЗ приписаны к «регулярным» классам — 1 «А», 1 «Б» (это могут быть не только первые классы, но и любые другие — для ребенка любого возраста, нуждающегося в индивидуализации образовательного маршрута). Понятие «ресурсный класс» может подразумевать также и то, что на его базе постоянно обучается группа детей, выходя в регулярные классы на те или иные предметы.
В ресурсном классе может использоваться прикладной поведенческий анализ, а может не использоваться. Прежде всего — ресурсная зона, это зона, в которой есть необходимые «ресурсы» — специалисты, территория, методики, инструментарий и т.д.
Что делать, если вы хотите организовать ресурсный класс
Об уже существующем опыте:
Ресурсные классы — модель, существующая в России уже несколько лет (около 5ти). Кроме Москвы — это также Воронеж, Белгород, Санкт-Петербург.
РОО помощи детям с РАС «Контакт» оказывает помощь в открытии и поддерживает несколько родительских групп в образовательных учреждениях Москвы. У многих классов есть свои страницы в соц.сетях, где они делятся опытом, рассказывают о том, что у них происходит.
«Инклюзивная молекула» (ресурсные классы) – это пилотный образовательный проект в Москве. В него вошли 9 школ. Проект направлен на создание и обеспечение специальных образовательных условий для детей с РАС и другими ментальными нарушениями, с целью реализовать права этих детей на образование и жизнь в обществе, гарантированные законом методом создания в школах ресурсных зон.
Проект начался с консолидированного и квалифицированного родительского запроса. Представители РОО помощи детям с РАС «Контакт», МГАРДИ, фонда «Выход» и АНО «Ресурсный класс» представляли его вниманию специалистов НПЦ ПЗДП, а также на уровне Министерства образования и Департамента образования города Москвы («ДОгМ»).
С 15 по 18 апреля 2015 года проект «Инклюзивная молекула» был представлен силами МГАРДИ, РОО помощи детям с РАС «Контакт», команды волонтеров и фонда «Выход» на Московском международном салоне образования постоянным стендом и докладом.
На сегодняшний день в Москве существует около 20 классов, основанных на передовых педагогических методиках, как входящих в проект, так и действующих вне его. Прикладной поведенческий анализ (АВА) используется не на всех площадках, однако на большинстве — лежит в основе обучения детей с РАС. В самой «Инклюзивной молекуле» участвуют девять столичных школ: ГБОУ гимназия № 1540, ГБОУ лицей №1574, СОШ 285, ГБОУ школа №1465, школа №1321 «Ковчег», лицей №1367, школа №1206, ГБОУ школа №2009, школа №192. География значительна: представлены Центральный, Западный, Северо-Восточный, Юго-Восточный, Юго-Западный округа.
Департаментом образования г. Москвы совместно с Городским психолого-педагогическим центром, Московским городским педагогическим университетом, Московским городским психолого-педагогическим университетом, Фондом содействия решению проблем аутизма в России «Выход» и РОО помощи детям с РАС «Контакт» был запущен пилотный образовательный проект «Инклюзивная молекула: технологии сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра в условиях образовательной организации» в 2015/2016 учебном году. Цель образовательного проекта — повышение доступности и качества образовательных услуг для детей с РАС на различных уровнях образования.
1 сентября 2016 года вступил в силу федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Подробнее с нормативно-правовой базой можно ознакомиться на нашем сайте в разделе Материалы.
Перед общеобразовательными организациями стоит задача создания специальных образовательных условий для данной категории детей: подбор квалифицированных педагогических кадров, создание комфортной среды, создание локальной правовой и методической базы. Посмотреть список организаций, обучающих сотрудников образовательных учреждений можно тут.
Реализация образовательного проекта «Инклюзивная молекула» позволит рассмотреть и проанализировать круг вопросов инклюзивного обучения, среди которых создание эффективных моделей обучения детей с РАС; разработка и апробация эффективной диагностики индивидуальных возможностей, потребностей и достижений обучающихся.
Прикладной поведенческий анализ — эффективная методика обучения детей с РАС и другими ментальными нарушениями, которая применима и эффективна для обучения любых других детей с ОВЗ, а также независимо от того, инклюзивное или коррекционное это образовательное учреждение.