Наряду с несомненной пользой и преимуществом компьютера, бессистемное и длительное просиживание за ним, несоблюдение мер защиты и безопасности, может принести огромный вред растущему детскому организму, физической и психологической направленности, привести к так называемой «компьютерной зависимости»
Зависимость – это нахождение в чьей-либо власти, в чьем-либо подчинении, связанный в своих действиях, мыслях и т. п. чужой волей, влиянием.
Понятие «компьютерная зависимость» появилась в 90-х годах ХХ века для обозначения непреодолимого, болезненного желания пользоваться компьютером, интернетом.
Компьютерная зависимость реализуется в таких формах, как:
-
Значительное улучшение настроения от работы за компьютером,
- Нежелание оторваться от работы или игры на компьютере,
- Если Вы отрываете больного от компьютера, он испытывает раздражение, даже проявляет некоторую агрессию по отношению к Вам.
- Неспособность спланировать окончание работы или игры на компьютере,
- Пренебрежение домашними делами в пользу компьютера,
- Пренебрежение личной гигиеной и сном в пользу компьютера,
- При общении с окружающими сведение любого разговора к компьютерной тематике,
- Отказ от общения с друзьями, навязчивое влечение к компьютерным играм,
- Патологическое пристрастие к виртуальным знакомствам и общению посредством социальных сетей,
- Навязчивый web-серфинг – бесконечные путешествия по Сети, поиск информации по базам данных и поисковым сайтам.
Для компьютерозависимого человека ничто и никто не приносит такого удовольствия и радости, как компьютер: к нему он постоянно стремиться, живет в виртуальном мире, и если по какой-то причине не удается сесть за компьютер – начинается настоящая «ломка». Проблема кроется не столько в «объекте» зависимости, сколько в самом человеке.
Физические отклонения у больного, страдающего компьютерной зависимостью:
- нарушение зрения,
- снижение иммунитета,
- головные боли,
- повышенная утомляемость,
- бессонница,
- боли в спине,
- туннельный синдром (боли в запястье).
Факторы способствующие «компьютерной зависимости»:
- врожденные особенности нервной системы (например, постоянная необходимость в поднятии тонуса);
- недостаточный уровень зрелости, способности к самоконтролю ( дети и подростки – особая группа риска, в связи с физиологической незрелостью нервной системы);
- конфликтные взаимоотношения в семье: как явные, так и скрытые конфликты, которые сопровождаются эмоциональным отвержением ребенка;
- проблемы в отношениях со сверстниками: как ощущения неприятия группой, так и слепое подчинение нормам группы;
- хроническая недостаточность здоровых ярких впечатлений, положительных эмоций, переживаний опыта как побед, так и поражений, сопровождающихся поддержкой окружающих и личностным ростом.
Этапы формирования «компьютерной зависимости»
- На начальном этапе – формирование зависимых форм поведения происходит всегда на эмоциональном уровне.
- Следующий этап характеризуется формированием последовательности прибегания к объекту зависимости. Устанавливается определенная частота реализации зависимого поведения. В этот период увеличивается количество времени, проводимого за компьютером, невозможность остановиться.
- На третьем этапе желание общения с компьютером становиться настолько интенсивным, что отношение к проблемам окружающих людей, включая наиболее близких, теряет какое-либо значение. Наблюдается ощущение пустоты, депрессии, раздражения, пренебрежения семьей и друзьями. Появляются проблемы с учебой, работой, нерегулярным питанием, пренебрежением личной гигиеной, расстройством сна.
- Четвертый этап – полная доминация зависимого поведения. Происходит полное погружение в зависимость, окончательное отчуждение и изоляция от общества. Наступает период общего кризиса, духовного опустошения
Как уберечь ребенка от компьютерной зависимости:
-
Позаботиться о гармоничном развитии ребенка с самых ранних лет, до появления в его жизни компьютера.
- Помогать наполнять жизнь ребенка разносторонней «внеучебной» деятельностью, например, занятиями спортом, музыкой и т. п., которые будут приносить ему радость.
- Приобщать детей с раннего возраста к выполнению обязанностей.
- Научить ребенка справляться со стрессовыми ситуациями, расслабляться и снимать ежедневное напряжение «здоровым» путем (водные процедуры, зарядка, катание на велосипеде и др.).
- Установить четкие правила пользования компьютером и понимать, что:
- Ребенку от 5 до 7 лет нежелательно взаимодействовать с компьютером более 7-10 минут в день.
- Для детей 7-12 лет норма – 30 минут в день.
- Дети 12-14 лет могут проводить за компьютером 1 час в день.
- От 14-17 лет максимальное время для работы за компьютером 1,5 часа.
- Необходимо осуществлять контроль за компьютерными играми и ребенком, вхождением в интернет и посещением сайтов.
- Быть в этих вопросах достойным примером для своего ребенка.
Все это оградит Вашего ребенка от такой «тихой», но страшной болезни, как компьютерная зависимость.
Тест на детскую Интернет-зависимость (С.А. Кулаков, 2004)
Ответы даются по пятибалльной шкале: 1 – очень редко, 2 – иногда, 3 – часто, 4 – очень часто, 5 – всегда
Как часто Ваш ребенок нарушает временные рамки, установленные вами для пользования сетью?
2. Как часто Ваш ребенок запускает свои обязанности по дому для того, чтобы провести больше времени в компьютере?
3. Как часто Ваш ребенок предпочитает проводить время в сети вместо того, чтобы провести его в кругу семьи?
4. Как часто Ваш ребенок формирует новые отношения с друзьями по сети?
5. Как часто Вы жалуетесь на количество времени, проводимые Вашим ребенком в сети?
6. Как часто учеба Вашего ребенка страдает из-за количества времени, проведенном Вашим ребенком в сети?
7. Как часто Ваш ребенок проверяет электронную почту, прежде чем заняться чем-то другим?
8. Как часто Ваш ребенок предпочитает общение в сети общению с окружающими?
9. Как часто Ваш ребенок сопротивляется или секретничает при вопросе о том, что он делает в Интернете?
10. Как часто Вы заставали своего ребенка пробивающимся в сеть против Вашей воли?
11. Как часто Ваш ребенок проводит время в своей комнате, играя за компьютером?
12. Как часто Ваш ребенок получает странные звонки от его новых сетевых «друзей»?
13. Как часто Ваш ребенок огрызается, кричит или действует раздраженно, если его побеспокоили по поводу пребывания в сети?
14. Как часто Ваш ребенок выглядит более уставшим и утомленным, чем в то время, когда у Вас не было Интернета?
15. Как часто Ваш ребенок выглядит погруженным в мысли о возвращении в сеть, когда он находится вне сети?
16. Как часто Ваш ребенок ругается и гневается, когда Вы сердитесь по поводу времени, проведенного им в сети?
17. Как часто Ваш ребенок предпочитает своим прежним любимым занятиям, хобби, интересам других нахождение в сети?
18. Как часто Ваш ребенок злится и становится агрессивным, когда Вы накладываете ограничение на время, которое он проводит в сети?
19. Как часто Ваш ребенок предпочитает вместо прогулок с друзьями проводить время в сети?
20. Как часто Вы чувствуете подавленность, упадок настроения, нервничает, когда находится вне сети, а по возвращении в сеть все это исчезает?
При сумме баллов 50-79 родителям необходимо учитывать серьезное влияние Интернета на жизнь вашего ребенка и всей семьи.
При сумме баллов 80 и выше, у ребенка с высокой долей вероятности Интернет-зависимость и ему необходима помощь специалиста.
Ассамблея Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в Женеве официально признала игроманию психическим расстройством. Эксперты в отрасли гейминга и российские медики обсуждают, считать ли зависимость от игр болезнью и как ее лечить.
Фото: .com
Содержание
История вопроса
В прошлом году ВОЗ предварительно внесла игроманию в раздел психических расстройств новой редакции Международной классификации болезней (МКБ), а 26 мая организация утвердила этот вариант издания. Изменения вступят в силу лишь в 2022 году.
Если говорить об игромании, то, разумеется, ВОЗ не призывает считать всех геймеров зависимыми. По мнению специалистов, она проявляется в трех основных симптомах:
·Нарушение контроля — продолжительность игровых сессий, частота, интенсивность;
·Игры начинают преобладать над другими жизненными и повседневными интересами;
·Играющий не может остановиться, несмотря на негативные последствия.
«Модель поведения достаточно серьезна, она приводит к значительному ухудшению в личной, семейной, социальной, образовательной, профессиональной и других важных областях жизни», — говорится в пояснении ВОЗ. Зависимость можно диагностировать в течение 12 месяцев, однако период может быть и сокращен, если симптомы серьезны.
Против признания игромании психическим расстройством выступало международное сообщество разработчиков и издателей видеоигр. Письмо к ВОЗ в прошлом году подписали восемь ассоциаций: это игровые объединения США, Канады, ЮАР, Австралии, Южной Кореи и Бразилии, а также европейские ассоциации ISFE и EGDF. Авторы письма напоминают, что аудитория видеоигр превышает два миллиарда человек и вреда им видеоигры не наносят. Напротив, игры способствуют обучению и отдыху, говорится в письме. Аргументы для включения игрозависимости в международный перечень болезней являются, по их мнению, спорными и неубедительными. В собственном заявлении еще одной американской ассоциации производителей игры ESA говорится о риске постановки ложного диагноза «игровая зависимость». То есть проблема может быть обусловлена не играми как таковыми, а уже признанными видами психических отклонений — депрессией, тревожностью и так далее.
По разным исследованиям, игроманией страдают от 2% до 10% пользователей интернета в мире. В 2017 году британская газета Independent со ссылкой на исследование Института интернета Оксфордского университета писала о попытке ученых выделить процент игроков с болезненным пристрастием. 2–3% из 19 тысяч опрошенных в Великобритании, Германии, Канаде и США респондентов нашли у себя более пяти симптомов, описанных в свидетельстве Американской психиатрической ассоциации. Среди них, например, тревожное состояние и антисоциальное поведение.
Прошлая версия, МКБ-10, действовала с 1990 года, и с тех пор ситуация сильно изменилась. В МКБ-11 перечислены порядка 55 тысяч заболеваний, симптомов и влияющих на здоровье обстоятельств. В прошлой версии их 14,4 тысяч.
Геймеры: злоупотребление увлечением
28-летний Кирилл Нигаматуллин работает промоутером-консультантом в крупной торговой сети. Игры хоть и не главная, но неотъемлемая часть его жизни. По его словам, ежедневно он уделяет им по два-три часа. Предпочитает Mass Effect, Metro, Dragon Age, World of Tanks. Зависимым себя Кирилл не считает, но уверен, что в некоторых случаях отрицать наличие проблемы не имеет смысла.
«Такое явление имеет место, но речь не только об играх, о любых других хобби и увлечениях, — говорит геймер. — Но злоупотребление своими увлечениями — это решение самого человека, а не вина его хобби. Что касается конкретно компьютерных игр, этот вопрос, на мой взгляд, определенно требует вмешательства. Но не в виде запретов и клейма на всех геймерах, а отдельных правок вроде контроля возрастного ограничения». Нигаматуллин полагает, что проблемам с играми подвержены в основном несовершеннолетние. Тут речь не только о времени, которое уделяется играм, но и тому, как игры влияют на психику.
Наталья Чайковская, генеральный продюсер E TV, позиционирующего себя как единственный телеканал об игровой индустрии и киберспорте в России и СНГ, считает, что игровая зависимость существует наравне с такими пристрастиями, как пищевая зависимость, эротомания или азартные ставки на спорт. По словам Чайковской, по первой специальности она врач и «понимает, о чем говорит».
Ананасик входит во вкус Чего хотят и что думают о себе киберспортсмены?
«Я работаю в индустрии годы и ни разу не видела каких-то неадекватных вещей, — объясняет она. — Треть населения земли сейчас геймеры, и вряд ли можно говорить, что треть человечества зависимая. Людям со стороны это может казаться чрезмерным увлечением, но тут есть что-то вроде субкультуры. Это можно сравнить с медиками: говорят, что у них толстая кожа, грубый юмор, непонятный со стороны. С геймерами то же самое. Это просто новое увлечение, раньше читали книжки — сейчас больше в интернете потребляют информацию. Раньше играли в футбол и хоккей, сейчас ребята играют в Dota. Дети так же зависимы, как от футбола во дворе: «Мам, выпусти во двор”, а здесь: «Мам, дай поиграть”».
Автор телеграм-канала «Штаны на киберлямках» и продюсер прямых киберспортивных трансляций Роман Чернявский считает, что «ВОЗ просто не хочет разбираться в проблеме». «Проблема ухода от реальности может проявляться в самых разных вещах и зависит от совершенно посторонних факторов. Например, то, что родители не уделяют ребенку должного внимания. Я лично не сталкивался со случаями болезненной игрозависимости. Да, есть люди, которые играют по восемь — девять часов в день, но они занимаются этим профессионально. Где вообще проходит грань между зависимостью и увлечением, работой? Если ребенок целыми днями гуляет во дворе, забивая на школу, то это нормально, а если за компьютером, то сразу нет? Взрослые люди целый день на работе тоже проводят за компьютером. Времена меняются», — считает Чернявский.
Медики: игрозависимость — это следствие
Хотя эксперты спорят о том, стоит ли ВОЗ признавать игроманию психическим расстройством, они однозначно сходятся во мнении, что чрезмерная увлеченность играми является следствием ряда других, более серьезных проблем личности.
Главврач центра реабилитации больных наркоманией и алкоголизмом «Профессиональная медицина» Эркен Иманбаев рассказывает, что игромания относится к группе зависимостей, приравнивается к наркомании, алкоголизму, а также к другим формам навязчивых состояний.
«Для нас игровая зависимость является такой лампочкой»
«… которая показывает, что у человека есть проблемы в отношениях к самому себе, к окружающим. Она показывает, что человека надо реабилитировать. Как в машине: лампочка показывает, что сломан двигатель, и лампочку тут менять бесполезно. Игровая зависимость — верхушка айсберга, которая показывает, что у личности есть глубинные проблемы», — говорит Иманбаев.
Лечение такой зависимости, объясняет врач, должно быть связано с концепцией внутреннего отношения к самому себе и окружающим. То есть если у человека сформирована гедонистическая установка (установка на получение удовольствия — Прим. ТД), то поведенческие программы и тренинги ему не помогут.
«Если у человека есть какая-то мечта, жизненный план, цель, к которой он стремится и которую он достигает, то процесс реабилитации проходит быстрей, легче и эффективнее. Если у человека нет внутренней личностной концепции, то реабилитировать такого больного очень сложно. Он рассуждает как: если вы у меня заберете игровую зависимость, которая наполняет мое внутреннее содержание, то что я должен дальше делать в этой жизни? Реабилитационный подход основан на том, чтобы дать человеку идею, ради которой он должен выздоравливать. Остальное пойдет автоматически, это платформа», — подчеркивает Иманбаев.
Аналогичным образом, рассказывает он, лечат и человека, употребляющего наркотики. У людей с зависимостями зашкаливает естественная для нормального человека базисная тревожность, и доза помогает заглушить ее, но не решить проблему. После формирования мотивации избавить от физической зависимости — вопрос технологии, говорит Эркен Иманбаев.
Психиатр, президент Союза общественных организаций «Россия без наркотиков» Владимир Иванов считает, что об игрозависимости как об отдельном виде психического расстройства говорить не стоит.
«Как психиатр с 50-летним стажем я вряд ли соглашусь, что можно четко провести аналогии игрозависимости с болезнью. Дело в том, что психическое расстройство никогда не бывает фрагментарным. Условно, если человек увлеченно проигрывает деньги в казино, но во всех других областях жизни ведет себя абсолютно в рамках, в которых ведут себя обычные люди, работает, у него семья, у него есть друзья, то он в порядке. Если же вы наблюдаете увлечение играми как уход от какой-то травмы, боли, то нет смысла называть его игрозависимостью», — говорит он.
Согласен с таким подходом и психолог Павел Волженков. По его словам, критичной ситуация становится тогда, когда у человека из-за игр рушится его работа, учеба, личная жизнь — он перестает уделять внимание своей семье, близким людям, теряются социальные связи, он перестает выходить на улицу, например, не ходит в магазин и при этом не совершает покупки онлайн. А когда человек отдает себе отчет в том, что он делает, например, просто получает удовольствие по вечерам или стремится стать опытным игроком и зарабатывать на этом, то это норма.
«Я считаю, что не существует зависимости от компьютерных игр как явления»
«У некоторых людей бывает неудовлетворенность от того, как они играют. Кто-то может говорить, что у них есть зависимость от игры, если они не победили в игре, не достигли желаемого результата, если не оправдался их расчет заработать при помощи игры, или они стали тратить на нее много денег. Бывает, что не удовлетворены родственники и близкие человека. Они начинают говорить, что, например, у сына или дочери, мужа или жены зависимость от компьютерной игры, что он или она полностью ушли в нее. При этом родственники, близкие сами не играют, не получают удовольствия от этой игры, не исследуют, есть ли финансовая польза от игры в эту игру», — объясняет Волженков.
Доцент кафедры психиатрии и медицинской психологии РУДН Роман Сулейманов рассказывает, что сталкивался со случаями игровой зависимости не раз. Обычно обращается за помощью кто-то из родственников. Лечение подбирается индивидуально, но в целом строится на принципах лечения других зависимостей. Если необходимы препараты, то это та же самая группа, что и в других случаях: нейролептики, антидепрессанты, транквилизаторы. «Такая патология есть, мне кажется, ее можно признать и включить, но это нужно обсуждать с точки зрения выработки критериев диагноза. Включение в МКБ даст людям, которые этим страдают, возможность признать проблему и обратиться за помощью в ее решении. Так же, как и алкоголизм. Это должно быть принято обществом, пониматься и осознаваться», — уверен эксперт.
С развитием компьютерных технологий и расширением рынка игрового программного обеспечения значительно увеличилось количество детей, увлекающихся компьютерными играми.
Виртуальный мир компьютерных игр, в которые играют дети, зачастую жесток и беспощаден, настроен враждебно к виртуальному герою. Сам же герой противостоит этому миру, имея для этого всё необходимое: силу, ум, знания, оружие, средства защиты и т.д. Ему приходится «убивать» компьютерных «врагов», а те, в свою очередь, пытаются «убить» его. Ребёнок или подросток, находясь, длительное время в такой среде, переносит законы игры в реальный мир: начинает чувствовать себя неуязвимым, считает, что большинство людей враждебно настроены, и мир в целом является более опасным, чем есть на самом деле. Такие игры для большинства детей и подростков служат поводом к неосознаваемому изменению своего отношения к миру, обществу, к себе самому, что в конечном итоге приводит к усилению дезадаптации, повышению уровня тревожности. В результате бесконтрольного времяпровождения у компьютера дети становятся излишне раздражительными, вспыльчивыми, эмоционально неустойчивыми.
По результатам исследований специалистов американской Академии детских врачей, и досуг перед монитором изменяет мышление и восприятие детей, ведет к утрате способности к внутренней речи. Быстрая смена картинок является причиной того, что для маленьких компьютерных игроманов реальная жизнь как будто замедляется: они начинают скучать на уроках. Другая опасность чрезмерного погружения в виртуальный мир – потеря способности различать вымысел и реальность. В некоторых случаях это может привести к психическим расстройствам.
Родителям следует также уделять внимание тому, сколько времени ребенок тратит на просмотр телевизора. Просмотр телевизионных программ детям до двух лет не рекомендуется. Быстрая смена кадров на экране отрицательно воздействует на развитие мозга, который в этот период как раз учиться создавать образы. Телевизор весьма опасен: он лишает детей возможности избирательно направлять свое восприятие и память. Специалисты-психологи также связывают замеченный в последнее время рост речевых расстройств у детей с тем, что юные зрители проводят перед экраном гораздо больше времени, чем это допустимо.
Возникновение компьютерной и игровой зависимости характеризуется следующими стадиями:
- Увлечённость на стадии освоения.
- Состояние возможной зависимости.
Сильная погружённость в игру, пребывание за компьютером более 3 часов в день, снижение уровня учебной мотивации, падение успеваемости, повышенный эмоциональный тонус во время игры, негативное реагирование на любые препятствия, мешающие игре. В общении любимой темой становиться обсуждение компьютерной игры, происходит сужение круга общения, иногда нарушение сна и прочее. - Выраженная зависимость.
Ребёнок не контролирует себя, становиться эмоционально неустойчивым, в случае необходимости прервать игру начинает сильно нервничать, реагирует эмоционально или никак. В случае насильственного вмешательства в процесс игры, подросток может уйти из дома, много времени проводить в игровых клубах или у друзей. Неряшливость в одежде, безразличие ко всему, что не касается его увлечения, пропуски уроков, снижение успеваемости. Также становятся характерными тревожность и возбудимость, рассеянность, рассредоточенность внимания вне игровой деятельности. Очень сильно заметно угасание интереса к общению, происходит полная замена друзей компьютером. - Клиническая зависимость.
Пребывание за компьютером до 16-18 часов в сутки. Периодическое расстройство желудка (без каких-либо диагностируемых диагнозов). Вероятнее всего, что молодой организм, таким образом, проявляет защитные реакции – боли и проблемы с желудочно-кишечным трактом. Наблюдаются серьёзные отклонения от нормы в поведении, реакциях, неадекватная эмоциональность либо заторможенность. Наличие импульсивности в поведении, истеричность, резкая смена эмоций в их крайнем проявлении. Отсутствие эмоционального и поведенческого самоконтроля.
Она свойственна ребёнку в первый месяц после приобретения компьютера. Это необычно, забавно и чрезвычайно интересно. В этот период долгое сидение за компьютером не превышает одного месяца, а затем интерес идёт на убыль. Может произойти нормализация режима, при котором возникают паузы, когда ребёнок переключается на что-то более для него интересное. Но если выхода из данной стадии не происходит, то возможен переход во вторую стадию.
Если ребёнок не получает квалифицированной помощи на данной стадии, есть опасность перейти в 4-ю стадию.
Подросток начинает слышать голоса, команды, взгляд отсутствующий, пустой, потухший, потеря аппетита и интереса к жизни.
Наступают необратимые изменения в мозге подростка. Нередко необходима изоляция и лечение, как при шизофрении. На данной стадии подростку необходима помощь квалифицированного психиатра, а психолог может выполнять только функцию диспетчера.
В процессе формирования компьютерной и игровой зависимости у детей четко просматривается причинно-следственная связь между недостатками в воспитании и наличием зависимости. Авторитарный стиль в воспитании, эмоциональный дефицит, педагогическая запущенность, отсутствие нравственных аспектов в воспитании, бездуховная атмосфера внутри семьи, разобщенность между родителями, а также так называемые телевизионные семьи – всё это приводит к уязвимости в развитии эмоциональной саморегуляции, низкой способности к быстрому восстановлению сил, неспособности контролировать свои чувства, лености, безответственности, социальной дезадаптации. Наличие таких результатов в воспитании детей должна насторожить родителей, т.к. в них кроется предрасположенность к различным проблемам, в том числе и к компьютерной зависимости.
Здоровое отношение к компьютеру возникает тогда, когда родители относятся к нему не как к демону и не как к средству спасения от трудностей воспитания, а всего лишь как к одному из бытовых приборов.
Компьютерная игра должна:
- 1. Развивать.
2. Не содержать бранных слов и выражений.
3. Не формировать циничного отношения к действительности.
4. Не содержать агрессивной информации.
5. Не вызывать привыкания к боли, драматическим ситуациям.
6. Не учить противозаконным поступкам.
7. Не уродовать внешний облик человека.
8. Не содержать сексуальной тематики.
Цензуре родители должны подвергать и фильмы, которые смотрят их дети. Самый оптимальный вариант, когда родители оставляют мало времени своему ребёнку на игру в компьютерные игры, т.к. он занимается в спортивной секции, музыкальной школе, кружке и т.д.
Некоторые правила техники безопасности для родителей:
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ РАЗВИТИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ У ДЕТЕЙ
Часто причиной возникновения компьютерной зависимости у детей и подростков становятся неуверенность в себе и отсутствие возможности самовыражения. В таких случаях родители должны поддержать ребенка и помочь ему разобраться с возникшими проблемами.
Абсолютно неправильно критиковать ребенка, проводящего слишком много времени за компьютером. Это может только углубить проблему и отдалить ребенка от родителей.
Если ребенок страдает игровой завистью, нужно постараться понять его и в какой-то мере разделить его интерес к компьютерным играм. Это не только сблизит ребенка с родителями, но и увеличит его доверие к ним, а значит, ребенок с большей уверенностью будет следовать советам родителей и с большим доверием делиться с ними своими проблемами. Критика воспринимается ребенком, как отказ родителей понять его интересы и потому вызывает замкнутость и в некоторых случаях агрессию.
Основной мерой предотвращения возникновения зависимости любого типа у детей является правильное воспитание ребенка. При этом важно не ограничивать детей в их действиях (например, запрещать те или иные игры), а объяснять, почему то или иное занятие или увлечение для него не желательно.
Рекомендуется ограничивать доступ детей к играм и фильмам, основанным на насилии. В то же время, если ребенок все же встретился с такой информацией нужно в доступной форме объяснить ему, почему такая информация для него опасна и почему он не должен стремиться узнать ее. Категорический запрет того или иного вида информации безо всяких объяснений только увеличит интерес ребенка к этой информации, а существование запрета сделает невозможным обсуждение проблемы между родителями и ребенком.
Дети и подростки нуждаются в самовыражении. За неимением других средств выражения своих мыслей и энергии они обращаются к компьютеру и компьютерным играм, которые создают иллюзию реальности безграничных возможностей, лишенной ответственности. Такая иллюзия оказывает разрушительное действие на психику.
Что делать, чтобы ребёнок не стал зависимым от компьютера?
- 1. Родители должны познакомить своего ребёнка с временными нормами.
2. Родителям необходимо контролировать разнообразную занятость ребёнка (кружки, секции, широкие интересы).
3. Необходимо приобщать ребёнка к домашним обязанностям.
4. Прививать ребёнку семейное чтение.
5. Необходимо ежедневно общаться с ребёнком, быть в курсе возникающих у него проблем и конфликтов.
6. Родители могут контролировать круг общения ребёнка. Обязательно приглашать в гости друзей сына или дочери.
7. Родители должны знать место, где ребёнок проводит свое свободное время.
8. Учите своего ребёнка правилам общения, расширяйте кругозор ребёнка.
9. Необходимо научить своего ребёнка способам снятия эмоционального напряжения, выхода из стрессовых ситуаций.
10. Регулярно осуществлять цензуру компьютерных игр и программ.
11. Можно приобщить ребёнка к настольным играм, научить его к играм своего детства.
12. Не позволяйте ребёнку бесконтрольно выходить в интернет. Установите запрет на вхождение в компьютер.
13. Обсуждайте с ребёнком отрицательные явления жизни, вырабатывайте устойчивое отношение к злу, активное противостояние тому, что несёт в себе энергию разрушения, уничтожения, деградации личности.
14. Помните о том, что родители для ребёнка являются образцом для подражания. Поэтому сами родители не должны нарушать правила, которые установили для ребёнка (с учётом своих норм естественно).
15. Проанализируйте сами себя. Не являетесь ли вы сами зависимыми от табака, алкоголя, телевизора? Лучший рецепт профилактики зависимости у вашего ребёнка – ваше освобождение от своей зависимости.
Психолог психотерапевтического кабинета Алексеева Е.В.
Болезнь игромания
Все мы в какой-то мере люди азартные, только у каждого азарт проявляется по-своему. Кто-то азартно смотрит футбол, кто-то «запоем» читает книги, а кто-то предпочитает различные азартные игры. Иногда последнее становится проблемой. Будь то подросток, не отходящий от игровых автоматов (компьютеров), или взрослый человек, оставляющий огромные суммы в казино,- все это одна и та же беда, имя которой «игромания».
Игромания или игровая зависимость — это проблема, о которой давно говорят специалисты, но признали таковой совсем недавно. Сейчас масштабы этой страсти огромны, а по своей разрушительной силе ее сравнивают с алкоголизмом и наркоманией.
Игромания распространена среди людей молодого возраста, а начинается она почти всегда в подростковом периоде.
Признаки игромании
Купив ребенку компьютер, многие родители сначала не могут нарадоваться: сидит дома, с дурными ребятами не дружит, всегда под присмотром. Тревога появляется обычно, когда компьютерная зависимость уже полностью завладела ребенком. Только теперь родители замечают, что подросток не только с «плохими» компаниями не водится, он вообще ни с кем не общается, ничем не увлекается, стал плохо учиться, проявляет агрессию.
Существуют определенные признаки, которые свидетельствуют о развитии болезни игромании, лечение которой должно последовать незамедлительно. У ребенка появляется навязчивое желание играть на компьютере. Любому даже самому любимому некогда занятию он с радостью предпочтет общество «железного» друга. Куда-то резко подевались друзья. Если к нему кто-то и приходит в гости, то для того, чтобы вместе поиграть за компьютером. Сам он идет к друзьям с этой же целью. Непонятный эмоциональный подъем, который резко сменяется дурным настроением. Присмотревшись, вы поймете, что все это связано с виртуальными успехами и неудачами в игре.
При этом убеждение, уговоры, угрозы не будут иметь эффекта. Скорее всего, Вы вызовете к себе агрессию, а сам игроман еще глубже погрузится в выдуманный мир, так как в реальном его «никто не понимает». Компьютерная зависимость у подростков опасна тем, что человек находится в непростом периоде жизни. Время, когда он должен искать свое место в обществе, начинать строить отношение с противоположным полом и сверстниками, оказывается упущенным. В дальнейшем это вызовет психологические проблемы иного толка.
Как защитить ребенка от игромании?
Самый верный защитник Вашего ребенка от игромании — сам ребенок. Жизнь вашего ребенка должна быть достаточно интересной и увлекательной чтобы он сам не испытывал стремления к уходу от реальности. К сожалению, это проще сказать, чем сделать. Более того, нередко как раз родители, которые пытаются разносторонне развить ребенка и для этого записывают его в разнообразные секции и кружки, так сильно перегружают психику ребенка, что он буквально сбегает от трудностей реальной жизни в выдуманный мирок.
Тогда как же воспитать в ребенке интерес к реальному миру и иммунитет к виртуальности? Для этого, прежде всего, нужно научиться слушать и понимать своего ребенка. Если ребенку интересны динозавры, не надо устраивать его в музыкальную школу, если ему интересны роботы, не стоит отправлять его на курсы английского языка. Лучше подарите ребенку детские энциклопедии по динозаврам или вместе начните собирать информацию по современной кибернетике. Дайте ребенку то, чем он уже заинтересовался, а не навязывайте собственные интересы. И ребенок сам предпочтет потратить время не на игру, а на чтение и просмотр новых роликов, фильмов и статей на интересующую его тему. Как ни просто смотрится данный совет на первый взгляд, более надежной защиты от игромании, чем возможность заниматься любимым и интересным делом в реальной жизни, не существует.
Чего не стоит делать родителям ребенка-игромана?
Прежде всего, не отмахивайтесь и не критикуйте. Для ребенка его игровой мир важен. Отмахиваясь от того, что ему важно, показывая пренебрежение к этому, вы тем самым отбиваете у него всякое желание говорить с вами на важные для него темы. А это значит, что вы сами себя лишаете возможности выяснить, что еще кроме игры интересует вашего ребенка и использовать его интерес как зацепку. Не отмахивайтесь, но и не поддерживайте разговоры, аккуратно и плавно переводите их на другие темы.
Во-вторых, не пытайтесь строго запрещать любое общение с компьютером. Дозируйте время, проведенное ребенком за компьютером, но не перекрывайте игроману путь к игре. Иначе начнется война. Пока у игромана нет альтернативы игре, для него безумно важно иметь возможность поиграть. И он будет защищать эту возможность любыми средствами.
Дозированная же игра — это компромисс, на который ему придется пойти, чтобы сохранить хоть какой-то доступ к своему альтернативному миру.
Никогда не поминайте ребенку прошлые грехи и неудачи, не смейтесь над ним, не унижайте его, особенно при друзьях. Всегда хвалите за хорошо сделанную работу, даже если это просто помытая посуда. Не обесценивайте достижения ребенка в реальном мире. Не превращайте его промахи в не снимаемое, вечное клеймо. Именно таким отношением многие излишне строгие родители буквально загоняют своего ребенка в виртуальный мир.
Лечение игромании
Возможно ли лечение игромании? Конечно, возможно. Но это долгий и сложный процесс, успех которого зависит от многих факторов. Игромания – это болезнь, лечение которой зависит от индивидуальных особенностей человека. В первую очередь необходимы консультации у квалифицированного психолога (психоаналитика), чтобы выявить причину добровольного «ухода» из реальности.
Лечение игромании – трудный процесс, требующий участия как зависимого человека, так и его окружения. Скорее всего, потребуется время для того, чтобы страдающий игроманией снова начал чувствовать вкус жизни. В этом отношении болезнь сродни наркомании.
Важно также помнить: если пустота, образовавшаяся в жизни человека после полного или частичного отказа от игр, не будет заполнена, велика вероятность рецидива. Лечение игромании, как и лечение любой другой зависимости, требует дальнейшего психологического сопровождения пациента.
Необходимо знать!!!
Родителям сегодня необходимо знать, что такое игромания, и насколько серьезны последствия этой болезни — знания позволят вовремя выявить у ребенка повышенный интерес к играм и предупредить развитие болезненного процесса. В списке предрасположенности первым значится слишком раннее освоение детьми компьютера — есть над чем серьезно задуматься; свежий воздух и спортивные занятия закаляют ребенка и вырабатывают у него правильные мотивации — хорошо развитый физически ребенок не будет сидеть 3 часа за увлекательной игрой, он будет испытывать естественную потребность в подвижных играх.
Как справиться с компьютерной зависимостью
Чтобы победить зависимость от компьютерных игр у взрослых, специалисты помогают им увидеть, что жизнь может быть интересной и без компьютера. Что яркие впечатления и адреналин можно получить и другими способами. Например, играя в футбол, пейнтбол, спускаясь на байдарке по реке, катаясь на сноуборде или занимаясь роуджампингом. Вызвать интерес к этому позволяет психологическая коррекция. В реабилитационном центре «Виктори» она проводится индивидуально, а также в специальных группах. В первую очередь психолог выясняет причины зависимости, а затем помогает пациенту улучшить взаимоотношения с близкими или сверстниками.
В особой группе риска – подростки, психика, которых не так устойчива, как у взрослых. К тому же, дети часто сталкиваются с непониманием своих проблем со стороны взрослых, не могут найти общий язык ровесниками. А в компьютерной игре можно выбрать любой образ и стать супергероем, с каждый уровнем становясь все сильнее. Освободиться от такой зависимости очень сложно, так как пропадает мотивация делать что-либо в реальной жизни. Поэтому лечение компьютерной зависимости у подростков должно начинаться с визита к психотерапевту. Критикой и запретами можно усугубить проблему.
Последствия зависимости от компьютерных игр у взрослых и подростков
Лечение зависимости от компьютерных игр необходимо не только из-за психологических проблем. То, что человек не принимает алкоголь или наркотики, не означает, что игромания не вредит здоровью в физическом плане. Среди отклонений:
- проблемы со зрением;
- головные и спинные боли;
- туннельный синдром (боли в запястье);
- быстрая утомляемость;
- бессонница;
- слабый иммунитет.
Несмотря на то, что у игромана нет физической зависимости (как при алкоголизме или наркомании) его состояние во время вынужденного перерыва похоже на похмелье. Связано это с тем, что увлечение играми вызывает перегрузку нервной системы и когда в головной мозг не поступают возбуждающие импульсы, человек чувствует дискомфорт.
Центр реабилитации «Виктори» В Днепре
Обратиться к нам за помощью или проконсультироваться у специалиста относительно лечения можно:
- оставив интернет-заявление на сайте;
- позвонив нам по телефону;
- непосредственно в клинике.