Хомяк хамит… (Житие Хомы extracted)
* Я после девяти знаю только два числа – много и очень много. Правда, попугай знает число, которое даже больше, чем очень много. Но оно неприлично звучит.
* Вчера на реке соседу и хозяину обещали сделать круговое зрение путём натягивания глаза на нижнюю часть спины. Мопс считает, что это гимнастика, а я думаю, ближе к хирургии. Кот опять гнусно хихикает.
* Шаман назвал мопса сущим демоном. У пса резко повысилась самооценка. Хотя вообще-то Шаман сказал это, когда мопс корчил морду, щурясь на солнце, и при этом мочился на столб.
* Сегодня Ребёнок играл с мопсом в доктора. Таблетки пёс успел выплюнуть, бинты размотал, но температуру ему всё-таки измерили. И судя по визгу, ректально.
* Хозяин получил «бан» за излишнее рвение. Явление, видимо, из разряда необычных – возмущён до самой глубины своей модерской души. Свои терзания и страдания собирается изложить в кратком эссе «Я и бан».
* У мопса открылось второе дыхание. Только почему-то не в том месте. А дышать одновременно сразу двумя местами пёс не смог.
* Вспомнил ещё одно умное слово из музея – «живописец». Тоже о мопсе на прогулке напоминает. Когда ему холодно.
* Гонялись в подполье за мышью. Я-то с целью проверить свою теорию о межвидовом спаривании, а кот, по-моему, жрать хочет. Мне удалось поймать мышь первым, теория не подтвердилась. Кот плюнул и ушёл наверх. Брезгует, что ли?
* Все старательно улыбались, рассказывая друг про друга хорошие вещи. Знают, что врут, а всё равно приятно. Комплимент называется.
* Кот просветил насчёт кидания палок. Мопс сначала обиделся, а потом сидел и думал – не унизительно ли бегать, когда ему кинут палку. В обычном смысле, конечно.
* На днях одна человеческая особь на улице долго возмущалась, когда мопс мочился возле урны. А в музее они дружно смотрят, как то же самое делает детёныш. Это скульптура такая, говорят, её скульптор отлил. Так почему же, когда скульптор отлил – это хорошо, а когда мопс отлил – это плохо?
* Попугай просится обратно к маме и обещает исправиться. Хозяйка не верит почему-то. Наверно, излагать просьбы матом – не самая удачная мысль.
Авторские права – http://www.proza.ru/avtor/degreeze
В 2009 году в Вологодской области завершилась реставрация еще одного уникального памятника истории и культуры федерального значения – усадьбы Брянчаниновых в селе Покровское Грязовецкого района. В январе 2010 года в открывшемся памятнике начал работу культурно-просветительский и духовный центр «Усадьба Брянчаниновых». Сегодня село Покровское – одно из самых популярных туристических мест края. На родину святителя Игнатия Брянчанинова также прибывают православные паломники со всей России.
Село Покровское находится в 28 километрах от Вологды. Проезд до Покровского осуществляется по Новой Московской дороге. У знака Винниково – 1 необходимо повернуть направо и проехать 7 километров по дороге до усадебного комплекса. С 1 мая 2015 года возобновлено движение автобусного маршрута № 217 Вологда – Покровское (усадьба Брянчаниновых) – Вологда. Автобус отправляется с автовокзала Вологды ежедневно (кроме понедельника и вторника) в 9.00, 14.00 и 16.00.
Дворянский усадебный дом небольшой: одновременно в нем могут находиться до 40 посетителей. Для удобства гостей усадьбы организована предварительная запись на экскурсионное обслуживание по телефонам: (8172) 72-13-65, 8-921-601-79-17, 8-921-601-79-25.
Прелестное Покровское
История села Покровское тесно связана с родом Брянчаниновых, который ведет начало от погибшего в битве на Куликовом поле боярина Михаила Бренко – оруженосца великого князя Московского Дмитрия Донского. Земли Брянчаниновых в Вологодском, Грязовецком и Кадниковском уездах впервые упоминаются в документах XVII века. Возможно, село Покровское было пожаловано Брянчаниновым за участие в народном ополчении 1611-1612 годов, «за Смоленское сидение и изгнание ляхов».
В 1803 году Покровское с 400 душами крестьян перешло по наследству Александру Семеновичу Брянчанинову, будущему отцу святителя Игнатия. Тогда же рачительный хозяин задумал строительство новой усадьбы неподалеку от сельского погоста, где покоились останки представителей рода.
Считается, что архитектором дома, строительство которого было завершено в 1812 году, был местный даровитый самоучка Александр Сапожников. Однако пропорции его творения были настолько точны и изящны, настолько рациональны, что в наше время ряд исследователей выдвинул версию о том, что дом в Покровском был спроектирован неким столичным архитектором, близким школе Матвея Казакова. В то же время, ученые отмечают сходство в принципиальном композиционном построении усадебного комплекса Брянчаниновых с архитектурными творениями другого не менее известного мастера – Николая Львова.
По воспоминаниям Александры Купреяновой, племянницы святителя Игнатия, известно, что в период расцвета хозяйства (40 – 50-е годы XIX века) в Покровском были многочисленные мастерские – «ткацкие, золотильные, резные, – необходимые для полного комфорта и удовлетворения изысканного вкуса хозяев», маленькие фабрики и громадные хозяйственные службы, псарня, где содержалось более 200 собак, и зверинец – на случай праздничной охоты. Владения Брянчаниновых тогда простирались на 1800 десятин (1965 га).
Последние владельцы усадьбы Владимир и София Брянчаниновы, предупрежденные крестьянами об угрозе ареста, в 1918 году эмигрируют в Чехословакию, бросив почти все свое имущество. Затем они перебираются во Францию, а их дети в 1945 году – в Австралию.
С 1924 до 1990-х годов в Покровском на базе усадьбы находился санаторий для больных туберкулезом «Октябрьские всходы». В этот период главный дом подвергается серьезным перепланировкам, однако в относительно хорошем состоянии до нас дошел лепной декор особняка, а из подлинных элементов – деревянная витая лестница на второй этаж.
Немало усилий по сохранению барского дома, парка и остатков церкви приложил главный врач санатория Александр Павлович Тарасов, взявшийся за переустройство жизни в Покровском и настойчиво хлопотавший о научной реставрации усадьбы.
Ремонтно-реставрационные работы на объекте историко-культурного наследия начались в 1997 году. Проект реставрации главного дома, разработанный архитектором С. Б. Куликовым, был основан на старинных чертежах и зарисовках здания, ландшафтных планах Покровского, семейных архивах и фотографиях Брянчаниновых, а также фотоснимках, сделанных в усадьбе в начале XX века известным искусствоведом Георгием Лукомским. В последние годы значительный вклад в возрождение памятника внесла вологодская реставрационная фирма «Электра» (генеральный директор К. Л. Смирнов).
29 марта 2011 года в Москве авторскому коллективу проекта по сохранению памятника истории и культуры Вологодской области «Усадьба Брянчаниновых» вручена премия правительства Российской Федерации в области культуры.
Дом с мезонином
Александр Семенович Брянчанинов устроил родовое гнездо на новый, европейский лад. Здание напоминает типичный французский загородный дом начала XIX века.
Каменный двухэтажный дом в стиле классицизма объединен одноэтажными галереями с двумя флигелями. Снаружи он кажется небольшим, но на самом деле в нем два этажа и мансарда. В мансарде располагались две большие комнаты – одну, с окнами на село, занимали кабинет и спальня барина, вторую, обращенную в сад, – спальня и будуар хозяйки. Второй этаж был отведен под детские комнаты – всего у Александра Семеновича и Софьи Афанасьевны Брянчаниновых было девять детей. На первом этаже находились гостиная, зал, кабинет, комнаты для гостей, столовая, в которой проходили официальные приемы и семейные торжества, музыкальные, литературные и театральные вечера. Известно, что в Покровское в гости к радушным хозяевам часто приезжали губернаторы и правящие архиереи. В помещениях флигелей жила прислуга.
Особый колорит дому придают лепные украшения фасадов. Атрибуты воинской славы: шлемы, знамена, пики, конские головы – дань ратным заслугам представителей рода Брянчаниновых. Все элементы восстановлены в ходе реставрации.
В одном из писем к своим родным Игнатий Брянчанинов писал: «Хочу вернуться в розовую мечту». «Розовая мечта» считалась метафорой, но проведенное в ходе научной реставрации исследование колера фасадных стен здания, выявило их исходный розовый оттенок. Выяснилось, что вопреки устоявшемуся мнению, в эстетических предпочтениях начала XIX века интерьеры дома были вовсе не бледные, а имели насыщенные расцветки: кроме розового, здесь присутствуют и другие оттенки – зеленые, жемчужно-серые. При реставрации усадьбы была выбрана краска, максимально приближенная к оригиналу, восстановлены деревянные полы из ценных пород дерева, комнатные светильники изготовлены по старинным образцам в Санкт-Петербурге. Элементы лепного декора – пальметты – в центральном и самом красивом зале дома – круглой столовой – выполнены вручную.
Кирпичный Покровский храм построен в стиле раннего классицизма в 1810 году. Внутренняя дорожка – не более двадцати шагов – отделяет дом от церковной паперти. На старинных фотографиях церкви видно, что отделка интерьеров храма перекликается с архитектурными формами усадьбы. Это свидетельствует не только о единстве стиля всего усадебного ансамбля, но и о том, что церковь была неотъемлемой частью жизни имения. Глубоко верующие Брянчаниновы регулярно посещали богослужения.
Опеку над церковью в 1990-х годах взяла на себя община вологодского храма Александра Невского. Его священники совершают в Покровском богослужения в день памяти святителя Игнатия 13 мая. Много верующих из Вологды, Грязовца, окрестных деревень собирается здесь ежегодно на престольный праздник Покрова Пресвятой Богородицы.
Слева от церкви расположен семейный некрополь. В 2006 году в фамильной ограде появилась могила Владимира Николаевича Брянчанинова. Последний владелец усадьбы скончался во Франции в 1963 году, его прах на историческую родину перевезла внучка Татьяна Ватсон. С 1994 года она ежегодно приезжает в Покровское из Австралии. Тот, кто общался с Татьяной Александровной, отмечают ее особую любовь к родине.
Парк, прошедший сквозь столетья…
Усадебный парк в Покровском – один из немногих дошедших до наших дней образцов ландшафтного искусства XVIII–XIX веков. Планировку парку задают восемь липовых аллей (липы привозились в усадьбы русских помещиков пятнадцатилетними деревьями из специальных питомников, которые завели при Екатерине II московские купцы), геометрические линии которых, пересекаясь, образуют звезду. Парк спускается тремя террасами к югу по склону сужающегося книзу холма. Главная аллея, так называемый «прошпект», начинается от партерной клумбы у южного фасада здания и, переходя в тропинку, тянется через весь парк к пруду, в былое время богатому рыбой. Границу первой и второй террас парка образует линия фруктовых деревьев. В центре средней террасы сохранились земляные валы лабиринта, неподалеку от которого когда-то находился каменный грот, созданный из булыжного камня. В этой части парка преобладают деревья лиственных пород. Нижняя терраса представляет собой широкий луг. Александра Купреянова так описывала его в воспоминаниях: «В третьей части сада, более открытой для солнечных лучей, помещаются огородные растения – ягоды, плоды и овощи. Здесь же естественной силой напора воды – бьющий фонтан, дающий прохладу и орошение растительному царству. С нагория этой части сада открывается прекрасный вид на близлежащие окрестности и соседние барские усадьбы. В конце сада помещаются обширные оранжереи – для цветов, фруктов и овощей».
В начале июля в Покровском распускаются садовые колокольчики. На несколько дней все пространство верхней террасы парка заполоняют голубые цветы. Садовый сорт колокольчика завез в Россию из Голландии Петр I. Этот двулетник быстро прижился в русских усадьбах и ежегодно дает обильное цветение.
Природа Покровского отличается ботаническим разнообразием, возникшим от векового смешения дикорастущей и культурной флоры. На протяжении многих лет доцент Вологодского государственного педагогического университета Наталья Репина занимается изучением усадебного парка, а его цветочным дизайном – известный вологодский флорист Елена Антипина.
Пройтись по старинному парку приятно в любое время года, но особенно здесь красиво осенью. Вдали от шума городского можно бесконечно долго наслаждаться яркими красками природы, тишиной и спокойствием…
Взгляд в будущее
В усадьбе открыты экспозиции. Усилиями музейных и научных работников, реставраторов, представителей епархии подготовлены для показа исторические документы, архивные материалы, фотографии о жизни села Покровское, о святителе Игнатии, других представителях древнего рода Брянчаниновых. Достойное место занимает и отражение всех этапов научной реставрации усадебного комплекса.
В старинной усадьбе проводятся литературные, музыкальные и театральные вечера, культурно-просветительские программы для семейного отдыха. Будущее обновленного памятника архитектуры обещает быть весьма ярким на события, а значит и интересным для вологжан.
*Пальметта – декоративный орнамент в виде стилизованных веерообразных листьев с нечетным числом симметрично расположенных частей, соединенных в гирлянду. Palmette, фр. Palme – пальмовая ветвь.
Справка:
• Культурно-просветительский и духовный центр «Усадьба Брянчаниновых» – филиал АУК ВО «Вологдареставрация»
• Усадьба Брянчаниновых (1812 год) в селе Покровское, Грязовецкого района (28 километров от Вологды) – памятник истории и культуры федерального значения. Поставлен на государственную охрану постановлением Совета Министров РСФСР № 1327 от 30 августа 1960 года.
• За период с 1997 года по 2009 год расходы на проведение ремонтно-реставрационных работ составили 90,6 миллионов рублей, из которых 89,7 миллионов рублей – средства областного бюджета.
• Реставрацию памятника до 2005 года осуществляли фирмы: ООО «Вологдаспецреставрация», ООО «Альтернатива», ООО «Новая старина», ГУПК «Центрреставрация». С 2005 года до завершения реставрации работы проводились подрядной организацией ООО «Электра».
Издательство Сретенского монастыря
Москва ∙ 2011
Знание законов духовной жизни и тех опасностей, которые стоят на пути христианина, — одно из необходимых условий верного достижения им горнего Иерусалима. Исключительную важность приобретает такое знание в настоящее время, когда, с одной стороны, в Россию бурным потоком нахлынули всевозможные «духи» и появились бесчисленные варианты духовности; с другой — святоотеческое понимание духовной жизни и мудрость применения ее законов к психологии и силам современного человека в силу многих причин становится все большей редкостью. Незнание этих законов приводит к тому, что многие, даже искренне ищущие, нередко увлекаются внешне притягательными, но, по существу, далекими от Священного Предания Церкви формами духовности, в результате чего в лучшем случае они остаются без плода, в худшем — попадают в секты, губя свои души и расстраивая свое физическое и психическое здоровье. Все это имеет самые серьезные последствия не только для их жизни, но и жизни всей Церкви и общества в целом.
Предисловие
Краткие жизнеописания
Ангелы
Антихрист
Атеизм
Благодарение
Ближний
Болезни и здоровье
Вера живая
Верный в малом
Внешнее и внутреннее
Воля Божия
Грех
Да воскреснет Бог!
Духовная брань и духовное оружие
Духовная жизнь
Духовничество в наши дни
Женщина
Западное христианство
Имя Божие
Исповедь
Иуда
Клевета
Клирос
Любовь Божия
Любовь в нас
Милостыня духовная
Мир душевный и «мир сей»
Мнение о себе
Молитва
Молитва Иисусова
Молодость
Монашество в последние времена
Наше время
Образование
О себе
Оскорбления
Подвиги в наше время
Покаяние
Послушание в наши дни
Правило
Прелесть
Промысл Божий
Путь духовный
Пьянство
Самоубийцы
Святые отцы
Скорби
Слово Божие
Смерть
Смирение
Сны
Советы
Спасение и добродетель
Страсти
Супружество
Таинства
Уединение
Уныние
Учительство
Хранение чувств
Христос — цель жизни
Церковь
Прощание
В этой рубрике мы публикуем афоризмы известных людей, которые внесли уникальный вклад в мировую культуру — о христианстве, истории, любви, свободе, труде, вере, культуре и о многом другом. Продолжает проект «Мысли великих» изречения святителя Игнатия (Брянчанинова) – одного из самых известных и любимых в России святых .
Спасение:
…спасение заключается в возвращении общения с Богом.
Несчастлив тот, кто удовлетворен собственною человеческою правдою: ему не нужен Христос, возвестивший о Себе: «не приидох призвати праведники, но грешники на покаяние» (Мф.9:13).
Промысл Божий, упование и надежда, простота и лукавство:
Нет слепого случая! Бог управляет миром, и все, совершающееся на небе и в поднебесной, совершается по суду премудрого и всемогущего Бога, непостижимого в премудрости и всемогуществе Своем, непостижимого в управлении Своем.
Если нет ни одного случая, который бы утаился от Бога, то за все случающееся надо славословить Бога.
Необходимо уверить себя, что Бог управляет участию мира и участию каждого человека. Опыты жизни не замедлят подтвердить и утвердить это учение Евангелия.
Все мимо идет — и хорошее, и худое, — а ни человеки, ни бесы не могут сделать того, чего Бог не попустит.
Отчего возмущается дух наш против судеб и попущений Божиих? Оттого, что мы не почтили Бога как Бога…
От живой веры в Бога рождается полная покорность Богу, а от покорности Богу — мир помыслов и спокойствие сердца.
От зрения промысла Божия образуются в душе глубокая кротость и неизменная любовь к ближнему, которых никакие ветры взволновать, возмутить не могут.
…над временами, общественными событиями и частными судьбами зрится Бог.
Зрение промысла Божия хранит, растит веру в Бога.
Христианин, смотрящий неуклонно на промысл Божий, сохраняет среди лютейших злоключений постоянное мужество и непоколебимую твердость.
Пред видением Божественного промысла не устаивают не только временные скорби, но и те, которые ожидают человека при вступлении его в вечность, за рубежом гроба.
Христианин никогда и ничем не должен смущаться, ибо Промысл Божий носит его на руках своих. Наше попечение должно состоять в том, чтоб мы пребывали верными Господу.
Поражение одного воина не есть уже побеждение всего войска.
…Господь в прямом образе поведения – Помощник; а лукавый политик – помощник сам себе, – Господь к нему, как к преумному, на помощь не приходит.
Жизнь по Евангелию:
Не довольствуйся одним бесплодным чтением Евангелия; старайся исполнять его заповеди, читай его делами. Это — книга жизни, и надо читать ее жизнью.
По Евангельским заповедям мы будем судимы на суде, установленном от Бога для нас, христиан православных… мы будем судимы по Евангелию, что небрежение о исполнении Евангельских заповедей есть деятельное отвержение Самого Господа.
Евангелие есть изображение свойств нового человека, который — Господь с небесе (1Кор.15:48). Этот новый человек — Бог по естеству. Святое племя Свое человеков, в Него верующих и по Нему преобразившихся, Он соделывает богами по благодати.
Престолом и покоем, так сказать, для Святого Духа служат смирение, любовь, кротость и, последовательно, все святые заповеди Христовы.
Как о своих помыслах, так и о помыслах ближнего, о его советах, советуйся с Евангелием.
…евангельские блаженства суть духовные состояния, открывающиеся в христианине от исполнения евангельских заповедей; что блаженства открываются одно вслед за другим, рождаясь одно от другого…
Очищение совершает Святой Дух в человеке, выражающем жизнью произволение к очищению.
…исповедание Бога устами без исповедания деятельностию и сокровенною жизнию сердца при одном исполнении некоторых наружных обрядов и постановлений церковных признается пустым, душепагубным лицемерством.
…заповеди должны быть душою и каждого христианина, и христианского общества.
Духовное рассуждение приобретается чтением Священного Писания, преимущественно же Нового Завета, и чтением святых Отцов, которых писания соответствуют роду жизни, проводимой христианином.
Необходимо, чтоб чтению содействовало жительство: Бывайте же творцы слова, а не точию слышателие, прельщающе себе самих (Иак. 1: 22).
Пребывание в усыновлении Богу, доставляемом через святое крещение, поддерживается жизнью по евангельским заповедям. Теряется пребывание в усыновлении отступлением от жительства по евангельским заповедям.
Для спасения необходимо, чтобы крещенный во Христа жительствовал по законодательству Христа.
…человеческое повреждение состоит в смешении добра со злом: исцеление состоит в постепенном удалении зла, когда начинает в нас действовать более добро.
Намерение:
Фото supershaggy, www.flickr.com Что душа в теле, то цель и намерение во всяком человеческом занятии.
Человек… водится своим образом мыслей…
Мысль подобна рулю корабельному…
Ум -… царь… в человеке.
Наперсник Закона Божия во всех упражнениях, во всех делах своих имеет целью Богоугождение. Мир обращается для него в книгу заповедей Господних. Прочитывает он эту книгу делами, поведением, жизнью.
Различать добро от зла принадлежит сердцу – это его дело. Но опять нужно время, нужно укоснение в заповедях евангельских, чтоб сердце стяжало тонкость вкуса к отличию вина цельного от вина поддельного.
…все, сопровождаемое смущением, имеет началом своим грех, хотя бы по наружности и казалось высшим добром.
Божественное добро не должно быть отвергаемо, если некоторые или многие, употребили его во зло.
Духовная брань:
Скорбь по той причине и называется искушением, что она открывает сокровенное состояние сердца.
Гораздо маловажнее беснование, нежели принятие какого-либо вражескаго помысла, могущаго на веки погубить душу.
Грех и покаяние, гордыня и смирение:
В покаянии — вся тайна спасения.
…покаяние есть сознание падения, сознание необходимости в Искупителе…
…покаяние не может быть совмещено с произвольною греховною жизнию.
Несродно чувство покаяния тому, кто вполне доволен собою, а кругом себя видит только соблазн и недостатки всех родов.
Главные признаки гордости суть охлаждение к ближним и оставление исповеди.
Смиренный предает себя всецело воле Божией… Смирение надеется на Бога — не на себя и не на человеков:. и потому оно в поведении своем просто, прямо, твердо, величественно.
Смирение не видит себя смиренным.
Ложное смирение — всегда с сочиненною наружностью: ею оно себя публикует.
Ложное смирение любит сцены: ими оно обманывает и обманывается.
Величайшая прелесть – признавать себя свободным от прелести.
Все виды бесовской прелести, которым подвергается подвижник молитвы, возникают из того, что в основание молитвы не положено покаяние, что покаяние не сделалось источником, душею, целию молитвы.
Фарисей, оставляя исполнение заповедей Божиих, составляющих сущность Закона, стремится к утонченному исполнению наружных мелочей…
Сознавать себя грешным необходимо для спасения, а засуживать себя и метаться во все стороны от греховности очень вредно. «Все неумеренное – от бесов», — сказал преподобный Пимен Великий.
Непадательность несвойственна человеку на земле — ниже жителю глубочайшей пустыни и уединения.
Не желайте от себя невозможнаго, не требуйте от души вашей того, чего она не может дать. Врачуйте ваши увлечения покаянием, а недостаток делания вашего восполняйте сокрушением духа.
Много и часто мы вредим себе, требуя от себя несвойственного нам.
Безрассудно искать невозможного.
Не должно с души своей, с своего сердца требовать больше, нежели сколько они могут дать.
Будьте снисходительны к душе Вашей в ея немощах; излишняя строгость отвлекает от покаяния, приводит в уныние и отчаяние.
Изучение добродетелей, несоответствующих образу жизни, производит мечтательность, приводит человека в ложное состояние. Упражнение в добродетелях, не соответствующих образу жизни, делает жизнь беcплодною.
Любовь к ближнему, заботы о спасении других, осуждение, обиды, прощение:
Любовь же к брату заключается в исполнении относительно него заповедей Господа (2 Ин.1: 6).
Правильная любовь к ближнему заключается в исполнении относительно его евангельских заповедей…
Ум твой, наставленный Евангелием, тогда смирится пред каждым ближним, когда увидит в каждом ближнем Христа.
И святые отцы не велят искать от ближнего исполнения заповеди, потому что это только нарушает мир.
Любви к ближнему предшествует и сопутствует смирение пред ним. Ненависти к ближнему предшествует осуждение его, уничижение, злословие, презрение к нему, иначе — гордость.
Делай, что можешь полезного и что позволяет закон, твоим любимым; но всегда поручай их Богу, и слепая, плотская, безотчетливая любовь твоя обратится мало-помалу в духовную, разумную, святую.
Надо отдать всех людей Богу. Этому научает нас и Церковь; она говорит: «Сами себя, и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим».
Не доложить бремя на ближнего – не беда; переложить – и ближний удобно может повредиться неисцельно, на всю жизнь сделаться ни к чему неспособным.
О непокоряющихся и не внимающих слову спасения, не надо очень печалиться; но сказав им подобающее, предавать их воле Божией, которая может их обратить на правый путь чрез другая орудия и средства, которых в деснице Его бесчисленное множество.
На ближних сильнее действует молитва о них, нежели слово к ним: потому что молитва вводит в действие Самаго всесильнаго Бога, и Бог творит с созданием Своим все, что Ему благоугодно.
Вспомни, что Спаситель велел Петру идти за Собою, а когда Петр вопросил и позаботился о другом, то услышал: до другого что тебе за дело, ты по Мне иди. Заботясь преждевременно и неправильно о других, мы часто забываем или ослабляем заботу о себе.
Чтоб не осуждать ближнего, должно отказаться от суждения о ближнем…
Должно с насилием отвлекать себя от осуждения ближних, ограждаясь от него страхом Божиим и смирением.
Раб Христов не может быть врагом чьим-либо.
Послушание:
Истинное послушание — послушание Богу, Единому Богу.
Вера в человека приводит к исступленному фанатизму.
…душепагубное актерство и печальнейшая комедия — старцы, которые принимают на себя роль древних святых старцев, не имея их духовных дарований…
Свобода:
Будьте свободны! не связывайте себя никакою скрупулезностию. Правила для человека, а не человек для правил.
…в жительстве твоем сохраняй благоразумную соразмерность, не связывая себя количеством.
Сказанное Господом о субботе, что она для человека, а не человек для нее (Мк. 2: 27), можно и должно отнести ко всем подвигам благочестивым, а между ними и к молитвенному правилу.
Обрати все внимание на Евангельские заповеди, ими неси себя в жертву живую, благоугодную Богу. В наружных действиях, не имеющих никакого влияния на душу, как например, в перемене платья и тому подобных, будь решительно свободен.
Молитва:
Путь к Богу — молитва.
Душа молитвы — внимание.
Безостановочное произнесение молитв рассеивает ум.
…отцы повелевают, чтоб правило для христианина было как можно проще и малосложнее.
Сущность исполнения молитвенного правила заключается в том, чтоб исполнялось оно со вниманием. От внимания дух наш приходит в смирение; от смирения рождается покаяние. Чтоб можно было совершать правило не спешно, надо правилу быть умеренным.
Пост:
Сколько вредно невоздержание, столько вреден, или еще более, неумеренный пост.
… больные и престарелые должны остерегаться от излишнего телесного подвига…
Церковь:
Без послушания Церкви нет смирения; без смирения нет спасения: смирихся, и спасе мя, сказал Пророк (Пс. 114: 5).
…как человек состоит из души и тела, то оказались нужными наружные обряды и постановления.
…немощь священника, как человека, отнюдь не препятствует совершению Таинств, совершающихся по причине благодати священства, которою облечен человек, а не по причине собственных его достоинств, хотя и приятно видеть в одном лице соединение достоинств собственных с дарами благодати.
Ересь:
Ересь — ложное учение о христианстве… Ересь — грех ума. Сущность этого греха — богохульство.
…все древния ереси, под различными изменяющимися личинами, стремились к одной цели: оне отвергали Божество Слова и искажали догмат воплощения. Новейшия наиболее стремятся отвергнуть действия Святаго Духа…
Отношение к иноверцам:
Лишенные славы христианства не лишены другой славы, полученной при создании: они – образ Божий.
Богатство и бедность:
Временное богатство названо неправедным, потому что оно — следствие падения.
Знания:
Лучше сознаться в неведении, нежели выказать ведение душевредное.
Чудеса:
Желание видеть знамения служит признаком неверия, и знамения даны были неверию, чтобы обратить его к вере
Житейские дела:
Занятия по дому и хозяйству очень полезны: удаляют от праздности и облегчают уму невидимую его борьбу.
Биография святителя Игнатия (Брянчанинова)
Святитель Игнатий (Брянчанинов) (1807-1867) — русский духовный писатель XIX века, епископ, богослов и проповедник.
Родился в старинной дворянской семье 5 (17) февраля 1807, в селе Покровском Вологодской области.
В миру будущего святителя звали Дмитрий Александрович Брянчанинов.
Ещё в детстве он почувствовал склонность к молитвенным трудам и уединению. В 1822 году по настоянию отца Димитрий поступил в Военное инженерное училище, которое закончил в 1826 году. Перед юношей открывалась блестящая светская карьера, но он ещё до окончательного экзамена подаёт прошение об отставке, желая принять монашество.
Эта просьба не была удовлетворена, и Димитрий Александрович направился на службу в Динабургскую крепость, где тяжело заболел. 6 ноября 1827 года получил вожделенную отставку и сразу поступил послушником в монастырь.
28 июня 1831 года епископом Вологодским Стефаном Д. А. Брянчанинов был пострижен в монашество с именем Игнатий в честь священномученика Игнатия Богоносца; 5 июля был рукоположён в иеродиакона, а 20 июля — в иеромонаха. Затем в 1833 году он был возведен в сан игумена, а в 1834 – в сан архимандрита.
27 октября 1857 года в петербургском Казанском соборе был состоялась архиерейская хиротония. Отец Игнатий становится епископом Кавказским и Черноморским.
В 1861 году епископ Игнатий ушел на покой и поселился в Николо-Бабаевском монастыре Костромской епархии, где вёл уединённую молитвенную жизнь до самой кончины 30 апреля (12 мая) 1867 года.
Святитель Игнатий был причислен к лику святых 6 июня 1988 года. Перед канонизацией, 26 мая 1988 года, его мощи были торжественно перенесены в Свято-Введенский Толгский монастырь (Ярославль), где они находятся до сих пор.