Я не Бог весть какой богослов.
Вернее, я совсем никакой богослов. Но каждый раз, когда я читаю в блогосфере об основах армянской церкви, во мне начинает говорить составитель, редактор и немного автор книги «Прикладное религиоведение для журналистов«.
А сейчас, в связи с праздником Рождества, я решил разобрать несколько наиболее часто встречающихся вопросов, связанных с армянской апостольской церковью — ААЦ.
Это:
— является ли армянская церковь «григорианской»?
— приняли ли армяне христианство в 301 году?
— является ли ААЦ православной?
— являются ли все армяне паствой ААЦ?
Армянская церковь не является григорианской
Название «григорианская» было придумало в России в XIX веке, когда часть Армении была присоединена к Российской империи. Оно означает, что армянская церковь ведет свое начало от Григория Просветителя, а не от апостолов.
Зачем было это делать?
А затем, что когда церковь ведет начало непосредственно от апостолов, это значит, что ее истоки восходят прямо к Христу. РПЦ же назвать себя апостольской может с большой натяжкой, потому что известно, что на Русь православие пришло из Византии, причем относительно поздно – в X веке.
Правда, тут «на помощь» РПЦ приходит понятие кафоличности церкви, то есть ее пространственной, временной и качественной универсальности, которой части обладают в той же мере, что и целое, то есть, РПЦ, будучи одной из православных церквей, тоже как бы восходит прямо к Христу, но не будем особенно углубляться в теологию – это я справедливости ради отметил.
Таким образом, сделав армянскую церковь «григорианской», Российская империя (где церковь не была отделена от государства, а следовательно, РПЦ должна была обладать всеми преимуществами), как бы лишала ее оснований возводить себя прямо к Христу. Вместо Христа и его учеников-апостолов получался Григорий Просветитель. Дешево и сердито.
Тем не менее, армянская церковь все это время называла себя Апостольской (ААЦ), так же называли и называют ее и во всем мире – за исключением Российской империи, затем Советского Союза, ну, а сейчас и России.
Кстати, с этим связано еще одно заблуждение, ставшее очень популярным в последние годы.
Армяне не приняли христианства в 301 году
Учение о Сыне Божьем начало распространяться в Армении в первом веке, естественно, нашей эры. Называют даже 34 год, но я встречал статьи, где говорилось, что это, видимо, было лет на 12-15 позже.
А было так. Когда Христа распяли, после чего он умер, воскрес и вознесся, его ученики-апостолы отправились в разные края распространять его учение. Мы знаем, что, например, Петр в своих путешествиях добрался до Рима, где и умер, а над его могилой построили знаменитый ватиканский храм св. Петра.
А Фаддей и Варфоломей – двое из 12 первых апостолов – пошли на северо-восток, в Сирию, откуда вскорости добрались до Армении, где с успехом распространяли учение Христа. Вот от них – от апостолов – и берет начало армянская церковь. Потому-то она и называется «апостольская».
Оба они закончили свою жизнь в Армении. Фаддей был замучен: его распяли и пронзили стрелами. И было это на том самом месте, где сейчас стоит монастырь св. Фаддея, или, по-армянски, сурб Тадеи ванк. Это на нынешней территории Ирана. Монастырь этот чтят в Иране и каждый год туда стекаются тысячи паломников. Мощи св. Фаддея хранятся в Эчмиадзине.
Был замучен и Варфоломей. Он принес в Армению рукотворный лик Богородицы и построил посвященную ей церковь. В 68 году, когда начались гонения на христиан, его казнили. Вместе с ним, по преданию, казнили две тысячи христиан. Мощи св. Варфоломея хранятся в Баку, так как местом казни был город Албан или Албанополь, который идентифицируется как современный Баку.
Так что начало распространяться христианство в Армении в первом веке. А в 301 году царь Трдат провозгласил христианство, которое уже около 250 лет распространялось по Армении, официальной религией.
Поэтому правильно говорить, что армяне приняли христианство в середине первого века, а в 301 году христианство было принято в Армении как государственная религия.
Является ли ААЦ православной?
И да, и нет. Если говорить о теологических основах учения, то она именно православная. Иными словами, христология ААЦ, как утверждают нынешние богословы, идентична православию.
Да, потому что глава ААЦ – католикос Гарегин II – сам заявил недавно, что ААЦ является православной. А слова католикоса – очень важный аргумент.
Нет – потому что согласно православной доктрине, признаются постановления семи Вселенских соборов, прошедших с 49 по 787 годы. Как видите, речь идет о весьма давней истории. ААЦ признает лишь первые три.
Нет – потому что православие является единой организационной структурой со своими автокефалиями, то есть отдельными, самостоятельными церквями. Признано 14 автокефальных церквей, есть и несколько не признаваемых всеми, так называемых автономных церквей.
Почему так важны семь Вселенских соборов? Потому что на каждом принимались решения, имевшие важное значение для христианского учения. Например, на первом соборе приняли постулат о необязательности соблюдения некоторых иудейских обрядов, на втором приняли символ веры («кредо»), на третьем и пятом осудили несторианство, на седьмом осудили иконоборчество и разделили почитание Бога и поклонение иконам, и так далее.
Армянская церковь приняла постановления первых трех соборов. Четвертый вселенский собор, который называют Халкидонским, состоялся в 451 году. Если вы знакомы с историей Армении, то сразу вспомните, что этот год известен знаменитой Аварайрской битвой, где армянские войска под предводительством Вардана Мамиконяна сражались против сасанидской Персии за религиозную и государственную независимость.
А так как духовенство играло важнейшую роль во время восстания, закончившегося Аварайрской битвой, а также и после него, то у церковников не было времени и желания отправлять делегацию на Вселенский собор.
И вот тут-то и оказалась проблема, потому что Собор принял важнейшее решение о сущности Христа. А вопрос был в том, Христос – бог, или человек? Если он родился от Бога, то, наверно, он и сам тоже бог. Но он родился от земной женщины, следовательно, должен быть человеком.
Один теолог – Несторий из города Кесария (Сирия) – утверждал, что Христос – и Бог, и человек. Эти две сущности уживаются в одном теле благодаря тому, что он существует в двух ипостасях, которые находятся в союзе и вместе создают «лицо единения».
А другой – Евтихий из Константинополя – считал, что Христос – Бог. И точка. Человеческой сущности в нем нет.
Халкидонский собор нашел некую среднюю линию, осудив и «правоуклонистскую» линию Нестора, и «левооппортунистическую» – Евтихия.
Решения этого собора не приняли шесть церквей: Армянская апостольская, Коптская православная, Эфиопская православная, Эритрейская православная, Сирийская православная и Маланкарская православная (в Индии). Их стали называть «древние восточные христианские церкви», или «древние православные церкви».
Так что и по этому параметру ААЦ является православной церковью.
Все армяне по определению являются паствой ААЦ, так же как и все евреи являются иудеями.
Это тоже заблуждение. Конечно, ААЦ – самая крупная и влиятельная церковь с двумя католикосатами в Эчмиадзине и ливанском Антелиасе. Но она не единственная.
Существует армянская католическая церковь. Фактически, это униатская церковь, то есть, церковь, объединяющая элементы католичества и ААЦ, в частности, армянский обряд богослужения.
Самая известная конгрегация армян-католиков – Мхитарийская со знаменитым монастырем на острове св. Лазаря в Венеции. Церкви и монастыри армян-католиков существуют по всей Европе, в том числе, в Риме и Вене (ах, какой ликер готовят венские мхитаристы…).
В 1850 году папа Пий IX учредил Артвинскую епархию для армян-католиков. В начале ХХ века епархия распалась, оставив паству на попечение епископа, пребывавшего в Тирасполе. Да-да, молдавские и румынские армяне, так же как и украинские, тоже было католиками.
Ватикан даже учредил в Гюмри ординариат для армян-католиков. На севере Армении католиков называют «франг».
Есть и армяне-протестанты.
Евангелическая армянская церковь была создана в Константинополе в середине XIX века и имеет сейчас приходы в самых разных странах, объединяющиеся в три евангелических союза – Ближнего Востока с центром в Бейруте, Франции (Париж) и Северной Америки (Нью-Джерси). Есть также множество церквей в Латинской Америке, Брюсселе, Сиднее и так далее.
Говорят, армян-протестантов называют «ынглыз», но я сам такого не слышал.
Наконец, есть армяне-мусульмане. В Стамбуле под патронажем фонда Гранта Динка недавно прошла крупная научная конференция, посвященная армянам, принявшим мусульманство.
Tags: религия
Когда апостол Павел пришел с проповедью на эллинские земли, среди прочих рукотворных сооружений он увидел жертвенник Неведомому Богу. Выступая в ареопаге, божий посланник сказал: Вот этого чтимого, но пока неизвестного вам Бога, я и проповедую. Обращение в христианство народа, взрастившего культ идольских богов и оставившего миру огромное культурное языческое наследие, — тот редкий случай в истории, когда светом евангельской истины был освящен культурный и в большинстве своем образованный народ.
Греция — страна православная по своей культуре, истории, религиозному выбору. Современные греки считают себя наследниками традиций христианской Византии. 98 % населения страны — ортодоксальные христиане. Греческая (официально — Элладская) Православная церковь — одна из самых влиятельных и третья по количеству верующих в православном мире. А Греция — единственная страна, в которой православие закреплено в Конституции как государственная религия. Церковь в греческом обществе играет важную роль, а вера является неотъемлемой частью культуры.
Крещение в этой стране считается обязательным. Брак не признается государством, если он не венчанный. Религиозные праздники возведены в ранг государственных. А день рождения для грека — событие менее важное, чем именины. Профессиональные праздники отмечаются в день памяти святых покровителей профессий.
Содержание
- Как утверждалось православие на эллинских землях
- Святая Гора Афон — живая Византия
- Отличия греческого православия от русского
- Другие религиозные течения
- Церковь Святых Апостолов (Афины)
- Парфенон
- Храм Преображения Господня (Афины)
- Базилика Святого Димитрия Солунского (Салоники)
- Митрополичий собор Святителя Григория Паламы (Салоники)
- Монастырь Святых Сорока мучеников (Спарта)
- Голский монастырь Пресвятой Богородицы (Спарта)
- Собор Андрея Первозванного (Патры)
- Храм Святого Спиридона Тримифунтского (Корфу)
- Женский монастырь Пантократор (Корфу)
- Собор Апостола Тита (Крит)
- Монастырь Панагия Палиани (Крит)
- Филеримский монастырь (Родос)
- Монастырь Пресвятой Богоматери Цамбики (Родос)
- Монастырь Панормитис (Родос)
- Чудотворная икона Благовещения Пресвятой Богородицы (о. Тинос)
- Монастырь Святителя Николая Чудотворца (Андрос)
- Пещеры Апокалипсиса (Патмос)
- Святая Гора Афон
- Метеоры
- Женский монастырь Святого Апостола Иоанна Богослова (Суроти, Салоники)
Как утверждалось православие на эллинских землях
Христианство в Греции возникло в основном стараниями Первоверховного апостола Павла. Многие годы святой боговестник занимался проповедью веры Христовой среди язычников. Те, в cвою очередь, с интересом воспринимали эти проповеди. В местах апостольских трудов Павла оставались маленькие христианские общины, которые со временем стали основанием для христианизации всего европейского языческого мира. В Эфесе и на Патмосе трудились апостол Иоанн Богослов и его ученик святой Прокопий. В дело просвещения языческого народа внесли достойную лепту святые Марк и Варнава. На Патмосе было написано Откровение Иоанна Богослова.
Почти триста лет христиане Греции подвергались притеснениям. Периоды жестоких гонений сменялись короткими временами затишья. И только с возникновением Византийской империи началось утверждение христианской веры на греческой земле. Христианство стало религией государственной. На всей территории империи строились величественные храмы, учреждались монашеские обители. Развивалась богословская наука, определялась и утверждалась организационная структура христианской церкви.
Благодаря трудам и стараниям святых отцов первых веков христианства, религия, ставшая для греков основой жизни, смогла устоять в сложный период османского владычества. Благодаря церкви греки сохранились как народ. Они смогли сберечь язык, традиции, культурное наследие.
Греческая земля подарила миру многих святых. Среди них святитель Григорий Палама, великомученик Димитрий Солунский, святая Параскева мученица, святитель Нектарий Эгинский. Многие подвижники, прославленные в лике святых, провели свою жизнь на Афоне.
Святая Гора Афон — живая Византия
Афон — особо чтимое во всем православном мире место. Эта Святая гора — земной удел Пресвятой Богородицы. Здесь все, даже воздух и камни, пропитано благодатью Святого Духа. На земле нет больше места, где бы византийская традиция сохранилась в такой чистоте, как на Афоне. Это место молитвенного подвига тысяч православных подвижников, здесь ни на минуту не прекращается молитва.
По преданию, вместе с апостолом Иоанном Матерь Божия плыла на Кипр посетить Лазаря Четверодневного, который к тому времени был уже епископом критским. Но внезапно поднялась буря и отнесла судно к берегу, к подножию Афона. Местные жители тепло встретили Святую Гостью. Она же благословила это место, назвав его своим жребием. И обещала до скончания века заботиться и ходатайствовать о нем перед Сыном. А также предупредила, что ни одна женщина да не дерзнет ступить на Гору Афон.
Нужно сказать, что не только на Афоне, но и во многих других греческих монастырях соблюдается древнее византийское правило о запрете вхождения в мужские монастыри женщин и наоборот, за исключением лиц духовного сана. Сохранение этого правила на Афоне было одним из условий, выдвигаемых Грецией, при вхождении страны в Евросоюз. Попытки некоторых руководителей ЕС снять этот запрет успехом не увенчались из-за административного статуса монашеской республики.
Административно Святая Гора представляет собой автономное самоуправляемое сообщество 20 православных обителей. Центральный соборный орган монашеской республики — Священный Кинот. Уставная Хартия Святой Горы имеет силу государственного закона. Статус Афона закреплен Конституцией Греции. Гражданскую власть на Святой Горе представляет губернатор. Его полномочия — контроль за соблюдением гражданского законодательства.
Отличия греческого православия от русского
Благодаря тому, что когда-то греки признали христианство истинной религией, христианизировались и русские земли. Святые просветители славян равноапостольные братья Кирилл и Мефодий по происхождению были греками. Представители этого народа стали первыми иерархами христианской церкви на Руси. У русской церкви с греческой единая вера. Но есть и небольшие отличия в обрядах и традициях. Вот некоторые из них:
- Богослужение у греков короче, чем в русской церкви. Его отличает простота.
- Право исповеди есть только у получивших на это благословение иеромонахов. К духовнику на исповедь человек приходит в любое время, независимо от того, есть ли в этот момент в храме служба. В рамки Литургии исповедь не втиснута.
- Церковный хор состоит исключительно из мужских голосов.
- Одежда священников несколько другая: камилавка с ободком по верху, риза без шейного возвышения. Цвет богослужебной одежды другой. Например, на Пасху русское священство облекается в красный цвет, а греческое — в белый. Хотя в начале пасхального богослужения и те, и другие облечены в белые одежды, символизирующие свет, воссиявший миру после Воскресения Христа.
- В греческий храм женщина может войти с непокрытой головой и в брюках. Храмы открыты постоянно.
В греческом православии есть огромный плюс перед другими христианскими конфессиями: основной акцент сделан на внутреннее содержание веры. Отсутствие пышности и ослабление внешних ограничений не привели к утрате глубокого внутреннего осмысления веры каждым членом церкви. Единственное, что нужно Господу — человеческое сердце. Греки это хорошо понимают и никогда об этом не забывают.
Другие религиозные течения
Из других христианских течений в Греции представлена католическая, протестантская, старообрядческая и иудейская церковь. Католиков в стране около 200 тысяч. Из них только 50 тысяч — этнические греки. Католические общины существуют в крупных городах и в местах компактного проживания эмигрантов из стран Западной Европы — на островах Тинос и Сирос. Среди них есть римокатолики (самая большая по численности община), а также прихожане греческой и армянской католической церкви.
Около 40 тысяч христиан Греции являются приверженцами протестантских течений. Экспансия протестантских миссионеров в страну началась в начале 90-х.
В Греции действует девять иудейских общин. Количество соблюдающих традиции иудаизма — 5 тысяч. Община в Салониках имеет самую древнюю историю — около 2,5 тысяч лет.
Начиная с XV века территория современной Греции стала линией противостояния христианского и исламского миров. Почти четыре века, до 1829 года, Греция входила в состав Османской империи. И тогда, и даже сейчас исламский фактор играет важную роль в политической жизни страны. На начало 2015 года в стране проживало около 230 тысяч мусульман. События последних месяцев значительно увеличили эту цифру. Район традиционного проживания греческих мусульман — западная Фракия. Каждый третий житель этой области исповедует ислам. Это единственное религиозное меньшинство, права которого правительством закреплены официально. Но только в этом регионе страны.
Жизнь без веры — это просто существование. В Греции, как и во всем мире, люди заняты своими житейскими проблемами. Зачастую принадлежность к той или иной вере достаточно формальная. Но на этой благословенной земле уклад жизни все же немного другой. Над повседневной суетой всегда возвышается Церковь. Системой праздников, постов, своим весомым словом в обществе она помогает людям всегда помнить о другой, более важной реальности — жизни вечной. В обществе, воспитанном в вере, комфортно и представителям других конфессий. Эти люди выбрали веру другую и это их право. Общество уважает этот выбор и не ограничивает сделавших его в гражданских правах.
• Церковь Св. Апостолов • Парфенон • Храм Преображения Господня • Базилика Св. Димитрия • Собор Св. Григория Паламы • Монастырь Св. Сорока мучеников • Голский монастырь • Собор Андрея Первозванного • Храм Св. Спиридона Тримифунтского • Женский монастырь Пантократор • Собор Апостола Тита • Монастырь Панагия Палиани • Филеримский монастырь • Монастырь Богоматери Цамбики • Монастырь Панормитис • Икона Благовещения • Монастырь Николая Чудотворца • Пещеры Апокалипсиса • Афон • Метеоры • Монастырь Иоанна Богослова
Паломничество по святым местам всегда считалось одной из самых почитаемых традиций нашего народа. Истинные верующие отправлялись в путь, чтобы поклониться значимым христианским святыням, получить благословение в своих начинания и почтить память предков.
На сегодня паломничество не утратило своей актуальности, и многие наши соотечественники стремятся посетить христианские святыни Греции, поскольку эта страна является настоящим оплотом православия. Именно здесь были возведены первые храмы и основаны многие духовные традиции.
Церковь Святых Апостолов (Афины)
Церковь является одним из старейших храмов Афин и находится на территории древнегреческой Агоры. В прошлом веке храм был отреставрирован, и теперь он предстает перед нами в своем первоначальном виде. Здесь можно увидеть фрески поствизантийского периода, перенесенные из ныне разрушенной церкви Святого Спиридона.
Парфенон
Парфенон ассоциируется у нас с языческой историей, хотя более тысячи лет — это место было местом паломничества христиан. Именно здесь находились евангелие, переписанное самой святой царицей Еленой, и мощи святого Макария Египетского. Несмотря на то, что реликвии исчезли в результате многочисленных войн, Парфенон по-прежнему занимает важное место среди святынь Греции.
Храм Преображения Господня (Афины)
Храм датируемый 14 веком находится на северном склоне Акрополя. Крестово-купольный византийский храм с южной стороны имеет маленькую часовню Святой Параскевы.
Базилика Святого Димитрия Солунского (Салоники)
Это — самая крупная в городе церковь, которая была построена христианами еще в 306 году и названа в честь проповедника и покровителя Салоник. Мощи Святого Димитрия в древности были мироточивыми. Прихожане, поклонявшиеся святому, набирали миро в стеклянные ампулы.
Митрополичий собор Святителя Григория Паламы (Салоники)
Собор представляет собой величественное здание, расположенное в центре города. Назван он в честь святителя архиепископа Салоник, известного своими богословскими трудами, сочинениями полемического, аскетического и нравственного содержания. Мощи Св. Григория были перенесены в митрополичий собор из кафедрального храма Святой Софии в Салониках.
Монастырь Святых Сорока мучеников (Спарта)
Монастырь находится в пещере и украшен множеством красивых фресок, выполненных известным мастером Константином Манассисом. Чтобы защитится от нападений, позже монахи построили новый более крупный монастырь с большим количеством помещений. Одной из достопримечательностей храма является круглое здание с большой печью посередине, возле которой монахи грелись по очереди. В южной части монастыря была четырехэтажная башня с бойницами и наблюдательным пунктом, но теперь от нее осталось лишь три этажа.
Голский монастырь Пресвятой Богородицы (Спарта)
Монастырь находится на северо-восточном склоне Тайгетского перевала. В годы турецких набегов сюда стекались беженцы, ища укрытия в горах. В монастырских церквях хорошо сохранились многие фрески, однако в главном храме они потемнели и расплылись из-за высокой влажности. Главной иконой обители считается одна из наиболее известных православных святынь Греции — икона Божией Матери «Живоносный источник».
Собор Андрея Первозванного (Патры)
Собор известен благодаря хранящимся здесь мощам великомученика. По преданию святой апостол Андрей Первозванный проповедовал не только в Греции, но и освятил место основания будущей столицы Руси — Киева. Благодаря его проповедям большинство населения Патр приняло христианство.
Храм Святого Спиридона Тримифунтского (Корфу)
Храм воздвигнут в честь набожного праведника, который помогал нуждающимся и больным людям. За его доброту Бог наградил Спиридона даром чудотворения. В церкви хранятся нетленные мощи святого и ежедневно сотни людей приходят сюда, дабы приложиться к святыне и попросить об исцелении. Внутри храма есть множество золотых и серебряных паникадил, мраморный иконостас, иконы в золотых рамках и висящие на цепочках металлические фигурки с изображением людей и отдельных частей тела — так прихожане благодарят св. Спиридона за помощь.
Женский монастырь Пантократор (Корфу)
Монастырь расположен на севере Корфу. Он известен даже за пределами Греции благодаря иконописи сестер обители, которые творят в византийском стиле и удивительно яркой цветовой гамме.
Собор Апостола Тита (Крит)
Собор сочетает в себе различные архитектурные стили, ведь он много раз переходил от одного направления религии к другому. В храме находятся мощи апостола Тита, чудом уцелевшие в одном из пожаров XVI века.
Монастырь Панагия Палиани (Крит)
Монастырь Панагия Палиани — самая древняя святыня острова, знаменитая на весь мир благодаря чудесному миртовому дереву. Растение стало произрастать из дерева, изображенного на иконе, и постепенно скрыло ее. Это миртовое дерево растет теперь в храме, а его ветви считаются целебными.
Филеримский монастырь (Родос)
Это одна из самых знаменитых святынь Родоса, представляет собой уединенное место, на котором ранее располагался античный город.
Монастырь Пресвятой Богоматери Цамбики (Родос)
Монастырь посещают женщины, которые не могут зачать ребенка. Согласно легенде, храм построен на земле турка, жена которого часто молилась иконе Божьей Матери с просьбой дать ей ребенка. Спустя несколько лет она забеременела, и благодарный муж подарил все земли монастырю.
Монастырь Панормитис (Родос)
Монастырь Панормитис имеет свою особенную ценность — икону архангела Михаила, к которому люди обращаются со своими просьбами. Говорят, что можно написать просьбу на клочке бумаги, закрыть в бутылке и бросить в море. Если это сделает истинно верующий человек, то она прибудет в бухту и желание обязательно исполниться.
Чудотворная икона Благовещения Пресвятой Богородицы (о. Тинос)
Остров был провозглашен священным островом Богородицы, поскольку именно находится главная святыня Греции — чудотворная икона Благовещения Пресвятой Богородицы.
Монастырь Святителя Николая Чудотворца (Андрос)
В Монастыре святителя Николая Чудотворца находится чудотворная икона, которая мироточит более 20 лет.
Пещеры Апокалипсиса (Патмос)
Пещеры Апокалипсиса венчают собой святые места Греции, ведь именно здесь Иоанну Богослову явилось Откровение Божие, а ученик Прохор в пещере записал со слов евангелиста последнюю книгу Евангелия Апокалипсис.
Святая Гора Афон
Редкое путешествие по стране обходится без посещения Святой Горы Афон, на которой каждый мужчина может получить духовные впечатления и благодатную пищу для души. Здесь находится уникальная православная монашеская республика с многовековой историей и мужским населением. Во времена расцвета на Святой Горе насчитывалось более 180 православных монастырей. Сегодня их число сократилось до 20 и среди них есть греческие, болгарские, русские, сербские и румынские храмы. Все они пользуются правом самоуправления.
У Афонских монастырей есть несколько подворий за пределами Святой горы и самым известным из них считается женский монастырь Ормилия, где подвизается свыше ста монахинь. В этом благословенном месте путники могут очиститься от греха и страданий, переосмыслить свои поступки и восстановить душевные силы.
Метеоры
Любой, кто посещает святыни Греции, хочет непременно побывать в Метеорских монастырях. Эти необычные храмы расположены на возвышающихся над землей скалах, которые будто парят над плодородной равниной. Первые монахи — выходцы из Афона, появились в Метеорах еще 13-14 веках. Постепенно численность их стала увеличиваться, в период расцвета здесь было более 20 действующих монастырей.
Сейчас эти христианские святыни Грециинасчитывают лишь 6 обителей. В самом значимом из них мужском монастыре Преображения Господня («Великая Метеора») находятся мощи основателей местного монашества святых Афанасия и Иоасафа и чудотворные иконы Пресвятой Богородицы. Во всех монастырских музеях есть экземпляры древнейших пергаментных рукописей, императорских хрисовул и облачений.
Женский монастырь Святого Апостола Иоанна Богослова (Суроти, Салоники)
Перечисляя православные святыни Греции, обязательно стоит упомянуть данный монастырь, расположенный внебольшом городке Суроти, недалеко от Салоник. Здесь по старым афонским традициям живут 67 сестер. Они проводят службы при свечах, угощают посетителей лукумом и холодной водой.Тысячи паломников со всего мира стремятся к одной из главных святынь Греции — могиле старца и основателя монастыря Паисия Святогорца, чтобы почтить память этого выдающегося человека.
Паломничество по святым местам Греции позволит верующим прикоснуться к целебным мощам и чудотворным иконам, помолиться в греческих храмах, увидеть древние иконы и фрески, чудом дошедшие до наших времен.
Христианство сменило языческую древнегреческую веру примерно во II веке нашей эры. В XI столетии католическая и православная церкви окончательно разошлись, и Греция взяла сторону православия. Религия Греции всегда играла большую роль в развитии страны. В период правления Османской империи в Греции именно православие способствовало сохранению греческой общности, культуры, языка и традиций.
И сегодня церковь имеет большое значение в жизни страны, а греки считаются одной из самых религиозных наций в Европе. 98% населения принадлежит Элладской православной церкви. Большая часть этих людей регулярно посещают церковь и придерживаются ее канонов. Такие события, как свадьба или похороны, немыслимы для греков без участия церкви. 95% молодоженов венчаются в церкви. Детей крестят в первый год жизни. В школах проводятся религиозные курсы и всеобщие молитвы перед уроками, перед учебным годом учеников благословляет священник.
Глава Элладской православной церкви – Архиепископ Афин, который управляет синодом епископов в столице. Церковь имеет влияние даже на политику, вмешиваясь в некоторые государственные вопросы. Православие в Греции внесено в конституцию как государственная религия, но для греков гарантирована свобода вероисповедания, хотя пропаганда других религий в стране запрещена.
В Греции хорошо развита монастырская жизнь – в стране находится несколько сотен монастырей, среди которых есть знаменитые на весь мир места паломничества, например Афон. Хотя в последнее время монастыри не процветают – монахов становится меньше, а среди них немало иностранцев.
Христианство в Греции распространено широко, но в меру – дальше уважительного отношения к церкви греки не заходят. Это объясняет распространенные среди жителей суеверия: многие носят амулеты, верят в приметы и даже приносят в жертву баранов и ягнят, как в Древней Греции. А греческие карнавалы и вовсе похожи на античные эллинские празднества в честь многочисленных богов. Более того, около 2 тысяч человек в Греции до сих пор исповедуют греческое язычество, несмотря на попытки правительства и православной церкви остановить эти традиции.
В пограничных районах Греции проживают представители других религий – мусульмане (потомки турков Родоса и Фракии), католики, иудеи и протестанты. Около 30 тысяч греков являются свидетелями Иеговы. Есть небольшие сообщества кришнаитов, буддистов, евангелистов, староверов.
Далее: Телефонная связь ›