Фарисей — значит, нехороший человек. Это знает каждый, кто хотя бы немного знаком с текстом Евангелия. Также всем известно, что и мытарь —нехороший человек. Еще известно, что Иисус Христос, несмотря на их нехорошесть, мытарей часто жалел, а фарисеев, наоборот, — ругал.
Но чем были так уж плохи фарисеи и что вызывало сочувствие Христа к мытарям, с ходу ответить может далеко не каждый. Причина этому проста: сегодня люди очень расплывчато представляют себе, кто такие были эти самые мытари и фарисеи, чем они занимались, в чем были достойны похвалы, а в чем — порицания.
А ведь в Евангелии упоминаются еще и саддукеи, с которыми у Христа тоже были серьезные разногласия. И про них также почти ничего не известно многим.
Чтобы восполнить этот пробел и сделать чтение Евангелия более осмысленным, попробуем разобраться, кем были все эти люди со странными названиями, в чем заключались их особенности и как сегодня мы можем сравнить свою жизнь с поступками евангельских фарисеев, саддукеев, мытарей.
Содержание
Фарисеи
Слово «фарисеи» употребляется в Евангелии так часто, что поневоле начинаешь воспринимать его как нечто важное, о чем непременно нужно знать. Именно фарисеи постоянно спорят с Иисусом, задают ему каверзные вопросы, пытаются поймать Его на противоречиях. В свою очередь Иисус всячески обличает их за лицемерие, искажение Закона Божьего, чрезмерную увлеченность внешним благочестием. Почему же именно с фарисеями возникло у Иисуса такое сильное противостояние?
Ответ здесь простой: сильнее других оспаривают новое учение те, кто наиболее твердо привержен учению старому. Фарисеи считали себя самыми ревностными исполнителями Божьих заповедей. Само слово «фарисей» означает — «обособившийся», «отделенный» от всех прочих иудеев, не живущих по столь строгим правилам. И действительно — фарисеи очень старались жить праведно. Но при этом с пренебрежением относились к остальным людям, считая их ниже себя перед Богом.
Простые люди с ними считались, почитали их за учителей Закона, боялись их гнева и никогда не дерзали с ними спорить о предметах веры. Поэтому проповедь безвестного сына плотника была воспринята фарисеями как неслыханная дерзость. Будь она менее успешной, ее попросту не заметили бы. Но слова Иисуса звучали со властью, они меняли души людей, призывали их к новой жизни. За новым Учителем ходили сотни последователей, Его речь собирала многотысячные толпы слушателей, пришедших из самых разных городов и деревень.
Конечно, фарисеи видели в Нем угрозу своему духовному авторитету. Тем более что на поверку этот авторитет во многом оказался сомнительным и безосновательным. Так, раздавая милостыню нищим, фарисеи имели обыкновение собирать вокруг себя толпу зрителей, чтобы те могли наблюдать за их щедростью. Соблюдая пост, они нарочно одевались в поношенные одежды и выкрашивали лица белой краской, чтобы окружающие могли убедиться в их изможденности от постных подвигов. Во время храмового богослужения фарисеи вставали в самый первый ряд молящихся, чтобы подчеркнуть свое превосходство.
Внешне они выделялись из толпы простых жителей Израиля своими одеждами, про которые здесь следует упомянуть особо. Во время очередного обличения фарисеев за показное благочестие, Иисус говорил про них народу: …все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих… (Мф 23:5). О каких хранилищах и воскрилиях одежд здесь идет речь, из текста Евангелия совсем непонятно. А это как раз и были те самые фарисейские знаки отличия.
Как «хранилище» в русском тексте Евангелия переведено греческое слово, которое имеет несколько значений: защита, укрепление, крепость, сторожевая башня, а также то, что защищает: амулет, талисман. В данном случае хранилище — это то, что охраняет своего владельца. Так назывались квадратные коробочки из кожи, на которых были написаны слова пророков, возглашавших народу Израиля волю Божью. Фарисеи привязывали их ко лбу и к левой руке в качестве буквального исполнения Божьей заповеди: …Итак положите сии слова Мои в сердце ваше и в душу вашу, и навяжите их в знак на руку свою, и да будут они повязкою над глазами вашими (Втор 11:18). Назывались такие коробочки — тфилин. Фарисеи прикрепляли их к кожаным лентам и надевали на руку и на лоб. Видимо, чтобы нанести на тфилин побольше священных текстов, некоторые из фарисеев делали эти коробочки-талисманы несуразно больших размеров, о чем и упомянул Христос.
Русское выражение «воскрилия одежд» тоже может ввести неискушённого читателя в заблуждение. Использованное евангелистом греческое слово в данном случае означает вовсе не полы плаща. Здесь говорится о цицит — кисточках, которые необходимо было пришивать по краю одежд, чтобы они постоянно напоминали о заповедях Божьих и необходимости вести праведную жизнь: …И сказал Господь Моисею, говоря: объяви сынам Израилевым и скажи им, чтоб они делали себе кисти на краях одежд своих в роды их, и в кисти, которые на краях, вставляли нити из голубой шерсти; и будут они в кистях у вас для того, чтобы вы, смотря на них, вспоминали все заповеди Господни, и исполняли их, и не ходили вслед сердца вашего и очей ваших, которые влекут вас к блудодейству, чтобы вы помнили и исполняли все заповеди Мои и были святы пред Богом вашим (Числ 15:37–40).
Увлекаясь подобными деталями, фарисеи почти утратили главный смысл Писания, которое они взялись толковать перед простыми людьми. Вместо любви и милости к ближнему они сделали главной целью своего благочестия мелочное следование различным обрядовым подробностям. И очень гордились тем, что соблюдают эти обряды. Именно за такое непонимание сути Закона Божьего ругал их Иисус, пытаясь достучаться до их сердец. Фарисеи пытались убить Его камнями во дворе храма. Но все же именно из их среды вышел Никодим, не побоявшийся вступиться за Христа, когда первосвященники отправили своих служителей схватить Его. Фарисеем был Иосиф, рискнувший напрямую обратиться к римскому наместнику Иудеи Понтию Пилату с просьбой отдать ему тело Иисуса для погребения. Фарисеем был Гамалиил — самый авторитетный учитель Закона, защитивший на суде арестованных иудеями апостолов Иоанна и Петра. Наконец, фарисеем был тот, кого Сам Иисус назовет впоследствии Своим избранным сосудом, — апостол Павел, просветитель язычников, основавший множество христианских церквей за пределами Израиля среди других народов.
Несмотря на свои заблуждения, многие фарисеи искренне стремились угодить Богу, душа их не была мертва для принятия Благой Вести о Боге, пришедшем искупить Своей смертью грехи людей. По этой причине и обличал их Господь столь настойчиво, стремясь спасти хотя бы некоторых.
Саддукеи
В отличие от фарисеев, о саддукеях в Евангелии сказано немного. Лишь однажды они попытались искусить Христа коварным вопросом о жене, у которой умерло семь мужей. Попытка эта была столь же безуспешной, как и многочисленные подобные ей провокации со стороны фарисеев. Но в отличие от них саддукеи просто отошли от Иисуса и больше не пытались проверить Его на знание Священных Писаний. Однако в своих проповедях Он предупреждает людей беречься учения саддукеев точно так же, как и фарисейского показного «благочестия»: …Иисус сказал им: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской (Мф 16:6). Кто же такие были саддукеи и в чем заключалось их учение?
Название их происходит от имени Садок (или Цадок). Так звали священника, возглавлявшего богослужение в Иерусалимском храме во времена Соломона — великого царя, правившего Израилем за тысячу лет до пришествия на землю Иисуса Христа. По одной из версий, саддукеи называли себя так потому, что считали, будто их традиция идет от этого первосвященника. И действительно, на протяжении многих столетий именно саддукеи занимали все главные посты в духовной, административной и военной иерархии иудеев. Даже в период оккупации Иудеи римскими войсками саддукеи, будучи первосвященниками, могли по-прежнему распоряжаться всеми сокровищами главной святыни народа Израиля — Иерусалимского храма, а это были огромные деньги.
Обладавшие властью саддукеи были подвержены обычным для людей власти искушениям. Бесконтрольно управляя пожертвованиями на храм, они порой опускались до откровенных махинаций и обмана. Так, знаменитый евангельский эпизод с изгнанием торговцев и менял из храма был по сути прямым обличением саддукеев в творимом ими беззаконии.
Дело в том, что ежегодный налог на Иерусалимский храм и вообще любое денежное пожертвование на нужды храма можно было принести только специальными монетами — храмовыми сребрениками, на которых не было изображения римского императора. Считалось, что такое изображение осквернит сокровищницу. Поэтому паломникам сначала нужно было поменять свои деньги на сребреники и лишь после этого приносить пожертвование. Эту операцию выполняли менялы, которые ставили свои столы прямо у входа в Иерусалимский храм. За свои услуги они брали грабительскую комиссию, которая составляла почти две трети от обмениваемой суммы.
Но на этом изъятие денег у паломников не заканчивалось. Далее, на полученные сребреники они должны были тут же, во дворе храма, приобрести животных для принесения в жертву, как этого требовал иудейский закон. Стоили они здесь в разы дороже, чем в городе, но паломники готовы были платить эту завышенную цену. Дело в том, что храмовые служители проверяли все принесенные жертвы на отсутствие дефектов (а за проверку также приходилось платить). Чужой товар после такой экспертизы крайне редко получал положительное заключение. Чтобы избавиться от этой процедуры, люди вынуждены были покупать животных для жертв именно здесь, платя втридорога. Поэтому Иисус и назвал меновщиков и продавцов скота разбойниками, обирающими богомольцев. Но разве смогли бы меновщики и торговцы устроить такой грабительский бизнес без разрешения первосвященников-саддукеев?
В их руки шла львиная доля прибыли от всех этих махинаций. А между тем у такой саддукейской жадности к деньгами и власти имелось свое «богословское» обоснование. В отличие от фарисеев, саддукеи не верили в загробное существование души и грядущее воскресение мертвых. Поэтому они стремились наполнить свою земную жизнь всевозможными благами, не надеясь на посмертное воздаяние. Этому способствовало также и общее с фарисеями учение о том, что земное богатство Бог посылает лишь праведникам, в награду за их благочестивую жизнь. Узнав, что Иисус воскресил умершего Лазаря, четыре дня пролежавшего в могиле, и что весь народ после этого пошел за Ним, как за обещанным Мессией, первосвященники-саддукеи испугались, что новый Царь лишит их привычной «кормушки», в которую они превратили свое служение. И, сговорившись с фарисейскими начальниками, решили убить Иисуса.
Ни об одном уверовавшем и покаявшемся саддукее Евангелие не упоминает.
Мытари
Мытари — это наемники римлян, пришедших на землю Израиля и захвативших ее. Римляне набирали мытарей из местных жителей для сбора налогов в императорскую казну. В такой политике римских властей был резон: иудейское общество было закрытым для чужаков, поэтому выудить из непокорных иудеев все налоги до последней монеты удобнее было тем, кто знал все их хитрости и секреты. Проще говоря, мытари были предателями своего народа.
Старейшинами мытарей становились богатые иудеи, имеющие достаточно средств, чтобы купить у римлян право на сбор налогов. Далее они нанимали себе подчиненных, которым назначали сумму, которую те должны были собрать с людей на вверенном им участке.
Помимо римских налогов, мытари должны были также выбить из людей деньги для собственной прибыли. И для этого не стеснялись в средствах. Забрать у несчастного бедняка последние гроши, оставить вдову с детьми без средств к существованию было для них обычной повседневной практикой.
Сопротивляться мытарям иудеи боялись, ведь те были на службе у римлян. Их просто ненавидели и считали злейшими врагами народа Божьего. Среди иудеев это были презираемые всеми изгои. Люди брезговали садиться с ними вместе за стол, избегали входить в их дома и вообще поддерживать какое-либо общение. Поэтому для многих было настоящим потрясением видеть уважаемого народом Учителя в гостях у старейшины мытарей или за одним столом с рядовыми сборщиками налогов. А для самих мытарей общение с Ним было единственной возможностью поговорить с почтенным человеком о вере и спасении.
Никто из раввинов — иудейских учителей благочестия — никогда не согласился бы даже приблизиться к этим людям, сделавшим самих себя отверженными в собственном народе. Но для Иисуса не существовало изгоев. Если мытари хотели покаяться в своих злодеяниях перед Богом и людьми, Он всегда давал им такую возможность, ничуть не опасаясь испортить Свою репутацию. Даже среди таких жестокосердных людей собрал Он Свой урожай для Царства Небесного. Евангелие рассказывает о начальнике мытарей, богаче Закхее, который после общения с Иисусом покаялся и решил вернуть с прибавкой все, что он когда-либо отнял у людей. Согласно преданию, впоследствии Закхей стал первым епископом христианской Церкви в Кесарии Палестинской — крупном городе на берегу Средиземного моря. Другого покаявшегося мытаря мы знаем сегодня как апостола и евангелиста Матфея.
О какой «закваске» говорил Христос?
«Опасайтесь закваски фарисейской и саддукейской», — предупреждал Иисус учеников. Под закваской здесь имеются ввиду греховные червоточины, разъедавшие людей, искренне считавших себя верующими.
Фарисеи старались исполнить заповеди Божьи, но делали все напоказ, унижали менее благочестивых, стремились к первенству среди народа. Саддукеи не верили в посмертную жизнь души и в воскресение мертвых, поэтому жаждали получить в этой жизни власть и богатство. В результате те и другие, будучи непримиримыми противниками, сошлись вместе ради убийства безгрешного Спасителя.
Эти же опасности подстерегают верующих людей во все времена. Надменность, показное благочестие, жажда денег, славы и власти — все это и сегодня может разрушить изнутри даже самую искреннюю веру во Христа. Закваска — обычные дрожжи, которые кладут в тесто, чтобы оно забродило и стало пышным. Так и безобидные, на первый взгляд, желания могут постепенно «переквасить» христианина, превратив его в современного фарисея или саддукея. Но даже в этом случае у человека остается возможность, подобно покаявшемуся мытарю, обратиться ко Христу со словами …Боже, милостив буди мне, грешному — и надеяться на оправдание. Потому что, как уже было сказано, для Иисуса Христа среди людей нет изгоев.
Рисунки Екатерины Гавриловой
Теперь вы знаете, кто такие мытари, саддукеи и фарисеи. Как вы думаете, а кем были бы вы в Иудее перед рождением Иисуса Христа? Римский воин, мытарь или фарисей?.. Пройдите наш тест и получите ответ.
Каковы твои политические вкусы?
Консервативные. Скрепы — наше все. Вся власть — элите! Лучшие люди — лучше знают как жить. Да здравствует революция! Государство — зло. Политический строй не важен. Революция бессмысленна. Слава Империи! Политика мне безразлична, лишь бы платили. Продолжить >>
Как ты зарабатываешь деньги?
Я государственный чиновник. Я деньги не зарабатываю, они и так у меня есть. У меня есть свое небольшое дело. Зарабатываю деньги исправной службой. Я презираю деньги! Мне не до денег: все силы уходят на борьбу. Продолжить >>
Тебе нахамил прохожий. Твои действия?
Тихо пойду своей дорогой. Задержу и отведу в полицию. Брошусь с кулаками. Даже внимания не обращу: собака лает, караван идет! Начну спокойно объяснять ему, что так общаться некультурно. Плюну в лицо и пойду дальше. Продолжить >>
Самая главная проблема в твоей жизни — это:
Презрение окружающих. Тяжелая и опасная работа. Заграница, которая все время влезает в дела твоей страны. То, что всем правят деньги. Да нет особенных проблем — все в порядке! Невежество окружающих людей. Продолжить >>
Что обрадует тебя больше всего на свете?
Отпуск. Революция! Меня радует стабильность! Пусть все будет по-прежнему! Молитва и жизнь в благочестии. Конец света! Новые связи, прирост доходов. Продолжить >>
Тебя пригласили в гости. На столе стоит множество блюд. Что ты есть не станешь?
Все буду есть! Второсортную пищу. Не переношу! Если пост, то извините… И принцип гостеприимства не важен. Я в гости не хожу. Буду есть только то, что позволяет мне религия. И есть очень быстро! Лучше вообще воздержусь. А то мало ли, отрава какая-нибудь попадется! Продолжить >>
Что тебя восхищает?
Западная культура. Президент. Традиции моих предков. Деньги. Революция. Ничего. Продолжить >>
Твое призвание:
Наука. Управление. Бизнес. Охрана порядка. Бороться и добиваться своего. Тихая жизнь вдали от городов и людей. Продолжить >> Тест: Кем бы ты был в Иудее перед рождением Иисуса Христа? Твой аристократический стан и мерная походка вызывают ненавидящие взгляды со стороны практически всех иудеев. Но что тебе до этой «черни»? Ведь ты — приверженец передовых научных и культурных идей, не веришь в бессмертие души, с восторгом проглатываешь любую новинку греческого гения. Восстановление государственной независимости Иудеи — твой страшный сон, ведь римская власть — это прогресс, комфорт и стабильность. Да и с деньгами проблем у тебя нет. Даром, что ли, в твоих руках все храмовое богатство, земли и религиозная власть в Иерусалиме и Иудее? Но не отчаивайся! Истина еще может настигнуть тебя там, где ты не ожидал. Например, когда ты исполнишь свою мечту и отправишься учиться в Афины, где в Ареопаге станешь свидетелем проповеди апостола Павла. Поделиться результатом: Тест: Кем бы ты был в Иудее перед рождением Иисуса Христа? Пожалуй, во всей Иудее не найдется человека более ортодоксального и при этом настолько подкованного в тонкостях иудаизма, как ты — настолько досконально тобой изучена и проработана каждая буква, каждый знак препинания в Законе Моисеевом. Деньги ты зарабатываешь честным земледельческим или купеческим трудом. Если бы ты вышел на антиримскую демонстрацию, то только с лозунгом: «Вся власть духовенству!». Разделить праздничный обед с иноверцем или с менее ортодоксальным иудеем? Это не про тебя! Каждую субботу ты проводишь в сакральной бездеятельности. И не дай Бог тебе в этот день написать больше одной буквы или же забыться и зажечь огонь, потому как «день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела» (Исх 20:10). Вполне возможно, что в будущем ты обретешь всемирную славу и станешь, например, величайшим христианским подвижником, ведь именно из фарисеев были ученик Христа Никодим, апостол Павел и другие. Поделиться результатом: Тест: Кем бы ты был в Иудее перед рождением Иисуса Христа? Ты не переносишь плодов цивилизации с ее государственным бюрократизмом и традиционной религиозностью, поэтому живешь вдали от многолюдных городов в общине, где нет ни частной собственности, ни денег. С Иерусалимским храмом и официальным священством ты и твои сподвижники порвали. Пусть остальные копошатся в своих бессмысленных делах — вы-то знаете, что конец всей этой суете близок и скоро случится последняя война между «сынами света» (в числе которых, конечно же, и ты) и «сынами тьмы». В этой войне Бог окажется на стороне ессеев и приведет их к победе. А сейчас… сейчас нужно готовиться к ней: поэтому ты постоянно проходишь ритуальные омовения, ешь только «чистую» пищу вместе со своими единомышленниками и соблюдаешь строжайшую дисциплину. Впрочем, возможно, что очень скоро твоя жизнь круто изменится: придя в очередной раз для омовения к Иордану, ты услышишь проповедь Иоанна Крестителя и последуешь за Тем, кого он назовет Мессией. Поделиться результатом: Тест: Кем бы ты был в Иудее перед рождением Иисуса Христа? Служба в этой забытой Марсом дыре — отдаленной провинции Римской империи не вызывает у тебя никакого энтузиазма. Мало того, что эти ничего не стоящие иудеи с высокомерием относятся к тебе, так еще и все время норовят поднять восстание. И эти их странные праздники, ритуалы… Почему император все еще терпит этот скверный народ? «Ferro ignique!» (лат. огнем и мечом!) — вот какой тут нужен via discendi (лат. метод обучения)! Но начальство велит молчать и блюсти порядок. Тебе приходится нести дозор, охранять казённые здания, патрулировать на дорогах, постоянно отлавливая разбойников, промышляющих на торговых путях. А еще эта нескончаемая стройка… мосты, дороги, каналы, водопровод. Ведь кто, кроме тебя, принесет этому варварскому народу блага римской цивилизации? Но не печалься слишком сильно! Возможно, в будущем у тебя появится новое служение, которое затмит собой службу императору. Последовав за Христом, ты станешь одним из первых христианских святых, как, например, мученик Лонгин Сотник — римский центурион и свидетель Распятия на Голгофе. Поделиться результатом: Тест: Кем бы ты был в Иудее перед рождением Иисуса Христа? Тебе ненавистны римляне — невежественные язычники и оккупанты. И чтобы покончить с их беззаконием на твоей родной земле, ты вступил в экстремистскую национально-патриотическую организацию (запрещенную на территории Римской империи), цель которой — восстановление независимости Иудеи. Ради достижения задуманного ты готов на все — террор, грабежи, провокации. Как ревнитель еврейской религиозности и традиций, ты не пощадишь не только римлянина или предателя-иудея, но и просто менее ортодоксального одноплеменника. Даже предписанный Библией покой от дел в субботу ты можешь при случае нарушить ради священной войны. Впрочем, возможно в будущем, ты не захочешь больше браться за меч: последовав за Иисусом из Назарета, ты войдешь в число 70-ти апостолов и посвятишь себя проповеди христианства, отказавшись от былых взглядов. Поделиться результатом: Тест: Кем бы ты был в Иудее перед рождением Иисуса Христа? Трудно сказать — повезло тебе или нет. С одной стороны живешь ты неплохо: сборщик налогов — профессия прибыльная, всегда можно собрать излишек и положить его себе в карман. Но вот в обществе тебя не то чтобы недолюбливают, а просто презирают. И не только из-за твоих грязных заработков, но и потому, что считают предателем, прихвостнем римских чиновников, осквернившим и запятнавшим свою честь общением с язычниками. Никакой правоверный иудей не только не пойдет к тебе в гости, но и руки при встрече не протянет. Однако не стоит отчаиваться! Возможно, настанет день, когда все неожиданно изменится, как случилось это с твоим коллегой Матфеем, принимавшим в своем доме Иисуса Христа с Его учениками (приход Спасителя в дом мытаря потряс приличное общество, но навсегда изменил жизнь самого Матфея). Возможно, и ты оставишь свое прежнее ремесло и последуешь за Иисусом из Назарета, навсегда вписав свое имя в историю христианской Церкви. Поделиться результатом:
Пожалуйста, поделитесь этим тестом, чтобы просмотреть свои результаты.
Как известно, первый призыв, каким Церковь предваряет Великий пост, – искоренить в себе фарисейство.
Здесь, конечно, стоит оговориться: не всё в фарисеях плохо и достойно осуждения. Например, каждый фарисей был знатоком Писания. Конечно, зная букву последнего, они были чужды его духа, но мы-то, православные, подчас и знанием буквы не блещем. Что уж там Ветхий Завет, когда даже Евангелие остаётся для многих книгой регулярно читаемой и ни разу не прочитанной? В своих преданиях, сколь бы они ни были многочисленны, фарисеи не просто ориентировались или разбирались, они исполняли их со всей возможной скрупулёзностью и дотошностью. Тогда как среди нас едва ли не каждого второго можно поставить в тупик просьбой пересказать своими словами Символ веры…
Таким образом, нам у фарисеев даже есть чему поучиться. Но тогда тем более интересно, что же оно такое, это фарисейство, регулярно обличаемое Христом и ежегодно порицаемое Церковью?
Чтобы с ним столкнуться, нам не нужно ни далеко ходить, ни долго ждать.
Итак, Великий пост. Первая седмица. Зайдите в храм и оглядитесь вокруг. Что в первую очередь бросается в глаза? Правильно: чёрные платки и хмурые лица. Хмурые лица и чёрные платки… Открывайте Евангелие и читайте: «…Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися». И снова оглядитесь по сторонам. Всё нормально? Тогда читайте дальше: «…Ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим». Ничего не смущает, не режет глаз, никакой вопрос не назревает? Тогда приходите в храм снова, но только вечером, к началу Покаянного канона. Не пожалейте первых двадцати минут службы, послушайте, о чём между поклонами говорят хмурые женщины в чёрных платках. «Отойдите, вы мешаете поклоны бить», «я ещё днём это место заняла», «вы не даёте мне молиться», «отойдите, я из-за вас не могу на колени встать»…
Вот это оно и есть. Фарисейство в чистом виде. Фарисейство как сочетание внешнего, пусть даже условного, благообразия с внутренним безобразием. Такой тип церковного человека не так уж и редок. С одной стороны, строго определённый дресс-код, демонстративный аскетизм (пост «по благословению» в непостные дни, постоянное ношение платка, отказ от мяса и т. п.), подчёркнутая серьёзность. Внешне всё благообразно до безупречности, хотя и не без излишеств. Но всё это причудливо уживается с целым набором привычек и черт характера, совершенно несовместимых ни с благочестием, ни с верой. Любому священнику известно, насколько мелочными, склочными и мстительными бывают порой образцово церковные люди. Сколь, к примеру, жёлчны жалобы благообразных старушек на «издевательство» со стороны соседей сверху, чьи дети «постоянно бегают» и «ни днём ни ночью не дают покоя». Насколько неумолимы иногда серьёзные бородачи с крестами на полгруди в стремлении «проучить» или «наказать» ближнего за неправильную парковку во дворе. Как изворотливы, хитры и изощрённы бывают отдельные приходские мироносицы в желании «съесть» неугодную коллегу, сотрудницу или даже прихожанку. А сколько их таких, правильно крестящихся, проворно берущих благословение, одетых по всем правилам, ежедневно обивает пороги архиерейских приёмных с жалобами на священников за «не так» отслуженную панихиду или недопущенного к причастию сына, которого «я с таким трудом уговорила впервые за пять лет в церковь прийти». Но и это ещё мелочи. На счету православных фарисеев хватает и разрушенных семей, и сломанных судеб, и жизней, превращённых в ад. И всё это всегда без малейшей жалости, без тени сомнения, с непоколебимой уверенностью в собственной правоте, кого бы ни касалось дело: врагов, друзей или даже собственных детей…
Именно от этого Церковь предлагает нам избавиться сейчас, за несколько недель до Великого поста. И не стоит себе льстить, что это всё не про нас. Про нас и ни про кого другого. Зацикленность на внешнем, стремление к решению наших проблем другими людьми, лицемерие, оправданное необходимостью, щедрость на советы, наставления и замечания, всезнайство, низменные страсти, лукаво выдаваемые за добродетели, стремление быть всегда правым и любовь к чувству собственной правоты… Всё это и делает верующего своего рода православным фарисеем, то есть человеком, живущим сознанием собственной праведности, чуждым Христа, не нуждающемся в Спасителе, неспособным быть участником благодатной жизни Церкви и причастником непреходящей реальности Царства Божьего. Потому и так важно нам, чадам Христовой Церкви, изжить в себе всякую склонность к фарисейству, всякую тягу к «уверенности сытой», всякое желание влиять на жизнь ближнего. И Церковь сама призывает нас к этому. Что ж, постараемся услышать её призыв.
Протоиерей Владимир Пучков
ФАРИСЕЙСТВО — отрицательное моральное качество, характеризующее личность с т. зр. способа выполнения ею нравственных требований; одно из конкретных выражений формализма в морали, разновидность лицемерия. и ханжества. Состоит в неукоснительном, но чисто внешнем, формальном, или показном, исполнении нравственных правил, поскольку они получили официальную санкцию или закрепились в традиции. Фарисейское понимание нравственности сводит ее к следованию установленному ритуалу, утратившему свое действительное социальное и человеческое значение. Сам термин происходит от названия древнеиудейской религиозно-политической секты фарисеев, к-рая первоначально имела демократический и относительно прогрессивный характер по сравнению с др. формами иудаизма. Но в дальнейшем движение Ф. выродилось и приняло формы крайнего фанатизма, лицемерного благочестия и талмудистской казуистики. Идеология раннего христианства подвергла критике Ф. («Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете дома вдов и лицемерно долго молитесь» — Библия), противопоставив внешней моральности «внутреннюю нравственность» религиозного чувства. Однако с превращением христианства в господствующую идеологию его мораль сама приобрела фарисейский характер (Религиозная мораль). В социалистическом об-ве Ф. принято называть попытки отдельных лиц представить мораль как набор прописных истин, придать ей бюрократический характер официальной установки, стремление подменить личные убеждения внешним надзором, а также исполнение нравственных требований не из личных убеждений, а для показа, скрывая под маской нравственности карьеризм, приспособленчество и безнравственность в личной жизни. Коммунистическая нравственность, требующая от людей сознательности, непримирима по отношению к пережиткам Ф.
Словарь по этике. — М.: Политиздат. Под ред. И.Кона. 1981.
Царь Давид и Соломон, фарисеи и кесарь, пророк Илия и многие другие такие знакомые и, одновременно, незнакомые имена. Кем были все эти библейские герои? Хорошо ли мы знаем кто есть кто в Библии? Не путаем ли порой с какими-то теми или иными мифологическими персонажами? Чтобы разобраться во всем этом «Фома» открыл проект кратких рассказов «Библейские персонажи». Сегодня мы говорим о том, кто такие фарисеи.
Фарисеи – это иудейское религиозное течение и политическая партия, чье название, скорее всего, значит «обособленные».
Во времена Иисуса Христа они по большей части не занимали высоких постов, но для еврейского народа оставались духовными лидерами и авторитетами. Бытовала такая пословица: «Если бы только два человека попали на небо, то один из них был бы фарисей».
В Библии фарисеи упоминаются в книгах Нового завета и в основном противостоят Иисусу Христу, испытывают его, не принимают его учения.
Фарисеи верили в духов и воскресение мертвых (Деян 23:6, 24:15 и далее), помимо закона (который они стремились исполнять как волю Божию (Флп 3:5)), соблюдали множество внешних установлений и заповедей, которыми дополнили закон.
Иисус Христос предостерегал слепо подражать фарисеям (Мф 16:11 и далее), так как они полагались на собственную праведность больше, чем на Бога ( Ин 3:8-10). Множество правил и условностей фарисеев отдаляли их от соблюдения воли Божией (Мф 15:1 и далее) и приводили к неосознанному, но опасному лицемерию (Мф 6:5,16; 23:5-7; Лк 18:11).
Образ фарисея очень ярко представлен в притче Христа о мытаре и фарисее (Лк 18:9-15), которые вошли помолиться в Иерусалимский храм. Христос оправдывает мытаря, который смиренно и просто признавал свою греховность и только просил у Бога милости. Нет оправдания фарисею, который хвалился тем, что строго исполняет закон, и в своем высокомерии дерзал ставить себя выше мытаря, которого почитал человеком грешным. Фарисей забыл, что судить человека – дело не другого человека, а Бога.
Отношения Христа и фарисеев не сводились только к конфронтации. Некоторые фарисеи приглашали Христа к себе в дома (Лк 7:36, 11:37, 14.1),
К числу фарисеев принадлежал Савл (будущий апостол Павел), Никодим (Ин 3:10), который впоследствии вместе с Иосифом Аримофейским снял с креста тело Иисуса Христа и организовал его погребение, а также Гамалиил (Деян 5:34).
Иллюстрация: Суд Христа над грешницей, приведенной фарисеями (Ин. 8, 1-11). Сербия. Косово. Монастырь Грачаница. Неф