Вопросы прихожанок храма архимандриту Георгию (Шестуну)
— Почему аборт считается грехом? Разве лучше родить ребенка и не суметь его нормально воспитать, потому что нет квартиры, мало денег, нужно делать карьеру?
— Аборт является одним из страшных грехов, потому что это убийство собственного чада во чреве. Это злодейское преступление, на которое Церковь ни при каких обстоятельствах не даёт благословения.
Рассказывают такую историю. К старцу пришла соблазненная девица, которая должна была родить, но боялась родителей и хотела избавиться от ребенка. Старец пытался увещевать ее, но видел, что слова не доходят. Тогда он как будто бы согласился: «Хочешь убить ребеночка своего — убивай. Но прежде роди его, а потом возьми на руки да и брось в реку». Она послушалась. А когда родила и взяла свое чадо на руки, то вдруг почувствовала, что теперь с ним ни за что не расстанется, не погубит свою кровиночку. Пробудилось в ней материнское чувство. И поняла она, что невозможно совершить такое преступление.
Когда ребенок уже рожден — очевидно, что совершается убийство, но ведь то же самое происходит, когда он еще находится во чреве матери. Никакие «социальные показания» не могут служить оправданием этого преступления. Нормальному же человеку не приходит в голову из-за тесноты в квартире или нехватки денег решить эти проблемы с помощью убийства кого-то из членов семьи?
С самого момента зачатия ребёнок — это Божий дар, будущая бесценная человеческая личность, посягать на жизнь которой никто не имеет права. Поэтому грех ложится и на душу врача, производящего аборт.
— Если рождение ребенка грозит смертью матери, неужели и в этом случае аборт будет считаться грехом?
— Ради своего уже рожденного ребенка мать, как правило, готова на все, если его жизни угрожает опасность. Но когда дитя еще во чреве, оно ведь тоже твое, твоя часть, твоя кровиночка. Поэтому аборт и в этом случае, и всегда — грех.
«Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» говорят нам следующее: «Не отвергая женщин, совершивших аборт, Церковь призывает их к покаянию и к преодолению пагубных последствий греха через молитву и несение епитимии с последующим участием в спасительных таинствах. В случаях, когда существует прямая угроза жизни матери при продолжении беременности, особенно при наличии у нее других детей, в пастырской практике рекомендуется проявлять снисхождение. Женщина, прервавшая беременность в таких обстоятельствах, не отлучается от евхаристического общения с Церковью, но это общение обусловливается исполнением ею личного покаянного молитвенного правила, которое определяется священником, принимающим исповедь».
— Говорят, что сделанный аборт может повлиять на жизнь других детей в семье. Но каким же образом это может быть?
— Известно, что аборт подрывает здоровье матери. В духовном же плане — в семье совершается грех убийства, а грех — это не только поступок, это еще и искажение всей духовной природы человека, когда теряется способность в чистоте хранить свой ум, волю, сердце. Исцеление происходит через покаяние, но не всегда так скоро, как нам бы хотелось.
Архимандрит Иоанн Крестьянкин говорил своим чадам: «Знайте, что за каждого, по воле матери не рожденного младенца те, другие, которых она родит на «радость» себе, воздадут ей скорбями, болезнями, тугой душевной. Это закон. После детоубийства нельзя ожидать благополучной жизни на земле, а уж о жизни в вечности даже и помыслить страшно. Одно слово — ад.
Ад на земле, ад за гробом. И знаете, почему это только так и не иначе? Да потому, что делать это страшное злодеяние вы будете в ведении, сознательно убивая ангельскую младенческую душу.
Вот и подумайте. Покайтесь, что и мысль-то появилась такая в вашем сознании».
— Одна женщина жаловалась, что ребенок у нее был послушный, тихий, ласковый, но когда она сделала аборт, с ним что-то произошло, как будто бы бес вселился.
— Семья — это живой организм, и все несут ответственность за содеянное любым ее членом. Мне знакома семья, в которой сыночек очень любит отца и не признает мать. Отец говорит: «Я знаю, почему так происходит, — потому что я ему жизнь спас». Мама настаивала на аборте, а папа противился и отстоял ребенка. Сын не может на уровне сознания оценить это событие, но от рождения к маме не тянется, а от отца не отходит. Семья — единый духовный организм, повреждение во время грехопадения духовной основы одного члена семьи обязательно скажется и на жизни других ее членов. А дети восприимчивее взрослых, и в них более открыто проявляются эти изменения.
— Аборты делать нельзя, потому что это детоубийство. Но почему же нельзя пользоваться контрацептивами, стерилизоваться? Казалось бы, это как раз средства, чтобы не прибегать к абортам?
— Оправдание использования средств контрацепции и стерилизации как способов избежать абортов для православного человека также неприемлемо. Проявляя снисхождение к людям по их духовной слабости, Церковь не может одобрять то, что идет не на пользу для души и не на укрепление семьи. Все это опять-таки попытка перевести отношения, ведущие к чадородию, к отношениям, питающим сластолюбивые наклонности людей. Так что допустимый «способ контрацепции» — это воздержание. Уж если не нужны тебе дети — не создавай семью и живи целомудренно.
— Если известно, что родится больной ребенок, надо ли его рожать?
— Если по прогнозам врачей ребенок должен родиться больным, не следует отчаиваться и совершать непоправимую ошибку. Все в Божией руке, поэтому должно быть смирение перед Его волей. Если родится больной — то какого Бог дал, такого дал. Случайно больной ребенок не рождается, не бывает такого. Это крест, необходимый для спасения душ родителей, потому что через детей родители и спасаются. И именно через больных детей, совершая христианский подвиг, родители могут достичь больших духовных высот.
Бывают также случаи, когда врачи ошибаются в своих прогнозах. Лучше всего полагаться на Божью волю и все принимать из Его руки.
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) говорил следующее: «В христианском браке нет никаких своевольных возможностей для регулирования рождаемости, но есть молитва и упование на Бога, сколько даст чад, столько и родить. Ведь если бы мы жили по-христиански и соблюдали все предписания Церкви и в брачных отношениях — детей родилось бы не устрашающе много и родились бы они Божиим благословением здоровыми».
— К сожалению, нередко на аборт женщину толкает отношение мужа…
— Ответственность за этот грех в случае согласия несет и отец. Демографическая проблема нашего времени держится на безответственности мужчин. Их ненадежность порождает у женщин страх перед будущим. Из-за отсутствия мужского начала в семье у женщин возникает неуверенность в завтрашнем дне, сомнения в возможности вырастить, воспитать детей: «А вдруг он уйдёт, бросит одну с детьми?.. Вдруг он нас не прокормит?» Почему раньше в России почти все семьи были большими, многодетными? Потому что была твёрдая идея нерасторжимости брака. Потому что глава семьи был настоящим мужчиной — кормильцем, защитником, молитвенником. Потому что все были рады рождению детей, ведь это — Божие благословение, умножение любви, укрепление рода, продолжение жизни. Мужчине в голову не приходило бросить жену с детьми: это же постыдный грех, позор и безчестье! А женщине в голову не приходило делать аборты — убивать свое родное дитя. Жена была уверена, что муж до смерти не предаст, не уйдет, не бросит, что на пропитание будет зарабатывать, и она не боялась за детишек. Матери обычно более ответственны по отношению к чадам, потому-то они всего и опасаются. А страх этот — оттого, что мужской дух из семьи исчезает.
Но как только мужской дух укрепляется и женщина уверяется, что муж не предаст, она с радостью готова иметь много детей. И только тогда семья становится полноценной и счастливой. Мы видим это в церковных приходах, где 3–4 ребёнка в семьях уже являются нормой. Это как раз пример того, что православные понятия нерасторжимости брака и ответственности перед Богом дают чувство надежности, уверенности в будущем.
Вопрос: Всегда ли дети являются благословением от Бога?
Ответ: Священное Писание предельно ясно сообщает, что Бог присутствует при создании каждой человеческой жизни. Самую яркую иллюстрацию этого мы видим в Псалме 138:13-18. Тот факт, что Бог руководил созданием Давида, заставил паслмопевца прославлять Его. Давид также отметил, что Бог запланировал все подробности его жизни вплоть до самой вечности. В книге пророка Иеремии 29:11 Бог подтверждает мысли Давида: «Ибо только Я знаю, что Я предначертал вам, – говорит Господь. – Предначертал Я мир, а не беду, чтобы дать вам будущее и надежду» (перевод Российского Библейского общества). В связи с этим возникает следующий вопрос. Как насчет тех, кто был зачат вследствие изнасилования или нелегитимной связи? Родитель или родители, которые несут ответственность за этого ребенка, могут не «ощущать», что этот ребенок является благословением от Бога, но то, как этот ребенок был зачат, не означает, что Господь не участвовал в его формировании в утробе матери, как об этом говорит Давид. У Бога есть план и цель для каждого человека, независимо от способа его зачатия. Если бы это было не так, то в Библии было бы написано что-то другое. В Новом Завете мы читаем, что Бог любит нас так сильно, что послал Своего Сына умереть за нас (Иоанна 3:16).
Нет границ Божьей любви и Его желанию благословить нас. Частью Господнего плана в создании человека было то, чтоб он мог общаться с Ним. Первое Иоанна 4 говорит нам: как только мы признаем Божью любовь – она позволит нам любить других. Рассматриваем ли мы каждого ребенка как благословение от Бога или нет, зависит от того, смотрим ли мы на этого ребенка, как на него смотрит Бог. Если да, то у нас не будет никаких сомнений в том, что он является благословением. Если же мы посмотрим на этого ребенка глазами греха, то можем сомневаться в этом благословении, потому что мы сосредоточены на творении, а не Творце.
Бог желает, чтобы каждый ребенок рождался в соответствии с Его планом для человечества, а именно через брак. Но даже если ребенок рождается вне брака, это не исключает Божью любовь и заботу о нем. Давид пришел к выводу в Псалме 138:17, что Божьи мысли были драгоценными и непостижимыми для Его народа. И практическое применение этого мы видим в родословной Христа в Евангелии от Матфея 1. В этом списке имен мы видим тех, кто допускал ошибки того или иного рода, и тех, кто был рожден незаконно и в грехе. Это не нарушило исполнение Божьего Слова и не отменило пришествие Спасителя. English
Всегда ли дети являются благословением от Бога?