Один из главных православных праздников отметят 16 июня в Ульяновске. О его истории и традиции торжества корреспонденту 1ul.ru рассказал протоиерей, ключарь храма иконы Божьей Матери «Неопалимая купина» Николай Архангельский.
— Все знают, что Троица один из главных православных праздников, но не все знают его историю и значение…
— День Святой Троицы можно назвать днем рождения церкви!
История этого праздника началась с конкретного исторического события, произошедшего в 50-й день после воскресения Иисуса Христа из мертвых. Иисус неоднократно являлся своим ученикам и удостоверил их в истинности своего воскресения. Он позволил ученикам прикоснуться к своему телу, вместе с ними вкушал еду для того чтобы не было сомнения, в том, что перед ними не призрак или дух, а реально живой воскресший Христос. В течение 40-ка дней воскресший Христос ходил по земле и в 40-й день, взойдя на высокую гору в присутствии своих учеников, стал подниматься своим пречистым телом на небо и скрылся высоко в небесах. Своим человеческим телом Христос вознесся к Богу Отцу и сел справа от Него. Таким образом, человеческая природа Иисуса Христа обожилась. И теперь для каждого человека появилась возможность быть вместе с Богочеловеком Иисусом Христом в Небесном царстве Бога Отца! Перед вознесением Христос позаботился о своих учениках и повелел им не уходить из Иерусалима, но всем вместе пребывать, ожидая великого Утешителя – Духа Святого, который придет к ним от Отца Небесного.
Конечно, это удивительное событие поразило всех. Святые апостолы, как драгоценные сосуды, исполнились Духа Святого, они получили великие дары пророчества и исцеления, а также способность говорить на иностранных языках. После этого апостолы пошли с проповедью по всему миру, крестя всех обращенных в веру христианскую во имя Отца и Сына и Святого Духа. И церковь Божия стала умножаться. Именно это событие легло в основу праздника – дня Святой Троицы.
Святая Церковь прославляет Бога православно, т.е. славит Бога правильно, истинно. Эта истина заключается в том, что Бог Отец по божеству своему предвечно рождает Бога Сына и низводит Бога Духа Святого. Эта великая тайна единства Святой Троицы становится нам понятнее, когда мы смотрим на свою человеческую природу, пытаясь увидеть в себе образ и подобие Единого Бога Троицы подобно тому, как человеческий ум рождает мысль облеченную словом.
— Как церковь относиться к народным гуляниям на Руси с точки зрения православной традиции?
— В народной традиции праздник Святой Троицы проходит шумно и весело. Утром все спешат в храм на праздничную службу, ведь православных храмах совершается одна из наиболее торжественных и красивых служб в году. А после нее устраивают народное веселье с хороводами, играми, песнями. Обязательно готовили караваи. На праздничный обед созывали гостей, делали друг другу подарки. В некоторых районах устраивали ярмарки. С возрождением веры в России возрождаются и традиции празднования православных праздников. И уже в наше время в городах страны устраивают народные гуляния на Троицу. По русской традиции пол храмов и домов верующих в День Святой Троицы устилается свежескошенной травой, иконы украшаются берёзовыми ветвями, а цвет облачений — зелёный, изображающий животворящую и обновляющую силу Святого Духа. Троица — очень красивый и любимый в народе праздник.
В народной традиции Троицын день называли «Зелёными святками». Основными составляющими празднеств были ритуалы, связанные с культом растительности, девичьи гулянья, поминание утопленников или всех умерших. У славянских народов праздник Святой Троицы также тесно связан с проводами весны и встречей лета:
На троицкой неделе девочки 7-12 лет ломали березовые ветки и украшали ими дом снаружи и изнутри.
Шли в лес завивать березу: ее наряжали лентами, бусами, цветами; ветви связывали попарно, заплетали в косу. Дети водили вокруг наряженной березы хороводы, пели песни, устраивали праздничную трапезу.
В субботу накануне дня Святой Троицы один из главных поминальных дней. В этот день в Церкви поминают всех усопших. Ведь умершие находят свое упокоение в Господе, а помешать им могут только грехи. Вот поэтому в церкви и молятся о прощение и оставлении грехов всех в вере почивших усопших людях.
С точки зрения православной веры недопустимы языческие и магические ритуалы, потому что основой этих обрядов является демоническая сила. Вера подменяется суеверием.
— Как нужно отмечать Троицу? Нужно ли посещать кладбища?
Отмечать праздник Святой Троицы следует так же, как и всякий великий Божественный праздник. Участием в богослужении, на котором нужно причаститься Святых Христовых Таин. Поскольку праздник Святой Троицы всегда приходится на воскресный день, то посещать могилы в этот день не следует. Лучше в день праздника сходить в гости и радоваться о Господе.
Но и усопших забывать нельзя. Поэтому на кладбища нужно идти в субботу, предшествующую дню Святой Троицы. На могилке почитать заупокойные молитвы и убраться. Усопшим будет радость.
В Ульяновске основные торжества в День Святой Троицы развернуться 16 июня с 11.00 до 13.00 в сквере Возрождения духовности.
Главная – Новости – 27 июня 2016
Любимая Церковь, с Днем рождения! Как благодарить за то прекрасное время, которое мы провели вместе? За дни и ночи, за молитвы и посты, за Вулкан, за Оглянись вокруг, за сотни удивительных служений, наполненных славой Божьей! Спасибо Пастор Вениамин за то, что научил нас жить «лицом к стене», за то, что верил в нас, показал нам «заграницу» и учил быть самостоятельными и не уповать на людей! Спасибо Борис и Бэлла, что вложили в нас свою душу и стали нам близкими друзьями! Спасибо детскому служению, что заложили прочный фундамент в наших детях и они продолжают наше дело! Спасибо всем прославленцам за один дух! Спасибо всем служителям, вы всегда в нашем сердце! Да явимся пред Ним, сохранив веру и любовь и будем вместе радоваться в Вечности!
Петровские Дима, Катя, София, Ангелина, Лиза и Адель
«Церковь Иисуса Христа» для нас – это родительский дом: место, где мы родились свыше, росли, учились, служили и мечтали; где о нас заботились и поддерживали наши начинания, ободряли в трудную минуту и вдохновляли на служение Господу. Мы благодарны за ваши молитвы о нас. Мы знаем, что здесь нас помнят и нам всегда рады. Дорогие наши пасторы Вениамин и Грейс, Борис и Бэлла, Дмитрий и Марина, спасибо за Ваши огромные любящие сердца и верность Господу! С наступающим Днём Рождения, дорогая Церковь!
Семья Павла и Елены Фридрих
Дорогие братья и сестры «Церкви Иисуса Христа»! Поздравляем вас с наступающим 25-летием церкви! Желаем вам дальнейшего руководства от Господа. И пусть тот труд, который каждый из вас делает для Него, вырастет обильными плодами в человеческие жизни и в Царство Божье!
Семья Руди и Татьяны Гонзалез
Поздравляем благословенную «Церковь Иисуса Христа» г.Минска, в том числе пастора Дмитрия и лидерскую команду с наступающим Днем Рождения! Пусть Иисус продолжает проявлять Себя через каждого из вас, а вы позволяйте этому происходить! Его любовь, сила и слава пусть мощно действуют в каждом и через каждого из вас!
Семья Андрея и Марии Алексеевых
Кажется, что только вчера мы стали частью нашей большой церковной семьи. Но за плечами уже 25 лет и мы видели, как взрослели мы, наши братья и сестры; как создавались семьи; рождались дети и внуки, как многие росли в служении, как менялись жизни. Мы видели победы и потери. Но, несмотря ни на какие преграды и искушения, мы остались одной большой семьей. Давайте и дальше вместе прославлять Бога и благовествовать людям, служить Господу и друг другу. Поздравляем от всего сердца каждого из вас с наступающим Днем Рождения и желаем единства и любви.
Семья Дмитрия и Виктории Черновых
Драгоценная нашим сердцам Церковь Иисуса Христа! Поздравляем Вас с 25-летием! Это серьезная цифра, но мы верим, что лучшие годы еще впереди! Мы благодарим нашу церковь за время, в которое наши пастора закладывали в нас фундамент будущих успехов, за поддержку братьев и сестер. Верим, что наши отношения будут развиваться и дальше. Всегда рады будем видеть Вас у нас в гостях.
С уважением и любовью пастора киевской церкви «Надежда для народов» Вадим и Татьяна Калацей
Моя церковь, пусть потрясающие Божьи благословения будут на вас в этот день и в будущие годы. Пусть Его благословения никогда не тускнеют в вашем служении. Пусть Бог продолжит изливать больше и больше, чтобы вы оставались соединёнными с Лозой и жили жизнью, полной плодов!!!
Семья Андрея и Мари Валуй
25 лет – это много или мало? За это время церковь испытала благодать, претерпела гонения, но настает время, как сказано в писании «А после того, изолью Я Дух Свой на людей» Иоиль 2-28. Бог приготовил что-то великолепное для Беларуси и для каждого из вас, Бог будет действовать в вас и через вас. Люди сами буду жаждать приходить в Церковь. Вы спросите, когда это сбудется. Ответ в Иоанна 13:25 «Если у вас будет любовь друг к друг. То всякий будет знать, что вы Мои ученики». Это та любовь, которая описана в 1Коринфянам 13:1-8.
В Деяниях2:47 сказано: «Апостолы славили Бога и находились в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви». Любовь – самое сильное оружие против врага, которое у нас есть. Чем больше мы будем любить людей, тем меньше будет иметь власть над нами дьявол. Любовь вас сделает лучше! Любите людей не по заслугам и не потому, что они вас любят, любите не потому, что вам хочется, но любите потому, что это ваша сущность. Скажите сегодня кому-нибудь слова любви, и вы почувствуйте себя счастливыми.
С Днём Рождения, Церковь!
емья Сергея и Натальи Марковичей
7 июня Православная церковь отмечает один из самых важных, так называемых Двунадесятых праздников – День Святой Троицы. У этого праздника есть особый смысл, который не повторяется ни в одном другом торжественном дне. Торжества во имя Святой Троицы – это своего рода День рождения Церкви, память того удивительного дня, когда следовавшие за Христом ученики, апостолы получили силу проповедовать, а само их собрание стало первой христианской церковью.
Проповедь на всех языках
Произошло это не случайно, а потому, что именно в тот день на апостолов снизошел Дух Святой, и тем самым совершилось обещанное им Иисусом. Ведь перед тем, как принести свою крестную жертву, Спаситель так сказал своим апостолам: «Лучше для вас, чтобы Я пошел к Пославшему Меня; ибо если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам». На сороковой день после воскрешения, прежде чем вознестись на небеса и прощаясь с апостолами, Он обещал послать им Утешителя – Святого Духа, исходящего от Бога-Отца. Ученики не знали, что это означает, но верили, что все будет по слову Господню.
Утешителем, о котором говорил Иисус, и стал Дух Святой, снизошедший на апостолов на пятидесятый день после воскрешения Христа. Собственно, поэтому праздник носит второе название – Пятидесятница (хотя у него есть и второе происхождение, связанное с таким же названием совпадающего по времени иудейского праздника первого урожая). Согласно Новому Завету, снисхождение Духа Святого на апостолов совершилось в виде языков огня, который освещал, но не обжигал. В пятидесятый день после Пасхи ученики Христа собрались в доме на горе Сион, где встречались все предыдущие дни, чтобы вновь и вновь читать Святое писание и возносить молитвы. И вдруг «сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать».
Внезапное это событие потрясло многочисленных свидетелей, которые ничего не поняли. Часть из них даже начала насмехаться над апостолами, обвиняя их в пьянстве. В ответ апостол Петр произнес первую в истории Христовой Церкви проповедь. Людям, пораженным тем, что апостолы внезапно заговорили на всех известных окрестных языках, Петр сказал, что это есть дар Духа Святого ради проповеди Евангелия по всему миру.
В этот момент осененные Святым Духом апостолы вместе с Богоматерью вышли из дома на горе Сион, держась за руки – и это было первым явлением новой церкви ошеломленным свидетелям чуда. Потому-то праздник Святой Троицы отмечается не только как день, когда раскрылось таинство единства Святой Троицы: Бога-Отца, Бога-Сына и Святого Духа, но и как день рождения всей православной церкви.
«Пятидесятница – это день рождения Церкви Христовой. Господь объединяет вокруг себя всех верующих людей – тех, кто желает следовать Ему, жить по Его заповедям, побеждать Его смертью свою смерть, – говорит протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма Александра Невского при МГИМО, клирик собора иконы Казанской Божией Матери на Красной площади. – Вавилонское рассеяние народов, о котором мы читаем в Ветхом Завете, преодолевается как раз в дне Пятидесятницы. Господь снова собирает людей думающих, трудящихся над своим спасением. И все для того, чтобы потом ввести их в Царствие Небесное».
Как относиться к народным традициям, связанным с этим днем
День Святой Троицы – не только один из самых важных годовых церковных праздников, но и один из самых красивых. По давней традиции, в этот день православные храмы убраны свежей зеленью, прежде всего свежескошенной травой и березовыми ветвями. Они напоминают, с одной стороны, о дубе из дубравы Мамвра, под которым некогда Святая Троица в виде трех ангелов явилась Аврааму, а с другой, наследует традиции иудейской Пятидесятницы, когда было принято в честь первого урожая украшать дома свежей зеленью. Особые одежды цвета летней зелени надевают и священники.
В праздник Святой Троицы сразу же после Литургии служится великая вечерня, на которой поются стихиры, прославляющие сошествие Святого Духа и читаются три особых молитвы – Церкви, о спасении всех молящихся и об упокоении душ всех усопших, в том числе и ввергнутых в ад, а на утренней службе в храмах поются два канона Троицы. Во время этих служб и священнослужители, и прихожане впервые после Пасхи становятся на колени и бьют земные поклоны – считается, что от Пасхи и до Троицыного дня этого нельзя делать. «Мы не встаем на колени в период от Пасхи до Пятидесятницы, потому что это время радости, – говорит иеромонах Константин (Симон). – Мы очень часто стоим на коленях в молитве во время Великого поста, так как это время покаяния. Пасха – это особое время, это время торжества Иисуса Христа над смертью. В эти дни мы живем специальным, особенным способом, мы живем пасхальной благодатью. И эта благодать не позволяет нам стоять на коленях. А в день Святой Троицы на Великой вечерней мы впервые после Пасхи становимся на колени, снова можем просить Бога о прощении наших грехов, можем покаяться».
С наступлением воскресного вечера праздник не заканчивается. Следующий, 51-й день после Пасхи празднуется как день Святого Духа, когда также служится особая служба.
На Руси праздник Святой Троицы и день Святого Духа хронологически совпали с языческими праздниками, посвященными дню сотворения земли. Отсюда ведут свою историю многие традиции, которые с точки зрения церкви не имеют никакого отношения к сути и смыслу праздника.
В частности, в древности считалось, что в «день рождения земли» на ней нельзя работать, что со временем превратилось в суеверный запрет работы на Троицу. В действительности никакого такого запрета нет, тем более что праздник Святой Троицы всегда приходится на выходной день – воскресенье. Но если обстоятельства сложились так, что работа не позволяет верующему прийти в этот день на службу в храм, то стоит выкроить время для молитвы дома или даже на рабочем месте. В церковь же можно прийти и на другой день – в понедельник, в день Святого Духа, или в другие дни, поскольку отдание Троицы происходит только в следующую субботу.
С Духовым днем связано еще несколько суеверий, имеющих силу традиций, никак не связанных с церковными представлениями о смысле праздника. В частности, распространено поверье, что в это время нельзя купаться, причем в любом водоеме – от моря до домашней ванны. Ничего подобного в церковных правилах нет, хотя священники и не рекомендуют отправляться на пляж вместо храма – да сейчас это и невозможно из-за ограничений. То же касается и народного обычая отправляться на Троицу на кладбище, которая ведет историю с языческих обычаев Духова дня. Для того, чтобы помянуть своих усопших, церковь отводит день накануне – Троицкую родительскую субботу, а в воскресенье предписывает быть в храме, а не на погосте. Или, если это невозможно, посмотреть трансляцию службы и помолиться дома.
Пятидесятница – День Святой Троицы, который еще называют Днем Рождения Церкви, издавна празднуется Христианской Церковью. Это один из двенадцати великих праздников, в котором Церковь вспоминает и прославляет сошествие Святого Духа на апостолов в виде огненных языков (см. Деян. 2: 1-4). Дух Святой в день Пятидесятницы, по обещанию Спасителя, явился в мир видимым образом и ощутительно для человеческой души — с дарами спасающей благодати. Святой Дух дал апостолам способность и силу для проповеди учения Христова во всем мире и всем народам. Этот день считается днем рождения Новозаветной Церкви и торжественно празднуется с древнейших времен. Именно в этот день все общество учеников стало единым телом Христовым. С этого времени Церковь стала расти через усвоение и присоединение к себе всех уверовавших и крестившихся во Христа.
История праздника – Апостольское происхождение
Достоверных известий о существовании праздника Пятидесятницы во II веке не сохранилось. Это может быть потому, что, попадая всегда на воскресенье, Пятидесятница не составляла заметного праздника, так как стояла в тесной связи с Пасхой и подразумевалась при ней. Замечание апостола Павла в Послании к коринфянам: «В Ефесе же я пробуду до Пятидесятницы» (1Кор. 16:8) и указание автора «Деяний святых апостолов», что тот же апостол спешил на Пятидесятницу в Иерусалим (см. Деян. 20:16), свидетельствуют, насколько чтил апостол этот праздник. Хотя здесь, скорее всего, еще имеется в виду еврейский праздник, а не христианская Пятидесятница.
Название Пятидесятницы этот праздник и получил от Ветхозаветной Церкви, совпадавший с днем Синайского законодательства. Но также праздник приходился и на 50-й день после Воскресения Христова — День Сошествия Святого Духа на апостолов, который есть «свершение» нового, вечного Завета Бога с человеком. Таким образом, этот праздник был установлен самими апостолами.
В III веке Пятидесятница уже окружена обрядами и обычаями, невозможными без предварительного развития, и представляет собой общераспространенный праздник. В «Постановлениях Апостольских», — памятнике, относимом учеными к III-V векам, — говорится от лица апостолов: «Спустя десять дней по Вознесении бывает пятидесятый день от первого дня Господня (Пасхи), этот день да будет великим праздником; ибо в третий час этого дня Господь Иисус послал дар Святого Духа. Пятидесятницу празднуйте одну седмицу».
Святоотеческое предание о Празднике
С IV века свидетельства о Пятидесятнице как об особом празднике, становятся частыми и общими у церковных писателей. Правило о непозволительности поста и коленопреклонения во все дни от Пасхи до Троицы было утверждено I Вселенским собором в 325 году. Святитель Иоанн Златоуст упоминает об обычае украшать в день Пятидесятницы дома зеленью, свт. Григорий Богослов — об обычае крещения в этот день. Святым Василием Великим были составлены читаемые на вечерне до сих пор коленопреклонные молитвы. В период VI века св. Романом Сладкопевцем был составлен в честь праздника кондак и икосы. В VIII веке свв. Иоанном Дамаскиным и Космою Маиумским составлены каноны праздника.
Богослужение
От IV века до нас дошло подробное описание богослужения праздника в Иерусалимской церкви, которое осталось от одной западной паломницы. С VII века дошел до нас сам древнейший чин богослужения. В праздничном Евангелии VIII века, написанном золотыми буквами и найденном в Синайском монастыре, положено Евангелие в ряду всех двенадцати праздников (исключая недели Ваий) и на Пятидесятницу. С IX века восточная Церковь имеет полный чин богослужения на день Пятидесятницы в уставе Великой Константинопольской Церкви (св. Софии). Богослужение праздника по этому уставу одно из самых торжественных в году: оно имеет те же особенности, что богослужение Пасхи и Рождества Христова.
По уставу первый день Пятидесятницы, воскресенье, Церковь посвящает прославлению Пресвятой Троицы, и этот день в народе называется Троицыным днем; а второй, понедельник – в честь Всесвятого, Животворящего и Всесильного Духа, единосущного и единославного Отцу и Сыну, и называется Духовым днем. В этот день вспоминается сошествие Святого Духа на апостолов. Святая Церковь возносит общее славословие Пресвятой Троице и внушает христианам, чтобы они воспевали «Безначальнаго Отца, и Собезначальнаго Сына, и Соприсносущнаго и Пресвятаго Духа» — «Троицу Единосущную, Равносильную и Безначальную». В эти дни принято украшать храм и дома зеленью. А во время богослужения стоять с цветами (цветы и зелень – знак жизни), выражая этим христианскую радость и благодарность Богу за то, что Он Своим Святым Животворящим Духом обновил людей и через крещение родил их в новую жизнь.
День Святого Духа. Догмат о Пресвятой Троице
Празднование Дня сошествия Святого Духа вошло в христианский календарь официально лишь в конце IV века, когда Церковь приняла догмат о Троице на II Вселенском соборе в Константинополе в 381 году. Догмат о Святой Троице является основным в христианстве, так как он раскрывает и объясняет все дело искупления грешного человечества. На вере в единого и Триипостасного Бога основывается все христианское вероучение. Согласно ему с момента сошествия Святого Духа на апостолов открылась третья Ипостась (Лицо) Триединого Бога. С этого момента во всей полноте началось участие трех Лиц Божества – Отца, Сына и Святого Духа в Домостроительстве спасения человеческого рода.
Дух Святой явился в виде огня, так как имеет полноту и силу опалять грехи и очищать, освящать и согревать души. В день Пятидесятницы впервые открылась тайна понимания Бога, раскрылось миру действие всей Пресвятой Троицы. Сошедший с неба Святой Дух дал апостолам благодать священства для устроения Церкви на земле, силы и разум для проповеди Слова Божия по всему миру, а людей научил поклоняться и прославлять три Лица единого Божества: Отца и Сына и Святого Духа.
Подготовил Чтец Александр Попиль