150 лет назад, 26 февраля 1869 года, родилась Надежда Константиновна Крупская.
Долгое время ее воспринимали только как супругу В. И. Ленина, но она была самодостаточной личностью, и отдельные факты её жизненного пути могут удивить современного читателя. В советское время её биографию постоянно правили, идеализировали, чтобы она полностью соответствовала политическому моменту, а на рубеже 1990-х годов злопыхатели, поливающие грязью всё советское, добрались и до неё. Мы постараемся рассказать о ней объективно.
Содержание
Путь в революцию
Надежда Константиновна родилась в Петербурге в обедневшей дворянской семье. Отец её, Константин Игнатьевич, отставной офицер, умер в 44 года от туберкулёза. Вся тяжесть воспитания дочери легли на мать, Елизавету Васильевну, которая, несмотря на финансовые сложности, определила дочь в частную женскую гимназию княгини А. А. Оболенской в Петербурге. По некоторым источникам, Надежда окончила её с золотой медалью, правда, эту медаль никто не видел.
Н.К. Крупская, 1890-е гг.
По окончании гимназии девушка год проучилась на Бестужевских курсах, но увлеклась революцией и вступила в студенческий марксистский кружок, а с 1891 года в течение пяти лет (до первого ареста) преподавала в воскресной вечерней школе и вела пропаганду среди рабочих. Упорная Надежда самостоятельно выучила немецкий язык, чтобы читать Маркса в оригинале.
Подруга по кружку познакомила её с Владимиром Ульяновым. Будущего вождя революции впечатлила убеждённость девушки и умение убеждать других. В 1896 году Крупская была сослана в Уфу, а Владимир Ильич был арестован и сослан в 1897 году в Шушенское. По итогам переписки с властями молодой революционерке было разрешено также отправиться в Сибирь и отбывать ссылку рядом с любимым. В 1898 году в Шушенском Надежда и Владимир, бывшие к тому времени атеистами, обвенчались (на этом настояла мать Надежды). Обручальные кольца были выкованы местным умельцем из медных пятаков. В том же году Крупская вступила в РСДРП.
А. Ганжинский. В.И. Ленин и Н.К. Крупская на Песчаной горке
После ссылки супруги уехали в эмиграцию. Надежда Константиновна стала главной помощницей мужа во всех его начинаниях. Она была личным секретарём Ленина, преподавала в партийной школе, была умелым редактором текстов, отвечала на письма. Весной 1917 года Ленин и Крупская возвращаются в Петроград, а после победы Октябрьской революции Надежда Константиновна стала известным на всю страну человеком.
После Октября
Вплоть до смерти Владимира Ильича в январе 1924 года Крупская была рядом с ним. На похоронах вождя революции Надежда Константиновна сказала: «Не устраивайте ему памятников, дворцов его имени, пышных торжеств в его память – всему этому он придавал при жизни такое малое значение, так тяготился этим. Помните, что много ещё не устроено в нашей стране…».
В.И. Ленин и Н.К. Крупская в Горках
Крупская долгие годы работала в системе наркомата просвещения, с 1929 года занимала должность заместителя наркома. Важная роль принадлежит ей в создании комсомольской и пионерской организаций. Она внимательно изучила скаутское движение в Европе и Америке и поняла, что при внесении соответствующих изменений в виде большевистской идеологии молодежное объединение будет плодотворно работать в Советской России.
При активном участии Крупской создавалась советская система образования и педагогики. Она сформулировала основную задачу просвещения: «Школа должна не только обучать, она должна стать центром коммунистического образования». Всё, что к этому образованию не относилось, Надежда Константиновна могла объявить вредным, под её горячую руку в конце 1920-х годов попали и «аполитичные» сказки Корнея Чуковского. Она занимала жёсткую позицию в советской цензуре и антирелигиозной пропаганде.
Н.К. Крупская на похоронах В.И. Ленина
Вопросы коммунистического воспитания Надежда Константиновна всегда ставила на первое место. К примеру, она очень критично отнеслась к педагогической системе, разработанной А. С. Макаренко. В 1928 году её критика на съезде комсомола привела к тому, что известного педагога освободили от руководства детской колонией им. Горького.
Последние годы
В 1930-е годы Надежда Константиновна, будучи до последних дней жизни обладательницей многочисленных регалий, членом ЦК ВКП(б), ВЦИК и ЦИК СССР, почётным академиком АН СССР, была вытеснена оппонентами, которые все же были в советском руководстве, на периферию активной деятельности. Ей разрешалось без ограничений заниматься лишь библиотечной работой и выступать в печати с правильными текстами о Ленине. Скончалась Надежда Константиновна на следующий день после своего 70-летия, 27 февраля 1939 года. В воскресенье, 26 февраля, на первой странице «Правды» ЦК ВКП(б) и Совнарком СССР передали «старому большевику и другу Ленина» горячий привет и пожелали многих лет дальнейшей плодотворной работы, а на второй странице была помещена поздравительная статья партийного идеолога Емельяна Ярославского с портретом художника Петра Васильева. А уже 28 февраля две первые страницы главной советской газеты были отведены под некрологи Крупской. Похоронили её в Кремлёвской стене. Урну с прахом лично нёс И. В. Сталин. Сегодня, по прошествии стольких лет, можно по-разному относиться к Надежде Константиновне Крупской. Но неизменным остается одно – она была человеком своего времени, все силы и время отдавала той идее, которую отстаивала. Нельзя недооценивать и её вклад, который она внесла для любимого человека – мужа, который был вождём революции в России. Может, не все мотивы понятны современному читателю, но таково было революционное время, и это наша история.
Н.К. Крупская с пионерами
Бедная дворянка
В советской историографии Надежда Крупская упоминалась исключительно в статусе «жены и соратницы» Владимира Ленина. В постсоветский период по причине этого же статуса она подвергалась издёвкам и оскорблениям со стороны всевозможных «обличителей» и «ниспровергателей».
Кажется, ни тех, ни других не интересовала личность этой незаурядной женщины, вся жизнь которой была окрашена в трагические тона.
Она родилась 26 февраля 1869 года в Санкт-Петербурге в обедневшей дворянской семье. Педагогический класс гимназии Наденька окончила с золотой медалью и поступила на Высшие женские курсы, но проучилась там всего лишь год.
Надежда Крупская, 1895 год. Фото: www.globallookpress.com
Отец Нади был близок с участниками движения народовольцев, поэтому неудивительно, что девушка с юности заразилась левыми идеями, из-за чего очень быстро оказалась в списках «неблагонадёжных».
Отца не стало в 1883 году, после чего Наде с матерью пришлось особенно туго. Девушка зарабатывала на жизнь частными уроками, одновременно преподавая в Петербургской воскресной вечерней школе для взрослых за Невской заставой.
И без того не самое хорошее здоровье Надежды сильно пострадало в годы, когда она бегала от ученика к ученику по сырым и холодным улицам Петербурга. Впоследствии это отразится на судьбе девушки трагическим образом.
Партийная красавица
С 1890 года Надежда Крупская являлась членом марксистского кружка. В 1894 году в кружке она и познакомилась со «Стариком» — такую партийную кличку носил молодой и энергичный социалист Владимир Ульянов. Острый ум, блестящее чувство юмора, великолепное ораторское мастерство — в Ульянова влюблялись многие революционно настроенные барышни.
Позднее напишут, что будущего вождя революции в Крупской привлекла не женская красота, которой не было, а исключительно идейная близость.
Это не совсем так. Безусловно, главным объединяющим началом для Крупской и Ульянова стала политическая борьба. Однако правда и то, что влекла Владимира к Наде и женская красота.
Она была очень привлекательна в молодые годы, но эту красоту у неё отняло страшное аутоиммунное заболевание — базедова болезнь, поражающая женщин в восемь раз чаще, чем мужчин, и известная также под другим названием — диффузный токсический зоб. Одно из самых ярких её проявлений — выпученные глаза.
Надежде заболевание досталось по наследству и уже в юности проявлялось в вялости и регулярных недомоганиях. Частые простуды в Петербурге, а затем тюрьма и ссылка привели к обострению болезни.
В конце XIX – начале XX века эффективных способов борьбы с этим заболеванием ещё не было. Надежде Крупской базедова болезнь искалечила всю жизнь.
Работа вместо детей
В 1896 году Надежда Крупская оказалась в тюрьме как активистка созданного Ульяновым «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». Сам лидер «Союза» к тому времени уже оказался в тюрьме, откуда и попросил руки Надежды. Она согласилась, но её собственный арест отложил свадьбу.
Поженились они уже в Сибири, в Шушенском, в июле 1898 года.
У Ульянова и Крупской не было детей, от того и появлялись домыслы — Надежда была фригидна, Владимир не испытывал к ней влечения и т. д.
Всё это глупости. Отношения супругов как минимум в первые годы носили полноценный характер, и о детях они задумывались. Но прогрессирующая болезнь лишила Надежду возможности стать матерью.
Эту свою боль она наглухо закрыла в сердце, сосредоточившись на политической деятельности, став главным и самым надёжным помощником своего мужа.
Соратники отмечали фантастическую работоспособность Надежды — все годы рядом с Владимиром она обрабатывала огромный объём корреспонденции, материалов, вникая в совершенно различную проблематику и успевая одновременно заниматься написанием собственных статей.
Она была рядом с мужем и в ссылке, и в эмиграции, помогала ему в самые сложные минуты. Между тем её собственные силы подтачивала болезнь, из-за которой её внешность становилась всё более уродливой. Каково было переживать Надежде всё это, знала лишь она.
Владимир Ленин и Надежда Крупская с племянником Ленина Виктором и дочерью рабочего Верой в Горках. Август – сентябрь 1922 год. Фото: www.russianlook.com
Любовно-партийный треугольник
Надежда отдавала себе отчёт, что Владимир может увлечься другими женщинами. Так и случилось — у него вспыхнул роман с ещё одной соратницей по борьбе, Инессой Арманд.
Эти отношения продолжились и после того, как в 1917 году политэмигрант Владимир Ульянов превратился в лидера Советского государства Владимира Ленина.
История о том, что Крупская будто бы ненавидела соперницу и всю её семью, является вымыслом. Надежда всё понимала и неоднократно предлагала мужу свободу, даже готова была сама уйти, видя его колебания.
Но Владимир Ильич, делая непростой не политический, а жизненный выбор, остался с женой.
Это трудно понять с точки зрения простых бытовых отношений, но Инесса и Надежда оставались в хороших отношениях. Их политическая борьба стояла выше личного счастья.
Инесса Арманд, 1914 год. Фото: Public Domain
Инесса Арманд умерла от холеры в 1920 году. Для Ленина эта смерть стала тяжёлым ударом, и пережить его помогла Надежда.
В 1921 году тяжёлая болезнь сразила самого Ленина. Полупарализованного мужа Надежда возвращала к жизни, используя весь своей педагогический талант, заново обучая говорить, читать и писать. Ей удалось почти невозможное — вновь вернуть Ленина к активной деятельности. Но новый инсульт свёл все усилия на нет, сделав состояние Владимира Ильича практически безнадёжным.
Жизнь после Ленина
После смерти мужа в январе 1924 года работа стала единственным смыслом жизни Надежды Крупской. Она много сделала для развития в СССР пионерской организации, женского движения, журналистики и литературы. В то же время она полагала вредными для детей сказки Чуковского, критически отзывалась о педагогической системе Антона Макаренко.
Словом, Надежда Константиновна, как и все крупные политические и государственные деятели, была человеком противоречивым и неоднозначным.
Беда была ещё и в том, что Крупскую, талантливого и умного, самодостаточного человека, в СССР многие воспринимали исключительно как «жену Ленина». Этот статус, с одной стороны, вызывал всеобщее уважение, а с другой — подчас пренебрежение к личной политической позиции Надежды Крупской.
Значимость противостояния Сталина и Крупской в 1930-х годах явно преувеличивается. Надежда Константиновна не имела достаточных рычагов влияния, чтобы представлять для Иосифа Виссарионовича угрозу в политической борьбе.
«Партия любит Надежду Константиновну не за то, что она великий человек, а потому, что она близкий человек великого нашего Ленина», — эта однажды сказанная с высокой трибуны фраза очень точно определила положение Крупской в СССР 1930-х годов.
Смерть на юбилее
Она продолжала работать, писала статьи по педагогике, воспоминания о Ленине, тепло общалась с дочерью Инессы Арманд. Внука Инессы она считала своим внуком. На склоне лет этой одинокой женщине явно не хватало простого семейного счастья, которого лишили её тяжёлая болезнь и политическая борьба.
Клавдия Николаева и Надежда Крупская в Архангельском, 1936 год. Фото: Public Domain
26 февраля 1939 года Надежда Константиновна Крупская отпраздновала своё 70-летие. На торжество к ней собрались старые большевики. Сталин прислал в подарок торт — всем было известно, что соратница Ленина любила сладкое.
Биография жены Ленина уместилась ровно в 70 лет и один день. На последний юбилей она получила сладкий тортик от Сталина
Знатоки всего потустороннего утверждают: если человек умер в день рождения или близко к этой дате, значит, свой счет на грешной земле он полностью оплатил. Еще считается, что такой человек избегает Высшего суда. Что же, если это – правда, то Крупская хотя бы в резко отрицаемом ею мире нашла покой и признание, которых она недобрала в земной жизни.
wikimedia
Припудренные мемуары
О Надежде Константиновне нам остались воспоминания, смахивающие на прическу средневековой дамы: много пудры и лака, дабы скрыть то, что посторонним видеть и нюхать не положено, а внизу в основном зияющие пробелы. Она-то сама усердно писала воспоминания о Ленине, а вот о ней почему-то мемуары не строчили. К тому же биографию жены вождя так часто красили и переделывали, что теперь Крупская «сидит» в истории этакой правильной старушкой, да еще совершенно непривлекательной и ужасно одетой.
А ведь по нынешним меркам даже для женщины 70 – это еще не конец жизни. Для сравнения: оперная дива Галина Вишневская ушла в 86, называемая царицей, Плисецкую до ее смерти в почти 90 величали богиней. Ну ладно, они были артистками, звание обязывало, но и первая женщина-премьер-министр в Великобритании Маргарет Тэтчер, покинувшая этот мир в 88, страдавшая болезнью Альцгеймера, не вызывала ни у кого острой жалости. Да и королева английская Елизавета II на своем 92-м году просто очаровательна.
Маргарет Тэтчер
Нам теперь и в голову не приходит, что была когда-то Наденька Крупская, по воспоминаниям ее подруги Ариадны Тырковой, девушкой хорошенькой, обладавшей нежной белой кожей, которую очаровательно заливал румянец. Глаза у Нади были в пол-лица и еще совсем не обезображенные базедовой болезнью, а коса была длинная и роскошная. И вилась та коса по весьма стройной девичьей фигуре.
Да и поначалу на роду Наде было написано: вырастет симпатичной. Об этом свидетельствуют сохранившиеся изображения ее отца, Константина Игнатьевича и матери, Елизаветы Васильевны Тистровой.
Семья без головы
Отец Крупской в советской истории превратился в пламенного революционера, но есть и другие сведения. Юридическую академию имевший до этого военное образование Крупский окончил в числе последних по баллам, поэтому на престижное место устроиться не мог. По протекции брата Александра, влиятельного юриста, он получил место военного начальника Гроецкого уезда под Варшавой, том самом, где якобы чуть ли не примкнул к Польскому восстанию. Возможно, он с симпатией относился к местному населению и польским офицерам, но со службы его уволили все-таки за промахи. И дальше он нигде не мог толком устроиться целых семь лет.
В семье Крупских, по всей видимости, благополучные времена часто чередовались с периодами, когда следовало потуже затянуть поясок. Но няня у Наденьки была. Как позже признавалась Надежда Константиновна, маленькой она чувствовала себя очень одиноко, поэтому вечерами часто разговаривала с Богом. А став взрослой и революционеркой, твердо решила, что советскому человеку Бог не нужен, потому что наши люди одинокими быть не могут.
Надежда Крупская в детстве
В Петербург Надежда с матерью прибыли, когда девочке исполнилось уже 10. Она поступила в гимназию, сразу во второй класс. Когда дочери было 14, 44-летний Константин Игнатьевич скончался.
Пришлось выкручиваться: Елизавета Васильевна, которая была воспитанницей Павловского института и замуж выходила, будучи гувернанткой, имела только один талант – навести уют в доме. Поэтому мать и дочь пытались заработать, устраивая платные обеды, а юная Надя бегала еще и по урокам. Считается, что промозглый Петербург и подорвал здоровье девушки, у которой затем диагностировали базедову болезнь.
Справка: Базедова болезнь – заболевание щитовидной железы. Женщины страдают ею в восемь раз чаще, чем мужчины. Наиболее часто развивается после 30 лет, но может проявиться и в подростковом возрасте. Считается наследственным. Развитию базедовой болезни способствуют частые простуды и инфекции. Внешне проявляется очень выпуклыми глазами, разрушением ногтей, слабостью, потливостью и другими неприятными симптомами.
Видимо, постоянное плохое самочувствие и забота о заработке не дали Надежде получить какое-то особенное образование. Она так и не окончила Бестужевские курсы. Затем пошла работать в воскресную вечернюю школу.
Сердцебиение по-марксистски
Годы шли, а Крупская всё не выходила замуж, что очень беспокоило мать. Да еще девушка, которой было уже за 20, угодила в марксистский кружок. Труды Маркса доводили Надю до восторга и сердцебиения. А может быть, ей так казалось, все-таки кружок – это была возможность познакомиться с молодыми людьми, куда-то ходить, а не сидеть дома и не выслушивать надоевшие разговоры о том, что «другие-то уже третьего нянчат». Любопытно, что один из людей, хорошо знавших семью Крупских, уверял: Надежда может быть и хотела быть модной красоткой, но из бедности выбрала другую моду – идейную.
Кадр из фильма «Надежда» (реж. – М. Донской). В главных ролях – Наталья Белохвостикова, Андрей Мягков
Однажды в кружке ждали какого-то «приезжего с Волги». Это был Владимир Ульянов. К тому времени он уже семь лет как являлся братом знаменитого казненного «бомбиста» — Александр Ульянов был повешен за подготовку покушения на Александра III. Первое, чем запомнился Наденьке новый знакомец, — это сухой и злой смех.
Владимир Ильич интенсивно учил новых «товарищей» шифроваться. У всех были клички. Сам он звался наиболее благозвучно – «Старик». Кто-то был «Лошадь», кто-то «Брат Лошади», а Надя стала «Миногой», потом «Рыбой». Революционер Кржижановский очень «удружил» Крупской, заявив, что Ульянов, конечно, мог найти и покрасивее, но вот умнее и преданнее делу, чем Крупская, в его окружении не было. Вполне может быть, что Наде хотелось, чтобы замечали не ее ум и преданность, а длинную косу и глаза, которые тогда еще были красивыми.
Говорят, что Ленин ухаживал за совершенно другой «марксисткой». Но потом сослали Крупскую в Уфимскую губернию, Ульянова – в Шушенское, и в интересах дела ее назначили «женой» и велели ехать в Сибирь.
Пташечки не прилетели
По крайней мере, Елизавета Васильевна была счастлива. Она поехала вместе с дочерью, чтобы облегчить быт молодым. Кстати, судя по воспоминаниям, новоиспеченная жена не проводила всё время, уткнувшись в революционные труды. Она пыталась управляться с печкой, возилась в огороде. И пока была надежда, верила, что будут у них дети. Постоянно супругов донимали вопросом «не прилетают ли пташечки».
Крупская до того хотела стать матерью, что, находясь в эмиграции в Швейцарии, на партийное пособие все-таки прошла курс лечения, как известно, безуспешно.
Ей доставалось и от ближайших родственниц. Ее не любили сестры Ленина – Анна и Мария. Видимо, они считали, что их единственного брата ждет большое будущее и рядом с ним должна быть особенная женщина. Анна звала Надежду за глаза «селедкой».
Кстати: В семье Ульяновых было шестеро детей. Александр был казнен в возрасте 21 года, Ольга в 20 лет умерла от тифа. Самая младшая, Мария, не была замужем и детей не имела. У Анны был приемный сын. Ленин остался бездетным. Только у Дмитрия Ульянова было двое детей: Ольга (ум. в 2011) и внебрачный сын Виктор (ум. в 1984 г.).
Не сумев создать полноценной семьи, Надежда Константинова решила стать незаменимой в другом: она была для своего мужа секретарем, связным, слушателем, редактором и т.д. В то же время она сама предложила развод, когда у Ленина начался роман с Инессой Арманд. Но Ленин, видимо, понимал, что в качестве жены Инесса будет далеко не так полезна, как верная «селедка». Такая признательность не помешала Ленину уже в советские времена выразиться о Крупской, что она не «первая леди», а «первая оборванка».
Инесса Арманд
В 1920 году Арманд умерла от холеры. Надежда Константиновна поддерживала и мужа, и осиротевших детей соперницы. А затем заболел уже сам Ленин. Он был парализован, у него пропадала речь. Крупская выхаживала его как ребенка, многое учила делать мужа заново. Не ее вина, что как только Ильичу становилось лучше, он немедленно бросался работать.
Пельмени и кисель
После смерти мужа жизнь Крупской потеряла смысл. Она много работала на ниве просвещения, писала бесконечные труды. Спорила с Макаренко, потому что тот мог ударить воспитанника (а как еще вразумить того, кто с малолетства привык воровать и драться).
Крупская заимствовала у скаутов идею пионерской организации, снабдив ее советскими принципами. Она действительно много сделала для детей той поры, она помогала как могла друзьям Ленина, которых потихоньку начинали убирать с политической арены самыми разными способам. Но никакого особенного авторитета и власти у нее не было, да и вряд ли она к ней стремилась. В одном из частных писем она признавалась, что все бы отдала за счастье понянчить внучат.
Свой 70-й день рождения вдова вождя встречала в очень скромной компании. На столе, говорят, были пельмени и кисель. Такое сочетание выдержит не каждый желудок. От Сталина прислали вкусный торт – Надежда Константиновна была сладкоежкой. Этот торт ели все. Но, видимо, организм пожилой Крупской, подорванный ссылкой, беспорядочным бытом в эмиграции, революционной борьбой и заботой об умирающем муже, уже не мог бороться с такой «диетой». У женщины развилась картина острого аппендицита и начался перитонит.
До сих пор есть люди, убежденные в том, что торт был отравлен, или в том, что умирающей Крупской специально не оказывали своевременную медпомощь. Но серьезной критики эти озарения не выдерживают – Крупская ни на что не влияла и никому не могла помешать.
Наверное, так бывает – счет оплачен, и измученный человек уходит туда, где его уже не достанут ни сплетни, ни воспоминания.
Урна с прахом Крупской находится в Кремлевской стене
В сети набирают обороты сравнительные снимки Надежды Константиновны Крупской, жены вождя мирового пролетариата, и Скарлетт Йоханссон, звезды мирового кинематографа. Молодая Крупская очень похожа на Йоханссон, и это не смогли не заметить русскоговорящие пользователи интернета. Англоязычным пользователям Надежда Константиновна не знакома, поэтому ажиотажа в англоязычном сегменте интернета не обнаружено.
Для справки: Надежда Константиновна Крупская – жена вождя мирового пролетариата Владимира Ильича Ленина, известная революционерка, культурный и общественный деятель, главный советский идеолог коммунистического воспитания молодежи. Фото Надежды Крупской не вызвало бы никакого интереса, если бы не похожесть супруги В. И. Ленина в двадцатилетнем возрасте на современную голливудскую звезду Скарлетт Йоханссон:
Естественно, глядя на фото более взрослой Надежды Крупской, пользователи интернета не могли не удержаться от шуток вида: «Видели фото Крупской в старости? Бедная Скарлетт!»:
Стоит также обратить внимание на схожесть Леонардо Ди Каприо, другой звезды мирового кинематографа, и непосредственно самого Владимира Ильича Ленина, вождя мирового пролетариата:
Получился бы неплохой голливудский фильм, в титрах которого было бы написано примерно так:
Отказалась плюнуть в икону
Общеизвестно, что Крупская выступала за антирелигиозное воспитание школьников. Она стала одной из создателей советской системы народного образования. Но сама она не всегда была атеисткой. Вот как она рассказывает об этом в своей статье «Об антирелигиозном воспитании» (1924 г.):
«Я росла под двумя влияниями — отца и матери. Отец был типичным шестидесятником: глубоко верил в науку, читал «Колокол» Герцена, принимал некоторое участие в революционном движении, насмешливо относился ко всякой религии.
…Влияние отца на меня было неограниченно. Он умер, когда мне было 14 лет. Я говорила с ним обо всем интересовавшем и волновавшем меня. Мать также воспитывалась в закрытом учебном заведении — в институте. Священник у них был прекрасным педагогом. Для матери церковные службы связаны были с целым рядом радостных переживаний, она была одной из лучших певчих. Мать также не говела, не постилась, не соблюдала обрядов, в церковь ходила лишь изредка, когда бывало «настроение», дома никогда не молилась, но в квартире у нас висели образа, у моей кроватки красовался семейный образок, и иногда мать брала меня с собой ко всенощной…»
(Кстати, именно благодаря настоянию матери они с Владимиром Ильичом повенчались в церкви. Ходили вокруг аналоя, причащались, кланялись иконам Спасителя и Божьей Матери у Царских Врат. Хотя безбожник Ленин, понятно, не хотел этого и, по воспоминаниям Крупской, любил напевать ей романс Даргомыжского «Нас венчали не в церкви…»)
«…Если отец был для меня непререкаемым авторитетом, то по отношению к матери в детстве я держалась «независимо». Только в раннем детстве, в возрасте лет пяти, на меня влияла, вероятно, религиозная нянька. Впрочем, это мое предположение; я помню только, что она носила меня раз в костел. Позднее никаких религиозных влияний на себе я не испытывала. А вышло так, что я была внутренне религиозна, потихоньку, чтобы не посмеялись, усердно читала евангелие и отделалась окончательно от религиозных настроений лет в двадцать с лишним, лишь став марксисткой. Как это вышло? Лет пяти-шести я по вечерам усердно молилась богу. (Орфография Н. К. Крупской. — К. Р.) Отец раз посмеялся надо мной: «Будет тебе грехи замаливать-то, ложись уж спать!» И странное дело, эта мягкая насмешка над ребенком дошкольного возраста повлияла на меня самым неожиданным образом. В области религиозных верований отец перестал быть для меня авторитетом. Я говорила с ним обо всем, только не о религии. Тут у меня было свое «особое мнение».
К тому же времени относится и другое воспоминание. У меня был приятель — мальчик, годом меня старше, Боря, сын нигилистки, княжны Долгорукой. Княжна порвала с родительским домом, говорила громко и грубо, махала руками, презирала все обычаи и условности. Боря был для меня громадным авторитетом. Стоим мы с ним в пустой комнате, где стояла только моя кровать с образком на голубой ленточке. Боря говорит: «Плюнь на образ: мама говорит — бога нету». Я пришла в полное недоумение: столь решительных предложений я никогда не слыхала еще: «Ну, мало ли что мамы говорят».
…Зачем мне нужна была религия? Я думаю, что одной из причин было одиночество. Я росла одиноко. Я очень много читала, много видела. Я не умела оформить своих переживаний и мыслей так, чтобы они стали понятны другим. Особенно мучительно это было в переходный период. У меня всегда было много подруг. Но мы общались как-то на другой почве. И вот тут мне очень нужен был бог. Он, по тогдашним моим понятиям, по должности должен понимать, что происходит в душе у каждого человека. Я любила сидеть часами, смотреть на лампадку и думать о том, чего словами не скажешь, и знать, что кто-то тут близко и тебя понимает».
«Если бы ты знала, как мне плохо…»
Человек начинает искать Бога от одиночества — эта идея, высказанная Надеждой Константиновной Крупской, неоднократно повторяется в других ее статьях. Она считала, что новый, советский строй жизни искоренит эту проблему: «Рабочий чувствует себя членом коллектива, он не одинок, ему бога не нужно».
Но при этом сама она всю жизнь оставалась очень одиноким человеком.
Застенчивая, молчаливая, она предпочитала шумным компаниям уединение. Не умела, да и не стремилась, красиво одеваться. Ленин в ответ на статьи западной прессы о «первой леди» говорил: «Да она же первая оборванка».
Ей было одиноко рядом с Лениным, который влюбился в Арманд. Она не пыталась «бороться за свое счастье». Сама предложила развод. Более того — больная, она помогала Инессе искать квартиру, где новая семья смогла бы свить уютное гнездышко.
Ей было одиноко среди его родных. Известно, что семья Ильича была не в восторге от его выбора жены. Надежда Константиновна была в их представлении скучной старой девой. Особенно непримирима была старшая сестра Ленина, Анна.
Ей было одиноко среди соратников по партии. Из 300 участников пленума, состоявшегося через несколько лет после смерти Ленина, с ней поздоровались отсилы 10 человек. У нее были сложные отношения со Сталиным. Секретарь Сталина Г. Бажанов писал: «…Сталин после второго ухудшения здоровья Ленина в середине декабря (врачи считали, что это, в сущности, второй удар) решил, что с Лениным можно уже особенно не считаться. Он стал груб с Крупской, которая обращалась к нему от имени Ленина. В начале марта он так обругал Крупскую, что она прибежала к Ленину в слезах, и возмущенный Ленин продиктовал письмо Сталину, что он порывает с ним всякие личные отношения. Но при этом Ленин сильно переволновался, и 6 марта с ним произошел третий удар, после которого он потерял и дар речи, был парализован, и сознание его почти угасло. Больше его на политической сцене уже не было, и следующие десять месяцев были постепенным умиранием».
После смерти Ленина Сталин больше не считался с Крупской. Вопреки ее воле тело Ленина положили в Мавзолей. А она предлагала похоронить его рядом с Инессой Арманд.
Надо заметить, что к своей сопернице Крупская не испытывала враждебных чувств, ни в чем ее не обвиняла. А ее дочек вообще любила, как своих. Старшая дочь Инессы Арманд, которую в честь матери тоже назвали Инессой, впоследствии стала для Крупской самым близким человеком. А ее сына Крупская воспринимала не иначе как родного внука.
«Если бы ты знала, как мне плохо, — писала Крупская Инессе-младшей незадолго до смерти. — Как я мечтаю понянчить внучка…»
Нерастраченная нежность
У Ленина и Крупской не было детей, и это было для нее трагедией. Потому что она их действительно очень любила. В юности хотела стать учительницей.
Проблемы педагогики интересовали ее всегда. Еще до революции она обстоятельно изучала большую зарубежную и русскую педагогическую литературу (сохранилось 27 тетрадей ее конспектов различных зарубежных теоретиков педагогики), посещала школы, получала широкую информацию о положении народного образования в России.
В 1920 г. она стала председателем Главполитпросвета при Наркомпросе, в 1929 г. заняла пост зам. Наркома просвещения РСФСР.
На этом посту она сделала много хорошего. Развернула широкую работу по организации библиотек, пунктов ликвидации неграмотности, школ для взрослых. Участвовала в разработке важнейших документов по народному образованию, в которых сформулированы основные принципы: бесплатность и обязательность общего образования до 17 лет, совместное обучение, обеспечение школьников пищей, одеждой, обувью и учебными пособиями за счет государства. Подчеркивала важность дошкольного воспитания: «Нужно, наконец, добиваться от города учреждения целой сети хороших детских садов, где бы дети, начиная с трех-четырех лет, могли бы играть и, играючи, учиться, знакомиться с природой, с широким божьим миром…» (Так и написала: «божьим»! Хоть и с маленькой буквы…)
Крупская — автор многих педагогических работ, сегодня незаслуженно забытых, но, на мой взгляд, интересных. Все, что она пишет о детях, проникнуто какой-то особой теплотой. Она даже не называет их «учащиеся», вместо этого пишет — «ребята».
Она была непримиримой противницей физических мер наказания. С этим связана ее резкая критика Макаренко, который в своей «Педагогической поэме» признался, что однажды съездил по физиономии воспитаннику. Она считала, что ребенка нужно уважать. Ну и, конечно же, любить.
Известен конфликт Крупской с «Союзом Безбожников» в 1929 году. Руководители этой организации предлагали превратить школу в один из центров антирелигиозной борьбы. Но руководство Наркомпроса, в частности Крупская и Луначарский, считали вполне нормальной сложившуюся ситуацию, когда школа оставалась фактически нейтральной. Они были против радикальных методов борьбы с религией, против того, чтобы с верующих детей срывали кресты и насмехались над ними. Но идеи «Союза Безбожников» перекликались с «генеральной линией» Сталина, поэтому и Крупская, и Луначарский оказались в меньшинстве.
Но она не боялась отстаивать свое мнение. В 1930 году, в период массовой коллективизации и «уничтожения кулачества как класса», она выступила со статьей, где резко осуждала факты, когда детей кулаков исключали из школ. Или же запрещали им ходить на сборы, экскурсии и даже на отдельные уроки, например обществоведения. Крупская сделала очень смелый для того времени вывод, что «такого ограничения по социальному признаку не знала даже царская школа».
Читая работы Крупской, видишь, как простое, искреннее чувство берет верх над идеологией. Для нее главное — не ранить, не обидеть, не оттолкнуть… Наверно, это и было ее призвание — возиться с детьми. Ту нерастраченную нежность, которая была у нее в душе, она, не имея своих детей, отдавала чужим.
Она часто встречалась с детьми, вела обширную переписку. В Горки ежедневно приходили тысячи писем «для бабушки Крупской». Так Крупская, не имея собственных внуков, стала «всесоюзной бабушкой».
Ведь это же правда…
Последние годы жизни были для нее нелегкими. Внешним образом ей оказывались знаки уважения, но внутри аппарата ее систематически компрометировали, чернили, унижали. Старые друзья исчезали один за другим: кто медлил умирать, того открыто или тайком убивали. Крупская не поддерживала сталинский террор, заступалась за репрессированных, большей частью — безрезультатно. Но были и те, кому она помогла. Крестьянину Емельянову, спасавшему Ленина в Разливе, благодаря ее усилиям смертная казнь была заменена на ссылку. Обратившись к ней за помощью, получил жилье бездомный писатель Михаил Булгаков…
Крупская однажды сказала в 1927 г., что если б жив был Ленин, то, вероятно, уже сидел бы в сталинской тюрьме. Разумеется, такие фразы не могли понравиться Сталину. Однажды он сказал, что если Крупская не перестанет его критиковать, то партия объявит, что не она, а старая большевичка Елена Стасова была женой Ленина. «Да-да, — добавил он строго, — партия все может».
27 февраля 1939 г. в 6.15 утра Надежда Константиновна Крупская умерла в кремлевской больнице. Это случилось на следующий день после ее 70-летнего юбилея. По одной из версий, ее отравили.
Она умирала в мучениях. Врачи, которые констатировали «глубокое поражение всех внутренних органов» из-за «бурного аппендицита, общего перитонита, тромбоза», так и не решились сделать операцию. Проводились бесконечные консилиумы.
Человек начинает искать Бога от одиночества… Ведь это же правда! Какая хорошая, верная мысль! Мы обращаемся к Нему от одиночества, от боли, когда никто не может выслушать, понять и пожалеть. Когда все рушится, так хочется, чтоб Бог был рядом…
Что может чувствовать человек, оказавшись лицом к лицу со смертью? Как и любому человеку, оказавшемуся в такой ситуации, ей было больно и страшно. Умирая, она, наверное, чувствовала себя совсем одинокой. Не было рядом родного человека, который мог бы ее пожалеть, поддержать, успокоить.
«Марксизм радикально излечил меня от всякой религиозности», — написала она в 1926 году. А когда-то, в далеком детстве, у нее была вера в то, что есть Бог, Который всегда рядом и всё понимает… Вспомнила ли она о Нем, позвала ли Его — как тогда? Если нет — как же ей было плохо!
Мне хочется верить, что вспомнила. Потому что, несмотря на свои заблуждения, Надежда Константиновна была добрым человеком. А Бог смотрит прежде всего не на наши ошибки, а на наше сердце. Он всегда зовет нас к Себе.
Одиночество — может, это не так уж и плохо? Может, и не беда это вовсе? Это чувство естественно, и оно возникает у каждого. Его не «забьешь», растворившись в толпе или влившись в какой-нибудь коллектив. Потому что захочется большего. И это не странность, не блажь, не каприз. Это душа просит общения с Богом. И плачет без Бога. А Он всегда рядом. Надо только услышать Его в тишине. И — откликнуться…