Сегодня мы отмечаем наш храмовый, престольный праздник, прославляем икону Пресвятой Богородицы, именуемой Казанская. Тропарь Казанской иконы Божией Матери начинается со слов: «Заступница усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего и всем твориши спастися в державный Твой покров прибегающим».
Мы знаем, что Казанская икона Божией Матери особенно почитается именно в Русской Церкви. Именно в нашей Церкви она была обретена и прославлена, хотя её почитание распространилось далеко за пределы Русской Православной Церкви.
Многократно в трудные моменты истории для всей Русской земли, для всего государства, и, соответственно, для Церкви, после усердной молитвы нашего народа, покаянной молитвы перед Казанским образом Божией Матери приходила помощь Божия.
Именно поэтому этот день особенно почитается. Почитается так, что даже в нашем современном, светском, далеко не церковном государстве, этот день, сегодняшний праздник Казанской иконы Божией Матери, установлен как государственный праздник — День народного единства.
Помощь от Пресвятой Богородицы, а правильнее сказать помощь от Бога, по молитвам Пресвятой Богородицы, приходит тогда, когда человек обращается к Матери Божией с просьбой о её материнских молитвах в покаянном состоянии души. Гордые, горделивые обращения, обращения в состоянии обиды, обращения с сохранением зла или недоброжелательства в сердце к кому-то — никогда не приводят к исполнению просимого.
И вот о том, в каком состоянии необходимо пребывать нашей душе, повествует сегодняшняя Евангельская притча, которую мы слышали за Божественной литургией. Это чтение Евангельское относится к воскресному дню, но оно весьма поучительно. Это притча о богаче и Лазаре, всем нам хорошо известная — как один богатый человек ежедневно блистательно пиршествовал, а у его дверей лежал нищий человек, нуждающийся хотя бы в крошках, падающих с трапезы богача. И когда они скончались, то нищий оказался в блаженном состоянии в вечности, а богатый — в муках. В чем неправда богача и правда Лазаря? Не только в том, что Лазарь мучился всю жизнь и поэтому только обрел блаженство, и не в том, что богатый имел блага земные и поэтому, наслаждаясь ими в земной жизни, потерял благо в вечности. А в том, что в состоянии предельной нужды Лазарь не озлобился, не возроптал на Бога, а пришел в покаянное состояние, в котором человек понимает, что благо ожидать можно только от Христа, благо ожидать можно только от Отца небесного, что Он только источник всех благ.
«Не надейтеся на князи, на сыны человеческия» — эта истина, очевидно, стала ключевой для Лазаря, он смог встать в этой своей предельной нищете перед Богом и принять именно в Нем источник своего спасения. А богатый человек, обладая избытком благ земных не смог увидеть предельной нужды человека, который лежал у него возле порога.
Я думаю, среди нас нет настолько нищих людей, как Лазарь и настолько богатых, как упоминаемый в этой притче богач, но каждый из нас, в разные этапы своей жизни, а иногда и в конкретный момент является и тем, и другим.
С одной стороны, действительно, каждый в чем-то имеет нужду, каждый в чем-то имеет лишения, каждый имеет скорби и проблемы в этой земной жизни. И если мы рассматриваем эту совокупность наших скорбей как крест, который дал нам Господь и который нас ведет ко спасению, то понимаем, что только во Христе мы можем получить разрешение от наших проблем, и, что в конце концов страдания наши и скорби закончатся в вечности и только Христос может нас от них избавить. Если это в нашей жизни является нашим флагом, нашим знамением, нашим жизненным ориентиром и истиной, из которой исходит вся наша жизнь, тогда мы идем правильным путем. С другой стороны, каждый из нас имеет, чем поделится, и если мы не замечаем лежащего у нашего порога Лазаря — ближнего нашего, который имеет в чем-то нужду от нас, далеко не всегда это может выражаться просто в элементарной подаче милостыни или в том чтобы поделится продуктами или какими-то избытками, какие есть у нас.
Чаще всего в нашей жизни все-таки человек нуждается в сердечном тепле, в соучастии, во внимании и эта способность поделиться должна быть нашей определяющей чертой жизни христианской. Если же мы не замечаем, то мы, зачастую, может быть даже будучи по материальному обеспечению как Лазарь, ведем себя как богачи, пренебрегая возможностью подарить любовь, подарить тепло тому, кто в нашей жизни имеет место и кто в этом тепле, и нужде, и внимании нуждается. Поэтому подумаем и постараемся, чтобы в нашей жизни не повторялась ошибка богача и напротив, чтобы в жизни нашей воплощалось вот это стремление Лазаря ко спасению, которое мы обретаем во Христе. Если так будет наш внутренний мир устроен, то Заступница усердная, Мати Господа Вышняго, всегда будет готова молиться за нас и Её молитвы будут для нас исполнением и избавлением от скорбей и в этой жизни, и спасением в жизни вечной.
Всех вас поздравляю с нашим престольным праздником!
Слово настоятеля, протоиерея Дмитрия Мошкина,
в престольный праздник храма, 4 ноября 2018 г.
Тропарь, глас 2-й:
Всех скорбящих радосте и обидимых заступнице, и алчущих питательнице, странных утешение, обуреваемых пристанище, больных посещение, немощных покрове и заступнице, жезле старости, Мати Бога Вышняго Ты еси, Пречистая: потщися, молимся, спастися рабом Твоим.
Кондак, глас 6-й:
Не имамы иныя помощи, не имамы иные надежды, разве Тебе, Владычице. Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы рабы, да не постыдимся.
Молитва:
О, Пресвятая Владычице Богородице, Преблагословенная Мати Христа Бога Спасителя нашего, всех скорбящих Радосте, больных посещение, немощных покрове и заступнице, вдовиц и сирых покровительнице, матерей печальных всенадежная утешительнице, младенцев немощных крепосте, и всем беспомощным всегда готовая помоще и верное прибежище! Тебе, о, Всемилостивая, дадеся от Всевышняго благодать во еже всех заступати и избавляти от скорби и болезней, зане Сама лютыя скорби и болезни претерпела еси, взирающи на вольное страдание Сына Твоего возлюбленнаго и Того на кресте распинаема зрящи, егда оружие Симеоном предреченное сердце Твое пройде. Темже убо, о Мати чадолюбивая, вонми гласу моления нашего, утеши нас в скорби сущих, яко верная радости Ходатаица: предстоящи престолу Пресвятыя Троицы, одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего, можеши, аще восхощеши, вся нам полезная испросити. Сего ради с верою сердечною и любовию от души припадаем к Тебе яко Царице и Владычице и псаломски вопити Тебе дерзаем: слыша, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое, услыши моление наше, и избави нас от обстоящих бед и скорбей; Ты бо прошения всех верных, яко скорбящих радость, исполняeши, и душам их мир и утешение подавши. Се зриши беду нашу и скорбь: яви нам милость Твою, посли утешение уязвленному печалию сердцу нашему, покажи и удиви на нас грешных богатство милосердия Твоего, подаждь нам слезы покаяния ко очищению грехов наших и утолению гнева Божия, да с чистым сердцем, совестию благою и надеждою несумненною прибегаем ко Твоему ходатайству и заступлению: приими, всемилостивая наша Владычице Богородице, усердное моление наше Тебе приносимое, и не отрини нас, недостойных, от Твоего благосердия, но подаждь нам избавление от скорби и болезни, защити нас от всякаго навета вражия и клеветы человеческая, буди нам помощница неотступная во все дни жизни нашея, яко да под Твоим матерним покровом всегда пребудем цели и сохранена Твоим заступлением и молитвами к Сыну Твоему и Богу Спасителю нашему, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, со безначальным Его Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Это молитва, обращенная к Деве Марии, построенная в форме литании. Является одной из семи литаний, одобренных Церковью для всеобщего использования. Составлена она была в городе Лорето (Италия), где располагается Лоретанский монастырь — центр паломничества, посвящённого Деве Марии. Исполненные любви воззвания к Богородице, по образу акафистов, взяты из Священного Писания.
Многочисленные литании к Богородице были известны с первых веков христианства. Лоретанская литания складывалась постепенно на протяжении XV-XVI веков паломниками в Лорето, скорее всего на основании одной из древних восточных литаний. Первая запись литании в более близком к современному виде датируется 1558 годом. В 1587 году папа Сикст V одобрил литанию. На протяжении последующих столетий в разное время разными папами были добавлены несколько дополнительных молитвенных воззваний к литании.
Обычно эта литания читается в мае, в этом месяце Церковь особо чтит Богородицу, а также в первые субботы каждого месяца и в праздники, посвящённые Деве Марии. Кроме того, Лоретанская литания очень часто используется для личной молитвы. (1)
Литания Пресвятой Богородице (Лоретанская)
Господи, помилуй. Господи, помилуй.
Христе, помилуй. Христе, помилуй.
Господи, помилуй. Господи, помилуй.
Христе, внемли нам. Христе, услышь нас.
Отче Небесный, Боже, помилуй нас.
Сыне, Искупитель мира, Боже, помилуй нас.
Дух Святой, Боже, помилуй нас.
Пресвятая Троица, единый Боже, помилуй нас.
Пресвятая Мария, молись о нас.
Пресвятая Богородица, молись о нас.
Пресвятая Дева над девами, молись о нас.
Матерь Христова, молись о нас.
Матерь Церкви, молись о нас.
Матерь благодати Божией, молись о нас.
Матерь нетленная, молись о нас.
Матерь пречистая, молись о нас.
Матерь целомудренная, молись о нас.
Матерь непорочная, молись о нас.
Матерь прелюбимая, молись о нас.
Матерь предивная, молись о нас.
Матерь доброго совета, молись о нас.
Матерь Сотворителя, молись о нас.
Матерь Спасителя, молись о нас.
Дева премудрая, молись о нас.
Дева досточтимая, молись о нас.
Дева достославная, молись о нас.
Дева пресильная, молись о нас.
Дева милосердная, молись о нас.
Дева верная, молись о нас.
Зерцало справедливости, молись о нас.
Престол мудрости, молись о нас.
Источник нашей радости, молись о нас.
Святыня Духа Святого, молись о нас.
Святыня славы Божией, молись о нас.
Святыня глубокой набожности, молись о нас.
Роза таинственная, молись о нас.
Башня Давида, молись о нас.
Башня из слоновой кости, молись о нас.
Дом драгоценнейший, молись о нас.
Хранилище Завета, молись о нас.
Дверь небесная, молись о нас.
Звезда утренняя, молись о нас.
Болящим исцеление, молись о нас.
Грешникам прибежище, молись о нас.
Скорбящим утешение, молись о нас.
Христианам помощь, молись о нас.
Царица Ангелов, молись о нас.
Царица патриархов, молись о нас.
Царица пророков, молись о нас.
Царица Апостолов, молись о нас.
Царица мучеников, молись о нас.
Царица исповедников, молись о нас.
Царица девственниц, молись о нас.
Царица всех святых, молись о нас.
Царица, без первородного греха зачатая, молись о нас.
Царица, на небо взятая, молись о нас.
Царица святого Розария, молись о нас.
Царица семей, молись о нас.
Царица России, молись о нас.
Царица мира, молись о нас.
Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира, прости нас, Господи.
Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира, услышь нас, Господи.
Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира, помилуй нас, Господи.
Стих: Моли о нас, Пресвятая Богородица.
Ответ: Да удостоимся исполнения Христовых обещаний.
Помолимся. Господи Боже! Благоволи дать нам здоровье души и тела и через покровительство Пресвятой Богородицы избавь нас от зла на земле и одари вечной радостью на небе. Через Христа, Господа нашего. Аминь.
(1) — источник Католики Краснодара
Чудотворная Рудненская икона Божией Матери была явлена в 1687 году в местечке Рудня Могилевской епархии. В 1689 году местным иереем отцом Василием она была перенесена в Киево-Печерский женский монастырь. С 1712 года образ Пресвятой Богородицы пребывал в Киевском Флоровском монастыре на Подоле после его объединения с Киево-Печерской обителью. В 1920-х годах прошлого столетия чудотворный образ, помещенный в прекрасную ризу, украшенную бриллиантами, исчез; по всей видимости, он был украден из храма. Но сейчас в Вознесенском соборе можно приложиться к списку с чудотворного образа.
Известно довольно много почитаемых списков чудотворной Рудненской иконы Божией Матери. Среди них – древняя, написанная на холсте икона, пребывавшая в храме Покрова Пресвятой Богородицы в заштатном городке Алешках Харьковской области. Предание гласит о том, что принесена она была в Харьковские пределы около 1612 года неким священником Петром Андреевым, который пришел из Подольского края, спасаясь от гонений униатов.
Были известны еще другие списки с Рудненской иконы Божией Матери – в селе Лубны Лубенского уезда Полтавской губернии; в селе Олишевка Козелецкого уезда Черниговской губернии, в некоторых селах Ровенщины, Гродненщины и Витебщины.
Самым известным списком считается образ Пресвятой Богородицы, который находится в московском храме Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском. Согласно народному преданию, передававшемуся из уст в уста, приблизительно в середине XIX века икона Божией Матери была обретена крестьянами села Крылатского, которые, придя ранним утром к источнику (и ныне полноводному) в овраге, увидели в траве святой образ. На месте явления образа была воздвигнута часовня во имя обретенной Рудненской иконы, а список с образа был помещен в местный храм Рождества Пресвятой Богородицы.
Известно, что еще до октябрьского переворота 1917 года жители Крылатского заказывали «вскладчину» в день праздника иконы 12 октября Всенощное бдение и Литургию, объезжали со святыней многие храмы Москвы, устраивали длительные крестные ходы.
В 1936 году, во время атеистических гонений на Русскую Православную Церковь, святая Рудненская икона Божией Матери была уничтожена. Однако дореволюционный список с иконы, находившийся в храме, был сохранен местными жителями. Поновленная икона, переданная настоятелю вновь открывшегося в 1989 году храма, заняла в нем подобающее место и прославилась множеством чудес, произошедшими от нее по усердным молитвам прихожан. В 1996 году в честь Рудненской иконы Божией Матери был освящен один из престолов храма.
Многие православные жители Москвы приходят в день празднования Рудненской иконе Божией Матери на источник, освященный некогда явившемся на этом месте чудотворным образом.