Что есть прощение в христианском понимании этого слова? Прощение – это не просто акт проявления добродетели милосердия, это, прежде всего, великое свойство Самого Господа Бога, которое он дарует верному Ему роду человеческому. Бог не только прощает нам грехи наши, он и в расплату за них был распят на кресте.
Все люди созданы по образу Божьему, а значит, каждый из нас должен учиться прощению у Него. Мы все по воле Бога должны уметь прощать друг друга, как Он простил во Христе всех грешных.
Любая обида несет собой не только силу разрушительную для души человеческой, но и является серьезной преградой на пути к воссоединению с Создателем нашим. Ибо не будет прощения Божьего человеку, не способному прощать другим людям их согрешения.
Содержание
- Что поистине является прощением?
- Как получить Божье прощение?
- Как понять, что Бог простил?
- Прощение
- Почему Бог прощает грехи людей (3 настоящие причины)
- Бог прощает грехи, т.к. дает еще один шанс измениться
- Бог прощает из-за неведения людей
- Причина третья и самая главная. Бог прощает, потому что любит.
- Почему Бог, повелевая нам прощать врагов, Сам не прощает грешников?
- Почему, когда у верующих просишь прощения, они часто отвечают «Бог простит». Это значит, что они сами прощать не намерены?
- Христианская евангельская церковь «Новое поколение», Воронеж, Россия
- Пэт Робертсон, известный американский телепроповедник
- Роберт Спраул, Пастор церкви Св. Андрея в г.Сэнфорд, штат Флорида, США
- Сергей Поднюк, богослов, Беларусь
- «Радио Ватикана»
- Давид Вилкерсон, всемирно известный проповедник и бывший пастор церкви в Нью-Йорке «Times Square Church», США
- Геннадий Гололоб, проповедник церкви евангельских христиан-баптистов и автор многих книг, Черкассы, Украина
- Игорь Фомин, протоиерей, член редакционного совета журнала «Фома»
- Владимир Головин, протоиерей, священнослужитель Русской Православной Церкви в городе Болгар, Россия
- Джеймс Бартон Коффман, автор, проповедник, учитель и лидер «Церкви Христа» (Сhurches of Christ)
- INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!
Что поистине является прощением?
Человек, живущий в современном мире, не всегда понимает истинное значение слова «прощение» и часто пребывает в заблуждении о том, как и чем оно выражается.
Нет истинного прощения:
— в равнодушии и безбрачии к тому, кто умышленно или же случайно нанес обиду;
— в выжидании или же в желании забыть об обиде к тому, кто ее содеял;
— в безмолвии;
— в неосознанном произнесении слов «я прощаю тебя»;
— в попытке оправдать человека и его поступки обидные.
Прощение не может выражаться чувствами, оно выступает их оборотной стороной. Прощение позволяет принять и освободиться от тех чувств, которые сопровождают обиду.
Истинное прощение:
— вверение сложившихся обстоятельств Спасителю нашему;
— отречение от своих прав и греховных амбиций во имя Спасителя;
— оставление «долга»;
— нежелание судить и осуждать деяния того, кто обидел;
— проявление милосердия к тому, кто нанес обиду;
— отсутствие обидных чувств.
Истинное прощение должно быть осознанным решением, а не ответной реакцией на извинения обидевшей стороны. Прощать необходимо всех людей и при любых обстоятельствах, независимо от того, пожелает ли обидевший попросить прощения или нет. Ибо в первую очередь в прощении нуждается не сам обидчик, а тот, кому была нанесена обида. При этом важно прощать не сам поступок, а обидчика, его совершившего, так как не зло нуждается в прощении, а человек.
Как получить Божье прощение?
Бог вопреки любви к грешному, ненавидит сам грех и наказывает его по всей строгости. И поэтому, прощение есть дар Божий. Так как грех карается великим наказанием, то и плата за него должна быть немалой. В Священном Писании есть строки о том, что лишь кровь способна покрыть безмерную цену греха. Так и безгрешный Христос стал расплатой за грех наш, ибо был подвергнут распятью во имя прощения нашего. Через смерть на кресте Он понес наказание за грех всего мира. Христос взял на Себя все грехи наши, и ответил за них вместо нас. Но при этом смерть Его не причисляет каждого из нас к ряду прощенных, она дает нам лишь возможность искупить свои согрешения.
Чтобы получить прощение грехов своих, мы должны по воле Божией:
— Исповедаться в грехах своих. Примирение с Создателем нашим возможно только тогда, когда человек признает свою греховность и исповедает Богу все грехи свои. Ибо, неисповеданный грех есть стена, разделяющая с Богом.
— Покаяться. Каждому верующему нужно не только осознать свои грехи, но и принять непоколебимое решение отвернуться от них. Преодолеть себя и обратиться от греха – путь непростой, но если выбран он с чистым сердцем и желанием неистовым, то будут силы дарованы Самим Господом для преодоления всех его тягот и сложностей. Искреннее покаяние привнесет в душу человека серьезные изменения, проявление которых найдет отражение в его поступках, помыслах и деяниях.
После покаяния верующий, по собственной воле и желанию своему и в качестве мер нравственно-исправительных, может также исполнить Епитимью – наказ духовника о деянии благочестивых поступков с целью искоренения навыка греховного. В качестве дел благочестия может быть назначено: соблюдение строжайшего поста, духовное чтение, ежедневная и продолжительная молитва о прощении грехов (в том числе и молитва Иисусова), милостыня, паломничество и прочее.
— Простить окружающих. В Священном Писании сказано: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Библия также гласит и о том, что все люди должны быть сострадательны и добры друг к другу, уметь прощать друг друга, как Творец во Христе простил каждого. А значит, не будет Божьего прощения тому, кто не будет любить и прощать других.
Прощать нельзя частично, неполно и не до конца, ибо истинное прощение, что любовь Христа к человеку, не определяется границами и избирательностью.
Как понять, что Бог простил?
Нельзя сомневаться в прощении Божьем, мы должны быть тверды в вере своей как в Самого Творца, так и в Его прощение. Если человек искренне покаялся в своих согрешениях и попросил Господа о прощении, Он простит, ибо Слово Его обладает наивысшей силой. Поэтому доверять нужно не чувствам своим обманчивым и сомнениям внутренним, а Библии.
Прощение
..как Христос простил вас, так и вы. Кол. 3,13
Ибо, если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. Мф. 6,14–15
Прости ближнему твоему обиду, и тогда по молитве твоей отпустятся грехи твои. Сир.28,2
Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои. Пс.102,3
Отче! прости им, ибо не знают, что делают. Лк.23,34
Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших. Мк.11,26
..прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас. Еф.4,32
И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши; если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших. Мк. 11,25–26
..будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили. Мк.3,28
..примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся. Ин.20,22–23
Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него. Лк.11,13
Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему. Лк.17,3
В седьмой год делай прощение. Втор.15,1
Итак, да будет известно вам, мужи братия, что ради Него возвещается вам прощение грехов. Деян.13,38
А где прощение грехов, там не нужно приношение за них. Евр.10,18
Но у Тебя прощение, да благоговеют пред Тобою. Пс.129,4
..и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, – прости ему. Лк.17,4
Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз. Мф.18,21–22
А у Господа Бога нашего милосердие и прощение, ибо мы возмутились против Него. Дан.9,9
Прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много; а кому мало прощается, тот мало любит. Ей же сказал: прощаются тебе грехи. Лк.7,47–48
В Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его. Еф. 1,7
Почему Бог прощает грехи людей (3 настоящие причины)
-
Почему Бог прощает грехи людей? Вопрос прощения грехов очень часто связан со справедливостью и милостью. Иногда справедливость говорит, что прощения грехов быть не должно, а иногда милость говорит, что надо простить грех и дать еще один шанс. Как мыслит Бог? Давайте попробуем найти ответ на этот вопрос и посмотрим на три причины, по которым Бог прощает людей.
Бог прощает грехи, т.к. дает еще один шанс измениться
В Библии есть история, которая дает нам понять, почему Бог прощает людей. Посмотрим ее.
Законники и фарисеи привели к Нему женщину, уличённую в прелюбодеянии, поставили её перед народом и сказали Ему: «Учитель, эту женщину застали, когда она совершала прелюбодеяние. Закон Моисея велит нам побивать таких женщин камнями. А что Ты скажешь?» Они спросили, чтобы испытать Его и обратить Его ответ против Него же. Но Иисус опустился на колени и стал пальцем чертить по земле. Они продолжали спрашивать Его. Тогда Он поднялся и сказал им: «Тот из вас, кто без греха, пусть первым бросит в неё камень», (От Иоанна 8:3-7)
Почему Иисус Христос простил грехи этой женщины? Еще немного и ее забили бы камнями, тем более, что того требовал действующий в то время закон Ветхого Завета. Но что сделал Иисус? Он показал, что все, кто хотел бросить в нее камень, оказывается заслуживает подобного наказания. Он показал, что хочет дать еще один шанс этой женщине. Бог ненавидит грех больше нас с вами. Грех — это единственное, что отделяет человека от Бога. Грех — это орудие сатаны. Но Бог прощает эту женщину. Бог дал ей еще один шанс измениться. И похоже, что женщина это понимала.
Если Бог не наказывает нас за наши грехи, будьте уверены — Он все видит. Бог просто дает еще один шанс измениться.
Бог прощает из-за неведения людей
И когда пришли на место, называемое Лобным, то там и распяли Его и преступников, одного справа от Него, а другого слева. Иисус же говорил: «Отец, прости им, ибо они не ведают, что творят», а они бросали жребий, деля между собой Его одежду. Народ стоял и смотрел, а их предводители глумились над Иисусом, говоря: «Он спасал других; пусть спасёт и Себя, если Он Христос, Божий Избранник!» (От Луки 23:33-35)
Незнание закона не освобождает от ответственности. Но даже в уголовном праве есть снисхождение к тем, кто совершил преступления в первый раз или в состоянии аффекта. Грех подобным образом обманывает людей и вводит их в неведение. Человек как бы находится в состоянии аффекта из-за своих греховных эмоций или поступков. Это очень опасное состояние, если с ним не иметь дело. Ведь если грех укоренится, то он породит смерть.
Бог прощает, потому что мы часто не ведаем, что творим. Иисус сказал это даже в отношении тех людей, которые распинали Его. Иисус не отвечал ни на одно оскорбление, позволив свершится несправедливому суду.
Бог видит, что многие вещи в этой жизни мы совершили из-за незнания. Но сейчас мы знаем. Он хочет простить нас. Но теперь нам надо сделать шаг к Нему — открыть Его Слово — Библию и начать жить так, как учил Иисус Христос.
Причина третья и самая главная. Бог прощает, потому что любит.
Ибо Бог так возлюбил этот мир, что пожертвовал Своим единственным Сыном ради того, чтобы каждый, кто уверует в Него, не погиб, а обрёл вечную жизнь. (От Иоанна 3:16)
Бог любит. Бог не просто любит — Он и есть любовь. Бог есть истинная любовь. А любви свойственно прощать. Ни один брак не продержится без прощения. Ни одна семья не устоит без прощения детей родителями и наоборот. Прощение — это то, что дает возможность начать все с самого начала.
Бог любит людей. Это трудно иногда бывает понять, как Бог может любить нас, но это так. Мы осуждаем себя, но Бог хочет простить. Бог прощает, потому что Он дает второй шанс. Бог прощает, потому что понимает, что мы не ведаем, что творим. И Бог прощает, потому что любит нас.
Если вы хотели бы найти ответы на другие вопросы и хотели бы глубже узнать Библию, то напишите нам через раздел контакты.
Игорь Петров
Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».
- Подписаться на новости
Подпишитесь, если хотите получать новости на почту. Мы не рассылаем спам и не передаем вашу почту третьей стороне. Вы всегда сможете отписаться от нашей рассылки.
- Христианские тесты онлайн
Мы предлагаем вам проверить ваши знания, связанные с христианской верой. Тесты на знание Священного Писания и христианства.
Пройти тест- Задать вопрос
Если у вас есть вопрос или предложение, напишите нам, мы постараемся ответить вам в ближайшее время.
Христианские видео и ролики
» Назад 1 / 48Как укрепить веру в Бога. Христианский семинар. Введение.
3 золотых совета для чтения или изучения Библии
Распятие Иисуса Христа — фильм «Крест» на реальных событиях » Назад 1 / 48
Почему Бог, повелевая нам прощать врагов, Сам не прощает грешников?
Ответ священника:
Проблема заключается здесь, дорогая Анна, не в Боге, а в человеке. Бог, через Своё Откровение ясно возвестил Свою волю о каждом из нас: «Скажи им: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам, дом Израилев?» (Иез. 33:11). И не только возвестил, но и создал все условия для нашего спасения: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин.3: 16 – 17). Вы пишете о детях, выросших в семьях атеистов, о множестве людей, придерживающихся ложных религиозных представлений: как они могут познать своего Создателя и приобщиться к вечной жизни? – Бог, для этого даровал внешним, по отношению к Православной Церкви людям, два пути. Путь первый — окружающий нас мир, который является живой иконой своего Творца: он свидетельствует о Его бытии, Всемогуществе, Премудрости и Благости. Внимательно читая книгу природы, люди должны бы задуматься о Причине, её произведшей, приложить усилия для поиска и познания Бога. Но что мы видим в реальности? – Люди, глядя на окружающий мир, либо безразлично относятся к вопросу о бытии Божием, либо, как это делают воинствующие атеисты, изо всех сил стараются не замечать Творца в творении и опровергать существование Бога. Путь второй – Бог вложил в сердце каждого человека универсальный нравственный закон, выражающийся в голосе совести. Даже людям, выросшим в семьях атеистов, алкоголиков, или в джунглях Амазонки, ничто не препятствует прислушиваться к её голосу и исполнять её требования, соответствуя, таким образом, воле Божией. Но, опять, что мы видим в отношении к совести? – То, что весьма многие, не только не задумываются: а откуда в нас совесть, а о чём она меня предупреждает? Но и попирают её голос: к примеру, в России ежегодно убивается по пять миллионов нерожденных детей. Как граждане страны, столь цинично попирающие в себе нравственный закон, могут рассчитывать на счастливую жизнь на земле и в Вечности? И как они получат от Бога прощение своих грехов, если аборты и за грех то не считают?
Что касается людей, не православных, и не христианских убеждений, не принадлежащих к Церкви, то и для них не закрыт путь к Истине. В священном Писании сказано: «Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему» (Деян. 10:34 – 35). И если иноверец всем сердцем взыщет Бога, устремится к познанию Истины, Бог не оставит его в неведении. В качестве доказательства, предлагаю Вам посмотреть цикл интересных передач, размещённых на Ютубе, под названием: «Мой путь к Богу». На эти передачи приглашались люди, бывшие в прошлом атеистами, мусульманами, сектантами, родноверами, экстрасенсами, наркоманами. И они свидетельствовали, как из своих заблуждений, пришли в Православие.
Кроме того, в понимании Отцов Церкви, рай и ад – это ни что иное, как Сам Бог, действие Его Любви, которая будет различным образом усваиваться людьми, в зависимости от их нравственного состояния. Вот как, например, об этом учит преподобный Исаак Сирин: «Рай есть любовь Божия, в которой наслаждение всеми блаженствами». Но рассуждая об аде, он говорит почти то же самое: ад – это бич божественной любви. Он пишет: «Говорю же, что мучимые в геенне поражаются бичом любви. И как горько и жестоко это мучение любви!» Блаженный Феофилакт Болгарский следующим образом объясняет, почему Любовь Божия одних людей (праведных) будет радовать, а для других станет бичом, вечно поражающим их: солнце одинаково освящает все предметы на земле, но каждый из них, в силу своего устройства, по-разному этот свет усваивает: воск – делается мягким и тает, глина, напротив, становится твёрдой. Поэтому, причина блаженства праведных будет заключаться в том, что, через христианскую жизнь, победу над грехом, они раскрылись для усвоения Божественной Любви. Напротив, причина страданий грешников в аду кроется в том, что они грехами сделались неспособны эту Любовь Божию усвоить, они, в течении земной жизни отвергали и попирали её, и эта Любовь станет для них огнём и будет жечь их.
Почему, когда у верующих просишь прощения, они часто отвечают «Бог простит». Это значит, что они сами прощать не намерены?
Ана†олий Серый 7680 год назад Мining
беда некоторых религиозных общин заключается в том, что они придумывают и создают себе свой собственный язык, который сторонние люди не понимают. В православии это положение усугублено еще и тем, что иногда и сами православные говорят то, чего не понимают сами — просто так научены : «не умствуй, а просто верь и делай как мы тебе говорим и как Церковь постановила на архирейских сборах ( соборах) «
Русское религиозное сознание исторически было лишено процесса умственного постижения Бога — интеллектуализации религиозного сознания, через которые проходили и проходят многие другие конфессии. Ключевский по этому поводу как то заметил:
Целые века греческие, а за ними и русские пастыри и книги приучали нас веровать, во все веровать и всему веровать. Это было очень хорошо, потому что в том возрасте, какой мы переживали в те века, вера — единственная сила, которая могла создать сносное нравственное общежитие. Но не хорошо было то, что при этом нам запрещали размышлять, — и это было нехорошо больше всего потому, что мы тогда и без того не имели охоты к этому занятию. Нам указывали на соблазны мысли прежде, чей она стала соблазнять нас, предостерегали от злоупотребления ею, когда мы еще не знали, как следует употреблять ее… Нам твердили: веруй, но не умствуй. Мы стали бояться мысли, как греха, пытливого разума, как соблазнителя, раньше чем умели мыслить, чем пробудилась у нас пытливость.
Крещение человека на Руси в бессознательном младенческом возрасте — очень хороший символ его дальнейшего пути — он так и продолжает исполнять прочие обряды и требы не включая своего сознания. Тоже самое можно отнести и к такому «слогану», который обычно принято говорить православным друг другу в прощенное воскресенье как #Бог простит. Его не понимают внешние люди, но что более странно — его не понимают и многие говорящие этот слоган — чувствуют что то, а обьяснить не могут и всё по тому что тут просто такая традиция, которую придумали иерархи давным давно — а нам просто нужно повторяти и не высокоумствовати в дерзости своя. )
Не удачный слоган. Не понятный, не точный, не разрешающий ситуации, а только больше запутывающий их. Давно говорю о том, что православие давным давно нуждается в реформации — я иногда даже думаю, что революция была как сублимация тех сил и противоречий, которые не решались веками в Роиссии и потому вышли через бок, если не сказать жёстче. Нувыпоняли.
- Shares
В христианстве существует такой термин — «непростительный грех». Что же это за грех такой, который Бог никогда не простит? Как понять, не совершили ли мы его? Мы собрали мнение служителей по этой теме.
Христианская евангельская церковь «Новое поколение», Воронеж, Россия
Понятие непростительного греха было камнем преткновения для многих, потому что оно кажется противоречащим библейскому учению о благодати.
Мы знаем, что Божьей милостью прощается всякий грех, но Господь указывает на один грех, который не может быть прощен.
Обратимся к библейскому тексту. Религиозные вожди народа приходили послушать Иисуса, но противились всему, что Он проповедовал. Когда Он творил чудеса и изгонял бесов, они говорили: «Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского» (Мф 12.24).
Эти люди были настолько слепы духовно, что действие Святого Духа они приписывали сатане. И не только говорили это, но и отвергали действие Духа в своей жизни. Святой Дух говорил: «Это Сын Божий. Это — Бог», а они восклицали: «Это не Бог! Это посланец сатаны». Тогда Иисус сказал: «Всякий грех и хула простятся человекам; а хула на Духа не простится человекам… Если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф 12.31-32).
Разумеется, непростительный грех — это не просто значит произнесение плохих слов о Духе Святом. Религиозные вожди отворачивались от самого Божественного Откровения. Они так далеко зашли в своей испорченности и злобе, что отвергали не только Иисуса Христа, но и Святого Духа. Они принимали добро за зло, а зло — за добро. Духа Божия они называли сатаной!
Они отказались от духовного зрения и никогда не могли бы прийти к Иисусу, источнику прощения грехов. Если человек не принимает Христа, он не может получить прощения. Если он отвергает Святого Духа и отворачивается от Иисуса Христа, то такой человек не может быть прощен. Именно так поступили «религиозные вожди».
Пэт Робертсон, известный американский телепроповедник
Пэт Робертсон, известный американский телепроповедник и исполнительный директор Сети христианских вещателей CBN, назвал непростительным грехом заявление будто в Иисусе – нечистый. дух.
Роберт Спраул, Пастор церкви Св. Андрея в г.Сэнфорд, штат Флорида, США
Роберт Спраул, основатель и председатель просветительской миссионерской организации «Лигонье» . Ведущий ежедневной радиопрограммы «Обновление ума». Пастор церкви Св. Андрея в г.Сэнфорд, штат Флорида.
Предпринималось множество попыток дать определение греху, который не может быть прощен. Непростительными грехами назывались убийство и супружеская измена. Но хотя оба этих греха действительно отвратительны и направлены непосредственно против Бога, Писание ясно показывает, что в случае искреннего раскаяния они тоже прощаются. Давид, например, был повинен в обоих грехах, но после покаяния ему была возвращена благодать.
Часто непростительным грехом называют упорное неверие во Христа. Поскольку после смерти человек лишается возможности покаяться в грехах и принять Христа, то никакой надежды на прощение после смерти быть не может.
Упорное неверие в Бога действительно приводит к таким последствиям, однако этот грех нельзя назвать хулой на Святого Духа, о которой говорил Иисус. Хула — это то, что человек произносит или пишет. Хула означает произнесенные или написанные слова.
Любая форма богохульства — серьезное оскорбление Бога, но, как правило, даже оно считается простительным грехом. Слова Иисуса о непростительном грехе были обращены к фарисеям, которые обвинили Его в связях с сатаной. Предупреждение Иисуса было грозным. И все же на кресте Он молился о прощении тех, кто хулил Его по неведению: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лука 23:34).
Однако если люди просвещены Духом Святым так, что уже знают, что Иисус есть истинно Христос, но тем не менее обвиняют Его в принадлежности к сатанинскому сообществу, они совершают грех, которому не может быть прощения. Христиане, полагающиеся только на себя, вполне могут совершить непростительный грех, но мы верим, что Бог по Своей милости сохранит Своих избранных от совершения подобных грехов. Когда истинные христиане начинают беспокоиться о том, не совершили ли они такой грех, то это беспокойство является признаком того, что они его не совершали. Люди, способные совершить непростительный грех, настолько ожесточили свое сердце и настолько преданы греху, что уже не в состоянии почувствовать ни малейшего раскаяния.
Даже в таком безбожном обществе, как наше, люди в своем кощунственном отрицании Бога и Христа чувствуют грань, за которую заходить опасно. И хотя имя Бога сегодня постоянно оскверняется тем, что поминается всуе, над Евангелием насмехаются в непочтительных шутках и анекдотах, люди тем не менее воздерживаются от того, чтобы связывать Иисуса с сатаной.
И еще. Несмотря на то что сатанисты, а также маги, алхимики и прочие последователи мистических учений могут в силу своей деятельности совершить непростительный грех, он все же может быть прощен им, потому что эти люди поступали так по неведению, будучи непросвещенными Духом Святым.
Сергей Поднюк, богослов, Беларусь
Сергей Поднюк, богослов из Беларуси, рассказал, как узнать была ли произнесена хула на Духа и что дальше делать.
«Радио Ватикана»
«Радио Ватикана» предоставило свой ответ на вопрос «Есть ли грехи, которые Бог не прощает».
Отрывок из Евангелия от Матфея, глава 12: «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем».
При прочтении этого отрывка на самом деле возникает не один вопрос, а несколько: что такое хула на Святого Духа, что означает грех против Святого Духа и что означает «грех, который не простится».
Вот что писал по этому поводу Блаженный Августин: «Велика неясность этого вопроса. Попросим же у Бога света, чтобы его прояснить. Признаюсь, вашей милости, что во всем Священном Писании, наверное, нет более серьезной и более трудной проблемы». То есть это утверждение казалось св. Августину противоречащим вечному и бесконечному милосердию Бога.
Святой Фома Аквинский предлагает три толкования этих слов. Первое принадлежит Святым Отцам Церкви — Афанасию, Иларию, Амвросию, Иерониму и Иоанну Златоусту: грехи против Духа Святого – это те грехи, которые совершены непосредственно против Святого Духа как Бога, как Третьего Лица Пресвятой Троицы. Таким образом, делается различие между хулой на Духа и хулой на Сына Человеческого – жившего среди людей. Те, кто хулил Его, смешивая Его дела с делами Сатаны, совершал непростительный грех: не потому, что Божественное милосердие не может его покрыть, но из-за упорства во зле тех, кто совершает этот грех. Авторитетный комментарий к «Иерусалимской Библии» гласит: «Человеку прощается то, что он обманывается насчет Божественного достоинства Иисуса, сокрытого за смиренным обликом сына человеческого. Но ему не прощается, если он закрывает глаза и сердце очевидным делам Духа. Отрицая их, он отвергает наивысшее средство, даруемое ему Богом, и исключает себя из спасения». Иными словами, хула на Духа Святого – это когда человек не просто закрывает глаза на дела Бога, но упорно их отвергает, приписывая их дьяволу, желая тем самым отождествить Духа Святого с духом зла, как это делали фарисеи.
Вторая интерпретация греха против Святого Духа принадлежит Блаженному Августину. Таким грехом, по его убеждению, является окончательное нераскаяние. Грешит против Святого Духа тот, кто всегда пребывает в смертном грехе и не желает встать и покаяться. Тот, кому нравится это состояние греха. Речь идет о грехе против Святого Духа потому, что благодать отпущения грехов дается Святым Духом.
Есть и третья интерпретация: французского мистика 12 века Ришара Сен-Витторского. Против Святого Духа грешит тот, кто грешит против блага – которое соответствует Святому Духу. Согласно Ришару Сен-Витторскому, Богу Отцу соответствует могущество, сила, а Сыну – мудрость. Поэтому против Отца грешит тот, кто грешит по слабости; против Сына – тот, кто грешит по неведению; а против Святого Духа – тот, кто грешит коварно, желая зла как такового и презирая средства, дарованные нам христианской надеждой, которыми можно было бы воспрепятствовать этому греху.
Когда святой Фома Аквинский пишет о грехах против Святого Духа, он использует третью интерпретацию и утверждает, что грехов против Святого Духа – столько, сколько существует способов презирать помощь Бога, удерживающего человека от греха. Человек может удерживаться от зла посредством различных факторов. Во-первых, он отдаляется от зла, размышляя о Божьем Суде: его удерживают с одной стороны надежда, с другой – страх. В этом смысле грехом против Святого Духа является неверие в возможность спасения с одной стороны или уверенность в спасении безо всяких усилий – с другой. Не верить в возможность спасения означает не верить в милосердие Бога или думать, что наши грехи – больше Его милосердия. Или же это означает не обращаться к милосердию Бога из гордыни, как это случилось с Иудой: он раскаялся, но не попросил прощения у Господа. Кстати, в одном из видений Святой Екатерины Сиенской Бог сказал об Иуде: «Этот грех не может быть прощен ни при жизни, ни после смерти: человек отверг, пренебрег Моим милосердием. Поэтому в Моих глазах этот грех тяжелее, чем все другие грехи, какие он мог совершить. Вот почему об отчаянии Иуды я сожалею более всего, и для Сына Моего это было тяжелее, чем само его предательство. Вот на что осуждены своим обманчивым суждением люди, которые считают, что их грех больше Моего милосердия, вот почему они наказаны вместе с демонами и с ними осуждены на вечное страдание».
Давид Вилкерсон, всемирно известный проповедник и бывший пастор церкви в Нью-Йорке «Times Square Church», США
Давид Вилкерсон обратил внимание на ключевой факт, который поможет определить, совершил ли человек непростительный грех.
Нет никого, кто мог бы зайти настолько далеко, чтобы Бог не смог его спасти, кроме одного исключения: если человек не совершает непростительный грех. Этот грех происходит, когда бывший верующий насмехается над работой Духа Святого и приравнивает их к делам дьявола. Такой человек, полностью вырывает Христа из своего сердца. Или в действительности, он совершает свою картину распятия, намеренно уничтожая всю любовь и желание по Иисусу. Такой человек никогда не сможет быть восстановлен.
Конечно же, те, кто боится, что совершили непростительный грех, на самом деле его не совершали. Откуда я это знаю? Доказательство в том, что их это беспокоит. Видите ли, совершить непростительный грех человек может лишь в том случае, если его совесть абсолютно высохшая. В этом случае, человеческая любовь к Иисусу заменяется абсолютной ненавистью к Богу. Этот человек трясет кулаком в сторону Бога, говоря, «Я никогда не хочу больше слышать тебя». Он даже провоцирует Бога, в том, чтобы его послали в ад. Такой человек ненавидит все что свято и чисто. И он просто ищет очередного шанса для того, чтобы снова распять Иисуса.
Геннадий Гололоб, проповедник церкви евангельских христиан-баптистов и автор многих книг, Черкассы, Украина
Игорь Фомин, протоиерей, член редакционного совета журнала «Фома»
Нет таких грехов человеческих, которые Бог не может простить. Если грех раскаян человеком, он может быть прощен.
Единственный грех, который «на особом положении» — это хула на Духа Святого. Хулу на Духа Святого святые отцы толкуют в следующем контексте. Святой Дух был послан от Бога-Отца через Господа нашего Иисуса Христа как утешитель в «День рождения Церкви» — в Пятидесятницу (праздник Троицы). Дух Святой созидает Церковь Христову. Поэтому грех хулы на Духа Святого – это, например, хула на соборность Церкви, на церковные каноны.
Владимир Головин, протоиерей, священнослужитель Русской Православной Церкви в городе Болгар, Россия
Владимир Головин утверждает, что нет такого греха, который Бог не простит.
Джеймс Бартон Коффман, автор, проповедник, учитель и лидер «Церкви Христа» (Сhurches of Christ)
Что касается хулы на Духа, Христос назвал его «вечным грехом», что делает его непростительным. Это был не единственный грех, который мог погубить фарисеев, но именно он это сделал. Особую тяжесть их неправедности придавало то, что они поносили Христа, хотя знали, что Он праведен. Противореча тому, что они знали, они говорили, что в Нем нечистый дух. Они истину подменяли ложью, свет тьмою, праведность неправедностью, и они закрывали свои глаза и сердца перед Господом. Их хула была такая, что лишала их надежды на небеса, и нет сомнения, что та же слепота, бессмысленное противостояние Господу и сегодня может иметь те же последствия.
- Shares
INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!
Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!
Все ближе этот светлый, тревожный, трогательный день — Прощеное воскресенье. В этот день — в канун начала Великого поста — совершается вечерня с чином Прощения, и все православные христиане по древней, от египетских отшельников к нам пришедшей традиции, просят прощения друг у друга.
Но ведь на самом деле не только в этот день призваны мы прощать, отказываться от суда над ближним, от претензий к нему, отвечать любовью даже и на явную нелюбовь, а суд оставлять Богу. Это заповедал нам Сам Спаситель, и это мы утверждаем, произнося Его молитву: «…и остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим».
Но такое ли простое это дело — прощать? Поговорим об этом с протоиереем Александром Домовитовым, настоятелем храма в честь Воскресения Христова на Воскресенском кладбище (Саратов).
— Отец Александр, прежде всего: что означает простить? Как ответить самому себе на вопрос, простил ты или нет?
— Да, не всегда, к сожалению, до нашего понимания доходит, что значит — простить, каким должно быть прощение. Вот, один человек просит у другого прощения, и тот, помня, что он все же христианин, говорит: «Я прощаю». Но что происходит после этого диалога — в том именно человеке, у которого ближний попросил прощения? Ушла ли из его сердца обида? Изменил ли он отношение к тому своему ближнему, которому сказал: «Да, прощаю»? Относится ли он к нему теперь так, как относился до конфликта? Восстановлена ли любовь? Или остался там, в глубине души, некий точащий червячок?..
— Этот червячок — боль. Она не всегда проходит после внешнего восстановления отношений. Иногда она становится хронической и отравляет всю нашу жизнь.
— Да, и с этой болью человек живет, и ничего, кажется, сделать с нею не может, хотя умом понимает, что должен до конца простить. И ничего удивительного в этом нет. Мы таковы, что по-настоящему простить нам, действительно, очень трудно. Мой личный и мой священнический опыт говорит, что в большинстве случаев мы прощаем лишь на словах, но не в сердце своем. Людей, которые всем сердцем простили и всем сердцем любят прежнего обидчика — единицы. Потому что никто из нас, оказывается, не свободен от гордости. Она-то и не впускает в наше сердце прощение, и нам кажется — нет, невозможно такое простить, слишком тяжело.
— Тяжело, но ведь надо. Что делать?
— Помощник у нас тут один — Господь: к Нему надо и обращаться в таких случаях. Он дал нам первую заповедь — о любви к Нему, к Богу, и вторую, подобную ей — о любви к ближнему (см.: Мф. 22, 37–39). И мы должны все время себя спрашивать: а люблю ли я Бога? Люблю ли ближнего? Если любим, значит, должны простить. Вопрос о прощении — это вопрос о том, как мы исполняем заповедь о любви. Ведь эти всем, казалось бы, известные слова из молитвы Господней — «…и остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим» — они не о грехах каких-то совершенных, они о долге любви. В каком неоплатном долгу мы перед Богом? Мы не ответили любовью на Его любовь к нам. Мы просим Его простить нам этот долг — и обязуемся сами простить тем, кто недолюбил нас.
— Но как часто у нас любить не получается — не только ближних, а даже и самых близких.
— Самое страшное — не тогда, когда человек любить не может, это преодолимо; самое страшное — когда человек любить не хочет. А если в человеке, при всех внутренних трудностях, есть стремление любить, как завещал Спаситель, даже и врагов — то Господь ему обязательно поможет. Потому что это стремление, это желание человека — благое. Мы в псалме славим Бога, исполняющаго во благих желание твое (Пс. 102, 5). Молитвы о благом Господь не оставит без ответа. Всё зависит от нас, от того, насколько мы трезво к себе относимся и насколько мы хотим измениться. Бог не вторгается насильно в нашу жизнь, Он ни к чему нас не принуждает, Он лишь показывает нам через различные жизненные ситуации, каковы мы на самом деле. И за нами остается выбор: хочу я измениться к лучшему, буду просить в этом у Господа помощи или не буду, потому что не хочу. И это не только прощения касается, но и всей нашей христианской жизни. Господь подает помощь — вопрос в том, согласны ли мы ее принять.
— Из Ваших слов следует, что прощение — готовность простить — неразрывно связано с трезвым отношением человека к самому себе: если ты видишь, какой ты на самом деле, помнишь, как сам обижал людей — ты сможешь и ближнего не судить, простить, ведь он всего лишь такой же грешник, как ты. Это так?
— Да; ты простишь, если хочешь, чтобы тебе самому Господь все простил. Ведь Он сказал: Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете (Лк. 6, 37). Если человек видит собственные грехи, кается в них и просит Бога о помощи — это смирение, а смиренный человек — это всегда любящий человек, здесь неразрывная связь. Если человек, зная свои грехи, замыкается в гордости: «Да, вот, я так живу, жил и буду жить» — Бог может послать ему те события, те жизненные обстоятельства, которые призваны сокрушить его гордыню. Если человек это поймет, сделает правильный выбор, может начаться новый этап его жизни — этап, когда он научится, наконец, любить и прощать.
— Другая сторона этой темы: как простить самому себе? Как быть, если совершенный грех преследует тебя всю жизнь, не давая покоя… И несмотря на то, что он исповедан, и даже епитимия исполнена?
— То, что человека всю жизнь преследует совершенный когда-то грех, то, что исповедь боли не снимает — не повод отчаиваться, напротив. Здесь можно привести пример из медицины: человек сломал ногу, ему наложили гипс, лечили, кость срослась, человек начал ходить без костылей, но вот опять начинаются боли, нога ведет себя не так, как хотелось бы — и что же делает страждущий? Он идет опять к тому же врачу. И врач опять ищет способ ему помочь. И ничего удивительного или ненормального в этом нет. Так и мы должны вновь и вновь обращаться к тому же Врачу за исцелением, чтобы целыми войти в Царство Небесное. Вы помните фильм «Остров»? Главный герой всю жизнь мучается своим преступлением, и только в конце жизни получает избавление, освобождение и говорит, что на душе у него теперь «птички поют». Но это ведь не так просто произошло — после этого греха вся жизнь героя фильма была покаянием и возрастанием в смирении. Апостол Петр оплакивал свое отречение от Спасителя всю свою жизнь, но эта жизнь стала апостольским подвигом, увенчалась мученической кончиной. Преподобная Мария Египетская каялась и боролась с грехом в себе почти полвека и из великой грешницы стала великой святой.
Покаяние в Церкви — не разовый акт (разовый акт — это исповедь), а постоянное состояние человека. А неспособность простить другому — это от собственной нераскаянности.
— Мы с Вами все время говорим о каких-то житейских случаях, о драмах в отношениях меж людьми, а как быть со страшными трагическими историями?.. Может ли мать убитого простить убийце? Должна ли она ему прощать? А тем, кто виновен в гибели миллионов — как простить?
— Мать убитого убийце прощать не должна. Такой обязанности на нее не наложено. И никто от нее этого требовать не вправе. Но в этом случае нужно спросить о другом: а просит ли убийца прощения, хочет ли он быть прощеным, нужно ли ему это? Прощение ведь дается — только тому, кому оно нужно, тому, кто о нем просит. У нас есть, к сожалению, такое заблуждение: если Бог милостив, значит, Он в любом случае должен нам все простить — осознаем ли мы свои грехи, каемся в них или нет. Но Бог ничего нам на самом деле не должен. Прощение никому не дается вот так, автоматически: оно всегда — ответ на раскаяние. И тех, кто виновен в крови миллионов, Гитлера и прочих, это касается так же, как и любого из нас.
Есть такая притча: к пустыннику приходит нечистый дух и задает вопрос: а может ли наш брат бес покаяться? Пустынник отвечает: если бес будет три года молить Бога о милости, о том, чтобы Бог простил ему его гордыню, его древнюю прелесть — тогда, может быть, Бог его и простит. Бес ответил: «Чтоб я так каялся?! Да ни за что!».
— Ну а искренне раскаявшемуся, может быть, ставшему уже совсем другим человеком преступнику — родные его жертвы могут простить? Я читала недавно об одном пожилом американце — он переписывается с убийцей своего сына-студента, отбывающим пожизненный срок, помогает ему, даже навещает его в тюрьме. Я не знаю ничего о вере этого человека, но знаю, что после трагедии он посвятил всю свою жизнь борьбе с культом насилия и со свободной продажей оружия.
— Для христианина нет ничего невозможного. Все зависит от его веры, от устремления ко Христу. Если этот человек не просто простил, но и общается с виновником своей трагедии — это следующая за прощением, более высокая ступень духовного роста.
— Последний вопрос: что нужно делать, чтобы Прощеное воскресенье не осталось для нас лишь трогательным ритуалом, который «вышибет слезу», но ничего в нас на деле не изменит?
— В нашей Церкви все очень мудро устроено. Вечерне с чином прощения предшествуют подготовительные недели к Великому посту, Неделя о мытаре и фарисее, о блудном сыне, Неделя о Страшном суде, воспоминание Адамова изгнания. И если эти недели не проходят для нас впустую, если мы переживаем их осознанно, осмысленно, если мы действительно слышим слова «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче» — тогда мы встречаем Прощеное воскресенье с великой радостью. Ведь это на самом деле особый день, порог Великого поста; нам необходимо простить и получить прощение для того, чтобы вместе пройти эту нелегкую дорогу к Пасхе Христовой. Неслучайно даже и невоцерковленные, но не озлобленные на Церковь люди часто дожидаются этого дня, чтобы попросить прощения у тех, кого они чем-то обидели.
Газета «Православная вера» № 04 (624)