Многие слышали про заповеди Иисуса Христа, заповеди блаженства. Многие знают, что их всего девять. Но какие они? Чему они учат? Чем заповеди блаженства отличается от заповедей, который даны были Моисею на горе Сион? Подробнее об этом Вы сможете узнать из статьи!
Содержание
- Заповеди Иисуса Христа
- Девять заповедей блаженства
- Кто сказал эти девять заповедей для блаженства?
- О чем говорится в заповедях блаженства?
- Какая первая заповедь Божия для получения блаженства?
- Вторая заповедь Божия для получения блаженства:
- Третья заповедь Божия:
- Четвертая заповедь блаженства:
- Пятая заповедь блаженства:
- Шестая заповедь блаженства:
- Седьмая заповедь блаженства:
- Восьмая заповедь блаженства:
- Девятая заповедь блаженства:
Заповеди Иисуса Христа
Девять заповедей блаженства
- Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
- Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
- Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
- Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
- Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
- Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
- Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
- Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
- Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах.
Кто сказал эти девять заповедей для блаженства?
Сам Господь Иисус Христос на горе при двенадцати апостолах и при множестве народа (Мф. 5,3-12).
О чем говорится в заповедях блаженства?
В заповедях блаженства Господь учит нас, какими путями можно достигнуть Царства Небесного. В каждом из этих 9-ти изречений есть и заповедь, и обещание награды за исполнение ее.
Какая первая заповедь Божия для получения блаженства?
Блажени — счастливы. Нищий духом — унижающие себя. Яко — потому что.
В ней говорится о том, что нищии духом, т.е. люди, любящие делать добро, не хвалясь им, и представляющие себя великими грешниками перед Богом, получат Царство Небесное.
Вторая заповедь Божия для получения блаженства:
Тии — те.
В этой заповеди блаженства говорится о том, что плачущии, т.е. люди, раскаивающиеся в своих грехах и плачущие о них, получат в Небесном Царстве утешение.
Третья заповедь Божия:
Кротцыи — кроткие, смиренные.
Эта заповедь о том, что кроткие люди, которые сами не сердятся и других ничем не сердят, не раздражают, и которые везде уживаются, получают во владение и земные блага и Царство Небесное.
Четвертая заповедь блаженства:
Алчущий — хотящие есть. Жаждущий — хотящие пить. Правда — оправдание, добро.
В этой заповеди говорится о том, что алчущии и жаждущии правды, т.е. люди, которые, подобно алчущему и жаждущему, желают оправданий (спасения) для души через веру в Иисуса Христа, получат себе удовлетворение и тем насытят свою душу.
Пятая заповедь блаженства:
В ней говорится о том, что милостивые и добрые люди, творящие дела милосердия, будут помилованы Богом, т.е. избавлены от вечного осуждения на страшном суде Божием.
Шестая заповедь блаженства:
Узрят — увидят.
Эта заповедь о том, что чистые сердцем, т.е. люди, имеющие свои сердца чистыми от дурных желаний и помышлений и всегда сохраняющие память о Боге, увидят Самого Бога, что составляет величайшую степень блаженства.
Восьмая заповедь
Седьмая заповедь блаженства:
Нарекутся — назовутся.
В ней говорится о том, что миротворцы, или люди, любящие жить мирно и примиряющие других, назовутся сынами Божиими. По сему имени они получат и особенную степень блаженства, потому что они подражают Сыну Божию, Иисусу Христу, Который примирил Бога с грешниками, пострадавши за них.
Восьмая заповедь блаженства:
Изгнани — изгнанные, гонимые.
В этой заповеди говорится о том, что гонимые за правду, за благочестивую жизнь и безропотно переносящие гонение получат Царство Небесное.
Девятая заповедь блаженства:
Егда — когда. Поносят — ругают. Ижденут — выгонят. Рекут — скажут. Глагол — слово. Зол глагол — злое слово. Лжуще — говоря ложь, говоря несправедливо. Мзда — награда.
Эта заповедь о том, что кто безропотно переносит ругательства, клеветы, мучения и самую смерть за веру в Иисуса Христа; тот получит великую награду на небесах.
Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.
Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему не годна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.
Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.
Продолжая Свою беседу о наивысшем счастье, Господь Иисус Христос называет блаженными тех, кто плачет. Чаще всего человеческие слезы являются следствием переживания скорбей, но в данном случае речь идет не о слезах из-за какого-то жизненного события. Евангельский плач — это плач человека о своей душе.
Сердце смиренного человека, увидевшего свою греховность, не может не пролить слезу о своем поврежденном состоянии. У святого апостола Павла есть такие слова: «Печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению…» (2Кор. 7:10). Печалью ради Бога, по Богу, называется внутреннее состояние человека, который скорбит о своем безобразии. Вспомним уже упомянутую притчу о блудном сыне (см. Лк. 15:11–32), повествующую нам о человеке, который, будучи младшим сыном в доме своего отца, решил оставить дом любящего родителя и уйти подальше от родного места, чтобы начать самостоятельную жизнь. Для осуществления своего замысла сын испрашивает у отца часть его имения. Согласно древнему еврейскому установлению, младший сын мог взять долю своего наследства лишь после смерти родителя (см. Втор. 21:17). Однако сын настолько был решителен в своих намерениях уйти от воспитавшей его семьи, что преждевременно обращается к отцу с просьбой отделить надлежавшую ему долю, будто его отец уже умер. Сколько самонадеянности и гордости обнаруживается в человеке, который решает предать семейное тепло и гармонию! Какую боль причиняет неразумный юноша своему отцу, когда отделяется от него и лишает его отцовской радости от общения со своим ребенком! Трудно представить себе боль, которую испытывает отец, сердце которого разрывается на части от такого семейного горя.
Сюжет этой притчи напоминает нам, как некогда человек отвернулся от своего Небесного Творца и, вместо того, чтобы пребывать в духовном союзе с Богом, отказался от Создателя, возомнив, будто способен проводить жизнь без укрепляющего и живительного дыхания Божьей благодати. Какое безумие находит на человека, когда он решает уклониться от Господа и жить якобы полноценной жизнью без общения с Источником своего существования. Разве можно укрыться от всепроникающей любви Божией? У пророка Давида есть проникновенные слова, которые выражают тщетность замысла человека убежать от мудрого водительства Бога:
«Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, — и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя. Скажу ли: «может быть, тьма скроет меня, и свет вокруг меня сделается ночью»; но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день: как тьма, так и свет. Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей.»
(Пс. 138:7–13).
Подобно тому, как ребенок, прикрыв свои глаза ладонями, думает спрятаться от окружающего его мира, и гордый человек желает найти себе такое прибежище, где взор Небесного Отца не сможет проникнуть в его сердце. Но нет места во Вселенной, куда не простирается любовь Того, Кто сотворил весь мир. В притче о блудном сыне говорится, что, удалившись от отцовского крова, юноша вел распутный образ жизни и все свое имение растратил впустую. И когда гордеца постигли неизбежные бедствия, он, как говорит Христос, «пришел в себя», т. е. осознал свое ненормальное состояние и пробудился от греховного сна. Любовь отца преодолевает все расстояния и проникает в сердце сына, вызывая у него стыд и боль за совершенный грех. Святитель Николай Сербский говорит, что Евангельские слезы смывают вред, который нанесли мы Небесной Любви: «Подобно тому, как возникает роса от встречи холодного воздуха с теплым, так же естественно и легко текут слезы из глаз человека, встретившегося с теплом любви Отца Небесного» . Ощутив безысходность своего жалкого существования, грешник проливает слезы о самом себе, вспоминая родительскую заботу и благополучную жизнь в доме отца. Именно этот плач, плач о своих грехах способен принести человеку блаженство, поскольку печаль по жизни с Богом приводит человека к покаянию, т. е. внутреннему изменению.
Вспомнив о счастливой жизни с родителем, блудный сын раскаивается, прекращает свою греховную жизнь на чужбине. От осознания допущенной против отца ошибки его сердце испытывает боль, но вместе с тем он надеется на отчее милосердие. Сын осознавая свое недостоинство, идет к отцу с просьбой, чтобы тот принял его в свой дом, но не на правах сына, а всего лишь как работника. Так должен поступать каждый человек, заметивший в себе грех, который отдаляет его от Бога.
Великий подвижник ХХ столетия, исповедник, Крымский святитель Лука (Войно-Ясенецкий) говорит, что печаль, переживаемая нами из-за разлуки с Богом, является верным путем нашей жизни, потому что именно эта скорбь приводит нас к покаянию, которое примиряет и соединяет нас с Богом: «И живем мы в этом святом и спасительном чувстве покаяния, живем среди молитвы о нас самих, о собственном недостоинстве, о ближних наших и о далеких, о всех несчастных, не ведающих Христа… Созидается наш дух могуществом молитвы покаянной, молитвы слезной, молитвы о всех» . Преподобный Ефрем Сирин так говорит о евангельском плаче: «Святые и чистые слезы о Боге всегда омывают душу от грехов и очищают ее от беззаконий.» (26, 97).
Однако плач о грехах нельзя мыслить отдельно от духовной радости, которую переживает человек, достигший своей главной цели — встречи с Богом. На примере притчи о блудном сыне мы можем представить себе те чувства, которые переполняют вернувшегося в отчий дом человека. Кающийся грешник хотел просить отца о том, чтобы он был принят на самых суровых условия, как наемный работник, но милостивый отец, беззаветно любящий свое чадо, уже не помнит причиненной ему боли, он выходит навстречу своему сыну и с великой радостью принимает его в свою объятья. Вместо укора и осуждения сын получает родительскую ласку, вместо наказания — милосердное прощение. Ради этого события устраивается праздничный пир, а покаявшегося блудного сына в знак начала новой жизни переодевают в самые лучшие одежды.
Господь Иисус Христос обращается к каждому из нас: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9, 13). Христианин не может пребывать в скорбном состоянии, потому что ему указан путь, следуя по которому он придет к Богу. Этим путем является Сам Христос, сказавший: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14:6). Человек, стяжавший смиренный дух и проливающий слезы о своей внутренней повреждённости, следуя за Христом, приходит к Богу и вновь обретает потерянное райское блаженство в общении со своим Небесным Отцом. Подобно милостивому отцу из притчи, любящий Свое создание Господь не предаст наказанию грешника, проливающего слезы о своем грехе, но простит его и восстановит в числе Своих любимых чад. Господь снова станет Источником тихой блаженной жизни Своего создания.