День. Постный обед и знакомство со скитом
Нас зовут на обед в монашескую трапезную. На столе отварной рис, грибная подлива, чечевичная похлёбка и компот из сухофруктов. А ещё нарезанные мелкими кубиками пшеничные и ржаные сухарики. На таком «топливе» насельницы много и тяжело трудятся, усердно молятся и спят от силы часов по пять. При этом бодры, веселы, приветливы и не лишены чувства юмора — заметили, что в монастыре начисто отсутствует мирская «модная» депрессия на лицах.
После утренней службы и обеда все сёстры несут послушание, на которое благословляет матушка-настоятельница. Есть в монастыре огородница, повар, просфорница, швея, янтарщица, свечница, алтарница и ещё много новых слов и профессий…. Имеются свои иконописная и творческая мастерские, травная, швейный цех, янтарная, плотницкая и типография.
Перекусив, отправляемся в скит Марии Египетской вместе с матерью Мстиславой, которую игуменья благословила дать нам интервью. Здесь в ведении четырёх монахинь животноводческое хозяйство, которое обеспечивает сестринскую общину молочными продуктами, яйцами, мясом. Есть огороды, теплицы и ягодники.
«Мы кормим себя сами, заготавливаем запасы на зиму, делимся с другими монастырями и угощаем туристов и паломников», — рассказывает Мстислава.
Всего в монастыре более 50 человек, но идти в фермерский скит желающих мало. Да и животина не каждого примет, и не у каждой с растениями получается договориться. Работы здесь начинаются в четыре утра в любую погоду, нездоровится ли тебе — всё равно спеши на скотный двор мыть животных, задавать корм, доить коров и коз, ухаживать за молодняком. Затем нужно почистить курятник и накормить птицу. Сторожат скит две собаки, которых ночью спускают с цепи. Чуткие, верные псы не любят чужаков. Их задача — охранять от лис и случайных гостей. Справа и слева от подворья кивает высокими ёлками лес.
Какие они, Божьи невесты?
Монахине Мстиславе 51 год, в монастыре она уже больше десяти лет. Высокая, седовласая, с огромными серыми глазами, в которых часто стоят слёзы то от горечи, то от умиления. В прошлой жизни — дочь военного и жена военного, по образованию медик и педагог. В миру у неё остались сын-программист, мать и сестра. Про себя говорит, что она одна из немногих, кто пришёл в монастырь «не по беде».
«У меня всё было. Квартира и дача в Подмосковье, машина. Хорошая работа, но чего-то не хватало, я как живой труп ходила», — рассказывает монахиня.
Однажды на православной выставке женщина встретила игуменью Елисавету, которая представляла монастырь.
«Я попросила у неё телефон и начала советоваться по ключевым жизненным вопросам. Как-то раз попросилась приехать в монастырь. И матушка сказала, что я ей нужна. К тому времени я была разведена и готовилась вступить во второй брак, но всё тянула, ждала какого-то знака свыше. И вот когда игуменья сказала: «Ты наша», для меня с тех пор всё обрело смысл. Сколько можно менять мебель в доме, покупать одежду? Голым ты приходишь в мир, нагим и уйдёшь. Надо держаться основ, коренных ценностей — а остальное шелуха. Вот это я как-то очень ясно поняла, прочувствовала — и больше из монастыря никуда», — вспоминает женщина.
Стать монахиней — дело небыстрое. Решившиеся встать на этот путь, проходят несколько этапов. Сперва паломницами приезжают потрудиться «во славу Божию». Те, кто начинает работать в монастыре более регулярно и готовит себя к монашеству, становятся трудницами, а затем послушницами. После этого совершается первый иноческий постриг, а затем и второй — монашеский. Путь затягивается на годы. Уживчивый характер, трудолюбие и смиренность зачастую приходят со временем.
1686 г. — Начал строиться на Орле городе на церковной земле Афанасияи Кирилла Александрийских чудотворцев девичий монастырь, и Божьим изволением на том монастыре церковь построена и освящена во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. По наименованию главной церкви монастырь получил название Введенский.
1769-70 гг. — над вратами была построена Тихвинская надвратная церковь.
В первой трети ХIХ в. Введенский монастырь приобрел благоустроенный вид и был обнесен каменными стенами с 4 угловыми башнями. В центре стояла двухэтажная Введенская церковь с колокольней, над святыми вратами возвышалась Тихвинская церковь. На территории монастыря имелосв около 75 деревянных монашеских келлий. Благодаря многочисленным пожертвованиям и заинтересованному отношению со стороны жителей г.Орла женская обитель к концу 1830-х годов стала украшением города.
Страшный пожар обрушился на Введенский монастырь в 1843 г. Случилось событие, прервавшее и изменившее всю его последующую историю. При общей скорби граждан о вновь постигшем сильном опустошении города от пожара, общая всех скорбь и сокрушение преимущественно обращены на обитель, которая подверглась внезапному страшному и нечаянному злоключению. Единственное желание всех таково, чтобы Господь восстановил обитель Пречистой Матери своей в прежнем благолепии. Без крова остались 200 насельниц.
1844 г. — избрано новое место на построение девичьего монастыря за городом Орлом при приходской Христо-Рождественской церкви с колокольней, которая строилась в 1801-22 гг. Место это, на высоком берегу реки Оки, было весьма удобно для постановления на нем монастыря.
Вскоре последовал указ Синода о восстановлении Орловского Свято-Введенского монастыря на вновь избранном месте.
1848 г. — состоялась торжественная закладка и официальное открытие Введенского монастыря.
1865 г. — освящена надвратная церковь во имя Тихвинской, иконы Божией Матери
I860-е гг. — Введенский монастырь продолжал достраиваться, число частных монашеских келий доходит до 75. В этот период монастырь становится общежительным.
1870 г. — построено специальное деревянное здание трапезной, была заведена больница и гостеприимный дом внутри монастыря, позднее был обращен в училище для приходящих девочек, преимущественно из духовного звания, богадельня.
1887 г. — училище переименовано в Свято-Ольгинскую двухклассную приходскую школу. Школа была бесплатной. Число учениц в ней достигало 120 человек.
1885 г. — освящен каменный храм с усыпальницей в виде часовни в честь Воскресения Словущего.
1902 г. — состоялось открытие нового здания школы.
К началу ХХ века Введенский монастырь был полностью отстроен и благоустроен, считался лучшей обителью Орловской епархии. В одном из документов 1901 г. говорится, что в монастыре насчитывалось 583 человека: 80 монахинь, 277 рясофорных, 224 живущих на испытании. Одна из характерных сторон монашеского бытия того периода — занятия рукоделием (золотошвейные работы, вышивание, изготовление вещей из бисера).
В 1923 г., при последней игумений Алексии, монастырь был закрыт и разрушен. Уцелели полуразрушенные две часовни и две церкви — Воскресения Словущего и Тихвинской Божией Матери. Так закончилась более чем двухвековая история монастыря, последняя страница которой трагична, так как был уничтожен яркий очаг духовной и художественной культуры народа.
1949 г. — в бывшем монастыре разместилась артель Копремонт. В Воскресенской церкви-усыпальнице размещался валяльный цех и склад.
1965 г. — на территории монастыря заработал Орловский завод резино-технических изделий, который занимал часть обители, здание Тихвинской надвратной церкви, здание Воскресенской церкви-усыпальницы. На большей части территории монастыря в 37 монашеских кельях, сохранившихся до нашего времени, живут мирские люди.
В 1993 г. по благословению Высокопреосвященного Паисия, архиепископа Орловского и Ливенского, разрушенный монастырь начал воссатавливаться. Тихвинская надвратная церковь отремонтирована и освящена 22 декабря 1994 г. Первый постриг был совершен 27 мая 1995 г.
Отремонтированы: келейный корпус, часовня, насосная станция. Построен сестринский корпус, внутри идут отделочные работы. Ведутся работы по восстановлению иконостаса в Тихвинской церкви, по восстановлению храма Воскресение Словущее. Завершено строительство монастырской ограды. Ведутся работы по благоустройству монастырской и прилегающей к монастырю территории. Посажены фруктовые деревья и кустарники, разбиты цветники.
Организовано подсобное хозяйство, построен дом для проживания сестер, в котором 4 октября 2001 г. освящена домашняя церковь в честь Новомучеников и исповедников Российских.
В монастыре имеется библиотека православной литературы, детская воскресная школа, музыкальный класс, просфорня. Организовывается иконописная, швейная и рукодельная мастерские.
Монастырь духовно окормляет спец. больницу, женскую и детскую колонии, детские школы-интернаты, детские сады, дома ветеранов и престарелых.
Обитель в разное время посещали — императрица ЕЛИЗАВЕТА (1744 г.), императрица ЕКАТЕРИНА II (1787 г.), Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова (преподобномученица Елисавета) со своей келейницей инокиней Варварой (преподобномученицей Варварой), святой праведный Иоанн Кронштадский, духовный писатель Сергей Нилус.
Введенский храм
13 ноября 2016 года митрополит Орловский и Болховский Антоний совершил Чин великого освящения Введенского храма в Свято-Введенском монастыре Орла и Божественную литургию в новоосвященном храме.
Введенский храм располагается на первом этаже двухэтажного монастырского храмового здания, на втором этаже которого с 1994 года действует храм Тихвинской иконы Божией Матери.
До революции храм открыт в память об игумении Серафиме (Соковниной), выдающейся строительнице обители, скончавшейся в 1845 году. По просьбам сестер монастыря её останки были перенесены в Свято-Введенский монастырь с Троицкого кладбища в 1886 году. Здесь над ними и возведен новый Троицкий храм-усыпальница, освященный в 1887 году. С 1965 года в помещении храма располагался цех завода резино-технических изделий. После возвращения территории монастыря Церкви в 1994 году здесь проводились ремонтные работы. В 2014-2016 годах в помещении заварились реставрационные работы, в ходе которых были обнаружены останки игумении Серафимы, по переданные на исследование специальной комиссии. По благословению Высокопреосвященнейшего митрополита Орловского и Болховского Антония храм получил наименование в честь праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, став титульным храмом обители.
По материалам сайта Свято-Введенского женского монастыря