15 апреля начинается прием заявлений в кадетские корпуса и школы, в нахимовские и суворовские училища. В них подростки получают самое современное образование и подготовку к военной профессии, всегда востребованной в России.
15 апреля начинается прием заявлений в кадетские корпуса и школы, в нахимовские и суворовские училища. В них подростки получают самое современное образование и подготовку к военной профессии, всегда востребованной в России.
Содержание
- КТО ТАКИЕ КАДЕТЫ?
- ПРОФЕССИЯ ВОЕННОГО – ЭТО НАВСЕГДА
- В КАДЕТСКОМ КОРПУСЕ УЧАТ ТОЛЬКО МАРШИРОВАТЬ?
- ПРАВДА, ЧТО В КАДЕТСКИХ ШКОЛАХ УЧАТСЯ ХУЛИГАНЫ?
- МОЖНО ЛИ СТАТЬ КАДЕТОМ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ?
- В ЧЕМ ПРЕИМУЩЕСТВА КАДЕТСКИХ КЛАССОВ?
- ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ СУВОРОВСКОЕ УЧИЛИЩЕ ОТ КАДЕТСКОЙ ШКОЛЫ?
- СКОЛЬКО СТОИТ УЧЕБА В КАДЕТСКОМ КОРПУСЕ?
- В КАКИЕ ВУЗЫ МОЖНО ПОСТУПИТЬ ПОСЛЕ КАДЕТСКИХ ШКОЛ?
- В КАКОМ ВОЗРАСТЕ ЗАЧИСЛЯЮТ В КАДЕТСКУЮ ШКОЛУ?
- МОЖНО ЛИ ПЕРЕВЕСТИ РЕБЕНКА В КАДЕТСКУЮ ШКОЛУ?
- КАКИЕ СПРАВКИ О ЗДОРОВЬЕ НУЖНЫ ДЛЯ КАДЕТСКОЙ ШКОЛЫ?
- КАКИЕ ЭКЗАМЕНЫ СДАЮТ В КАДЕТСКИЕ КЛАССЫ?
- ХОЧУ, ЧТОБЫ МОЙ РЕБЕНОК ПОСТУПИЛ В КАДЕТСКИЙ КОРПУС МИНОБОРОНЫ. С ЧЕГО НАЧАТЬ?
- КТО МОЖЕТ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЛЬГОТАМИ?
- Профиль — кадетство
- Школа для мотивированных детей
- Воспитанием, а не маршами
- От учителя к ученику
- Работа на результат
КТО ТАКИЕ КАДЕТЫ?
Слово «кадет» в переводе с французского значит «младший».
Смысл этого непонятного термина расшифровывается так: «мой – младший – братишка — который — готовится — стать – офицером».
Во Франции и в России дворяне с детства выбирали служение Отечеству.
Кадетские корпуса создавались для военной подготовки и образования будущих офицеров, которым на момент поступления было 7 лет.
«Повелеваю учредить школы, — говорилось в Указе императрицы Анны Иоанновны от 1731 года, — чтобы…отроки от семи до пятнадцати лет от роду воинскому делу обучались и наукам разным: чтению и письму, закону божьему, арифметике и геометрии, географии и истории, на конях скакать, танцам, языкам иностранным и прочим пользительным Отечеству ремеслам».
ПРОФЕССИЯ ВОЕННОГО – ЭТО НАВСЕГДА
Многие родители обеспокоены тем, что большинство ныне существующих профессий через десятилетие исчезнут.
По некоторым пессимистичным прогнозам, вскоре в России останутся только две профессии – специалист по IT и водитель троллейбуса.
На самом деле в России всегда будет востребована профессия военного.
Служба в Вооруженных силах, высокооплачиваемая работа в МЧС, престижная государственная служба – все эти дороги открыты для выпускников военных вузов.
А к поступлению в них готовят кадетские корпуса и школы.
Главная цель кадетского образования, как подчеркивают руководители школ и педагоги, – воспитать у детей и подростков патриотизм и вырастить их в стремлении служить Отечеству.
Первый Московский кадетский Корпус дает обобщенный портрет своего выпускника: «Это — юноша, свободно и красиво общающийся на родном языке, социально и физически развитый, способный грамотно оценить окружающую действительность, делать обоснованные выводы, принимать оптимальные решения и действовать в соответствии с заданными жизненными целями в интересах своих, своей семьи и своего Отечества».
В КАДЕТСКОМ КОРПУСЕ УЧАТ ТОЛЬКО МАРШИРОВАТЬ?
Нет. Сегодня предметы военного профиля входят в программы кадетских училищ и корпусов только на уровне программ дополнительного образования.
Кадеты учебных заведений Минобороны, например, обязательно изучают историю родов войск, к которым относится училище или корпус.
Но на первое место для них выходит образование в современных формах, отвечающих вызовам времени.
Например, кадеты Екатеринбургского суворовского училища (г. Екатеринбург) помимо английского и немецкого изучают китайский язык.
В структуре Минобороны существует Кадетская школа IT технологий Военной академии связи им. Маршала Советского Союза С. М. Буденного.
Многие родители слышали и о Московском военно-музыкальном училище имени генерал-лейтенанта В.М. Халилова, в которое надо выдержать большой конкурс.
В 2010-х годах в стране были созданы Президентские кадетские училища (ПКУ), оборудованные по последнему слову техники (см. список ниже).
Некоторые из них оснащены 3D центрами, лабораториями робототехники и программного обеспечения.
В ПКУ Владивостока и Севастополя делается упор на изучение иностранных языков, технические дисциплины и естественные науки. В Краснодарском Президентском кадетском училище в приоритете физико-математическое направление подготовки, лингвистика и спорт.
Кадеты Оренбургского президентского училища могут заниматься в конструкторском бюро, секции робототехники, фото- и видеостудиях, специализированных классах-лабораториях физики, химии, биологии.
Разнообразны и формы занятий современных кадет: лекции, научные семинары, интеллектуальные игры.
Кстати, во всех ПКУ подросткам на время учебы выдают личный ноутбук.
Президентские кадетские училища (ПКУ) Министерства обороны РФ:
Оренбургское президентское кадетское училище
Ставропольское президентское кадетское училище
Краснодарское президентское кадетское училище
Тюменское президентское кадетское училище
Кызылское президентское кадетское училище
Петрозаводское президентское кадетское училище
Кадетские корпуса Минобороны РФ:
Кронштадтский морской кадетский военный корпус
Санкт-Петербургский кадетский военный корпус
Аксайский Данилы Ефремова казачий кадетский корпус
Омский кадетский военный корпус
Кадетские школы Минобороны ПФ
Кадетская спортивная школа Военного института физической культуры
Кадетская инженерная школа ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»
Кадетская школа IT-технологий Военной академии связи имени Маршала Советского Союза С.М. Буденного
Суворовские училища:
Екатеринбургское суворовское военное училище
Санкт-Петербургское суворовское военное училище
Казанское суворовское военное училище
Московское суворовское военное училище
Тверское суворовское военное училище
Ульяновское гвардейское суворовское военное училище
Уссурийское суворовское военное училище
Северо-Кавказское суворовское военное училище
Пермское суворовское военное училище
Тульское суворовское военное училище
Нахимовские училища:
Нахимовское военно-морское училище
И его филиалы во Владивостоке, Севастополе, Мурманске
Для тех, кто хочет стать военным музыкантом:
Московское военно-музыкальное училище имени генерал-лейтенанта В.М.Халилова
Только для девочек:
Пансион воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации
Каждое из этих учебных заведений курируют руководители Минобороны РФ.
Например, Московское военно-музыкальное училище и Кадетская школа IT технологий Военной академии связи находится в подчинении у начальника Генерального штаба вооруженных сил РФ и первого заместителя министра обороны РФ, а Президентские военные училища курирует статс-секретарь, заместитель министра обороны РФ.
ПРАВДА, ЧТО В КАДЕТСКИХ ШКОЛАХ УЧАТСЯ ХУЛИГАНЫ?
Напротив, их гораздо меньше, чем в обычной школе. Отправить своего трудного подростка на перевоспитание в кадетский корпус – заветная мечта многих родителей. Но часто эта мечта оказывается невыполнимой: кандидатов с поведенческими аномалиями просто отсеивают во время приема.
Для поступления в кадетское учебное заведение Минобороны необходимо собрать множество справок от врачей, учителей и психологов (об этом см. ниже). Проверка проводится серьезная, и если у подростка есть проблемы, это становится ясно при поступлении.
Дисциплина у кадет строгая, распорядок дня жесткий. И – никакой дедовщины.
Все кадетские школы и корпуса Минобороны действует в режиме пансиона. В них установлен следующий распорядок дня:
Детей и подростков, которые живут в интернатах кадетских училищ и корпусов, отпускают домой на субботу и воскресенье.
Для увольнительной у кадета не должно быть проблем с успеваемостью. В противном случае он будет оставаться в интернате и заниматься все выходные.
Впрочем, раз в три недели кадетам все равно положена встреча с семьей, даже при плохих оценках.
МОЖНО ЛИ СТАТЬ КАДЕТОМ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ?
Конкурс в кадетские учебные заведения Минобороны составляет несколько человек на место. Обучение в них престижно, и они принимают школьников со всех концов страны. Например, среди 780 учеников Ставропольского президентского кадетского училища есть подростки из Астраханской, Воронежской, Московской, Ростовской, Ульяновской областей, Камчатского, Краснодарского, Приморского, Хабаровского краев.
Однако в России кадетские учебные заведения находятся не только в структуре Минобороны. Они есть у МВД, ФСБ, МЧС.
В топ кадетских школ Москвы входит федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Московское президентское кадетское училище имени М.А. Шолохова войск национальной гвардии Российской Федерации». В ней готовят к военной службе в войсках национальной гвардии РФ.
В ЧЕМ ПРЕИМУЩЕСТВА КАДЕТСКИХ КЛАССОВ?
Для родителей главное, что кадетские школы и классы есть в структуре Департаментов образования.
Они более доступны для любой семьи как по месту жительства, так и по требованиям к здоровью детей и подростков.
Такие классы формируются в рамках профильного обучения на базе общеобразовательных школ. Правила для них устанавливают три стороны: сама школа, ее учредитель (региональный или муниципальный Департамент образования) и силовое ведомство или вуз, с которым школа и Департамент заключают договор сотрудничества.
В рамках партнерства «школа-вуз», «школа – силовое ведомство» создаются программы профильного кадетского образования, устраивают военно-спортивные мероприятия.
С 1 сентября 2014 года только в Москве было открыто 72 класса кадетского профиля.
Особое внимание в них уделяют военной истории России, спорту и формированию активной гражданской позиции.
При этом кадеты занимаются танцами и психологией, осваивают иностранные языки.
Они учатся полный день: утром у них – школьные уроки, во второй половине дня – военная подготовка, дополнительные занятия, спортивные состязания. У подростков нет свободной минуты даже для того, чтобы посидеть в интернете, не говоря о том, чтобы встретиться с приятелями на улице.
В случае успешной учебы более половины выпускников кадетских классов поступают в выбранные военные или гражданские вузы. Некоторые, благодаря взаимодействию «школа-вуз», могут получить специальность прямо в школе.
Обычно задачу создания профильных кадетских классов решают только крупные и сильные школы. В Москве им ставится условие: иметь в одной параллели не менее трех обычных классов.
Для того, чтобы работать по кадетскому профилю, у школы или образовательного комплекса должны быть хорошо оборудованные спортивные, тренажерные и танцевальные залы, полоса препятствий, тир, кабинет ОБЖ и т.п.
Общеобразовательные кадетские школы с годами накапливают собственные традиции. Для них очень важно осознание преемственности. Некоторые считают себя продолжателями и наследниками исторических кадетских корпусов.
Например, кадеты государственного казенного общеобразовательного учреждения города Москвы «Кадетская школа-интернат № 1 «Первый Московский кадетский корпус»позиционируют себя как наследников традиций Первого Московского императрицы Екатерины Великой кадетского корпуса (1778 – 1919 гг.).
ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ СУВОРОВСКОЕ УЧИЛИЩЕ ОТ КАДЕТСКОЙ ШКОЛЫ?
В общем, почти ничем. Программы кадетских корпусов и школ Минобороны, нахимовских и суворовских училищ дают первичные знания и навыки военного дела, но в их основе лежат ФГОСы и программы общеобразовательной школы.
Кадеты – за исключением учащихся Московского Военно-музыкального училища — не проходят программ среднего профессионального образования.
Обучение в кадетском классе общеобразовательной школы Департаментов образования позволяет успешно освоить программу довузовской военной подготовки. В Москве ученики 10-х классов Кадетских корпусов Департамента образования сдают профильный экзамен по основам воинской службы.
«Изюминка» любой кадетской школы или класса заключается в интеграции школьных уроков с программами дополнительного образования, с занятиями спортом, с военно-спортивными и патриотическими мероприятиями, с созданием особого школьного уклада.
Есть два принципиальных отличия школ с кадетскими классами от корпусов и училищ Минобороны.
Первое – в довузовских учреждениях Минобороны обучаются только мальчики (за исключением Президентского кадетского училища в Кызыле (республика Тува).
А в кадетских классах общеобразовательных школ учатся вместе мальчики и девочки.
Часто в таких классах преобладают девочки. Кстати, по словам учителей, физическая подготовка девочек из кадетских классов бывает заметно лучше, чем у мальчиков.
Следует оговориться: принцип раздельного обучения в кадетских корпусах и школах (которому всегда следовало Министерство обороны) становится все более привлекательным для родителей учеников и для Департаментов образования. В их системе появляются кадетские корпуса только для мальчиков и создаются учебные заведения по образцу Пансиона для воспитанниц Министерства обороны РФ.
Например, в структуре Департамента образования Москвы действует Кадетский корпус № 9, в который принимаются только девочки.
Второе отличие – все кадеты, поступившие в школы и корпуса Министерства обороны, живут в интернатах.
В общеобразовательных кадетских школах принцип обучения иной: кадеты поступают на учебу по месту жительства (иногда они ездят в другой район города), но никогда не уходят из семьи.
Однако у кадет такой насыщенный день, что некоторые школы Департаментов образования взяли пример с Минобороны и тоже открыли для них пансионы.
График проживания в таких интернатах, конечно, менее жесткий, чем в суворовских или нахимовских училищах.
Однако все больше родителей предпочитают кадетскую школу с пансионом, где их ребенок будет целый день под присмотром.
СКОЛЬКО СТОИТ УЧЕБА В КАДЕТСКОМ КОРПУСЕ?
Нисколько. В кадетских учебных заведениях Минобороны и силовых ведомств государство оплачивает все: военную форму, обучение, питание, жилье, занятия спортом.
В Москве кадетские корпуса Департамента образования относятся к казенным (то есть на 100% финансируемым государством) учреждениям. Поэтому в них ученики бесплатно получают все — включая форму и дополнительные занятия. Однако так бывает не везде.
В кадетских школах и классах некоторых регионов России, родителям надо будет заплатить за форму и за определенные дополнительные занятия для своего ребенка.
Отнеситесь к этому с пониманием: отправляя ребенка в кадетский класс общеобразовательной школы, вы принимаете на себя ряд обязательств.
Одно из них — покупка или пошив красивой (и порой недешевой ) формы военного образца.
Впрочем, у многих кадетских школ есть сильные спонсоры, которые берут на себя эти расходы.
Кадетская школа 1785 » Таганский Кадетский Корпус»
В КАКИЕ ВУЗЫ МОЖНО ПОСТУПИТЬ ПОСЛЕ КАДЕТСКИХ ШКОЛ?
Училища и кадетские корпуса Минобороны заточены под определенный военный профиль.
Например, суворовские училища готовят школьников к поступлению в высшие командные училища сухопутных войск. Нахимовские – к морской карьере.
Таким образом, при выборе кадетского училища Минобороны родители 11-летнего ребенка уже определяют для него профильный военный вуз.
В Кадетских корпусах, относящихся к Департаменту образования г. Москвы, кадеты могут получить военную профессию в школе, через сетевых партнеров.
Выпускники общеобразовательных кадетских школ поступают как в военные, так и в гражданские вузы. Например, 60% питомцев Первого кадетского корпуса Москвы учатся в военных вузах и академиях, 40% — в гражданских.
Важно помнить, что свидетельство об окончании кадетского класса – это плюс для приемной комиссии любого вуза.
При равных баллах ЕГЭ такого абитуриента зачислят охотнее: у кадет хорошая физическая подготовка, они дисциплинированы, стрессоустойчивы и умеют работать в команде.
В КАКОМ ВОЗРАСТЕ ЗАЧИСЛЯЮТ В КАДЕТСКУЮ ШКОЛУ?
В кадетских учебных заведениях Минобороны учатся семь лет. Поэтому зачисляют в них тех, кто закончил начальную школу и успешно поступил в пятый класс.
В военно-музыкальное училище им. Халилова, в Кадетскую школу IT технологий Военной академии связи и Кадетскую спортивную школу Военного института физической культуры принимают после 9 класса.
Обязательно посмотрите на сайте Минобороны подробную информацию о сроках поступления в каждое училище.
Список учебных заведений Минобороны для школьников – , а ссылки на их интернет-страницы – .
Кстати, по этому адресу вы сможете изучить и страницы военных вузов, к которым «привязаны» выбранное вами училище или корпус.
Муниципальные школы, принадлежащие Департаментам образования, формируют кадетские классы в 5-м или в 7-м, реже – в 10 классах.
Список школ соответствующего профиля находится на сайте Департамента или Министерства образования вашего региона.
Если нужные вам образовательные организации не выделены в отдельную группу («кадетские школы»), просмотрите общий перечень школ вашего города, муниципалитета, района.
Ищите описание нужного вам профиля: «у школы есть кадетские классы», «профиль – военно-патриотическое воспитание» и т.п.
В некоторых регионах России можно найти общеобразовательные школы, которые принимают в кадетские классы даже выпускников детского сада.
Впрочем, это, скорее, исключение, чем правило.
МОЖНО ЛИ ПЕРЕВЕСТИ РЕБЕНКА В КАДЕТСКУЮ ШКОЛУ?
Да, это возможно. Некоторые родители делают это в 6 или в 8-9 классах.
Помните, что такой перевод осуществляется при наличии свободных мест.
Кроме того, подросток должен соответствовать требованиям, предъявляемым к здоровью, учебной и физической подготовке кадета.
Не откладывайте свое решение: далеко не все школы готовы принимать в кадеты десятиклассников, а в 11-м классе перевод уже невозможен.
Дело в том, что выпускник не успевает за один год освоить программу профильного кадетского образования.
КАКИЕ СПРАВКИ О ЗДОРОВЬЕ НУЖНЫ ДЛЯ КАДЕТСКОЙ ШКОЛЫ?
Программы дополнительного образования для кадетских школ и классов включают много спортивных и военно-спортивных мероприятий. Все они требуют высокого уровня физической подготовки.
Поэтому у вас попросят справку о соответствии вашего ребенка 1-й или 2-й группе здоровья.
1-я группа присуждается детям без явных физических недостатков, редко болеющим, с устойчивым нервно-психическим развитием. Ко 2-й группе относятся здоровые дети, часто (3-4 раза в год) болеющие, имеющие небольшой переизбыток или недобор веса и отклонения в состоянии сердечно-сосудистой системы.
Для определения той или иной группы здоровья необходимо пройти комплексное медицинское обследование.
В общеобразовательных школах с кадетскими классами требования к здоровью не такие жесткие, как в кадетских корпусах или училищах Минобороны.
Однако вы должны будете собрать все необходимые медицинские справки, а вашему ребенку при поступлении предстоит сдать тесты на физическое развитие.
КАКИЕ ЭКЗАМЕНЫ СДАЮТ В КАДЕТСКИЕ КЛАССЫ?
Чаще всего кандидатов ждут: вступительный диктант по русскому языку и контрольная по математике. Некоторые кадетские учебные заведения вводят экзамен по иностранному языку. Заранее уточните это на официальном сайте выбранной школы.
Иногда вступительные испытания для 11-летних кадет заменяют предварительными летними сборами: тогда становится ясно, кто из них способен выдержать нагрузки, а кто нет.
Экзамен по физической подготовке опирается на нормы для своего возраста.
В некоторых случаях приемные комиссии рассматривают только оценки по физкультуре и грамоты за победы на спортивных состязаниях.
Иногда школы даже устраивают полноценные состязания для будущих кадет: кросс 1000 м, бег 100 м, подтягивание.
Вот приблизительный набор документов для кандидата, который отправляется поступать в кадетский класс общеобразовательной школы:
— паспорт или свидетельство о рождении, полис обязательного медицинского страхования, медицинская книжка (амбулаторная карта), выписка о результатах окончания предыдущего учебного года, заверенная печатью школы (или результаты независимого тестирования по конкретным предметам), портфолио (грамоты, дипломы, спортивные достижения), подлинники документов, подтверждающих льготы при зачислении (если они есть), справка от педиатра о допуске к сдаче нормативов по физической культуре, письменные принадлежности, спортивная форма.
Тот, кто хочет стать кадетом после 9 класса, должен приложить к пакету документов результаты ОГЭ.
Те, кто поступает в московские кадетские школы после 7 или 8 классов, могут подтвердить свои учебные достижения с помощью независимой диагностики школьных результатов в Московском Центре качества образования (МЦКО) Департамента образования города Москвы.
МЦКО предлагает специальное тестирование для поступающих в кадетские классы.
ХОЧУ, ЧТОБЫ МОЙ РЕБЕНОК ПОСТУПИЛ В КАДЕТСКИЙ КОРПУС МИНОБОРОНЫ. С ЧЕГО НАЧАТЬ?
Прием документов в кадетских учреждениях Минобороны начинается с 15 апреля и заканчивается 10 июня.
Прежде всего, вам нужно собрать объемный пакет документов.
В нем должны быть: заявление от родителей (законных представителей), написанное на имя начальника училища (срок подачи — с 15 апреля до 1 июня), заверенная копия свидетельства о рождении (для тех, кто старше 14 лет — заверенная копия 2, 3, 5 страниц паспорта).
Кроме того, ваш ребенок должен сам написать автобиографию, рассказав о своих достижениях (см. портфолио) и о том, чего он ждет от учебы. Этот документ составляется на имя начальника кадетского училища, школы или корпуса.
Затем подбирают документы об учебе: портфолио с дипломами, грамотами, наградами и любыми достижениями, копия личного дела со школьной печатью, выписка с отметками за первые три четверти и текущие оценки за четвертую четверть учебного года, заверенные печатью школы, общая характеристика, подписанная классным руководителем и директором школы.
Завершается пакет документов характеристикой с обоснованием целесообразности поступления в кадетское училище, подписанной педагогом-психологом и директором школы.
Далее необходимо собрать документы от врачей: копию медицинского страхового полиса, копию медицинской карты с историей болезней, заверенную печатью поликлиники, заключение врача об отсутствии ограничений для занятия физкультурой, заключение о группе здоровья, копию истории развития ребенка и оригинал выписки из нее, сведения из психоневрологического и наркологического диспансеров (на учете не состоит) для поступающих после 9 класса, копия сертификата о профилактических прививках.
Плюс к этому – выписка из домовой книги с места проживания (регистрации), справка с места вашей работы или службы или другой документ, характеризующий вашу трудовую деятельность.
И еще — отчет об антропометрических данных вашего ребенка (рост, размер одежды, обхват груди, обхват бедер, размер обуви и головного убора).
А в завершение — четыре фотографии размером 3×4 см. с местом для оттиска печати в правом нижнем углу.
Сможет ли кто-нибудь собрать все это за несколько дней?
Поэтому всю последнюю четверть перед поступлением в кадетское училище Минобороны родители посвящают собиранию справок и подготовке портфолио своего ребенка.
КТО МОЖЕТ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЛЬГОТАМИ?
Для поступающих в кадетские учебные заведения Минобороны предусмотрено немало льгот.
Перечислю лишь некоторые из них.
Среди льготников: дети-сироты, дети военнослужащих, проходящих военную служб по контракту, дети военнослужащих, отслуживших 20 и более лет, дети военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и прокурорских работников, погибших при исполнении обязанностей, дети Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы.
Каждая льгота должна быть подтверждена пакетом документов.
Если вы предъявите его, вашего ребенка не освободят от вступительных испытаний, но он пройдет по конкурсу с более низкими баллами.
А теперь учтите, что в кадетских школах и классах Департаментов образования все эти льготы не действуют!
Администрация общеобразовательных школ может пойти вам навстречу только в порядке исключения.
Для этого нужно заблаговременно выбрать несколько кадетских школ, связаться с их администрацией и обсудить вопрос льгот для поступления и учебы вашего ребенка.
В Москве это легко сделать в письменной форме. Зайдите на сайт выбранной школы и воспользуйтесь интернет-формой «Задайте вопрос директору».
Когда идет прием документов в кадетские классы, представители школьной администрации оперативно отвечают на все родительские вопросы.
Впрочем, лучшее начало для кадета – не добиваться льгот, а смело отправиться на вступительные испытания и продемонстрировать на них достойные результаты.
Удачи!
Светлана Кириллова
Игорь АГАФОНОВ, Ростов-на-Дону
На Дону проходит испытание система непрерывного казачьего образования
Теперь в Ростове их уже выделяют на улице — подтянутых пацанов в ставшей привычной глазу форме: фуражка с алым околышем и синие брюки с широким лампасом. Да и сами кадеты глядят на окружающих по-другому: спокойно, с уверенностью в глазах. Даже ровесницы-малолетки — все такие в топиках, с айфончиками в руке — нет-нет да и бросят взгляд на парней явно не из их круга, вращающегося вокруг «глянца», кафешек и чатов. А что? Природу ведь не переделаешь даже интернетом. И где-то в глубинах души живет в каждой девчонке генетически заложенная страсть к мальчишкам в мундирах. Кадетам.
Вот раньше — какой-нибудь десяток лет назад — все выглядело не так радужно. И форма кое-кого раздражала. И вид у юных кадет был совсем не бравый. «Детдомовцы ряженые», — бормотали себе под нос ростовчане, оглядывая ребят едва не с презрением.
Отчасти жителей донской столицы можно было понять. Запутанные перипетии возрождения донского казачества лихих 90-х не лучшим образом отразились на отношении к казакам. Чего греха таить — видали разное: и вороватых атаманов, и «братков», обрядившихся в урядников, и есаулов. Но мутная волна в конце концов схлынула, оставив в числе сподвижников Всевеликого войска Донского тех, кто честно радел о возвращении лучших казачьих традиций и готов был трудиться ради этого. А поскольку традиции — родом из детства, то, значит, с детей и следовало начинать, вернув, например, к жизни казачьи кадетские корпуса с их особым отношением к героике, патриотизму и духовности.
Из России — в Россию
Собственно, о том же самом мыслили во второй половине позапрошлого века отцы-основатели первых казачьих учебных заведений. Вот как описываются их настроения в книге воспоминаний кадет Донского императора Александра III кадетского корпуса: «Давно среди Донского казачества чувствовалась потребность духовной пищи, давно искра просвещения, упав на привольные степи тихого Дона, воспламеняла сердца славных его сынов, вселяя в них стремление к лучшей жизни».
Под «лучшей жизнью» казаки тогда понимали не столько материальное благосостояние (с этим, слава Богу, в зажиточном регионе было все в порядке), сколько приобщение к цивилизованности, укрепление в православной культуре и культуре просто, а также усвоение стандартов военной и административной элит. Донские атаманы прочили и своим родным чадам и талантливым станичникам возможность через хорошее образование приподняться над средой, достойную карьеру.
Царь в этом решил пойти им навстречу. 15 февраля 1883 года император Александр III утвердил мнение Государственного совета об учреждении в Новочеркасске Донского кадетского корпуса на 600 мест. В том же году на обучение в корпус, который в первое время располагался в арендованных домах, были приняты 60 воспитанников. Закладка собственного помещения корпуса на окраине казачьей столицы состоялась через два года, а к 1889 году было окончено строительство всего комплекса стоимостью свыше 1 млн рублей.
Эффект от образовательного новшества почувствовался сразу. «Как в физическом, так и в моральном отношении два года пребывания в корпусе произвели громадную перемену в мальчиках, — вспоминал один из первых воспитателей Донского кадетского корпуса. — Правильный образ жизни, ежедневные физические упражнения и хорошие гигиенические условия укрепили их тело и дали правильный ход их физическому развитию. Успех в нравственном совершенствовании заметен. Внешние достоинства, как то: вежливость, умение держать себя, привычка к порядку, опрятность — привились уже в значительной степени. Стремление к добросовестному исполнению правил религии, к усвоению правильных понятий о чести, чувстве долга и требований дисциплины прививаются заметно…»
Первый выпуск новочеркасского казачьего корпуса пришелся на 1890 год. А всего за 25 лет его существования (1883–1908) кадетские курсы обучения прошли 975 человек. Из них 46,46 процента вышли в кавалерийские, а 5,02 процента — в пехотные училища. Специальные училища, в том числе Пажеский корпус и Морское училище, выбрали 40,02 процента.
Интересно сравнить эти данные с современной статистикой — если не по абсолютным цифрам, так хотя бы по «тематике» выбора будущих профессий.
Итак, 2 года назад из 97 выпускников всех казачьих кадетских корпусов Ростовской области в высшие учебные заведения силовых министерств и ведомств поступило 44 процента, остальные 52 процента предпочли гражданские вузы. Общая картина вполне поддается корреляции — от одной России к другой. И схожесть цифр, которые разделяет более сотни лет, не должна удивлять. Ведь и сегодня, и в начале 90-х годов XIX века, когда на Дону только зарождались казачьи кадетские корпуса, их организаторы ставили перед собой одинаковые задачи: вырвать казачью молодежь из болота бессмысленного прозябания, дать ей набор базовых знаний, привить традиционные для государства ценности, которые всегда помогут «отличиться».
Социальный лифт
Востребованность кадетского казачьего образования как доступного «социального лифта» для подъема к началам жизненного успеха уже ни у кого не вызывает сомнений. Достаточно сказать, что в каждый из ныне существующих в Ростовской области кадетских корпусов ежегодно выстраивается очередь в 7–10 человек на место. Причем в первую очередь родителей и детей привлекает уже сама программа будущего образования.
Взять тот же Аксайский Данилы Ефремова казачий кадетский корпус. Ну, общеобразовательный курс до 11-го класса — это привычно и понятно. Но одной школьной программой в корпусе не ограничиваются. Есть здесь еще и хор, и духовой оркестр — неоднократные лауреаты международных фестивалей-конкурсов «Национальное достояние» и «Южная звезда», секция бальных танцев. Желающих (а их находится немало!) научат прыгать с парашютом. Еще имеются особые кадетские «фишки» — преподавание основ самообороны, конная подготовка, владение холодным оружием.
Конечно же, кроме программы имеет значение сама организация обучения по принципу интерната. Но не того интерната советского типа, который иных чувств, кроме жалости, не вызывает, а скорее — престижной закрытой школы или, что будет более верным, суворовского училища.
Кстати, сами суворовцы называют себя именно кадетами. У них, как и у их донских ровесников, — тоже форма, тоже строгая дисциплина и те же планы на будущее — продолжение военного обучения и служба в Вооруженных силах. Одно отличие — ведомственное подчинение. Но в последнее время и здесь наблюдается сближение.
Аксайский кадетский корпус, например, уже перешел под эгиду Министерства обороны. А Морозовский стал университетским — филиалом МГУТУ им. К.Г. Разумовского.
«Родители сначала переживали из-за переподчинения, — рассказывает Александр Лазарев, начальник отдела по работе с кадетскими учебными заведениями департамента по делам казачества правительства Ростовской области. — Но ничего существенно не переменилось, наоборот, улучшилось. К тому же казачий корпус по-прежнему остается на родной земле, следует традициям, участвует в казачьей жизни».
Вопрос подчиненности, возможно, не самый важный с точки зрения непосвященного человека. Однако если брать по большому счету, то инициированная «сверху» перемена статуса лучших донских кадетских корпусов с регионального на федеральный говорит о многом. Прежде всего о том, что государственная власть оценила высокий стандарт казачьего образования и явно сделало на него ставку.
Государев заказ
Собственно, нет ничего удивительного, что возрожденные кадетские корпуса оказались в конце концов под эгидой власти. Изначально так и задумывалось. Просто нашлись разумные люди, вовремя выдвинувшие идею патриотического образования, которое после любой смуты будет востребовано нормальным государством. К тому же и исторические параллели просматриваются: в первом случае — жизнь входила в берега после реформ императора Александра II, во втором — после «разгула демократии».
…А начиналось все скромно. В начале лихих 90-х в Ростове самодеятельно возродился Второй Донской императора Николая II кадетский корпус. Его директором стал отставной полковник Николай Козловский, а главным попечителем — настоятель храма Преподобного Серафима Саровского отец Сергий (Разумцев). В духе времени за признанием правопреемства обратились не к родным пенатам, а к заграничным — атаману Донских казаков Зарубежья профессору Н.В. Федорову (США) и председателю объединения кадет корпуса-лицея Императора Николая II А.Д. Шмеману (Франция).
В то же время — уже в Новочеркасске — активисты казачьего движения возродили другой, не менее известный кадетский корпус — Донской императора Александра III. Потом уже появились казачьи училища, школы, детские садики. Казачье образование постепенно стало набирать обороты, одновременно встраиваясь в общероссийскую образовательную систему.
В феврале 2008 года Ростовскую область посетил президент России Владимир Путин. В ходе визита он заглянул в только что открытый Аксайский Данилы Ефремова казачий кадетский корпус. Познакомившись с жизнью кадет, президент пообещал руководству корпуса решить вопрос о включении кадетских училищ в общую концепцию российского образования. Так место казаков-кадет в системе российского образования было окончательно определено.
Одновременно донские казачьи кадетские корпуса прочно прописались и в сфере внимания высших инстанций российской власти. К дню сегодняшнему они уже не первый год получают переходящее знамя президента РФ, причем не стал исключением и год текущий. По итогам всероссийского смотра президентское знамя было вручено Белокалитвинскому Матвея Платова кадетскому казачьему корпусу. Принявший участие в церемонии награждения Василий Голубев, временно исполняющий обязанности губернатора РО, поздравил кадет и призвал их сделать все возможное, чтобы знамя не покинуло область и в 2016 году.
Стоит отметить, что глава области — сам уроженец Донского края. Вступая пять лет назад в должность губернатора РО, Василий Голубев подчеркивал, что Дон — это своего рода бренд с собственной культурой, историческими традициями, стремлением к стабильности и процветанию. Казачество — одна из его главных патриотических составляющих. Вот почему для донского главы имеет такое значение забота о казачьем образовании, в первую очередь через систему кадетских корпусов.
«Убежден, что ребята, которые сегодня учатся в кадетских корпусах, — это патриоты своей родины, — говорит Василий Голубев. — Патриотизм — это то, чего нам часто не хватает. Поэтому область будет оказывать всемерную поддержку в этом движении».
Слова губернатора не расходятся с делом. По инициативе Василия Голубева в 2013 году был принят областной закон «О казачьем кадетском образовании в Ростовской области». Следом за ним донское правительство утвердило государственную региональную программу «Поддержка казачьих обществ Ростовской области» с подпрограммой «Развитие системы образовательных организаций, использующих в образовательном процессе казачий компонент». Звучит несколько суховато, но не может не радовать конкретными цифрами, просчитанными вперед — до 2020 года.
Согласно программе, откорректированной в нынешнем году, всего на поддержку казачества область выделяет более 4,5 млрд рублей. Больше половины этой суммы будет потрачено на казачье образование. Только в этом году образовательным организациям с «казачьим компонентом» причитается из бюджета свыше 320 млн рублей, и до конца «пятилетки» объем будет лишь нарастать.
Аксиньи идут в гимназию?
В донских кадетских корпусах учатся сегодня и девчонки. Правда, то и дело в казачьем обществе возникают споры: а не нарушение ли это вековых традиций? По обычаю-то казачка хоть и пользуется славой женщины, которая и «коня на скаку остановит, и в горящую избу войдет», но никто ее специально воинским дисциплинам не обучает. И вот — пожалуйста: в XXI веке чья-то будущая невеста, жена, мать вместо постижения хитростей ведения домашнего хозяйства лихо гарцует на коне в форме с погонами.
Хотя принимать девушек в кадеты пока не запрещено, в Донском крае уже задумываются над альтернативой. По планам департамента казачества и кадетских учебных заведений донского правительства в области до 2020 года должна открыться Мариинская гимназия, в которой юные казачки будут получать классическое девичье образование с поправкой, естественно, на современность.
Как бы то ни было, пока на донских казачьих праздниках можно без проблем полюбоваться девушками, владеющими шашкой не хуже иных чубатых «казачур».
Казачье ГТО
…На втором Всероссийском слете казачьей молодежи «Готов к труду и обороне», который прошел на днях в станице Вёшенской, всех сразили участницы Яна Ткаченко и Алена Сергеева. Куда там небезызвестному Дункану Маклауду с его бутафорским голливудским мечом! Тут девушки крутили нелегонькие казачьи шашки одним движением кисти, и стальные клинки хищно поблескивали на ярком июньском солнце.
Такому, конечно, не обучишься в одночасье. Но кадетам не занимать упорства. Особенно в казачьем спорте. Их и победы любят, что убедительно доказал молодежный слет ГТО в знаменитой шолоховской станице.
На слет, проходивший под патронатом правительства области и войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское», прибыли 250 молодых казаков-спортсменов из 11 регионов. Соревнований было много и разных: бег на 100 метров и 3 километра, подтягивание на перекладине, стрельба из пневматического оружия и др. Преимущество спортсменов «ВВД» сразу же стало заметным. В итоге донские казаки выиграли первое место в командном зачете.
Впрочем, как известно, главное — не победа, а участие. В этом смысле соревнования в Вёшках особенно ценны. «Слет казачьей молодежи — слет настоящих лидеров», — отметил значение мероприятия временно исполняющий обязанности губернатора РО Василий Голубев. Его мнение поддержал председатель Совета по делам казачества при президенте РФ Александр Беглов, подчеркнувший, что донские казаки при поддержке региональных властей делают немало для воспитания подрастающего поколения, в том числе ведут работу с допризывной молодежью, с учащимися кадетских корпусов, с теми, кто вернулся из армии.
Дошколята с шашками, студенты в лампасах
Работы, конечно, хватает. Но, главное, она уже принесла весомый результат. Сегодня с уверенностью можно сказать, что на Дону действительно сформирована и проходит успешные испытания система непрерывного казачьего образования.
Ее первая ступень — казачьи детские садики. Дошколята, естественно, не бьются на шашках, но охотно вырезают их из фольги, а заодно изучают казачью историю, слушают рассказы о героях давно минувших дней и своих отцах-казаках, служащих в горячих точках.
А еще дети учатся любить родную природу. В детских садиках «Малыш» станицы Кутейниковской и «Вишенка» Верхнесеребряковской слободы есть такая традиция — в Великую Троицкую седмицу проводить праздник «Сохраним березки — сохраним Россию!» Вместе с главными его героинями — Березкой и Россией — казачата ходят в станичный сквер, любуются белоствольными красавицами, украшают их лентами и загадывают сокровенные желания.
Казачьих детсадиков в области уже почти 60. Плюс — 6 кадетских корпусов и еще 200 других учебных заведений, носящих гордое имя «казачьи». Добралось казачье влияние и до вузов.
При Южно-Российском государственном политехническом университете (бывший НПИ), получившем два года назад имя атамана Матвея Платова, образована казачья станица «Платовская». Приписанные к ней студенты сформировали казачью сотню, которая проходит обучение в Военном институте при ЮРГПУ.
«У нас есть договоренность с атаманом Всевеликого войска Донского о присвоении казакам по выпуску из вуза чинов: хорунжего — прошедшим программу обучения офицеров запаса, и урядника — обучающимся по программе «сержант запаса», — рассказывает атаман станицы, заместитель директора Военного института полковник запаса Виктор Корнеев.
Но прежде чем получить звание, студенты-казаки должны пройти обязательную программу дополнительного образования — 72 часа лекций, посвященных истории казачества, казачьему самоуправлению, основам православия, традициям.
Утвердившаяся на Дону система непрерывного казачьего образования — явление по-своему уникальное. Тут есть чем гордиться не только в региональном, но и в мировом масштабе. Собственно, и сделать это вскоре можно будет без труда — на V Всемирном конгрессе казаков, который этой осенью пройдет в Донском крае под подобающим случаю девизом — «Казачество: Единство, Церковь, Родина».
Первый московский кадетский корпус в этом году отпразднует юбилей — 240 лет со дня основания. Кадетскую форму этой школы, видел, пожалуй, каждый житель столицы, ведь эти дети (сейчас их 1337) — постоянные участники московских праздников, парадов и концертов, шествий и фестивалей. А еще они победители и призеры многочисленных олимпиад, абитуриенты, а после и студенты ведущих вузов страны. О том, что на самом деле представляет собой кадетство и почему корпус на самом-то деле не уменьшенная модель армии, рассказал mos.ru директор Первого московского кадетского корпуса Владимир Крымский.
Профиль — кадетство
— Владимир Яковлевич, расскажите, пожалуйста, что такое Первый московский кадетский корпус?
— Московский кадетский корпус — образовательное учреждение, дающее современное кадетское воспитание. Конечно, у него есть отличия от обычной школы. Кадеты — это не школьники, они живут, учатся и воспитываются здесь. У них абсолютно другой уровень минимальных результатов. Мы, например, считаем, что кадеты не имеют права учиться на тройки. И если для всех обычных школ очень важна высшая планка, которую достигают их выпускники, то для нас очень важна низшая, стартовая, которая точно выше, чем у всех школ Москвы.
— Получается, что все-таки кадеты отличаются от обычных школьников?
— Так сказать нельзя, это обычные дети, такие же, как во всей стране. Поймите, есть гражданские школы, где основным профилем является, условно говоря, медицинский класс. Но мы же не задаем себе вопрос: а чем же дети из медицинского класса отличаются от детей не из медицинского класса? Нет. Ни в коем случае нельзя ставить вопрос, чем отличаются дети. Дети не отличаются ничем.
Школа для мотивированных детей
— Расскажите, как стать воспитанником вашего кадетского корпуса?
— Для начала на официальном сайте надо прочитать условия приема, там все расписано. Поступить сюда несложно, все у нас очень прозрачно. Все испытания проходят на базе Московского центра качества образования. Мы никаких экзаменов не устраиваем. Но в этом году мы принимаем только седьмой класс.
— Почему с седьмого класса? Возраст более подходящий?
— Это возраст, когда ребенок может сказать родителям: «Нет, я не хочу в кадетский корпус». В пятом классе он этого сказать не может, поэтому вместо мотивированных кадет в пятом классе мы получаем мотивированных родителей, а это не одно и то же. Если у ребенка есть желание, значит, он мотивирован, мы из него что-то сделаем. А если он не хочет — как бы родители ни желали, никакого толку не будет.
Воспитанием, а не маршами
— Есть ли какие-то дополнительные предметы, которые изучают ваши ребята, кроме общей школьной программы?
— Надо понимать, что такое школьная программа и что такое внеклассное время. Школьная программа одинакова во всех школах России за редким исключением: у кого-то больше математики, у кого-то больше физики, у кого-то — русского языка и так далее.
А вот что в школе происходит после обеда — вопрос другой. У нас во внеучебное время ребята занимаются робототехникой, авиамоделированием, пилотажной подготовкой на тренажерах. Много спортивных секций: самбо, плавание, дзюдо, гимнастика и так далее.
Есть один час в неделю строевой подготовки, один час в неделю огневой подготовки. Все остальные воинские предметы — это в лагере, который проходит летом и зимой.
— Это довольно сильно отличается от того образа, который складывается у людей, не знакомых с кадетством. Чаще всего кадетские корпуса представляются маленькой армией. Это не так?
— Когда о кадетских корпусах думают, будто это место, где все ходят строем, кричат «Ура!» и колют штыком, нас это обижает. На самом деле задача образовательной организации — дать знания.
Дисциплина как таковая кадетам не нужна, им нужно воспитание. Для того чтобы кадет был нормальным гражданином, он должен быть воспитан, а не просто замордован строем, командами. Вот эта позиция сегодня реализуется в корпусе. Наша задача — выпустить кадета, блестяще образованного, прекрасно воспитанного и физически совершенного.
От учителя к ученику
— Высокие результаты, которые требуют от ребят, зависят и от качества преподавания. Владимир Яковлевич, расскажите про учительский состав, что за люди у вас работают?
— Безусловно, мы предъявляем очень жесткие требования к отбору учителей, намного жестче, чем к отбору кадет. Есть учителя, которые работают в корпусе уже десятилетия, это основа нашего педагогического коллектива. Есть молодые учителя, хорошо вписавшиеся в коллектив педагогов. Мы стараемся соблюсти баланс между опытными и молодыми преподавателями.
— А как проводится конкурс на должность учителя в Первом московском кадетском корпусе?
— Они должны пройти специальное тестирование в Московском центре качества образования по своему предмету, и плюс у нас здесь несколько ступеней отбора. Как правило, на одно освободившееся место претендуют до десяти учителей. У учеников конкурс при поступлении пять — семь человек на место.
— Конкурс среди учеников тоже не маленький, почему кадетский корпус так популярен?
— Наверное, это связано с общим подъемом патриотического сознания в России. Но на самом деле причин много. Конечно, часть родителей заинтересована в том, чтобы ребенок находился в серьезной воспитательной среде. Порой родители просто перекладывают ответственность на корпус. Очень много опекаемых детей, много сирот, много ребят, оставшихся без попечения, попавших в трудные жизненные ситуации.
Работа на результат
— Задача воспитать гармоничную личность решается успешно? Есть ли у ваших учеников результаты, которыми можно гордиться?
— Мы считаем приемлемым результатом, когда наши ребята поступают на бюджетные отделения самых лучших вузов самостоятельно, за счет своих знаний. Например, у нас реализуется проект «Всем классом в МАИ» — в следующем году целый класс будет поступать в этот университет. Один класс будет поступать в Университет имени Кикотя МВД. Задача главная — даже не баллы на ЕГЭ набрать, главная задача — поступление.
Что касается олимпиад, у нас есть и победители, и призеры предметной Всероссийской олимпиады, есть победители олимпиады по профессиональному мастерству. Сейчас ждем результатов заключительного всероссийского этапа.
— А много ли учеников поступает в высшие учебные заведения, связанные армией и силовыми структурами?
— Их намного больше, чем тех, кого привлекают гражданские вузы. У нас 80 процентов поступают в строгом соответствии с профилем. Но нужно понимать, что сегодня в корпусе есть не только военный профиль. У нас есть инженерный профиль МАИ, есть социально-правовой и множество других. Нет такого, что все учатся одинаково и все идут в армию. Каждый выбирает направление, последние два года занимается по нему и поступает в соответствии с этим профилем.
Кадетское движение получило новый импульс к развитию в 2014 году, когда в столице к 70-летию Великой Победы в общеобразовательных школах было открыто 70 кадетских классов. Сейчас кадетскую форму в Москве носят более 15 тысяч детей. В активе московских кадет за прошлый учебный год 29 побед и призовых мест во всероссийских олимпиадах. 52 кадета стали лауреатами творческих конкурсов международного уровня, 292 ученика — российского уровня, 1012 человек — городского уровня. В 2017 году свыше 90 процентов выпускников кадетских классов и учреждений поступили в вузы. 65 процентов получили студенческие билеты высших учебных заведений Минобороны и других силовых министерств и ведомств России.
А. Н. Гребенкин
НЕГАТИВНЫЕ ТРАДИЦИИ ВОСПИТАННИКОВ РОССИЙСКИХ КАДЕТСКИХ КОРПУСОВ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА
Работа представлена кафедрой истории России Орловского государственного университета.
Научный руководитель — доктор исторических наук, профессор С. Т. Минаков
Статья посвящена важнейшей составляющей социокультурного пространства кадетских корпусов — негативным традициям, бытовавшим в среде воспитанников. В настоящей работе на основе изучения мемуаров выпускников военных учебных заведений предпринимается попытка показать место негативных традиций в иерархии корпусных обычаев и традиций, выяснить место, время и условия их возникновения.
Ключевые слова: традиции, кадетский корпус, социокультурное пространство.
A. Grebenkin
NEGATIVE TRADITIONS OF RUSSIAN MILITARY SCHOOL CHILDREN IN THE FIRST HALF OF THE 19TH CENTURY
Key words: traditions, military school, social and cultural field.
В Российской империи военное учебное заведение являлось специфическим социокультурным микромиром, которому были свойственны неписаные традиции и обычаи, распространенные среди воспитанников. Отношение к учебе, преподавателям и товарищам, организация досуга — все зависело от передаваемых из поколения в поколение «старых кадетских традиций». Воспитанники, испытывая на себе их влияние в течение нескольких лет, мало-помалу усваивали культивируемые в кадетской или юнкерской среде ценности и оставались их рьяными защитниками даже после производства в офицеры. Можно поэтому с полной уверенностью утверждать, что традиции определяли не только внутреннюю жизнь военно-учебного заведения, но и основы мировоззрения русских офицеров.
Настоящая работа посвящена анализу сущности негативных кадетских традиций,
направленных против официальных порядков и их места в системе неофициальных традиций и обычаев, бытовавших среди воспитанников российских военных учебных заведений в первой половине XIX в. Цель исследования — сформулировать понятие негативных кадетских традиций, охарактеризовать отдельные традиции, выяснить их влияние на корпусную жизнь. В своей работе мы опирались в основном на опубликованные мемуары выпускников военных учебных заведений, содержащие сведения о «внутренней», повседневной жизни кадетских корпусов, не отраженной в официальной документации.
Сущность негативных традиций воспитанников военных учебных заведений. В самом широком смысле под традициями понимают элементы социального и культурного наследия (идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи), передающиеся от поколе-
ния к поколению и сохраняющиеся в течение длительного времени .
По определению В. М. Крылова и В. В. Се-мичева, «применительно к воспитанникам кадетских корпусов под традициями можно понимать такие наиболее существенные черты их военного, социального и нравственного облика, которые определялись, передаваясь от одного поколения кадет к другому, особенностями их воспитания и поведения» .
Более развернутое определение традиций дано Е. В. Климашкиной. Она подчеркивает поведенческую составляющую традиций: «Кадетские традиции — это передающиеся от поколения к поколению кадет и сохраняющиеся длительное время в кадетской среде общественные и воинские ценности, правила и нормы поведения» .
Стремясь представить дореволюционные военные учебные заведения в лучшем свете, почти все исследователи сознательно исключают из числа традиций наиболее брутальные и одиозные обычаи. Эту тенденцию наметил еще в 1884 г. К. Волховский, который в своей работе «Первый кадетский корпус» отнес к числу «старых кадетских традиций» лишь «честность, доброе имя и дух товарищества» .
Однако при внимательном изучении мемуаров бывших кадет складывается совсем иная картина. Разумеется, «честность, доброе имя и дух товарищества» — это кадетские традиции, но традиции вторичные, производные. Они относятся к числу положительных кадетских традиций, поддерживаемых начальством, включаемых в разного рода «Заветы кадету». Воспоминания же выпускников военных учебных заведений свидетельствуют о том, что в основе системы кадетских традиций лежали негативные традиции, сопряженные с грубостью, жестокостью, бытовым экстремизмом.
Негативными кадетскими традициями можно считать передающиеся от поколения к поколению кадет ценности, правила и нормы поведения, открыто противоречащие официальным порядкам и, как правило, оказывающие негативное воздействие на учебно-воспитательный процесс.
Если попытаться дать краткую характеристику негативным традициям, общим для столичных кадетских корпусов и Школы подпрапорщиков первой половины XIX в., то их можно выстроить в следующую иерархию:
1. Традиция противопоставления воспитанников воспитателям и настороженное отношение к последним, часто перераставшее во враждебность не только к начальству, но и к корпусным порядкам в целом. С одной стороны, существовала масса кадет, спаянная товарищескими узами, а с другой стороны, был официальный мир преподавателей и начальников, представители которого, как правило, насаждали нужные им порядки с помощью окриков, брани и розог.
2. Культ грубости и показного молодечества, неприязненного отношения ко всему невоенному. Его носителями были «старые кадеты» («закалы»), дурно учившиеся, систематически нарушавшие дисциплину и дерзившие начальству. Это была ответная реакция на грубость начальников и учителей.
3. «Цук» — традиция подчинения младших воспитанников старшим, которая часто выливалась в неприкрытое издевательство. Угнетателями в большинстве случаев были «закалы».
Положительные кадетские традиции складывались на основе негативных. Так, традиция товарищества была прямым следствием традиции негативного отношения к официальным порядкам. Распространение традиции патриотизма было во многом связано с презрительным отношением «закалов» ко всему нерусскому (особенно к иностранным языкам).
Время и место возникновения традиций. А. А. Михайлов считает, что ряд мрачных кадетских традиций (в частности, «цук») возник во второй четверти XIX в. Следует, однако, отметить, что первое упоминание о традиции «закальства» (в уже сложившемся виде) во Втором кадетском корпусе относится к 1822 г. , а угнетение старшими младших в том же корпусе возникло в самом начале XIX в. . В Первом кадетском корпусе «закалы» появились в директорство Ф.-М. Клингера (т. е. до 1820 г.) .
Можно поэтому с полной уверенностью говорить о том, что большинство кадетских традиций берут свое начало в царствование Александра I. Окончательно оформились они в 30-40-е гг. XIX в.
Что касается вопроса о месте возникновения традиций (сложились ли они в одном учебном заведении и затем распространились в другие или же возникли одновременно в разных кадетских корпусах), то здесь однозначный ответ вряд ли возможен. С одной стороны, между отдельными военно-учебными заведениями существовала вражда либо искусственно созданная изоляция (враждовали Первый и Второй корпуса между собой; воспитанники Школы подпрапорщиков неприязненно относились ко всем кадетам без исключения, считая себя выше их; кадетам Второго кадетского корпуса и воспитанникам возникшего при нем Дворянского полка было запрещено общаться друг с другом) . С другой стороны, изоляция никогда не была полной, и некоторые обычаи одного учебного заведения могли невольно усваиваться воспитанниками другого. Например, атрибутика «цука», сложившаяся в Школе гвардейских подпрапорщиков, в кадетских корпусах наложилась на давнюю традицию «воспитания» старшими кадетами младших .
Условия формирования кадетских традиций были обусловлены особенностями общей политики в сфере образования (в том числе военного) в начале XIX в. По мнению Т. И. Буковской, «характерной чертой правительственного курса в области военного образования явилось резкое сокращение в военно-учебных заведениях преподавания теоретических дисциплин. Одновременно увеличивалась продолжительность занятий по строевой подготовке, произошло ужесточение правил внутреннего распорядка, дисциплины. В большинстве кадетских корпусов воцарились очень суровые нравы… Был установлен надзор над преподавателями, учителя с вольнодумными взглядами увольнялись и преследовались. На воспитательские должности стали, как правило, принимать офицеров, многие из которых ввиду отсутствия специальных знаний отличались суровостью обращения с воспитанни-
ками» . А. А. Михайлов писал, что «воспоминания современников буквально переполнены рассказами о свирепых «секунах» и производившимися ими порках. Жестокость наставников порождала ответную жестокость и грубость питомцев» .
Влияние негативных традиций на социокультурное пространство военного учебного заведения. Негативные традиции, сложившиеся в первой половине XIX в., оказали большое влияние на жизнь кадетских корпусов как в этот, так и в последующие периоды. Их воздействие на кадет было не только отрицательным. Прямым следствием традиции негативного отношения к официальным порядкам была традиция товарищества, которая сплачивала воспитанников в тесную семью, освящала обычай взаимопомощи и взаимовыручки, воспитывала готовность и в будущем помогать сослуживцам, учила милосердию и состраданию, бескорыстию и самопожертвованию. Даже атмосфера всеобщей грубости и притеснений приносила кое-какие положительные плоды. В суровую армейскую среду выпускник корпуса приходил не как оторванный от реальной жизни мечтатель, а как закаленный боец, всегда готовый постоять за себя. Он обладал главным качеством, требующимся от него, — умел сражаться.
Однако традиции, сложившиеся в ответ на репрессии и насилие, априори должны были принести немало зла. Постоянная, упорная, бескомпромиссная война с преподавателями, жертвами которой были как кадеты, так и их наставники, мешала правильной постановке учебного процесса и лишила многих офицеров нормального образования. «Старокадетчина» стала настоящей язвой на теле среднего военного образования вплоть до начала XX в., зачастую приобретая чудовищно жестокие формы. Калеча воспитанников нравственно, умственно и физически, она поломала множество судеб. Даже «закал» платил за воспитание сильного характера непомерно высокую плату, разрушая в корпусе свой разум и душу. Менее сильные духом не получали ничего, кроме страданий. Знания приносились в жертву строевым упражнениям, книги — ружейным приемам, личность — массе. Всесто-
ронняя образованность времен просвещенного директора Сухопутного Шляхетного корпуса Ф.-Е. Ангальта сменилась невежественным солдафонством.
Что же касается «цука», то он был сложным и многоплановым явлением. Бесспорно отрицательными чертами «цука» были издевательство над младшими по возрасту (ограниченное определенными рамками в Николаевском училище и не имеющее границ в тех кадетских корпусах, где бытовал «жесткий» «цук») и развитие дурных сторон характера как «цукающих», так и «цукае-мых». С другой стороны, «цук» приносил и некоторую пользу: он приучал воспитанников к воинской дисциплине и уважению
старших, беспрекословному подчинению приказам, а в Николаевском училище — еще и к соблюдению установленных правил. Слабые духом воспитанники отсеивались, а остальные закалялись. Именно поэтому многие руководители военно-учебного ведомства не ставили своей задачей борьбу с «цуком», и он продолжал оставаться неотъемлемой чертой повседневной жизни военно-учебных заведений старой армии.
Что же касается самих воспитанников, то они воспринимали все без исключения традиции как нечто должное, освященное временем и по прошествии многих лет с благодарностью вспоминали о корпусе, давшем им путевку в жизнь, и о своих товарищах.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
2. Волховский К. Первый кадетский корпус. 1732-1863. СПб., 1884. 16 с.
3. Воспоминания бывшего воспитанника 2-го кадетского корпуса // Военный сборник. 1861. № 7. С. 141164.
4. Жервэ Н. П., Строев В. Н. Исторический очерк 2-го кадетского корпуса. СПб., 1912. Т. 1. 598 с.
5. Записки генерал-майора Н. В. Вохина // Русская старина. 1891. № 3. С. 547-566.
6. КлимашкинаЕ. В. Источники изучения педагогического опыта кадетских корпусов и военных гимназий дореволюционной России: дис. на соис. учен. степени канд. ист. наук. Ставрополь, 2006. 188 с.
7. Кропоткин П. А. Записки революционера. М., 1991. 544 с.
9. Михайлов А. Жизнь под барабан // Родина. 2003. № 1. С. 71-78.
10. Михайлов А. А. Руководство военным образованием в России во второй половине XIX — начале XX в. Псков, 1999. 463 с.
11. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., доп. М.: Азбуковник, 1999. 944 с.
12. Посмертные записки А. А. Одинцова // Русская старина. 1889. № 11. С. 289-322.
13. Скалон Д. А. Воспоминания // Русская старина. 1908. № 3. С. 692-709.