Многое сказано о том, что педагог должен быть профессионалом в своем деле, отлично знать материал и успешно применять на практике полученные знания. С таким утверждением не поспорить. Но ведь работник образовательной сферы – это не просто носитель и передатчик информации, но и участник живого образовательного процесса.
Одна эпоха уступает место другой, преображая современность. То, что даже 10 лет назад казалось невозможным, теперь считается нормой жизни. Меняется речь, вводятся новые понятия, обновляя портрет ученика. В отличие от взрослых, дети и подростки с их гибким мышлением очень живо откликаются на перемены, подстраиваясь под ритм своей реальности.
Содержание
1. Знать психологию современных детей
Кадр из сериала «Физрук»
Педагог в работе обязан понимать и принимать образ современного школьника, ведь от этого зависит достижение с ним положительного контакта.
Учитывая психологические особенности каждого возраста, учитель выстраивает доверительные отношения со всей аудиторией. Оказать помощь в этом деле могут не только педагогические труды прошлых лет, но и современные пособия, так как свежие идеи часто оказываются актуальнее для сегодняшнего поколения.
Кроме того, работник педагогической сферы должен проводить собственные наблюдения за подопечными. Анализируя трудности взаимодействия и опираясь на мнения известных ученых, важно делать выводы и решать проблему без ущерба для личности ребенка.
2. Способность заинтересовать учеников на уроке
Кадр из фильма «Гарри Поттер и тайная комната»
Умение заинтересовать учебным материалом – важнейшее качество современного учителя. Нужно стараться преподнести даже самую скучную тему в интересной форме. В этом учителю поможет грамотная речь, собственная увлеченность предметом и специальные педагогические методики.
3. Уметь работать с интерактивными устройствами
Кадр из фильма «Первому игроку приготовиться»
Современный педагог должен хорошо разбираться в управлении интерактивным оборудованием на занятии. На сегодняшний день техника выступает в качестве опоры для ученика и учителя. Компьютер, мультимедийные проекторы, интерактивные доски, планшеты – вот перечень необходимого минимума для проведения современного урока или лекции.
3. Находить баланс между строгостью и мягкостью
Кадр из фильма «Гарри Поттер и Орден Феникса»
Педагогу очень важно проявлять доброжелательность и безусловное уважение личности каждого ученика. Без этих качеств педагогу придётся сложно, и работа по профессии рано или поздно станет мучением как для него, так и для детей.
Но это вовсе не означает, что ученики могут проявлять неуважение к педагогу. Между ними обязательно должна быть дистанция. Проводя занятие, нужно помнить, что управляет процессом учитель. Он делает это для организации работы учеников и должен относиться к ним с объективной требовательностью.
4. Нужно уметь расслабляться
Кадр из фильма «Большая перемена»
Работа в сфере образования требует большой отдачи как физических, так и психологических ресурсов. Учителю важно уметь отдыхать, находить баланс между работой и отдыхом, не допуская перевеса в какую-либо сторону, иначе пострадает учебный процесс.
Некоторые педагоги не способны расслабиться даже после прихода домой. Чтобы этого избежать, можно, к примеру, найти интересное хобби, завести ритуал вечерних прогулок на свежем воздухе или заняться спортом.
5. Не забывать о цели профессии учителя
Кадр из фильма «Уроки французского»
И самое главное, следует помнить о том, почему ты решил стать педагогом. В идеале, предназначение учителя – вырастить умных, здоровых и социально-устойчивых личностей. Можно даже сказать, что педагогика не просто наука, а колыбель цивилизации, из которой выходит настоящее и будущее любого народа.
Хорошо знающий свой предмет, умеющий заинтересовать учеников, понимающий… забудьте эту лирику. Сейчас речь пойдёт не об обучении каких-то одарённых детей какающих бабочками, сейчас мы рассмотрим «массовый» случай.
Данная статья адресована моим настоящим и будущим коллегам, а также всем тем, кому по роду своей деятельности придётся руководить людьми и заставлять их что-то делать. Это командный состав силовых структур, управляющие, начальники различных коллективов и т.д. Вплоть до будущих президентов 🙂
Первое, и самое важное качество хорошего учителя (командира, руководителя) – это способность поддерживать дисциплину. Наверное, каждый из нас встречал в жизни «монстров», которые ещё ничего-то и не сделали и даже ничего не сказали – а их уже все боятся. Всё верно, без авторитаризма трудно. И чем «труднее» коллектив, тем жёстче должен быть наставник. Вспомним того же Макаренко, который «выводил в люди» беспризорников живительным рукоприкладством. Вот и весь гений педагогики.
С другой стороны, я встречал немало людей, в том числе среди своих учителей, которые ни разу не срываются на крик, но, тем не менее, успешно держали дисциплину. По моим наблюдениям, для них характерна официальность (в одежде, общем облике, манерах) и некоторая отстраненность от класса. Они никогда не переводят общение в личную плоскость, и поэтому на уроках меркнут даже «звёзды» – ну не интересно же – учитель не «ведётся» на различные выходки и никак не даёт себя показать. Нет, такие преподаватели вовсе не «сухари», они вполне дружелюбны и открыты, однако лишь в определённых рамках и в определённой мере.
Но и «диктаторов», и «официалов» объединяет второе ключевое качество успешного учителя:
Последовательность в своих действиях, а именно незыблемое следование принципу «сказал – сделал». Собственно, это даже не качество, а важнейший инструмент поддержания дисциплины. Если вы сказали, что поставите «двойку» за невыполненное домашнее задание, то вы просто обязаны её за это поставить. Если вы пообещали кого-то «оставить на 2-й год», то вы должны сдержать своё слово. Должны. Никаких поблажек, никакого прощения. В противном случае ваша репутация и статус учителя будут потеряны раз и навсегда.
По той же причине крайне нежелательно менять свои решения (даже ошибочные). Нет, конечно, бывают исключительные случаи, но на то они и исключения, чтобы подтверждать правило. В силовых структурах всё ещё жестче, как метко заметил один мой знакомый из МВД, «у нас приказы сначала выполняют, а затем обсуждают». И конечно, тут ум приходит пресловутая инструкция:
1) вождь племени всегда прав;
2) если вождь не прав, смотри пункт первый.
Разумеется, в любом коллективе найдутся недовольные существующим порядком, и даже бунтари. Всякий «разброд» следует пресекать (с той или иной степенью дипломатии), а последних субъектов просто давить. И один мой знакомый, умудрённый опытом педагог, как-то раз уточнил, что «таких надо не давить – таких надо Удавить». Или по возможности выдавить из коллектива. А иначе никак. Иначе «вынесут из класса», иначе «подсидят» подчиненные – иначе взорвётся склад с боеприпасами. Но это ещё малая беда, история знает примеры, когда мягкость царей и президентов приводила к трагедиям миллионов людей (большая просьба не обсуждать в комментариях конкретные персоналии).
Дисциплина и последовательность – самое важное, всё остальное вторично. Просто потому, что без этого не будет результата. И если не получается с дисциплиной, то профессия учителя и руководящие должности вам, к сожалению, не подойдут. От чего зависит успех? От характера. Да, для этого нужен определённый склад личности, и он либо есть, либо его нет. Ученики, подчинённые ОЧЕНЬ тонко чувствуют характер и быстро понимают, кто перед ними находится. И здесь не срабатывает внешняя атрибутика: можно быть грозным на вид и постоянно орать на учеников, но тебя всё равно никто не будет слушать. А есть люди субтильного телосложения, которые говорят в пол голоса – и все у них «ходят по струнке»!
Может так случиться, что вас назначат на руководящую должность. Тут надо или сразу отказываться (если это совсем не по душе), или постараться выдержать одну из описанных выше стратегий. Но в любом случае проявлять последовательность и выдерживать свою линию. Это аксиома. «Распустить» можно даже высокоинтеллектуальный и высоконравственный коллектив (в своих рамках, конечно, но «распустить»). Да, поначалу будет непривычно и даже неприятно, но, скорее всего, освоитесь и может и войдёте во вкус.
Итак, если рассмотренные выше вопросы РЕШЕНЫ, то разговор заходит о третьем не менее важном качестве успешного наставника.
Это простота и последовательность самого обучения. Материал следует излагать просто и коротко – чтобы понял КАЖДЫЙ (в идеале, конечно). Последовательно, от простого к сложному. Следует заметить, что у всех разные способности, и некоторые ученики могут не понимать (действительно не понимать) простых вещей. Тогда нужно объяснить ещё раз, и ещё если потребуется. Задача учителя – научить. То же самое касается директив и приказов. Они должны быть чёткими, простыми и однозначными. А если кто-то не знает где люк танка, тот будет мыть весь танк 🙂
Далее идут все остальные качества, о которых так много говорится в современной гуманистической педагогике. Это умение заинтересовать предметом, использование различных методик обучения, психологических приёмов и так далее. Всё это, конечно, тоже важно, но только в четвертую, пятую и десятую очередь. Часто говорят, что важным является умение заинтересовать. Отчасти да. Однако тут нужно понимать, что значительной, а чаще бОльшей части учеников предмет всё равно будет не интересен. Я вот, например, не особо любил историю. Ни древнюю, ни новую, ни новейшую. Ну не интересна она мне как наука, и всё тут. И с этим ничего не поделать. Таким образом, умение заинтересовать никак не может быть главным качеством педагога.
Возможно, некоторые захотят поспорить с построенным приоритетом, но я так подозреваю, они просто не сталкивались с реалиями. Сначала попробуйте использовать гуманные и прогрессивные методики на практике, а затем поспорим 😉 Нет, в этой статьей нет никакой жестокости. Успешный учитель – это не всегда жестокий, но обязательно жёсткий человек, и из метода «кнута и пряника» – первый нужен непременно. Такова уж человеческая натура. И в заключение поста приведу ещё одну «живую» цитату, запомнил дословно:
У нас начальник премию всем хорошую выписывает, с работы отпускает.
(пауза) Дурак какой-то.
Вот и вся благодарность. Весьма типичная.
Спасибо за внимание, и успехов вам в начинаниях!
1. Обижает детей, называет их плохими словами, кричит
«Вася, у тебя ума не хватает решить задачу, которую в детском садике решают», «Кто из тебя вырастет!», «Вы худший класс за всю мою работу в школе», и всё остальное.
2. Хлопает, шлёпает или толкает учеников
Нет ничего плохого в аккуратном прикосновение к спине, чтобы поправить осанку, а вот затрещина от физрука, грубое подталкивание к доске — уже не по правилам.
3. Заставляет делать что-то в качестве наказания
Учитель не имеет права наказывать детей, никак и ни при каких обстоятельствах. Ни ставить в угол, ни выгонять из класса, ни заставлять стоять весь урок за плохое поведение.
4. Не отпускает в туалет
Неважно, нужно человеку в туалет, умыться или попить воды. Терпеть до перемены — это вредно и унизительно. Да и вообще, «отпрашиваться» в туалет — довольно странный национальный ритуал. Особенно когда ведёшь бизнес-тренинг для взрослых, и кто-то из участников поднимает руку со словами: «Можно выйти?».
5. Не пресекает конфликты и травлю
Речь и о физической агрессии, когда один ученик лупит другого учебником по голове, и о моббинге, когда кого-то из детей целенаправленно обижают, а учитель ничего по этому поводу не предпринимает.
6. Отбирает личные вещи
«Дай сюда телефон / игрушку / наушники, получишь после урока / отдам маме». Люди не могут брать чужие вещи против воли владельца, и учитель — не исключение.
7. Решает проблему нехватки материалов за счёт детей
«Так, у вас же два учебника на парте? Дайте один этим обалдуям». Спросить, хочет ли кто-то поделиться, можно, а вот ставить перед фактом — нет.
8. Обсуждает и оценивает внешний вид
«Вырядилась, как не знаю кто». Или: «Отрастил волосы, подстричься пора!» Понятно, что у учителя есть свои представления о красоте, но делиться ими с детьми в такой форме точно не следует.
9. Касается уровня достатка семьи
«Маша, я, конечно, понимаю, что твой папа зарабатывает много, но давай ты не будешь ломать стул». «Петя, все уже сдали деньги на экскурсию. Ну, 250 рублей — не такая уж сумасшедшая сумма!»
10. Устанавливает разные правила для мальчиков и девочек
«Ты же девочка, должна писать аккуратно». «Ты же мальчик, чего плачешь?» Требования к аккуратности письма или степени эмоциональности от пола зависеть не должны. Разве что нормативы по физкультуре могут отличаться.
11. Привлекает к выполнению хозяйственных работ
Ребёнок не обязан мыть доску, переносить вещи, участвовать в генеральной уборке и выполнять другую работу, если ему не хочется этого делать.