День памяти: 28 июля / 10 августа
В нашем храме пребывает икона святителя Питирима, епископа Тамбовского с частицей его мощей.
Святитель Питирим, епископ Тамбовский, в миру Прокопий, родился 27 февраля 1645 (или 1644) года в городе Вязьме в Смоленской губернии. Его родители были благочестивыми христианами и привили своим детям любовь к Богу и Святой Церкви. Они научили Прокопия с благоговением чтить святые иконы, хранить православные обряды и предания. Изучив грамоту, святой Прокопий особенно полюбил чтение слова Божия и житий святых отцов и подвижников Церкви Христовой. Это способствовало формированию духовного облика будущего святителя. Мальчик удивлял окружающих трудолюбием, обширными знаниями и зрелостью суждений. Частое посещение храма развило в нем любовь к богослужению и церковному пению. Одаренный тонким художественным восприятием, святой Прокопий был искусным певцом, а также живописцем. Позднее он написал копии почитавшихся в Вязьме чудотворных икон. Святой Прокопий строго соблюдал посты, любил молиться и избегал праздных развлечений, детских шалостей и забав, что показывало его высокую аскетическую настроенность. Благоговея перед всеми святыми, Прокопий особенно чтил своего небесного покровителя — преподобного Прокопия Декаполита (VIII в.; память 27 февраля/11 марта), в день памяти которого он родился.
Достигнув совершеннолетия и решив всецело посвятить себя Богу, святой Прокопий попросил благословение родителей и поступил послушником в Вяземский Иоанно-Предтеченский монастырь, основанный преподобным Герасимом Болдинским (+1554; память 1/14 мая). Этот монастырь, расположенный вблизи Вязьмы, отличался строгостью устава, введенного его святым основателем. Вступив на путь монашеских подвигов, святой Прокопий стал с усердием подвизаться в посте, бдении и молитве. Неленостно исполняя возложенные на него монастырские послушания, он к обязательным трудам прилагал добровольные, стараясь никогда не быть праздным, читал наставления и жития святых отцов, стремясь в своей жизни подражать их подвигам.
На двадцать первом году жизни святой Прокопий был пострижен в монашество с именем Питирим. Через некоторое время он был рукоположен во иеродиакона и во иеромонаха.
Своей подвижнической жизнью молодой инок заслужил уважение монастырской братии и был избран игуменом. Опытный в духовной жизни, святой игумен умело управлял братией, милосердием и кротостью исправляя заблудших, примером своей жизни побуждал иноков к большему подвигу. В 1684 году он был возведен в сан архимандрита. Заботясь об укреплении в иноках духа строгого подвижничества, святой Питирим в своем служении проявил особую любовь к благолепию храмов. Под руководством мудрого наставника Предтеченская обитель достигла духовного расцвета.
Несмотря на всеобщее уважение, святой Питирим отличался глубоким смирением и кротостью. В своих трудах он все упование возлагал на помощь Божию. С 1681 года, когда Вязьма отошла к Смоленской епархии, в Предтеченском монастыре поселился викарный епископ Смоленского митрополита.
1 сентября 1684 года святой Питирим по благословению патриарха Иоакима (1674—1690) получил новое церковное послушание — был назначен на Тамбовскую кафедру. 15 февраля 1685 года в неделю блудного сына в Успенском соборе в Москве Святейший Патриарх Иоаким рукоположил его во епископа. Однако в Тамбов святитель отправился не сразу. Очевидно, на некоторое время он был оставлен при патриархе. Во время пребывания в Москве святитель Питирим изучил положение и нужды Тамбовской епархии и разработал план необходимых мероприятий для укрепления благочестия в своей пастве и распространения христианства среди иноверцев, в большинстве составлявших население того края.
Тамбовская епархия была образована незадолго до назначения на нее святителя Питирима — в 1682 году. Поэтому епархию населяли в основном люди, не просвещенные светом Христовой веры: язычники (мордва, черемисы, мещера), магометане (татары), а также раскольники. Среди населения было много ссыльных из центральной России и беглых преступников. Святителю Питириму предстояло бороться с язычеством, сектантством и грубостью нравов. Укрепив себя на предстоящий подвиг постом и молитвой и испросив благословение у мощей Московских святителей и чудотворцев и преподобного Сергия, святитель Питирим в начале 1686 года выехал в Тамбов. По пути он заехал в Воронеж для духовной беседы со святителем Митрофаном Воронежским (память 23 ноября/6 декабря и 7/20 августа). Торжественная встреча в первом городе епархии — Козлове — смутила смиренного святителя, поэтому в Тамбов он въехал с сопровождавшими его несколькими монахами и келейником Василием еще до восхода солнца, и лишь немногие благочестивые христиане встретили его в храме за ранним богослужением.
Из сохранившихся в записях дел святителя Питирима первым его делом по прибытии на Тамбовскую кафедру значится выдача во дни Святой Пасхи 1686 года грамоты Козловскому монастырю на построение каменного соборного храма во имя Святой Троицы. Повсюду стали строиться храмы, благолепному украшению которых святитель Питирим придавал особое значение. Дело это было особенно трудным из-за крайней нищеты населения. Умелое руководство и личная нестяжательность святителя позволили ему при малочисленных средствах достигнуть в этом деле значительных результатов. Только в Тамбове было построено несколько храмов — свой для каждой слободы города. После кончины святителя в епархии было 168 храмов.
Особую пастырскую заботу проявил святитель о монастырях. По его инициативе были построены и новые обители: женская Вознесенская в Тамбове (1692 г.), игуменией которой стала сестра святителя Екатерина, и мужская Тригуляевская во имя Крестителя Господня Иоанна (1691 г.) в семи верстах от Тамбова, в пустынном, окруженном лесами месте. Название эта обитель получила с связи с тем, что святитель Питирим любил уединение. Тонко ощущая красоту родной природы, которая возбуждала в нем чувство молитвенной благодарности к Творцу видимого мира, он при всякой возможности гулял в окрестностях Тамбова и в одиночестве предавался богомыслию. Однажды (15 сентября 1688 года) он, совершая прогулку с навестившим его святителем Митрофаном Воронежским и благочестивым иноком Иннокентием, просил у них совета о выборе места для построения обители. Все трое пришли в уединенное место, которое и благословили для основания обители.
Заботясь о благолепном украшении храмов и монастырей, святитель Питирим старался, чтобы и населенные пункты имели вид христианских поселений. Так, сразу по прибытии в Тамбов на крепостных воротах и в городских слободах, около караульных постов он установил распятия Христа Спасителя и иконы Божией Матери, которые привез с собой. Ограждая город иконами, святитель вверял его покрову Господа и Божией Матери и возбуждал в жителях благочестие. Привезенная святителем Питиримом копия чудотворной Смоленской иконы Божией Матери, выполненная, возможно, им самим, была поставлена в Преображенском кафедральном соборе в Тамбове. Эта икона, а также привезенные святителем Казанская (также написанная, вероятно, им самим) и Ильинско-Черниговская, получившая затем название Тамбовской иконы, были родительским благословением святителя.
Много трудов приложил святитель для обращения в христианство язычников и магометан и для вразумления раскольников. Край, где прежде процветали грабежи и разбой, благодаря трудам и молитве святителя Питирима стал краем религиозным. Обращение святителя к пастве отличались кротостью и доступностью. Объезжая свою епархию с проповедью слова Божия, святитель словом искренней любви к пастве, кротостью и смирением сеял в душах семена веры и благочестия. Святитель отличался удивительным снисхождением даже к нравственно падшим людям. Со всеми он обращался одинаково, ровно и кротко, как истинный друг и брат. В то же время он был по-отечески требователен. Его двери были открыты для всех приходивших за советом и помощью. Нетребовательный в личной жизни, он все свои средства тратил на храмы, монастыри и нужды ближних. Избегая всяких удобств, святитель совершал поездки по епархии в простой повозке.
Вновь открытые храмы требовали новых пастырей. Одной из забот святителя Питирима было избрание и подготовка кандидатов в священники. Он неукоснительно требовал, чтобы прихожане избирали кандидатами только грамотных людей. В своем доме он устроил специальную школу, где сам готовил избранного к принятию священного сана.
В 1694 году святитель Питирим приступил к строительству каменного кафедрального собора. Он не только внимательно следил за постройкой храма, но даже сам участвовал в строительных работах. Закончен он был уже после его кончины. При святителе был освящен только южный придел в нижнем этаже собора — во имя святителя и чудотворца Николая. Новый собор святитель снабдил за свой счет необходимой утварью, ризами (одна из риз святителя Питирима была передана позднее святителю Иннокентию Иркутскому).
Святитель Питирим с детства любил богослужение. Он часто служил и заботился о благоговейном исполнении служб, внятном пении и чтении. Нередко он сам становился на клирос, чтобы научить певцов правильному пению. Святитель учил свою паству с благоговением относиться к священным предметам. Заботясь о торжественности богослужений, он установил в праздничные дни крестные ходы из соборного храма в тот храм, где были престольные торжества.
Слава о святительских трудах Тамбовского архипастыря распространилась за пределами епархии. О нем было хорошо известно при дворе московских государей Иоанна и Петра Алексеевичей, которые неоднократно удовлетворяли прошения святителя Питирима о нуждах епархии. В 1690 году святитель Питирим участвовал в Соборе Русской Церкви, избравшим Святейшего Патриарха Адриана (1690—1700).
На архиерейской кафедре святитель Питирим не только не ослабил подвижнические труды, но еще более усилил монашеские подвиги. Среди благочестивых душевных занятий он не оставлял и физический труд. Около архиерейского дома святитель своими руками ископал колодец, над которым позднее была построена часовня, а с 1868 года к нему стал совершаться крестный ход для освещения воды. Однажды во время тяжелой болезни святителя Питирима Господь утешил его дивным видением. Во время молитвы святитель просил не здравия и продления жизни, но с любовью и надеждой испрашивал оставления грехов и дарования вечной жизни в Царстве Небесном. Он обратился с просьбой ходатайствовать о нем к своему покровителю, которому молился всю жизнь, — святому Прокопию Декаполиту. Во время этой молитвы ему явился преподобный Прокопий и стал молить о нем Господа. По молитве преподобного в облаке явился Спаситель и благословил святителя Питирима. После кончины святителя это явление было запечатлено на иконе, помещенной над его гробницей.
После болезни, во время которой святителю явился Господь и преподобный Прокопий, святитель Питирим прожил еще около трех лет. Но силы не вернулись к нему полностью и он постоянно недомогал, поэтому он не смог закончить многие из своих начинаний, в частности, достроить кафедральный собор. Кончина святого последовала 28 июля 1698 года в возрасте 53 лет. Он был с честью погребен в освященном им Никольском приделе нового кафедрального собора, над могилой его была устроена деревянная резная гробница.
После блаженной кончины святителя Питирима его духовная связь с паствой не прервалась. Сначала память святителя совершалась в Тамбовской епархии местно. От его гробницы совершались исцеления больных. В начале XIX века в тамбовском кафедральном соборе была заведена книга, в которой отмечались чудесные исцеления от гробницы святителя. Эти записи свидетельствуют, что к святителю Питириму с просьбой обращались не только православные, но и иноверцы. Божественные откровения побуждали людей со всех концов России ехать в Тамбов за благодатной помощью, истекавшей от гробницы еще не прославленного святого. В 1914 году, 28 июля, святитель Питирим был причислен к лику святых Русской Церкви.
Ныне мощи святителя Питирима находятся в Спасо-Преображенском кафедральном соборе города Тамбова. Сюда, к украшенной резною сенью раке, как и прежде, припадает православный люд, ища молитвенного покрова и предстательства великого светильника Церкви Русской — святителя Питирима.
На основе материала сайта: www.saints.ru
Просмотров: 1064
Много в нашем районе памятных и интересных мест. Но есть и такие, которые, не всегда радуя внешним благолепием, соединяют разные поколения, а в наши дни, свидетельствуют о возрождении православной веры. Любой путник может остановиться здесь, отдохнуть, помолиться.
Святые источники… Их на пичаевской земле несколько. А в прежние годы такие родники с живой водой были на территории каждой деревни, села.
Источник Пресвятой Троицы
Находится на территории районного центра Пичаево. Освящён в августе 2010 года настоятелем Свято-Троицкого храма с.Пичаево протоиереем Алексием (Ермаковым). Расположен в одном из левых отрогов ручья Громушка. Оборудован местными жителями. Круглый год здесь набирают холодную родниковую воду.
Источник в честь иконы Божией Матери «Неувядаемый цвет»
Расположен в конце пруда Типец (с.Пичаево) на правом его берегу. Освящён иереем Николаем (Булгаковым) в 2010 году. Здесь оборудовано прекрасное место, где разместилась икона Божией Матери «Неувядаемый цвет», стоят подсвечники. Придя сюда, любой путник может зажечь свечу, помолиться, испить холодной прозрачной воды.
Источник святителя Тихона Амафунтского Расположен на территории села Большой Ломовис. Родник был освящён священником Архангельской церкви с.Б-Ломовис отцом Михаилом в 1813-1815 годах, когда в нём чудесным образом была обнаружена икона святителя Тихона Амафунтского. С особым почтением относятся к этому месту и наши современники. Ежегодно в день памяти святителя, 29 июня, в часовне возле источника совершается божественная литургия. Сотни паломников со всего района спешат к роднику, чтобы омыться святой водой и обязательно набрать воды домой.
Источник в честь памяти пророка Божия Илии
Расположен в с.Подъём 2-е отделение совхоза «Подъём» на крутом склоне в километре от часовни, возведённой на месте бывшей церкви, престол которой был освящён в честь Архангела Михаила.
В 2010 году началась новая жизнь источника. Он был освящён, и тогда же здесь отслужили первый водосвятный молебен. Первую икону пророка Илии сюда принёс отец Геннадий (Великанов), настоятель Алексеевского храма села Байловка, который и освящал источник.
Источник апостола Иоанна Богослова
9 октября 2009 года иерей Геннадий (Великанов) освятил источник в с.Липовка. Родник на берегу речки Вышенка известен сельчанам с давних времён. Как и первые поселенцы, современные жители близлежащих домов берут отсюда воду. Её богатство и целебные свойства заключаются в минеральных солях, содержащихся в ней в оптимальном количестве.
Богослужения у родника проводятся ежегодно.
Источник Божией Матери «Целительница»
Между деревней Введенка и селом Гагарино протекает ручей, на котором находится святой источник. Его называют источником Божией Матери «Целительница».
Образование источника ознаменовано чудом. В 40-х годах прошлого века недалеко от ручья проживали две верующие женщины – Власова Мария Архиповна и Власова Марфа Никаноровна. Однажды ночью они услышали, что у ручья плачет женщина. Они решили, что им показалось. Однако на следующую ночь они снова услышали плач. Идти по темноте женщины не решились, но утром пошли туда, откуда, как им показалось, доносился странный звук и увидели в ручье икону Божией Матери. Женщины обо всём рассказали отцу Власовой М.Н. – Артамонову Никанору Ивановичу. Именно он обозначил место, где произошло явление иконы, установил крест и оборудовал колодец.
В советское время крест неоднократно спиливали, однако верующие люди его устанавливали вновь. О колодце с необыкновенно вкусной водой знали в округе все. Богослужений тогда не проводили, но люди всегда брали здесь воду, веря в её целебную силу, и получали помощь. И в наши дни набрать святой воды могут все желающие. Здесь оборудовано место для отдыха, установлены иконы, можно зажечь свечи. Особенно популярен источник на праздник Богоявления. Омыться крещенской водой из источника приезжает немало людей.
Святой источник в с. Рудовка
Источник существует с дореволюционных времён. Жительница села Аксёнова Мария Терентьевна (1935 г.р.) рассказывает, что её дед сразу после революции был на освящении этого источника. По его словам, приехал священник в праздничном облачении, высокого чина, собралось большое количество народа, источник освятили, а коммунисты разгоняли людей. В честь кого освящён, он не помнит, но икона Святителя Николая Чудотворца и сейчас стоит у источника.
Источник Архангела Михаила
21 ноября 2015 года иерей Георгий (Кузнецов) освятил источник в пос. Вернадовка. Родник известен сельчанам с давних времён. Находится на возвышенности недалеко от посёлка.
Источник Николая Чудотворца
Почитаемое место в селе Красивка. Освящён этот источник ещё до революции. Когда-то в этом месте было явление некого старца, очень похожего на Николая Чудотворца, поэтому священник местной церкви и освятил источник в его честь. С тех пор к источнику Николы «вешнего» шли для исцеления детей и больных и получали помощь.
Церковь была сожжена в 1922 году, но источник остался местом богослужения для местных монахинь и сельчан. Здесь есть, где помолиться, поставить свечу. Вода считается целебной до сих пор.
Горский родник
Почитаемое место в селе Питим — Горский родник.
До 30-х годов 20 века на его месте была небольшая деревянная часовня, в которой круглые сутки горела свеча. За этим следила монахиня, жившая рядом с источником.
Каждый год на Крещение питимцы собираются здесь для богослужения. Водосвятие — главное событие Богоявления. Для этого в Питиме прорубь, или иначе Иордань, всегда готова: три ключа ледяной воды, образующих единый родник, не замерзают и зимой. Даже далёкие от церкви местные жители хорошо знают Горский родник и в крещенскую ночь приходят сюда, чтобы омыться в богоявленской воде.
Вода в Крещенскую ночь чудодейственная. Она лечит душу и тело. К источнику большинство людей приходит не ради любопытства, а потому что православная вера живёт в их сердцах.
— Родник у нас необыкновенный, — говорит пенсионерка К.В.Клемешова и приводит пример из знойного лета. — Дождя в ту пору просили у Бога. Несколько раз молились здесь жители села, и прошёл благодатный дождь.
Хотя в данное время в селе есть водопровод, жители села ходят к роднику за вкусной и целебной водой. Она совершенно прозрачна и даже при длительном хранении не теряет свежесть.
Источник в честь Казанской иконы Божией Матери
Находится на территории села Покрово-Васильево. Освящение источника состоялось 6 июля 2010 года, чин освящения проводил настоятель Свято-Троицкой церкви села Пичаева протоиерей Алексей Ермаков, сельчан в этот день собралось более 50 человек.
Задумка возобновить былую славу родника возникла у В.П.Арестова года за два до этого. Он вспоминал, что ещё мальчишкой ходил к роднику с родителями. Тогда в воскресенье и праздничные дни, после службы в церкви, население сёл Покрово-Васильева, Липовки, Вышенки и деревни Васильево собиралось здесь, чтобы напиться студёной воды, набрать её с собой, умыться и получить оздоровление души и тела.
Постоянными посетителями этого родника были пастухи коллективных стад и личных подворий, косари в сенокос и труженики близлежащих полей в уборочную страду.
Затем про родник забыли, забросили, и он стал зарастать. Только с этим не смирился В.П.Арестов. После нескольких обращений в различные организации и к сельчанам, он нашёл у них понимание, и дело сдвинулось с места. Несколько месяцев шло восстановление источника. Работа была проведена большая. Прежде всего, родник очищен. Из дубовых пластин сделан накопитель воды. Проложен жёлоб для её подачи к обустроенному месту забора, построена купальня, установлен иконостас, благоустроена территория, выложены подходы к источнику и месту, где воду разбирают.
Возрождение святых источников – это признак возрождения духовности населения, их стремление прикоснуться к своим историческим корням, чтобы передать эту память новым поколениям.
«Дивный батюшка, дивный»
На старинном Петропавловском кладбище города Тамбова, слева от храма, есть скромная, но ухоженная могилка. Памятная надпись гласит: «Схиархимандрит Рафаил 1892 15 Х – 1976 25 III». Сорок лет прошло с тех пор, как она появилась, но и по сей день люди приходят на место захоронения, прикладываются к кресту, просят у батюшки святых молитв. Большинство могут сказать о нем только одно: это был старец. А значит – мудрый наставник, подвижник, молитвенник, предстатель пред Богом. Потому и неизгладим образ отца Рафаила в народе.
Многострадальный путь
Родина архимандрита Рафаила (Брыксина) – село 2-я Иноковка Кирсановского уезда. При крещении мальчик из простой крестьянской семьи был назван Лукьяном.
В 1913 году он поступил в число послушников Вышенской Успенской пустыни – одной из прославленных обителей России. Но пройти ровный путь инока в монастыре не получилось: его жизнь была наполнена неожиданными поворотами и частыми переездами.
В 1915 году юношу призвали в армию, где он обучался сначала солдатскому делу, а затем – военно-фельдшерскому. Довелось будущему батюшке и побывать на Германском фронте в Первую мировую, и в далеких чужих краях пережить смутное революционное время. В 1918 году он вернулся на Тамбовщину. Через два года принял постриг в монашество с именем Рафаил в Вышенской пустыни. Вскоре архиепископ Тамбовский и Козловский Зиновий (Дроздов) рукоположил монаха в иеродиаконы. В обители отец Рафаил пребывал недолго: в 1922 году он вынужден был вернуться в Иноковку, а в 1925-м и вовсе уехать в Новосибирск. Батюшку много раз арестовывали, держали по два-три дня в заключении и отпускали. Но свет праведника сиял незыблемо. Епископ Новосибирский Нафанаил заметил его и в сентябре 1925 года рукоположил в иеромонахи. На этой земле, в скромном сельском приходе, начался путь старческого служения отца Рафаила.
Через девять лет, уже в сане игумена, отец Рафаил снова вернулся в Иноковку. На Тамбовщине старцу тоже довелось кочевать с прихода на приход. Он служил в храмах села Калугино, села Трескино Инжавинского района. Долгое время был вынужден жить как простой человек, оставаясь при этом монахом в миру.
В годы Великой Отечественной войны батюшка служил в эвакогоспитале военным фельдшером. После Победы он поступил в вооруженную охрану Ярославской железной дороги, где проработал три года.
Как только появилась возможность, игумен Рафаил в очередной раз вернулся на родину. Никольская церковь села Пущино Ржаксинского района, Михаило-Архангельская церковь села Чернавка, Троицкая церковь села Бондари, Покровская церковь села Моршань-Лядовка Инжавинского района – за несколько лет на один за другим приходы переводили игумена. В Бондарях он претерпел гонения со стороны властей и даже прихожан. В 1959 году, истощенный морально и физически, батюшка уволился за штат. И только через два года он вновь вернулся к священническому служению. В декабре 1961 года отца Рафаила назначили настоятелем Михаило-Архангельской церкви села Питим, где он служил до апреля 1975 года.
Где бы ни оказывался отец Рафаил, он встречал любовь и почтение прихожан. К нему за мудрым наставлением приезжали люди из других районов области и даже из-за ее пределов. Он, в свою очередь, тоже лично посещал духовных чад в Тамбове.
В 1975 году многострадальный священник был возведен в сан архимандрита. Последним местом служения старца стала церковь в селе Александровка-Горюнки Сосновского района. 26 марта 1976 года батюшка мирно отошел ко Господу и был похоронен, согласно завещанию, в Тамбове.
Живое слово о старце
Старожилы хорошо помнили любвеобильного батюшку, великого молитвенника, целителя и прозорливца.
Схимонах Иоанн (Мокашов) на всю жизнь усвоил мягкий, ненавязчивый урок от старца:
— Захожу я в храм, там идет Литургия. Отец Рафаил служит сидя. Я подумал: «Как же так можно – Литургию служить сидя». Вошел в алтарь. Батюшка, заметив меня, молча приподнял одежды и показал ноги, все изъязвленные ранами. Он провидел мои мысли и обличил: что значит ревность не по разуму.
Свой благотворный след оставил батюшка в душе мальчика, беззаботно игравшего в футбол. Старец подозвал его и сказал: «Ты будешь священником». Тогда юному Владимиру об этом и не думалось, а впоследствии он стал одним из уважаемых протоиереев Тамбовской митрополии.
Схимонахиня Питирима (Мурзина) поведала об отце-архимандрите несколько удивительных случаев:
— Отец Рафаил уже с молодых лет был прозорливый, а расскажет, бывало, что-нибудь такое комичное, как блаженный. Случись, какой монах заскорбит, мало ли какие нападения, искушения, он сейчас прямо провидит, подбежит и утешит, рассмеются.
Потом его владыка Иоасаф пригласил в Тамбов, храм-то один был. Батюшка ответил: «Владыка, в Тамбов переводить меня хотите? Нет, меня из Бондарей никуда не переводите, я не пойду из деревни. Там я с Богом беседую, в алтаре стою один, а тут нужно: владыка повернется – то одному возглас сказать, то другому». Не пошел…
В 56-м году я собралась ехать на святые места, а тогда еще работала учительницей. Приходит к нам отец Рафаил, и я спрашиваю: «Отец Рафаил, благословите поехать в Почаев или в Киев, или в Загорск». А он мне говорит: «В Киев, Почаев тебе дорога набита гвоздями, а в Загорск езжай, езжай, там тебя преподобный Сергий давно-давно ждет». Поехали мы, я и еще две сестрички, под Троицу, престольный праздник в Лавре. И какое мне было тут большое утешение. Стояла в храме, все вышли уже, а я жду своих сестричек. Вдруг из алтаря выходит батюшка. Я, будто какая сила толкнула, побежала за ним взять благословение. На нем ветхий подрясничек, простой крестик, а глаза прямо вваленные, как будто он из затвора вышел на такой великий праздник. Подошли мы, благословение взяли у него, такая радость нас охватила, что не можем даже описать. Потом, как обычно, я заехала к матушке Серафиме Мичуринской и все рассказала. Она вдруг говорит: «Не сомневайся, сам преподобный Сергий вас благословил».
Когда отца Рафаила в Питим перевели, мы туда ездили. Он уже старенький был. Идем к нему с Жердевки, а он выходит на крылечко нас встречает: «Какие ко мне гости идут, я вас встречаю, как Авраам, с виноградом и с яблоками». Домик у него был, правда, и виноград. Угощал нас. Мы с ночевкой приезжали. У него какая-то маленькая была огорожена келеечка, там он спал, а нас в большой комнате положил. Причастились у него. Да, был дивный батюшка, дивный.
Александра Михайлова. При подготовке материала использована статья Олега Левина «Последний вышенский монах»