Это — икона Святой Троицы, написанная в Пскове в XV веке. На ней запечатлено явление Святой Троицы в виде трех Ангелов. Так Бог явился праведнику, праотцу Аврааму. О нем рассказывается в книгах «Ветхого Завета», поэтому икона называется «Ветхозаветная».
Бог — Бесконечен. Человеку невозможно ни понять Его Самого, ни исследовать Его путей. О Боге мы знаем только лишь то, что Он Сам открывает человеку.
Бог открывает Себя людям в Трех Лицах — в Святой Троице. Мы знаем Его как Отца, Сына и Святого Духа. У каждого Лица Святой Троицы есть Свои собственные черты.
И в то же время — Бог Един. Три Лица соединены между Собой, но Они не сливаются.
Древние церковные писатели говорили, что тайну Трех Лиц Святой Троицы можно уподобить горящей свече. Одно — это пламя, другое — свет от пламени и третье — тепло, которое рождается от пламени и разносится вместе со светом.
Пламя, свет и тепло — явления разные, но они существуют все вместе.
Бога-Отца можно сравнить с пламенем. Бог-Сын Рождается от Него, словно свет от пламени. А Бог-Дух Святой похож на тепло, которое тоже исходит от пламени, но разносится вместе со светом.
Конечно, это только сравнение. Оно лишь помогает объяснить человеку тайну Святой Троицы, но не исчерпать Ее.
Бог открывает Себя человеку с самого начала мира. Сначала человек узнавал Его как мудрого и доброго Отца, Создателя всего света. Затем люди увидели Бога-Сына — Бога ставшего человеком для того, чтобы человек мог сделаться Богом. Ведь через Бога-Сына, Господа Иисуса Христа, приходит Бог-Дух Святой, возвышая человека и делая его домом для Божества.
Господь Иисус Христос сделался человеком совершенно. Он жил на земле, и сохранились свидетельства Его земной жизни, в которой ясно видимо Божество.
Тайна Святой Троицы раскрывается для нас через Христа.
И. Кант внес свой вклад в дальнейшее развитие и утверждение основных особенностей новоевропейской культуры. Напомним, что ранее они были сформулированы нами следующим образом: активное отношение к миру («западный активизм») и формирование такого понимания научного знания, которое исключало бы из науки всякий субъективный произвол, сделало бы ее знанием общеобязательным — всеобщим и необходимым. Что касается первого (активизма), то здесь вклад И. Канта кажется не столь очевидным: философ делает акцент на активности во внутреннем (духовном) плане. С его точки зрения, сфера подлинной свободы — это сфера духа, т.е. сфера внутреннего мира человека. Именно в своем духовном мире человек волен самоопределяться по собственному усмотрению в отличие от мира природы. В последнем царствует необходимость, что подтверждается открываемыми наукой законами природы. Законы природы, формулируемые наукой, действуют с железной необходимостью, не зависящей от человека. Обоснованию и изучению сущности научных (т.е. общеобязательных) истин посвящена значительная часть творчества мыслителя, прежде всего его знаменитый труд «Критика чистого разума» (1781).
«Критика» для И. Канта — это уяснение возможностей и границ, в данном случае — познавательных способностей человека. Одной из таких способностей является то, что у мыслителя получило название «чистого разума». Чистый разум — это способность к теоретическому, т.е. научному мышлению. Этим он отличен от практического разума — способности человека строить свои отношения с другими людьми, определенным образом вести себя. Согласно И. Канту, как теоретический, так и практический разум имеют свои возможности и пределы, в рамках которых они только и могут быть признаны компетентными. Они не только взаимно ограничивают друг друга (практический разум полагает границы чистому разуму и наоборот), но и заключают ограничения внутри себя. Последнее означает, что разум, как и все другие познавательные способности человека, имеет свою внутреннюю структуру и закономерности функционирования. Следовательно, эти способности могут быть изучены строго научно. По сути дела, в этом состояло великое открытие И. Канта — он показал, а затем раскрыл, что процесс познания может быть рассмотрен особо, отдельно от других. Гносеология (наука о познании) может быть построена как точная наука на манер математического естествознания. Построению такой науки о познании посвящена значительная часть творчества мыслителя. Она во многом совпадает с его философией в целом. Сам И. Кант сравнивал свой подход с революцией, совершенной Н. Коперником. Своеобразный «коперникианский переворот», произведенный И. Кантом, состоял в том, что мыслитель предложил переместить центр рассмотрения (подобно тому как Н. Коперник переместил центр мира) с того, «что познается» (предмета познания), на то, «с помощью чего и как познается» (познавательные способности человека). Решая задачу создания гносеологии, отвечающей критериям научности, И. Кант поступал в соответствии с духом эпохи. Одновременно он вносил новый вклад в торжество новоевропейской науки. Заложенный Р. Декартом взгляд на общеобязательный и в этом смысле «безличный» характер научного знания получил у И. Канта дальнейшее развитие. Но И. Кант переносит подход, примененный до него в сфере естествознания, на ту сферу, которая издавна была сферой метафизики. Теперь ему необходимо провести новые разграничительные линии между наукой и нравственностью, между наукой и личной душевной жизнью и даже между последней и этикой (наукой о нравственности). Система разграничительных линий — характерная черта философии И. Канта, на нее следует обратить особое внимание. Характерен пример, который приводит в своей книге известный русский философ Ф. Степун (1889-1965). Ему довелось быть учеником профессора В. Виндельбанда, глубокого знатока творчества И. Канта, одного из представителей школы неокантианства, возникшей в конце XIX — начале XX в.
«В семинаре Виндельбанда шла оживленная дискуссия о свободе воли. Виндельбанд разъяснял свою (в основе кантовскую) точку зрения, согласно которой признание за человеком свободной воли с научной точки зрения невозможно, а с нравственной — необходимо. Вполне понимая эту методологическую мысль, я все же настойчиво допрашивал Виндельбанда, какая же точка зрения, научная или этическая, соответствует высшей истине. С непринятою в университете горячностью я доказывал маститому философу, что его методологическое разрешение проблемы было бы допустимо лишь в том случае, если бы у каждого преступника было бы две головы: одна для снесения с плеч, как того требуется с нравственной точки зрения, согласно которой человек отвечает за свои поступки, а другая для оставления ее на плечах ввиду господства над душою человека закона причинности, не признающего различия между добром и злом. Это мое соображение Виндельбанд спокойно и снисходительно парировал выяснением третьего методологического ряда. Вопрос о наказании разрешался им и не в научнопричинном, и не в этически-нормативном плане, а в плане целесообразности. Наказание преступника он оправдывал необходимостью охранения общества и государства от «асоциальных элементов». В связи с такой постановкой вопроса Виндельбанд допускал ослабление наказания в благополучные времена и требовал резкого его усиления в эпохи войн и революций. Этот «цинизм» до глубины души возмутил меня… Когда спор окончательно загнал меня в тупик, я, набравшись храбрости, в упор спросил его: как, по его мнению, думает сам Господь Бог, будучи высшим единством мира. Он ведь никак не может иметь трех разных ответов на один и тот же вопрос… Ласково улыбнувшись мне своею умно-проницательной улыбкою, он ответил, что на мой вопрос у него, конечно, есть свой ответ, но это уже его «частная метафизика» (Privat metaphysik), его личная вера, не могущая быть предметом семинарских занятий».
Кантовская философия в двух ее важнейших разделах — учении о познании и этике — сознательно строится по образцу объективной науки. (Основные черты этого образца разработаны Р. Декартом и другими мыслителями XVII в.) А раз это так, то в такой философии для интимных откровений и душевных излияний уже нет места. Личные взгляды превращаются в частное дело индивида — «приватную метафизику», по словам В. Виндельбанда. Они не только не могут быть предметом университетского семинара, но и не должны определяться государственной или иной властью, контролироваться ею. Отсюда прямо вытекает идея либерального государства. Одним из основоположников этой идеи по праву считается И. Кант, о чем мы специально скажем ниже. Пока же вернемся к общей характеристике кантовской философии.
В результате кантовского переворота в философии изучение познавательных способностей становится важнейшей философской темой. Таким образом, гносеология, или учение о познании, оказывается отправным пунктом кантовской системы. И. Кант выделяет три формы, или три главные способности познания — чувственность (органы чувств), рассудок, разум. Однако интересуют они мыслителя лишь постольку, поскольку участвуют в производстве знания особого типа — знания необходимого и всеобщего. Это то самое знание, которое со времен Р. Декарта только и может считаться подлинно научным. Такое знание выражается через суждения определенного типа. Согласно Канту — это «синтетические суждения априори», или «априорные синтетические суждения». Их отличают две характеристики. Во-первых, они не вытекают из опыта; в них констатируется то, что носит доопытный — «априорный» — характер. Этим они отличаются от суждений опытного — «апостериорного» — характера. Во-вторых, в них полагается нечто новое, не содержащееся в понятии того, о чем в них сказывается. Этим они отличаются от суждений аналитических. В последних предикат вытекает из субъекта, например: «тело есть нечто протяженное». Эта истина имеет всеобщий характер, но только потому, что протяженность уже содержится в понятии тела. Это суждение аналитическое.
Синтетические суждения априори характерны для математики: арифметики и геометрии. Все арифметические операции суть не что иное, как такого рода суждения. На чем основывается наше убеждение в их истинности? Или же, например, геометрический тезис о том, что кратчайшее расстояние между двумя точками есть прямая, — почему он нам кажется естественным? Ответ И. Канта таков. В основе арифметики лежит наше представление о временной последовательности, о промежутке между «до» и «после». Само понятие числа есть промежуток между «до» и «после». Что такое число «3»? Это то, что расположено между «2» и «4», предыдущими и последующими числами. Мы воспринимаем мир не хаотически, а в определенной временной упорядоченности. Именно это и рождает способность к счету, а вместе с ней и возможность арифметики. Аналогичным образом пространственная упорядоченность нашего восприятия есть условие и гарантия истин геометрии. Следовательно, пространство и время, как формы упорядочения мира, суть условия возможности математики как строгой науки. Вместе с этим становится возможным математическое естествознание, построенное не только на экспериментальных констатациях, но формулирующее истины, не зависящие от наблюдений, т.е. всеобщие и необходимые.
Учение И. Канта о связи математики с пространственно-временной упорядоченностью вызвало к жизни самые разнообразные суждения. Дискуссия среди философов и математиков не затихает и по сей день. Она уже давно перешла в сферу довольно специальную, получившую название «философии математики». Поэтому ограничимся замечанием относительно того, что, с точки зрения предложенной нами трактовки И. Кант ничего не говорит о природе пространства и времени как таковых. Он лишь утверждает, что человек воспринимает мир не иначе как форму пространственно-временных отношений. Именно поэтому он называет пространство и время «априорными формами чувственности». Пространственно-временная упорядоченность восприятия лежит в основе всех иных форм упорядочения и, в конечном итоге, в основе научного знания в его теоретической форме. В связи с этим адресуемые И. Канту упреки в субъективизме его учения о пространстве и времени — не более чем недоразумение. Эти упреки — следствие отрыва при рассмотрении данного учения от той задачи, в рамках которой его развивает И. Кант, а именно от исследования познавательных способностей человека относительно возможностей производства знания всеобщего и необходимого, т.е. научно-теоретического. И можно смело констатировать, что уже на одном из первых этапов этого исследования И. Кант обнаружил связь между, казалось бы, далекими вещами — истинами математики и тем способом, каким человек воспринимает мир посредством органов чувств — пространством и временем. Характер этого восприятия не зависит от человеческого произвола и в этом смысле является общим для всех людей. Тем не менее ученый исходит из того, что восприятия отдельных людей очень разнятся между собой. Поэтому при изучении закономерностей познания на всех его этапах нужно исходить из представления о некоторой модели познавательных способностей «человека вообще». С этой целью И. Кант вводит специальное понятие «трансцендентальный субъект».
- Степун Ф. Бывшее и несбывшееся. М., 1994. С. 81.
Содержание
Формирование официального вероубеждения
Когда в 318 году разгорелся спор вокруг темы Троицы между двумя церковными служителями Александрии – дьяконом Арием и священником Александром – в дело вмешался император Константин.
Хотя христианское вероубеждение было для него совершенно чуждым, он прекрасно понимал, что единая церковь служила залогом сильного королевства. Переговоры не привели к положительным результатам, и Константин созвал первый в истории христианства Вселенский Собор, чтобы решить вопрос раз и навсегда.
Спустя шесть недель после первого собрания 300 священников в Никее в 325 году была составлена доктрина Троицы. Теперь Бог христиан имел три ипостаси, или три сущности: Отца, Сына и Святого Духа.
Церковь настаивает на своем
Несмотря на старания и надежды Константина, дело на том не завершилось. Арий и новый епископ Александрии Афанасий продолжали спор даже после утверждения вопроса Никейским Собором. Арианами стали называть всех, кто не придерживался убеждения о Троице.
Никейское кредо не было признано официальным до Халкидонского Собора в 451 году, созванного Папой. Любые пререкания по этому поводу более не допускались. Говорить против Троицы отныне считалось богохульством и было чревато суровым наказанием вплоть до казни. Теперь христиане калечили и убивали тысячи людей за инакомыслие.
Спор продолжается
Жестокое наказание и смертельная угроза не положили конец дискуссиям вокруг Троицы, которые продолжаются и по сей день.
Большинство христиан на просьбу объяснить этот главный принцип их религии, отвечают лишь: «Я верю в это, потому что мне так сказали». Многие не дают объяснения, ссылаясь на таинство вопроса, хотя в 1-м послании Коринфянам (14:33) говорится:
«…потому что Бог есть Бог не беспорядка, а мира».
Христиане-унитарии сохранили учение Ария о единственности Бога, они не признают Троицу. В результате, основное направление христиан ненавидит их, а Национальный Консилиум Церквей отказывается их принять. Унитарии сохранили надежду, что когда-нибудь христиане вернутся к учению Иисуса.
«…Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи» (Лука 4:8).
Ислам и Троица
В Исламе, в отличие от христианства, нет проблем с определением сущности Бога.
«Не уверовали те, которые говорят: «Аллах является третьим в троице». Нет божества, кроме Единственного Бога!» (Коран 5:73).
Сьюзан Ханиф в своей книге «Что каждый должен знать об Исламе и мусульманах» коротко и ясно объясняет:
«Но Бог не похож на пирог или яблоко, которое можно разделить на три равные части, формирующие одно целое. Если Бог имеет три личности или три части, он явно не Единственный, Уникальный, Неделимый, каковым Бог в действительности является и в которого якобы верят христиане».
Итак, христиане утверждают, что Бог – это Отец, Сын и Святой Дух. Если Бог – и Отец, и Сын, тогда Он – Отец самого себя и Сын самого себя. Не совсем логично…
Христианство называет себя монотеистической религией. Но основное положение монотеизма, что Бог, все таки, один. В Исламе христианское убеждение о Триединстве Бога считается политеизмом (многобожием). Христиане почитают не одного Бога, они почитают трех.
Разумеется, христиане не могут оставаться равнодушными к такому размышлению мусульман. В ответ они обвиняют мусульман в полном непонимании идеи Троицы и заявляют, будто в Коране Аллах представляется Отцом, Иисус – Сыном, а Мария – его Матерью. Мысль о поклонении Марии была предложена Католической Церковью в 431 г., тогда ее надели статусом «Богоматери». Более подробное изучение аятов Корана, часто цитируемых христианами в подтверждение своих обвинений, опровергает их заявление, будто в Коране Мария предстает как часть Троицы.
В Коране Господь строго порицает и идею о Троице (Коран 4:171; 5:73), и поклонение Иисусу и его матери Марии (Коран 5:116), а также ни в одной суре не обозначает трех элементов христианской Троицы. По Корану совсем неважно, Кто или Что является ее составляющими. Важно то, что само понятие Троицы оскорбляет представление об одном Боге.
Убеждение о Троице полностью выдумано человеком, не существует ни единого божественного утверждения в ее поддержку просто потому, что идее о Троице нет места в монотеизме. В Коране – последнем Откровении Бога человечеству – довольно четко обозначена Его позиция:
«…ваш Бог – Бог Единственный. Тот, кто надеется на встречу со своим Господом, пусть совершает праведные деяния и никому не поклоняется наряду со своим Господом» (Коран 18:110).
«Не поклоняйся наряду с Аллахом никакому другому богу, а не то будешь брошен в Геенну порицаемым и отверженным» (Коран 17:39).
Ибо как Всевышний сообщает нам в послании, повторяющемся во всех ниспосланных Им Писаниях:
«Я же – ваш Господь. Поклоняйтесь же Мне!» (Коран 21:92).
Примечания:
What Everyone Should Know About Islam and Muslims (Library of Islam, 1985) (pp. 183-184)
«О люди Писания! Не проявляйте чрезмерности в вашей религии и говорите об Аллахе только правду. Мессия Иса (Иисус), сын Марьям (Марии), является посланником Аллаха, Его Словом, которое Он послал Марьям (Марии), и духом от Него. Веруйте же в Аллаха и Его посланников и не говорите: «Троица!» Прекратите, ведь так будет лучше для вас. Воистину, Аллах является Единственным Богом. Он пречист и далек от того, чтобы у Него был сын. Ему принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Довольно того, что Аллах является Попечителем и Хранителем!» (Коран 4:171).
«Вот сказал Аллах: «О Иса (Иисус), сын Марьям (Марии)! Говорил ли ты людям: «Примите меня и мою мать двумя богами наряду с Аллахом”?» Он сказал: «Пречист Ты! Как я мог сказать то, на что я не имею права? Если бы я сказал такое, Ты знал бы об этом. Ты знаешь то, что у меня в душе, а я не знаю того, что у Тебя в Душе. Воистину, Ты – Ведающий сокровенное» (Коран 5:116).
День Святой Троицы или Пятидесятница празднуется на 50-й день после Пасхи. В этот день православные христиане вспоминают, как на апостолов сошел Святой Дух в виде языков пламени и они стали проповедовать Евангелие на разных языках. По традиции на Святую Троицу храмы украшают зелеными ветвями, прежде всего, березы, которая в России является одним из символов этого праздника. Среди интересных фактов про праздник отмечается, что в честь Пресвятой Троицы названо одно из «титулованных» учебных заведений в мире – колледж Тринити в Кембридже.
Рождение христианского праздника Святой Троицы, как считают историки, произошло в конце мая 30 г. н. э. и совпало с ветхозаветным праздником Пятидесятницы, поэтому церковный календарь сохраняет оба термина. Само же название «Пятидесятница» (от греч. Пэнтэкостэ) означает, что праздник совершается через пятьдесят дней после Пасхи (как у евреев, так и у христиан).
Праздник называют также Днем Святой Троицы, потому что в этот день всему человечеству открылась тайна, что Бог Один, но в Трех Лицах — Отец, Сын и Святой Дух. Поклонение и исповедание Пресвятой Троицы как Триединого Бога является основополагающим догматом христианской веры.
В этот день Церковь отмечает день своего рождения, которое произошло в момент схождения на апостолов Святого Духа. Именно после этого события ученики Христа начали проповедь Евангелия по всему миру. В том, что апостолы стали говорить на разных языках, которых не знали прежде, раскрывается особый смысл Пятидесятницы. Это было дарование, необходимое для проповеди Евангелия.
Икона праздника
В современной Церкви считается, что глубже всего тайну Пресвятой Троицы сумел символически выразить преподобный Андрей Рублев. Его «Троица» является каноническим изображением христианской веры в Триединого Бога.
Интересные факты о празднике:
На Троицу православные храмы обычно украшают ветками березы, а пол застилают травой. Эта традиция связана с тем, что во время Сошествия Святого Духа иудеи вспоминали дарование Закона на горе Синай. В этот день все украшается свежей зеленью, а в жертву Богу приносят первые фрукты, овощи и пшеницу нового урожая.
В храмах совершается великая вечерня, на которой поются стихиры, прославляющие Святого Духа, читаются молитвы, во время которых все верующие стоят на коленях. Таким образом, этой вечерней завершается послепасхальный период.
Во многих странах сложились свои традиции празднования Дня Святой Троицы. Так, например, в Италии в память о Схождении Святого Духа принято разбрасывать лепестки роз из-под куполов храма. Во Франции во время богослужения звучат трубы в память о сильном ветре, который поднялся в Сионской горнице. А в Англии проходят шествия в сопровождении духовых оркестров и хоров, пишет «Фома».
В честь Пресвятой Троицы названо одно из самых крупных и «титулованных» учебных заведений в мире – колледж Тринити в Кембридже. Здесь получили образование Исаак Ньютон, Натан Ротшильд, Нильс Бор, лорд Байрон, Владимир Набоков. За всю историю учебного заведения его сотрудники получили 31 Нобелевскую премию. Тринити-колледжи, или колледжи Святой Троицы, существуют в нескольких городах Великобритании и англоязычных странах, старейшие из них — в Кембридже и Дублине.
В 1546 году указом короля Генриха VIII были объединены в одно учебное заведение два старейших вуза Британии – Майклхаус, основанный в 1324 году, и Кингс-холл, основанный в 1317 году. Так был образован этот колледж, сообщается на сайте Inostudent.ru.