Конечно, дать однозначный ответ на этот вопрос нельзя. Все зависит от
того, с какой целью вы туда пришли. Многим нравится бывать в пустующем
храме, когда не совершается богослужение. Почему? Кто-то ищет в храме
уединения, возможности в тихой, спокойной обстановке подумать о Боге, о
вечных, непреходящих ценностях, о своей душе, жизни, попросить помощи,
вразумления, просто помолиться.
Другого, напротив, больше привлекает богослужение: красивое пение,
благолепие в совершении священнодействий, храмовая архитектура, иконы,
характерный для церкви аромат ладана, смешанного с кадильным дымом.
Кто-то не выбирает специально времени: зашел, когда возникла
необходимость, или просто когда получилось. Кто-то нуждается в совете
священника. Есть и те, кто заходит просто из любопытства.
Бывать только в пустующем храме, избегая богослужений, как правило,
предпочитают люди еще не вполне воцерковленные. Это нормально. Не все
могут сразу и в полной мере увидеть богатство и полноту жизни Церкви. Не
напрасно в древности, каждый, желающий присоединиться к обществу
верующих, проходил процесс т.к. называемого оглашения (устного научения в
основах Христовой веры), который продолжался, как правило, несколько
(!) лет.
Но большинство людей предпочитают, все же, молиться за
богослужением. Ведь главное богатство Церкви состоит именно в
богослужении и совершаемых во время богослужения таинствах. За
богослужением достигается то, чего невозможно достичь в уединенной
молитве: это то, что называется «соборностью»: когда вся Церковь молится
единым, обращенным к Богу гласом обо всем, в том числе и о нуждах
каждого члена Церкви. Такая молитва скорее будет услышана Богом. Не
напрасно в древности, когда случались какие-либо бедствия, войны и т.п.
весь народ обращался к Богу в едином молитвенном прошении. И всегда это
прошение было услышано.
Итак, когда же лучше придти в храм, чтобы помолиться за богослужением, или, напротив, побыть одному?
Если вы хотите побыть в одиночестве, лучше придти в будний день
между утренней и вечерней службами. Однако имейте в виду, что в
некоторых храмах вечерней службы в будние дни не бывает; обычно такие
храмы открыты до 17–18 часов или даже дольше, но могут и закрываться
вскоре после окончания утреннего богослужения (это встречается реже).
Некоторые храмы, в которых совершается вечернее богослужение, имеют
обыкновение закрываться днем на уборку. Старайтесь не планировать
посещение храма в вечернее время (после 19 часов): все храмы обычно
закрываются сразу после окончания вечернего богослужения.
В субботние, воскресные и праздничные дни (имеются в виду церковные
праздники) храмы, как правило, бывают открыты в течение целого дня,
однако в эти дни вам вряд ли удастся побыть в храме одиночестве.
Если вы желаете помолиться на богослужении, то желательно заранее
узнать расписание богослужений в храме, который вы собираетесь посетить.
Конечно, такая возможность есть не всегда, поэтому далее, в разделе
Коротко о церковных службах., Вы прочтете о том, в какие дни и в какое
время обычно совершаются богослужения в разных храмах.
Конечно количество молящихся в храмах в различные дни неодинаково:
если вы решите посетить храм утром в воскресный день, то скорее всего,
будете молиться в полностью заполненном храме; накануне, в субботу
вечером, народу обычно заметно меньше (любой церковный праздник, в том
числе и воскресный день начинается с праздничного вечернего богослужения
накануне самого дня праздника).
Конечно, когда в храме много молящихся – это замечательно (выше уже
говорилось о значении соборной молитвы), но не каждый может себе
позволить бывать в заполненном народом храме. Причины могут быть самые
разные: пожилые (составляющие, кстати, немалый процент от общего числа
прихожан) и имеющие слабое здоровье люди, например, не могут долго
стоять (к тому же, практически без движения; несмотря на то, что в любом
храме можно найти пару небольших скамеечек, свободных мест на них в эти
дни обычно не бывает), кто-то плохо переносит духоту (к сожалению, это
проблема актуальна практически для всех храмов), кто-то посещает храм с
маленькими детьми; всех причин не перечислишь. Хорошей альтернативой в
этих случаях может служить посещение утреннего богослужения в субботу:
на нем обычно не бывает много народа. Ну а в будние дни храмы почти
пусты.
Конечно, наряду с очевидными плюсами, выражающимся в небольшом
количестве прихожан, предпочтение утренних субботних и будничных служб
имеет и один весьма существенный минус: насладиться красивым пением в
эти дни вам вряд ли удастся. Дело в том, что так называемый «правый хор»
с хорошими, профессиональными певцами поет только по воскресеньям и
большим церковным праздникам (не забудем и про вечерние службы
накануне). Впрочем, это не самое важное – есть в богослужении вещи более
существенные.
И все же отметим, что посещение храма в воскресные дни
предпочтительнее, ведь именно в этот день воспоминается главнейших из
христианских праздников: Воскресение Христово – Пасха (иногда
воскресенья даже называют малой Пасхой). Поэтому, если вы посещаете
храм, или желаете его посещать, то хотя бы иногда приходите туда именно в
эти святые дни.
Что касается дней церковных праздников, то если такой праздник
случается в будний день, храм обычно заполнен меньше, чем в воскресный
день, а молящиеся – в основном пожилые люди (что вполне объяснимо, ведь
день обычно это рабочий день). Работающие же прихожане стараются
посещать вечернее богослужение накануне, поэтому и народу на нем может
быть даже больше, чем в сам день праздника.
В любом случае хотелось бы вам посоветовать заранее узнать в какое
время возможно посещение того храма, в который вы ходите, или, возможно,
пойдете в будущем. В большинстве случаев это будет ближайший храм к
вашей работе или дому.
Ст. преподаватель Православного
Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета
Венцель Олег Вадимович
Для всякого христианина — будь то православный, католик или протестант — этот вопрос покажется странным и ненужным. Испокон веков христиане празднуют воскресенье, как день величайшего чуда в истории: воскресения из мертвых Господа Иисуса Христа, как день решительной победы жизни над смертью. Это празднование вошло в жизнь так крепко, что даже советская «пятидневка» не смогла его перебить; к нему все привыкли: это законный недельный отдых для всех. Этот обычай праздновать не субботу, а воскресенье — освящен двадцати-вековой практикой.
Но вот теперь вы можете нередко встретить человека с Библией в руках, который убежден, что мы ошибаемся, празднуя воскресенье; что следует, по его мнению, праздновать субботу.
Что ответить этому бедному человеку, который нашел в Библии про субботу, а про воскресенье или не нашел, или нашел, да не понял?
Верно, что в Библии нет такого ясного слова о воскресенье, как о субботе; нет прямой заповеди праздновать воскресенье. Что же это значить? Значить ли это, что св. апостолы, продолжатели дела Христоива, написавшие все книги Новаго Завета, не получили никакого указания о воскресном дне? Если не получили, то как же они осмелились изменить заповедь Божию о субботе и вместо нее начать праздновать воскресенье?
Да, осмелились! И осмелились потому, что сами видели, как Христос-Спаситель много раз на их глазах нарушал субботу, называя Себя господином субботы (Лук. 6:5). Он часто исцелял в субботу, так что иудеи даже хотели убить Его за это (Иоан. 5:18 или Лук. 6:7-8). Он не запретил ученикам срывать колосья, растирать их и есть в субботу (Лук. 6:1-2), а исцеленному расслабленному даже приказал нести свою постель, чем возбудил против Себя иудеев (Иоан. 5:10-16).
Не напрасно все это делал наш Спаситель, а чтобы приучить людей к мысли, что наступит время, когда суббота должна будет уступить место другому дню — воскресенью.
Вот о храме Иерусалимском и о службах в нем и жертвоприношениях говорится (в Библии гораздо больше, чем о субботе — и все же Сам Спаситель сказал, что наступает время, когда не в Иерусалиме будут верующие кланяться Отцу (Иоан. 4:21) и предсказал разрушение самого храма (Мф. 24:2). Он предвидел перемену старых богослужебных порядков и правил на новые и, несомненно, сказал об этом апостолам, которые и стали вводить их в Церкви Христовой. Так суббота, последний день еврейской недели, заменилась первым днем христианской седмицы, который уже при апостолах стал называться «воскресным днем», «днем Господним» (Откр. 1:10). В этот день христиане сходились для богослужения и причащались (Деян. 20:7). Этот же день главным образом посвящался ими на дела благотворения (1 Кор. 16:1-2).
Для чего нужно было в Ветхом Завете установить праздник-субботу? Для того, чтобы людей, увлекающихся житейскими заботами, хоть на один день отвлечь от рабства плоти для служения Богу. Потому-то в заповеди о субботе не просто сказано: «Суббота — Господу Богу твоему», но — «седьмой день суббота покоя, священное собрание» (Лев. 23:3). Прочтите всю главу 23-ю из книги Левит и вы увидите ясно, что цель всех праздников, от Господа указанных, не есть просто покой-отдых, ничегонеделание, но служение Богу. Это служение Богу, как главная цель и смысл праздника, осталось и в Новом Завете. И так как служение Ему есть непрестанное благодарение за cпасение, которое совершилось чрез распятие и воскресение Господа нашего Иисуса Христа, то и не может быть иного дня, кроме воскресенья, для такого служения.
Христиане празднуют воскресение, ибо что может быть радостнее для христианина, как не воскресение Христа, «Надежды нашей», Который предан был за грехи наши и воскрес для оправдания нашего (Рим. 4:25). Эта радость о воскресшем Спасителе особенно ярко выражена в пасхальном слове св. Иоанна Златоуста: «Где твое, смерте, жало? Где твоя, аде, победа? Воскресе Христос — и ты низверглся еси. Воскресе Христос — и падоша демоны. Воскресе Христос — и радуются ангели. Воскресе Христос — и жизнь жительствует. Воскресе Христос — и мертвый ни един во гробе!»
Мы, христиане, и являемся этим новым творением Божиим, для которого ветхозаветная заповедь о субботе не имеет силы.
Протоиерей Виктор Ильенко. Проповеди
Ближайшая суббота, 17 марта, будет 3-й родительской субботой Великого поста. Как должно провести этот день верующему человеку с максимальной пользой для души и для своих усопших близких? О чём стоит позаботиться в первую очередь? Как наше участие в богослужении может помочь тем, кто ушёл в мир иной? Для чего в поминальные дни люди несут продукты в храм? На эти и другие вопросы Sobor.by ответил клирик минского Радосте-Скорбященского прихода, протоиерей Павел Кивович, настоятель прихода храма Рождества Пресвятой Богородицы д. Старое Село Минского района.
Содержание
- — Отец Павел, накануне родительской субботы служится Парастас, что это за служба?
- — Это вечернее богослужение перед заупокойной Литургией. Особенность её в том, что на ней особым чином читается 17 кафизма (118 псалом), с произнесением заупокойной ектеньи (молитвенные просьбы и обращения к Богу – прим. Ред.), с каждением.
- — Что должно быть в приоритете: попасть на Парастас или на утреннюю субботнюю службу?
- — Вообще суточное богослужение включает в себя вечернюю службу и Литургию, которая является её пиком. Вечерняя служба – это всегда приготовление к Литургии. Поэтому, на мой взгляд, эти службы – что-то одно цельное. А уже в дополнение к Литургии, после неё, совершается Вселенское поминовение усопших, то, что мы называем Панихидой.
- Нельзя сказать, что здесь в приоритете: Парастас или заупокойная Литургия. Если человек собирается причащаться, то тут даже вопросов нет – он приходит на вечернюю службу (на Парастас) и на Литургии в субботу причащается. И далее он может остаться на Панихиду, но это уже как раз не обязательно, если у человека есть и другие важные дела.
- Если же позволяет возможность задержаться в храме, то почему бы не остаться и на Панихиду. Хуже не будет, а лучше может быть. Зная текст Панихиды, можно самостоятельно совершить Литию на кладбище, как это и должно быть.
- — Если человек не собирается причащаться, стоит ли ему идти на Литургию, или достаточно прийти только на Панихиду?
- — Даже если человек не причащается, молитва за Литургией – это ценная молитва. Если есть возможность прийти на неё помолиться, а потом ещё и остаться на Панихиду, то лучше так и сделать.
- — Можно ли говорить о том, что молитвы во время заупокойной Литургии и Вселенской панихиды особенно слышны Господом?
- — Господом сказано, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их. А тут мы говорим о вселенской панихиде, те все церкви, которые живут по нашему юлианскому календарю, они в один и тот же день все вместе молятся об усопших сродниках. Думаю, это имеет перед Богом особую силу.
- — Есть такое мнение, что нашим усопшим будет особое благо, если в родительскую субботу человек причаститься…
- — Конечно. Литургия – это венец всего, и особенно это чувствуют священники. Всё-таки молитвы и приготовления мирянина к Литургии – это больше молитвы покаянного характера и об освящении через Святые Дары. А вот священнослужитель перед Литургией читает молитву святителя Амвросия Медиоланского, в которой очень чётко говорится: «Молим тя, Отче святый, о душах верных преставльшихся, яко да будет им во избавление, спасение, отраду и вечное веселие, сие великое благочестия таинство».
- — Но как мирянину объяснить, чем его причащение Святых Христовых Тайн может помочь усопшему близкому?
- — Всё очень просто. Мы понимаем, что причащаясь Святых Даров, наша природа не просто освящается, но становится по-настоящему другой. И в этом «чистеньком» состоянии и молитва наша становится святой, «чистенькой», она Богу как «благоприятное кадило благовонное».
- — А мнение, что, молясь на Литургии мы соприкасаемся с нашими близкими, оказываясь с ними в едином вневременном пространстве, ведь они уже в ином мире, где нет нашего понятия времени, и Литургия совершается вне времени …
- — Такое мнение есть, и это мнение авторитетных учителей Церкви, но такой мистический подход к Литургии не каждый в миру поймёт.
- — Как ещё мы можем помочь нашим близким в родительскую субботу, помимо участия в богослужении и принятии Святых Христовых Тайн?
- — Согласно святоотеческой традиции и того, что закреплено в житиях святых, важным делом является приношение милостыни в память об усопших. Многие приносят продукты в храм, которые потом распределяются между церковным причтом и людьми, которые трудятся при приходе, участвуют в социальных проектах. Также всегда есть люди, которым можно и нужно помочь — в память об усопшем можно подать нищему.
- — Правда ли, что лучше всего в качестве жертвенных продуктов в храм приносить масло, хлеб (муку) и вино?
- — Я тоже такое с детства слышал (улыбается), это церковная традиция, то, что передали мне мои бабушки и дедушки. Насколько это так, трудно сказать. Но действительно, вино и хлеб являются теми дарами, из которых приготавливается Евхаристия.
- — А какое вино используется для Евхаристии?
- — У нас всегда традиционно используется кагор. Но нужно понимать, что это кагор не за три копейки, но качественное вино, известных заводов.
- — Принести вино для Евхаристии или пакет гречки для священнослужителя? Можно ли говорить, что какая-то жертва будет Господу наиболее угодной?
- — Богу угодна чистосердечная жертва, сделанная с усердием, тайно, без корысти и без сожаления.
- — А если в родительскую субботу не пойти на службу, но в это же время молиться дома?
- — Ответ очевиден, где двое или трое собраны во имя Мое… Конечно Господь слышит каждую молитву, но ведь Он Сам сказал – собраны, а это требует от человека внутреннего усилия. И в кресле хорошо петь «Аллилуйя», но мы становимся на молитву, и поклоны делаем, которые помогают нам меняться.
- На фото: Отец Павел Кивович. Автор снимка Татьяна Шимко, deiverbo.com