Вестник Самарской гуманитарной акалемии. Серия «Право». 2008. № 2 (4)
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
© Т. О. Закомолдина
Закомолдина Тамара Олеговна
кандидат
социологических наук
доцент кафедры социального управления
филиал ГОУ ВПО «Российский государственный социальный университет» в г. Тольятти
Статья посвящена проблеме социального сиротства в современной России. На основе официальных статистических ланных и социологических исслелова-ний анализируются причины и условия роста социального сиротства и пути преололения ланной социальной проблемы. Анализируются также такие смежные социальные проблемы, как летская безналзорность и беспризорность, наркомания и преступность несовершеннолетних.
Ключевые слова: социальное управление, социальная зашита, социальное сиротство, дети-сироты, дети без попечения родителей, безнадзорность, беспризорность, преступность несовершеннолетних.
За последние сто лет Россия на современном этапе переживает третью волну сиротства (первая была связана с гражданской войной и Октябрьской революцией, вторая — с Великой Отечественной войной). При этом если в 1945 году в России было около 678 тыс. детей-сирот, то сегодня их численность в два раза превышает количество воспитанников детских домов в период разрухи после гражданской и Отечественной войн. Если в первой половине XX века в России основную массу составляли круглые сироты, то в начале XXI века 80-90% — это сироты «социальные». Ежегодно численность детей, оставшихся без попечения родителей, возрастает примерно на 100 тыс.
Изменились и качественные характеристики феномена социального сиротства. Истинной его причиной становится критичес-
кое положение семьи. За период реформ, проводимых в стране, возросло число семей, состоящих на учете как неспособных обеспечить детям надлежащее содержание и воспитание. По данным специалистов, в настоящее время в зоне социального неблагополучия находится 50% жителей России. Причем, если 20% — это люди, чьи доходы ниже прожиточного минимума, 7% — просто неимущие, для которых проблемой является даже поддержание физиологических стандартов питания, то 10% — это социальное дно (андекласс) — люди, отвергнутые обществом и вычеркнутые из жизни .
Известны целые социальные группы, которые являются источниками повышенного риска — это инженерно-технические работники, учителя, бывшие военнослужащие, мигранты, беженцы, одинокие матери, многодетные семьи. За 5 лет социальная несостоятельность этих людей «дала» стране миллион бомжей.
Устарело само понятие «ребенок, оставшийся без попечения родителей». Это связано с тем, что возникает «скрытое» социальное сиротство, обусловленное фактическим невыполнением родителями своих обязанностей и оставлением ребенком семьи, в результате чего он остается без присмотра взрослых и предоставлен сам себе, то есть становится безнадзорным.
Безнадзорность (включая и понятие беспризорности) — это социальный феномен, основной характеристикой которого является отсутствие у ребенка семьи или государственного попечения, надзора и контроля, обеспечивающих наличие реальных возможностей для его нормального физического, интеллектуального, духовно-нравственного воспитания .
Одна из основных причин безнадзорности — это жестокое обращение с детьми — следствие серьезного семейного неблагополучия. Различают 4 формы жестокого обращения:
а) физическое насилие — преднамеренное нанесение ребенку родителями или лицами, их замещающими, телесных повреждений (травм), которые могут привести к смерти, вызвать серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии. Сюда также относятся тяжелые телесные наказания, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка;
б) сексуальные насилия или развращения — вовлечение ребенка с его согласия или без такового, осознающего или не осознающего в силу нефункциональной незрелости или других причин в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды;
в) психологическое насилие (эмоциональное) — длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие родителей или других взрослых на ребенка, приводящее к формированию патологических черт характера или нарушающее развитие его личности. К этой форме насилия относятся: унижение достоинства ребенка, открытое, демонстративное его неприятие и неприязнь, оскорбление, угроза в словесной форме без физического насилия, преднамеренная физическая или социальная изоляция, предъявление к ребенку требований, не соответствующих его возрастным возможностям, и т. д.;
г) пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) — отсутствие со стороны родителей или лиц, их замещающих, элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние, появляется угроза его здоровью или развитию .
Жестокое обращение провоцирует ребенка на уход из семьи. Официальная статистика не в состоянии отразить истинный масштаб этого процесса. Жестокость по отношению к детям, проявляемая не только родителями, но и учителями общеобразовательных школ, воспитателями детских домов и школ-интернатов, приобретает все более распространенный и тяжелый характер и является одной из причин безнадзорности.
Так, в 2006 году 50 тыс. детей ушли из семьи, 20 тыс. — из детских домов и интернатов. Органами милиции принимались меры по розыску 2324 тыс. без вести пропавших несовершеннолетних. В приемники-распределители было доставлено 58 тыс. детей, из них — 10 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей, 33 тыс. — ушедших из семьи, 5,8 тыс. — самовольно покинувших детские дома и школы-интернаты, 653 ребенка ушли из специализированных учебно-воспитательных учреждений. Специализированные учреждения для несовершеннолетних всех типов приняли в 2006 году более 100 тыс. детей . За год регистрируется около 6000 обращений в органы опеки по поводу защиты прав детей в семьях.
Федеральные данные о детях, убегающих из дома и живущих на улицах, имеют самый приблизительный характер. По самым скромным подсчетам, беспризорников насчитывается в настоящее время около 4 млн. В каждом крупном городе обитают от 20 до 45 тыс. беспризорных детей, а в Москве, по некоторым данным, — около 60 тыс.
Ослабление контроля и влияния школы тоже является одним из факторов распространения безнадзорности. Тысячи детей школьного возраста не посещают школу. Специалисты считают, что 3-4 месяца в беспризорном режиме составляют порог десоциализации подростков. Чем больше срок беспризорничества, тем такие дети опаснее: у них нет ни профессии, ни образования, ни психологического ресурса, чтобы подняться. Самый распространенный путь — это участие в криминальных группировках. По данным криминологов, через эту «школу» прошли до 60% безнадзорных подростков, а практически 100% детей, совершивших преступления, были и остаются членами неформальных и полукриминальных сообществ. Есть данные, что в больших городах нет ни одного ребенка, особенно в маргинальных «спальных» районах, который бы автоматически не попадал в группировку. Причем в 25% случаев это происходило по достижении ребенком 7-8 лет.
Практически не снижается уровень преступности среди детей. По мнению специалистов, в настоящее время несовершеннолетние являются одной из наиболее криминально-поражцнных категорий населения России. Преступность несовершеннолетних в последнее десятилетие росла в 67 раз быстрее, чем изменялось число представителей данной возрастной группы от общего числа населения страны. Согласно данным официальной статистики, в последние годы в России имеет место рост числа несовер-
шеннолетних, совершавших преступления, а также увеличение их доли среди всех выявленных преступников.
Так, например, в 2004 г. несовершеннолетними или при их соучастии было совершено 208313 преступлений, в 2006 г. — 185379. Специалисты отмечают рост профессионализации детской преступности, возрастающую техническую оснащенность детских банд, их вооруженность. Хотя и имеются данные, что число несовершеннолетних, не имеющих родителей, совершивших правонарушения, снизилось с 31,3 тыс. в 2000 году до 29,1 тыс. в 2006 году . Вместе с тем, сами цифры огромны.
Продолжается рост количества детей, употребляющих токсические и наркотические вещества (в 2006 году по сравнению с 2000 годом на 76% больше). На профилактическом учете (эпизодическое употребление) состоит 7141 ребенок, что больше на 30% по сравнению с 2005 г. В 2006 году за медицинской помощью вследствие отравления алкоголем, токсинами и ядами обратилось 2478 детей. В 20% случаев прием яда был совершен сознательно и зарегистрирован как суицидальная попытка.
Не снижается уровень наркомании среди детей. Несмотря на некоторое снижение числа детей, помещаемых в центры временной изоляции (в 2005 г. — 30017, в 2006 г. — 24441), эти цифры не могут не тревожить.
Еще одной особенностью проявления социального сиротства является состояние психического и физического здоровья детей — социальных сирот. Изначально, до поступления в социальные учреждения, потенциал здоровья ребцнка во многом определяется уровнем здоровья его родителей. Чаще всего родители отказных детей ведут асоциальный образ жизни, пьянствуют, проживают в антисанитарных условиях, имеют социально значимые заболевания (в том числе венерические, туберкулез, ВИЧ) и нередко заражают ими детей.
Значительно влияние ряда факторов на качество здоровья будущих сирот уже при рождении. Зачастую рождение ребенка у родителей, которых впоследствии лишили родительских прав, не планировалось или было нежелательно, и это отрицательно влияет на внутриутробное развитие. Низкий уровень жизни нередко безработных супругов обусловливает не только негативный эмоционально-психологический фон в период вынашивания ребенка, но и неадекватное потребностям беременных питание будущих матерей. Если от ребенка отказывается «брошенная» женщина, перенесшая стресс во время беременности, это также неблагоприятно отражается на его психическом и физическом здоровье. Среди основных причин, влияющих на внутриутробное развитие, специалисты называют: отсутствие социальной поддержки, многодетность, отсутствие медицинского наблюдения во время беременности. До 35% отказных детей рождаются недоношенными .
Дети, оторванные от матери в возрасте до 2-3 лет, впоследствии имеют психологические и интеллектуальные нарушения, не подлежащие реабилитации. Ранняя психическая депривация сказывается и на общем соматическом здоровье ребенка .
Все это обусловливает низкий уровень потенциала здоровья детей-сирот. Поступающие в дома ребенка дети в большинстве своем уже имеют многочисленные расстройства физического и психического здоровья, что обусловлено негативной наследственностью.
На сегодняшний день среди детей, воспитывающихся в домах ребенка, 81% отстает в психическом развитии, у 57% отмечается отставание в физическом развитии . До 60% контингента домов ребенка составляют дети с тяжелой хронической патологией, преимущественно центральной нервной системы, относящиеся к 3-5 группам здоровья (наиболее низким). Помимо последствий органического поражения мозга, у 30% отмечается хронический тонзиллит, дискинезия желчных путей, астмоидный бронхит, хронический пиелонефрит, энурезы и т. д. «Дети улицы», попадающие в социозащитные учреждения, ослаблены, нередко страдают туберкулезом, педикулезом, и этим спектр их болезней не исчерпывается.
Среди детей-сирот значительна доля детей с отклонениями в интеллектуальном развитии. Исследования, проводимые Центром обучения и исследования благосостояния по организации реабилитационной работы с ребенком, нуждающимся в государственной защите, показывают, что длительное содержание детей в интернатных учреждениях задерживает их общее интеллектуальное развитие, а не только физическое и психическое.
Таким образом, особенностями проявления социального сиротства в современной России являются:
1. Увеличение доли «социальных» сирот — детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Возникновение феномена «скрытого» сиротства, когда дети остаются фактически безнадзорными.
3. Рост численности безнадзорных детей (включая беспризорных), покинувших семьи и учреждения для сирот.
4. Пополнение за счет безнадзорных детей рядов криминальных группировок, повышение уровня детской преступности.
5. Рост детского алкоголизма, наркомании, токсикомании.
Население страны по итогам переписи 2002 года составило 145,2 млн.
человека, что на 1,8 млн. человек превысило текущую оценку численности населения. Россия занимает седьмое место в мире по численности населения после Китая, Индии, США, Индонезии, Бразилии и Пакистана.
По сравнению с переписью населения 1989 года численность населения уменьшилась на 1,8 млн. человек, в том числе в городских поселениях на 1,6 млн. человек, в сельской местности — на 0,5 млн. человек.
Численность женщин на 10 млн. превысила численность мужчин (77,6 млн. женщин против 67,6 млн. мужчин). Преобладающая численность женщин над численностью мужчин отмечается, начиная с 33-летнего возраста.
Как и для большинства европейских стран, для России характерно старение населения. По сравнению с переписью 1989 г. средний возраст жителей страны увеличился на 3 года и составил 37,7 лет: мужчин — 35,2 лет, женщин — 40 лет .
Коэффициент рождаемости в настоящее время снизился с 9,6 до 9,4. Почти каждый пятый младенец рождается матерью, не достигшей возраста 20 лет, 3,3 тыс. женщин родили в возрасте 15 лет и моложе, 14,5 тыс. — в возрасте 16 лет, 39,1 тыс. — в возрасте 17 лет. Удельный вес детей, чьи матери не достигли совершеннолетия, составил 4% в общем числе родившихся.
Семья является основным институтом развития ребенка, его социализации и испытывает на себе воздействие как позитивных, так и негативных процессов, происходящих в обществе. С одной стороны нагрузка и ответственность родителей в воспитании детей возросли. Значительная часть семей отказывается от услуг детских дошкольных и внешкольных учреждений, полностью возлагая на себя задачи по уходу за детьми и их воспитанию. За родителями и детьми остается выбор мировоззрения и поиск профессиональных ориентиров в новом информационном поле. Основные проблемы, которые тревожат российскую семью — это неуверенность в будущем — 26%, безысходность и отсутствие перспектив — 25%, усталость и переутомление — 16%, семейные конфликты — 15%. Такая ситуация отрицательно влияет на взаимоотношения в семье и выполнение родительской роли. Один из факторов, снижающих воспитательные возможности семей, особенно неполных семей, — сверхзанятость родителей: в 30% семей с детьми один или оба родителя вынуждены подрабатывать .
В 2006 году в России выявлено и учтено 127,1 тыс. детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, что лишь на 1 тыс. меньше, чем в 2005 году, из них порядка 13 тыс. детей в 2006 году остались социально не устроенными.
Наличие выявленных, но не устроенных детей объясняется необходимостью определенного временного интервала на их устройство, в то время как данные статистики собираются на определенный момент времени.
Этот контингент состоит из детей, которые не изъяты из семьи после лишения родительских прав, находятся в приютах, медицинских учреждениях, учреждениях Министерства внутренних дел, дальнейшее устройство которых находится в стадии решения.
Анализ научных исследований, статистических и социологических данных свидетельствует о том, что существует достаточно большое количество причин, приводящих к появлению обездоленных детей. Социальное сиротство в России на сегодняшний день сформировалось как проблема, над которой необходимо работать как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях.
Полагаем, что проблема социального сиротства в России должна разрешаться поэтапно, с привлечением различных служб и ведомств, в том числе путем реализации законодательных инициатив.
На современном этапе данное направление социальной политики характеризуется процессами децентрализации управления социальной сферой, делегированием полномочий региональным и муниципальным органам управления.
Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2010 года призваны обеспечить мобилизацию финансовых, материальных и других ресурсов для решения приоритетных задач жизнеобеспечения детей, включая улучшение качества их жизни, создание им благоприятных условий для развития не только в домах ребенка, но и в семье.
ПРИМЕЧАНИЯ
I. Новая модель организации работы органов местного самоуправления по опеке и попечительству над детьми. Вып. 1. Новая модель организации работы органов местного самоуправления по опеке и попечительству над детьми и модель образовательного учреждения нового типа для детей, нуждающихся в государственной защите : сб. материалов. М. : Квадратум, 2000. С. 7.
4. Новая модель организации работы местного самоуправления. С. 7.
5. Там же. С. 8.
6. Рыиоинский, Е. М. Указ. раб. С. 41.
7. Ежегодный государственный доклад «О положении детей в РФ». 2006 г. М., 2006. С. 58.
8. Раннее социальное сиротство (медико-социально-психологические проблемы) : учеб.-метод пособие. М., 1994. С. 85—87, 100—122.
9. Брутман, В. И. Причины социального сиротства: аналитический взгляд на проблему // Социальная работа. 1998. ц 2/5. С. 36—41.
10. Ежегодный государственный доклад «О положении детей в РФ». 2005 год. М., 2005. С. 42.
II. Концепция предупреждения социального сиротства и развитие образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. М. : ИСПиП, 2005. С. 8—9.
12. Основные итоги всероссийской переписи населения 2002 года. М. : Госкомстат России, 2003.
13. Гусарова, Г. Н. О положении детей в РФ. М., 2002. С. 13.
14. Голоз, С. И. Стабильность семьи. М., 2001. С. 17.
Содержание
Понятие сиротства и социального сиротства
Ребенок, потерявший родителей — это особый, по-настоящему трагический мир. Потребность иметь семью, отца и мать — одна из сильнейших потребностей ребенка.
В настоящее время в обыденной речи и в теоретических исследованиях широко используются два понятия: сирота (сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство). Дети-сироты — это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.
Социальный сирота — это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство. Это и дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях Социальное сиротство — социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д.
Попечительство — это форма защиты личных и имущественных прав несовершеннолетних (и некоторых других категорий людей). Понятие, близкое к опеке. Опека — это «форма охраны личных и имущественных прав недееспособных лиц (детей, лишившихся родителей, душевнобольных» Под опекой также понимают лица и учреждения, на которые возложено такое наблюдение. Лицо, которому поручена опека, называют опекуном, а его обязательства опекунством. Под попечение, по сравнению с опекой, может попадать значительно более широкая категория детей. К ним относятся дети, родители которых:
— умерли;
-
лишены родительских прав;
-
ограничены в родительских правах;
-
признаны безвестно отсутствующими;
-
недееспособны (ограниченно дееспособны);
-
отбывают наказание в исправительных колониях;
-
обвиняются в совершении преступлений и находятся под стражей;
-
уклоняются от воспитания детей;
-
отказываются забрать детей из лечебных, социальных учреждений, куда ребенок помещен временно.
Согласно закону Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» опека и попечительство — норма устройства таких детей для содержания, воспитания, образования, защиты их прав и интересов. Опека устанавливаются над детьми, не достигшими возраста 14 лет, попечительство устанавливается над этой категорией детей в возрасте от 14 до 18 лет. В дальнейшем, употребляя слово «сирота», мы будем иметь в виду и ребенка, оставшегося без родителей, и социального сироту.
Распространение явления социального сиротства в нашей стране обусловлено особыми социальными условиями и процессами в обществе, характеризующими развитие России на протяжении XX века и связанными с тремя разрушительными войнами (первая мировая война, гражданская война, Великая Отечественная война), террором 20-30-х годов, а также последствиями перестройки конца 80-х — начала 90-х годов.
Назвать все причины сиротства довольно трудно, поскольку это многоаспектная проблема, которой занимаются ученые разных областей наук (медики, психологи, социологи, педагоги и многие другие) и которая до конца еще не исследована. Однако по крайней мере три причины такого явления можно назвать.
Первая заключается в том, что родители (чаще всего мать) добровольно отказываются от своего несовершеннолетнего ребенка, причем чаще это наблюдается в младенческом возрасте: отказ от новорожденного в родильном доме, подброшенные новорожденные. С юридической точки зрения отказ от ребенка — правовой акт, который официально подтверждается специальным юридическим документом. В течение трех месяцев родители (мать) могут изменить свое решение, и ребенок может быть возвращен в семью.
Вторая причина связана с принудительным изъятием ребенка из семьи, когда родителей лишают родительских прав в целях защиты интересов ребенка. В основном, это происходит с неблагополучными семьями, в которых родители страдают алкоголизмом, ведут антисоциальный образ жизни, недееспособны и т. п. Лишение родителей родительских прав — это также правовой акт, который осуществляется по решению суда и оформляется специальным юридическим документом.
И третья причина связана со смертью родителей. Сюда же могут быть отнесены дети, потерянные в силу каких-либо природных или социальных катаклизмов, вынуждающих население страны к хаотической миграции.
Но стоит обратить внимание, что в последние годы возникло так называемое «скрытое» социальное сиротство, которое распространялось под влиянием ухудшения условий жизни значительной части семей, падением их нравственных устоев. Следствием чего стало изменение отношения к детям, вплоть до полного вытеснения их из семей.
Социальное сиротство — обусловлено недостаточными усилиями общества по преодолению и профилакгике негативных явлений в социуме, мшросоциуме, оказанию своевременной помощи для полноценного развития, образования и воспитания личности ребенка.
Первая группа причин связана с нарушением прав ребенка. Наиболее типичные из них нужда, голод, отказничество, заброшенность детей, беженство, отчуждение, жестокость и насилие, инвалидность и миграция.
Когда социальное сиротство связано с невыполнением семьей (ближайшим окружением) функций по воспитанию и образованию ребенка, тогда у него возникают проблемы в реализации его гражданских прав на жизнеобеспечение.
Вторая группа причин связана с отсутствием ясного видения социальных групп детей и проблем их социальной жизни.
Выделяются дети, имеющие проблемы медико-психологической, социально-педагогической и психолого-педагогической дезадаптации.
Последствия социального сиротства заключаются в отчуждении, разрыве связей между миром детей и миром взрослых. Его дефицит уважения к ребенку, его личности, индивидуальности, игнорирование прав на индивидуальное свободное развитие. Это низкий духовный уровень образования личности при возросшей социальной требовательности к духовности человека, в связи с обострением социально-экономических и политических проблем в обществе. Это незащищенность детей от деструктивных влияний среды, общества, родителей и, как следствие, деформация личности ребенка, неуверенность в себе, дезориентация, дезадаптация и десоциализация.
Ярким проявлением данного феномена является миграция населения как следствие разрушения СССР и последовавших за ним вооруженных конфликтов.
Так, на 1 января 1997 года в Российской Федерации официально было зарегистрировано свыше 1,1 млн. вынужденных беженцев переселенцев и беженцев, из них в возрасте от 6 до 15 лет 233,0 тыс. человек. Из общего числа вынужденных переселенцев (данные за 1996 год) около 13 % составили многодетные и неполные семьи.
Из года в год растет число родителей, уклоняющихся от своих обязанностей, злоупотребляющих спиртными напитками, ведущих аморальный образ жизни, проявляющих по отношению к детям жестокость и насилие. Если в 1995 г. было удовлетворено 19 846 исков по делам о лишении родительских прав, то в 2005 г. — 48 222 иска. Соответственно растет численность детей, родители которых были лишены родительских прав (1995 г. — 31 403 чел.; 2005 г. — 56 350 чел.). В последние годы отмечается также рост внебрачной рождаемости детей. На 1 января 2006 г. вне зарегистрированного брака родилось 339,3 тыс. детей, или 27,9% от общего числа родившихся (1995 г. — 288,3 тыс., или 21,14%). Стабильно высокое число разводов, не компенсируемых последующим вступлением в брак, способствует увеличению числа неполных семей. Из-за распада семей по причине развода более 2 млн. детей и подростков до 18 лет в 1999-2005 гг. остались без одного из родителей. Существующая тенденция свидетельствует о последовательно развивающихся изменениях в самом институте семьи. В то же время в стране отсутствует эффективная система социальной и психологической поддержки семьи.
Таким образом, в связи с дезорганизацией жизни семьи, ее материальными трудностями, увеличением внебрачной рождаемости, снижением стабильности брака в России наблюдается постоянный рост детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Чтобы ощутить масштабы сиротства, сопоставим их со статистикой начала XX века (1922) — 540,0 тыс. осиротевших детей — и послевоенных лет (1945) — 678,0 тыс. сирот. В настоящее время (на 1 января 2006 г.) в России насчитывается 685,1 тыс. таких детей. При этом более 80% из них — социальные сироты, лишившиеся попечения родителей по социально-экономическим причинам, то есть дети-сироты при живых родителях. Практика показывает, что именно они составляют основной контингент детских домов.
Несмотря на предпринимаемые усилия по развитию приоритетных форм устройства детей-сирот в семью (под опеку, попечительство, на усыновление, в приемные и патронатные семьи), отмечается постоянное увеличение численности образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и воспитанников в них. В настоящее время только в системе Минобразования РФ функционирует более 1700 подобных образовательных учреждений (детские дома, детские дома-школы, детские дома семейного типа, школы-интернаты для детей-сирот, школы-интернаты для детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья). К сожалению, реальность такова, что традиционные детские дома еще долго будут наиболее распространенной формой воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Так, в 2001 г. было открыто 1347 детских домов (в 1995 г. — 820).
Одна из главных задач любого общества и государства — осуществление права ребенка на воспитание в семье. Эти права ребенка зафиксированы как в международных документах (Конвенция ООН о правах ребенка и др.), ратифицированных Россией, так и в российских законодательных актах. Так, в Семейном кодексе РФ в качестве приоритетных и самостоятельных выделяются следующие права ребенка: право жить и воспитываться в семье, право на общение с родителями и другими родственниками, право на свою защиту, право на имя, отчество и фамилию.
Принят Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998 г.).
В настоящее время создана сеть специализированных учреждений: детские дома, социальные приюты, центры психолого-педагогической службы, центры социальной реабилитации, которые призваны устранять различные причины социального сиротства: несоблюдение на местном и региональном уровне нормативных актов государства, направленных на помощь детству; отсутствие достаточной финансово-экономической базы социальной защиты и поддержки детства; отсутствие должной помощи семье.
Нельзя отрицать, что при этом наш любимый город становится красивее и ярче, но в нем остается стабильным количество сирот. В одной трогательной детской песенке поется: «Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети». Когда же все-таки дети могут быть «потеряны», и что такое современное сиротство?
Сиротство – это что-то в основе своей ненастоящее. Раньше сиротами дети считались в том случае, когда у них по какой-то причине умирали родственники – все, которые есть – или они лишались связей с ними. Таких детей в сиротских учреждениях нашего города и страны сегодня единицы – все-таки, если в семье случилось несчастье и есть любовь, то ребенок этот будет спасен другими членами семьи.
Наше современное сиротство – так называемое социальное. Это означает, что у большинства детей есть родители и родственники, у которых нет возможности этих детей воспитывать, и за них это делает государство, стараясь изо всех сил, улучшая благосостояние детских сиротских учреждений и учреждений, которые позволяют ребенку находиться вне дома.
Дети имеют риск попасть в государственную систему с самого раннего возраста. В начале эпохи социализма срок нахождения матери и ребенка вместе был несказанно мал – на работу маме надо было выйти уже через три месяца. Тем, у кого не было поддержки, приходилось отдавать детей в ясли, которых было много, в которых дети росли под присмотром, пока родители строили развитой социализм и добивались минимальных благ для себя.
Потом ввели другие законы, и мамы получили возможность находиться с ребенком до трех лет, наблюдать за его ростом и развивать отношения с ним. Ясли для маленьких исчезли, и матери стали все чаще оставлять детишек дома с нянями, знакомыми, пытаясь добыть средства на жизнь.
Родители ориентированы на выживание, и поэтому связь их с детьми становится тоньше, и все реже между членами семьи формируются теплые отношения. К этому надо добавить, что социальные «болезни», такие как алкоголизм, наркозависимость, становятся все более распространены, а дети являются прямыми жертвами этих социальных явлений.
Вот несколько страшных дорог, ведущих к сиротскому опыту:
1. Первая и самая распространенная категория детей, проживающих в государственных учреждениях, – это дети, рожденные и воспитывающиеся в семьях людей, страдающих алкогольной зависимостью и ведущих асоциальный образ жизни.
Люди в погоне за получением суррогатного удовольствия теряют самое необходимое для жизни – эмоции и отношения привязанности, так как у них разрушается сперва эмоциональная сфера и только потом уже – телесная.
Эмоциональные расстройства заключаются в снижении приоритета отношений между родственниками, понимания их чувств и желания быть вместе. Эгоизм и обидчивость приводят к длительным непрощаемым обидам и желанию обратить на себя внимание любым путем. И в этой погоне родителей за чувством собственной значимости дети проигрывают, так как на них нужно много времени и труда. Волевая сфера у этой категории взрослых разрушается быстрее всего, и дети становятся безнадзорными. На любовь не хватает сил и средств, и дети оказываются вне дома, иногда и в опасных ситуациях, а потом попадают в объятия государственных учреждений, к сожалению, часто спасительные.
Из подобных семей детей часто забирают государственные органы, и, в данном случае, это спасает их от смерти, прямого голода, избиений, долгосрочного жестокого отношения, унижений и использования. Ведь у зависимых людей сужается круг представлений о потребностях ребенка. Они забывают о нем заботиться, кормить, не занимаются его развитием и бездумно подвергают опасности. Дети являются свидетелями самых низких и унизительных сцен – такие события оставляют неизгладимое впечатление на детской психике, и подчас эта травма пронизывает всю жизнь, не позволяя детям иметь надежду на то, что есть другой мир, который к ним благосклонен и может дать им любовь и признание.
По жесткой иронии судьбы дети, растущие в таких условиях, искренне любят людей, которые дают им даже такую жизнь. Они терпят унижения и побои, не защищая себя и не рассказывая никому об этом, потому что в таких семьях есть неписаный закон – не говори, не чувствуй, не проси.
Человек, который заболевает алкоголизмом и другими зависимостями, представляет себя нелюбимым и никому не нужным, он не чувствует поддержки близких, сердечной и душевной. Нет внутреннего желания любить – и нет сил на то, чтобы любить кого-то еще. Поэтому, даже когда таким родителям предоставляется шанс вернуть ребенка, любовь к привычному образу жизни не отпускает их, и они зачастую не борются за то, чтобы вернуть детей.
2. Вторую ситуацию можно назвать «замкнутым кругом безысходности» – попадание в детские учреждения детей тех сирот, которые сами воспитывались и выросли в таком детском учреждении.
В сиротских учреждениях отсутствует самое важное – признание индивидуальности человека и уважение его личных качеств. Ребенок-сирота часто является объектом: его редко и мало спрашивают, что он думает и чего хочет. На это не хватает времени и душевных сил персонала, несмотря на то, что работники этой сферы обычно прилагают все усилия для того, чтобы помочь детям. Но детская боль сильна, и для ее искоренения нужны годы.
У многих воспитанниц детских домов первая беременность случается довольно рано. Если мальчики самовыражаются, применяя силу и подвергая себя опасностям, то девочки стараются рано доказать себе, что они живые, и расстаются с девичьей честью, чтобы получить хоть какие-то представления о своих ощущениях и чувствах. Это обычно происходит страшно и некрасиво, но на время заглушает душевную боль. Результатом этой «любви» нередко является первая ранняя беременность, а рожденные дети оказываются в сиротской системе, где быстро усыновляются, если здоровы. Если же нет – остаются в ней надолго.
Девочки, которые вырастают в сиротских учреждениях, не имеют представлений о семье и боятся даже в зрелом возрасте создавать ее, предпочитая бесконечные новые знакомства, в результате которых обычно рождаются дети. Но молодые матери не воспитывают их, а по накатанной дороге отдают в сиротские учреждения, поскольку не знают, как прокормить себя и как выжить с ребенком. Уровень их социализации очень низкий, после сиротского учреждения они могут вернуться в опасные условия проживания, к тем родителям, у которых когда-то были отобраны.
Самое грустное в этой ситуации – многие женщины с таким опытом не считают жизнь в сиротском учреждении чем-то страшным. Они говорят: «Мы то выросли, и было неплохо, а главное – ничего ведь не надо делать. На всем готовом».
3. Третья группа жителей сиротских учреждений – дети мигрантов. Это следствие отчасти урбанизации, отчасти – тех условий, в которые поставлены мигранты в своих странах и городах.
Схема очень проста и неизменна. В глубинке или в далекой стране нет работы, и дееспособные женщины и мужчины уезжают из родительского дома на заработки. Условия труда оставляют желать лучшего, оплата, по сравнению с прежними условиями, выше, но все равно мизерна, а труд чаще всего изнурительный. Усугубляют ситуацию незнание традиций, обычаев, языка, а также одиночество. Связи между людьми случаются от боли и горя, но они дают иногда какую-то надежду на создание семьи, на получение своего угла, а иногда это только следствие грубого обращения. И от этих связей рождаются «никому не нужные дети», у которых нет будущего. Они часто здоровы и красивы, но только любить и растить их никто не готов – не на что и негде. Нет им места, и живут они в детских домах и домах ребенка, ожидая своей очереди на усыновление, и великое счастье, если их ожидание закончится быстро.
4. Четвертая категория – самая сложная. Это дети-инвалиды. Их рождается не так уж и много, но не все матери имеют поддержку, возможность выстоять в сложной ситуации. Они связаны по рукам и ногам уходом за поддержанием маленькой жизни, которая может оборваться в любую секунду. Родителям не хватает средств на дорогостоящие операции, терпения и поддержки родственников. И вот оказываются такие дети в специализированных детских домах и домах ребенка, в больницах, где живут, так и не познав счастья быть любимыми и кому-то нужными, и в итоге довольно быстро заканчивают свой короткий путь.
Часто в сиротских учреждениях оказываются дети людей, имеющих особенности психологического развития, болезни и душевные расстройства, которые не позволяют осуществлять уход за ребенком. В таких случаях пребывание в сиротском учреждении – это защита интересов детей и возможность сохранить их жизнь. Родители часто посещают их, но процесс поиска таким детям семьи затруднен, поскольку история их жизни неоднозначна и детей с таким наследством просто боятся брать.
5. Последний путь попадания детей в сиротские учреждения – это путь, которого, как мне кажется, можно было бы избежать. Он заключается в том, что официально можно разместить ребенка на год в сиротское учреждение, если семья находиться в сложной жизненной ситуации, переживает какой-то форс-мажор и не имеет возможности обеспечивать ребенка. Часто так поступают люди, у которых потеряно жилье или нет постоянной работы.
Срок размещения – до года, но что такое год для ребенка, никто подчас не задумывается. Это большой срок, и чем меньше ребенок, тем опаснее последствия такого размещения. Разорванная связь отношений, необходимость для ребенка встраиваться в иерархию системы, которая обязательно потом наложит отпечаток на всю жизнь. Часто этот срок увеличивается, либо ситуация повторяется, и живут дети при живых родителях с ощущением, что их жизнь когда-то изменится, но это ожидание не дает возможности жить радостно и иметь счастливое детство.
Очень горько осознавать то, что мы не имеем возможности помочь семьям на более ранних этапах, чтобы дети могли избежать такой участи.
Социальное сиротство можно победить только любовью и изменением направленности действий государства и каждого отдельного человека на сохранение семьи и любви к детям.
Татьяна Дорофеева, психотерапевт
Источник: Дети-ждут.рф
В помощь родителям
Вопрос — ответ
1. Вопрос:
Что такое усыновление?
Ответ:
Под усыновлением или удочерением понимается юридический акт, в результате которого между усыновителями (усыновителем) его родственниками, с одной стороны и усыновленным – с другой, возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми, а также их родственниками по происхождению.
2. Вопрос:
Существуют ли ограничения при усыновлении ребенка для людей, не имеющих постоянную регистрацию по месту их фактического проживания или права собственности на жилое помещение?
Ответ:
Да, такие ограничения существуют. В обязательный пакет документов при усыновлении входит копия финансового лицевого счета и выписка из домовой (поквартирной) книги с места жительства или документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение.
3. Вопрос:
Существуют ли ограничения при усыновлении ребенка для одиноких людей, в том числе матерей-одиночек?
Ответ:
Общие требования к кандидату в усыновители/опекуны не меняются от того, что он проживает один и что у него уже есть свои или усыновленные дети.
4. Вопрос:
Как правильно оформить документы на усыновление, если фактическое проживание не совпадает с местом постоянной регистрации или местом Вашей собственности на жилое помещение?
Ответ:
Обращаться необходимо по фактическому месту жительства, но быть готовым к просьбе сотрудников Органов опеки и попечительства предъявить доказательства того, что по этому адресу обратившийся действительно живет. Такими документами могут быть, например, договор аренды жилой площади; справки из поликлиники, подтверждающей медицинское обслуживание гражданина, проживающего по данному адресу; квитанции оплаты за услуги жилищно-коммунальных служб и т.п.
Обращаем ваше внимание на то, что акт обследования жилищно-бытовых условий должны делать по месту фактического жительства, но ООП вполне может запросить и аналогичные акты из оставшихся мест, где находится Ваша собственность, поскольку никто не даст гарантии, что завтра Вы не решите переехать по любому из этих адресов.
5. Вопрос:
Какого ребенка можно усыновить (удочерить)?
Ответ:
На усыновление могут быть переданы дети:
· дети-сироты, родители (родитель) которых умерли или погибли;
· дети, родители (родитель) которых дали согласие на усыновление;
· ребенок-подкидыш;
· дети, родители которых неизвестны или признаны судом:
· безвестно отсутствующими;
· недееспособными;
· лишены родительских прав (в этом случае ребенок может быть передан в семью на усыновление не ранее чем через 6 месяцев со дня вынесения решения суда о лишении их родительских прав);
· по причинам, признанными судом неуважительными, более 6
месяцев не проживают совместно с ребенком и уклоняются от
его воспитания и содержания.
Не подлежат усыновлению лица, достигшие совершеннолетия (восемнадцати лет).
Также не допускается усыновление братьев и сестер разными лицами, за исключением случаев, когда такое усыновление в силу тех или иных обстоятельств отвечает интересам детей.
Таким образом, усыновление допускается только в отношении несовершеннолетних детей, утративших родительское попечение, и только в их интересах.
6. Вопрос:
Каковы последствия отмены усыновления?
Ответ:
Основанием прекращения усыновления является его отмена в судебном порядке. Отмена усыновления допускается только тогда, когда усыновление перестает соответствовать интересам ребенка. Семейный кодекс устанавливает бесспорные основания для отмены усыновления:
· усыновители уклоняются от выполнения возложенных на них родительских обязанностей;
· усыновители жестоко обращаются с усыновленным ребенком;
· усыновители являются хроническими алкоголиками или наркоманами;
· иные основания, исходя из интересов ребенка. (Это могут быть различные обстоятельства, не обязательно возникающие по вине усыновителей, но обязательно влияющие на интересы ребенка. Например, если взаимоотношения между ребенком и усыновителями не сложились в результате объективных причин (ребенок помнит своих родителей, родных, недоброжелательно относится к членам семьи усыновителя, имеются отклонения в поведении ребенка, развитии и д.р.».
Отмена усыновления допускается по общему правилу до достижения ребенком совершеннолетия.
Порядок предъявления иска об отмене регламентируется гражданско-процессуальным законодательством. Дела об отмене усыновления рассматриваются судом в порядке искового производства. Закон предусматривает обязательное участие органа опеки и попечительства в рассмотрении таких дел, который обязан провести обследование условий жизни усыновленного ребенка и представить суду заключение о соответствии отмены усыновления ребенка интересам ребенка.
Такое же заключение по существу дела дает и прокурор, который также обязан участвовать в разрешении дела об отмене усыновления.
Решение суда об отмене усыновления ребенка вступает в законную силу в порядке, предусмотренном гражданско-правовым законодательством, т.е. по истечении десяти дней после вынесения судом решения. Со дня вступления решения суда об отмене усыновления в силу усыновление считается прекращенным. Это означает, что именно с указанного момента прекращаются взаимные личные неимущественные и имущественные права и обязанности усыновленного ребенка и усыновителей (родственников усыновителей), а соответствующие права и обязанности родителей (родственников родителей) и ребенка восстанавливаются. Обратной силы решение суда об отмене усыновления не имеет.
В трехдневный срок выписка из вступившего в законную силу решения суда об отмене усыновления должна быть выслана судом в орган загса по месту государственной регистрации усыновления. На основании судебного решения орган загса делает в актовой записи об усыновлении отметку об отмене усыновления и восстанавливает в записи о рождении усыновленного ребенка первоначальные сведения, которые были до его усыновления, кроме имени, отчества и фамилии ребенка (если по решению суда за ребенком сохранены присвоенные в связи с усыновлением имя, отчество и фамилия).
7. Вопрос:
Что такое опека?
Ответ:
Опека и попечительство — форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов;
опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет; попечительство устанавливается в возрасте от 14 до 18 лет.(Федеральный закон №159- ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в ред. Федеральных законов от 08.02.1998 г. № 17- ФЗ, от 07.08.2000 г. № 122- ФЗ).
8. Вопрос:
Каким образом, возможно взять ребенка под опеку?
Ответ:
Передача ребенка под опеку осуществляется на основании распоряжения руководителя местного органа самоуправления. Вам необходимо обратиться в орган опеки и попечительства и дать свое согласие на назначении опеки (попечительства). Обычно инициатива исходит от самого органа опеки , который обязан «подобрать опекуна» для ребенка. Однако на практике инициатива часто исходит от желающих стать опекунами.
9. Вопрос:
Что такое приемная семья?
Ответ:
Приемная семья — форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью).
(Федеральный закон № 159- ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в ред. Федеральных законов от 08.02.1998 г. № 17- ФЗ, от 07.08.2000 г. № 122- ФЗ).
Граждане (супруги или отдельные граждане), желающие взять на воспитание ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей, именуются приемными родителями; ребенок (дети), передаваемый на воспитание в приемную семью. именуется приемным ребенком, а такая семья приемной семьей.
10. Вопрос:
Какие дети могут быть переданы на воспитание в семью?
Ответ:
На воспитание в приемную семью (под опеку или попечительство) передается ребенок (дети), оставшиеся без попечения родителей:
— дети-сироты;
— дети, родители которых неизвестны;
— дети, родители, которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими, осуждены;
— дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание и содержание;
— дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в воспитательных, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социальной защиты населения или других аналогичных учреждениях.
11. Вопрос:
Какие правовые последствия могут быть между приемными родителями (опекунами, попечителями) и детьми?
Ответ:
Устройство детей в приемную семью (под опеку и попечительство) не влечет за собой возникновения между приемными родителями и приемными детьми алиментных и наследственных правоотношений, вытекающих из законодательства Российской Федерации.
Бывшие опекуны (попечители) или приемные родители не вправе требовать от бывших подопечных содержание в старости.
12. Вопрос:
Необходимо ли согласие ребенка на передачу его в приемную семью (под опеку или попечительство)?
Ответ:
При передаче ребенка в приемную семью (под опеку или попечительство) орган опеки и попечительства руководствуется интересами ребенка. Передача ребенка в приемную семью (под опеку или попечительства), достигшего возраста 10 лет осуществляется только с его согласия.