Чичагов Леонид Михайлович (митрополит Серафим), 1856 г. р., уроженец г. Ленинград, русский, из дворян, митрополит Ленинградский и Новгородский в 1928-1933 гг., затем на покое, проживал: ст. Удельная Раменского р-на Московской обл., Песчаная ул., д. 8. Арестован 30 ноября 1937 г. Тройкой УНКВД по Московской обл. 7 декабря 1937 г. приговорен за «контрреволюционную монархическую агитацию» к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Москва (Бутовский полигон НКВД) 11 декабря 1937 г. (Русской Православной Церковью причислен к лику святых в 1997 г.)
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК СЕРАФИМ (ЧИЧАГОВ)
В 18 километрах к югу от Москвы находится место тайных расстрелов и захоронений, бывший спецобъект НКВД «Бутовский полигон». Судя по имеющимся документам, здесь с 8 августа 1937 г. по 19 октября 1938 г., т. е. за 14 месяцев были расстреляны 20765 человек. Таких «спецобъектов» немало в нашей стране, но вряд ли найдется другое место, где было бы расстреляно столько священнослужителей Русской Православной Церкви. Среди них – митрополит Серафим (Чичагов).
Митрополит Серафим – в миру Леонид Михайлович Чичагов – по происхождению русский аристократ, потомок знаменитых адмиралов
В. Я. и П. В. Чичаговых. К 22 годам он – автор трудов по военной инженерии и врачеванию, герой русско-турецкой войны 1876–1877 гг., награжденный несколькими боевыми орденами. Перед ним открывалась блестящая карьера военного и государственного деятеля. Но в 1878 г. произошла его знаменательная встреча со св. праведным Иоанном Кронштадтским. На долгие 30 лет, вплоть до кончины старца Чичагов стал его преданным духовным сыном. Он подал в отставку, переехал с семьей в Москву и через полтора года принял священнический сан. Начав новую жизнь в качестве обыкновенного приходского батюшки, о. Леонид испытал непонимание семьи, разрыв с привычной военно-аристократической средой, неприятие его духовным сословием. Овдовев, он в 1898 г. принял монашеский постриг с именем Серафим*.
Дальнейшая подвижническая деятельность сначала архимандрита, затем епископа и архиепископа Серафима (Чичагова) связана с восстановлением запущенных монастырей и епархий (Сухумской, Орловской, Кишиневской, Тверской), которые он возглавлял с 1905 по 1917 г. Но главным делом своей жизни Владыка считал создание «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», которая сыграла решающую роль в деле прославления преподобного Серафима Саровского. Трудно себе представить, но в начале XX века канонизация величайшего русского святого встретила почти единогласное сопротивление Синода. Понадобилось личное вмешательство Государя, чтобы решить этот вопрос. Одним из организаторов торжеств 1903 г. в Сарове был архимандрит Серафим (Чичагов).
1917 г. был ознаменован для Владыки удалением с Тверской кафедры. По предписанию Тверского губисполкома он был даже изгнан за пределы губернии как «церковный мракобес и черносотенный монархист». Сам Владыка в это время находился в Москве на Поместном Соборе 1917–1918 гг., членом которого являлся. На одном из последних заседаний Собора он был назначен св. Патриархом Тихоном на Варшавскую кафедру и вскоре возведен в сан митрополита. Однако в условиях гражданской и русско-польской войны он так и не смог прибыть к месту своего нового назначения.
Первый раз митрополит Серафим был арестован 21 сентября 1921 г. и помещен в Таганскую тюрьму. 16 января 1922 г. его освободили, оставив приговор 2 года ссылки (условно). Вскоре он был назначен членом Священного Синода. Но его сильная личность, непререкаемый авторитет и бескомпромиссная политика в делах церковных были неугодны большевистским властям. В апреле того же года его снова арестовали, по более чем странному, даже для того времени, обвинению в «организации прославления прп. Серафима Саровского в 1903 г.» (?!!). Около года Владыка провел в ссылке в Архангельске. Вскоре после возвращения в Москву в апреле 1924 г. он был арестован в третий раз и препровожден в Бутырскую тюрьму, где находился в течение трех месяцев. За 68-летнего митрополита ходатайствовал св. Патриарх Тихон. Митрополит Серафим был освобожден из заключения, но получил предписание выехать из Москвы.
Ища себе пристанища, он обратился к настоятельнице дорогой его сердцу Серафимо-Дивеевской обители, где находилась могила его жены и где он приготовил место для своего будущего упокоения. Игумения Александра (Троковская), поставленная начальствовать над обителью по его же ходатайству, отказалась принять гонимого. Этот тяжкий удар он как христианин принял с должным смирением. Еще в 1905 г., как бы предвидя собственную судьбу, Владыка говорил: «Скорби – это лучшие провозвестники воли Божией: Перенося столько скорбей, я вполне убедился, что этот мир, который так трудно перестать любить, делается чрез них нашим врагом и что мне предопределен в моей жизни особенный тернистый путь»*. Гонимого приняла игумения Арсения (Добронравова). В стенах Воскресенского Федоровского монастыря близ г. Шуи он провел около четырех относительно спокойных лет. Много служил, занимался с певчими, работал над рукописями, в том числе над второй частью «Серафимо-Дивеевской летописи», которая по цензурным соображениям не была напечатана до революции**. По благословению игумении Арсении к митрополиту Серафиму были приставлены две послушницы – его будущие тайные постриженницы: монахини Вера (Втюрина) и Севастиана (Агеева-Зуева). С той поры они неотлучно сопровождали Владыку во всех его передвижениях, помогая по хозяйству.
В апреле 1925 г. Русская Православная Церковь оплакивала кончину св. Патриарха Тихона. Высокопреосвященнейший Серафим принял участие в погребении Патриарха.
В 1928 г. по постановлению Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) митрополит Серафим возглавил Ленинградскую кафедру – раздираемую расколами, одну из самых неспокойных. К этому времени часть ленинградских храмов принадлежала «красной» обновленческой церкви, часть – иосифлянам, церковной оппозиции, не признававшей политики компромиссов митрополита Сергия. Человек строгой церковной дисциплины и порядка, Владыка Серафим делал всё возможное, чтобы все приходы вернулись в молитвенно-каноническое общение с Московской Патриархией. Но повсеместное закрытие церквей, аресты и расстрелы священнослужителей сводили на нет его усилия.
В октябре 1933 г. 77-летний митрополит Серафим был уволен на покой. Он переехал в Москву, а через некоторое время вместе с келейницами поселился в дачном поселке при станции Удельная Казанской ж. д. Владыка снимал половину дачи, две маленькие комнатки на Песочной улице. Сюда было свезено всё самое дорогое: иконы собственноручного письма (две из них ныне находятся в московском храме Ильи Обыденного), книги, рукописи. Большую радость доставляла фисгармония. Уже будучи тяжело больным человеком, Владыка ежедневно проводил за инструментом по несколько часов, импровизируя или утешаясь переложением церковных песнопений, большим знатоком которых он был. Владыка и сам писал музыку. Сохранилась рукопись большого фортепьянного цикла и ряд других его сочинений*.
В Удельной его нередко посещали церковные иерархи. Сюда приезжали его дочери, а внучка Варя, студентка Московского института тонкой химической технологии, в 1936–1937 гг. практически жила здесь. Впоследствии Варя, Варвара Васильевна Черная, стала профессором, доктором технических наук, лауреатом Государственной премии, а с ноября 1994 г. – настоятельницей Московского Новодевичьего монастыря. Игумения Серафима так вспоминала о жизни в Удельной: «Каждый вечер, возвращаясь с работы, я знала, что дедушка ждет меня, чтобы рассказать что-нибудь интересное и благословить на ночь. На стене висел большой образ Спасителя в белом хитоне, написанный дедом. Под ним стоял диван, на котором я спала»**.
«Покой», на который был отправлен митрополит Серафим, оказался весьма относительным. В декабре 1933 г. в Ленинграде были арестованы органами ОГПУ его верные помощницы: дочь Наталья (монахиня Серафима) и внучатая племянница Ольга Чермоева (урожд. княжна Ухтомская). Они обвинялись в оказании помощи ссыльному духовенству и устройстве побега из ссылки игумении Рижского монастыря Иоанне (Мансуровой)***.
В начале того же 1933 г. был арестован духовный сын митрополита Серафима – 28-летний архимандрит N, к которому Владыка был привязан, как к родному сыну. В 1932 г. N был завербован органами ОГПУ; от него требовали сведений о митрополите и его окружении, так как N по своей должности и близости к митрополиту был вхож в высшие церковные круги. Но спустя некоторое время N сам признался во всем Владыке. Такие признания не прощались службами ОГПУ–НКВД. По обвинению в том, что он «открыл себя перед митрополитом», а также в антисоветских проповедях и «намерении бежать за границу с целью уклонения от службы в армии», N был приговорен к 10 годам заключения и отправлен этапом в Дальлаг. С той поры Владыка не знал покоя. Он хлопотал о смягчении участи N, добился разрешения передач, свиданий (его дочь Наталья виделась с N перед его отправкой в лагерь). Не получая подолгу писем от N, Владыка посылал телеграммы прямо на Управление Дальлага, начиная их словами: «Умоляю сообщить о судьбе…». Прошло несколько лет. И вот в конце сентября 1937 г. N неожиданно появился в Удельной. Оказалось, что он бежал из тюрьмы г. Ворошилова и в течение двух месяцев добирался до Москвы. N прожил в доме митрополита Серафима месяц. В последних числах октября, не ставя никого из близких в известность, N явился с повинной в комендатуру НКВД. На первом же допросе он показал, что после побега жил в Удельной у митрополита Серафима (Чичагова). Через месяц был арестован Владыка. Он был в это время уже безнадежно болен и не вставал с постели. Его вынесли из дома на носилках. Сотрудникам НКВД пришлось вызвать карету скорой помощи, чтобы 82-летнего умирающего старца доставить в Таганскую тюрьму. Выдающийся архиерей претерпел великие страдания и поношения от безбожников, допрашивавших его. Однако нашел в себе силы отвергнуть возводимые на него ложные обвинения и перед своей мученической кончиной совершил последний подвиг всепрощающей пастырской любви. На вопросы истязателей об N Владыка неизменно отвечал, что не видел его с 1933 г.
Тройкой УНКВД по Московской области от 7 декабря 1937 г. Леониду Михайловичу Чичагову (митрополиту Серафиму) был вынесен смертный приговор. 11 декабря Владыка принял мученический венец на Бутовском полигоне*.
Месяц спустя там же был расстрелян N**.
Наталья Чичагова (монахиня Серафима), отбыв срок ссылки, вскоре после ареста отца была снова арестована и не вернулась из заключения. В 1937 г. пропала и его внучатая племянница Ольга Чермоева. Накануне расстрела митрополита Серафима в дом на Песочной улице явились чекисты и предъявили ордер на арест монахини Веры. Вместе с ней в тюрьму добровольно пошла и монахиня Севастиана, сказав, что они «никогда не расставались, не расстанутся и теперь». Отбыв восемь лет заключения, монахиня Вера вернулась и жила у дальних родственников в Кирове. Монахиня Севастиана умерла в лагере.
Хорошо известны слова священномученика Серафима, сказанные им незадолго до последнего ареста: «Сейчас многие страдают за веру, но это – золото очищается в духовном горниле испытаний. После этого будет столько священномучеников, сколько не помнит вся история христианства». Слова оказались пророческими. Из числа расстрелянных на одном только Бутовском полигоне ныне канонизированы Русской Православной Церковью 180 человек. И первым из них 23 февраля 1997 г. был прославлен в лике святых митрополит Серафим (Чичагов).
Лидия Алексеевна Головкова, Москва
Фотографии предоставлены редакцией Книги памяти «Бутовский полигон. 1937–1938». Биографическую справку о митрополите Серафиме (Чичагове) см. на с. 202 настоящего тома. Об авторе статьи см. на с. 519 настоящего тома.
Анатолий Разумов
Здоровье по Чичагову. Оздоровление организма человека по методу священномученика Серафима (Чичагова):
Текст брошюры составлен по двум выступлениям врача практика Ксении Павловны Кравченко, которая имеет более чем двадцатилетний опыт лечения больных по данному методу. Заслугой её является восстановление исторической справедливости в отношении сщмч Серафима, имя которого как врача оказалось забытым.
Во второй части содержатся практические рекомендации о лечении конкретных заболеваний по этому методу. В третье издание этой книги включены приложения, которые будут полезны всем, желающим ознакомиться с этим методом и приступающим к оздоровлению своего организма.
Особенность метода в том, что он направлен не на внешнее проявление болезни, а на устранение первопричины заболевания. Другой особенностью метода является его простота и доступность для любого человека. Этот метод прошел многолетнюю апробацию.
Автор искренне приносит свою благодарность всем лицам, доброжелательно указавшим на недочеты и ошибки, которые учтены и исправлены в третьем издании книги.
Книга предназначена для широкого круга читателей. Разрешено для детей старше восемнадцати лет.
Предисловие
Мало кто знает, что священномученик Серафим (Чичагов) имел медицинское образование и был практикующим врачом. Святитель является создателем уникальной медицинской системы, базирующейся на глубоких познаниях всего спектра медицинских наук, доступных к тому времени.
Его медицинская система оздоровления человека во многом уникальна. Ключевым элементом системы является создание условий для организма, при которых он сам мобилизует резервы для борьбы с болезнью.
Особенность методики в том, что она направлена не на внешнее проявление, а на устранение первопричины заболевания, которая часто уходит по цепочке в другие органы и системы организма, о ненормальной работе которых не по-
дозревают ни больной, ни врач. Другой особенностью методики является её простота и доступность освоения в домашних условиях без существенных материальных затрат на медикаменты, оборудование и т. д.
Эта методика прошла многолетнюю апробацию. Брошюра подготовлена практикующим врачем Ксенией Павловной Кравченко, которая имеет более чем двадцатилетний опыт лечения больных по данному методу.
Предисловие к третьему изданию
После выхода брошюры «Здоровье по Чичагову» в обществе оживилась дискуссия об этой брошюре и связанных с ней вопросов.
Отклики можно разделить на три группы. Первая – огульная критика и оголтелая брань. Вторая – благодарности автору с описанием множества случаев исцеления. Третья содержит критический анализ текста и конструктивные предложения по исправлению ошибок и недочетов.
А тем временем все большее количество людей исцеляются по описанному в брошюре подходу без всяких лекарств. Одни люди рассказывают о своих исцелениях, желая поделиться своей радостью от чистого сердца, от других можно услышать случайно, как, например, от таксиста, который неожиданно в разговоре в пути рассказал, как у него полностью прошел сахарный диабет за два месяца «по методу Чичагова».
Монахиня 65 лет рассказала, что двадцать лет страдала головными болями, варикозным расширением вен на ногах и псориазом с высыпанием на голову. Издержала, почти как евангельская жена, «все свое имение» на врачей, ещё и истратив пять тысяч евро на лечение в Германии, и не получила никакой пользы. И вот, за полтора месяца, строго соблюдая все рекомендации из брошюры, она избавилась и от непреходящих головных болей, и от болезни ног, и даже от псориаза.
И несть числа рассказам людей, получивших исцеления без лекарств. И нет ни одного человека, сказавшего, что он не получил никакого исцеления по этим рекомендациям. Как минимум, все страдающие лишним весом избавляются от него за пару недель без спецдиет и разных изнуряющих изощрений.
В первой группе критических отзывов – неприятие в принципе с огульной критикой частных деталей и запятых, без подбора выражений, безо всякого интереса к результатам использования изложенных в брошюре рекомендаций по существу. Кто-то из всезнающих авторитетов договорился до того, что впрямую почти дословно процитировал классика: «Собрать все книги эти да и сжечь».
По слову Евангелия такие критики поистине «отцеживают комара и поглощают верблюда».
Читатели часто это обсуждают и высказывают свои предположения о мотивах агрессивности этих критиков: или они являются проводниками интересов зарубежных фармакологических корпораций, имеющих гигантские прибыли от реализации в России дорогостоящих и зачастую безполезных зарубежных лекарств, встревожившихся угрозой потери прибылей при массовом положительном использовании изложенного метода. Или они наслушались таких же критиков, не удостоившись проверить информацию. Или это звенья реализаци проекта Даллеса, по которому на территории России должно остаться не более 50 миллионов жителей, а, по Маргарет Тэтчер, даже не более 15 миллионов. А тут вместо вымирания вдруг вздумали исцеляться в массе и выживать.
Есть группа критических отзывов с доброжелательным изложением замечаний и советами по исправлению недочетов. Примером может послужить отзыв Максима Степаненко из Томска. Он отмечает, что, не смотря на многие недочеты, в материалах Ксении Павловны Кравченко «именно практические советы и подходы, заслуживают интереса. И настоящие творческие врачи, не ремесленники, которые мыслят только по схемам и официальным методикам (такие, думаю, среди ее критиков есть) могут узреть рациональное зерно, вместо того, чтобы все огульно осмеять и все абсолютно отвергнуть.
Как я понял, у неё огромная очередь пациентов. Вы думаете, она (очередь) от того, что Кравченко сводит всех пациентов в могилу?
Поэтому, господа, умерьте пыл осуждения… Не буду останавливаться на оценке всех изложенных Кравченко методов лечения различных болезней, дам комментарии по поводу некоторых, о здравых зернах, положенных в методах лечения.
Россия — территория йодного дефицита. Это так? Так. Нарушение функции щитовидной железы приводит к разладу работы организма? Приводит! Поэтому обеспечение организма йодом со временем может привести к исчезновению ряда болезней у людей без специальных лекарств. Это так? Так! Она права, объясняя эту аксиому… Соглашусь с принципами потребления пищи, изложенными Ксенией Кравченко, а также с тем, что причиной многих болезней является неправильное питание. Плотный завтрак, средний обед и легкий ужин, не есть после 18 часов. В желудок нельзя валить десятки сложных наборов продуктов.
Лучше употреблять за прием 2-3 продукта, максимум два блюда. Мясо отдельно, углеводы отдельно. Дрожжевой хлеб лучше вообще исключить из рациона больным ожирением, остальным есть хлеб мало, и лучше бездрожжевой хлеб, и уж точно не белый и не батоны с багетами. Все это здравые рассуждения.
Совет употреблять квашеную капусту и прочие овощи — разве это глупость? Это в высшей степени полезные продукты и правильный совет!
Исключить из рациона сахар, газированные напитки и т.п.? Да за это любой диетолог поднимет все четыре конечности! Разве она не права, говоря о том, что если желудок вырабатывает достаточно соляной кислоты, желчный пузырь правильно и во время выбрасывает желчь, то человек практически не болеет заболеваниями желудка и кишечника… Подтверждаю, именно дисфункция перистальтики лежит в основе многих гастро-энтеральных болезней.
Разве правильный баланс продуктов – это бред? Кравченко представляет его как баланс натриевых и калиевых продуктов. Интересная идея. Попробую. Отвергать без эксперимента идеи — ненаучно, замечу это оппонентам Ксении Павловны. Или кто-то из православных христиан не согласится с тем, что в основе заболеваний лежит грех, точнее — страсти? «Жало же смерти — грех» (1Кор.15,56).
Современная медицина, например, мне не дает ответа, почему у меня сейчас высокое давление. Почему у меня его раньше не было, и почему я без анаприлина не могу сейчас комфортно жить? А, господа, снобы-медики? Вы мне это не скажите. Увы, как избавиться от гипертонии без лекарств не скажут ни в одном кардиологическом центре. Тогда как нам было по 15-25 лет, гипертоний никто не страдал. Как вернуть себе изначальное и утерянное с годами нормальное кровяное давление? Ответа у врачей нет!
В лекциях Ксении Кравченко у меня, например, появилась некая надежда — попробую… ее метод. Впрочем, он прост и одновременно сложен. Ибо перестроить систему питания особенно в большой семье для кого-то это вообще нереально, а без изменения питания по системе священномученика Серафима Чичагова вылечиться нельзя.
Снижение высокого кровяного давления горячими ножными ваннами… Слышу первый раз об этом. Действует ли? Нужно проверить. И если это правда, почему об этом не знают врачи? Это мне живо напоминает слова исцеленного Христом слепорожденного к книжникам и фарисеям: «Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи» (Ин.9:30).
Метод коррекции варикозного расширения вен на ногах и объяснение причин этого заболевания дисфункцией щитовидной железы и печени. Интересно. Венозный кровоток ног действительно связан с венозной системой печени. Нужно думаю, кому-то попробовать… есть люди, которым это поможет.
Метод лечения гриппа и простуды абсолютным голоданием в первый день заболевания также заслуживает интереса и эксперимента. В его основе правильная предпосылка. 80% иммунной системы обслуживает желудок и кишечник и активно участвует в пищеварении. Если прекратить употреблять пищу, высвободившиеся иммунные клетки идут в больной орган…».
Автор искренне приносит свою благодарность всем лицам, доброжелательно указавшим на недочеты и ошибки, которые учтены и исправлены во втором издании книги.
Почему ЗДОРОВЬЕ
именно ПО ЧИЧАГОВУ?
Как связана представленная в брошюре методика оздоровления организма с трудами известного церковного деятеля священномученика Серафима (Чичагова)?
А, может быть, авторы брошюры просто использовали в своих корыстных целях авторитетное имя известного ученого и архиерея для известности и популярности собственных медицинских нововведений? Ответ на эти вопросы прост. И его можно сформулировать следующим образом. Все изложенное в брошюре является практическим руководством по использованию системы оздоровления организма, описанной в трудах сщмч. Серафима (Чичагова), в частности, в его двухтомном труде «Медицинские беседы». Руководством, изложенным в современных терминах и понятиях. Эта система, или подход к оздоровлению, а также и к лечению, сщмч. Серафим основывал на конкретных изложенных им принципах. Вот основные из них.
Первый принцип системы Серафима (Чичагова): причина всех болезней – грех. Он писал, что «надо искать духовные корни болезни». Но этого до сих пор почему-то никто не видит и не слышит. Дай травку, дай таблетку! И что дальше? А ведь первопричина болезни – духовная. Если человек эту причину не найдет, то все остальное – безполезно или малоэффективно, или с кратковременным эффектом!
Вот, что говорил он сам о своей системе:
«Создав особую систему лечения…, я желал бы доказать, что медицина как наука… должна более всякой другой науки опираться на религию и изыскивать средства в природе, созданной Самим Творцом на пользу человечества, — не забывая, однако, что врачу необходимо иметь в виду не только одну больную плоть, но стараться искать корень болезни и в духе или в душе человека. Только такой врач будет иметь возможность подать скорейшую и вернейшую помощь».
И только вторая причина – это обмен веществ. Если человек этого не понимает, то как можно слепому объяснить, какой этот цветок, какое солнце. Но это не проблема солнца, а проблема этого человека.
Понятно, что этот принцип не применим врачами-атеистами. Поэтому после революции рассуждения о такой первопричине болезней были отодвинуты и быстро утрачены..
Второй принцип его системы — комплексный подход к лечению. Митрополит Серафим, разрабатывая в свое время свое учение о человеке и его лечении, твердо и однозначно отмечал, что лечить надо не какой-то один орган и не какую-то болезнь, а всего человека – весь организм.
Третий принцип системы Чичагова – в формуле «болезнь есть нарушение обмена веществ и связанное с ним нарушение кровообращения и качества крови». Чичагов писал, что «кровь служит для питания всех частей тела и есть источник животной теплоты, она причина здоровья и хорошего цвета тела. Здоровье зависит от равномерного смешения веществ…, ибо тело составляет круг, в котором, следовательно, нет ни начала, ни конца. И каждая часть тесно связана с остальными ее частями».
В те времена, почти два века назад, когда Чичагов изучал медицину, эндокринология как наука не была сформирована. Фактически, она начала формироваться как отдельная наука только в 20-х годах двадцатого века. Естественно, что в лекциях, которые он слушал, таких понятий не было. Но он знал, что болезнь это нарушение обмена веществ.
Авторы этой книги просто расшифровали то, что в нашем современном понимание есть обмен веществ. Он связан с гормональными нарушениями, а это гипофиз, щитовидка, надпочечники. Расшифровали, почему и какие гормоны в этом участвуют. Тогда этого еще никто не знал. А сейчас мы можем сказать, как это влияет на качество крови и на кровообращение. Если мы вспомним притчу о трех слепых, когда они ощупывали слона и описывали его – один держался за хобот и описывал, что слон вот такой, другой держался за уши, третий держался за ногу. И каждый описывал по-своему. Авторы этой книги не виноваты, что Господь открыл им всего слона и его всего они описали в целом. Раньше не была разработана терминология и не хватало знаний в этой области, чтобы описать соответствующие процессы на нашем современном уровне изложения этиологии и патогенеза.
На всех этих принципах, сформулированных именно Чичаговым и основывается представленный в данной книге подход к оздоровлению организма. Этим и объясняется его широкая популярность и высокая результативность оздоровления при самых различных недугах и болезнях.