Историческое здание Святейшего Правительствующего Синода в Санкт-Петербурге
Святейший Правительствующий Синод (греч. synodos — «сходка», «собрание», «собор») — высший орган церковно-административной власти Русской Православной Церкви, заменявший собой патриарха. Не путать со Священным Синодом — совещательным органом при патриархе
Учреждён 14 февраля 1721 года. Упразднён в 1917 году в связи с началом работы всероссийского поместного собора. Состоял из 79 архиереев. Члены Святейшего Синода назначались императором, управляли Синодом государственные чиновники — обер-прокуроры.
Содержание
- История
- Первенствующие члены
- Обер-прокуроры
- Использованные материалы
- Сенот Саградо-де-Чичен-Ица он же Священный сенот (Cenote Sagrado de Chichen Itza)
- Сенот Ик-Киль (Cenote Ik kil)
- Сенот Саси (Cenote Zaci)
- Сенот Дзитнуп (Cenote Dzitnup)
- Сенот Самула (Cenote Samula)
- Сенот Саамаль (Cenote Saamal)
- Гранд-Сенот или Большой сенот (Gran Cenote/Grand Cenote)
- Сенот Череп (Cenote Calavera)
- Карта с расположением сенотов на полуострове Юкатан
- Полезно знать
История
В 1718 году, царь Пётр I впервые высказался о необходимости изменения структуры церковного управления и создания Духовной коллегии. Писать проект учреждения Духовной коллегии царь поручил епископу Псковскому Феофану (Прокоповичу) (1681–1736), вызванному в Санкт-Петербург ещё в 1716 году. Именно Феофан с той поры и стал главным помощником Петра в деле проведения церковной реформы. Плодом его труда явился Духовный регламент, составленный к 1720 году, а затем прочитанный и исправленный самим монархом. Главной причиной, по которой была необходима отмена Патриаршества, Феофан считал опасность совместного существования двух властей – духовной и светской. «Простой народ, – говорилось в Духовном регламенте, – не знает, как различается власть духовная от самодержавной, и удивленный славой и честью верховного пастыря церкви, помышляет, что этот правитель есть второй государь, самодержцу равносильный, или ещё и больше его, и что духовный чин есть другое лучшее государство».
Другими причинами, по которым церковная реформа была необходима её устроителям, считались: во-первых то, что дела церковного управления при «соборной форме» правления могут идти непрерывно, не задерживаясь за болезнью или кончиной Патриарха, и, во-вторых: правда быстрее достижима при участии в управлении нескольких лиц, а решения «собора», то есть Духовной коллегии, в глазах народа будут авторитетнее и менее зависимы от влияния разных сильных людей.
25 января 1721 года царь издал манифест об открытии Духовной коллегии, а 14 февраля того года в Санкт-Петербурге состоялось ее торжественное открытие. Впрочем, вместо Духовной коллегии новую церковную власть тогда же стали именовать Святейшим Синодом.
Для членов Святейшего Синода Петр I установил специальную присягу, в которую была включена клятва в «верной службе» представителям царствовавшей династии, обязанность «благовременно объявлять… о ущербе Его Величества интереса, вреде и убытке» и хранить служебные тайны. Иерархи клялись в верности антиканоническому возглавлению церковной власти светским монархом («крайнему судии» Духовной коллегии). Присяга в неизменном виде существовала вплоть до начала XX века.
Для осуществления контроля над Святейшим Синодом Пётр, которого опыт научил не доверять своим чиновникам, 11 мая 1722 года создал должность обер-прокурора, указав выбрать на неё «из офицеров доброго человека». Обер-прокурор был назван «оком государевым» и «стряпчим по делам государственным». Он имел в своём распоряжении синодальную канцелярию и был обязан (по инструкции) находиться «в заседаниях присутствия» Святейшего Синода. В течение Синодального периода церковной истории должность обер-прокурора Святейшего Синода занимали тридцать четыре человека.
Начиная с 1740-х годов значение обер-прокурорской власти постепенно усиливалось, хотя обер-прокуроры в XVIII веке были фигурами с ограниченным влиянием, которое зависело от характера носителей этой должности и степени близости правивших иерархов ко Двору. При императоре Павле I произошёл даже уникальный случай, когда император через архиепископа Санкт-Петербургского Амвросия (Подобедова), уполномочил Синод самостоятельно избрать кандидата на должность обер-прокурора.
В XIX веке ситуация кардинально изменилась. Обер-прокуроры стали лично монополизировать всю информацию, поступавшую из епархиальных консисторий, и фактически навязывали свои решения Святейшиму Синоду. Начиная с царствования императора Александра I отчёты царю представлял непосредственно обер-прокурор – личные доклады монарху членов Святейшего Синода прекратились. Связь между Синодом и верховной властью стала проходить через обер-прокурора.
Особенно укрепились власть и влияние обер-прокуроров в эпоху императора Николая I при графе Н. А. Протасове. Он был единоличным руководителем церковного управления. При Протасове 1 августа 1836 года появилась особая канцелярия обер-прокурора, которой предоставлялось право решать все дела, касавшиеся церковного управления.
При императоре Николае II произошло окончательное юридическое оформление обер-прокурорской должности: 6 января 1901 года государь утвердил мнение Государственного Совета, согласно которому обер-прокурор Святейшего Синода получил право присутствовать «в Государственном Совете, Совете министров и Комитете министров на равных с министрами основаниях». Тем самым права обер-прокурора были приравнены к правам министров.
При этом юридической власти в Святейшем Синоде обер-прокурор никогда не имел, будучи, по мнению современников, «образом и видом власти без самой власти», ее призраком. Но располагая огромными полномочиями, обер-прокурор, так же как и Святейший Синод, не мог быть полным хозяином в Церкви: «на хозяйничанье его никто не уполномочивал, – писал последний протопресвитер русской армии и флота Георгий Шавельский, – и хозяином его никто не мог признать. Он мог всё разрушить, что бы ни создавал Синод, но не мог ничего создать без Синода. Так и жила Церковь без ответственного хозяина, без единой направляющей воли». Это было тем более оскорбительно для Синода, что еще в XVIII веке по просьбе Петра I восточные Константинопольский и Антиохийский Патриархи в особой грамоте от 23 сентября 1723 года признали каноническое достоинство Синода.
Святейший Синод имел административную и законодательную власть в Церкви, располагая правом издавать определения и узаконения по делам веры, предоставляя их на утверждение самодержавной власти. Святейший Синод входил в обсуждение вопросов об открытии новых епархий и викариатств, учреждении новых должностей и духовноучебных заведений. Им же определялся порядок церковной жизни, избирание кандидатов на епископские кафедры, утверждение и увольнение настоятелей и настоятельниц монастырей, разрешение вопросов о снятии священного сана и монашеского чина, о награждении клириков, открытии новых храмов и обителей, осуществление цензурирования догматических и некоторых других сочинений, свидетельствование мощей святых, установление новых праздников, крестных ходов.
Святейший Синод заведовал делами «Санкт-Петербургской епархии Святейшего Синода» (или Санкт-Петербургской Синодальной области) до появления в ней самостоятельных епархиальных архиереев (см. Синодальная область).
Первоначально, по «Духовному регламенту», Синод должен был состоять из двенадцати человек. 25 января 1721 года в состав Святейшего Синода были назначены: президент – митрополит Стефан (Яворский), два вице-президента – архиепископы Феодосий (Янковский) и Феофан (Прокопович), четыре советника из архимандритов и четыре асессора из протопопов. В последующие годы состав Синода неоднократно подвергался изменениям: в 1722 году к его членам прибавили по одному советнику и асессору; в 1724 году, по смерти митрополита Стефана, звание президента упразднили, оставив двух вице¬президентов с шестью советниками и тремя асессорами, в 1726 году было уже восемь советников, два асессора и вызванные «на чреду служения» архимандриты.
С 1727 года прежние наименования (вице-президент, советник, асессор) уже не встречаются, их заменило общее выражение «член Синода». Архиереи занимали места в Святейшем Синоде в соответствии со старшинством своих епархий. В 1730 году, при императрице Анне Иоанновне, в Святейший Синод снова были назначены архимандриты и протопопы (четыре архиерея, три архимандрита и два протопопа), но так как в течение ряда лет состав его членов не пополнялся, то к 1738 году там заседал только один епископ. Зачастую решения принимались только двумя синодальными архимандритами и одним протопопом. К началу 1741 года в составе Святейшего Синода было три архиерея и три архимандрита. При императрице Екатерине II, в 1763 году, Святейший Синод был ограничен шестью членами (тремя епископами, двумя архимандритами и одним протопопом).
Отношение верховной власти к Святейшему Синоду и специфическое понимание императрицей его функций характеризуется имеющимися сведениями о том, будто Екатерина II вскоре после вступления на престол намеревалась назначить членом Святейшего Синода своего будущего фаворита Г. А. Потёмкина. Потемкин получил задание «место свое иметь за обер-прокурорским столом» и был предназначен в будущем «к действительному по сему месту упражнению». Это место за обер-прокурорским столом он имел в течение шести лет (с 19 августа 1763 года по 25 сентября 1769 года). Из этого начинания ничего, впрочем, не вышло – светские лица в Святейший Синод не попали.
С начала XIX века в Святейший Синод перестали назначать архимандритов. Тогда же по именному указу от 12 июня 1805 года к заседаниям Святейшего Синода стали привлекать епархиальных архиереев – по очереди и на срок от одного года до трех лет. По штату, составленному на 9 июля 1819 года, в Святейшем Синоде было положено иметь семь человек. Столичный архиерей назывался первенствующим членом Святейшего Синода. Звание члена считалось пожизненным. После 1819 года постоянными членами Святейшего Синода в силу занимаемой кафедры стали митрополиты Московский и Киевский. Остальные иерархи и иереи, принимавшие участие в работе Святейшего Синода, именовались присутствующими. В 1835 году император Николай I назначил к присутствию в Святейшем Синоде своего сына – наследника престола великого князя Александра Николаевича. Назначение мирянина вызвало негативную реакцию со стороны русского епископата и прежде всего митрополита Московского Филарета (Дроздова). Это заставило великого князя воздержаться от участия в заседаниях Святейшего Синода, но сам факт подобного назначения – показателен.
В целом, со времени императора Николая I светские власти внимательно следили, чтобы состав Святейшего Синода менялся чаще, а со второй половины XIX столетия стало традицией назначать к участию в заседаниях на два, редко на три года. После 1885 года и вплоть до правления императора Николая II в состав присутствующих в Святейшем Синоде перестали назначать и представителей белого духовенства (протопопов и протоиереев). При Николае II представители белого духовенства допускались в Святейший Синод в качестве исключения. В нем в разное время присутствовали протопресвитеры военного и морского духовенства, протопресвитеры придворного духовенства, а в 1908 году к присутствию был назначен имевший всероссийскую известность протоиерей Иоанн Кронштадтский.
Сессия Святейшего Синода под председательством сщмч. Владимира (Богоявленского), митр. Киевского (в центре), слева от него — архиеп. Финляндский Сергий (Страгородский). 1914-15 гг. Фото из Православной Энциклопедии
К началу XX века стало нормой номинальное руководство Святейшего Синода столичным митрополитом – первоприсутствующим членом. За всю Синодальную историю было только два исключения из этого правила – с конца 1898 года по 1900 год первоприсутствующим являлся Киевский митрополит Иоанникий (Руднев), а с конца 1915 года по март 1917 года – Киевский митрополит Владимир (Богоявленский). Санкт-Петербургский митрополит, как и любой епископ Православной Российской Церкви, назначался «по указу Его Императорского Величества». Первенствующий член Святейшего Синода председательствовал на заседаниях, руководил прениями, мог в некоторых случаях влиять на их исход, мог возбуждать новые вопросы (последнего права не были лишены и остальные члены Святейшего Синода). Но в течение XIX века влияние столичных митрополитов на ход церковных дел все же было стеснено политическими рамками: регулярно сноситься с носителем верховной власти на очерченных законом основаниях он не мог. Только в феврале 1916 года император Николай II издал повеление, предоставившее первенствующему члену Святейшего Синода права лично делать царю доклады по важнейшим делам. Но в силу инерции этим правом митрополит Владимир (Богоявленский), в то время являвшийся первенствующим членом Святейшего Синода, так и не воспользовался.
С 1721 года и вплоть до революции 1917 года заседания Святейшего Синода проводились три раза в неделю: в понедельник, среду и пятницу. На время заседаний в Синоде архиереи не освобождались от управления своими епархиями, а в эпоху обер-прокурорства К. П. Победоносцева (в 1880–1905 годы) стало практиковаться и назначение в Святейший Синод заштатных архиереев. Для заседаний синодальные члены собирались на летнюю (с 1 июня) и зимнюю (с 1 ноября) сессии. Обычно принципиальные проблемы решались зимой, второстепенные – летом. Из постоянных членов Святейшего Синода бессменно заседал митрополит Санкт-Петербургский. Митрополиты Московский и Киевский обычно вызывались на зимние сессии. Часто от голосов именно этих трёх митрополитов зависело направление того или иного синодального дела, ибо они, в отличие от остальных, участвовали в работе Святейшего Синода бессменно.
Изменения в личный состав Святейшего Синода и обер-прокуратуры внесла революция 1917 года. Временное правительство, как некогда император, ввело в состав министров и нового обер-прокурора, который 14 апреля 1917 года добился указа новой власти об освобождении всех членов Святейшего Синода и о назначении новых. Первый послереволюционный состав Святейшего Синода 29 апреля 1917 года заявил, что главная его задача – содействие созыву Всероссийского Поместного Собора. В конце июля 1917 года Святейший Синод постановил своим определением, что ввиду предстоявшего в Москве 15 августа открытия Поместного Собора он переносит свою работу в Первопрестольную. Работа Святейшего Синода в Петрограде была завершена, и его члены выехали из здания Сената и Синода, в котором синодальные заседания проводились с первой половины 1830-х годов. До того Святейший Синод заседал в здании Двенадцати коллегий на Васильевском острове столицы. Тогда же, 5 августа 1917 года, постановлением Временного правительства было учреждено Министерство исповеданий, в ведение которого перешли дела обер-прокуратуры и департамента духовных дел иностранных исповеданий Министерства внутренних дел. До преобразования высшего церковного управления Поместным Собором министр исповеданий, которым стал последний в русской церковной истории обер-прокурор Святейшего Синода А. В. Карташёв, получал права и обязанности обер-прокурора и даже министра внутренних дел (по принадлежности).
В ноябре 1917 года на Поместном Соборе впервые за 217 лет был избран патриарх. 17 ноября 1917 года Поместный Собор постановил, среди прочего, со дня возведения на патриаршую кафедру во всех храмах Православной Российской Церкви совершать поминовение Его Святейшества вместо Святейшего Синода, что и последовало с патриаршего настолования 21 ноября того года. А 20 января 1918 года Синод был упразднен и декретом советской власти, очевидно, как старое «политическое» ведомство. 31 января того года Поместный Собор постановил, что вновь учреждённые Священный Синод и Высший Церковный Совет принимают дела церковного управления у Святейшего Синода с 1 февраля. В тот же день Святейший Синод, соответственно, принял своё последнее Определение — за № 273 — «О передаче дел Святейшего Синода Святейшему Патриарху, Священному Синоду и Высшему Церковному Совету». Таким образом 1/14 февраля 1918 года стало днём упразднения Святейшего Синода. В то время патриарх Московский и всея России, святитель Тихон, отмечал символичность этой даты: «14 февраля 1721 года открыт был Святейший Правительствующий Синод и 14-го же февраля (по новому стилю) 1918 года прекратил свои действия» .
Первенствующие члены
Обер-прокуроры
Список обер-прокуроров Синода см. в статье обер-прокурор.
Использованные материалы
- 23 июля 2014
- Шеболдасик
Если вы собираетесь в Мексику, то вряд ли обойдете стороной полуостров Юкатан, а, может, только им и ограничитесь. Туристическая Мекка, что ту скажешь.
Достопримечательностям Юкатане нет конца: шикарные пляжи Карибского моря, древние пирамиды майя, природные парки, яркие колониальные городки, острова и многое другое. Не последнее место среди них занимают сеноты. До приезда в Мексику я даже не подозревала об их существовании. Что же такое сенот?
- Сенот Саградо-де-Чичен-Ица
- Сенот Ик-Киль
- Сенот Саси
- Сенот Саамаль
- Сенот Самула
- Сенот Дзитнуп
- Гранд-Сенот
- Сенот Череп
- Карта с расположением сенотов
- Бонусы для наших читателей
Сенот (Cenote) – это образовавшийся в результате обвала свода пещеры своеобразный колодец. На дне колодца, как и положено, имеется вода – чаще всего, это протекающая в месте обвала подземная река. Уникальное явление, надо заметить. Кроме как в Мексике, нигде больше не встречается.
В свое время майя нашли применение сенотам: они использовали их либо для получения воды, потому что вода в них пресная, либо для жертвоприношений. А почему бы и нет? Они и называли-то сеноты не иначе, как «вратами в царство мертвых».
По территории Юкатана разбросано несколько сенотов, некоторые из них мы с Андрюсиксом посетили лично. О них и пойдет речь.
Сенот Саградо-де-Чичен-Ица он же Священный сенот (Cenote Sagrado de Chichen Itza)
Сенот Саградо находится на территории комплекса Чичен-Ица, чуть в стороне от основных достопримечательностей. Это был первый сенот, который мы увидели. Хотя нет, вру – второй. Первым был Xtoloc, там же, в Чичен-Ице, но он оказался настолько заросшим деревьями и кустами, да к тому же огороженным, что ничего толком увидеть не удалось, а тем более, сфотографировать.
После красивых снимков сенотов с прозрачной голубой водичкой, которыми пестрят все туристические брошюры, Священный сенот немного удивил, ибо оказался грязным и с мутно-зеленой водой. Думаю, вы уже догадались, что никто в нем не купается, да и огорожен он со всех сторон, как и все в Чичен-Ице.
В общем, ничего особенного. Хотя, это я уже сейчас понимаю, когда есть, с чем сравнивать, а тогда сенот понравился, потому что подобную штуковину увидели впервые.
Как добраться до Священного сенота
Чтобы добраться до сенота Саградо-де-Чичен-Ица , надо, в первую очередь, доехать до археологической зоны Чичен-Ица. Как туда попасть из Вальядолида, Канкуна и Мериды, я подробно описала в статье про самые нашумевшие пирамиды майя.
Цены и техническая информация
- Сколько стоит входной билет: входной билет в Чичен-Ицу, на территории которой находится сенот, стоит 204 песо (59 песо – вход в археологическую зону + 145 песо – налог на посещение руин)
- Режим работы: с 8:00 до 17:00
- Глубина сенота: не известна
- Сколько нужно времени на осмотр: 5-10 минут
Сенот Ик-Киль (Cenote Ik kil)
Осмотр этого сенота логично совместить с посещением Чичен-Ицы. Мы туда поехали после посещения пирамид. К сожалению, купальные принадлежности взять забыли, поэтому просто походили вокруг, поснимали и ушли.
Сенот очень и очень симпатичный, недаром он красуется на открытках с лучшими достопримечательностями штата Юкатан.
Ик-Киль – это открытый сенот, также как и Священный. Что это значит? Это значит, что некогда своды пещеры полностью обвалились и сенот стал действительно похож на колодец. Внутри светло за счет проникающего солнечного света.
Водичка в сеноте красивого изумрудного цвета, в ней плавает много рыбок, которые совершенно не боятся купающихся, и, кажется, вовсе не обращают на них внимания. Картину дополняют живописные свисающие корни деревьев.
Желающие могут понырять со ступенек, во всяком случае, смельчаки это проделывали, а запрещающих табличек я не заметила (глубина позволяет).
Людей в этом сеноте оказалось достаточно много, видимо, из-за его близости к пирамидам и возможности совместить две достопримечательности. Туристов привозят сюда целыми автобусами, хорошо, что еще не все купаются. Кроме того, Ик-Киль находится на территории одноименного отеля, что также не способствует безлюдности.
Все удобства на территории имеются: туалеты, помещения для переодевания. Перед посещением необходимо принять душ (в обязательном порядке). Есть рынок с сувенирами и одеждой.
Как добраться до сенота Ик-Киль
От Чичен-Ицы до сенота Ик-Киль мы доехали на маршрутке (колективо) за 20 песо на двоих. Ехать минут пять или меньше, водитель подвез к самому входу.
От Ик-Киля до Вальядолида добрались также на колективо, заплатив по 25 песо.
- Сколько стоит входной билет: для взрослых 70 песо, для детей 35 песо
- Режим работы: работает с 9:00 до 17:00
- Глубина сенота: 50 метров
- Сколько нужно времени на осмотр: 15-20 минут, если не купаться
Сенот Саси (Cenote Zaci)
Находится в центре города Вальядолид, так что если будете в этом городке – не проходите мимо.
Накануне мы решили сходить на разведку, но пришли после закрытия, поэтому пускать нас, естественно, никто не хотел. Однако, после непродолжительной беседы с охранником и еще одним амиго, они разрешили нам посмотреть на сенот сверху. Увидев его, мы решили, что купаться в нем не будем, так как он показался грязноватым (плавало много листьев), но согласились, что забежим в другой день пофотографировать.
Пришли с утра пораньше, купили один билет и отправили Андрюсикса творить шедевры, а меня оставили сверху.
Людей почти не было, если не считать двух купающихся барышень и одну, сидящую на бережку.
Сенот Саси, кстати, достаточно симпатичный. Он большой и внутри много лесенок, его практически можно обойти по низу вокруг.
Как добраться до сенота Саси
От Центрального парка Франсиско Котона надо идти в восточном направлении по главной улице Cancun-Valladolid. Сенот расположен между 36-ой и 34-ой улицами.
- Сколько стоит входной билет: 25 песо
- Режим работы: с 8:00 утра до 17:00
- Глубина сенота: 65 метров
- Сколько нужно времени на осмотр: 15-20 минут
Сенот Дзитнуп (Cenote Dzitnup)
В шести километрах к северо-западу от Вальядолида притаились целых три сенота, которым мы посвятили отдельную поездку. Первым стал сенот Дзитнуп – один из самых известных на всем Юкатане.
Когда ехали в него, ожидали встретить толпу резвящихся туристов, поэтому очень удивились, что в десять утра оказались единственными посетителями. Позже пришли две пары, две подружки и все.
Сенот Дзитнуп значительно отличается от предыдущих, так как он закрытый. Свет в него проникает лишь через единственное маленькое отверстие в своде. Это влечет за собой другие особенности: наличие целых стай летучих мышей, полумрак (несмотря на искусственную подсветку) и окутывающую атмосферу таинственности.
Сенот действительно красивый! Дзитнуп – это кристально чистая вода нереального цвета, заполненная рыбками, которые с удовольствием составят вам компанию. Кстати, кроме черных рыбок, есть совсем мелкие серо-коричневые, которые тоже будут не прочь с вами познакомиться. Если вы присядете, опустив ноги в воду, и замрете хотя бы на мгновение, то получите полноценный fish massage, за который в Таиланде, например, деньги берут.
А вот понырять здесь не удастся, так как спуски пологие и вероятность удариться лбом о скалу очень велика.
Мы с Андрюсиксом наплавались в Дзитнупе вдоволь. Водичка хоть и прохладная, но неприятных ощущений не вызывает, особенно, когда немного привыкнешь. Для тех, кто плохо плавает или хочет перевести дух, в воде натянуты веревки, правда, руками за них не схватиться, можно только балансировать, как канатоходец.
Да, кстати, переодеваться пришлось в туалете, так как специальных комнаток мы не заметили. Зато заметили большой рынок, но он не работал, возможно, он оживает только в выходные дни.
В нашем рейтинге сенотов Дзитнуп, пожалуй, занял первое место.
Кстати, у него есть еще одно название Cenote Xkeken. Так что знайте, увидите это название – это Cenote Dzitnup.
Как добраться до сенота Дзитнуп
От отеля Мария Гваделупа (Hotel Maria Guadalupe) отходят минивены к сеноту Дзитнуп. Стоимость проезда 25 песо.
Можно доехать на такси, расстояние небольшое, есть вероятность, что цена будет вменяемой.
Мы выбрали идеальный для себя вариант – воспользовались велосипедами, взятыми в аренду в хостеле de Fraile, в котором снимали комнату. За бисиклетасы заплатили по 80 песо за целый день.
Как уже писала выше, от Вальядолида до Дзитнупа – 6 километров, которые мы, крайне не спеша, преодолели за час. Вообще, ехать минут 30, не больше.
Ехать нужно сначала на запад по дороге Valladolid-Cancun (мы поехали по тропинке), а потом на север по трассе Valladolid-Merida до указателя Cenote Dzitnup. Дальше прямо-прямо, мимо входа к сенотам точно не проедите.
Велосипеды оставили у входа, купили билеты и проследовали к Дзитнупу.
- Сколько стоит входной билет: 59 песо
- Сколько стоит видеосъемка: 30 песо
- Сколько стоит аренда маски и спасательного жилета: по 20 песо
- Режим работы: с 8:00 до 17:00
- Глубина сенота: 20 метров
- Сколько нужно времени на осмотр: мы провели 2 часа (с купанием)
Сенот Самула (Cenote Samula)
Я думала, что после Дзитнупа этот сенот вовсе не впечатлит, но, к счастью, ошиблась. Он тоже очень красивый и эффектный.
Самула также закрытый сенот, но он больше и светлее предыдущего, хотя атмосфера таинственности от этого не уменьшается. Летучие мыши, бесстрашные рыбки и фиш-массаж в наличии. Вновь поразил цвет воды. Она действительно такая как на снимках, никаких спецэффектов фотошопа. Видимо, в ней очень высокое содержание минералов, что и придает такой оттенок.
Нырять с парапетов здесь запрещено, о чем предупреждают таблички «no diving», а в воде красуется указатель, гласящий, что дальше натянутой рядом с ним веревки плыть нельзя – опасно. Возможно, свод осыпается, возможно, еще что-то.
Андрюсикс на входе взял маску и попытался понырять, но сказал, что ничего интересного не увидел. Вода настолько прозрачная, что все и так отлично видно, а там, где темное дно, ничего не рассмотреть, даже если нырнуть. Вот такой замкнутый круг.
Людей повстречали еще меньше, чем в Дзитнупе, да и те забегали лишь ненадолго.
Рядом с входом есть переодевалки.
Этот сенот тоже не оставил нас равнодушными. Возможно, приехав сюда, вы захотите выбрать какой-то один из двух, не пожелав, например, платить за каждый сенот по 59 песо. Но я бы советовала посетить оба: они и похожие и разные одновременно, в каждом есть что-то свое, да и где вы еще найдете такую красоту.
Как добраться до сенота Самула
Находится в пешей доступности от сенота Дзитнуп, поэтому способы добирания идентичные.
- Сколько стоит входной билет: 59 песо
- Сколько стоит видеосъемка: 30 песо
- Сколько стоит аренда маски: 20 песо
- Режим работы: с 8:00 до 17:00
- Глубина сенота: 3 метра, где видно дно и 12 метров, где не видно
- Сколько нужно времени на осмотр: мы пробыли там 1 час, купался только Андрей и уже не так долго, как в Дзитнупе
- Рекомендации: берите воду с собой, литр воды в магазинчике на территории стоит 30 песо
Сенот Саамаль (Cenote Saamal)
Сенот, чудом попавший в наш список. Он не был отмечен у нас на карте, не был в плане на посещение, но, тем не менее, попал в него.
Еще утром, по дороге к Дзитнупу, съезжая на дорогу с трассы Вальядолид-Мерида, Андрюсикс усмотрел за забором сенот. Как-то мы не придали ему значения, ибо спешили к двум другим, известным.
По дороге обратно, совершенно забыв про то, что было утром, уже было проехали мимо, но по воле судьбы развернулись и отправились-таки посмотреть на этот сенот, имя которому Саамаль. Если бы не рекламный плакат соседнего ресторана, на котором решили упомянуть и про сенот, так и не познакомились бы с ним.
Сложив 2+2, поняли, что мы – редкие гости, так как не увидели ни одного посетителя, в том числе, и в ресторане.
Немного погодя, когда мы уже обошли сенот по верху, навстречу выбежал товарищ, разрешивший спуститься вниз бесплатно, так как купаться мы не собирались.
Саамаль – открытый большой светлый сенот с изумрудной водой. Из особенностей – наличие небольшого водопадика и возможность поплавать по воде на лодке. Нырять с мостика тоже можно.
Вполне симпатичный сенот, достойный внимания, хорошо, что мы заехали сюда.
Как добраться до сенота Саамаль
Сенот находится на повороте с трассы Valladolid-Merida к сеноту Дзитнуп. Ищите на воротах вывеску с рекламой ресторана Selva Maya, на ней же будет написано и про Cenote Saamal.
- Сколько стоит входной билет: пофотографировать можно бесплатно, если собираетесь искупаться, придется заплатить 50 песо
- Режим работы: не известно
- Глубина: 72 метра
- Сколько нужно времени на осмотр: 15 минут
Гранд-Сенот или Большой сенот (Gran Cenote/Grand Cenote)
Распрощавшись с сенотами Вальядолида, мы отправились в Канкун, потом в Плайя-дель-Кармен и уж после этого оказались в Тулуме, в окрестностях которого тоже есть сеноты.
Пожалуй, самый известный среди них – Гранд-Сенот. Так как выбор небольшой, большинство туристов именно сюда и едут. Интересен он тем, что представляет собой систему пещер, в которых можно плавать, нырять и даже заниматься дайвингом.
Мы доехали до входа к сеноту, но порог так и не перешагнули, потому что его посещение показалось дорогим удовольствием. Взвесив все «за» и «против», учтя то, что уже видели много сенотов, приняли решение обойти Гранд сенот стороной. Если у вас есть возможность побывать только на Ривьере-Майя, думаю, стоит в него заглянуть.
Как добраться до Гранд-Сенота
Чтобы добраться до Гранд-Сенота, надо ехать по трассе 109 в сторону Вальядолида. Сделать это можно на велосипеде или на такси. На велосипеде от города ехать 20-25 минут по трассе. Аренда двухколесного друга стоит в среднем 80 песо в день. Такси в одну сторону будет стоить от 50 до 100 песо (как договоритесь).
- Сколько стоит входной билет: вход стоит 120 песо с человека (просто поплавать), обмундирование для ныряния – еще плюс 80 песо если собираетесь заняться в сеноте дайвингом – заплатите 150 песо.
- Режим работы: с 8:00 до 17:00
- Глубина: около 8 метров
Сколько нужно времени на осмотр: не известно
Сенот Череп (Cenote Calavera)
В это сенот мы заскочили совершенно случайно по пути от Гранд сенота в Тулум. Скромная вывеска с полувыцветшим словом «Cenote» не обещала ничего особенного. Собственно, ничего особенного мы и не увидели, но это только внешне. Со стороны сенот выглядит так: три дырки (две маленьких и одна большая) в пещере, через которые внутрь попадает солнечный свет. Собственно, из-за этих трех отверстий он и называется «Череп», хотя сходство весьма сомнительно. Вроде бы ничего особенного. Но! Вода просто чудесная – очень прозрачная и необычного изумрудного цвета. Видно всех рыбок, хотя их совсем немного. Пещера полая, можно плавать под сводами и распугивать летучих мышей и залетевших птиц. А еще в сенот можно нырять с высоты, глубина позволяет это делать безо всякого страха. Для тех, кто не любит прыгать, сделана деревянная лестница, по которой можно забраться в воду и выбраться из нее. Водичка очень приятной температуры – освежает, но не леденит.
Как добраться до сенота Череп
Сенот Череп находится по пути к Гранд сеноту, то есть на той же 109-ой трассе. На велосипеде от города до него ехать не больше 15 минут. Ищите голубую крупную вывеску «Cenote». Можно доехать и на такси, цена чуть меньше, чем до предыдущего сенота.
- Сколько стоит входной билет: никаких официальных расценок, судя по всему, нет. Парень озвучил нам стоимость в 70 песо с человека. После вопроса о скидке полушепотом предложил заплатить 100 песо за двоих, попросив никому об этом не говорить. Интересно, кому мы должны были бежать об этом рассказывать?
- Режим работы: не известно
- Глубина: до 20 метров
Сколько нужно времени на осмотр: мы пробыли в сеноте Череп час с небольшим: плавали, сидели на лавочке, рассматривали красивых птиц и снова плавали. Андрюсикс у нас отважный, поэтому он прыгал в сенот с высоты, а я трусишка, поэтому ползала по лесенке )) Приятное местечко, особенно приятно охладиться в пресной воде в дикую жару. Кстати, кроме нас было всего-навсего два человека.
Что ж, друзья, вот такие уникальные вещи встречаются на территории Мексики. Что ни говори, а сеноты прекрасны! Они оказывают какое-то завораживающее воздействие, особенно если удается остаться с ними один-на-один.
*****
Приятных вам купаний в сенотах, дорогие читатели!
Бонусы для наших читателей!
– подарок 20$ на аренду жилья* на сайте Airbnb**
– скидка 10% на страховку Tripinsurance
* на первое бронирование при общей сумме более $75
** инструкцию по работе с сервисом и наши отзывы читайте
Карта с расположением сенотов на полуострове Юкатан
Открыть большую карту
Полезно знать
- Авиабилеты в Мексику – Москва-Канкун и Москва-Мехико (аэропорты, рейсы, цены)
- Аренда жилья с Airbnb – 14 плюсов и 9 минусов
- Страховка для поездки в Мексику (сравнение компаний)
- Путешествие по Мексике – организационные вопросы
- Деньги и цены в Мексике
- Курорты и пляжи Мексики: описание, впечатления, фото
- Пирамиды Мексики: ТОП-5 Шеболдасика и Андрюсикса
- Города Мексики: ТОП-5 Шеболдасика и Андрюсикса
- Интересные места Юкатана или чем заняться в Вальядолиде
Поблагодарить за полезную информацию
Пригодилась статья? Скажите спасибо
← поделись или сохрани, чтобы не потерять
25 января 1721 года Пётр I учредил Духовную Коллегию, будущий священный правительствующий Синод.
Святейший Правительствующий Синод — высший орган церковного управления, созданный по приказу Петра I, с целью заменить упразднённую в 1700 году должность Патриарха.
5 февраля 1721 года — дата издания «Манифеста об учреждении Духовной коллегии». 25 февраля 1721 года — произошло официальное открытие Духовной коллегии, которая получила название Святейший Правительствующий Синод.
Это событие стало завершающим в церковной реформе Петра I.
Причины и цели создания Святейшего Синода
Петр I стремился подчинить церковь государству, встроить её в аппарат управления страной и монополизировать власть (построение абсолютистской формы монархии)
В период 1717-1722 годов происходила реформа центральных исполнительных органов, приказы заменялись коллегиями, согласно новым принципам была сформирована и Духовная коллегия.
Итоги и результаты учреждения Синода
Создание Святейшего Синода привело к подчинению Церкви — государству, т.к. все члены Синода назначались императором и присягали ему на верность.
Лишённая Патриарха церковь уже не могла конкурировать с Петром I за власть над гражданами.
Для дополнительного надзора за деятельностью Синода учреждена должность обер-прокурора.
Функции Святейшего Синода (Духовной коллегии)
Административная — открытие новых кафедр, избирание и назначение епископов, определение дат церковных праздников и обрядов, канонизирование святых, осуществление цензуры в отношении богословских и церковно-исторических книг.
Судебная — осуществлял функции суда первой инстанции по отношению к епископам, обвиняемым в ереси, вынесение окончательных решений по разводам (тога они были запрещены), делам о лишении духовных лиц сана, о предании обычных людей анафеме и т.д.
Подробнее читайте в статье Духовная реформа Петра I в разделе Наука.