После наступления Великой Пасхи начинается праздничная пасхальная неделя. Эта неделя имеет много названий: Радостная, Светлая, Великая, Гревицкая и прочие. При этом каждый день пасхальной недели имеет своеобразное название и традиции празднования. Эти традиции сохранились с давних времен, когда Русь была еще некрещеной. Многие современные люди интересуются старыми и почти забытыми традициями празднования пасхальной недели славянским народом.
Содержание
Поливальный понедельник
Понедельник, идущий за Пасхой, назывался Поливальным. В этот день было принято навещать своих крестных родителей и дедушек и бабушек. В качестве гостинцев приносили крашеные яйца и вкусные пироги. Благодарные хозяева тоже не оставались в долгу, и одаривали гостей аналогичными подарками. В селах люди ходили к родственникам, знакомым и друзьям, чтобы похристосаться, подарить писанку или крашенку.
На территории современной Украины парни по обычаю посещали дома односельчан, чтобы поздравить с Пасхой. За это хозяева дарили юношам сладкие хлебцы, крашеные яйца и деньги. Все собранные богатства ребята оставляли себе, организовывая общую казну. Вкусные подарки обычно съедались самими парнями, а деньги оставлялись для приглашения красивых представительниц противоположного пола.
На территории Гуцульщиы девушки одаривали своих парней крашеными яйцами. Но просто отдавать подарок ухажеру было непринято. Они прятали яички за пазуху, всячески демонстрируя наличие тайного сокровища. Парень должен был отнять яичко, в шутку поборовшись со своей избранницей. После получения трофея парень должен был отвести девушку к воде и полить на нее воду. Этот процесс сопровождался активными пожеланиями здоровья, богатства и счастья. Большинство славян поэтому называли первый понедельник после Пасхи Поливальный. При этом на территории Польши название звучало как «Поливаный».
На территории Чехии в понедельник с раннего утра юноши выходили, а улицу со специальной пасхальной плеткой, называемой «помлазкой». Они начинали искать прячущихся молодиц. Часто девушки только делали вид, что прячутся, стараясь первыми попасться на глаза понравившемуся парню. Догнав молодицу, парень начинал легонько бить ее можжевелиной, березовой плеткой или метелкой. Могли использоваться и плетки из веточек вербы. При этом пари желали девушкам счастья, здоровья, красоты и других благ. Чтобы поскорее закончить шуточное избиение, девушки предлагали ребятам пирожки и крашеные яйца.
Купалища (вторник)
Раньше люди очень серьезно относились к посещению церковных служений. Поэтому существовала традиция обливать очень холодной водой всех проспавших утреннюю службу. Об этой традиции написано в Густинской летописи. Ее называли языческим обрядом, посвященным прославлению Свежей Землицы.
На территории Украины со вторника люди начинали посещать корчмы и трактиры, чтобы послушать или исполнить музыку и проводить традиционные святки. На протяжении всех трех дней пасхальной недели люди ходили в гости, водили веселые игры. Взрослые люди собирались в группы для поиска цвета рясты. Когда заветную траву находили, ее нужно было тщательно затоптать, предвещая веселые забавы и в следующем.
Ледовый день (среда)
На территории Белоруссии четвертый день празднования называли Ледовым днем или Градовой средой. В церквях принято было ставить специальные свечи, чтобы предотвратить случайное попадание грома и молний. С этого дня начинали водить хороводы. Веселье продолжалось ежедневно до дня Святой Троицы. Чаще всего гуляния проводились в вечернее время.
Навский четверг
Четверг, идущий после Пасхи, во многих белорусских селениях принято было поминать умерших родственников, посещая их на кладбище. Возле надгробий нужно было положить крашенку или писанку. С утра в пятницу эти яички могли собирать нищие, и использовать их в любых целях. В Полесье в этот день ходили на кладбище, чтобы убрать могилки, положить у надгробий умерших родственников кусочек пасхи, крашеные яйца, хлебцы и немного вина. Женщинам надлежало надевать передники, а мужчинам – повязывать в определенных местах ленты и рушники.
В Воронеже был обычай «водить лошадь». Брали длинную палку, и сооружали на одном из ее концов своеобразную голову лошади. С другого конца палки привязывался хвост, а расстояние между головой и хвостом прикрывалось старым тряпьем. Прокатиться на импровизированной кобыле могли все желающие. Один из парней рядился цыганом, и почетно проводил бутафорскую кобылу по всему селению. Если кобыла падала, цыгану нужно было укусить ее за ухо, чтобы лошадка поднялась. Впрочем, настоящие умельцы водили кобылу так, что она не только не падала, но и вставала на дыбы, умудрялась лягать привлекательных односельчанок. Во многих регионах такие же традиции соблюдались на святки или Троицу.
Празднование постепенно затихало, но пасхи продолжали занимать коронное место на столах. Люди на улицах продолжали при встрече христосаться. Так продолжалось до празднования Вознесения.
Прощеный день (пятница)
Пятница, идущая за Пасхой, считалась прощеным днем в Тульской области. Тещи и тестя приглашали родню зятьев на свежее пиво. В некоторых областях семьи молодоженов заранее договаривались, чтобы сварить пиво вместе. Когда готовое пиво сливалось, приходили все желающие односельчане, желающие отведать молодого напитка. Каждый из таких нежданных гостей после первого глотка должен был пожелать любви молодоженам и согласия их семьям.
Хороводницы (суббота)
Субботу пасхальной недели славяне прозвали «Хороводницей», поскольку в этот день проводились множественные молодежные гуляния. В Сибири молодые люди собирались для «прощания с колоколами». На протяжении всей недели колокола в церквях били непрестанно, а в субботний вечер в селениях снова становилось тихо.
Во Владимирской области практиковался обряд «ублажения гордых». В обеденное время вся родня молодой супруги приходила домой к молодоженам. Родственники молодого мужа оказывали гостям почести, соответствующие поведению невестки. Если невестка считалась хорошей, родня мужа выполняла практически все пожелания гостей. Родне немилой невесты почести тоже оказывались, но были скромными. В Ярославской области молодожены в обязательном порядке навещали родню молодой супруги. После прихода ожидаемых «окликальщиков» молодожены с многочисленной родней мужа выезжали к родственникам невестки. Организацией застолья занимались преимущественно тестя, а сам праздник по обычаю назывался «вьюнинами». С этого дня молодожены переставали считаться молодой и неопытной семьей, и полностью переходили в статус законных и опытных супругов. Молодой супруг до этого дня не имел права оставлять жену, отправляясь на заработки или в другие места. После вьюнин он получал право самостоятельно принимать решение о месте своего пребывания. Чаще всего после вьюнин мужчины отправлялись искать обеспечение семьи. Молодой хозяйке предстояло полностью принять от родни мужа все хозяйственные заботы. До этого она могла выполнять лишь часть из них.
Поскольку пасхальная неделя приходится на весеннее время, во многих местах проводились ритуальные славянские обычаи. Так, в Черниговской области проводилось торжественное изгнание русалок. В некоторых переводах название обряда звучит как «проводы русалок».
«Окликанье молодых» (суббота)
Суббота пасхальной недели называлась «окликаньем молодых». Праздник имел и забавные названия: «юнины», «вьюнитство», «вьюнство», «вьюнины», «юнец». Традиции празднования этого дня больше всего описываются в летописях Владимирской губернии. В этот день ближе к вечернему времени собираются группы парней. В одной группе может быть 15, 10 или 5 человек. Окликальщиков наряжали в интересные торжественные одежды (шаровары, бекеши, рубахи). Окликали прошлогодних молодоженов, заводя веселые песни и пляски у них под окнами. Существовала специальная «окликальная песня». Сразу ее исполняли в своем селении, а после переходили на соседние.
Через каждые 2 строчки обрядовой песни вставлялись слова «вьюнец» и «вьюница» в качестве обращения к молодоженам. В песне рассказывается о сказочном вьюновом царстве, молодом вьюнце и красавице вьюнице. В гости к вьюнице собирается много ее родни, поэтому молодой вьюнец утешает ее песнями на гуслях.
***
Смотрите также: Поздравления на Пасху
3141 Меднолитая икона «Седмица» с холодными эмалями
3142 Литая икона «Седмица» без эмалей
314 Икона большая «Седмица»
Копия меднолитой иконы XIX века
Медное литье. Холодная эмаль
Размер 10,3 х 12,6 см
На иконе изображена сложная многоступенчатая Деисусная композиция, в основе которой семь фигур: в центре — Спас Вседержитель на престоле, по сторонам — предстоящие Богоматерь и Иоанн Предтеча, за престолом — Архангелы Михаил и Гавриил, выше — апостолы Петр и Павел. По составу центральных персонажей Деисуса данная композиция получила свое второе название «Седмица».
За первоверховными апостолами изображены с Евангелиями в руках: апостол-евангелист Иоанн Богослов и святитель Иоанн Златоуст, константинопольский патриарх — автор краткого чина православной Литургии, которая носит название: Литургия Иоанна Златоуста. Внизу у ног Христа в молении стоят на коленях архиепископ Никола Чудотворец и преподобный Сергий Радонежский, у самого подножия престола Господня припадают в молитве согбенные фигуры старцев — преподобных Зосимы и Савватия Соловецких.
Когда пройдет Светлая седмица в 2020 году, какие особенности имеет каждый день Пасхальной недели, какие традиции и обряды сохранились до наших дней и как себя правильно вести в этот период, читайте в нашей статье.
Первая неделя после Пасхи, которая в 2020 году приходится с 20 по 26 апреля, называется Светлая седмица или Светлая Пасхальная неделя. В это время принято отдыхать, ходить в гости, радоваться жизни, находить повод для веселья и поздравлять друг друга, говоря: «Христос Воскрес – Воистину Воскрес!».
Понедельник Светлой недели
Начиная с понедельника можно ходить в гости. Первым к родственникам в дом заходит мужчина. На праздничный стол гость приносит паски, крашанки и символические подарки. Если у мужчины есть семья, его жена и, если есть, дочь остаются в этот день дома.
Вторник Светлой недели
Во вторник, который еще называют Светлым вторником, уже женщины начинают ходить в гости, а их мужчины в этот день не посещают родных. Но эти традиции сейчас отходят и их практически не соблюдают. Все чаще в гости приходят семьями. Раньше в некоторых местах со вторника или со среды девушки начинали водить хороводы, поэтому среда называлась «хороводница». Хороводы продолжались с этого дня по вечерам до Троицы.
Среда Светлой недели
По средам «Великодних святок» многие селяне устраивали танцы и веселье. И взрослые, и дети собирались «на музыку», чтобы проводить святки. Эти три дня пасхальных праздников были счастливым временем гостеваний, молодежных игр и забав.
Благодатный огонь: священник раскрыл тайну, как это происходит
Четверг Светлой недели
В первый четверг после Пасхи девушки зазывали весну, исполняя на пригорках трогательные песни. Начиная с четверга можно было устраивать смотрины, и парни присматривали себе невесту.
Когда-то на четвертый день пасхальной недели «водили кобылу». На палке делали голову, привязывали хвост, накрывали веретьем. Сверху на эту лошадь садились желающие покататься. Мужчина наряжался цыганом и водил эту кобылу по улице. Когда кобыла падала, тогда цыган «грыз» ей ухо, и она вставала.
Реклама
Празднование к четвергу уже заканчивается, но на столах еще могут стоять паски, крашанки и звучать: «Христос воскрес – Воистину воскрес!». Так позволялось отмечать в течение 40 дней – до самого Вознесения.
Пятница Светлой недели
В пятницу был Прощеный день, который особо пышно и торжественно отмечался молодоженами, к которым приходили близкие родственники. В этот день по традиции девушки умывались ледяной водой, которая, как считается, помогает весь год оставаться здоровой.
Смотрите видео, как воспринимают украинцы возможные ограничения на Пасху:
Суббота Светлой недели
Начинался разгар молодежных игр и гуляний. К примеру, было популярно играть в катание яиц. Все желающие складывают полукругом свои крашеные яйца около невысокой горки, после чего один из них скатывает свое яйцо сверху, стараясь сбить как можно больше чужих.
Воскресенье Светлой недели
Воскресенье Светлой седмицы еще называют Красной горкой. В этот день считалось плохой приметой сидеть дома незамужним девушками и холостым парням. Нужно провожать Пасху, проводить обряды встречи весны, массовые гуляния.
Что можно и нельзя делать на неделе после Пасхи
- Поскольку праздник Пасхи – торжество жизни над смертью, поэтому всю Пасхальную неделю нужно радоваться, а не скорбеть за умершими.
- Также в эти дни не проводят панихиды.
- Также считается, что рожденный во время пасхальной недели младенец будет наделен богатырским здоровьем, удачей и многого добьется в жизни.
- На Светлой неделе не принято проводить обряд венчания.
- Можно устраивать смотрины невест, ходить на танцы, веселиться и радоваться жизни.
Ранее мы публиковали календарь церковных праздников и постов в апреле 2020 года в Украине.
Начиная со дня Пасхи и до ее отдания (на сороковой день) верующие встречают друг друга пасхальным приветствием «Христос воскресе!», «Воистину воскресе!».
Каждый день после Литургии совершается праздничный крестный ход, и в продолжение всей седмицы полагается вседневный звон во все колокола.
На Светлой седмице отменяется пост в среду и пятницу, земные поклоны. Утренние и вечерние молитвы заменяются пением Пасхальных часов.
В Светлый вторник, 21 апреля, совершается празднование в честь Иверской иконы Божией Матери. Икона, находящаяся на Афоне, прославилась многими чудесами. В XVII веке слух о чудотворном образе через паломников распространился по России, по просьбе будущего патриарха Никона копия с иконы прибыла в Москву.
В Светлую пятницу, 24 апреля, совершается празднование иконе Божией Матери «Живоносный источник». После Литургии по обычаю бывает малое освящение воды.
В Светлую субботу, 25 апреля, на Литургии читается молитва на раздробление артоса, после богослужения его раздают верующим.
Первое воскресенье после Пасхи, 26 апреля, называется Антипасхой и напоминает о том, как Господь Иисус Христос, явившись одиннадцати ученикам в восьмой день по Воскресении, обновил Свое явление. В этот день вспоминается также уверение апостола Фомы, почему его называют Фоминой неделей или Фоминым воскресеньем.
Все богослужение Антипасхи совершается по чину двунадесятых Господских праздников, хотя сам день к таким праздникам формально не относится. На каждой из воскресных служб, начиная с Антипасхи, поется пасхальный канон, повторяя празднование Пасхи.
Этот праздник открывает собой период, когда вновь начинает совершаться таинство Брака.