Настоятель: священник Сергий Сивоплясов.
Престол: в честь Покрова Божией Матери. Имеется приставной престол, освященный во имя святителя Николая Чудотворца.
Освящен: 21 июня 2008 года Епископом Саратовским и Вольским Лонгином.
Богослужения: с понедельника по субботу литургия в 8.00, вечернее богослужение в 17.00; В воскресенья и праздники ранняя литургия в 7.00, поздняя литургия в 9.00, вечернее богослужение в 17.00.
Службы, действующие при храме: Воскресная школа, церковная библиотека. На данный момент воскресную школу «Омофор» посещают более 20 человек. Сформированы две возрастных группы: младшая (6-9 лет) и средняя (10-13). Планируется создание старшей группы для воспитанников в возрасте от 13 до 16 лет. В воскресной школе преподаются различные дисциплины, с названиями которых вы можете ознакомиться, прочитав расписание, которое размещено на сайте: http://www.pokrovsk-hram.ru/voskresnaya-shkola/raspisanie-zanyatij. Педагогический коллектив состоит из 6 человек. Подробнее о каждом из учителей смотрите в рубрике сайта храма «Наши педагоги».
За территорией храма воздвигается новое здание воскресной школы.
При храме работает воскресная школа для взрослых, где беседы ведет настоятель храма священник Сергий Сивоплясов.
На занятиях священник рассказывает о смысле богослужения, о содержании православной веры, об обычаях и обрядах, об истории Православия на Руси и многом другом.
Занятия проходят каждую субботу в 15:00.
Церковно-социальная деятельность: Раз в два месяца приход передает в дом-интернат для престарелых и инвалидов собранные за это время в приходе одежду и другие предметы личной необходимости. Оказывается помощь детскому реабилитационному центру «Надежда» и энгельсской школе-интернату № 2.
Адрес: 413104, Саратовская обл., г. Покровск (Энгельс), ул. Станционная, 4, тел. (8453)75-20-77.
E-mail: pokrovskhram@yandex.ru
Сайт: http://www.pokrovsk-hram.ru
Построен: в 1955 году как молитвенный дом.
Из истории: На момент начала строительства Покровского молитвенного дома в Энгельсе не было ни одного действующего храма: все они в годы Советской власти были разрушены либо закрыты. После длительных ходатайств верующих Советом по делам Русской Православной Церкви было дано разрешение на строительство молитвенного дома. Первым настоятелем и фактическим строителем храма был приснопамятный митрофорный протоиерей Георгий Лысенко (†2002). Однако при строительстве в архитектуру здания сразу были заложены особенности храма. Со временем, в тайне от контролирующих инстанций, в молитвенном доме был установлен иконостас, и после длительного противостояния верующих и властей было получено разрешение на открытие храма. В 1963 году Преосвященным архиепископом Саратовским и Волгоградским Палладием (Шерстенниковым; †1976) был подписан антиминс, храм был освящен иерейским чином.
В 1990 году на храм был установлен купол. В 2007 году в храме велись работы по реконструкции и ремонту здания храма. В алтарном помещении проведены штукатурно-малярные работы, покрашены стены, проведены работы по демонтажу полового покрытия, солеи, укреплены лаги, установлен новый иконостас, полностью демонтированы кровля и купол алтарного помещения. В храме проведен косметический ремонт стен и потолка. В 2008 году ремонтные работы были продолжены: изготовлены и установлены основной и приставной престолы, жертвенник, пошиты на них новые облачения, в алтаре произведены штукатурно-малярные работы, окрашены стены, закончены работы по изготовлению и установке нового иконостаса храма. Написаны и установлены иконы нижнего яруса, продолжается работа по написанию икон верхнего яруса. Начаты работы по изготовлению клиросного и 2-х центральных киотов храма. Стены храма покрыты грунтовой массой, произведен ремонт колокольни, кровли крыши, благоустроена прихрамовая территория.
21 июня 2008 года состоялось Великое освящение храма.
C 2012 года за территорией храма воздвигается новое здание воскресной школы. В 2016 году была завершена внутренняя отделка здания.
С 2017 по 2019 годы продолжаются работы по строительству воскресной школы. Проведены работы по благоустройству прихрамовой территории – уложен газон. Прилегающая территория — заасфальтирована.
В 2019 году заменены колокола на колокольне.
Церковные школы в Саратовской епархии существовали с самого начала 60-х годов XIX в. Еще в 1860 году при церквах Саратовской епархии числилось 120 начальных училищ, или школ, с 1800-ми учащимися мальчиками и 640-ми девочками. Количество школ с каждым годом увеличивалось и, например, через четыре года в 1864 г. в епархии существовало уже 526 начальных училищ, где обучались 8671 мальчик и 1156 девочек и им преподавали 519 учителей и 17 учительниц. Преподавателями были в основном священники, диаконы и члены их семей. Причем из всех преподавателей тогда только 17 учителей и 2 учительницы получали небольшое вознаграждение от министерства государственных имуществ и уделов, остальные преподавали бесплатно, довольствуясь доброхотными приношениями разных жизненных продуктов от прихожан. Что касается школьных помещений, то школы в то время размещались в неприспособленных для учебы местах: в церковных сторожках, домах духовенства и т. п.
В те годы из саратовских епископов особенно много сделал для церковных школ Преосвященный Евфимий (Беликов; †1863). При встречах со священниками у себя дома и во время обозрения епархии он разъяснял значение церковных школ, давал наставления, как вести школьное дело, выписывал на свои личные средства и высылал в школы учебники, бумагу и другие учебные принадлежности.
Однако после открытия земских учреждений в России церковные школы стали постепенно переходить в ведение земств. В результате к 1884 г. в Саратовской епархии количество церковных школ резко сократилось, но и немногие оставшиеся как бы терялись между школами земскими.
Положение решительно переменилось, когда 13 июня 1884 года Императором Александром III были утверждены правила о церковно-приходстких школах, которыми они были вызваны к новой жизни. По получении соответствующего указа Св. Синода, Преосвященный Павел (Вильчинский; †1908), в то время епископ Саратовский и Царицынский, занялся организацией Епархиального училищного совета, который открыл свои занятия 12 ноября 1884 г. Первым почетным попечителем церковно-приходских школ стал начальник Саратовской губернии А. А. Зубов.
Одним из первых действий епархиального училищного совета было обращение к духовенству с просьбой сообщить сведения о состоянии церковно-приходских школ в Саратовской губернии. По собранным сведениям, в епархии в 1884 г. оказалось всего 23 церковно-приходских школы. По распоряжению Училищного совета была открыта «образцовая школа» при духовной семинарии. В это же время Училищный совет приступил к открытию в Саратовской епархии новых собственно церковноприходских школ и к благоустройству имеющихся. С ноября 1884 г. по ноябрь 1885 г. в Совет поступило 52 прошения об открытии школ и в епархии была открыта 21 церковно-приходская школа. В результате в 1885/86 учебном году в Саратовской епархии насчитывалось уже 45 церковно-приходских школ, не считая школ при Братстве Св. Креста, при женском монастыре в Саратове и при некоторых женских общинах. В самом Саратове в 1885/86 уч. г. было 6 церковно-приходских школ (при церквах: Сретенской, Духосошественской, Ильинской, Владимирской, Иоано-Предтеченской и Киновийной) и 2 школы грамотности. Из них 7 школ имело собственное помещение и 1 помещалась в наемной квартире. Таково было положение церковно-приходских школ в первый год их официального существования.
С этого времени число церковно-приходских школ стало неуклонно увеличиваться. Школы открывались как с пособием от Епархиального училищного совета, так и без такого пособия. Школам стали давать пособия отдельные частные лица и целые учреждения. Некоторые земства, например, Камышинское, также ассигновали создание и развитие церковно-приходских школ. В том же 1885/86 учебном году в ведение духовенства были переданы сельские школы Вольского и Хвалынского уездов.
В Саратове в следующем 1886/87 учебном году насчитывалось уже 11 церковно-приходских школ. В этом же учебном году открылась церковно-приходская школа при Покровской церкви в Саратове. В 1886 г. в ограде Покровской церкви был построен большой, полностью отапливаемый двухэтажный каменный дом, в котором в нижнем этаже была помещена приходская богадельня, а в верхнем — школа. По свидетельству Саратовских епархиальных ведомостей (№ 8 за 1888 г., с. 389) на втором этаже имелся «громадный, около 35 квадратный саженей, зал, в котором с комфортом могла поместиться целая церковно-приходская школа по меньшей мере на 100 человек, и особая комната около 12 квадратных сажен». В нижнем этаже также имелся зал, «размером до 20 квадратных сажен».
Датой открытия Покровской церковно-приходской школы можно считать 6 ноября 1886 г., когда был назначен ее первый законоучитель, протоиерей Василий Успенский. Остальным предметам в школе с момента ее открытия стал обучать приходской диакон Алексий Саловский, окончивший курс духовного училища. Как сообщалось в Отчете Епархиального училищного совета за 1887/88 учебный год «оба они занимались школою с примерным усердием, обладая всеми достоинствами, потребными для преподавателей». В первый год работы школы в ней обучалось 59 мальчиков. Постепенно количество учащихся росло, но ещё в следующем 1887/88 учебном году помещение Покровской школы оставалось на треть незанятым.
Всего через год, в 1888/89 учебном году, церковно-приходская школа при Покровской церкви по успехам обучения и своему воспитательному значению была специально отмечена Епархиальным училищным советом. 12 сентября 1893 г. при церковно-приходской школе Покровской церкви открылась Воскресная школа. Это произошло по инициативе небольшого кружка местной интеллигенции, «ревнующей о просвещении подрастающего поколения, проживающего, главным образом, на окраинах Саратова, бедные жители которых при всем желании не имели возможности воспользоваться услугами имеющихся в городе учебных заведений» (Саратовские епархиальные ведомости, 1893, № 19, с. 549). Школа была названа воскресной Покровской школой, и ее заведующим стал священник о. Лебедев. Занятия в ней начались 19 сентября того же года в помещениях Покровской церковно-приходской школы. Курс обучения включал 40 воскресных дней, по 5 уроков, 40 минут каждый (с 13 до 17 часов). По понедельникам, средам и пятницам проводились также занятия рукоделием. Число учащихся составило 150 человек. К преподаванию пожелало приступить 35 человек: учительницы из женских средних заведений и преподаватели местных народных училищ.
Несмотря на просветительское и воспитательное значение церковных школ, в целом же, однако, отношения местных властей и церковно-приходских школ оставались натянутыми. Если некоторые земства, как, например, Камышинское, Аткарское, Вольское, Хвалынское, оказывали содействие церковно-приходским школам, то другие, например, Петровское и Балашовское, выступали их принципиальными противниками. Но в 1895/96 учебном году последовало Императорское распоряжение о выдаче школам духовного ведомства денежного пособия из государственного бюджета. Это пособие в последующем стало постепенно увеличиваться — вплоть до 1904 г. В 1900 г. большое пожертвование на нужды церковно-приходских школ поступило от профессора университета Захарьина.
В 1888/89 учебном году последовало учреждение уездных отделений Епархиального училищного совета. В 1896 г. были открыты должности одного епархиального и десяти уездных наблюдателей (по одному на уезд). Учителями в церковно-приходских школах того времени были диаконы, псаломщики и лица, окончившие курс в духовной или учительской семинарии, епархиального женского училища и женской гимназии. В школах грамотности учителями были псаломщики из неокончивших курс семинарии и лица, окончившие курс начальной школы. С 1890 г. для улучшения учебного дела в церковно-приходских школах и школах грамотности для повышения педагогической подготовки преподавателей стали устраиваться уездные и общеепархиальные учительские курсы, проводиться педагогические совещания и учительские собрания. В четырех городах: Саратове, Балашове, Петровске и Хвалынске, были открыты специальные библиотеки для преподавателей церковноприходских школ. Все это привело к тому, что, например, в 1914/15 учебном году в церковно-приходских школах Саратовской епархии насчитывалось 1000 человек, преподающих Закон Божий (922 священника, 47 диаконов и 17 псаломщиков), и 1273 преподавателя учебных дисциплин (341 учитель, 1031 учительница, из них — 4 священника, 17 диаконов, 1 псаломщик). С 1903/04 учебного года стала вводиться новая программа преподавания в церковных школах, более сложная, чем предыдущая.
В результате такой государственной и церковной политики уже, например, к концу 1903 г. в Саратовской епархии числилось 1935 церковных школ: 5 второклассных, 9 двуклассных, 456 одноклассных, 564 школы грамотности и 2 образцовые школы при духовной семинарии и Саратовском епархиальном женском училище.
Дальнейшая история церковно-приходских школ не столь беспечальна. Во время Первой Мировой войны церковно-приходские школы, наравне с другими общественными и государственными учреждениями и отдельными гражданами, несли лишения и участвовали в оказании помощи фронту: делались процентные отчисления из жалования преподавателей; учителя и учащиеся делали пожертвования на больных, раненых, на выдачу пособий нуждающимся семьями воинов, в пользу разных благотворительных комитетов и учреждений; снабжали детей воинов одеждой и обувью; проводили благотворительные вечера; собирали и изготавливали сами белье и разные вещи для воинов и лазаретов; посылали подарки в действующую армию: заботились о беженцах, участвовали в их размещении, заготовке для них одежды и теплого белья. В некоторых городах Саратовской губернии церковно-приходские школы были заняты под постой войск, в то время как сами школы разместились в других малоприспособленных для этого помещениях. Часть учителей была призвана на воинскую службу, некоторые из них убиты и ранены на фронте.
Активно участвовала в этих военно-патриотических мероприятиях и Покровская церковно-приходская школа г. Саратова: были проведены благотворительные вечера, собиралось и шилось белье дпя отправки на фронт: в 1914/15 учебном году школой было изготовлено и отослано в действующую армию, например, 146 кисетов, и т. д.
Война и общее положение в стране не могли не сказаться на благосостоянии церковно-приходских школ. Еще с начала 1900-х годов земства начали все более и более воздерживаться от ассигнования церковных школ. Стал сокращаться кредит государственного казначейства, предназначенный для этой цели. В 1904 году Епархиальному училищному совету было предложено: «не увлекаться распространением сети церковных школ», имея в виду, что дальнейшего расширения финансирования церковно-школьного дела из сумм государственного казначейства не будет. Положение церковных школ особенно ухудшилось после введения всеобщего обучения.
Появившаяся одновременно с введением всеобщего обучения бесплатная земская школа стала успешно конкурировать с церковно-приходской. Епархиальному училищному совету стало значительно труднее изыскивать средства на содержание церковно-приходских школ. Последующие затем события — революция, «отделение церкви от государства и школы от церкви» — на длительный срок прервали историю церковно-приходских школ в России.
Евгений Константинович Максимов
Опубликовано в газете «Православная Вера», №1’1992