ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2013. № 2. www.st-hum.ru
УДК 322+2-67
РОЛЬ ЦЕРКВИ В ГРАЖДАНСКОМ обществе
Леонова О.Г.
В данной статье представлены материалы международного научного семинара, посвященного исследованию роли религиозных институтов в гражданском обществе, поддержке и поощрении общественной активности граждан. Подробно обсуждались вопросы взаимного влияния деятельности религиозных институтов на политический климат в стране.
Ключевые слова: религиозные институты, Русская Православная
Церковь, гражданское общество, политика.
THE ROLE OF THE CHURCH IN CIVIL SOCIETY
Leonova O.G.
Keywords: political climate, Russian Orthodox Church, civil society, politics.
В ходе Консорциума «Global Studies», который состоялся 19-22 июня 2013 года в МГУ им. М.В. Ломоносова на факультете глобальных процессов по инициативе американских ученых Орфали Центра университета Санта Барбара (Калифорния), прошел международный научный семинар «Роль религии и религиозных институтов в глобальном гражданском обществе». Этот семинар проводился на постоянной основе ежегодно, начиная с 2007 г.
Орфали Центр по глобальным и международным исследованиям уже несколько лет занимается исследованием данной темы, проводя подобные круглые столы в разных странах мира (США, Китай, Индия, Аргентина) и предлагая для обсуждения идентичные вопросы. В этот раз они приехали в качестве руководителей Консорциума в Москву. Вели круглый стол известные
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2013. № 2. www.st-hum.ru во всем мире ученые — ведущие специалисты в области глобализации и связанных с ней социально-гуманитарных проблем — Марк Юргенсейер, директор Орфали Центра, и Виктор Фэссел, исполнительный директор университета Санта-Барбара (Калифорния).
Ниже приводятся вопросы, вынесенные на обсуждение семинара и ответы доктора политических наук, профессора факультета глобальных процессов Леоновой О.Г.
Роль Церкви в гражданском обществе
Вопрос: What transformative role have religious institutions played in civil society?
1. Миротворчество.
Данную проблему можно рассматривать как на глобальном, так и на уровне государственной политики.
Глобальный уровень.
Целью Церкви является не только спасение людей в этом мире, но также сохранение и восстановление самого мира. Церковь призвана служить спасению мира (восстановление мира и согласия).
Важным фактором национальной консолидации являются некоторые идеи, которые могут предложить религиозные институты. В настоящее время отчетливо ощущается потребность осознания людьми своей принадлежности к единой, неделимой планете, необходимость коллективного действия на основании общего идейного, идеологического и культурологического бытия для спасения планеты.
Объединяющая всех людей на планете идея, предполагающая наличие безусловных духовных ценностей, призвана обеспечить переход с частного, этнического на планетарный, а в рамках отдельного государства — на общий национальный уровень.
В основе этой идеи лежат общие для мировоззрения практически всех мировых конфессий и этносов ценности и приоритеты: семья, общественная
2308-8079. Studia Humanitatis. 2013. № 2. www.st-hum.ru нравственность, национальная культура, вера. Идеи о ценности, уникальности каждой человеческой личности, о человеке как образе Божием, о свободе как о богоданном даре человеку находят понимание и поддержку, как в любом государстве, так и любой мировой конфессии.
«Мягкая сила» государства.
Ряд стран смог конвертировать религию в фактор своей «мягкой силы», в инструмент влияния в глобальном мире.
1. Религия может использоваться как консолидирующий фактор стран данного региона, как основа мобилизации этих стран в экономические и политические блоки под руководством духовного (религиозного) лидера и признанного авторитета в делах защиты и продвижения ислама в глобальный мир. В данном качестве религия непосредственно является фактором «мягкой силы».
2. Религия является базовой основой духовных ценностей, культуры, внешней политики в глобальном мире. Поэтому она опосредованно становится важным фактором «мягкой силы».
3. Содержание некоторых догматов религии может либо отпугнуть потенциальных партнеров по геополитическому и культурному взаимодействию. Например, идея джихада в исламе. Либо привлечь, вызвать желание вступать во взаимодействие и диалог. Например, заповедь «возлюби ближнего своего» («Заповедь новую даю Вам — да любите друг друга») и притча о добром самарянине в христианстве).
Уровень государственной политики.
1. Особенно важно, что Церковь может способствовать миру и согласию в многонациональном и многоконфессиональном обществе.
Церковь не делит людей ни по национальному, ни по классовому признаку, она имеет вселенский, а, следовательно, наднациональный характер. Этике религиозных институтов противоречит деление народов на лучшие и худшие, принижение какой-либо этической или гражданской нации. Они могут
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2013. № 2. www.st-hum.ru осуществлять миссию примирения между вовлеченными во вражду нациями и их представителями.
Например, РПЦ имеет потенциал сдерживания конфликтов между гражданами одной страны, принадлежащих к разным конфессиям, при учете уважения их религиозных прав и (very important) соблюдении принципов учета интересов большинства.
2. Общие культовые традиции и нормы, которые могут предложить религиозные институты, выступают фактором национальной консолидации любого многонационального общества. Мы считаем, что в условиях растущей духовной, социальной и политической дезинтеграции общества возникает необходимость обращения к религиозным нормам и обрядам в поисках источника этики и смысла.
Действительно, культ объединяет людей с целью поклонения высшей трансцендентной силе, Божеству. Поэтому сообщество совместно поклоняющихся составляет человеческое общество, социум, разделяющее единые идейные и нравственные ценности и нормы. Когда люди объединены в культе, то становится возможным их сотрудничество во всех областях бытия: в экономике и развитии национального хозяйства, в политике и укреплении основ государства, в науке, искусстве, образовании и т.д. Общая идея порождает действие, поэтому экономическая и материальная жизнь общества основана и вытекает из духовного уклада нации. Выдавливание веры из общественного сознания и переведение ее в сферу частных интересов лишает политическую культуру метафизической целесообразности и целеустремленности.
2. Толерантность.
Религиозные институты призваны акцентировать и развивать в людях такое качество, как толерантность. Данное качество способно заметно влиять на жизнь гражданского общества.
Одна из важных интерпретаций понятия «Tolero» — в переводе с латинского означает переносить, терпеть, поддерживать, сдерживать. В
2308-8079. Studia Humanitatis. 2013. № 2. www.st-hum.ru широком смысле слово толерантность понимается, как фундаментальная жизненная установка человека терпеливо переносить все свои жизненные тяготы и невзгоды. (Например, экономический кризис, необходимость сокращения потребления материальных благ во избежание оскудения природы и проч.)
3. Сохранение и развитие национальной культуры и самосознания.
Возьмем, например, многонациональное государство. Если религиозный фактор в социокультурном поле страны отсутствует, то возникает определенный вакуум, который невозможно заполнить только некими абстрактными «общечеловеческими ценностями». (Поскольку конкретные общечеловеческие гуманистические ценности вытекают все-таки из религиозных догматов). Данный вакуум неизбежно будет заполняться ценностями другой религии, осуществляющей свою экспансию на данной территории, а национальная культура данной страны будет размываться или даже аннигилироваться.
Имеются две альтернативы. Первый вариант: национальная религия отсутствует в социокультурном поле страны, что образует духовный вакуум. В результате культурное, духовное, ценностное поле страны заполняется элементами чужой культуры, чужой религии. Второй вариант: национальная религия присутствует, заполняя собой социокультурное поле страны. Это способствует сдерживанию экспансии чужой религии и культуры. Возникает феномен, когда две религии (или две основные конфессии данного государства) вынуждены искать пути мирного сосуществования.
Здесь можно вспомнить теорию баланса сил, как парадигму выстраивания международных отношений. Данную теорию баланса сил можно экстраполировать и на сферу деятельности религиозных институтов.
Баланс сил — это политика, направленная на уравновешивание силы всех существующих религиозных институтов. В основе политической, социальной и духовной стабильности общества лежит баланс сил между ведущими религиозными институтами.
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2013. № 2. www.st-hum.ru
Баланс сил — это система распределения сфер влияния в обществе ведущих религиозных институтов мирными способами.
Правительство в силах найти политические и технические инструменты, а также использовать опыт других мультинациональных и поликонфессиональных стран, например, России, чтобы обеспечить их мирное сосуществование.
Теория баланса сил подтверждается опытом мирного сосуществования конфессий в России.
Вывод. Таким образом, присутствие религиозных институтов обеспечивает:
— сохранение национальной идентичности, и, следовательно,
— разнообразие культур и цивилизаций в глобальном мире.
Церковь и гуманитарная активность
Вопрос: Do religious institutions play a positive role in supporting humanitarian activities?
1. Одна из функций Церкви — общественное служение.
Церковь призывает своих членов к участию в общественной жизни, которое должно основываться на принципах христианской нравственности.
Церковь через своих членов участвует во всей полноте жизни окружающего мира.
Члены Церкви, участвуя в общем служении, выполняют и свои особые функции. Каждому дается особый дар служения всем. Свое служение они осуществляются на основе не одного, а разных даров её членов.
2. Это, прежде всего, служение во имя спасения человека и помощь страждущим.
Патернализм является важной чертой деятельности религиозных институтов. Это деятельность, направленная на попечительство бедным и страждущим со стороны религиозных институтов. Сегодня как никогда стала актуальной концепция сильной социальной политики религиозных институтов
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2013. № 2. www.st-hum.ru как базовой ценности. Церковь, как главный религиозный институт олицетворяет собой образ матери нации и обязана по-матерински заботиться о своем народе. На практике эта помощь и покровительство выражаются в широкой экономической и политической поддержке людей, социальных общин, регионов и национальных окраин России (через помощь местным приходам), в предоставлении им материальных и политических возможностей для существования и развития.
3. Церковь считает, что жизненная позиция православного христианина должна быть действенной и проявляться, в том числе, путем участия в делах государственного управления.
4. Экологическое движение.
Религиозные институты могут инициировать и поддерживать экологическое движение как внутри страны, так и на глобальном уровне.
Религиозные институты развивают новую стратегию взаимодействия человека с окружающим миром, при которой взаимодействие человека с окружающей его средой строится не на преобразовании этой среды, а на сотрудничестве с ней. Это такая стратегия неагрессивного взаимодействия с миром, когда решение жизненных проблем происходит не за счет насилия над природой и потребления её ресурсов, а в основном за счет внутренних, духовных усилий.
Влияние политики на религиозные организации
Вопрос: How does the changing political climate influence the work of faith-based organizations?
Глобальный уровень. Международные отношения и Церковь.
Ресекуляризация мира стала реальным, неоспоримым фактом, который способствует возрастанию роли религиозного фактора в международной системе политических отношений.
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2013. № 2. www.st-hum.ru
Активное присутствие религиозного фактора в современной системе международных отношений в последнее время стало уже признанным явлением.
Религия обладает значительным потенциалом, особенно в области межэтнических отношений. Именно поэтому там, где сохраняются напряженность или существует открытый конфликт, представители религий, являющихся традиционными для большинства народов, вовлеченных в таковые конфликты, призываются к решительным и срочным совместных действиям. Там, где существует прямая угроза применения силы, должно быть особенно энергичным взаимодействие и сотрудничество Церкви и государства, направленное на скорейшее мирное и справедливое разрешение существующих проблем.
Уровень государственной политики.
Современный контекст политических событий влияет на деятельность религиозных институтов. Политическая действительность прямым образом влияет на наши представления о роли религиозных институтов в политических процессах и их субъектах. Политическая практика, реальное, непосредственное участие человека в политических событиях формируют у граждан желание или нежелание поддерживать религиозные институты или участвовать в их деятельности, а также корректируют формы проявления религиозной активности.
Политические перспективы, политический прогноз и деятельность власти в решении важнейших внутренних и внешнеполитических задач, при условии их прагматического и реалистического характера, способны влиять на функции и содержание деятельности религиозных институтов. В современном политическом контексте доминируют ожидания деятельности религиозных институтов в рамках патернализма, как ответ на общественные потребности в гарантированной защите, стабильности, социальной справедливости, готовности взять на себя ответственность и обеспечить порядок.
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2013. № 2. www.st-hum.ru
Социальные экспектации (ожидания) людей, которые формируются на базе несоответствия «того, что есть» с «тем, что хотелось бы иметь». Так, когда у населения в оценке политической реальности и своего политического бытия доминируют сильные страхи и опасения, тогда его политические ожидания связаны с желанием иметь сильную духовную власть, призванную защитить и утвердить нравственный порядок.
В случае политического кризиса общества происходит усиление оппозиционных настроений, возрастает негативное отношение к деятельности официальной власти, падает легитимность правящей элиты. Следствием этих процессов является повышение интереса к религиозным институтам, повышение их авторитета, рост активности их членов.
Влияние религиозных организаций на политику
Вопрос: How is the work of faith-based organizations influencing the political climate?
Глобальный уровень.
Церковь призывает власть имущих разрешать любые конфликты путем поиска взаимоприемлемых решений. Она становится на сторону жертв агрессии, а также нелегитимного и нравственно неоправданного политического давления извне.
Традиционные религиозные организации России прикладывают все усилия к тому, чтобы сдержать разрастание терроризма.
Важным фактором, сдерживающим столкновение цивилизаций, становится общая миротворческая позиция лидеров ведущих религиозных традиций, которая выработалась благодаря развивающемуся диалогу религий.
Большое значение для реализации целей международной политики имеет разработка Русской Православной Церковью концепции глобализации и стратегия поведения христианской страны в этом процессе.
Например, РПЦ стремится к созданию таких международных отношений, которые служили бы благу и удовлетворению законных интересов своего
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2013. № 2. www.st-hum.ru народа, сопредельных наций и всего человечества. РПЦ считает, что взаимоотношения между странами и народами должны быть устремлены к миру, взаимопомощи и сотрудничеству и призывает разрешать конфликты путем поиска взаимоприемлемых решений.
РПЦ обладает большим потенциалом в разрешении проблем в области межэтнических, межконфессиональных отношений и борьбе с терроризмом и экстремизмом.
Уровень государственной политики.
Люди могут участвовать в политической жизни на основе ценностей, воспринятых ими от религиозных институтов; проповедуемых религиозными деятелями. Элементы политического сознания и политической культуры зачастую формируются путем эмоционального приобщения к деятельности религиозных институтов, а значит, к вере в справедливость и необходимость определенных политических идеалов, традиций и норм.
Однако некоторые недобросовестные религиозные институты и организации могут использовать приемы манипулирования сознанием людей, как мы видим на примере широкого распространения международного терроризма.
Некоторые религиозные институты могут манипулировать политическим сознанием и поведением граждан. Люди могут участвовать в политической жизни на основе ценностей, навязанных им экстремистскими религиозными лидерами через средства массовой информации; подсказанных религиозной элитой или лидерами мнений данной религиозной группы; или на основе управляемого извне эмоционального восприятия сложных политических явлений и процессов.
В секулярном социуме, каковым является российской общество, христианский дискурс занимает не центральное место и не играет ведущей ролей. Вместе с тем в настоящее время его нельзя считать чем-то периферийным, сугубо эзотерическим. Его положение может быть наиболее точно охарактеризовано в терминах поступательной динамики и даже
2308-8079. Studia Humanitatis. 2013. № 2. www.st-hum.ru определенного вызова. Двухтысячелетний опыт христианского социального служения — значимая социокультурная реалия, с которой не могут не считаться представители иных политических практик.
Современный мировой опыт свидетельствует: не имея властных
полномочий, религиозные организации оказывают весьма значительное влияние на социальные процессы во многих странах.
В России Церковь имеет значительное влияние на общую идеологическую и внутриполитическую обстановку. Религиозные ценности вошли составной частью в российскую цивилизацию и образуют как бы рамки общественного сознания и государственной политики. Церковь продолжает определять политические и социально-экономические взгляды огромных масс населения, их отношение к идеям, политическим лидерам и электоральные предпочтения. Церковная позиция по социально-экономическим вопросам оказывает большое воздействие на социальное законодательство.
Механизм воздействия церковных институтов на общество и политику можно описать следующим образом. Будучи «не от мира сего» и существуя ради вечного спасения, признавая вторичным всякое государственное и национальное устроение жизни, религия воздействует на внутреннее состояние людей, их жизненные представления, понятия о справедливости. Священники, служа в храме и призывая к вечному спасению, к очищению души от греха и соединению с Богом, во многом формируют видение того, что нравственно, что безнравственно, что справедливо или несправедливо. Воздействие Церкви на политическую, экономическую и социальную жизнь осуществляется не через внешнее давление, не в форме власти и принуждения, а изнутри, через воздействие на совесть. Тем самым Церковь в целом воздействует на общественные процессы и политику. Ведя борьбу за духовное и нравственное здоровье людей, она участвует тем самым в общественной политической жизни. Базовые принципы нравственности, утверждаемые христианством, оказываются той системой ценностей, без которой общество никогда не выйдет из системного кризиса. Заповедь «не хлебом единым будет жить человек» (Лк.
2308-8079. Studia Humanitatis. 2013. № 2. www.st-hum.ru
4, 4), утверждает, что экономическая и политическая целесообразность не могут нарушать границы нравственно дозволенного.
Церковь является одним из источников общественной стабильности, т.к. утверждает те социально значимые ценности, которые необходимы для развития экономики, сохранения культурного наследия, исторических традиций и норм жизни.
Церковь есть духовный институт, ответственный за сохранение нравственных ценностей политической жизни народа, современного общества основных аспектов его развития. По существу она формирует богословский взгляд на мир в целом и политику в частности.
Религиозные институты предлагают свою ценностную мотивацию политической, экономической и социальной деятельности на благо Отечества. Проблема мотивации такой деятельности — это проблема национального масштаба, от разрешения которой зависит судьба каждой страны.
Церковь является хранительницей фундаментальных ценностей, поэтому с её помощью могут быть решены важные социальные и духовно-нравственные проблемы.
Г осударство не только заинтересовано в социальной работе Церкви, но и не может без неё обойтись. В современной ситуации, когда государство сняло с себя почти все социальные обязательства, его партнерство с религиозными организациями, закрепленное в особом договоре, может смягчить социальные последствия такой политики.
Церковь может взаимодействовать с государством в делах, служащих благу самой Церкви, личности и общества. Для Церкви такое взаимодействие является частью её земной миссии. Церковь старается принимать участие в устроении человеческой жизни во всех областях, где это возможно, и объединять соответствующе усилия с представителями светской власти.
Государство со своей стороны заинтересовано в социальной работе Церкви, т.к. его партнерство с религиозными организациями может смягчить социальные последствия реформ.
ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2013. № 2. www.st-hum.ru
Сведения об авторе:
Леонова Ольга Георгиевна — доктор политических наук, профессор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (Москва, Россия).
На Украине реализуется церковный проект, не имеющий отношения к вере, а насквозь фальшивый, завязанный на борьбу за власть, заявил президент Владимир Путин. Он сравнил его инициаторов с безбожниками прошлого века, «которые изгоняли верующих из храмов, травили и преследовали священнослужителей». При этом Русская православная церковь должна и впредь оставаться миротворческой силой, которая способствует укреплению дружбы и добрососедства, поддерживает наших соотечественников и людей православной культуры. Глава государства сделал эти заявления вчера на торжественном собрании, посвященном десятилетию Поместного собора и патриаршей интронизации.
Социальное служение
Праздничные мероприятия в Государственном Кремлевском дворце начались с показа документального фильма «Путь» о жизни Русской православной церкви в последние 10 лет. Деятельность в отдаленных приходах на севере страны, центры поддержки женщин в кризисной ситуации, помощь в больницах — это лишь небольшая часть социального служения Церкви.
— В 2009 году был всего один церковный приют для женщин с детьми, попавших в трудную жизненную ситуацию. В прошлом году — уже 58. Открылось более 100 новых центров гуманитарной помощи. Развиваются службы патронажного ухода и социальной реабилитации, — сказал президент.
Глава государства отметил, что РПЦ координирует и патронирует свыше 6,5 тыс. социальных проектов, тем самым ощутимо подкрепляет усилия государства и общества на этом направлении.
— Как и его выдающиеся предшественники, патриарх Кирилл высоко несет свою архипастырскую миссию. Следуя христианским заповедям, стремится помочь людям найти дорогу в храм, укрепить их в вере, поддержать словом и делом. Мудрость и честность, открытость и великодушие снискали ему уважение и доверие и в России, и далеко за ее пределами, — заявил Владимир Путин.
Русская православная церковь всегда там, где трудно, всегда с людьми, которые попали в беду, добавил он.
Глава государства поздравил предстоятеля Русской православной церкви с десятилетием интронизации и подчеркнул, что «честное безупречное служение, которое демонстрирует патриарх Кирилл, — это пример истинной любви к Отечеству и к нашему народу».
Права человека
На праздничном собрании не могли не затронуть и проблемы, с которыми пришлось столкнуться всему православному миру. Это нарушение прав миллионов верующих на Украине.
По словам президента, есть примеры, когда «спекуляции, политиканство, паразитирование на вопросах религиозной жизни ведут к разобщению людей».
— Именно такой проект, не имеющий отношения к вере, насквозь фальшивый, завязанный на борьбу за власть, реализуется сегодня на Украине, — подчеркнул Владимир Путин. — Прискорбно, что в него оказался втянут и Константинопольский патриархат. По сути, происходит грубое вмешательство в церковную жизнь. Его инициаторы словно учились у безбожников прошлого века, которые изгоняли верующих из храмов, травили и преследовали священнослужителей.
Президент добавил, что «государство, власти России считают абсолютно недопустимым любое вмешательство в церковные дела», уважали и будут уважать независимость церковной жизни, тем более в соседней суверенной стране. Тем не менее оставляют «за собой право реагировать и делать всё для защиты прав человека, в том числе и на свободу вероисповедания».
Владимир Путин отметил, что государство продолжит активно развивать созидательное партнерство с Церковью во всех значимых областях. Перед Россией сегодня стоят амбициозные цели, без преувеличения исторические задачи в демографии, в социальном развитии, в повышении качества жизни людей, в работе по достижению прорыва в экономике, в науке, в технологиях, подчеркнул глава государства. Чтобы достичь новых рубежей, важно сберечь свою идентичность и единство.
— А они строятся на тех ценностях, которые во все времена почитались и православием, и другими традиционными религиями России: это милосердие, честность и справедливость, это забота о ближнем и семье, уважение к родителям и детям и, конечно, любовь к Родине. Забвение этих ценностей чревато самыми разрушительными последствиями, обезличиванием и деградацией человека, тем, что он может стать жертвой самых подлых и низменных манипуляций, — заявил Владимир Путин.
Диалог с государством
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выразил особую благодарность президенту Владимиру Путину, а также правительству Российской Федерации и властям за тот диалог, который выстроен между Церковью и государством, который «происходит в атмосфере доброжелательной, открытой».
В своей речи он напомнил, что сегодня взаимодействие между ними — «это диалог заинтересованных людей, заинтересованных институций, в том, чтобы процветало и Отечество наше, и Церковь наша».
Как сказал «Известиям» митрополит Кишиневский и Всея Молдовы Владимир, за прошедшее десятилетие многое изменилось в Русской православной церкви в положительную сторону.
— Благодаря Святейшему Патриарху, его энергии, его благословению изменилось практически всё. Я не говорю о том, что кто-то что-то не делал. Каждый патриарх был в свое время на своем месте и делал, что мог. С приходом Святейшего Патриарха Кирилла к власти больше внимания уделяется молодежи, общественности, больным, — подчеркнул митрополит Владимир. — Он практически сам не отдыхает и нам не дает. И это очень хорошо.
Братские отношения
В Кремле собрались представители всех конфессий. По словам муфтия Духовного собрания мусульман России Альбира Крганова, празднование десятилетия интронизации патриарха Кирилла «важно для всех, в том числе и для представителей других конфессий».
— Патриархия как институт — это очень серьезная структура с глубоким опытом сохранения стабильности в стране. Общество всегда ориентируется на своих иерархов. И я могу сказать с уверенностью, что между представителями наших религий сложились братские отношения. Патриарх Кирилл, еще будучи митрополитом, стоял у истоков создания Межрелигиозного совета России. Это очень важно для такой многонациональной и многорелигиозной страны, — подчеркнул муфтий.
За время служения Святейшего Патриарха Кирилла образованы 150 епархий, более 9 тыс. приходов, создано свыше 160 монастырей, в том числе 40 за пределами канонической территории РПЦ.
По словам митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, «10 лет пролетели незаметно, но оставили неизгладимый след в истории Церкви и России».
— Я имею в виду возрождение церковной жизни после длительной эпохи гонений. Мы сейчас еще до конца не достигли полного возрождения. Например, в Московской епархии 253 храма находятся в руинах. Мы смогли восстановить пока только 10 храмов. Но Святейший Патриарх вдохновляет нас и на возрождение порушенных святынь, и на возрождение душ людей, — сказал митрополит «Известиям». — И особое внимание он обращает на молодое поколение, на детей. Чтобы эта молодая поросль была святой. Чтобы Русь Святая наконец процветала. Потому что Господь сказал: «Я созижду Церковь Мою, а врата адовы не одолеют ей». И вот жизнь, служение Святейшего Патриарха являются подтверждением этих слов Господа.
Вечер завершился выступлением сводного хора Русской православной церкви, состоящего из 700 певцов.
УДК: 94
Артемьев Алексей Александрович
Преподаватель кафедры информационного обеспечения
Alexey A. Artemyev
Teacher of chair of information support
Роль православной церкви в военной истории русского государства
Role of the Orthodox Church in the military history of the Russian state
Аннотация. В статье рассмотрена роль православной церкви в военной истории русского государства. Отмечено, что в войнах и военных конфликтах Русская Православная Церковь всегда была как наднациональная сила. РПЦ выступает и выступала не только как институт духовный, но проявила себя и в особой патриотической деятельности церковных учреждений и организаций, принявшей небывалую в истории Русской Церкви широту. Русская Православная Церковь исторически оказывала и продолжает оказывать значительное влияние на мировоззрение и социальные установки в политическом сознании и поведении граждан России.
Ключевые слова: Русская Православная Церковь, православие, государство, военная история России, влияние РПЦ на государство, русское воинство, война, военные конфликты.
Российское государство на протяжении своего тысячелетнего существования никогда не мыслилось вне Русской Православной Церкви.
Становление Российского государства фактически совпало с Крещением Руси. В течении многих веков Русская Православная Церковь укрепляла духовные основы военной мощи страны, поднимала моральный дух ее защитников. Русская Православная Церковь и Российское государство на протяжении своего сосуществования находились и находятся в состоянии диалектического взаимодействия.
Государство и церковь отличаются происхождением, целями, структурой, но, вместе с тем, они тесно связаны между собой. Каждый из этих институтов имеет свою особую социальную ценность и значимость. Церковь не вмешивается во внутренние дела государства, а последнее, в свою очередь, не вмешивается во внутреннюю церковную жизнь. Вместе с тем, не только не исключается, но и предполагается духовно-моральное влияние церкви и ценностей, которые защищаются ею, на государственную власть.
Взаимоотношения Церкви с государством у нас сознательно строились по византийской модели. Но при этом у русских государей, в отличие от византийских василевсов, не было наследия языческого Рима. Поэтому симфония церковной и государственной власти у нас в древности осуществлялась в формах более правильных и церковных. Несколько попыток московских государей узурпировать власть над Церковью явились лишь посягательством на норму, на право, а нормой оставалась традиционная византийская симфония .
Тысячелетняя история России, как и летопись всего мира, есть в значительной степени история войн и военных походов. Мир для нашей страны, в силу ее геополитического расположения, всегда был почти неосуществимой мечтой.
В период с по вв. православная церковь на Руси действовала в условиях полигосударственности. еятельность церкви в этот период носил надгосударственный характер
1. Митрополит назначался из Константинополя, столицы Византийской империи, и подчинялся императору и патриарху.
. Митрополит возглавлял весь православный клир и верующих на Руси, независимо от их юридической принадлежности тому или иному князю.
. Православная митрополия в ряде вопросов имела независимость от светской власти, что юридически закреплялось уставами великих князей .
о конца в. Русская Церковь входила в состав Константинопольского патриархата на правах особой митрополии. ю управлял митрополит, назначаемый константинопольским патриархом.
В военных конфликтах между русскими княжествами православная митрополия выступала как наднациональная сила. Она могла поддерживать как великого князя, так и его династическую или феодальную фронду. В ряде случаев церковь играла роль парламентера и миротворца. Влияние православной митрополии в таких ситуациях осуществлялось, главным образом, через личное воздействие или вмешательство иерарха в конкретный военный конфликт. Но при этом киевская митрополия пеклась в первую очередь не о политическом, а об идеологическом единстве русской земли, а также об упрочении своих экономических позиций. В итоге, в Х1-ХШ вв. она превратилась в могущественную феодальную организацию, которая пользовалась политическим суверенитетом и оказывала влияние на все стороны жизни .
Во время вторжения войск Батыя киевская митрополия недостаточно показала себя цементирующей силой и не сплотила всех православных Руси для отражения агрессии с востока. Одновременно с нашествием Батыя на западе
Руси появились шведские и немецкие захватчики. Против этих агрессоров киевская митрополия выступила открыто и решительно.
ело в том, что военные вторжения с запада и востока сопровождались разным идеологическим обеспечением. За рыцарями стояла католическая церковь — непримиримый противник православия. Победа рыцарей означала поражение православной церкви на Руси. Золотая Орда была основана на иных принципах государственно-церковных отношений. Согласно обычному праву и кодексу законов «Яса», золотоордынцы лояльно относились ко всем религиозным культам и их служителям. Великие ханы наделили православную митрополию привилегиями, освободили ее от уплаты дани и установили неприкосновенность церковных владений. Русская Церковь также старалась наладить хорошие отношения с Золотой Ордой. Положение православной митрополии отличалось в лучшую сторону от положения русских княжеств. Таким образом, можно констатировать, что завоевание древнерусских княжеств Батыем и быстрая их вассализация были связаны не только с политико-династической раздробленностью, но и с позицией православной митрополии, которая из двух зол выбрала, на ее взгляд, меньшее .
Позиция православной митрополии по отношению к Золотой Орде начала меняться в начале XIV века. Это связано с тем, что при хане Узбеке государственной религией был избран ислам. Повторилась ситуация середины XIII века. Только теперь основам православия угрожали не католики, а мусульмане. В этих условиях православная митрополия сделала ставку на московское княжество, как наиболее динамично развивающееся и лояльное к церкви.
Но и в этой ситуации митрополия не выступает защитником именно национальных интересов. С одной стороны, она поддерживает Московского князя Дмитрия Ивановича против хана Мамая. С другой стороны, накануне Куликовской битвы митрополия выступила против этого же князя, который хотел назначить митрополитом своего ставленника и тем самым подчинить церковь лично себе, что в дальнейшем неминуемо вело к потере ею своего наднационального характера .
Противоречивую позицию занимала митрополия и в событиях века, известных как емякина смута. С одной стороны, митрополит отий поддерживает московского князя Василия II, а с другой — монахи Троице-Сергиева монастыря потворствуют предательскому захвату и ослеплению того же князя. Такую двойственную позицию церкви можно об яснить только тем, что на тот момент было еще неясно, кто победит в войне за наследство митрия онского.
В 1448 московская православная митрополия стала автокефальной. С этого момента она начинает приобретать черты национальной церкви, что стало особенно важным в связи с изменившейся геополитической обстановкой. Московская православная митрополия потеряла опору в лице Византийской патриархии, которая в 14 9 году на второстепенных ролях вошла в унию с римской католической церковью. А в 1453 году под натиском турок-османов, поведующих ислам, пала и сама Византийская империя. В последней четверти века на Руси утверждается господство Московского княжества. С этого
времени московская митрополия открыто поддерживает его князей в военных конфликтах со своими противниками.
Православная Церковь, чуждая сектантского пацифизма, всегда благословляла своих чад сражаться с врагами Отечества, не щадя живота своего. Святитель Филарет, митрополит Московский, ныне причисленный к лику святых, говорил : «Люби врагов своих, бей врагов Отечества и ненавидь врагов Божьих». Отдать жизнь за Родину — значит, исполнить заповедь Христа о жертвенной любви к ближним, ибо «нет большей той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» .
В церковном языке слово «воин» имеет особое значение. Среди святых, почитаемых Православной Церковью, целый сонм воинов. Среди них св. Феодор Стратилат, св.Дмитрий Солунский, св.Георгий Победоносец, русские полководцы святые благоверные князья Александр Невский и Дмитрий Донской, князья страстотерпцы Борис и Глеб, князья Михаил и Глеб Черниговские, иноки Александр Пересвет и Андрей Ослябя и другие. Русские дружины шли в бой с благословения Церкви, под святыми знаменами и заступничеством чудотворных икон. Вера для них имела огромное значение. Она вселяла уверенность в победе, в правоте своего дела. История сохранила немало тому примеров. Наиболее яркий из них — Куликовская битва. Перед битвой великий князь Московский Дмитрий прибыл в Свято — Троицкий монастырь, где долго и усердно молился и принял напутственное благословение от преподобного игумена обители Сергия Радонежского, который послал с князем двух своих иноков — лександра Пересвета и ндрея Ослябю в честь которых построен храм в Брестской пограничной группе).
С этого момента Русское государство стало укрепляться. Идея единого, сильного государства и живительный дух Православия сплотили удельных князей и весь многонациональный российский народ, создав условия для рождения будущей Великой Российской Империи .
Таким образом, в войнах и военных конфликтах Русская Православная Церковь всегда была как наднациональная сила.
РПЦ выступает и выступала не только как институт духовный, но проявила себя и в особой патриотической деятельности церковных учреждений и организаций, принявшей небывалую в истории Русской Церкви широту.
Государство и церковь, действуя согласованно, могут решить много актуальных для современного общества проблем, в частности, оказывать содействие социальному примирению, согласию, взаимопониманию. «Симфония властей», сформулированная много столетий назад, представляет собой такое состояние отношений государства и церкви, которые нацеливает нынешнее поколение на стабильность и благоустроенность как на основание консолидации общества. Не случайно выход современного общества к новым целям и ценностям своего существования, как рядовыми гражданами, так и элитой связывается с понятием «православие».
Русская Православная Церковь исторически оказывала и продолжает оказывать значительное влияние на мировоззрение и социальные установки в политическом сознании и поведении граждан России.
Литература:
1. Протоиерей Николай Агафанов. Ратные подвиги православного духовенства, Москва 2013.
3. История религий в России: уч. пособие / Под ред. Н. А. Трофимчука. М.
5. Христолюбивое воинство, Российский военный сборник. М. Русский путь 2006.
6. Вехи истории. Тематический сборник. От Александра Невского до Михаила Романова. М. 2011.
7. Протоиерей Владислав Цыпин. Каноническое право. М. 2011. — С. 791 Literature:
1. Archpriest Nikolai Agafonov. Military exploits of the Orthodox clergy, Moscow 2013.
3. History of religions in Russia: textbook / edited by N. A. Trophimchuk. M.
Религия и церковь выполняют ряд функций и играют определенную роль в обществе. Понятия «функции” и «роль” связаны, но не тождественны. Функции — это способы действия религии в обществе, роль — суммарный результат, последствия выполнения ею функций.
Церковь оказывает на экономические отношения и другие сферы общественной жизни обратное влияние. Она санкционирует определенные взгляды, деятельность, отношения, институты, придает им «ореол святости” или объявляет «нечестивыми”, «отпавшими”, «погрязшими во зле”, «греховными”, противоречащими «закону”, «Слову Божию”. Религиозный фактор влияет на экономику, политику, государство, межнациональные отношения, семью, на область культуры через деятельность верующих индивидов, групп, организаций в этих областях. Происходит «наложение” религиозных отношений на другие общественные отношения.
Степень влияния церкви связана с ее местом в обществе, а это место не является раз и навсегда данным, оно изменяется в контексте процессов сакрализации (лат. sacer — священный) и секуляризации (позднелат. saecularis — мирской, светский). Сакрализация означает вовлечение в сферу религиозного санкционирования форм общественного и индивидуального сознания, деятельности, отношений, поведения людей, институтов, рост влияния на различные сферы общественной и частной жизни. Секуляризация, напротив, ведет к ослаблению влияния религии на общественное и индивидуальное сознание. Указанные процессы неоднолинейны, противоречивы, неравномерны в обществах разных типов, на сменяющих друг друга этапах их развития, в меняющихся социально-политических и культурных ситуациях.
Сторонники теории конфликта утверждают, что религия укрепляет положение господствующих групп общества, угнетающих менее влиятельные группы. Это осуществляется с помощью верований, предлагающих низшим классам надежду на лучшую жизнь в ином мире. Это отвлекает их внимание от проблем этого мира. Как мы знаем, согласно христианскому учению, бедность считается добродетелью. Кроме того, христиане считают грехом гнев и агрессивность.
убедительное объяснение религии с точки зрения теории конфликта предложено Карлом Марксом; он считал религию орудием классового господства. Подобно Фрейду, Маркс считал религию иллюзией, мифом, приносящим утешение, когда жизнь уверенности не вселяет. Маркс полагал, что религия маскирует не только страх и тревоги, но и несправедливость эксплуатации при классовой системе. Функционалисты стремятся выяснить, каким социальным целям служит религия; сторонники теории конфликта анализируют, каким образом религия упрочивает классовую систему, разрушает ее или одновременно способствует тому и другому.
религиях представлены и самые различные культуры. Переплетаются, порой причудливо, компоненты общечеловеческие, формационные, классовые, этнические, партикулярные, глобальные и локальные. В конкретных ситуациях могут актуализироваться, выступать на передний план те или другие; религиозные лидеры, группы, мыслители могут далеко не одинаково выражать указанные тенденции. Все это находит выражение и в социально-политических ориентациях — история показывает, что в религиозных организациях (церкви) были и есть разные позиции: прогрессивная, консервативная, регрессивная. Причем какая-то конкретная группа и ее представители не всегда жестко «закреплены” за какой-то из них, могут менять ориентацию, переходить от одной к другой.
С точки зрения истории и социологии, церковь связана с миром сложными, неоднозначными, иногда парадоксальными отношениями. С одной стороны она функционирует в обществе как гармонизирующий, стабилизирующий фактор, способствующий сохранению сложившегося социального статус-кво и тем самым укрепляющая положение властных структур. Но в то же время религия может выступать и дестабилизирующим фактором, поскольку в ней всегда присутствует высокий нравственный стандарт, сообщающий ей критический потенциал. Наличие у религии критического потенциала в сочетании с традиционным авторитетом устоявшихся религиозных институтов определяет ту важнейшую роль, которую играет в обществе церковь.
Заключение.
Высокая степень единства людей в социальных общностях, их сплоченность (коллективность), сходность их позиций объективно способствует снижению числа правонарушений. Когда степень единства (интегрированность) социальной общности (класса, общества) достаточно высока, то падает количество отклонений в поведении членов этой общности. Наоборот, рост числа отклонений в поведении — показатель распада ее интегрированности. В некоторых случаях неэффективность влияния, например, на подростка со стороны ближайшей социальной общности (семьи), недостаточность его социализации (в смысле включения в систему ценностей и норм поведения, характерных для общества в целом) могут привести к усилению влияния на него стихийно складывающихся группировок, где бытуют противоправные взгляды и представления и действуют антисоциальные нормы поведения. Сюда можно отнести некоторые группы подростков с антисоциальным поведением, воров-рецидивистов, алкоголиков и т. д. Влияние таких социальных общностей часто бывает прямо связано с низким социально-воспитательным эффектом семьи, школьного или производственного коллектива, звеньев политической системы общества. Еще один момент, на который следует обратить внимание, также связанный с ослаблением социальных связей между людьми, — это негативные последствия научно-технической революции: урбанизация, возникновение больших городов и т. д. Хотя она исторически прогрессивна, но может вызвать и некоторый рост аморальных явлений, связанных с перемещением людей, миграцией населения.