После десятилетий «соседских» войн хораханэ рома сохраняют свою идентичность. Фото Ариана Селмани
В полиэтничном и мультирелизиозном пространстве Балкан пересекаются множество этнокультурных общностей. Особую нишу занимают хораханэ рома – цыгане-мусульмане, обосновавшиеся в регионе еще во времена турецкого владычества. О том, как они встречают вызовы современного мира и воспринимают историю последних десятилетий, корреспонденту «НГР» Павлу СКРЫЛЬНИКОВУ рассказала научный сотрудник Института философии РАН Ксения ТРОФИМОВА, много лет исследующая цыганские общины в Сербии, Македонии, Боснии и Герцеговине и Косово.
– Ксения Павловна, чем ислам, который исповедуют цыгане-мусульмане, отличается от ислама их соседей – албанцев и славян?
– Корректнее говорить об особенностях локализации ислама, контекстах, в которых формируются его традиции. Даже в одной семье представления об исламе могут очень разниться. В основном цыгане на Балканах придерживаются суннитского ислама, есть суфийские братства. При этом цыганскую среду отличает межкультурный характер и сохранение разнообразных традиций. Например, сохраняются паломничества мусульман к христианским святыням (и наоборот) – это культурный и социальный опыт поликонфессиональных Балкан. Вокруг разных христианских святынь на Балканах формируются представления о чудесных свойствах храмов и мощей, которые оказываются значимы и за пределами христианской среды. Так, на протяжении многих лет христианские монастыри и церкви в Косово принимали паломников, в том числе мусульман. В СФРЮ паломничество приобрело условно легальный статус: например, в документальном фильме «Gospa Letnicka» подчеркивалось, что оно символизирует единство югославских народов. Позже, во время войны в Косово центрами таких паломничеств вынужденно стали места, прежде находившиеся в тени. Например, католическая часовня святого Иосифа в столице Македонии Скопье, куда после землетрясения 1963 года, разрушившего местный костел, были перенесены уцелевшие статуи. Ранее она привлекала только тех, кто не мог отправиться в косовскую Летницу, но война сделала ее крупным центром паломничества цыган-мусульман, которым она остается и сегодня. А в Нише на юге Сербии такие паломничества ограничиваются клиром.
Конфессиональная идентичность цыган-мусульман открыта внешним влияниям, в том числе – исламским. Переломный момент для развития ислама в цыганской среде на Балканах – вторая половина ХХ века, когда они получают широкий доступ к светскому и религиозному образованию. Это способствует формированию в среде местных мусульман различных нормативных систем, которые также сильно связаны с позициями лидеров.
– Насколько тяжело женщине работать с такими респондентами?
– Важнее то, что я – чужая. У цыган много конфессионально смешанных семей, но дифференциация своих и чужих важнее религии. Даже если бы я была цыганкой, я все равно была бы представителем другого сообщества. Но меня как исследователя помещают в центр внутренних конфликтов: каждый духовный лидер склонен монополизировать свое влияние, и каждому важно рассказать, что наследником подлинной традиции является именно он. Цыганская среда – это среда наследников, и вопросы аутентичности постоянно обсуждаются. В любом углу цыганского квартала можно услышать разговор на религиозную тему. Здесь на самых разных уровнях существуют различные трения, например, в отношении погребальных обрядов, критикуемых за «неисламскость», или суфийских телесных практик. Объектом критики может стать даже громкий зикр. Эту практику совершают в основном мужчины, но мне позволено ее наблюдать.
– А как в общинах цыган-мусульман осуществляется религиозное просвещение?
– Наряду с обучением в медресе и высших учебных заведениях сегодня религиозное образование оказывается доступно как никогда прежде благодаря социальным сетям. Почти все лидеры, которых я знаю, обсуждают вероучительные вопросы в Facebook. Это может быть видеочатом религиозных авторитетов, где комментарии являются площадкой для реакции со стороны слушателей. В цыганских мечетях и суфийских текке на Балканах и в западной Европе на цыганском языке читаются хутбы, ведутся уроки, открываются школы Корана, реализуются разные социальные проекты. У них может быть различный формат: снимаются, например, мини-сериалы, касающиеся вопросов вероучения.
При этом имамы, которые направляются официальными исламскими объединениями служить в цыганских поселениях, чаще всего не являются выходцами из цыганской среды. В поселениях силами местных жителей строятся и открываются новые мечети, и им бывает сложно прикрепиться к официальным объединениям и найти официальное финансирование.
– Почему? Официальные объединения опасаются чего-то?
– Возможно, связей с экстремистскими организациями или недостаточного уровня образования лидеров локальных общин.
– Что воспринимается цыганскими общинами и государствами как источник распространения экстремизма?
– Сложно говорить о специфике экстремизма в цыганской среде – подобные идеи распространяются в разных сообществах. Многие цыганские поселения – это территория миссионерства для самых разных конфессий, духовных течений и толков, в том числе фундаменталистских. Пути их распространения обычно витиеваты, связаны с организациями из разных стран и регионов. Некоторые местные религиозные авторитеты включаются в активные дискуссии с последователями фундаменталистских идей. Но одно дело – это распространение идей, а совсем другое – практика. Активная критика традиции посещения гробниц святых и внешнего вида мусульманок еще не говорит о призывах к экстремистским действиям. Но ассоциативно фундаментализм воспринимается как потенциальная опасность для среды, спокойствие которой очень легко нарушить.
– А случаи участия цыган в террористических группировках известны?
– Тема активно обсуждалась, когда в связи ближневосточными военными конфликтами ряд балканских государств стали пытаться контролировать и пресекать участие в них своих граждан. На волне этого мониторинга обнаружилось, что среди воевавших были и балканские цыгане, единицы. Сведений о них было очень мало. Чуть больше информации было по болгарским кейсам, где, например, зафиксирована экстремистская деятельность местного цыганского имама.
– Как цыганская община воспринимает историю насилия последней четверти века?
– Ключевой нарратив – «это была не наша война». Ни один из балканских конфликтов последних десятилетий они не воспринимают как межрелигиозный, только как межэтнический и политический. Участие в нем зависело от того, какие отношения у цыган развивались в макросреде. Брат одного из моих респондентов погиб, защищая Сараево, – его имя высечено на памятнике защитникам города. Боснийская война разделила группы цыган, и с теми, кто остался на территории, подконтрольной боснийским сербам, и никак не воспрепятствовали конфликту, отношения были разорваны – об этом мне рассказывали пережившие блокаду. В Сараево христиане и мусульмане умирали вместе. Для сараевских цыган был важен не религиозный маркер, а то, по какую сторону военного рубежа находились другие цыгане.
Рассказы о косовском конфликте совсем иные: «их война» и «наша жизнь» четко разделены. Свидетельства косовских цыган-беженцев – это опыт постороннего, втянутого в военный конфликт. Многие вспоминают, как цыганские поселения оказывались под перекрестным огнем, как солдаты расстреливали гражданских, не глядя, кто перед ними. Беженцы воспринимают войну как борьбу за власть, из-за которой цыгане оказались меж двух огней и были вынуждены оставить свои дома. Огромный поток беженцев шел в Македонию, Сербию.
– Каковы, по вашему опыту, основные ситуации, провоцирующие конфликт именно с цыганами-мусульманами?
– Прежде всего это стигматизация и дискриминация. На окраине Сараево существует небольшое поселение косовских цыган-переселенцев. В 2013 году я наблюдала одну семью, которая была сильно ограничена в доступе к воде и не могла часто купать детей. Подростки из этой семьи стремились включиться в сообщество, тянулись к религиозному просвещению. Но местный имам не пускал их в мечеть, мотивируя это тем, что дети недостаточно чисты. На мой взгляд, это хотя и редкий, но довольно показательный случай: вместо того, чтобы дать детям возможность приобщиться к религиозной жизни и тем самым интегрироваться в общину – он предпочел «умыть руки».
Часто встречается представление, что цыгане не могут быть хорошими мусульманами, что они «недомусульмане». В воспоминаниях присутствуют представления о напряжении, дистанции, агрессии. В Скопье бытует история о неком цыгане, якобы убитом в мечети после пятничной молитвы за то, что он, обуваясь, задел кого-то. В то же время высок уровень взаимного недоверия и в среде самих цыган-мусульман. «Как я могу молиться там, где каждый не доверяет друг другу? Где, приходя на молитву, заворачивают обувь в пакет и ставят перед своим ковриком?» – заметил один респондент в ответ на вопрос, посещает ли он намаз в цыганском поселении.
– А насколько такая ситуация нормальна для цыган?
– Здесь очень разные нормы, разные представления о том, насколько ислам присущ цыганам исторически, или же сообщество цыган-мусульман только формируется. Кто-то делает акцент на том, что их семьи хранили ислам между войнами и в социалистический период, другие – на том, что ислам входит в среду только в последние двадцать лет. И религиозные лидеры из цыганской среды по-разному строят отношения со своим сообществом. Некоторые демонстративно дистанцируются от него, участвуя в жизни небольшой группы последователей, и отмечают, что зачастую отказываются от проведения обрядов в «загрязненной» среде, ведь далеко не все цыгане-мусульмане строго следуют религиозным предписаниям.
– Это проявление того самого представления о необразованности цыган?
– Да. Подчеркивается, что множественные попытки религиозного просвещения не дают результата. Особенности погребальных обрядов, совместные паломничества – все это сталкивается с «нормативными» практиками ислама, как они предписываются духовными лидерами. Бывает, что имамы признаются в неэффективности собственной работы: например, когда многолетние попытки очистить погребальный обряд от элементов, которые они считают противоречащими исламу, ничем не заканчиваются. Случается и так, что лидеры отказываются от участия в похоронах, даже не спрашивая, каким образом проводится обряд – и община находит имама, который или легитимирует эти отступления, или закроет на них глаза.
До нашего времени существовало множество мифов и легенд о происхождении цыган. Самая, наверное, распространенная из них эта то, что цыгане — потомки жителей канувшей в небытие Атлантиды. Хотелось бы верить… Красивая легенда, но, конечно, все это идет от незнания мировой истории, незнания культуры цыган, языка, нравов, обычаев.
В наше время, на рассвете информационных технологий и приличного количества ресурсов, уже не секрет ни для кого, что цыгане это выходцы из Индии. Из какого района, провинции, местности можно спорить долго и безрезультатно. Специалисты утверждают, что индийские группы начали свое кочевье в результате экономического кризиса в Индии. Это группы, в основном, ремесленников, артистов, торговцев, начавшие свое качевье не позже VI века.
Существует мнение, что цыгане произошли от индийской касты «Дом», в последствии название, которой трансформировалось в общеизвестное «Ром», откуда и пошло самоназвание всех Ромских этногрупп. Как повлиял экономический кризис индии на распространение цыган в мире? Ответ прост… Предкам цыган осталось слишком мало места для существования и ведения своего промысла. Даже в нынешнее время артисты не могут существовать без гастролей, торговцы переезжают на новые места, если спрос на их товар упал, производители продают свой товар в разные страны мира.
Возможно, кто-то спросит: » А почему только предки цыган тогда начали кочевье?». Но ответ на этот вопрос я уже дал… Экономический кризис…Состоятельным людям необязательно скитаться для того, чтобы прожить, ромские же группы осваивали новые пространства в небольших количествах, тем и обусловлено столь долгое их распространение.
Изучая историю цыган необходимо провести анализ формирования цыганского языка. Чуть ли не треть лексики цыганского языка общая с санскритом, что в очередной раз подтверждает индийское происхождение цыган. Из этого анализа можно проследить путь распространения цыган позаимствованным словам из других языков. Существенное влияние на цыганский язык оказали персидский и греческий языки. Прежде чем довольно-таки крупные группы цыган обосновались в Византии (это территория современных Турции, Албании, Болгарии, Греции и др. стр.) они прошли через Персию.
На Балканах ромы осели большими группами и надолго (300-500 лет). Это связано с политикой Византийской империи, которая цыган не только не гнало, а еще и способствовала развитию их промысла. Византия было православным государством; множество цыган приняло христианство. Но в начале XV века территория Византии значительно сократилась вследствие военных действии, после чего многие ромы начали уходить в Западную Европу, хотя большинство все равно осталось на Балканах. Османская империя, возникшая позже на месте Византии, тоже относилась к ромским группам должным образом и способствовала развитию их промысла. Хотя в Османской империи проповедовался ислам, но меньше четверти цыган, оставшихся на Балканах, его приняли; большинство осталось верным христианству.
Цыган, откочевавших на Запад, ждала нелегкая участь, т.к. странам Западной Европы они были совсем не нужны; цыгане были объявлены там «вне закона». Ромские группы были для всех бродягами и попрошайками. Многих убивали, многих клеймили, пытаясь изгнать со своих земель. Безусловно, гонения на цыган оставили огромный оттиск в их психологии, приучив не доверять никому, кроме самих себя, сплотив их и научив выживать в самых трудных ситуациях.
В начале XVIII века цыгане появились в России, где с их появлением не вводилось антицыганских законов. Это связано с тем, что цыгане пришли в Россию позже, чем в Европу, в которой гнев на цыган к тому времени утих, а политика России была направлена на европейский образ жизни. Первые цыгане современной группы «Русска Рома» пришли в Россию через Польшу и, как следствие, оказались в первом для них крупном городе,Санкт-Петербурге. Позже появились и другие ромские группы, зашедшие со стороны Балкан. Время идет и в нашем цыгане оказались разбиты по всему миру на разные этнические группы, отличающиеся друг от друга некоторыми обычаями, диалектами, воспитанием и другими факторами.
Да, не все ромские группы принадлежат одной вере. Это зависит от того, в каком обществе они проживают: христианском или мусульманском. О языческих обрядах нет даже разговора. Да, конечно, они существовали, но разве у русских была своя определенная религия до принятия христианства? Нет… Были языческие обряды. Теперь некоторые цыгане относятся к своей вере очень трепетно; будь то ислам, будь то христианство, теперь эта вера и Их тоже! Хотелось бы, чтоб окружающие видели современных цыган не только в бедных людях, просящих себе на хлеб, или преступниках, но и окружающих людях, грамотных и образованных. А ведь если они и есть рядом, то они скрывают, в большинстве своем, национальность из-за сложившегося
Какие религиозные обычаи соблюдают цыгане?
В России большинство цыган являются православными и проходят обряд крещения. Многие из них довольно набожны. Так, в домах оседлых цыган имеется «красный угол» с иконами. Они стараются соблюдать религиозные обряды, а супружеские пары обязательно венчаются в церкви, причем ритуал венчания считается важнее регистрации брака в ЗАГСе. Но еще важнее «цыганская свадьба», которая играется еще до венчания – она означает признание брака цыганским сообществом.
Самые большие религиозные праздники для православных цыган – Рождество и Пасха. Для турецких цыган-христиан самым большим праздником является Хыдрелез, который отмечается в ночь с 5 на 6 мая. Празднуют его и на Балканах, где он носит название Эдерлези и посвящен Святому Георгию.
У российских цыган-влахов есть любопытный обычай. На Радоницу женщины и дети непременно посещают кладбища, где просят подаяние у посетителей. Причем это не обязательно нищие. Таким образом они исполняют некий христианский «долг», помогая другим людям совершить доброе дело. Кстати, русские об этом часто знают и в этот день охотно подают цыганам мелочь.
Цыгане-мусульмане также уделяют внимание религиозным обычаям, но не всем. Так, цыганки в исламских странах никогда не закрывают лиц. Не все практикуют и обряд обрезания крайней плоти.
Посвящение в сан священника Давида Дудаша (Фото: ЧТК) Прямо на Крещение был посвящен в сан православного священника Давид Дудаш. Давид — первый в истории чешской православной церкви батюшка цыганского происхождения. Обряд происходил в Пльзни, в церкви святой Анны, куда съехались цыгане со всей страны. Говорит священник из Пльзни Ян Поланский:
— Ежегодно мы посвящаем в сан священника и несколько десятков человек, но цыганский православный священник, к тому же, который хочет посвятить себя цыганской миссии — такого еще в Чехии не бывало.
Православный священник Давид Дудаш (Фото: ЧТК) Давид Дудаш будет служить прихожанам из местной цыганской общины в Рокицанах в храме Пресвятой Троицы, переданном католиками православной церкви. Богослужения начнутся уже в феврале. Над реставрацией храма цыгане из Рокицан трудятся более двух лет. Они хотят, чтобы здесь был и Культурный центр. Сегодня в Рокицанах живет около сотни цыганских семей, но предполагается, что община будет разрастаться. Микулаш Гиня, председатель содружества цыган «Визе Рому» считает, что возрождение церковных традиций — это только первый шаг к главной цели:
— Мы хотим, чтобы у нас была всеобщая грамотность. Для этого мы готовы отдать все, что у нас есть. Мы хотим воспитать из наших детей новое поколение, которое пойдет выше и дальше. В этом я вижу прогресс.
А пока чешские цыгане ищут счастья в других странах. В Рокицанах еще недавно жило около тысячи цыган, после массовой эмиграции в Великобританию их осталось менее шестисот.
Роман Лункин 70 4 года назад религиовед, руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН
Цыгане принимают религию той страны, где они находятся и где они проживают достаточно долгое время. В настоящее время, насколько я знаю, есть и те, кто исповедует ислам и те, кто исповедует христианство (таких большинство потому, что много цыган проживают в России, Румынии, Венгрии, Молдавии. В целом в Европе проживают цыгане-католики, протестанты, православные и мусульмане. Сейчас Европа сама по себе очень многообразна, поэтому нельзя говорить о какой-то монолитной картине.
Я не могу сказать, что цыгане очень религиозные люди. У них скорее более развит свой родовой строй, который и является основой их жизни и истинной религией. Остальное – это все культурные особенности той страны, где они живут, в которые они встраиваются. В конце XX века и сейчас довольно интересным явлением стало обращение цыган в протестантизм, с этим я сталкивался. И в России, и в Европе цыгане становятся очень харизматичными проповедниками в общинах пятидесятников, харизматов, из них же получаются очень хорошие миссионеры, в то время как в других религиях: православии, католицизме, исламе – каких-то религиозных деятелей из числа цыган я не припомню. Роль цыган в харизматических церквях такова отчасти потому, что им эмоционально близко богослужение, музыка, все экстатическое, связанное с песнями – это цыган также привлекает в протестантизм. В богословском смысле цыган может привлекать простота вероучения, а также проповедь личного, живого Бога, который помогает человеку в жизни и в конкретных делах, Бог здесь выступает еще и в роли друга и брата. Но это может привлекать не только цыган в протестантство.
При этом цыгане проходят обряд крещения (в России большинство крестятся в православной церкви, а у многих есть и православные иконы в домах). Но это не означает, что они являются активными прихожанами. А если человек становится членом протестантской церкви, то это накладывает на него большие обязательства уже потому, что в этой церкви больше требований. Посещение богослужений каждое воскресение, плата десятины, поддержка общины. Поскольку у цыган очень крепки семейные узы, то конфликты здесь могут возникать. Обратившегося в протестантизм семья может считать предателем, предателем своей веры, своей семьи, но иногда в протестантство обращается один человек, а за ним и вся семья. Но говорить конкретно трудно, так как исследований о религиозности цыган в целом в мире я не видел, и, по-моему, таких исследований не было.