Лена Ч — так называемое «Кровавое воскресенье» — это была целенаправленная провокация, материалов сейчас полно. Можно рассмотреть чуть подробнее.
1905 г. — На сопках Маньчжурии гремят пушки японской войны, а в России закипает миленькое пламя революции. И близится недобрый день 9 января – день, породивший чудовищный миф о кровавом царе и добрых народных заступниках-революционерах. Подготовка к 9 января шла с конца 1904 г. Эсеровско-гапоновский план заключался в следующем: устроив на Путиловском заводе забастовку, прикрываясь собранием фабрично-заводских рабочих, организовать общее шествие народа к царю. В целях маскировки, демонстрация должна была первоначально носить монархический характер, а петиция, предназначенная для вручения царю, должна была быть чисто экономической; и лишь в последний момент следовало предъявить радикально революционные требования.
Но самый интересный момент — шли к царю, хотя было известно, что его в Петербурге не было!
Все началось с провокации на Путиловском заводе. Во время рождественских праздников среди рабочих завода распустили ложный слух об увольнении 4 человек. На заводе началась забастовка. 3 января на завод приехал Гапон с составленной эсерами петицией с заведомо неприемлемыми требованиями.
Напомним, что забастовка на Путиловском заводе, выполнявшем заказ для японского фронта, началась в военное время. Попробуйте представить себе забастовку в 1943 году. Что бы было тогда с бастующими? Ответ очевиден – расстрел без суда и следствия. Но в царской России, называемой «тюрьмой народов», с рабочими начинают переговоры. 4 января директор Путиловского завода принимает петицию Гапона и отвечает, что Для Путиловского завода, выполняющего экстренные заказы для Маньчжурской армии, установление 8-часового рабочего дня едва ли допустимо.
После этого, используя собрание фабрично-заводских рабочих, эсеры организуют волну забастовок. Забастовки организуются по плану, разработанному Троцким, еще находившимся в это время заграницей. Используется принцип цепной передачи: рабочие с одного забастовавшего завода врываются на другой и агитируют за забастовку; к тем, кто отказывается бастовать, применяются угрозы и физический террор.
Один из самых интересных моментов — Гапон в «Истории моей жизни» писал: «Великий момент наступает для всех нас, не горюйте, если будут жертвы не на полях Маньчжурии, а здесь, на улицах Петербурга. Пролитая кровь сделает обновление России». Он сознательно вел людей на кровь!
Утром 9 января рабочие, отслужив молебен в Путиловской часовне, двинулись в центр города. Шли из четырех разных частей города. Всего собралось до 200 тысяч человек, это притом, что все население Петербурга едва доходило до 1,5 миллионов. Сам Гапон вел колонну к Нарвским воротам. По дороге по его приказу были силой захвачены хоругви из православной церкви.
«Я подумал, что хорошо было бы придать всей демонстрации религиозный характер, и немедленно отослал рабочих в ближайшую церковь за хоругвями и образами, но там отказались дать нам их. Тогда я послал 100 человек взять их силой, и через несколько минут они принесли их» (Гапон — «История моей жизни»).
Первая встреча рабочих с войсками произошла у Нарвских ворот. Начальник Нарвско-Коломенской части (частями тогда назывались городские районы) генерал-майор Рудаков вспоминал: «Сегодня, 9 января толпа рабочих двигалась к Нарвским воротам… Чины полиции напрасно уговаривали не идти в город. Когда все увещевания не привели ни к каким результатам, был послан эскадрон Конно-Гренадерского полка… В этот момент был тяжело ранен помощник пристава поручик Жолткевич, а околоточный надзиратель убит».
Итак, первые выстрелы раздаются со стороны манифестантов, а первые убитые – чины полиции. В ответ рота 93-го пехотного Иркутского полка открыла огонь. В 12 часов дня две колонны подошли к Троицкому мосту. Вот отрывки из доклада пристава Крылова Санкт-Петербургскому губернатору Фулону: «По требованию моему остановиться толпа продолжила двигаться, и после третьего сигнала, когда толпа все-таки не остановилась, был произведен один залп… Врач лично сообщил, что доставил в больницу 5 умерших, 10 смертельно раненых и остальных более или менее тяжело раненых, а всего между 50 и 60 человек».
На Васильевском острове, где было более всего эсеровских боевиков, события с самого начала разворачивались по трагическому сценарию. Около 1 часа дня толпа на 4-й линии значительно увеличилась в числе, стала строить баррикады. Роты двинулись вперед… Во время движения рот из дома №35 по 4-й линии бросались кирпичи, камни и были произведены выстрелы. Во время действия войск были задержаны за грабеж и вооруженное сопротивление 163 человека.
В 14 часов на Дворцовой площади также произошло вооруженное столкновение. И здесь так же, как и у Нарвских ворот, первые выстрелы прогремели из запрудившей площадь толпы. На Дворцовой было убито до 20 манифестантов, после чего толпа рассеялась.
Войска всюду, где могли, старались действовать уговорами. Там, где не было эсеровских боевиков, удалось избежать кровопролития. Напомним, что в те времена во всем мире, а не только в России, не было ни слезоточивого газа, ни резиновых дубинок, ни даже банальных пожарных водометов. Тем не менее, в районе Александро-Невской Лавры и в Московской части люди спокойно разошлись. К вечеру все беспорядки закончились. По официальной статистике было убито 128 человек и 360 ранено.
В «Кратком курсе истории ВКПб» под редакцией комиссии ЦК ВКПб указаны такие данные: более 1000 убитых и более 2000 раненых. Все это вранье восходит товарищу Ленину, ведь революцию нельзя делать без народного возмущения.
И последнее. Мятеж 9 января происходил во время войны. Забастовки в военное время в любой стране, кроме России были бы подавлены кровавым образом в самом зародыше. Так, англичане в 1916 году подавили Дублинское восстание, подогнав к городу морские мониторы и расстреляв его из тяжелых корабельных пушек. Улице же были зачищены от восставших с помощью пулеметов и только что появившихся в английском арсенале танков. И никто, даже Америка, не кричал о кровавом английском режиме. В 1920 году те же англичане уже в мирное время танками и пулеметами подавили рабочее восстание в Манчестере. Царскую русскую власть, подавившую в военное время организованный японской разведкой мятеж, объявили кровавой. И это притом, что против участников шествия 9 января не только не было предпринято никаких репрессий, но каждой пострадавшей семье из личных средств царя было отпущено по 50 тысяч рублей.
Российский исторический телесериал, поставленный режиссером Николаем Досталем.
Сюжет сериала Раскол
Картина повествует об одном из самых драматических периодов отечественной истории, который стал переходным этапом, связавшим средневековье Ивана Грозного и Бориса Годунова и годы Смутного времени с началом новой эпохи, ознаменованной правлением Петра I.
Ключевым событием XVII века, во времена царствования Алексея Михайловича Романова, прозванного «Тишайшим» (Дмитрий Тихонов), стала церковная реформа, осуществленная патриархом Никоном (Валерий Гришко), ратовавшим за обновление богослужебных традиций. Но изменению сложившихся веками канонов сопротивлялась значительная часть населения Российского государства, лидерами и выразителями воли которой стали протопоп Аввакум (Александр Коротков) и боярыня Феодосия Морозова (Юлия Мельникова). Эти люди, возглавившие оппозицию духовной и светской власти, оказывали сильное влияние на политическую обстановку в стране. Инициированный ими и их единомышленниками конфликт, вошедший в историю как «раскол», в который были вовлечены все слои общества – от крестьян до бояр и самого царя, стал трагической страницей не только в истории Русской Православной церкви, но и в истории всей России.
Сериал Раскол: за кадром
Дата премьерного показа двух первых частей сериала «Раскол» — 5 сентября 2011 года на телеканале «Россия К».
Работа над картиной началась еще во время создания предыдущего фильма Николая Досталя «Петя по дороге в Царствие Небесное». Писатель Михаил Кураев, по повести которого была поставлена эта картина, начал собирать материалы для написания сценария к новому совместному с Досталем проекту, используя в качестве основных источников информации произведения выдающихся отечественных историков Николая Каптерева, Антона Карташева, Василия Ключевского и Сергея Соловьёва.
Когда фильма после двух лет напряженного труда литературная основа будущего фильма была закончена, в октябре 2009 года творческая группа приступила к съемкам.
По первоначальному замыслу, картина должна была состоять из 16 серий, но отснятый материал не вмещался в отпущенный хронометраж, и было решено увеличить количество серий до 20-и. День премьеры и транслирующий канал фильма также были изменены: «Раскол» должен был выйти на телеканале «Россия 1» в апреле 2011 года.
Роли центральных персонажей исторической драмы исполнили не известные широкой аудитории актеры, многие из которых были приглашены из провинциальных театров. Так, в роли патриарха Никона снялся петербуржец Валерий Гришко, протопопа Аввакума сыграл екатеринбургский актер Александр Коротков, царя Алексея Михайловича – Дмитрий Тихонов из Самары. Это обстоятельство объясняется принципиальной позицией режиссера, заявившего в одном из интервью:
«Я хотел, чтобы в фильме не было медийных артистов. И добился этого. При том, я считаю, что среди медийных лиц есть замечательные актеры и даже мои друзья. Но они настолько примелькались уже на телеэкранах, что мне трудно будет убедить зрителей, что этот артист, который на одном канале играет генерала милиции, а на другом – бандита, у нас – патриарх Никон. Поэтому в фильме я задействовал «немедийных» актеров».
Но в картине можно увидеть и актеров, чьи лица хорошо знакомы российским зрителям, в том числе, и по фильмам Досталя: Александра Баширова, Романа Мадянова, Тимофея Трибунцева, которые, несмотря на звездный статус, сыграли эпизодические роли.
Но предварительным подсчетам, бюджет проекта составил не менее 10 миллионов долларов. Таким образом, «Раскол» стал одним из самых дорогих российских сериалов последнего времени, обогнав «Мастера и Маргариту», «Братьев Карамазовых» и «Исаева».
Такие затраты вызваны, в первую очередь, обширной географией съемок: эпизоды картины снимались в старинных русских городах Ростове Великом, Суздале, Вологде, Кириллове, Кандалакше, на Соловках, Кольском полуострове и на Белое море, в Москве и Подмосковье, на территории Кириллово-Белозерского, Ферапонтова, Новодевичьего монастырей, Кремля — в местах, неразрывно связанных с историей нашего государства.
Не поскупились создатели «Раскола» и на изготовление декораций, аутентичных костюмов и качественного грима. Например, под Суздалем были возведены крепостные стены и дома горожан, а в павильонах «Мосфильма» были мастерски воссозданы разнообразные интерьеры — от нехитрого убранства крестьянских изб и монашеских келий до точных копий Грановитой и Крестовой палат Кремля и Патриаршего дворца.
Кроме того, большие суммы ушли на аренду новейшего операторского оборудования и в первую очередь — новейших камер Silicon Imaging 2K, которыми были сняты оскароносные картины «Миллионер из трущоб» («Slumdog Millionaire») Дэнни Бойла (Danny Boyle) и «Загадочная история Бенджамина Баттона» («The Curious Case of Benjamin Button») Дэвида Финчера (David Fincher).
Интересные факты о сериале Раскол
— По признанию Николая Досталя, на создание картины его вдохновило стихотворение Варлаама Шаламова «Аввакум в Пустозерске», в котором есть строки: «Не в брёвнах, а в рёбрах церковь моя».
— Для изготовления бревенчатых изб и других деревянных строений были использованы отслужившие свой срок стройматериалы, из которых были созданы декорации к приключенческому боевику «Волкодав».
— По словам режиссера, в картине задействовано около трехсот персонажей, не считая массовки.
Режиссер: Николай Досталь
Авторы сценария: Николай Досталь, Михаил Кураев
В ролях: Ольга Аксенова, Иван Верховых, Валерий Гришко, Дарья Екамасова, Всеволод Иванов, Александр Коротков, Олег Любимов, Роман Мадянов, Павел Меленчук, Владимир Мельников и другие
Продюсер: Владимир Досталь
Оператор: Эдуард Мельников
Композитор: Владимир Мартынов