Рюрик. Летописный основатель династии русских государей, правивших страной до 1598 г., а также всех русских князей, называемых Рюриковичами.
Годы жизни: (неизвестно – 879).
Место рождения: неизвестно
Правление: 862-869 гг.
Семья. Сын Игорь (ок. 878-945) – великий князь киевский (912-945)
Происхождение и биография
Вопросы о происхождении Рюрика и его роли в формировании Древнерусского государства составляют один из центральных споров между сторонниками и противниками норманской теории.
Происхождение Рюрика до сих пор вызывает у исследователей ожесточённые споры. Часть из них уверена, что он был скандинавским конунгом, другие считают его славянином балтийского происхождения. Некоторые исследователи склонны отождествлять его с датским конунгом Рёриком Ютландским – согласно датским источникам, представителем семьи Скиольдунгов, владевшей в 837–850 городом Дореснадом во Фрисландии. Со своей дружиной Рёрик совершал набеги в Германию, Францию Англию и Швецию вплоть до 860, когда был «призван из-за моря от немцев» (так сообщает летопись) и обосновался в «городе славян» – Ладоге, откуда и пришёл в Новгород.
Важнейшим письменным источником, содержащем сведения о биографии Рюрика, является Повесть временных лет, которая сообщает следующее: «В 862 г. представители племен чуди, словен, кривичей и веси пригласили к себе на княжение главу варяжского племени русь – Рюрика со всем его родом». Необходимость в таком приглашении заключалась в том, что в формирующемся союзе племен все время шли споры о том, кто его будет возглавлять: представители словен, кривичей, чуди или веси? Пришлый человек, имеющий опыт государственного управления, показался всем самой подходящей для этого поста кандидатурой.
В том же 862 г. Рюрик со всеми родственниками прибыл в земли славян и занялся в первую очередь их охраной от набегов других варягов. Для этого в устье Волхова он построил город-крепость Ладогу и сам в нём остался. Младших братьев он послал в другие пограничные пункты: Синеуса на Белоозеро, Трувора – в Изборск. Через два года Синеус и Трувор умерли, и Рюрику пришлось править одному. В соответствии с гипотезой, выдвинутой в XVIII веке Г.Ф. Миллером и поддержанной впоследствии советским академиком Б.А. Рыбаковым, сведения о братьях Рюрика являются результатом ошибочного перевода со шведского. По это версии в действительности имя «Синеус» представляет собой искажённое «свой род» (швед. sine hus), а «Трувор» — «верная дружина» (швед. thru varing). Впрочем, работы современных лингвистов указывают на научную несостоятельность такого перевода.
Согласно летописному преданию, в качестве помощников Рюрик стал использовать своих мужей – представителей знати. Одного послал в Полоцк, другого – в Ростов, третьего – на Белоозеро. В это же время в Киев отправились Аскольд и Дир. В задачу посланцев Рюрика входили оборонные функции (от варягов и хазар) сбор пошлин с купцов, проплывавших по рекам (Волхову, Вытегре, Днепру, Западной Двине и т.д.), и дани с местного населения. Сам Рюрик через некоторое время переселился в район Новгорода, где собирались старейшины племен (об этом напоминают названия новгородских концов: славенский, неревский – меревский и людин – чудин). Бывшая резиденция Рюрика сейчас называется Рюриково городище, в свою очередь Новгород как город возник позднее. В 879 г. Рюрик скончался, передав власть родственнику Олегу, поскольку его сын Игорь был совсем мал.
Итоги деятельности
Таким образом, князь Рюрик, если следовать летописному преданию, заложил основы русской государственности, возглавив племенной союз словен, кривичей, мери и веси. Он обозначил территорию, на которой проживали эти племена, стал её охранять, собирать дань с местного населения и пошлины с тех, кто проплывал по рекам – главным путевым артериям того времени.
Художественный образ
Первый памятник Рюрику (вместе с князем Олегом) открыт осенью 2015 г. в Старой Ладоге. В советском и российском кино Рюрик как персонаж не отражался никогда.
Литература
Древняя Русь в свете зарубежных источников / Под ред. Е.А. Мельниковой. М., 1999.
Клейн Л.С. Спор о варягах. История противостояния и аргументы сторон. СПб., 2009.
Лебедев Г.С. Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси. СПб., 2005.
Петрухин В.Я. Начало этнокультурной истории Руси IX-XI веков. Смоленск; М., 1995.
Пчёлов Е.В. Рюрик. М., 2010.
Франклин С., Шепард Д. Начало Руси. 750-1200. СПб., 2009.
• • • • • • • • • •
Рюрик I Варяжский
1-й Великий князь Новгородский
Рюриковичи
862 — 879
Гостомысл
Олег Вещий
? — 879
Русское язычество
Русско-византийская война (860)
Объединение Новгородской Руси
Рюрик — легендарный русский князь и первый правитель объединённых ладожских племён с центром в Ладоге, а позже — в Новгороде.Согласно летописям, начал править в 862 году по приглашению славянского князя Гостомысла. Основатель Российской государственности и княжеской династии Рюриковичей.
До определённого времени существовало три версии происхождения Рюрика:
- Рарог (славянский князь) — родственник Гостомысла, правитель Рюгена — западнославянского государства на территории современной Германии.
- Рёрик Ютландский — датский конунг, служивший у французского короля Лотаря I.
- Эйрик Эмундсарон — скандинавский воевода и норвежский конунг.
Содержание
Биография Редактировать
Становление Рюрика Редактировать
К сожалению, время рождения Рюрика не известно. Но известно, что он родился в Померании, на землях западных славян. Его имя происходит от вянского «Рарог» — сокол. В 808 году его отец, Готлиб, был убит на переговорах с германцами. По легенде, германцы казнили Готлиба на виду у защитников города Рерика (столица славянской Померании). Мать Рюрика, славянка Умила, закрыла его младшим братьям глаза, а Рюрик всё видел. И затаил он злость на германцев. Умиле с детьми: Рюриком, Синеусом и Труваром удалось бежать на остров Рюген. Там уже существовал город Аркона. Сведения о этом периоде его жизни очень неоднозначны, но известно, что он стал начальником варягов. Они воевали с германцами, датчанами и норманнами.
Вскоре после этого правитель восточных славян, словенский князь Гостомысл, начал подумывать о наследовании престола.
Призвание варягов Редактировать
Основная статья: Призвание варягов
Призвание варягов Гостомыслом
Вскоре перед Гостомыслом встал вопрос о наследовании престола. Так как наследников у него не было, то в 862 году он отправил своему племяннику послание, в котором говорил:
«Земля наша велика, а наряду в ней нет» (слово наряд нужно толковать, как государственность)
Однако добиться решения отдать престол Рюрику на Вече было нелегко. Тем более, что зять ничего не отвечал на послание Гостомысла. Но вдруг ему приснился сон, в котором на Восточную Русь пришёл княжить Рюрик и «разрослась земля русская до огромных размеров и покрыло державное дерево по всему миру». Вече согласилось призвать Рюрика. Последний долго думал но всё же согласился, приехав к умирающему Гостомыслу со своими братьями, Синеусом и Трувором. Так Восточная Русь поделилась на Новгородское (во главе с Рюриком), Белоозерское (во главе с Синеусом) и Кривичское княжество (во главе с Трувором).
Восстание Вадима Храброго Редактировать
Основная статья: Новгородское восстание (864)
Обосновавшись в Новгороде, Рюрик разослал по городам Новгородской земли своих мужей, которые стали строить там крепости, однако уже через два года после его вокняжение в Новгороде вспыхнуло восстание. Между новгородцами оказалось много недовольных самовластием Рюрика и действиями его дружины.
Восстание Вадима Храброго. Скриншот из анимационного телесериала «История Государства Российского»
Новгородский воевода, Вадим Храбрый, использовал недовольных, чтобы поднять восстание. Также им движило нарушениями условий договора о приглашении варягов новгородцами и формальная утраченная независимость. Однако восстание было подавлено варягами, сам он был убит Рюриком. В восстании не принимали участия «лучшие новгородские люди», что стало одной из причин его поражения. Восстание продлилось недолго — дружины Рюрика быстро разгромили армию восставшего воеводы и, судя по летописи, Вадим был убит.
Единовластие Редактировать
По наиболее популярной версии, братья Рюрика, Синеус и Трувор, погибли при восстании Вадима Храброго. После их гибели Рюрик объединил Новгород с землями братьев и положил начало единовластию на Руси.
При Рюрике также началось завоевание свободных славянских и финно-угорских племён. Так в 865 году к Новгородской Руси присоединилась территория некоторых финских племён, которые добровольно переняли славянскую веру, язык и обычаи.
Поход на Царьград Редактировать
Основная статья: Русско-византийская война (860)
Были у Рюрика недовольные и в своем окружении. Недовольные князем Аскольд и Дир в поисках богатства отправились они из Новгорода в Константинополь и основали свою самодержавную область на Руси, которая в будущем станет оплотом Русского государства: Киевское княжество.
Собрав многочисленную дружину, Аскольд и Дир решили напасть на Византию. Греческий император с войском был в Азии, нападение было неожиданным. По словам византийцев, ужас охватил всех. Такого не видел еще никто. Пощады не было никому — ни старым, ни малым. Константинополь был в критическом положении, но греков спасло чудо: «опущенная в воду патриархом Фотием риза Богоматери вызвала бурю, рассеявшую русские лодки». Оставшиеся из дружины со своими князьями вернулись в Киев.
Русские язычники, напуганные Небесным гневом, обратились с просьбой о святом крещении к духовенству Константинополя. По данным историков, случаи принятия христианства были известны и до нападения Аскольда и Дира.
Наследник Редактировать
Согласно обычаям язычников Рюрик мог иметь несколько жен и наложниц. По преданию одна из его жен, Эфанда, родила ему сына Игоря, но также известно, что у Рюрика была дочь и пасынок Аскольд.
Согласно летописи «Повесть Временных лет» Рюрик после смерти своих братьев в Новгороде княжил еще 15 лет и скончался в 879 году, оставив правление и сына Игоря своему воеводе Олегу.
Ссылки Редактировать
- Рюрик Варяжский
- Рюрик. Всенародное кино
- «Рюрик. Потерянная быль»
- Откуда пожаловал Рюрик?
- Князь Рюрик (?-879)
Примечания Редактировать
П • О • Р Правители России (2409 до н.э. — 2013) | |
---|---|
Славянский племенной союз (старейшины — 2409 год до н. э — 862) |
Словен • Вандал Новгородский • Столпосвят • Владимир Древний • Бравлин • Буривой • Гостомысл |
Новгородская Русь (князья Новгородские — 862 — 882) |
Рюрик I Варяжский • Олег I Вещий |
Киевская Русь (великие князья Киевские — 882 — 1169) |
Олег I Вещий • Игорь Старый • Ольга Святая • Святослав I Великий • Ярополк I Святославич • Владимир Красное Солнышко • Святополк Окаянный • Ярослав Мудрый • Мстислав Храбрый • Изяслав I Ярославич (Триумвират Ярославичей) • Всеслав Чародей • Святослав II Ярославич • Всеволод I Миролюбивый • Святополк II Изяславич • Владимир Мономах • Мстислав Великий • Ярополк II Владимирович • Вячеслав Владимирович • Всеволод II Ольгович • Игорь II Ольгович • Изяслав II Мстиславич • Юрий Долгорукий • Ростислав Мстиславич • Изяслав III Давидович • Мстислав II Изяславич |
Владимирская Русь (великие князья Владимирские — 1169 — 1328) |
Андрей Боголюбский • Михаил I Юрьевич • Ярополк III Ростиславич • Всеволод Большое Гнездо • Юрий II Всеволодович • Константин Добрый • Ярослав II Всеволодович • Святослав III Всеволодович • Михаил I Храбрый • Андрей II Ярославич • Александр Невский • Ярослав III Ярославич • Василий Костромской • Дмитрий I Александрович • Андрей Городецкий • Михаил II Святой • Юрий III Данилович • Дмитрий Грозные Очи • Александр II Тверской |
Московская Русь (великие князья Московские — 1328 — 1547) |
Иван Калита • Симеон Гордый • Иван II Красный • Дмитрий Суздальский • Алексей Бяконт • Дмитрий Донской • Василий I Дмитриевич • Софья Витовтовна • Василий II Тёмный • Юрий IV Звенигородский • Василий III Косой • Дмитрий Шемяка • Иван III Великий (Иван Молодой • Дмитрий Внук) • Василий III Иванович • Иван IV Грозный (Михаил Глинский • Елена Глинская • Василий Шуйский • Иван Шуйский • Макарий) |
Русское царство (Государи, Цари и Великие Князья всея Руси — 1547 — 1721) |
Иван IV Грозный (Избранная Рада • Симеон Бекбулатович) • Фёдор I Блаженный • Борис Годунов (Ирина Годунова) • Фёдор II Годунов (Мария Скуратова-Бельская) • Лжедмитрий I • Василий IV Шуйский (Лжедмитрий II) • Семибоярщина (Фёдор Мстиславский) • Владислав I Польский (Александр Корвин-Гонсевский) • Козьма Минин и Дмитрий Пожарский • Михаил Кроткий (Фёдор Романов) • Алексей Михайлович (Борис Морозов • Алексей Алексеевич • Артамон Матвеев) • Фёдор III Алексеевич • Софья I Алексеевна • Иван V Алексеевич • Пётр I Великий (Наталья Нарышкина) |
Российская империя (Всероссийские императоры и самодержцы — 1721 — 1917) |
Пётр I Великий • Екатерина I Алексеевна • Верховный Тайный Совет (Александр Меншиков) • Пётр II (Василий и Алексей Долгорукие) • Анна Иоанновна (Эрнст Бирон) • Иван VI (Анна Леопольдовна) • Елизавета Петровна • Пётр III Фёдорович • Екатерина II Алексеевна • Павел I Петрович • Александр I Павлович (Негласный комитет) • Николай I Павлович • Александр II Николаевич • Александр III Александрович • Николай II Александрович |
Российская республика (главы Временного Правительства — 1917) |
Георгий Львов • Александр Керенский |
Советская Россия (председатели СНК РСФСР — 1917 — 1922) |
Владимир Ленин |
Российское государство (Верховный правитель России — 1918 — 1920) |
Александр Колчак |
СССР (Председатели СМ СССР, первые и генеральные секретари ЦК КПСС, президент СССР — 1922 — 1991) |
Владимир Ленин • Иосиф Сталин • Георгий Маленков • Никита Хрущёв • Леонид Брежнев • Василий Кузнецов • Юрий Андропов • Константин Черненко • Михаил Горбачёв • Геннадий Янаев |
Российская Федерация (Президенты РФ — 1991 — наши дни) |
Борис Ельцин • Владимир Путин • Дмитрий Медведев |
См. также Фактические правители России • Список правителей России |
Рюрик. Скульптура на памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде, 1862 г.
Рюрик (Рюрик I) — правитель Руси в 862—879 годах, основатель династии Рюриковичей, которая правила русскими землями в течение семи с половиной веков. Согласно традиционной летописной версии — первый русский князь, основатель Древнерусского государства с центром в Новгороде. Если говорить точнее, то, по версии Ипатьевской летописи, сначала Рюрик пришёл править в Ладогу (ныне Старая Ладога), а затем в 864 г. основал себе резиденцию в так называемом Рюриковом городище, находящимся в нескольких километрах от будущего Новгорода, на месте которого тогда находилось несколько ещё не объединившихся в единый город торговых поселений финских и славянских племён. Вскоре под контролем Рюрика оказалась вся Северная Русь.
Летописная хронология правления Рюрика условна, его личность и детали биографии являются предметом спора историков (в особенности, происхождение Рюрика — так называемый «варяжский вопрос»).
Летописные сведения
Генеалогия
Родители: неизвестны. Жена: Ефанда (по спорной Иоакимовской летописи). Сын: Игорь Рюрикович.
Летописная легенда утверждает, что на княжение Рюрика с братьями призвали не сумевшие договориться между собой племена ильменских словен, славян-кривичей, и финских племён чуди, мери и веси, чтобы прекратить межплеменную вражду.
«Повесть временных лет» указывает, что Рюрик пришёл в Новгород в 862 г. вместе с Трувором и Синеусом, но некоторые историки полагают, что княжение Рюрика началось в Старой Ладоге, а не в Новгороде, который был им построен через два года после прихода на Русь, что подтверждается некоторыми археологическими находками.
Согласно летописи, Трувор правил кривичами в Изборске, а Синеус — финскими племенами в Белоозере, но уже после гибели братьев в 864 г. Рюрик стал единоличным правителем всех земель.
В XVIII Г. З. Байер предполагал, что Трувор и Синеус — не имена реально существующих личностей, а староскандинавские слова, означающие род (синеус) и верную дружину (трувор). С развитием знаний о древнескандинавских языках такая версия была отвергнута.
Происхождение
Норманнская теория
Согласно норманнской теории, основоположниками которой были немецкие учёные Герхард Миллер и Август Шлёцер, отправной точкой возникновения русской государственности стал призыв в 862 году варяга Рюрика на княжение в Новгородскую землю интернациональным, и что в то время под будущим Новгородом кроме славян жили угро-финны, балты и скандинавы. Они писали о том, что славяне были не способны создать собственное государство, а скандинавов было очень много на Руси. Им противостояла школа антинорманнистов (М. В. Ломоносов, В. Н. Татищев, из современных учёных — В. В. Фомин, А. Г. Кузьмин, А. Н. Сахаров), которые доказывали, что варяги были вовсе не скандинавами, а западными славянами (возможно, ваграми).
К сожалению, очень часто вековая дискуссия между норманнистами и антинорманнистами приобретала идеологический и политический окрас, что только мешало объективному рассмотрению «варяжского вопроса». Например, сторонникам норманнской теории часто ставят в упрёк то, что их взгляд на происхождение Рюрика и древнерусской государственности якобы унижает славян, изображая их убогими и неспособными к самостоятельному развитию. Поэтому многие люди считают норманнизм русофобской теорией. Хотя, конечно же, такие расистские идеи не имеют практически ничего общего с современным норманизмом.
Никто из норманнистов не говорит, что Рюрик принёс восточным славянам готовую систему управления и что скандинавские варяги специально занимались организацией «диких» славянских племён, потому что лучше разбирались в вопросах управления (вот делать им было больше нечего!). Напротив, становление древнерусской государственности происходило постепенно и заняло не менее 100 лет. Варяги отнюдь не ставили цель объединить восточно-славянские племена, хотя их действия во многом этому способствовали. Ими двигали совершенно другие мотивы, а именно разбой, торговля (в том числе, и работорговля) и наёмничество. Скандинавов манили прославленные в народном эпосе цивилизации ближнего востока (Византийской Империи и Арабскому Халифату), с которыми можно было торговать, и которых можно было время от времени грабить. Но путь к грекам и арабам им преграждали восточно-славянские племена, с которыми ещё предстояло договориться.
Откуда родом Рюрик? Лекция Константина Аверьянова с обзором гипотез о происхождении Рюрика и Руси. Обосновывается происхождение Рюрика из варяжского поселения в Прибалтике близ нынешней Лиепаи, в районе контактов скандинавов и славян.
Экспансия норманнов на будущей Руси
Согласно норманнской реконструкции событий, в конце VIII-первой половине IX века норманны постепенно проникают на Ладогу и земли близ будущего Новгорода и со временем неизбежно вступают в конфликт с местным населением, коими являлись словене, кривичи, а также финно-угорскими племенами меря и чудь. По-видимому, в военном плане норманны были подготовлены лучше аборигенов, поскольку война и грабёж для них были образом жизни. После периода войн (что отразилось в «Легенде о призвании…» как изгнание варяг «за море») племенам все же удаётся поладить, между ними заключается устный договор — «ряд», по которому покорённые норманнами племена обязуются платить дань взамен на поддержание мира («дань мира деля»).
Нам неизвестны детали этого договора, но есть веские основания полагать, что отношения между варягами и славянами-балто-финскими племенами могли носить взаимовыгодный характер. Другими словами, приход варягов не был простым завоеванием и узурпацией власти. По-видимому, именно взаимоотношения варягов и славян запустили процесс формирования древнерусской государственности.
Скандинавия в это время была малозаселённой областью. К тому же подобные истории о приглашении «князей» существуют и в историях западно-европейских народов, причём «приглашённые» всегда были из Скандинавии, что достаточно странно само по себе. Примечательно, что новые сторонники этой теории постоянно увеличивали численность варягов. Советский и российский учёный Лев Самуилович Клейн писал о 13 % скандинавов от всего населения Руси, что, согласно подсчёту историка Вячеслава Фомина, должно составить полмиллиона человек.
По Норманнской теории, в начале X века скандинавы составляли значительную часть правящей элиты зарождающегося Древнерусского государства, оставаясь при этом в подавляющем меньшинстве по сравнению с остальным населением. Постоянная жизнь в окружении славян не могла пройти для них даром, и уже через несколько десятилетий скандинавы просто растворились в среде окружающих их народов, позабыли родной язык, восприняли славянскую культуру и религию. И если имена первых правителей из династии Рюриковичей (Олег, Ольга, Игорь) имели явное скандинавское происхождение, то, начиная со Святослава, имена русских князей были либо славянскими, либо греческими. Отсюда следует, что варяги могли оказывать значимое влияние на развитие Древней Руси лишь в первые десятилетия её существования. В память о том непродолжительном периоде истории России остались немногочисленные заимствования в русском языке (кнут, якорь). Столь стремительная ассимиляция норманнов не является чем-то странным. Например, норманны, во главе с Вильгельмом Завоевателем покорившие Британию в 1066 году, разговаривали уже не на древнескандинавском, а на старофранцузском.
Не исключено, что и само слово «русь» имеет скандинавское происхождение. По этой версии, слово русь происходит от скандинавского *roþs- (þ произносилось как английское th), которое обозначало дружины гребцов. В некоторых местах ПВЛ слово русь имеет близкое значение: оно обозначает княжескую дружину. Получается, что поначалу слово русь могло быть именем нарицательным и лишь к концу X века оно постепенно обретает новое значение, как территория очень молодого, но стремительно развивающегося Древнерусского государства. Хотя эта гипотеза получила широкое распространение среди лингвистов и филологов и в настоящее время считается наиболее обоснованной, в научной литературе есть и иные точки зрения, по которым слово «русь» может иметь индоиранское (археолог В. В. Седов предложил аланскую этимологию, а лингвист О. Н. Трубачёв — синдо-меотскую) или исконно славянское происхождение.
Западно-Славянская теория
В XIX веке высказывались точки зрения, что Рюрик и варяги являются вовсе не норманнами, а западными славянами. При этом имя Рюрик выводилось из славянского рарог, а варяги ассоциировались с ваграми…
Ведущий представитель научного направления «ДНК-генеалогия», доктор химических наук, профессор МГУ и приглашённый профессор Гарвардского университета Анатолий Клёсов провёл исследование, в ходе которого выяснил, что две трети Рюриковичей — это южнобалтийские славяне (гаплогруппа N). У остальных оказалась хромосомная гаплогруппа R1a, которая распространена у населения Центральной и Восточной Европы. У Рюриковичей был общий предок. Следа скандинавов в высшем дворянстве и среди широких масс населения не нашли, из чего он сделал вывод, что Рюрик — не варяг, а славянин — полабский славянин или прибалтийский, но — славянин. Наличие двух галогрупп у Рюриковичей он попытался объяснить возможной изменой мужу жены Владимира Мономаха. Несмотря на то, что, вероятно, Рюрик был славянином, его социальный статус и род занятий неизвестны.
Работы Клёсова были встречены жёсткой критикой со стороны научного сообщества. В частности, генетик Балановский заметил, что гаплогруппа N отнюдь не является южнобалтийской, она также распространена в Финляндии и Скандинавии, так что её наличие у Рюриковичей не противоречит норманнским корням династии Рюриковичей. Вообще, как заметил Игорь Данилевский, Рюрик был легендарной личностью, и вести полемику о его этнической принадлежности — путь, тупиковый изначально. Наконец, не генетика определяет народы, а культура и национальное самосознание. Поэтому невозможно, выделив ДНК человека, определить его национальность со стопроцентной уверенностью.
Ряд подходов указывает, что Рюрик может быть Рагнаром Лодброком, что в свою очередь подтверждает тождество готов и славян.
Правление
Рюрик. Фрагмент картины Ильи Глазунова
Хотя Рюрик и считается первым правителем Руси, не следует забывать, что это легендарная личность, и летописные сведения о его деяниях основаны на устном предании, которые были записаны лишь спустя полтора столетия после его смерти. Понятно, что за это время они могли сильно исказиться, но других источников у летописцев XI века просто не могло быть. Ещё меньше доверия к летописным датам эпохи Рюрика. Многие филологи склоняются к тому, что в первоначальном варианте текста, повествующего о правлении первого князя, никаких дат не было. Они были приписаны задним числом, возможно, в 90-х годах XI века во время составления Начального свода Поэтому, рассуждая о «правлении Рюрика», правильнее говорить не столько о личности первого князя, сколько о самом временном отрезке, занимающим важное место в истории России.
Начало государственности и основание надплеменного органа власти
Тем не менее, изучение этого периода очень важно для понимания исторического пути России. Ведь именно в этот период начинает зарождаться древнерусская государственность, появляются первые крупные (по меркам тех времён) города. Всего за полтора века народы этих земель проходят путь от небольшого племенного союза из неоткуда до крупнейшего и весьма сильного и влиятельного государства Европы — Киевской Руси. И истоки этого поистине грандиозного процесса следует примерно в этом временном отрезке. Конечно, отсюда ещё не следует, что до этого времени на территории будущей Руси царил полнейший вакуум. Конечно, нет. Здесь проживали многочисленные славянские и финно-угорские племена с собственной культурой, религией, ремеслом и вечевой системой управления. Однако между ними не было единства. Собственно, конец племенного периода и становление более высоких, надплеменных систем власти и стало началом древнерусской государственности.
Первая осада Константинополя
В это же время происходят первые засвидетельствованные неудачные походы Руси на Византию, когда русские флотилии появляются под стенами Царьграда, известные по сообщениям патриарха Фотия и древнерусским летописям. И хотя росы, описанные у Патриарха Фотия, скорее всего, ещё не были славянами, а относились к скандинавам (сторонники теории Русского Каганата считают, что росы могли иметь иранское происхождение), именно этот исторический эпизод древнерусские летописцы выбирают за начало отсчёта русской истории.
Плюсы и минусы
Достижения и успехи
- Основал Древнерусское государство и род Рюриковичей, которые правили русскими землями более 700 лет.
- По летописи, прибыл для прекращения раздоров и установления порядка в северорусских землях («призвание варягов» 862 г.). Взял под контроль племена ильменских словен (Новгород), северных кривичей (Изборск и Полоцк), чудь (к северу от Изборска), мерю (Ростов), весь (Белооозеро) и мурому (Муром). Также управлял варягами в городе Ладога.
Рюрик. Портрет неизвестного автора
- Взял под контроль северную часть Волжского торгового пути («путь из варяг в арабы») — одну из двух важнейших экономических осей Древнерусского государства наряду с Днепровским «путём из варяг в греки».
- Возможно, основал Новгород в 864 г. (точнее, укреплённое поселение, ныне известное как Рюриково Городище в 2 км от современного Новгорода, образовавшегося несколько позже путём слияния отдельных торговых поселений в этом районе).
Ошибки и неудачи
- Летописи говорят о мирном характере призвания варягов, однако как в действительности обстояло дело, доподлинно неизвестно — возможно, славянские и финские племена были попросту завоёваны. Иоакимовская летопись (считается сомнительным источником позднего происхождения) сообщает о восстании некоего Вадима Храброго в Новгороде, которое Рюрику пришлось подавлять.
- По летописной версии, Рюрик выслал дружинников Аскольда и Дира на юг, где те завоевали Киев, однако отложились от Рюрика и сами стали князьями. Это можно считать первым расколом русского государства. С другой стороны, уже при преемнике Рюрика, князе Олеге, Киев был присоединён к государству Рюрика, и по всей вероятности, подданные и дружинники Аскольда и Дира, убитых Олегом, быстро перешли в подданство Рюриковичей.
Крупные проекты
Основная статья: Крупные российские проекты (Рюрик I, 862-879)
Память
- Броненосный крейсер «Рюрик» (введён в строй в 1895 году).
- Броненосный крейсер «Рюрик» (введён в строй в 1909 году).
Литература
Примечания
- Летописное имя.
- Нумерованное имя. Отличает Рюрика I Новгородского — основателя династии Рюриковичей от Рюрика II Ростиславича, который 7 раз был Киевским князем (в 1173, 1180—1181, 1194—1201, 1203—1204, 1205—1206, 1206—1207, 1207—1210).
- Об этом говорят данные археологии: многочисленные захоронения скандинавов, предметы скандинавского быта и т. п. Не без участия скандинавов рождаются первые городища: Рюриково Городище, Изборск, Белоозеро, Ладога (см. также Крупные российские проекты (Рюрик I, 862-879)).
- Начальный свод — условное название утраченного летописного свода, составленного, предположительно, в 90-х годах XI века. Лёг в основу Повести временных лет и Новгородской первой летописи. Хотя оригинал НС не дошёл до нас, его текст восстанавливается на основе анализа летописей.
Ссылки
- Рюрик в Большой Российской Энциклопедии
- Рюрик — статья в Циклопедии
![]() |
|||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
![]() |
|||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» О ПРИЗВАНИИ ВАРЯГОВ
И изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали: «Поищем сами себе князя, который бы владел нами и рядил по ряду и по закону». Пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные — норманны и англы, а еще иные готы — вот так и эти. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли прежде всего к славянам. И поставили город Ладогу. И сел старший, Рюрик, в Ладоге, а другой — Синеус, — на Белом озере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Через два года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик и пришел к Ильменю, и поставил город над Волховом, и назвал его Новгород, и сел тут княжить, и стал раздавать мужам своим волости и города ставить — тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах — находники, а коренные жители в Новгороде — славяне, в Полоцке — кривичи, в Ростове — меря, в Белоозере — весь, в Муроме — мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик.
Повесть Временных лет (пер. О.В. Творогова)
БРАТЬЯ-СЛОВА
Историки давно обратили внимание на анекдотичность «братьев» Рюрика, который сам, впрочем, являлся историческим лицом, а «братья» оказались русским переводом шведских слов. О Рюрике сказано, что он пришел «с роды своими» («sine use» — «своими родичами» — Синеус) и верной дружиной («tru war» — «верной дружиной» — Трувор).
«Синеус» — sine bus — «свой род».
«Трувор» — thru waring — «верная дружина».
Другими словами, в летопись попал пересказ какого-то скандинавского сказания о деятельности Рюрика (автор летописи, новгородец, плохо знавший шведский, принял упоминание в устной саге традиционного окружения конунга за имена его братьев.
«СЕВЕРНЫЙ ЛЕГЕНДАРНЫЙ ЭПИЗОД»
Русские ученые XVIII и XIX вв. обычно относились с полным доверием к Сказанию о призвании варягов. Они спорили лишь по вопросу об этнической принадлежности пришельцев, не сомневаясь в самой реальности сообщаемых летописью под 862 г. событий. Постепенно, однако, складывается мнение, что в рассказе о призвании запечатлено и многое из действительности начала XII в., когда создавалась летопись. Так, Н. И. Костомаров на диспуте с М. П. Погодиным 19 марта 1860 г. о начале Руси говорил: «Наша летопись составлена уже в XII веке и, сообщая известия о прежних событиях, летописец употреблял слова и выражения, господствовавшие в его время». О влиянии новгородских порядков поздней поры при создании легенды писал Д. И. Иловайский. Но настоящий перелом здесь наступил благодаря работам А. А. Шахматова, который показал, что Сказание о призвании варягов это — поздняя вставка, скомбинированная способом искусственного соединения нескольких северорусских преданий, подвергнутых глубокой переработке летописцами. Шахматов увидел преобладание в нем домыслов над мотивами местных преданий о Рюрике в Ладоге, Труворе в Изборске, Синеусе на Белоозере и обнаружил литературное происхождение записи под 862 г., явившейся плодом творчества киевских летописцев второй половины XI — начала XII века.
После исследований Шахматова в области истории русского летописания ученые стали значительно осторожнее относиться к летописным известиям о происшествиях IX века. Не обошлось, впрочем, и без крайностей. В. А. Пархоменко, например, призывал «совершенно скептически» отнестись «к летописному повествованию о призвании на княжение Рюрика» и не придавать этому «северному легендарному эпизоду» серьезного научного значения.
И.Я. Фроянов. Исторические реалии в летописном сказании о призвании варягов. Вопросы истории. 1991, № 6
«РЕПОРТ» ЛОМОНОСОВА
(на диссертацию академика Миллера о происхождении российского народа)
Варягов не почитает господин Миллер за народ славенский, однако, что они происходили от роксолян, народа славенского, и прошли с готфами, славянами ж, от Черного моря к берегам Балтийским, что говорили языком славенским, несколько от соединения со старыми германцами испорченным, и что Рурик с братьями был сродственник князям славенским6 и для того в Россию призван на владение, сие все из самой сей диссертации заключить, а из других оснований весьма довольно доказать можно.
Имя российское почитает господин Миллер за новое, которое началось при Рурике, а сие из того заключает, что об нем иностранные не знали; но как из того заключить, что варяги сами себя русью не называли? Германцы дивно себя называют дейчен, хотя их ни русские, ни французы тем именем и поныне не пишут; так и варяги, происходя от роксолян, всегда себя русью называли, хотя другие народы их инако именовали, и самые слова Несторовы показывают, что варяги назывались русью, а по ним и новогородские славяне и прочие назвались русью. Но едва можно чуднее что представить, как то, что господин Миллер думает, якобы чухонцы варягам и славянам имя дали.
Репорт в Канцелярию Академии Наук 16 сентября 1749 г.
ЦАРЬ ЕДЕТ! ПРАЗДНОВАНИЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ РОССИИ В НОВГОРОДЕ
Первоначально днем для торжеств тысячелетия России было выбрано 26 августа 1862 г. — дата, знаменательная восшествием на престол императора Александра II и пятидесятилетним юбилеем Бородинского сражения. Одна она была заменена не менее символической датой 8 сентября, ознаменованной победой на Куликовом поле, днем рождения наследника, цесаревича Николая Александровича, и совпавшая в год празднования с Рождеством Богородицы, заступницы и покровительницы России. Такой выбор позволял неразрывно соединить воедино религиозные и державные основания торжества с царствующей семьей…
Торжественность момента встречи парохода с августейшим семейством подчеркивалась яркими декорациями — у обитой красным сукном длинной, до фарватера, пристани были установлены украшенные цветами арки, искусно сделанные из дерева, зелени и даже из соломы, разноцветные флаги и штандарты развивались на высоких древках. На берегу размещались встречающие. Справа от пристани вытянулась шпалера гвардии под командованием вел. кн. Николая Николаевича. «Сельские старшины и головы выстроены у ворот. Петербургский городовой ровняет их в шеренгу и велит поправить вихры. «Да ты бороду-то, мочалку-то свою расчеши», — муштрует он старшин», — как не без ехидства заметил наблюдательный корреспондент «Северной пчелы». Вдоль берега расположились представители «всякого люда», многие из которых уже неделю жили здесь и питались принесенными с собой сухарями…
Всеобщий восторг, вылившийся в громогласное «ура», подхваченное народом, «покрывавшим оба берега Волхова, стены Кремля и Софийскую звонницу», стал откликом на прозвучавшее: «Царь едет!»
Антощенко А.В. Празднование тысячелетия России
С НАЗВАНЬЕМ КРАТКИМ «РУСЬ»
Один из традиционно дискуссионных вопросов ранней истории Руси — вопрос о роли в возникновении русской государственности скандинавов, именовавшихся в то время в Западной Европе норманнами («северными людьми»), а на Руси — варягами. В византийских, западноевропейских и восточных источниках содержится ряд упоминаний «Руси» в IX в., но в них не названо ни одного имеющего к ней отношения населенного пункта или личного имени. В силу этого достаточно поставить под сомнение сведения о Рюрике, Аскольде и Дире, приходе в Киев Олега и Игоря, что содержатся в Начальном своде конца XI в. и «Повести временных лет» начала XII в. (а основания для сомнений очень серьезные, поскольку эти известия явно записаны на основе устных преданий, а летописная хронология раннего периода несомненно сконструирована сводчиками с опорой на хронологию византийских хроник), как возникает широкое поле для суждений о том, где располагалась в это время Русь, кто и когда ее возглавлял. Лишь комплексный подход к имеющимся письменным данным с учетом археологических свидетельств позволяет очертить схему развития событий (все равно во многом гипотетическую).
Не вызывает серьезных сомнений, что в течение IX столетия скандинавы, у которых в это время развернулось т. н. «движение викингов» — экспансия, затронувшая в той или иной мере почти все регионы Европы, проникали на север Восточноевропейской равнины и здесь вступили в соприкосновение со славянами, осваивавшими эту территорию. В середине или третьей четверти IX в. во главе общности ильменских словен оказался предводитель викингов, по летописи известный под именем Рюрик. По наиболее вероятной версии, это был известный датский конунг Рёрик Ютландский (или Фрисландский). Его вокняжение было, скорее всего, связано с желанием местной знати иметь в лице располагавшего сильной дружиной правителя противовес шведским викингам, пытавшимся привести Поволховье и Приильменье в данническую зависимость. Возможно, выбор именно Рёрика был обусловлен тем, что часть ильменских словен являлась переселенцами из славян-ободритов, живших на нижней Эльбе по соседству с Ютландским полуостровом и хорошо знакомых с Рёриком. Рёрик долгое время владел в качестве вассала франкского короля городом Дорестад в устье Рейна; он и его люди были, таким образом, не малознакомой с цивилизацией группировкой из внутренних районов Скандинавии, а воинами, успевшими хорошо познакомиться с развитой, по меркам того времени, франкской государственностью. Резиденцией Рюрика стал Новгород (в то время, скорее всего, так называлась крепость в 2 км от позднейшего города, т. н. Рюриково Городище).
Продолжающиеся в течение уже двух с половиной столетий споры о происхождении термина русь сводятся по сути к вопросу — являются ли сведения «Повести временных лет» о привнесении этого названия в Восточную Европу скандинавами достоверными. Если отбросить малоубедительные и прямо фантастические гипотезы, то останутся две версии, подкрепленные более или менее вероятными лингвистическими соображениями. Согласно одной (условно говоря, «северной»), термин русь восходит к скандинавскому глаголу, означающему «грести»: предполагается, что словом, образованным от него, именовали себя дружины викингов, приходившие в Восточную Европу на гребных судах. По другой («южной») версии, термин русь происходит от иранского корня со значением «светлый», «белый». Главным доводом в пользу северной гипотезы остается рассказ «Повести временных лет», в пользу южной — существование традиции, согласно которой Русью, помимо всех земель, населенных восточными славянами и находящихся под властью киевских князей, именовалась также территория в Среднем Поднепровье (т. н. «Русская земля в узком смысле»).
Вопрос о происхождении названия государства, хотя и представляет естественный интерес, носит все же частный характер. Куда важнее вопрос о соотношении в процессе государствообразования местных и пришлых элементов и традиций, в данном случае — о роли, которую сыграли в становлении Руси норманны. Не вызывает серьезных сомнений, что скандинавское происхождение имела древнерусская княжеская династия, т. н. «Рюриковичи» (хотя летописная конструкция о том, что преемник Олега на киевском столе Игорь был именно сыном Рюрика, маловероятна по хронологическим соображениям), что выходцы из Скандинавии и их потомки составляли значительную часть дружин русских князей IX–X вв. Сложнее вопрос о воздействии скандинавов на характер и темпы образования государства на Руси. Для утверждения о каком-то заметном ускорении, которое придало норманнское влияние процессу формирования государственности в восточнославянском регионе, сравнение с другими славянскими странами не дает оснований. В сферах социальной и политической наблюдается значительное сходство со славянскими странами. Подчинение рядового населения власти князей и их дружин, данническая эксплуатация, относительно позднее развитие индивидуальной (вотчинной) крупной земельной собственности — все эти черты свойственны не только Руси и Скандинавии, но и западнославянским государствам.
Но одна из черт сложившегося в Восточной Европе государства все же может быть связана в значительной мере с деятельностью норманнов. Это объединение всех восточных славян в одно государственное образование. Ни у южных, ни у западных славян подобного не произошло. Если бы варяжские князья не обосновались в Киеве и не соединили под своей властью Юг и Север Восточной Европы, в Х в., возможно, на Юге существовало бы одно или два славянских государственных образования, а на Севере — одно или несколько полиэтничных (славяне, скандинавы, финны, балты), с верхушкой из норманнов, которая, если бы и шла по пути славянизации, то не столь быстро, как это имело место в реальности.
Горский А. Русь: От славянского Расселения до Московского царства