Неизвестный мастер Оружейной палаты Конец XVII в. Холст, масло, темпера 200 х 57 см (каждая из частей) Поступление: в составе коллекции П.И.Щукина, в 1905 г. Открытое хранение
В искусстве XVII века в убранстве царских жилых помещений и домов знати новшеством стали живописные изображения, выполненные, чаще всего, на темы библейской истории. Они создавались в стилистике современной иконописи как на дереве так и на новом для того времени материале – холсте.
Композиция написана на сюжет притчи о десяти девах, ожидавших прибытия жениха. Пять из них были разумными и пять неразумными. Разумные девы кроме светильников взяли сосуды с маслом. Когда наконец прибыл жених, масло в светильниках неразумных дев почти иссякло, и им пришлось отправиться на его поиски. Жених же вошел с разумными девами на брачный пир. Вернувшись, неразумные девы попросили отворить им дверь, однако жених ответил, что не знает их. Заканчивается притча словами: «Итак, бодрствуйте, потому не знаете ни дня, ни часа, в которые приидет Сын Человеческий».
Подробнее…
Композиция наглядно доносит до зрителя содержание притчи. Изображены лестницы и балконы, ведущие к дверям дома, правая дверь открыта, левая – закрыта. На головах дев, стоящих справа, – венцы, в руках – горящие светильники; слева изображены девы простоволосые, с потухшими светильниками. Перед открытой дверью изображена фигура жениха, указывающего рукой на открытую дверь, в другой руке он держит кувшинчик (с елеем). Под женихом в притче подразумевается сам Христос.
Предполагается, что «Притча» помещалась на створках дверей (на холсте сохранился след от замка). Человеку, открывавшему дверь, предлагалось задуматься о своем духовном состоянии, о том, что и он предстанет в свое время пред дверью в Царство Небесное. Памятники такого рода чрезвычайно редки в музейных собраниях.
Свернуть
Русская народная сказка «Мудрая дева»
Русские народные сказки, прочитанные в детстве, навсегда остаются в памяти человека. Увлекательные истории настолько поглощают внимание детей, что они, сопереживая сказочным персонажам, как бы примеряют происходящие события на себя.
Маленький ребёнок не всегда может самостоятельно сделать правильный вывод и оценить смысл сказочного повествования. А в каждой волшебной истории есть так называемый «намёк», который и является основой произведения.
Сюжет русской народной сказки «Мудрая дева» повествует историю о юноше, оставшемся сиротой. Чтобы парню одному не пропасть, взял его к себе родной дядя. А чтобы сирота без дела не шатался, поручил ему родственник пасти стадо овец.
Вот захотелось однажды взрослому родственнику испытать юношу в деле. Дал он ему хитрое задание с тем, чтобы узнать, как племянник справится с ситуацией в непростой для себя обстановке.
Парню было предложено отвести сотню баранов на городскую ярмарку и продать их. Всё вроде бы ничего, да только домой следовало принести не только барыш от продажи, а и самих баранов вернуть в целости и сохранности.
Такое задание хоть кого заставит призадуматься. А герой сказки и вовсе опечалился и заплакал. На счастье мимо него шла смышлёная девица. Ей и стал жаловаться обиженный племянник на своего дядю, да на его хитроумное задание.
А ведь он в этот момент был неправ. По христианским канонам дядя поступил правильно: не оставил сироту без крова и куска хлеба. Да ещё и работу ему дал. Тут нужно поблагодарить милосердного родственника за участие, а не жаловаться на него.
А то, что дядя решил испытать парня, так и это тоже было неспроста. Видать, у взрослого человека были подозрения, что парень умом не особо блещет. Такому человеку в жизни ему придётся трудно, потому что сам он не сможет принимать самостоятельные решения.
Заподозрив, что недалёкий племянник не смог бы сам разделаться с поручением, дядя познакомился с мудрой девицей. А она и впрямь была мастерица управляться с загадками: и чужую разгадает, и своей хитростью удивит. Недолго думая, старший родственник сосватал умную девушку за своего глупого племянника.
И в этом тоже проявилась заботливость дядьки о сироте, которого он взял под свою опеку. Ведь не зря же в народе говорят: «Выбирай жену не по наряду, а по уму». А глупому юноше только такая жена и нужна была.
Читайте текст русской народной сказки «Мудрая дева» онлайн, бесплатно и без регистрации, крупными буквами.
Часть книги: «Предостережения Нового Завета».
Матфея 25:1-13:
«Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: «вот, жених идет, выходите навстречу ему». Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: «дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут». А мудрые отвечали: «чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе». Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы, и говорят: «Господи! Господи! Отвори нам». Он же сказал им в ответ: «истинно говорю вам: не знаю вас». Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий».
В комментариях Барнса дается определение светильникам, о которых говорится в притче:
«Упоминаемые «светильники», которые использовались во время брачных церемоний, скорее всего, были факелами. Они были сделаны из скрученных вокруг железной или глиняной посуды тряпок, которая была наполнена маслом и крепилась к деревянной рукоятке. Эти факела, чтобы давать свет, периодически окунались в масло». (Выделение добавлено.)
Таким образом, все десять дев имели масло в своих светильниках. Это видно из библейского текста, где говорится, что десять дев, ожидая жениха, вышли навстречу ему. Однако пять неразумных дев не взяли с собой запаса масла. Возможно, они ожидали незамедлительного появления Господа, следовательно, посчитали, что дополнительное масло им не пригодится или же они просто не заботились об этом. Пять разумных дев, наоборот, понимая, что не знают «ни дня, ни часа» в который явится Господь, решили запастись маслом на случай, если их светильники потухнут. Поэтому, они сделали необходимые приготовления. Господь же пришел в полночь, когда Его никто не ожидал. Светильники неразумных дев погасли, а запаса масла у них не было. Они оказались неготовыми в момент пришествия Господа и не смогли попасть на брачный пир. Двери были запертыми, когда неразумные девы подошли к ним, а Господь, вместо того, чтобы отворить им двери, сказал: «Истинно говорю вам: не знаю вас». Иисус Христос рассказал эту притчу, чтобы предостеречь нас, что видно из последнего стиха этой притчи:
«Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа».
Иисус говорил не для широкой аудитории или некоторых фарисеев, а для Своих апостолов и учеников (см. Мф. 24:4). Иными словами, Господь, обращаясь к нам, Его ученикам, говорит: «Будьте бдительными, видя, что произошло с неразумными девами!» Если бы это не относилось к нам или было неважно, храним ли мы свою веру, находясь на лозе, или нет, тогда у Господа не было бы никаких оснований говорить нам: «Итак, бодрствуйте!» Эта притча была бы бесполезной. Однако Господь за два дня до Своего распятия обратился не к широкой аудитории людей, а к Своим ученикам, предостерегая их. Опасно быть найденным «без масла» или не пребывающим в Нем. Это неизбежно повлечет за собой серьезные последствия. Люди, оказавшиеся «без масла», не услышат приветливый голос Господа, наоборот, им будут сказаны те же слова, что и пяти неразумным девам: «Истинно говорю вам: не знаю вас».
Евангелие от Матфея 25:1-13
Ключевой стих 25:4
«Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих».
Сейчас все мы с вами живём в последнее время. Многие из вас, конечно же, зададутся вопросом: «Почему?» Попытаюсь дать вам убедительный ответ. Посмотрите вокруг, что происходит: землетрясения, войны, извержения вулкана, торнадо, голод, проблема экологии, мировой кризис. Приближается новое небо и земля, которое Бог обещал. Как же нам жить в это последнее время? Никто об этом не говорит, и даже в книгах вы это не прочтёте, ни в газетах и журналах, не увидите по телевизору, и даже об этом нет в Интернете. Только Библия является единственным источником информации. Сегодняшнее слово – притча о наступлении Царства Божьего. Причём к такой серьезной теме вдруг притча о десяти девах, и к чему здесь приход Царства Божьего, спросите вы? Десять дев это все мы с вами. И сегодняшнее слово даст ответ на вопрос: как нам жить, и как готовиться к Царству Божьему, приходу Иисуса, концу света.
I. Мудрые и неразумные девы (1-4)
Давайте стих 1 прочтем вместе: «Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взявши светильники свои, вышли на встречу жениху». Те, кто ожидает войти в Царство Бога, должны быть чистыми и приготовленными, как невеста. У евреев церемония бракосочетания проводилась только по истечении года помолвки. Жених приходил со множеством своих друзей и родственников. Невеста тоже приглашала своих подруг. Она наряжалась и украшалась как принцесса, а её подруги – как свита. По обычаю, невеста и её свита должны были выйти на дорогу, играть музыку и танцевать свадебные танцы до тех пор, пока не прибудет жених. В те времена не было хорошего транспортного сообщения, так что жених запросто мог задержаться. Невеста и её спутницы должны были ждать прихода жениха, который мог случиться в любое время.
Давайте рассмотрим стих 1-й подробней. Здесь слово «жених» символизирует – Иисуса Христа! Слово «тогда» – означает время, когда Иисус придет второй раз. «Десять дев» – символизируют церковь и всех верующих в мире. Посмотрите на стих 2-й, давайте прочтем его вместе: «Из них пять было мудрых и пять неразумных». Девы разделяются на мудрых и неразумных. Пять неразумных дев взяли светильники, но не взяли к ним масла. Мудрые же девы, взяли со светильниками своими масла в сосудах. «Масло» в этой притче означает личную веру, и помазание Святого Духа. В Евангелии от пророка Исайи 61:1а, говориться: «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал меня…» Пять мудрых дев были уже полностью готовы ко встречи жениха. Мы видим, что эти девы подготовились заранее, взяв масло в сосуды свои. Они подготовили своё сердце для Иисуса Христа, потому что они хотят встретить жениха в любое время, даже если придётся ждать всю ночь. То, что они подготовили масло в сосуды свои, говорит нам, что у них была личная вера и полнота Святого Духа. Они жили всегда под водительством Святого Духа. Аминь! Неразумные же девы подготовили только светильник свой. Это говорит нам, что они имеют только вид, но не имеют наполнения. Еще мы видим, что эти девы эгоцентричны. Они не готовятся сердцем, не трудятся, ничего не делают, они ленивые и безответственные, поэтому не ждут Христа, и не имеют надежды на Царство Бога, а служат только формально.
Как десять дев разделены на мудрых и неразумных, так и среди христиан, есть истинные и формальные христиане. Пять мудрых дев символизируют истинных христиан, которые получили прощение грехов, новую цель и направление жизни, живут ради Славы Бога, повинуются слову Бога, и всегда бодрствуют, и живут под водительством Святого Духа. В их светильниках всегда есть масло – Божьей любви, масло – веры, масло – Святого Духа. Аминь! Пять неразумных дев символизируют формальных христиан, тех которых интересует только земная и сиюминутная жизнь. Они не живут ради миссии, не заботятся о вечной жизни и Царстве Небесном. Такие христиане имеют вид христиан, но сами служат формально, пред людьми. Их сердце всегда пустое, нет полноты любви, полноты Святого Духа. Они лично не знают Бога и милость спасения, не имеют искреннюю веру.
II. Вот жених пришел (5-9)
Посмотрите стих 5. Жених, почему-то замедлил, и девам пришлось долго его ждать. Поэтому они долго обговаривали наряд невесты, как ей повезло, потом поговорили о семье жениха, потом о последних новостях на районе, и о многом другом. От такой долгой болтовни все девы очень устали, задремали и уснули. То, что все девы уснули, говорит нам, что все мы тленные и бренные люди, которые есть плоть и кровь, и имеем слабости. Но мудрые девы заснули с маслом, то есть с готовностью к приходу жениха – Иисуса, с покаянным сердцем и в полноте Святого Духа. А неразумные заснули без масла, то есть заснули без надежды, без веры, с мыслями о земном и тленном. То, что жених замедлил, говорит нам, что второе пришествие Иисуса будет медленнее, чем думают многие верующие. Поэтому нам надо постоянно бодрствовать и не расслабляться духовно. Аминь! Посмотрите на стих 6, давайте прочитаем его вместе: «Но в полночь раздался крик: вот, жених идёт, выходите на встречу ему». Что мы видим, жених пришёл внезапно. Это говорит нам, что Иисус также прейдет внезапно, когда мы его совсем не ждём. И никто не знает ни дня того ни ночи. В Евангелии от Марка 13:32 говорится: «О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец».
Посмотрите стихи с 7-го по 9-й. Когда сообщили, что жених идет и уже близко, все девушки проснулись и приготовили светильники свои. И неразумные девы обнаружили, что их светильники гаснут из-за недостачи масла. Тогда неразумные девы говорят мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. В чём проблема неразумных дев? В том, что они небыли готовы к приходу жениха – приходу Иисуса. В этом есть и проблема современных христиан. Многие современные христиане живут без веры, и без всемирной миссии. Они живут не по слову, а по своему желанию. Потому что они не родились свыше и у них своя цель и свой план жизни. Они очень похожи на неразумных дев. Трагедия в том, что в наше время большая часть христиан похожа на неразумных дев. Поэтому Иисус предупреждает нас об этом через эту притчу. То, что мудрые не могли дать своего масла неразумным говорит нам, что наша вера – это есть наше личное перед Христом. И поэтому этим никак нельзя поделиться, как бы нам не хотелось.
III. Бодрствуйте (10-13)
Посмотрите стихи 10, 11. Когда мудрые девы сказали: «нет», на предложение поделиться своим маслом, тогда неразумные девы пошли покупать масло. А в это время пришёл жених, и готовые девы вошли с ним на брачный пир, и двери затворились. Прочие девы, вернувшись, начали стучать, и говорили: «Господи! Господи! Отвори нам». Но было уже слишком поздно, двери затворились. Закрытые двери показывают нам, что двери в Царство Божие не всегда открыты, а только в Божье время, и для готовых и верных. Аминь! Так же мы видим, что привилегию участвовать на брачном пире имели только «готовые девы». Готовые – это те, кто очень сильно любят жениха, и готовы ждать его хоть целую вечность. Они отдали своё сердце, время, силы, имущество, чтобы готовиться к приходу жениха и личной встречи с ним. Все люди в мире живут ради земной, мирской, плотской и материальной жизни, а те, кто живут в вере и Духе, их очень мало, и они готовят себя только для жениха. Поэтому такие люди в мире кажутся очень глупыми и несообразительными. Но на самом деле они очень мудрые и духовные, и получили привилегию участвовать на брачном пире. Участвовать на брачном пире – это очень серьезно. Откровение 19:7-9 говорят: «Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых. И сказал мне Ангел: напиши: блаженны званые на брачную вечерю Агнца. И сказал мне: сии суть истинные слова Божии». Аминь.
Слова «блажены званные на брачный пир» – определяют наше местоположения перед Богом, нашу вечную судьбу, что с нами будет: вечная смерть в аду, или вечная жизнь со Христом в Царстве Бога. Участвовать на брачном пире – это самая большая радость и счастье для нас, для каждого истинного христианина.
Посмотрите стихи 12, 13, давайте прочитаем их вместе: «Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который, в который приидет Сын Человеческий». Аминь! Когда прочие девы стали проситься через закрытые двери, и говорить: «Господи! Господи! отвори нам», то жених сказал им: «истинно говорю вам, не знаю вас». Слова жениха «не знаю вас» – это трагический результат неистинной веры дев. И хороший пример для всех формально верующих христиан. Стих 13 говорит: «Итак бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидёт Сын Человеческий». Как же нам унаследовать Царство Бога, знать время и час, и не остаться за закрытыми дверями? Для этого мы не должны быть духовно ленивыми и спящими. Мы должны старательно готовить себя к приходу Иисуса, и духовно бодрствовать. Мы должны иметь истинную и живую веру. И всегда иметь с собой масло – любви, масло – веры, масло – Святого Духа, чтобы быть готовыми к встречи со Христом.
До встречи с Богом я блуждала в темноте греха этого мира. Детство мое было счастливым и радостным до того момента, пока в нашу семью не вошел грех алкоголизма, на который страдал наш отец. И моя жизнь и жизнь моей семьи превратилась в кошмар и ад: отец постоянно пил водку, бил маму и нас с сестрой. В такой атмосфере мы с сестрой росли очень замкнутыми и испуганными детьми. Уже с детства я страдала грехом: ненависти, страха, зависти, фатализма и отчаяния. Моя единственная мечта это быстрее покинуть отчий дом, ужасного отца и всё что связано с ним. После окончания школы я поступила в Одесский Национальный Университет им. И.И. Мечникова. Не получив любви у отца я начала искать её у противоположного пола. Один парень сильно завладел мной и моим сердцем, так, что я уже не могла жить без него, и поэтому мы начали жить с ним вместе. Я стала страшной рабой греха похоти, идолопоклонства. Но, скоро моему парню вся эта, так называемая семейная жизнь, надоела, и он бросил меня, потому что, как сказал, он сам ещё не нагулялся, и слишком молодой для таких серьезных отношений. Многие дни и ночи напролет я рыдала о парне, сходила сума, и хотела покончить жизнь самоубийством. Но Господь своей милостью и вечной любовью спас меня недостойную грешницу от грехов, даровав чудесную и радостную жизнь с Ним. Слава Богу, за Его любовь ко мне! Для чего я должна жить? В чем заключается цель моей жизни? Для чего Иисус дал мне вторую жизнь? Какой была моя жизнь, когда я жила без миссии и без слова Бога?
Но Иисус Христос говорит, чтобы я духовно бодрствовала и боролась за каждую погибающую душу, которую Он поручил мне. Потому что никто не знает ни дня, ни часа в который придет Сын Человеческий. Молюсь, чтобы Господь открыл все ВУЗЫ Одессы для проповедования Его слова. И чтобы моё сердце всегда горело любовью к студентам Одессы и всего мира.
Пять мудрых дев – это те, кто старательно живёт перед Богом. Они хранят веру и сильно борются за неё. Они верны Иисусу до смерти. Они могут выглядеть глупыми, но они мудры в глазах Бога. Они наследуют Царство Бога. Есть вещи, которые можно одолжить, как карандаш, велосипед или проездной. Но есть вещи, которые одолжить невозможно, такие как: любовь, веру, жертвенное сердце, помазание Святого Духа. Поэтому нам нужно хранить личную веру, чтобы быть готовыми к встрече с Богом. Также среди христиан, есть истинные христиане, которые всегда ждут пришествия Христа, и держат надежду на Царство Бога, и формальные христиане, которые живут только временным и земным.
Самое главное для нас, как и для каждого истинного христианина – это второе пришествие Иисуса и Царство Божие! И именно это является нашей самой большой целью, надеждой и конечным результатом жизни. Поэтому мы должны быть всегда готовы и ждать до конца грядущего Господа Бога – Иисуса Христа и его Царства. Аминь!
Ст. 1-13 Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий
Чтобы как можно тверже запечатлеть в сердцах учеников те великие истины, о которых Господь беседовал с ними, Он рассказал им еще две поучительные притчи: о десяти девах и о талантах. «Эти притчи сходны с прежней притчей о рабах верном и неверном, расточавшем имение своего господина. Все эти притчи, хотя и различным образом, направлены к одной цели: чтобы мы старались подавать милостыню и помогать ближнему во всем, в чем только можем, так как иначе нельзя спастись. Но в тех притчах говорится вообще о всяком благодеянии, которое мы должны оказывать ближнему. А в притче о девах говорится, в частности, о денежном подаянии. В той притче осуждается на мучение раб, который бьет товарищей своих, пьет с пьяницами, расточает и губит имение господина своего; а в этой и тот, кто не старается о пользе ближнего и не делает щедрого подаяния бедным от имущества своего» (свт. Иоанн Златоуст). Тогда , в великий судный день, когда Господь внезапно явится обличителем лицемеров и неверующих, тогда Он и самих верующих в Него подвергнет последнему испытанию и, смотря по тому, выдержат ли они это испытание, или нет, Он их примет или отвергнет – уже навсегда. Тогда подобно будет Царство Небесное, Церковь Христова, сущая на земле, десяти девам (в то решительное время с членами Церкви Христовой произойдет то же, что случилось с десятью девами, приглашенными на брачный пир), которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху, т.е. приготовились встречать жениха, который должен был ночью прийти в дом тестя за своей невестой.
Из них пять было мудрых, предусмотрительных, благоразумных, и пять неразумных, непредусмотрительных, безрассудных, незаботливых. Неразумные девы, взяв светильники свои, свои лампады, не взяли с собою масла в запас, чтобы в случае замедления жениха не погасли их лампады; Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то сначала задремали все, а потом и крепко уснули. Они были спокойны, полагая, что у них все готово, чтобы в любую минуту встретить жениха. Но можно себе представить тревогу неразумных дев и их крайнюю безпомощность в ту минуту, когда в полночь раздался с улицы крик сопровождавших жениха гостей и толпы народа, громко приветствовавших жениха: вот, жених идет, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои , которые от нагара уже издавали слабый свет. Благоразумные девы при этом подлили и масло в свои лампады, а у неразумных масла не было в запасе. В крайности своей неразумные девы обращаются к подругам: неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. Но время было слишком кратко, мудрые спешили оправить свои лампады; бедным подругам они дают единственный возможный при подобных обстоятельствах совет: А мудрые отвечали: мы охотно поделились бы с вами, но это невозможно, чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. Неразумным девам ничего более не оставалось делать; без светильников нельзя было выйти навстречу жениху, и они пошли покупать масло. Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые девы, у которых оправленные лампады горели в руках, вошли с ним на брачный пир , брачный пир начался, и двери затворились. Между тем, неразумные девы, напрасно поискав елея, ибо в полночь никто не торгует, возвратились к дверям брачного чертога с мольбой – простить им недостаток елея: после приходят и прочие девы, и говорят , взывая сквозь закрытые двери: Господи! Господи! отвори нам. Они услышали изнутри брачного чертога только приговор о своем отвержении: Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас, не признаю вас своими; так как вас не было в числе подруг моей невесты. Итак, бодрствуйте, – заключил Господь эту притчу, – бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.
Всегда будьте готовы встретить Его, ибо Он придет внезапно – для тех, кто доживет до Его пришествия – со всей славой Страшного Суда Своего, а для тех, кто не доживет в теле до сего дня судного, Он придет внезапно в час смертный, вслед за которым наступит и суд для души… Эта притча, как и все другие, взята Спасителем нашим прямо из жизни и потому должна была произвести особенно сильное впечатление на апостолов. По обычаю восточному жених, после сговора, одетый по праздничному, в сопровождении друзей, отправлялся в дом невесты, которая, также в лучших нарядах, окруженная своими подругами, ожидала его прибытия. Обычно торжество происходило ночью, и потому жениха встречали со светильниками. Затем жених и невеста, со всеми участниками торжества, при шумных ликованиях, с пением и музыкой, шли в дом жениха, где пир обыкновенно продолжался до семи дней. Обычаи на Востоке сохраняются неизменно в продолжение тысячелетий; путешественники рассказывают, что и теперь там совершаются браки с теми же обрядами, как и во времена Христа Спасителя. «При одном браке индусском, где и я был, – говорит один миссионер, – жених посещал свою невесту. В полночь, после того, как его прибытия ожидали часа два или три, возвестили о его приближении словами почти евангельскими: «вот, жених идет, выходите навстречу ему!» Каждый спешил зажечь свой светильник, который держал в руках, и занять свое место в процессии. Многие растеряли свои светильники и некогда было искать их, потому что шествие приближалось к дому невесты. Все общество взошло на крыльцо, убранное и великолепно освещенное, где ожидали их другие родственники и друзья в праздничных одеждах. Жених, несомый своими спутниками, помещен был на великолепном седалище посреди собрания. Через некоторое время все вошли в дом, двери которого были тотчас затворены и их охраняли стражи. Я и другие со мной тщетно просили этих стражей – пустить нас туда. Никогда величественная притча Спасителя не поражала меня более, как в ту минуту, когда затворились двери». Еще ветхозаветные пророки неоднократно пользовались образом брака для выражения тесного единения Бога с народом Израильским. В Новом Завете нередко употребляли тот же образ и Предтеча Христов, и Сам Господь, и святые апостолы. Поэтому в притче под образом брака – Его соединение с верующими в блаженной вечности. «Но почему Господь в этой притче представляет не просто какое-либо лицо, а именно дев? – вопрошает святитель Златоуст и отвечает: – Он превознес девство, когда сказал: «есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит» (Мф. 19:12).
Девство, по природе своей, – великое дело; это видно из того, что как в Ветхом Завете оно не было хранимо даже святыми и великими мужами, так и в Новом не поставлено в необходимый закон. Христос не дал о нем заповеди, а предоставил его произволению слушающих. Поэтому и Павел говорит: «Относительно девства я не имею повеления Господня» (1 Кор. 7:25). Я хвалю того, кто хранит девство, но не принуждаю того, кто не хочет быть девственником, и совет не делаю законом. Итак, поскольку девство есть дело великое, и многие имеют о нем высокое понятие, то чтобы кто, храня его, не предался безпечности, так, как бы уже все исполнил, и чтобы не стал нерадеть о прочем, Иисус Христос приводит эту притчу, которая может убедить в том, что имеющие девство и все другие добродетели, но чуждые дел милосердия, осуждаются вместе с людьми прелюбодейными, и весьма справедливо: одними обладает плотская страсть, другими сребролюбие. Но плотская страсть и сребролюбие не равны между собой в силе; первая сильнее и мучительнее. Поэтому, чем слабее противник, тем непростительнее побежденные им девы. За это-то Иисус Христос и называет их юродивыми; они, совершив большой подвиг, за несовершение меньшего лишились всего». Впрочем, девство в этой притче Христовой означает не одну только чистоту телесную или целомудрие; в смысле духовном под именем девства должно разуметь исповедание чистой веры христианской, как наоборот, – ересь и богоотступничество можно уподобить нарушению девства. В этом смысле девы в притче означают всех, православно верующих во грядущего судить живых и мертвых Господа нашего Иисуса Христа, всех, ожидающих Его пришествия и надеющихся получить жизнь вечную. Но не все православно верующие живут согласно с той верой, какую исповедуют устами: одни живут по заповедям Божиим и являют веру свою в делах добрых: это девы мудрые; другие остаются христианами больше по имени, чем по душе, живут безпечно, если и делают какое добро, то делают его без участия сердца; это девы юродивые, безрассудные. О, как много среди нас таких полухристиан!.. В том-то и опасность для них, что они думают о себе: «Мы не то, что язычники, в Бога неверующие, мы и веруем по-православному, и делаем кое-что доброе: неужели Господь нас отвергнет? Есть много людей похуже нас»… И в своей безпечности они предаются духовной дремоте, забывая, что у неимущего отнимется и то, что он думает иметь, отнимется и та малая частица благодатных даров Божиих, которая, по милосердию Божию, еще не утрачена ими… Их храмина строится на песке; семя слова благодатного падает у них на каменистую почву, и они кончают жизнь в этом духовном нечувствии…
Что же означают светильники и елей в сосудах? Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Светильниками называет Он здесь самый дар девства, чистоту святости, а елеем – человеколюбие, милосердие и помощь бедным». Пока мы живы, пока смерть не похитила нас, возьмем светильники благих дел в свои руки, да исполнится на нас слово Христово: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:16). Если мы, согласно с апостолом Иаковом, назовем веру телом, а дела душой, то в этой притче вера есть светильник, а добрые дела – елей в сосудах. А если, согласно с апостолом Павлом, будем думать, что добрые дела только тогда Богу приятны, когда они одушевлены верой и любовью, тогда дела – светильник, а любовь и вера – елей, питающий его. Блаженный Августин говорит: «У мудрых дев елей истинный – смиренная любовь к Богу; у глупых – неистинный – это людская похвала, которая прекращается с концом жизни человеческой». Жених умедлил: этим Господь прикровенно показывает, что нельзя ожидать Его Второго пришествия в скором времени. Что же означает: «….задремали все и уснули!» «Это не значит, по слову епископа Михаила, что при Втором пришествии Христовом все христиане уснут, т.е. окажутся небодрствующими, безпечными, холодными к вере, а указывает лишь на постоянную обязанность христиан бодрствовать, быть готовыми к сретению Господа, или же сон означает здесь смерть». «Но в полночь раздался крик» . Это вопль, о котором говорит апостол Павел: «при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией» (1 Фес. 4:16), Господь «сойдет с неба», сойдет в сопровождении Ангелов, друзей Небесного Жениха, ведя с Собой невесту – торжествующую Церковь святых Божиих, и ожидая приветствия со стороны Церкви, еще воинствующей на земле. Крик раздался в полночь: Иудеи верили, что Мессия придет внезапно, в полночь, подобно тому, как их предки вышли из Египта в полночный час. Через эту полночь весьма живо изображается внезапность дня Господня, который придет как «тать ночью» . Если изменяют нам собственные наши дела, то ничто не может помочь нам, даже хотя бы и изъявляли на то свое желание. Так и девы ссылаются на невозможность… Это объяснил блаженный Авраам, когда сказал: «между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут..» (Лк. 16:26). «Пойдите лучше к продающим и купите себе». Кто эти продающие? Бедные. Где они? Они здесь, и только теперь можно находить их, а не после. Поэтому не трать напрасно своего имущества на роскошь и для пустой славы, потому что там много для тебя нужно будет елея.
Кто зажигает свечу для другого, тот не истощает света своей свечи; но ничто не может передать другому того, что составляет неотъемлемое достояние его души, не может передать доброты своего сердца, чистоты совести, святости… Мудрые девы не воображают, что у них есть какой-либо избыток, который, как не нужный им самим, они могли бы отдать другим; счастливы они, если их собственные светильники горят так светло, что они могут войти в радость брачного чертога. «Слова: «чтобы не случилось недостатка и у вас и у нас» показывают, что здешние труды наши весьма малы в сравнении с тамошним воздаянием» (преп. Ефрем Сирин). Поэтому ложно учение католиков о каких-то сверхдолжных заслугах святых Божиих. На суде Божием «и… праведник едва спасается» (1 Пет. 4:18). «Юродивые девы пошли купить елея, но не получили никакой пользы: этим Иисус Христос показывает, что хотя бы мы сделались человеколюбивейшими по смерти, это не избавит нас от мучения. Для них безполезно было и самое усердие, потому что они не здесь, но там уже искали продающих. Так и богачу не принесло пользы, когда он сделался так человеколюбив, что стал пещись о сродниках своих. Тот, который проходил мимо лежащего при вратах его, спешит исхитить от геенны тех, которых уже не видит. Но все уже безполезно» (слова свт. Златоуста)… «И двери затворились»… Какие двери? Это – двери, отверстые для приходящих от востока и запада, чтобы возлечь с Авраамом, Исааком и Иаковом, в Царствии Небесном; это та Дверь, которая гласит: «грядущего ко Мне не изжену вон». Теперь она отворена, а тогда будет заперта навсегда. Убийцы приходят, и их допускают, мытари и блудницы приходят, и приняты, и дверь для них не закрывается, ибо Христос прощает всех кающихся. Но что говорит Он затем? «И двери затворились»… Ничье раскаяние, ничья молитва, ничьи вздохи не будут услышаны. Заперта дверь, принявшая Давида после прелюбодеяния и человекоубийства, не только не отвергнувшая Петра после его троекратного отречения, но и даровавшая ему ключи Царствия… Дверь затворена и слышится грозное: «не знаю вас». Я отвергаю вас, ибо вы не хотели знать Меня, Я не приемлю такой любви, которая не соединяется с милосердием к Моим возлюбленным: «отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7:23)… Участь безрассудных дев решена навсегда и двери для них не будут открыты никогда. «Царство Небесное, по выражению блаженного Августина, есть место, куда враг не входит, и откуда друг не исходит». «После многих усилий, – говорит святитель Златоуст, – после великих трудов, после жестокой брани и побед над сильными влечениями природы, девы, со стыдом потупив взоры, отошли с угасшими светильниками… Ничто так не омрачает девства, как недостаток милосердия».
Предостерегая нас от такой участи, Господь говорит: «….бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа». «Видишь, – говорит святитель Златоуст, – как часто Иисус Христос повторяет эти слова, показывая, что неведение смертного часа полезно для нас. Где же теперь те, которые ведут жизнь безпечную и грозят: «Мы при кончине все оставим бедным». Пусть услышат они эти слова и исправятся. Многие, быв похищены внезапной смертью, не успели даже объяснить свою волю родственникам». Безвестен день смерти для каждого, ибо «Тот, Кто обещает кающимся прощение, не обещал согрешающему завтрашнего дня». А потому будем чаще повторять в своем сердце умилительную песнь церковную: «Се, Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща; недостоин же паки, егоже обрящет унывающа: блюди убо, душе моя, да не сном отяготишися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят, еси, Боже, Богородицею помилуй нас!» (Тропарь Великого Понедельника).
Троицкие листки. №801-1050.