Почти целое столетие в России не строились православные храмы. Когда в 1990-е их снова начали возводить – оказалось, что мощная архитектурная традиция фактически разрушена. А главное – нет специалистов, которые владели бы наукой и искусством храмового зодчества. Это сильно сказалось на качестве вновь возведенных культовых сооружений. Что предпринять, чтобы церковная архитектура XXI века не ужасала, а восхищала? Об этом – наш специальный репортаж.
Какими бы путями ни развивалось церковное зодчество в России, путь этот всегда вел к Богу. И только в начале XXI века творческая мысль, похоже, зашла в тупик. И дело не в этих странных сооружениях с крестами, это всего лишь студенческие работы, над которыми, наверное, не раз повздыхают профессора МАРХИ. А дело в общей картине. Два года назад был проведен конкурс «Православный храм XXI века». Из более, чем ста работ – копии древних образцов, еще часть – откровенно неудачные проекты, но были и такие, глядя на которые приходские батюшки подумают, что наступил апокалипсис. Вот почему в МАРХИ срочно решили возрождать забытую профессию – «храмовое зодчество».
«Мы надеемся, что те, кто пройдут эту магистратуру, станут уже новым поколением архитекторов, которые будут по-другому решать эти назревшие задачи. Потому что стройка идет огромная, а в очень большом числе случаев – вообще без архитекторов», – сказал ректор МАРХИ Дмитрий Швидковский.
Теперь эти назревшие проблемы они будут решать, опираясь на 1000-летнюю традицию храмового зодчества, о которой расскажут профессора. Но решать самостоятельно. Каким должен быть православный храм в эпоху небоскребов? Как проектировать для новых спальных районов, а как для древних монастырей, разрушенных в советское время? Выпускник МАРХИ, один из самых известных церковных архитекторов, автор более десятков храмов Андрей Анисимов убежден – как 100 лет назад, с лаконичностью и простотой русского модерна, на котором революция прервала развитие церковного зодчества. Но главное, – говорит Анисимов, уже давно отказывается от всех других заказов, – проектировать нужно с пониманием, что храм – это дом Божий, а не площадка для экспериментов.
«Идеал современного здания: магазин можно переделать в выставочный зал, а его «попилить» на офисы. А в церковном – никакой трансформации быть не может. Вот мы построили один храм раз и навсегда, и он стоять века, и он должен говорить о нашем отношении к Богу в тот момент, когда мы его строили», – отметил Андрей Анисимов.
Самый современный на данный момент храм русской православной церкви – строящийся Собор новомучеников и исповедников в Сретенском монастыре. Коммуникации как в космическом корабле. Резьба для каменного убранства моделируется по древним образцам на компьютере. Уникальная купель, в которую священник сможет зайти, не намочив ноги. Но все это внешнее. А вот главное – идею храма, посвященного мученикам за веру ХХ века, – говорит наместник Сретенского монастыря епископ Тихон Шевкунов, – уловили, к сожалению, далеко не все архитекторы, участвовавшие в конкурсе.
«Кто-то экспериментировал на тему ГУЛАГа – что-то страшно депрессивное. Ужасное. Наверное, это тоже может быть, но это не про нас. Мы не об этом хотели сказать. Мы хотели сказать о победе новомучеников, о победе церкви», – рассказал епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов), наместник Сретенского ставропигиального мужского монастыря.
Именно поэтому Храм новомучеников и исповедников спроектирован в древних традициях Владимиро-Суздальской Руси. Кстати, строится из того же самого белого владимирского известняка. Архитектура подчеркивает преемственность: древние святые и святые ХХ века – это одна церковь. В наше быстро меняющееся время эта мысль особенно греет: что бы ни происходило вокруг, есть место, где время остановилось. Впереди целая вечность.
Новости культуры
В 2011 году в столице РФ стартовала программа «200 храмов». На Дубровке был заложен первый из них, получил название «Кирилла и Мефодия», посвящен памяти жертв террористического акта. Для снижения сроков строительства культовые здания было решено возводить из блок-контейнеров, поскольку деревянные дома неизбежно дают усадку в первый год, а кирпичные постройки сооружаются слишком долго и дорого.
При этом, патриарх Кирилл рекомендовал заменить словосочетание «модульный храм» на «модульная технология строительства храма». Изначально в «Программу 200» заложены не одинаковые архитектурные решения культовых зданий, что гарантирует разнообразие и нормальную интеграцию в окружающую застройку районов Москвы.
Содержание
- Основные эксплуатационные требования
- Характеристики модульных зданий
- Храмовый комплекс из блок контейнеров
- Преимущества храма по модульной технологии
- Часовня на берегу океана
- Бетонная церковь RW Concrete Church
- Современная архитектура церкви в Ливане
- Часовня Святого Креста в Греции
- Греческая православная часовня
- Капелла святой Анны в Аргентине
- Капелла St. Voile в Японии
- Часовня тишины Kamppi в центре Хельсинки
- Волшебное здание часовни в городе Нанкин
- Футуристическая церковь в Австрии
- Через стеклянную стену будет виден уникальный природный ландшафт
- Долой храм-хрущевку, даешь – храм-эксклюзив!
- С заботой о людях
Основные эксплуатационные требования
В обиходе храм чаще называют церковью, для жителей РФ наиболее привычны бревенчатые и кирпичные постройки этого типа с купольными сводами крыши и колокольными башнями. Основными нюансами эксплуатации храма являются:
- кратковременное и длительное пребывание в зале большого количества прихожан во время службы;
- выделение большого количества благовоний и дыма от горящих свечей;
- малоформатное остекление, недостаточная естественная освещенность;
- строгое разграничение внутреннего помещения по целевым зонам;
- круглогодичный, а иногда и круглосуточный режим эксплуатации.
Даже для проживания персонала храма одноэтажные дома из бревна могут оказаться не пригодными в зимний период. Из-за усадки стен и необходимости конопатки венцов невозможно выполнить внутреннюю отделку.
В модульных комплексах оформление интерьеров комнат и экстерьеров фасадов продумано до мелочей, согласовано с заказчиком, и выполнено в заводских условиях без ошибок и недочетов. Планировки соответствуют целевому назначению комнат и отдельных зон внутри них. Вентиляция выполнена по расчетному коэффициенту воздухообмена.
Системы отопления изготовлены из современных материалов. В стены по умолчании заложены слои звукоизоляции, утеплителя, пароизоляционные мембраны и гидроизолирующие пленки.
Характеристики модульных зданий
Наш завод модульных зданий реализует типовые, индивидуальные и экспериментальные проекты. Основными эксплуатационными характеристиками постройки из блок контейнеров являются:
- теплые стены, отсутствие теплопотерь и мостиков холода;
- экономия бюджета строительства и эксплуатации;
- стальной силовой каркас с многократным запасом надежности;
- вариабельность интерьеров и фасадов, архитектурного стиля и целевого назначения;
- отсутствие согласования пристройки, перепланировки и изменения целевого назначения.
Помимо эксплуатационных характеристик модульное здание имеет еще и конструкционно-монтажные свойства:
- габаритные размеры сборочных единиц не превышают норм стандартных грузов, поэтому для их перевозки не нужно оформлять разрешения, и прокладывать маршруты, арендовать кортежи;
- посадочные поверхности подогнаны на заводе;
- при сборке используется ручной и аккумуляторный инструмент, поэтому возможен монтаж под ключ на не электрифицированном объекте.
Даже в сравнении с щитовыми и СИП домами, крупнопанельным домостроением КПД и прочим технологиями, модульный метод выигрывает по качеству сборки, технологичности, экономии средств и времени сдачи под ключ.
Храмовый комплекс из блок контейнеров
Строительство православных храмов в РФ регламентируется нормативами СП 31-103, ХХХ.1325800 и 118.13330. Стандартом для приходского храмового комплекса считается вместимость минимум 450 человек. Поэтому церковь раньше закладывали в селах с населением от 30 000 человек. В настоящее время храмы вместимостью 450, 900 и 1500 человек возводят на 60, 120 и 200 тысяч населения, соответственно.
Храмовый комплекс состоит из групп зданий и отдельно стоящих построек разного целевого назначения:
- богослужебные – крещальня, колокольня, храм и часовня;
- хозяйственные – склады, гаражи, мастерские, просфорная и церковная лавка;
- благотворительные – трапезная, медпункт, комната матери и ребенка, богадельня;
- просветительские – библиотека, школа воскресная и гимназия;
- служебно-бытовые – жилые здания, гостиница и причтовый дом.
Технология строительства из сборочных единиц 100% заводской готовности идеально подходит для всех типов указанных зданий. Например, в отличие от капитального объекта модульная гостиница монтируется максимум за неделю, готова к немедленной эксплуатации сразу после подключения инженерных систем.
Преимущества храма по модульной технологии
В последние 5 лет административные модульные здания пользуются уверенным спросом. Поэтому появился реальный опыт эксплуатации у построек самого разного целевого назначения. Гарантированными преимуществами церкви по модульной технологии в сравнении с традиционными методами строительства являются:
- срок сдачи в эксплуатацию максимум через два месяца;
- соблюдение регламента санитарных, строительных, пожарных норм и ПУЭ;
- снижение себестоимости квадратного метра;
- быстрое получение разрешения на строительство модульного комплекса;
- мобильность, ремонтопригодность и ликвидность сборочных единиц и здания целиком;
- визуализация проекта для своевременной корректировки интерьеров и планировки.
Чаще всего храм возводится внутри плотной застройки населенного пункта и сформировавшейся инфраструктуры. Модульная технология способна сделать процесс интеграции церкви максимально безболезненным.
На сентябрь месяц в столице уже действуют 39 модульных храмов и 7 церквей из кирпича, дерева вместимостью до 200 человек. Еще для 17 комплексов завершены строительно-монтажные работы и 25 храмов находятся на разных стадиях готовности.
За шесть лет действия программы стало очевидно, что «Проект 200» придется переименовать, а в Новой Москве будет воздвигнуто еще около 150 новых храмов, преимущественно по модульной технологии.
Церковь или храм — это прежде всего здания. И некоторые архитекторы представляют новое и смелое видение современной церкви. Конечно, многие религиозные течения по сей день чтут традиции, сформировавшиеся сотни лет назад, и не приемлют никаких нововведений в строительстве. Но эти архитекторы доказывают, что здание — лишь оболочка, и важно лишь то, что происходит в душе.
Losko Magazine собрал 10 минималистичных строений, которые не только наполняют радостью сердца верующих, но и восхищают величием и стильным дизайном атеистов.
Часовня на берегу океана
Прогуливаясь по берегу океана в курортном районе Бэйдайхэ (Китай), на пути можно встретить маленькую часовню Seashore Chapel, созданную . Интересно, что зайти туда получится только во время отлива, потому что в остальные часы она погружается на несколько сантиметров в воду, напоминая издалека качающуюся на волнах лодку.
Конструкция площадью 270 кв.м. имеет крытое пространство снизу, которое скрывает людей от палящего солнца и служит местом для отдыха. На втором уровне — классический скромный интерьер часовни со множеством скамеек. Здесь царит религиозная атмосфера, но сложно думать о чем-то, когда перед глазами потрясающий вид на океан.
Бетонная церковь RW Concrete Church
Бетонная Церковь расположена в районе Байоллэ (Byeollae) в Сеуле. Автор этого проекта — архитектурное бюро .
Из бетона здесь изготовлено практически всё: фундамент, перекрытия, стены и даже финишная отделка. Этот материал выступает в качестве метафоры крепких религиозных ценностей, которые не меняются веками.
Символ креста зданию помогает придать огромная колокольная башня, для организации которой последние этажи лишили передних стен. В образовавшееся пространство также вписан небольшой, по сравнению со зданием, крест.
Современная архитектура церкви в Ливане
Расположенная в 50 км от Бейрута (Ливан) церковь разработана парижским архитектором (Maroun Lahoud). Перед ним стояла серьезная задача, поскольку церковь должна была содействовать примирению между христианской общиной и этноконфессиональной группой друзов.
После 15-летней гражданской войны в Ливане многие дома были разрушены. И многие сельские жители несли оставшиеся от их жилищ камни для строительства новой церкви. Поэтому, можно сказать, что она стала символом единения народа.
Благодаря крестообразным отверстиям в стенах и большим окнам, в храм поступает много естественного света, который к тому же отражается от белоснежных стен и мраморного пола.
Часовня Святого Креста в Греции
Часовня Святого Креста — это вневременное религиозное здание, которое является связующим элементом прошлого, настоящего и будущего. Оно соединяет в себе тысячелетние традиции и гармонию простоты современной архитектуры.
Создателями уникального проекта являются специалисты из . К сожалению, пока это концепция не воплощена в жизнь: продолжается поиск инвесторов.
Но идея определенно заслуживает внимания. Изготовленная из простых материалов церковь будет расположена в скале на острове Серифос (Греция) с прекрасным видом на Эгейское море. Благодаря застекленному фасаду, на протяжении всего дня церковь заливается солнечным светом, а ночью — служит ярким маяком.
Греческая православная часовня
Компактная часовня в городе Пафос (Кипр) спроектирована (Michail Georgiou). Он вдохновлялся архитектурой местных православных церквей, но в то же время при строительстве использовал инновационные методы и современные материалы.
Эта часовня не обладает внушительными размерами, ее площадь всего 56 кв.м. Именно поэтому она гармонично вписывается в окружающую природу. Этому также способствует крыша с плавным изгибом, как бы повторяющим контуры склона. А максимально большой и открытый вход располагает, приглашая посетителей и туристов зайти внутрь.
Капелла святой Анны в Аргентине
Архитекторы из студии создали капеллу в парке Мисьонес (Аргентина). Сложность заключалось в том, что ежедневно на территории находится много туристов и отдыхающих, поэтому для возведения религиозного здания было выбрано место на небольшой возвышенности.
Для удобного доступа к капелле были изготовлены пандусы, которые ведут к площадке перед зданием. Она также используется в тех случаях, когда на церемонии собирается большое количество верующих. Внутренний интерьер выполнен из натурального дерева, а архитектура продумана до мелочей: вход в часовню расположен так, чтобы случайный турист или прохожий не смог помешать службе.
Капелла St. Voile в Японии
Светлая и невесомая капелла на берегу реки Синано (Японии) создана для венчаний. Проект воплощен архитекторами из студии , по словам которых, белоснежный и чистый интерьер ассоциируется с фатой.
Конструкция высотой почти в 15 метров украшена изящно изогнутыми трубами, которые находятся словно в невесомости и создают особую атмосферу. Капелла с панорамным окном на реку и изысканным интерьером — идеальное место для начала новой жизни супругов.
Часовня тишины Kamppi в центре Хельсинки
Устав от городской суеты, можно обрести покой и немного посидеть в тишине в капелле. Она расположена прямо в центре Хельсинки (Финляндия) и открыта для всех желающих.
Капелла площадью 352 кв.м. спроектирована бюро и построена в 2012 году. Изящный деревянный фасад с отделкой из еловой древесины гармонично вписывается в городской пейзаж, но напоминает, скорее, арт-объект, а не капеллу. Действительно, лютеранская церковь Финляндии благосклонно относится к современной архитектуре. Здесь рады видеть любого, независимо от его вероисповедания и мировоззрения.
Волшебное здание часовни в городе Нанкин
Один из самых выдающихся проектов бюро — волшебное здание часовни для свадебных и религиозных церемоний. Проект носит название Nanjing Wanjing Garden Chapel и находится на берегу реки в городском парке китайского города Нанкин.
За внешней простотой здания кроется множество тщательно продуманных мелочей: сложно сконструированный потолок и деревянные стены с чередующимися балками, которые пропускают свет. Внутреннее убранство удивляет отсутствием цвета: полупрозрачный белый придаёт этому месту особую магию, которая усиливается ночью с подсветкой здания. Чёткость линий, элегантность минимализма и эффект невесомости ещё раз убеждают нас в том, что простота может быть совершенной.
Футуристическая церковь в Австрии
На месте старой ветхой церкви в городе Линц (Австрия) возвели новое религиозное здание. Его внутренне убранство с трудом напоминает церковь: строгая геометрия, минимализм и интерьер, выполненный в авангардистской манере. Линии создают ощущение простора и свободы, чему также способствует и удачное цветовое решение.
Церковь всегда наполнена светом и напоминает многогранный кристалл. Авторы проекта, специалисты из бюро , стремились создать здание, призванное стать не только религиозным, но и светским центром.
Почему некоторые считают, что облик современного храмового сооружения требует обновления
Если за рубежом строить храмы приглашают самых авангардных архитекторов – достаточно вспомнить Капеллу в Роншане знаменитого французского модерниста Ле Корбюзье, Храм Света японского архитектора Тадао Андо, Часовню Брата Клауса швейцарца Петера Цумтора или Кафедральный собор в городе Бразилиа латиноамериканца Оскара Нимейера – то у нас с храмовой архитектурой экспериментировать как-то не принято. Архитектурный код наших религиозных сооружений законсервировался на этапе древнерусских «закомаров» и «кокошников». Но и у нас в последнее время стали случаться прорывы. Один из них – проект православного храма на Верейской улице в Москве, который, похоже, все-таки построят.
Таким будет храм Игнатия Богоносца на Верейской улице
Через стеклянную стену будет виден уникальный природный ландшафт
Новость, появившаяся в Интернете, стала чуть ли не сенсацией: Московская Патриархия одобрила проект храма священномученика Игнатия Богоносца, который планируется к возведению на Верейской улице. Храм сильно отличается от строящихся в последнее время храмовых комплексов. Он более чем лаконичен, в нем нет традиционных росписей, а стена, к которой примыкает алтарь, спроектирована стеклянной – благодаря этому прихожанам будет доступен роскошный вид на природный заказник — долину реки Сетуни.
Обычно алтарь в православном храме отделяется высоким иконостасом, который полностью скрывает пространство, где происходит таинство священнослужения. Здесь алтарная преграда будет низкой, а иконостас – одноуровневым. Такая планировка принята в раннем христианстве, и сегодня, в привычных храмах, почти не применяется.
— Должен сразу отметить, что в России настороженно относятся к современным архитектурным решениям в плане строительства храмов, и то, что этот проект появился, – маленькое чудо, — заметил на днях главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. — Архитекторы сумели сохранить все традиционные для храмового зодчества элементы, добавив новаторские детали.
Храм спроектирован Саидом Джабраиловым из бюро «Архитекторы А.Р.Е.А.Л.» при участии Валерия Лизунова с Анжелы Моисеевой из бюро Archpoint, которые специализируются на общественных пространствах. Инициатором и заказчиком проекта выступил настоятель храма иеромонах Иона.
Храм Игнатия Богоносца при вечернем освещении
— В основе проекта лежит классическая крестово-купольная система. Кровля визуально опускается до земли, храм как будто вырастает из нее. Перекрытие подклета, вертикальные несущие конструкции, наружные лестницы, своды, шатер и барабан будут отлиты из монолитного железобетона. Фасад предполагается обшить стеклофибробетонными плитами, а кровлю и купол — стеклофибробетоном или стеклопластиком. Крест на куполе будет сделан из триплекса с возможностью подсветки – так описывает свой проект автор Саид Джабраилов.
В храме сможет молиться одновременно до 500 прихожан. Его внутренние помещения максимально функциональны – архитекторы постарались сделать все конструктивные части храма одновременно и декоративными. Например, в стенах есть встроенные ниши для икон и выступающие подставки для свечей, над которыми находится оформленная в виде рельефа стены вытяжка. Прообразом для храма на Верейской улице послужила знаменитая Церковь Спаса Преображения на Ильине улице в Великом Новгороде, построенная в XIV веке. В те времена использовалось минимальное количество декоративных элементов.
Храм не Верейской улице. Экстерьер
Долой храм-хрущевку, даешь – храм-эксклюзив!
Между тем, не только архитекторы, но и многие служители церкви сегодня считают, что облик православного храма требует обновления. Не зря Московский патриархат, совместно с Гильдией храмоздателей и Союзом архитекторов России теперь регулярно проводит архитектурные конкурсы на лучший проект современного храмового комплекса. Среди архитектурных решений, представленных на эти конкурсы, есть и очень смелые.
По словам заместителя начальника отдела по строительству православных храмов Финансово-хозяйственного управления Русской православной церкви, протоиерея Андрея Юревича (он и сам в прошлом архитектор, имеющий диплом МАРХИ) сегодня строится много безликих храмов. Их в среде священников называют храмами-хрущевками. Но как из хрущевок нужно переселять людей в более благоустроенное жилье, так и из безликих храмов нужно «переселять» приход в красивые и впечатляющие храмовые сооружения.
Храм должен быть удобным и для священника, и для прихожанина. Очень частая, например, ошибка, когда комплекс строится без притвора — а ведь в современном храме обязательно нужно помещение, где продают свечи, иконы, где располагаются — уж извините за такие бытовые подробности – гардероб и туалетная комната. Кроме того, современный храм должен соответствовать требованиям энергоэффективности – экономить тепло. Укладываться в противопожарные нормы. Как любое здание, он проходит строительную экспертизу.
Появились новые требования и к эстетике здания, предназначенного для отправления религиозного культа. Важным признаком современности теперь считается отсутствие росписи в храме.
Храм на Верейской улице. Внутреннее убранство.
— Считаю, что не стоит забивать храмовые интерьеры декором, — поделился своим мнением председатель правления Гильдии храмоздателей, успешный архитектор, с большим опытом храмостроения Андрей Анисимов. – Во-первых, это дорого. Во-вторых, когда вы приходите в храм, который расписан полностью, это отвлекает от молитвы. Раньше стены покрывали росписью, потому что большая часть населения была неграмотной. И по таким картинкам люди изучали Святое писание. Сейчас в таких иллюстрациях с продолжением, своего рода комиксах, необходимости нет.
— Да ладно бы еще роспись была на достойном уровне, — сетует отец Андрей Юревич. – А то ведь порой самого низкого качества. Так что иногда лучше любоваться идеально белыми стенами и думать о вечном.
Много споров сейчас по поводу того, как нужно располагать алтарь.
Одни по-прежнему считают, что алтарная часть — это сокровенное мест, куда категорически запрещено входить посторонним. Другие придерживаются мнения, что правила должны стать более демократичными: и если уж алтарь по-прежнему закрыт для не-служителей церкви, то его можно хотя бы «приблизить» к верующим.
Сегодня православные архитекторы пришли к тому, что в храме обязательно должно быть отделено место для исповеди. В идеале, это отдельное помещение.
Храм на Верейской улице. Алтарная часть.
— Да, считаю, что здесь уместен опыт католических храмов, — считает Андрей Анисимов. – Но, думаю, времена, когда бабушки жались у стеночки, впопыхах исповедуясь батюшке, наверное, прошли.
Справедливости ради, заметим, к проекту храма на Верейской улице даже сами архитекторы относятся по-разному. Некоторые не считают новаторские идеи, которые здесь применены, лучшим и допустимым решением.
— Современная архитектура не в том, чтобы самовыразиться, или, тем паче, эпатировать кого-то, она в том, чтобы максимально соответствовать изменившимся запросам церкви, — убеждены представители Гильдии храмоздателей, которая активно занимается проектированием храмовых комплексов. — Храму сейчас жизненно необходимы не только ритуальные, но и общественные пространства. И тут – почему бы нет — вполне допустим деликатный эксперимент с архитектурными формами, с условием, конечно, что они укладываются в наши традиции.
С заботой о людях
…Между тем, проект храма на Верейской улице недавно был представлен на международном конкурсе религиозной архитектуры Faith & Form Awards. И победил!
— Мы хотели бы построить современный и комфортный для всех поколений прихожан храм, который при этом будет восходить к традициям псковско-новгородского зодчества, — сказал по итогам конкурса один из авторов проекта Валерий Лизунов (Archpoint) — Внутреннее убранство содержит небольшое количество деталей, но все они — функциональны. Предусмотрены вытяжки, чтобы свечи не коптили помещение, гардероб, чтобы прихожанам не было жарко, и они не складывали куртки в пространстве для молитв. Мы попытались спроектировать храм с заботой о людях, которые будут в нем находиться, — подытожил руководитель бюро Archpoint Валерий Лизунов.
На наш взгляд, авторам это удалось.
( 3 КУЛЬТУРОЛОГИЯ —
УДК 75.052 Б01: 10.15507/2076-2577.010.2018.04.088-097
СОВРЕМЕННАЯ ХРАМОВАЯ АРХИТЕКТУРА И МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ: ВОПРОСЫ СИНТЕЗА
(на примере России и Республики Мордовия)
Климкина Татьяна Викторовна,
соискатель кафедры театрального искусства и народной художественной культуры
ФГБОУ ВО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва» (г. Саранск, РФ), scientificmagazines@gmail.com
Быстрое развитие церковной архитектуры в России в настоящее время ставит множество проблем, связанных с возрождением отечественной школы монументальной культовой живописи. В статье анализируются основные черты развития монументального декора храмовых сооружений в России, подчеркивается значение комплексного подхода к решению архитектурно-художественного ансамбля культовой постройки. Объектом исследования является синтез отечественной культовой архитектуры и монументальной храмовой живописи, предметом — его особенности на современном этапе. Цель — определение основных направлений решения комплексного подхода к храмовой постройке на примере России и Республики Мордовия.
Эмпирическим материалом работы выступают культовая архитектура и монументальная храмовая живопись России, в том числе Республики Мордовия. Исследование базируется на наблюдении и обеспечивается описательным и сравнительным методами анализа. Материалом послужили опубликованные исследования в области церковного искусства России и Республики Мордовия.
Рубеж ХХ-ХХ1 вв. отмечен активной практикой создания современного храмового декора. Чаще всего он подразумевает сложный многоэтапный процесс коллективного творчества, характеризующийся изучением конкретной архитектурной среды постройки, разработкой проекта декора и воплощением решения средствами монументальной живописи.
Рубеж веков представляет собой новый этап развития отечественной культовой архитектуры и монументальной живописи храмового сооружения. Делается вывод, что на рубеже веков ведущей тенденцией развития современной монументальной церковной живописи является освоение художественного опыта прошлого. Акцентируется необходимость достижения синтеза архитектурного решения сооружения и его монументально-декоративного оформления.
Ключевые слова: культовая архитектура; храм; изобразительное искусство; монументальная живопись; реставрация; традиция.
Для цитирования: Климкина Т. В. Современная храмовая архитектура и монументальная живопись: вопросы синтеза (на примере России и Республики Мордовия) // Финно-угорский мир. 2018. № 4. С. 88-97.
Введение
Одной из основных характеристик рубежа ХХ-ХХ1 вв. является изменение отношения государства и общественности к русской религиозной культуре и всем областям религиозного искусства, в том числе к храмовому строительству и монументальной живописи.
В условиях, сложившихся на рубеже ХХ-ХХ1 вв., когда отечественная храмовая архитектура переживала процесс становления, сопровождаемый реставрацией старых и созданием новых храмов, храмовая живопись также проходит этап ста-
новления и формирования дальнейших путей развития. Вопросы создания монументальной церковной живописи (мозаик, фресок, росписей), являющейся одной из важнейших сторон художественного образа храмового сооружения, требуют рассмотрения.
Одной их актуальных идей современности стало представление о том, что, выступая частью архитектурной среды определенного функционального назначения, монументальная храмовая живопись требует индивидуального подхода к каждой
88 ТББМ 2076-2577 (рпй)
© Климкина Т. В., 2018
храмовой постройке. Такое понимание церковного интерьера выдвигает на первый план поиск ответов на определенные вопросы со стороны художников-монументалистов. Создание монументального декора подразумевает сложный многоэтапный процесс коллективного творчества, границы которого определяются изучением архитектурной среды конкретной храмовой постройки, разработкой проекта монументальной живописи храмового сооружения и воплощением этого решения средствами монументальной живописи. Таким образом, в контексте стоящих перед живописью задач одной из важных является достижение целостного подхода к живописной организации внутреннего пространства храмовой постройки.
Сложившиеся в конце XX — начале XXI в. тенденции в области религиозной культуры и искусства определяют постоянно возрастающий интерес к решению вопросов становления и развития монументальной храмовой живописи.
Материалы и методы
Монументальная храмовая живопись призвана формировать архитектурно-пространственную среду постройки, выполняющей функции культового сооружения. Сегодня перед современными художниками, осуществляющими создание монументального декора храмовой архитектуры, стоит задача комплексного подхода к объемно-планировочному решению и живописному декору храмового сооружения. Ее решение сопровождается анализом накопленного художественного опыта и систематизацией имеющегося материала, а также выявлением наиболее важных черт и тенденций происходящих процессов.
Эмпирическим материалом работы выступает современное церковное искусство: культовая архитектура и монументальная храмовая живопись России, в том числе Республики Мордовия. Теоретико-методологической основой исследования послужила совокупность взглядов ведущих российских ученых и исследователей на актуальные проблемы современного храмового строительства и монументальной храмовой живописи — диссертационные
исследования, монографии ученых, научные статьи. Теоретико-методологическое исследование дополнено результатами наблюдения и обеспечивается описательным и сравнительным методами исследования, что позволяет нам выделить общее в развитии современного отечественного храмового строительства и монументальной живописи в общероссийском масштабе и на локальном уровне.
Проведенное исследование помогло охарактеризовать область монументальной храмовой живописи, особенности ее развития на современном этапе. Как показал анализ собранного материала, одними из актуальных вопросов являются поиск органичного комплексного решения современной отечественной храмовой постройки, свидетельствующий о синтезе архитектуры и монументальной живописи, а также выработка на основе изученного материала направлений решения этой задачи, носящих рекомендательный характер, в частности для храмовой архитектуры Республики Мордовия.
Обзор литературы
Значительный интерес вызывает практика создания монументальной живописи храмового сооружения, в результате чего все содержательные проблемы, связанные с созданием монументального храмового декора оказываются как никогда актуальными. Исследование этой области позволяет говорить о наличии нескольких подходов к созданию живописного убранства храмового сооружения. В современной живописной практике выделяют следующие направления: копирование, стилизацию и ассимиляцию. Практика копирования, которая в основе своей может быть рассмотрена как попытка осмысления и освоения исторического опыта, раскрыта в ряде опубликованных работ П. А. Флоренского, А. В. Андреевой, архимандрита Рафаила (Карелина), Н. Ю. Лаврешкиной .
В этих условиях изучению и осмыслению подвергается современная отечественная храмовая архитектура, характеризующаяся формированием в условиях утраты практических навыков храмового
строительства в советский период. Данные процессы нашли отражение в исследованиях и публикациях А. Н. Федорова, Н. В. Лайтарь . Рассматривая практику современного церковного зодчества, Федоров отмечает реставрацию памятников как вид деятельности в области церковного искусства, занимающий в ней значительное место; автор определяет границы наиболее актуальных практик в области храмовой архитектуры и связанные с ними понятия «консервация», «реконструкция», «анастилоз» и «новодел» .
О неоднозначности и многоплановости проблем, стоящих перед специалистами, говорит масштабность дискуссий, посвященных обсуждению вопросов о том, какими должны быть современный храм и современная монументальная храмовая живопись. Одной из проблем является достижение авторами соответствия художественного решения архитектурного ансамбля и монументального декора храмовой постройки. Задаче комплексного подхода к храмовой постройке и монументальной живописи посвящены публикации А. В. Рудич, С. А. Ржаницыной, Я. Ю. Левченко, касающиеся различных аспектов проблемы .
Изучение характерных черт развития монументальной храмовой живописи, а также обобщение результатов позволяют говорить о новом этапе ее развития. Реставрационная практика и практика создания современной храмовой архитектуры, в основе своей базирующиеся на обращении к исторической традиции, также определяют приоритетное направление отечественной практики монументальной храмовой живописи в России и Республике Мордовия.
Результаты исследования и их обсуждение
Исследование монументального храмового декора позволяет говорить о наличии нескольких подходов к созданию живописного убранства храмовых сооружений. В современной практике встречаются три уровня освоения традиции — копирование, стилизация и практика, получившая название ассимиляции, актуальность ко-
торых подтверждается многочисленными примерами.
Проблемы копирования были глубоко проанализированы в трудах религиозного философа XX в. Флоренского, далекого от того, чтобы воспринимать копирование как механический перенос иконописного изображения с одной живописной плоскости на другую. Флоренский писал: «Если иконник сам не сумел пережить изображаемого им, если сам, побуждаемый подлинником, не прикоснулся к реальности изображаемого, он, будучи добросовестным, старается возможно точно передать на своей копии внешние признаки подлинника, но… не умеет охватить икону как целое и, теряясь среди черточек и мазков, невнятно передает основное. Напротив, если через подлинник ему открылась изображенная на нем духовная реальность и он. увидел ее, тогда. в отношении к живой реальности живого человека появляются собственные углы зрения и отступление от каллиграфической верности подлиннику» . В итоге появляется икона как результат либо механического процесса, либо процесса творческого.
Однако известны более категоричные высказывания по поводу создания произведений, в основе которых лежат принципы копирования. Так, архимандрит Рафаил (Карелин) отмечает: «Копирование — это смерть иконы. Чтобы сделать список, надо внутренне пережить икону, прочесть ее смысловой текст, а затем написать его своим почерком. Копировать -значит, аналитически расчленить икону, а затем механически переносить штрихи и детали с образца на доску или полотно. Но икона не может быть сконструирована из частей и фрагментов. Душа — это единица, монада, а не сумма чисел» .
Тем не менее в настоящее время подготовка современных иконописцев и художников-монументалистов видится через создание более мощной гуманитарной и историко-культурной базы и освоение пласта традиции, способствующих решению актуальных задач современности. Именно в копировании заключается часть процесса создания современного язы-
ка религиозной живописи, в основе своей соединяющего традиционные и современные требования и создающего новое, не противоречащее духовному контексту.
Подчеркивая значение изучения художественного языка канонических образов для современности, Андреева характеризует эту практику как «.. .огромный труд, требующий терпения, настойчивости и усидчивости на пути обучения в веках устоявшимся методам работы, навыкам и приемам древнерусского изобразительного искусства» . В XX в. утверждение копирования как способа создания религиозного произведения через проникновение в язык древней иконы связано с деятельностью иконописца и педагога М. Н. Соколовой (монахини Иулиании), в основу практики обучения иконописи которой положены принципы копирования -наиболее эффективного метода освоения иконописной традиции1.
В современной практике создания монументального декора тема использования методов копирования также представляется актуальной. Примером создания живописи, опирающейся на принципы копирования, является монументальное убранство Александро-Невского храма в с. Марьино-Щербатово Одинцовского района Московской области, созданное группой художников под руководством педагога В. С. Неврова (начало 2000-х гг.). Монументальная живопись Александро-Невского храма демонстрирует яркий пример обращения к живописному убранству Богородице-Рождественского собора Ферапонтова монастыря, созданному иконописцем Дионисием и его сыновьями (1502 г.)2.
Копирование как путь эстетического поиска при создании религиозного произведения сейчас широко распространено, но не является единственной практикой. Стилизация представляет собой следующий уровень усвоения живописного наследия,
основанный на знании традиции и свободном владении художественным языком, при помощи которого эта традиция актуализируется. Как отмечает исследователь Лаврешкина, в настоящее время по отношению к канонической иконописи можно заметить использование принципов более глубокой модернизации, заключающихся в авторской интерпретации исторического памятника или стиля эпохи .
С точки зрения понимания принципов стилизации большой интерес представляет монументальная живопись архимандрита Зинона (Теодора), демонстрирующая пример успешного творческого поиска и свободного владения художественными принципами, в основе которых лежат глубокое знание памятников храмовой живописи и освоение традиции. К таким произведениям иконописца Зинона (Теодора) можно отнести монументальные декорации Никольского собора в г. Вене в Австрии (2006 г.) и храма монастыря Симона Петра в Греции (2008 г.)3. Также примером осуществления живописного убранства, базирующегося на отечественном наследии, является проект декора храма преподобного Иисуса Анзерского в г. Реутове Московской области архитектора Д. А. Римши, созданный художником-монументалистом Т. В. Климкиной (20072008 гг.).
Третьим уровнем обращения к традиции является ассимиляция. Под ассимиляцией подразумевается метод создания произведения, характеризующийся воплощением идеи через восприятие художественных приемов как единого целого, подчиненного определенным стилевым закономерностям. Единство этого целого достигается путем творческой переработки средств художественной выразительности. Ассимиляция выступает наиболее глубоким уровнем освоения традиции, свидетельствующим о его дальнейшем органичном развитии в соответствии с духовными
1 См.: Монахиня Иулиания (М. Н. Соколова). Труд иконописца. Бровары, 2005.
2 См.: Калашников В. Фрески Дионисия в Ферапонтовом монастыре. Москва, 2012; Дионисий в Русском музее. Санкт-Петербург, 2002.
ориентирами эпохи. Таким путем в создании иконописных образов следовали Андрей Рублев и Даниил Черный4. Однако в современную эпоху развитие этого направления при создании религиозной живописи пока не находит продолжения.
Сегодня изучению и осмыслению подвергается область отечественной храмовой архитектуры, представленная церквями, храмами и монастырями, иногда разрушенными и понесшими значительные потери и на протяжении последних двадцати пяти лет возвращенных Церкви, и новыми постройками, отличительной чертой строительства которых является их создание в условиях утраты практических навыков храмового строительства в советский период. В отношении ранее созданных памятников церковного искусства Федоров делает акцент на различии некоторых практик и выявляет понятия «консервация», «реконструкция», «анастилоз» и отдельно — практику полного воссоздания утраченного сооружения, называемую «новодел» .
Консервация ставит своей задачей создание условий для сохранения конкретного архитектурного сооружения в том состоянии, в котором оно существует в настоящее время. В рамках этой практики также ведется работа по полному или частичному освобождению архитектурной постройки от более поздних перестроек и архитектурных напластований.
Реконструкция — практика, также связанная с областью храмовой архитектуры, в результате которой возможны несколько вариантов действий: графическая реконструкция, реконструкция как воссоздание частей здания и реновация. Реконструкция как воссоздание предполагает воспроизведение частей здания в натуре, утраченных или перестроенных в прошлом. Под реновацией понимается приспособление памятника для новых условий в конструктивном и функциональном — частично или полностью — отношениях.
Также в современной практике реставрации выделяется анастилоз — практика
4 См.: Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. Москва, 2000.
восстановления целостного облика руини-рованного памятника архитектуры из сохранившихся фрагментов, как правило, с частичными вставками новых элементов.
Под новоделом — самостоятельным направлением в области современной храмовой архитектуры — понимается создание новых зданий, являющихся копией разрушенных старых построек, возведенных или в архитектурных стилях прошлых эпох, или с отрывом от исторической традиции, сложившейся в храмовом строительстве.
Обозначенные тенденции практической деятельности в области храмовой архитектуры дают возможность определить основные направления создания современной монументальной храмовой живописи. Другими словами, перед художником встает задача либо создания монументальной живописи в реставрированной храмовой архитектуре, либо воплощения живописного убранства во вновь возведенной постройке.
Сегодня подавляющее большинство храмовых сооружений представлено храмами XVШ-XIX вв., дошедшими до наших дней в разном состоянии, часто требующими реставрации, в то время как в целом современная живопись ориентирована на памятники искусства эпохи средневековья. В этих условиях одним их важных является вопрос, насколько система росписи, сложившаяся в эпоху Древней Руси, применима, например, к постройке XIX в. и возможно ли существование такой росписи в постройке XIX в. Таким образом, среди наиболее часто встречающихся проблем современного церковного искусства можно отметить проблему согласования первоначального интерьера храмового сооружения и современных росписей и икон. Именно поэтому некоторые исследователи в числе приоритетных задач современности называют создание единого ансамбля храмового сооружения, в этом случае часто понимаемого как воспроизведение живописного убранства, находившегося в храме до разрушения.
Примером комплексного подхода к церквям и храмам прошлых столетий, в
основе своей опирающегося на решение задачи синтеза храмовой постройки и монументального храмового декора, является практика художников-монументалистов А. В. Проценко, А. Г. Носенко, В. Ф. Страшко и др. Монументальной живописью, базирующейся на изучении и переосмыслении наследия русской классической живописной школы XIX в., является декор кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы в г. Уфе, выполненный художником-монументалистом Страшко (2004-2008 гг.). Другим примером служит и осуществляемое в настоящее время группой художников под руководством Страшко и Про-ценко создание убранства собора святого Александра Невского в г. Симферополе в Республике Крым (начало создания росписей 2016 г.).
Сегодня в числе отечественных храмовых сооружений, создание которых относится к прошедшим векам, еще достаточное количество церквей, требует создания монументального декора. Интересным примером подобного рода является Троицкая церковь в г. Саранске, многократно претерпевшая изменения на протяжении веков (наиболее древняя конструкция относится к 1700-1771 гг.). Последние работы по ее реставрации осуществлялись на рубеже XX-XXI вв. (после передачи этого архитектурного ансамбля Церкви).
Вместе с тем относительно единства стилистического решения архитектурного сооружения и монументального декора культовой постройки существует и другая точка зрения. Она нашла отражение в исследовании Ржаницыной, утверждающей, что в работе изографа «.. .собственно такой задачи, как точное соотношение стилистики письма с общим пространством храма, стоять не может» . Исследователь высказывает идею о том, что новые росписи, созданные современными иконописцами и художниками-монументалистами в интерьерах старинных храмов, могут сосуществовать в едином церковном пространстве и синтезировать стили разных эпох.
В этом случае одной из крайних ситуаций является практика, при которой ху-
дожник создает монументальный декор храмового сооружения, не принимая во внимание традицию, которой соответствует храмовая постройка, в результате чего созданная живопись может входить в конфликт с архитектурой, выполненной в определенном стилевом предпочтении, и даже разрушать храмовое пространство.
Поскольку на протяжении XX в. сотни храмовых построек на территории нашей страны были уничтожены и не подлежат восстановлению, сейчас активно возводятся новые церковные сооружения. В числе примеров храмовой архитектуры, проектирование и строительство которой относится к рубежу XX-XXI вв., можно назвать ряд храмовых сооружений Республики Мордовия.
К таким постройкам относится церковь в честь Архистратига Божьего Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных в пос. Ялга в г. Саранске архитектора С. М. Нежданова (2001-2013 гг.), которая демонстрирует пример обращения к образцам Москвы и Ярославля XV-XVII вв. в преломлении, свойственном архитектуре XIX в.
Следующее сооружение, возведенное в последние десятилетия на территории Республики Мордовия, — церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в пос. Комсомольском Чамзинского района архитектора Нежданова (20002005 гг.). Как пример синтеза архитектурных приемов исторического прошлого и новаторских тенденций она характеризуется присутствием в художественном решении элементов древнерусской архитектуры.
Еще одним примером вновь возведенных храмовых сооружений является храм святого апостола Андрея Первозванного в пос. Атяшево Атяшевского района Республики Мордовия архитектора А. Прончатова (2011-2015 гг.), художественно-архитектурное решение которого в основе своей опирается на традицию средневекового византийского зодчества.
В кафедральном соборе святого праведного воина Феодора Ушакова в г. Саранске архитекторов С. П. Ходнева, В. А. Бро-
довского, Л. Н. Кирдяшова (2002-2006 гг.) соединились архитектурные объемы и художественные элементы, характерные для стиля ампир, получившего развитие во второй четверти XIX в.
К таким постройкам относится и собор Казанской иконы Божьей Матери, построенный в г. Саранске архитекторами В. А. Люпой, С. М. Неждановым, С. Г. Гончаровым, Д. В. Родионовой (2001-2011 гг.), в соединении архитектурных объемов которого очевидно применение в форме синтеза архитектурных форм и мотивов, заимствованных из разных региональных вариантов различных исторических эпох.
Тенденция к возведению новых культовых построек в свою очередь выводит на первый план задачу создания в них декоративного убранства интерьера. В настоящее время практика создания монументальной храмовой живописи во вновь возведенном храмовом сооружении также получила название «новодел».
Все содержательные проблемы, свойственные монументальному декору ранее построенных памятников храмовой архитектуры — церквей и монастырей, часто многократно претерпевших изменения на протяжении веков, сопровождают и монументальную живопись вновь возведенных построек культового характера. Наиболее обсуждаемая проблема вновь построенного архитектурного ансамбля и его монументального декора — создание комплексной организации архитектурной конструкции и монументально-декоративной живописи, т. е. согласование пространства храмового сооружения и современной живописи. Так, подчеркивая приоритетность задачи создания единого ансамбля храмового сооружения, Рудич пишет: «Приоритет в определении стиля церковной живописи связан с архитектурным обликом храма, поскольку целью является создание единого художественного ансамбля» .
В контексте решения этого вопроса стоит отметить, что особенностью современной практики в области храмовой архитектуры выступает процесс, предполагающий в основном обращение к историческому
опыту в области храмовой архитектуры, т. е. создание современного церковного сооружения базируется на изучении и обращении к памятникам архитектуры предыдущих столетий, что также характеризует вновь возведенную храмовую архитектуру Республики Мордовия. В этом случае воплощение монументально-декоративной живописи в храмовом сооружении предполагает обращение к различным этапам истории церковного изобразительного искусства.
Одной из приоритетных задач, стоящих перед монументальным декором храмового сооружения, в основе своей опирающегося на памятники исторического прошлого, является вопрос о личностном начале в произведениях современных авторов, сопряженный с соотношением канонических правил и авторского стиля, освященных многовековой традицией. Проблемы соотношения традиции и новаторства, проявления личностного начала в монументальной храмовой живописи часто поднимаются в исследованиях современных авторов. Так, Левченко на примере деятельности мастерской Кордиса отмечает значение творческого подхода к созданию живописного образа храмового сооружения, имеющего сакральное содержание. Автор считает, что творческий подход в деятельности самих художников — авторов фресок — базируется на подлинно религиозных принципах, определяющих эту деятельность .
Таким образом, вопросы комплексного решения современной храмовой архитектуры и монументальной живописи, характерные для отечественной практики рубежа XX-XXI вв., в полной мере касаются Республики Мордовия, где процесс становления и развития указанных областей протекает достаточно активно.
Заключение
Искусство монументальной живописи — важнейшая часть истории изобразительного искусства, в которой сплелись различные стили и школы, и сложного процесса трансформации общественного мировоззрения на протяжении многовековой практики существования церков-
ного искусства. Таким образом, подводя некоторые итоги сказанному, необходимо отметить следующие моменты.
Рубеж XX-XXI вв. ознаменован наступлением нового этапа в развитии отечественного храмостроительства и идущего с ним в параллели процесса создания монументальной храмовой живописи.
Характерной чертой развития монументальной живописи на современном этапе является обращение к практике копирования как уровню освоения традиции, к стилизаторским тенденциям при отсутствии ассимиляции, что позволяет говорить о переходном этапе, в ходе которого происходит главным образом освоение живописных традиций прошлого. Сверхзадачей при этом служит создание
нового художественного языка в области современной храмовой монументальной живописи.
Актуализация задач, стоящих перед современной храмовой архитектурой, вызвала к жизни поиск решения комплексного подхода к архитектурно-художественному воплощению храмового сооружения и монументального декора церкви или храма. Чаще всего этот поиск подразумевает сложный многоэтапный процесс коллективного творчества, границы которого определяются изучением архитектурной среды конкретной храмовой постройки, разработкой проекта монументальной живописи храмового сооружения и воплощением этого решения средствами монументальной живописи.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Андреева А. В. Исторический аспект традиции и новаторства в современной церковной фреске. Введение имен художников-монументалистов в круг искусствознания // Вестник Московского государственного областного университета. 2012. № 4. С. 123-128.
2. Андреева А. В. Основы копийного мастерства как формы обучения монументальной канонической религиозной живописи // Молодой ученый. 2012. № 8 (43). С. 393397.
3. Андреева А. В. Проблемы канона и новаторства в современной церковной живописи // Вестник Московского государственного областного университета. 2012. № 3. С. 18-23.
4. Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы. Санкт-Петербург: Сатисъ, 1997. 68 с.
5. Лаврешкина Н. Ю. Иконопись Петербурга рубежа XX-XXI веков: автореф. дис. … канд. искусствоведения. Санкт-Петербург. 2007. 24 с.
6. Лайтарь Н. В. Проблема соотношения традиций и новаторства в русском церковном зодчестве (вторая треть XIX — начало XX века) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. № 110. С. 245-250.
7. Лайтарь Н. В. Проблема стиля в современной храмовой архитектуре России // Известия Российского государственного педа-
гогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 36 (77). С. 120-126.
9. Левченко Я. Ю. Проблемы развития современной монументальной живописи православных храмов зарубежных стран на примере деятельности мастерской Г. Кор-диса // Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. № 7. С. 128-135.
11. Рудич А. В. Стилевые особенности росписей русских иконописцев в православных храмах Украины // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2015. № 4 (20). С. 174-189.»
13. Флоренский П. А. Иконостас: избр. тр. по искусству. Москва: АСТ, 2005. 203 с.
По ступила 03.05.2018, опубликована 24.12.2018
MODERN RELIGIOUS ARCHITECTURE AND MONUMENTAL PAINTING: SYNTHESIS
(on the example of Russia and the Republic of Mordovia)
Tatiana V. Klimkina,
PhD student, Department of Theater Art and Folk Art Culture,
Ogarev Mordovia State University
(Saransk, Russia), scientificmagazines@gmail.com
4. Arkhimandrit Rafail (Karelin). About the Language of the Orthodox Icon. Sankt-Peter-burg; 1997. (In Russian)
8. Laitar’ NV. The Contemporary Orthodox Church Architecture in Russia. The Tenden-