Человеческая природа склонна к гармонии. Наверное, это качество человека – один из штрихов образа Божия. Ведь Бог – начало всяческого порядка и совершенства, а отсутствие благодати – причина хаоса. Поэтому человеку свойственно искать гармонию в быту, в отношениях с ближними и с Богом. К этому призывает и апостол: «Вся же благообразно и по чину да бывают» (1 Кор. 14: 40). Идеей гармоничного общения с Богом проникнуто все богослужение Православной Церкви. Церковная служба – самое совершенное произведение мысли человека, освященной Духом Божиим. И зафиксирована эта мысль в виде Типикона, или Церковного устава.
Типикон
Типикон – это попытка дать образец не только совершенного богослужения, но и совершенной монастырской жизни. В нем раскрыты всевозможные бытовые особенности жизни монаха, изредка вспоминаются и миряне. История знает несколько «уставов», авторами которых были разные святые отцы. Русская Православная Церковь сейчас использует Иерусалимский устав, составленный в VI веке преподобным Саввой Освященным. Подобного фундаментального труда, направленного исключительно на жизнь мирян, никогда не было, как никогда не продумывался специальный богослужебный устав для приходских храмов. Богослужение в приходских храмах совершается по монастырскому уставу, но сокращается, по понятным причинам. Может быть, и хорошо, что нет особого, «облегченного» устава для приходов. Ведь в том, как мы служим сейчас, нет никаких причин для гордости, основанной на полном выполнении предписаний Устава. Вот так мы потихоньку подобрались к центральной теме статьи.
Любой священнослужитель обязан исполнять предписания Устава, но в то же время исполнить Устав во всей полноте невозможно даже в монастыре (не говоря уже о приходских храмах). Собственно, Устав являет недостижимый идеал богослужебной жизни. С Церковным уставом Православной Церкви сейчас хорошо знакомы многие люди, как клирики, так и миряне. И в основном я встречаюсь с двумя подходами к предписаниям Устава. Первый, особенно модный в наше время, – это свободомыслие, либерализм на церковной ниве. Многим кажется, что по своему усмотрению можно искажать богослужение, лепить из него что угодно, основываясь лишь на формуле «аще предстоятель изволит». Второй подход – полностью противоположен первому – это «типиконщина», консерватизм, возведенный в абсолют. В этом случае уже теряется конечная цель предписаний Устава – гармоничное общение с Богом в рамках богослужения, и исключительной задачей клирика становится только выполнение законоположений Типикона.
Чтобы нащупать золотую середину, нужно попытаться понять дух установлений Типикона, мотивы святых отцов, которые его составляли. Тогда станет понятно, что есть некие главные моменты, которые оговариваются особо, а есть второстепенные, выбор которых предлагает сам Типикон. Например, глава 6 «О всенощных бдениях» говорит, что в год должно совершаться минимум 68 всенощных бдений (тут же замечу, что всенощное бдение Типикона – это далеко не наша двухчасовая вечерняя служба, а пять-шесть часов молитв). Однако иногда возникает искушение сократить бдение (как мы это делаем сейчас). Поэтому уже в следующей, 7-й главе, читаем: «Да будет известно, что в малых обителях и соборных и приходских храмах в дни воскресные, где всенощных не бывает или настоятель не благословляет совершать их, поется великая вечерня, а также утреня в свое время следующим образом» (С. 38), – и приводится упрощенный порядок богослужения. То есть вместо сокращения всенощного бдения можно провести другие, более краткие уставные богослужения.
Однако в этой статье я хочу затронуть другой важный аспект, который касается поста, хотя на первый взгляд эта связь может показаться надуманной. Я хочу поговорить о времени совершения богослужений.
Время Типикона
В обычные дни Литургия должна начинаться в 9 (или около того) часов утра, чтобы закончиться до полудня. Однако в особые дни время Литургии сдвигается. Зачем? Чтобы понять логику Типикона, нужно оговориться, что пост условно можно разделить на аскетический и евхаристический. Аскетический пост – это постоянное воздержание в многодневные посты. Его суть хорошо раскрывает протоиерей Александр Шмеман: «Аскетический пост состоит в сильном сокращении пищи, так, чтобы постоянное состояние некоторого голода переживалось нами как память о Боге… Этот аскетический пост вместо того, чтобы ослаблять, создает в нас известную легкость, собранность, трезвость, радость и чистоту». Евхаристический пост – полный отказ от пищи и питья перед Причащением.
В период Великого поста усиливается не только аскетический пост, но и евхаристический. И в богослужении это проявляется в первую очередь тем, что Причащение совершается далеко за полдень. И главное великопостное богослужение, которое специально для этого создано, – Литургия Преждеосвященных Даров. В отличие от обычной Литургии на этой службе не освящаются Святые Дары, а используются Дары, уже освященные в предыдущее воскресенье.
Литургия Преждеосвященных Даров начинается с вечерни. Уже одно это показывает, в какое время эта служба должна совершаться. По Уставу время вечерни не оговаривается определенно, но привязывается к заходу солнца и длине службы. По Типикону вечерня начинается в основном с 13 до 17 часов. То есть Причащение в будние дни Великого поста совершается вечером для увеличения времени евхаристического воздержания, для усиления великопостного подвига.
Как это может выглядеть для нас? Человек молитвенно готовится накануне и с утра к Причащению, идет на работу, где, не вкушая еды и не испивая воды, держит память, что сегодня приобщится Святым Тайнам, соединится со Христом. Весь рабочий день: в общении с коллегами, в транспорте, на улице – он живет ожиданием Литургии. И наконец наступает благословенный вечер, где он с «верою и любовию» приступает к тому, чего ждал весь день. Когда мы причащаемся с утра в воскресенье, ночь субботы служит как бы неким буфером, который смывает все ощущения и мысли дня предыдущего, и мы приходим в храм «с чистого листа». Когда же причащаешься вечером – сохранить себя незапятнанным от недостойных мыслей, слов и поступков в течение дня становится настоящим подвигом воздержания.
Сложилась совершенно не уставная практика служения Преждеосвященной Литургии утром – по образцу непостных дней
К сожалению, почти повсеместно сложилась совершенно не уставная практика служения Преждеосвященной Литургии утром – по образцу непостных дней. Богослужение начинается с утра (часов в 8) и заканчивается около полудня. При этом «вычитываются» одно за другим несколько богослужебных последований, которые по Уставу нужно служить в разное время. Правда, если делать, как рекомендует Устав, то придется приходить в храм четыре-пять раз. Тогда каждое богослужение будет длиться час-два. Это не так утомительно и позволяет человеку внимательно молиться. Однако мирянин не имеет возможности приходить в храм четыре раза в день. Поэтому и сложился не совсем верный подход: сгромоздить все в одну кучу и служить. Выход простой: раз у нас не монастырь, то можно опустить часть последований, не заниматься «вычиткой», от которой в голове прихожан начинает звучать лишь одна молитва: «Когда же это все закончится?» Идти за Типиконом – оставлять вечерню с Литургией Преждеосвященных Даров на законное вечернее время. В этом случае причащаться в будние дни Великого поста смогут не только пенсионеры, но и рабочие после завершения трудового дня. В некоторых храмах так и делают. Я с ходу могу назвать несколько мест в Минске и Москве, где практикуют вечерние Литургии. Уверен, что такие храмы есть и в других городах.
Свет Христов просвещает всех — возглас на Литургии Преждеосвященных Даров Мне обычно возражают, что не все в состоянии до вечера не есть и не пить. На это, во-первых, можно заметить словами протоиерея Андрея Ткачева, что Литургия Преждеосвященных Даров – собственно не для немощных и слабых, для таких есть суббота и воскресенье. Во-вторых, как я уже говорил, время вечерни четко не обозначено, и если на приходе большая часть пожилых людей, не обязательно ее начинать в 17:00. Я начинал службу на своем сельском приходе в 3 часа дня – снисходя к немощи моих бабушек, и причащались все (!) прихожане, хоть я никого и не уговаривал, а скорее наоборот. В этом случае Причастие совершается около 5 часов вечера. Особенно мудро поступают настоятели на больших приходах, когда благословляют раз в неделю служить Преждеосвященную Литургию утром, и раз – вечером. Так действительно учитываются желания всех прихожан.
Вечерняя служба с Причащением – это нечто необычайное! Стоит хоть раз побывать на ней, чтобы понять это. Недаром в торжественные дни Устав предписывает совершение именно такого богослужения. Например, в Рождественский сочельник (если он выпадает на будний день) начало вечерни с Литургией святителя Василия Великого – в 1 час дня (С. 366). Заканчивается такая служба около 16–17 часов, в сумерках. На средину храма выносится икона Рождества Христова, и приближение праздника в тот момент чувствуешь совсем по-другому, нежели когда служишь такую Литургию утром. На несколько часов прихожане расходятся домой – подкрепиться и отдохнуть – и вновь собираются в храм на всенощное бдение, которое по Уставу начинается в 4 часа утра. А сразу после бдения – праздничная Литургия. В Крещенский сочельник начинать вечерню с Литургией положено чуть раньше – в 11:00 – из-за того, что служба затягивается освящением воды. После полудня положено совершать Литургию также в Великий четверток и Великую субботу и еще в некоторые дни.
Вообще исключительная продуманность Устава – дело не человеческое, а Божие. Нам порой кажется, что Церковный устав чрезмерно строг. Однако это скорее ложные представления, основанные на выдернутых из контекста цитатах. И это касается не только богослужения, но и других ограничений. Например, уставных ограничений в пище.
Трапеза Типикона
Почти все знают, что в строгие дни поста Типикон предписывает два вида воздержания: совершенный отказ от пищи (например, в первые два дня Великого поста или в Великую пятницу) и сухоядение. Но тут же делает оговорку: «Кто не может выдержать два дня без пищи, да едят хлеб и квас после вечерни во вторник. Так могут поступать и старики» (С. 91). То же и в Великую пятницу: «Следует знать, что мы приняли обычай в Палестине… не есть в этот день распятия. Если же кто сильно ослаблен или стар и не может из-за этого поститься весь день, то после захода солнца такому дается хлеб и вода» (С. 944). Это показывает, что уставные предписания нужно адаптировать для себя. Если у человека сахарный диабет или туберкулез, то два дня без еды могут просто убить его.
Типикон предлагает на трапезу: маслин – «малую питьевую чашечку», изюма – столько же, 6 орехов, 8 штук инжира…
Сухоядение полагается во все будние дни Великого поста (С. 91). Но практически никто не может внятно сказать, что это такое. Сухоядение (оно же – сыроядение) – питание пищей, не прошедшей термическую обработку. Однако использовать эту информацию без примеров сложно. Давайте посмотрим, что Типикон предлагает на трапезу монахам. Итак, примерно в день полагается: маслин – «малую питьевую чашечку», изюма – столько же, 6 орехов (возможно, грецких), 8 штук инжира – около 400 г (С. 103), а также хлеб и воду (С. 100), или квас, или сок с медом. Состав овощей и фруктов, свежие они употребляются или засушенные, – варьируется в зависимости от времени года. Как мы видим, вся эта пища довольно питательна и полезна, что очень важно. Я посчитал, насколько калорийна такая пища. Если принять «малую питьевую чашечку» как стограммовую, то получается всего около 1150 калорий, без учета хлеба и питья. Суточная норма потребления человека – 2000–2500 калорий, в зависимости от физической нагрузки. То есть норма Типикона – половина обычного рациона. В наших широтах самая доступная пища в пост – картошка, каша, квашеная капуста, соленые огурцы, грибы. Начнем с того, что почти вся эта пища проходит термическую обработку – и по-другому у нас не получается. Дальше, даже если съесть по полкило вареной картошки, квашеной капусты, соленых или маринованных огурцов и вареных грибов – получится на 4 кг еды всего 725 калорий – энергии в полтора раза меньше монашеской нормы. Причем наша пища совершенно не так питательна и полезна, как палестинская. Еще следует учесть, что в наших более северных широтах организм человека больше энергии расходует на согревание.
Инжир
Какой же выход? Быть рассудительным во всем. Сейчас пользуются популярностью настенные календари, в которых размечено в соответствии с Уставом, в какие дни положено сухоядение, в какие пища без масла, в какие – с маслом. Однако недостаток масла в Палестине с лихвой восполняется употреблением в пищу маслин. Конечно, я не призываю нарушать уставные предписания, а лишь относиться с пониманием к тому, в каких условиях создавался Типикон и в каких условиях мы с вами живем. В пост нужно и испытывать чувство голода, и вставать из-за стола с бодростью, и пережить слова пророка «колени мои изнемогли от поста» (Пс. 108: 24). Без этого пост – не пост. Однако не нужно забывать о том, что «наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6: 12), что главный бой мы должны давать не желудку, а своей падшей искривленной воле, и телесное воздержание – только средство в этой борьбе. А поэтому нельзя, чтобы тело изнемогало до бессилия.
Мне кажется, боговдохновенность составителей Устава проявилась и в выборе рациона для периода воздержания. Ведь могли бы быть одни каши да бобовые, которые Устав, кстати, тоже упоминает. Или капуста, которую Типикон не считает даже за овощ, презрительно называя ее «зелием» (С. 103), то есть простой зеленью. Но включено в рацион изрядное количество инжира, про который говорят, что это самый полезный плод на планете. Поэтому и нам можно и нужно включать в свой рацион сухофрукты и орехи, пить квас, сладкий чай, компот – для поддержания сил телесных. Как говорят святые отцы, телу нужно давать ровно столько пищи, чтобы оно было в состоянии нести постовые подвиги – молитвы, поклоны, да и наши повседневные труды. Поэтому нужно знать свою собственную меру – чтобы не насыщаться во время трапезы, вставать из-за стола чуть голодным, но чтобы в то же время не подрывать организм неумеренным пощением. Уклонение в ту или другую сторону одинаково вредно.
Итак, братья и сестры, важно не только иметь знание, но и уметь рассудительно им пользоваться. Этому да научит нас всех Христос Бог через молитву, которая есть матерь всем добродетелям.
Послабления поста в еде
Послабления поста для отдельных групп людей существуют для того, чтобы все постящиеся христиане имели силы молиться и трудиться. Уставом церкви запрещается полное прекращение поста или самовольное употребление рыбы в неположенные дни. Послабление поста допускается для больных и людей, кто занят тяжелым трудом.
Меру своего поста каждый человек должен определять вместе со священником, у которого исповедуется. Тот знает образ жизни своего подопечного и может правильно посоветовать, какие послабления возможны в данном случае.
Послабление поста необходимо в тех случаях, если этого требует физическое состояние человека. Для разных людей нужны различные послабления. Меню человека, больного раком желудка, отличается от меню больного диабетом в острой форме. Для больных с заболеваниями в тяжелой форме требуются совсем иные послабления, чем для легко больных.
В исключительных случаях пост все-таки может быть полностью отменен. Но если человек не тяжело болен, допускается только разрешение на употребление растительного масла в будние дни.
Послабление поста допускается также для:
— беременных, рожениц и кормящих грудью;
— людей, находящихся в пути и попавших в экстремальные условия;
— детей;
— престарелых, если старости сопутствуют немощь и слабость;
— тех, кому угрожает болезнь или голодная смерть;
— людей, не имеющих физической возможности добыть постную пищу;
— военнослужащих и участников боевых действий.
При некоторых тяжелых желудочных заболеваниях постящимся разрешается включать в пищу определенные виды запрещенной пищи, необходимой при данной болезни, например молочное питание или мясные бульоны. Но при этом желательно обсудить возможность послабления с духовником.
Военнослужащие, которые являются участниками боевых действий, и беременные женщины освобождаются от соблюдения поста. Некоторым больным дозволяется перенести пост на другие дни, тем самым компенсируя пропущенные дни после выздоровления.
Послабления для всех
Послабление поста предусматривается, если на постный день приходится великий праздник или праздник, включающий в себя полиелейное богослужение. В этом случае пост облегчается на 1 ступень. Календарь постов является подвижным, поэтому обязательно какой-нибудь праздник совпадет с постным днем или выпадет на период многодневного поста. О таком празднике каждый год составляется отдельный устав.
Послабление поста допускается во время нахождения в гостях, но при этом следует соблюдать умеренность.
Следующая глава >>
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком на Litres.ru
Глава 14: О том, что подвижник не должен, даже если телесно болен, давать себе послабления в виде наслаждений и уменьшать свой подвиг; и о том, что надежду на выздоровление следует возлагать не на лекарства, а на Бога, ибо болезни случаются по Божьему промыслу 1. Из жития
Содержание
- О встрече поста
- Послабления для больных и гостей
- Когда больному человеку разрешается не соблюдать пост? Или делаются какие-либо послабления?
- Уроки поста
- Ритуал поста
- 2. ДВА ЗНАЧЕНИЯ ПОСТА
- Послабления поста в еде
- Недели поста
- Книга поста
- Поучение во вторую Неделю Великого поста Значение поста для человека
- Поучение в четвертую Неделю Великого поста Значение поста по отношению к падшим духам
- Поучение в пятую Неделю Великого поста Сочетание поста с милостию и молитвою
- Нарушение поста
- Значение поста
- Послабления для всех
- Что такое Великий Пост?
- Как соблюсти пост, если тебе это кажется слишком сложным?
- Как предотвратить конфликты на работе во время поста?
- Можно ли в пост есть соевые продукты?
- Можно ли в постные дни есть изделия из слоеного теста, покупные пирожки, печенье?
- Можно ли в пост перекусить на скорую руку чипсами или сухариками. Можно ли употреблять их каждый день?
- Можно ли во время поста заниматься спортом и смотреть спортивные передачи?
- Как отмечать праздники на работе во время поста, если члены коллектива не соблюдает пост?
- Когда идешь в гости во время поста или постного дня что делать, если на столе почти нет постных блюд, а хозяйку обидеть не хочется?
- Если во время поста принимаешь гостей, которые пост не соблюдают, пища для них должна быть постной?
- Можно ли жениться (регистрировать брак) во время поста?
- Как поститься беременным?
- Великий пост 2020: даты
- Великий пост: что можно есть
- Великий пост 2020: питание по дням
- Как выходить из Великого поста без вреда для здоровья?
О встрече поста
350. О встрече поста Милость Божия буди с вами! Се начались приготовительные к посту недели и в самом начале Сретение, которое очень знаменательно указывает, что желающие сретить Господа могут достигнуть сего не иначе, как постническими трудами, мытаревым смиренномудрием,
Послабления для больных и гостей
Послабления для больных и гостей В строгом режиме питания монахов послабления для больных и немощных возникают довольно рано. Евагрий, несмотря на свою прежнюю жизнь, «весьма роскошную, утонченную и изнеженную», провел 14 лет в Келлиях, довольствуясь ежедневной литрой
Когда больному человеку разрешается не соблюдать пост? Или делаются какие-либо послабления?
Когда больному человеку разрешается не соблюдать пост? Или делаются какие-либо послабления? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыряИз некоторых соборных постановлений и правил святых отцов определенно следует, что больные иногда могут быть
Уроки поста
Уроки поста Идет Великий пост. Православные тщательно осматривают упаковки продуктов на предмет скоромных ингредиентов, в столовой заказывают двойной гарнир без мяса (и соусом ни в коем случае не поливайте, он мясной!), в гостях расспрашивают хозяев о точном составе
Ритуал поста
Ритуал поста Обряд поста был распространен у многих североамериканских индейских племен, особенно среди алгонкинов. Соблюдать пост в этих племенах должны были даже дети с раннего возраста. Выдержать длинный пост, от 3 до 9 дней, считалось делом почетным; особое внимание
2. ДВА ЗНАЧЕНИЯ ПОСТА
2. ДВА ЗНАЧЕНИЯ ПОСТА Теперь возникает следующий вопрос: если Евхаристия несовместима с постом, то почему же она совершается по субботам и воскресениям Великого Поста, и это не считается «нарушением поста»? Здесь как будто есть противоречие в церковных канонах. В то
Послабления поста в еде
Послабления поста в еде Послабления поста для отдельных групп людей существуют для того, чтобы все постящиеся христиане имели силы молиться и трудиться. Уставом церкви запрещается полное прекращение поста или самовольное употребление рыбы в неположенные дни.
Недели поста
Недели поста ПЕРВАЯ СЕДМИЦА (НЕДЕЛЯ) Проводим следующий цикл молитвенных размышлений:1–й день. День ЕкклесиастаРазмышление о тщете всего земного: человек на вершине славы, многого добился, а умрет, как все, порой — тяжелее. К чему все это было? Одни шли по трупам, другие
Книга поста
Книга поста Глава 702: Достоинство поста. 871 (1894). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пост является щитом, и пусть (постящийся) избегает всего непристойного и не ведёт себя
Поучение во вторую Неделю Великого поста Значение поста для человека
Поучение во вторую Неделю Великого поста Значение поста для человека Внемлите себе, да не отягчают сердца ваша объядением и пиянством .Возлюбленные братия! Душеспасительно нам в дни Святой Четыредесятницы не только удручать тела наши постом, но и беседовать о посте;
Поучение в четвертую Неделю Великого поста Значение поста по отношению к падшим духам
Поучение в четвертую Неделю Великого поста Значение поста по отношению к падшим духам Сей род, — сказал Господь Своим Апостолам о духах злобы, — ничимже может изыти из одержимых ими, токмо молитвою и постом . Вот новая черта поста! Пост приемлется Богом, когда
Поучение в пятую Неделю Великого поста Сочетание поста с милостию и молитвою
Поучение в пятую Неделю Великого поста Сочетание поста с милостию и молитвою Благо, говорил Архангел Рафаил Товитам, молитва с постом милостынею и правдою . Великое благо — такой пост! {стр. 100} Благо он для грешников, как единственная дверь для исшествия из
Нарушение поста
Нарушение поста Нарушением христианского поста считается употребление в пищу продуктов или блюд, не разрешенных церковным уставом. Такая еда называет скоромной.Кроме того, нарушением поста является поспешность в еде, пустые разговоры и шутки за столом во время
Значение поста
Значение поста Сущность поста заключается не только в ограничении употребления пищи и питья, но и в усмирении своей плоти, преодолении чувственных желаний, душевном облегчении и сосредоточении на духовном.Иногда пост является выражением печали. С одной стороны, это
Послабления для всех
Послабления для всех Послабление поста предусматривается, если на постный день приходится великий праздник или праздник, включающий в себя полиелейное богослужение. В этом случае пост облегчается на 1 ступень. Календарь постов является подвижным, поэтому обязательно
16 Январь 2020 г. 13:00:00
Эта статья предназначена в первую очередь для молодых людей далеких от церкви, которые мало знают о Великом посте, его правилах и особенностях. Опросив друзей и знакомых, мы выделили круг интересующих молодых людей вопросов о посте. Мы постарались обобщить ту массу относительно сложных для восприятия обычного человека материалов, которую предлагают нам «специализированные» сайты различных епархий. Ответы на вопросы мы искали на различных православных сайтах и постарались изложили их доступным языком не потеряв сути. Если у вас есть какие-нибудь вопросы на эту тему, пишите нам, мы дополним статью ответами на них.
Что такое Великий Пост?
«Что такое этот Великий пост? Он есть драгоценный дар нам Спасителя нашего, который Сам постился сорок дней и ночей, не ел и не пил, дар поистине драгоценный для всех ищущих спасения, как умертвитель душевных страстей. Словом и примером Своим Господь узаконил его Своим последователям. И с какою любовью, какими божественными благодатными силами служит Господь всем истинно постящимся! Он их посещает, очищает, обновляет, укрепляет в борьбе со страстями… научает всякой добродетели и возводит к совершенству…» — писал о. Иоанн Кронштадтский. Традиция Великого Поста возникла в древней христианской церкви и до настоящего времени сохранилась в основном в Православной Церкви. Великий Пост — это подготовка к Светлому Христову Воскресению путем покаяния, углубления во внутреннюю духовную жизнь, отрешения от ее материальной стороны.
Великий Пост — самый продолжительный из всех многодневных постов. Он начинается за семь недель до Пасхи и состоит из Четыредесятницы — сорока дней — и Страстной седмицы — недели перед самой Пасхой. Первые шесть недель поста до пятницы шестой недели имеют каноническое название «святая четыредесятница». Седьмая, последняя неделя перед Пасхой — Страстная неделя, или Великая, отсюда и название поста. Первые два дня и последний день поста рекомендуется обходиться без пищи, в остальные дни соблюдать умеренность и ограничивать себя в еде.
Календарь Великого поста на 2020 год (со 2 марта по 18 марта)
с 24 февраля по 1 марта — Масленица
1 марта — Прощёное воскресенье
2 марта — Чистый понедельник, первый день Великого поста.
В первый день Великого поста предписывается полное воздержание от пищи.
Во второй день Великого поста по уставу — горячее без масла.
В последующие три дня — сухоядение: хлеб, сырые овощи и фрукты — один раз в день, вечером.
В дальнейшем: понедельник, среда, пятница — сухоядение: хлеб, сырые овощи и фрукты — один раз в день, вечером.
Вторник, четверг — растительная пища без масла — один раз в день, вечером. По другим православным источникам — сухоядение: уставы церковные формировались в разных монастырях. Поэтому постепенно возникло различие в традициях.
Суббота, воскресенье — растительная пища с маслом дважды в день
22 февраля, 14 марта, 21 марта, 28 марта, 28 апреля — Дни Особого Поминовения усопших. В эти дни христиане обычно посещают храмы, где происходят заупокойные службы. Как правило, в эти дни приносят жертвы на панихидный стол (продукты, за исключением мяса).
11 апреля — Лазарева суббота — на трапезе разрешается рыбная икра.
12 апреля — Вход Господень в Иерусалим — Вербное воскресенье — (прибытие Иисуса в Иерусалим на ослике, когда народ приветствовал его, бросая на дорогу пальмовые ветви — на Руси заменены вербой) — последнее воскресенье перед Пасхой. На трапезе разрешается рыба.
7 апреля — Благовещение Пресвятой Богородицы — на трапезе разрешается рыба.
с 13 по 18 апреля — страстная седмица или Неделя Страданий Господа
Понедельник, вторник, среда, четверг — сухоядение: хлеб, сырые овощи и фрукты — один раз в день, вечером
16 апреля — Чистый четверг
19 апреля — Пасха — Светлое Воскресение Христово
с 19 апреля по 25 апреля — Сплошная Светлая Пасхальная седмица — неделя после Пасхи.
Поста нет
Вреден ли пост для здоровья?
Обычно в светской прессе делается упор на диетическое значение поста, доказывается, что это очень полезно — временно перейти на такую облегченную пищу, растительные продукты, что это типа разгрузки, от которой люди вдобавок еще и худеют. Это, конечно, очень утилитарное отношение к посту. Ведь пост — это не разгрузочная диета, а нравственное очищение.
Православные поздравляют друг друга с началом поста именно потому, что понимают, что это — великие дни духовного очищения. Сейчас предстоят дни, когда Церковь особо призывает человека хранить духовную чистоту: особо любить людей, особо жертвовать собой, стараться делать добрые дела, не совершать не предписанных поступков. У каждого из нас есть свои страсти и страстишки, которым мы потакаем, потом каемся в них и снова их совершаем. Вот от этого очень важно воздержаться. Правила поста очень тяжелы и трудны, поэтому Церковь снисходит к людям, когда им бывает трудно. Во-первых, для больных существуют многочисленные послабления, причем иногда до такой степени, что пост снимается совсем. Людям светским, которым это вдвойне трудно, безусловно, разрешаются послабления. Вообще у церковных людей есть такое выражение: «рвение не по разуму». Надо понимать, что можно, а что нельзя. Детишек надо очень постепенно приучать к посту, конечно, давать молоко, которое им нужно для роста. Так же подходит и Церковь к этой проблеме: если человеку трудно дается пост, он чувствует большую раздражительность, начинаются телесные, голодные боли, он чувствует, что не может ни о чем думать, кроме как о еде, то духовник в меру своего разумения, конечно, ему позволит нарушить пост немного.
Как соблюсти пост, если тебе это кажется слишком сложным?
Попробуйте начать с малого — соблюдайте установленный пост по средам и пятницам: не вкушайте в эти дни мясные и молочные продукты, и яйца. Великим постом соблюдайте указанные ограничения, а также воздерживайтесь от рыбных блюд по средам и пятницам. Просите у Господа сил поститься. Уделяйте также больше внимания духовному посту: чаще бывайте в храме, больше времени уделяйте молитве, исключите во время поста просмотр развлекательных передач и фильмов. Будьте добры и милосердны к близким, старайтесь никого не осуждать, ни с кем не ссориться, избегать раздражительности.
Как предотвратить конфликты на работе во время поста?
Основная причина увеличения числа конфликтов в рабочем коллективе во время поста в том, что часто мы заботимся лишь о посте телесном, очень внимательно подчас вычитывая ингредиенты на упаковках (чтобы не нарушить пост), но забываем о том, что пост духовный намного важнее. Старцы говорили: «Вы хоть мясо постом ешьте, только друг друга не ешьте». То есть при всей важности телесного поста намного важнее так проводить пост, чтобы не изнемогать от голода и усталости (а при этом обычно появляется раздражительность) и из-за этого не «обострять отношения» с ближними. Нужно очень внимательно относиться к своему внутреннему настрою, стараться быть спокойной и доброжелательной со всеми, регулярно молиться. Скажем, каждый час посвящать 1-2 минутки чтению Иисусовой молитвы «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную!». Согрешили раздражительностью — тут же горячо кайтесь перед Господом, просите прощения у того, кого обидели. Просите у Господа даровать Вам смирение, терпение и кротость.
Можно ли в пост есть соевые продукты?
Употребление в пост соевых продуктов вполне допустимо. Однако, и здесь следует соблюдать известную осторожность: с какими чувствами, с каким настроением мы их вкушаем? Мы воздерживаемся от скоромного не потому, что оно «плохо» или «скверно», а ради приобретения навыка послушания Церкви и владения собой — следовательно, и в отношении соевых продуктов надо соблюдать воздержание как в отношении количества, так и качества, избегая лакомства или самоугождения.
Можно ли в постные дни есть изделия из слоеного теста, покупные пирожки, печенье?
Если на изделии указан состав, и в нем отсутствуют скоромные продукты, то можно.
Можно ли в пост перекусить на скорую руку чипсами или сухариками. Можно ли употреблять их каждый день?
Конечно, нельзя, там же очень много соли. К тому же чипсы, жарят на прогорклом масле. А вообще, во всем надо знать меру. Если вы пьете одну бутылку газировки в неделю, то, наверное, ничего страшного не случится, а если в день — что угодно может развиться.
Можно ли во время поста заниматься спортом и смотреть спортивные передачи?
На первой, на Крестопоклонной и на Страстной седмице Великого Поста не стоит заниматься спортом. Спортивные передачи не рекомендуется смотреть во все время Великого Поста, т.к. нужно думать о душе, а не о теле. Чем закончатся спортивные состязания — для спасения души это не важно.
Как отмечать праздники на работе во время поста, если члены коллектива не соблюдает пост?
На работе вполне можно прийти на праздник, немного побыть с коллективом, поздравить виновника торжества, но при этом не есть непостную пищу. На столе, который собирается для общего праздника всегда можно найти что-то постное: рыбу, овощи, фрукты, оливки и т. п. Тем более, если стол собирается «вскладчину», Вы можете сами принести какую-то постную пищу.
Когда идешь в гости во время поста или постного дня что делать, если на столе почти нет постных блюд, а хозяйку обидеть не хочется?
Чтобы не обидеть хозяйку, которая старалась и готовила для вас, либо ешьте те блюда, которые являются постными, либо просто воздержитесь в пост от посещения этих людей, навестите их в другое время.
Если во время поста принимаешь гостей, которые пост не соблюдают, пища для них должна быть постной?
Желательно угощать гостей постной пищей. Но в любом случае мы сами, принимая таких гостей, должны сохранить пост.
Можно ли жениться (регистрировать брак) во время поста?
Зарегистрировать брак в пост можно, но свадьбу и начало семейной жизни в таком случае лучше приурочить к венчанию, которое может быть совершено после окончания поста.
Как поститься беременным?
Для женщины — беременность и есть ее подвиг, та малая жертва Богу, которую она может принести. Поститься нужно по своим силам, потому как, к сожалению, современные женщины не так крепки физически, да и духовно, думаю, тоже. Кушать нужно все, что хочется и ограничить себя лишь в том, в чем нет особой необходимости. Каждая женщина должна сама для себя определить свой рацион, найти «золотую середину». Если чувствуешь в себе силы и здоровье позволяет, то можно поститься. Пост, это сугубо личное дело каждого… Самое главное не обозлиться на окружающих. Воздерживаться во время беременности нужно не от мяса и йогурта, а от того, к чему имеешь пристрастия. Можно ограничить себя от просмотра телевизора, пустословия. В конце концов, постараться не осуждать, а ведь это гораздо труднее, чем не съесть кусок мяса. Вопросы о питании во время беременности уместней задавать врачу, у которого наблюдаешься. К духовнику все же стоит ходить на исповедь не с вопросами о еде, а с духовными проблемами и переживаниями.
Возможно, вас заинтересует статья о Пасхе.
Возможно, вас заинтересует статья о Крещении.
Так сложилось, что в наше время очень многие верующие ориентируются в том, как питаться в пост, на монастырский устав. Он очень строгий, и при более близком с ним знакомстве вызывает резонное недоумение: по силам ли это мне?
К примеру, в первый день поста, понедельник первой седмицы, предписывается полное воздержание от пищи. Большинство из нас работает, для кого-то понедельник не фигурально, а буквально выражаясь, является тяжелым днем. Ничего не есть при этом — не каждый выдержит. А ведь многие насельники монастырей не едят не только в понедельник, но и во вторник, и вкушают пищу только в среду после Литургии Преждеосвященных даров.
Да и в остальные дни питание «по-монастырски» особыми послаблениями не характеризуется. Но одно дело, когда к посту с такой строгостью приступают монахи, в рационе которых и так отсутствует мясо (в некоторых монашеских общинах — молочные и все прочие продукты животного происхождения). И другое дело, когда на сухоядение должна перейти большая семья, в которой и дети есть маленькие, и старики хворые.
Насколько оправдано соблюдение монастырского устава для мирян? В какой мере соблюдается устав в современных монастырях? Какие можно выделить главные критерии воздержания от пищи в дни Четыредесятницы?
На эти и другие вопросы отвечает игумен Алипий (СВЕТЛИЧНЫЙ) — настоятель храма во имя первоверховных апостолов Петра и Павла, что на Нивках в Киеве.
О том, что монастырский устав — не единственный в своем роде
Монастырский устав ориентирован на монастырскую службу. Сразу оговорюсь, что так сложилось исторически, поскольку и возникнуть он мог только в монастыре, как регламент всей жизни.
Известны и другие уставы, не только монастырские. В частности, устав Великой церкви, т. е. Царьградского Софиевского собора, Латеранский устав — собора Римских пап, Влахернский устав… Известны уставы Храма Воскресения Господня, что в Иерусалиме, Софиевского собора в Новгороде, Киевского Софиевского собора устав, устав Успенского собора Московского Кремля и прочие. Однако они регламентируют, в основном, богослужебную практику этих храмов, торжественные процессии императоров, царей, князей, архиерейские встречи. А если иногда и упоминают о порядке приёма пищи, то лишь в свете дворцовых торжеств. Таким образом, малыми намёками они регламентировали жизнь — больше для знати и высшего духовенства, и понятно, что плохо сочетались с жизнью простых людей.
Поэтому в жизнь Русской Церкви вошёл несколько искажённый устав Студийский, построенный на богослужебной практике Софиевского собора и монастырской жизни Иоанно-Студийского монастыря, а затем его потеснил более популярный устав монастыря Саввы Освященного, так называемый Иерусалимский. Но и он у нас практикуется с некоторыми дополнениями и искажениями в силу особенностей наших традиций.
Таким образом, вся жизнь Русской Православной Церкви ориентируется, как на идеал, на Иерусалимский Устав — Типикон, или Типик. Но это, повторюсь, — идеал.
Кстати, интересен факт, что Великопостное богослужение до сих пор не адаптировано под приходское служение ни в Русской Церкви, ни в Церкви греческой традиции…
О том, как и почему постились в разных христианских странах
Сам же пост в разное время воспринимался христианами по-разному. И постились христиане в разных местностях тоже по-разному. Например, на Востоке и в Африке пост длился весь день, а разрешался с заходом солнца скудной пищей. Он нужен был как проявление жертвенности по отношению ко Христу, Который за род людской претерпел сорокадневный пост и искушение в пустыне, а затем прошёл путь Страстей.
Римский обычай предписывал воздерживаться от мясной, молочной пищи, но вкушение допускалось двухразовое. Главной идеей поста было ограничить себя в еде ради того, чтобы на сэкономленные средства накормить и одеть нищих, то есть — милосердие.
В Византии пост достигает главной точки своей значимости — покаяние. Монашеская традиция здесь — довлеющая. И мир её принимает с благоговением. Императоры уподобляются простолюдинам и даже схимникам, воздерживаясь от всякой дорогой пищи и живут на коливе, хлебе и воде. Главным лакомством поста становятся финики и орехи.
На Руси также пост приобретал разные формы, но ввиду отсутствия продуктового разнообразия северные славяне легко соглашались на привычные каши без соли и масла, вареные брюкву и репу. Лакомством были свекла и мёд. На Руси в пост пили обильно квас и горячий сбитень. О нарушениях поста есть упоминания, но приписывали это диавольскому искушению, и надо полагать, что это были единичные случаи. Интересно, что в отличие от греко-римских земель, на Руси постились даже младенцы, отлученные от материнской груди (хотя Каноны предписывают младенцам не держать пост).
О том, как изменился мир и отношение к посту
Но в современном мире всё с тех пор изменилось. Изменилось и отношение к посту. Перво-наперво, люди стали безудержными потребителями, и сама идея поста ныне им чужда.
Во-вторых, отношение к традициям претерпело изменение: они стали носить слишком поверхностный, этнический характер.
В-третьих, наблюдается огромное влияние средств массовой информации, которые ломают правильное представление о том, зачем нужен пост.
В-четвёртых, новые «открытия» в области медицины произвели в умах людей революцию, и теперь для многих традиционная аскеза выглядит не как положительное «умерщвление плоти», а как архивредное занятие, которое губит здоровье.
О том, нужен ли пост сегодня
Нужен ли пост сегодня? Нет сомнения, что нужен. Но не диета, а воздержание от страстей.
Нужен ли тогда пищевой пост по Уставу, по сути, монастырскому? На этот вопрос я бы ответил так, как отвечаю бабулечкам, которые в начале поста устремляются ко мне за благословением «на молочко»: я благословляю всем не держать вообще поста в пище. Но с одним условием: в течение Четыредесятницы никого не осуждайте. Это очень остужает пыл у большинства!
О разнице в традициях
Идея поста важнее Устава. И сама разница в Уставах говорит нам о необходимости соизмерять воздержание в пище с условиями жизни.
Так, Устав на Святой горе Афон, который во многом совпадает со Студийской традицией, позволяет по субботам и воскресным дням питаться морепродуктами (только не рыбой).
Кто бывал Великим постом на Кипре в монастырях, не мог не обратить внимания на то, что местные уставные особенности позволяют на монастырской трапезе, кроме среды и пятницы, вкушать вареных осьминогов с травами.
Соловецкий устав допускает вкушение рыбы по всем дням Полиелейного служения в Великом посту, а значит, каждое воскресенье и памятные дни почитаемых святых.
В традиции русских монастырей в первые дни Великого поста не бывает обычного схода братии на трапезу, но на столах весь день обязательно стоят отварной картофель «в мундирах», квашеная капуста, нарезаный репчатый лук, хлеб, узвар. Таким образом, каждый из братий сам для себя определяет степень поста: кто-то воздерживается совершенно и ничего не ест, кто-то вкушает в позднее время, а кому-то необходимо подкрепить силы немедленно и не один раз в день.
Разница в уставах имеет простое объяснение: в Палестине и Египте, где весной достаточно жарко, воздержание в пище не есть проблемой, но истинным испытанием становится отсутствие воды. Потому Иерусалимский Устав предлагает быть строгим в еде и регламентирует даже овощные продукты. Там, где скудные земли, но близко море — преимущество сохраняется за морепродуктами. Северные народы живут постное время в условиях холода, и требуются большие энергозатраты на сохранение нужной температуры тела. А значит, было бы разумнее всё же несколько послаблять суровость пищевого поста.
О том, что нельзя упускать из виду главную идею поста
Но это допустимо с условием, что сохранится сама идея поста: достижение покаянных чувств, исправление себя, милосердие по отношению к нуждающимся, любовь к Богу и ближним. И главное — приближение к Пасхе! Для этого нужно усердие в молитве, а молитва не терпит сытости, рождающей лень и сонливость. И поклоны на пресыщенный желудок не положишь с лёгкостью!
Потому было бы правильным выразить пост в дни Святой Четыредесятницы словами: поститься надо не столько по Уставу, сколько по совести!
Материал подготовила Юлия Коминко
orthodoxy.org.ua
Великий пост в 2020 году длится со 2 марта по 18 апреля. В первую и последнюю недели пост — особо строгий.
Православный Великий пост — самый строгий из всех. Он состоит из Четыредесятницы (40 дней) и Страстной седмицы (неделя перед Пасхой) и вместе длится 48 дней.
Великий пост 2020: даты
Когда начинается Великий пост? В 2020 году Великий пост начнется в понедельник, 2 марта, и продлится до субботы, 18 апреля. А уже в воскресенье, 19 апреля, в Украине будут отмечать самый важный христианский праздник — Пасху.
Великий пост: что можно есть
Этот пост считается самым строгим из всех. Верующим рекомендовано полностью воздерживаться от мяса, яиц, молочных продуктов. Рыба разрешена только в некоторые праздники — Благовещение и Вход Господень в Иерусалим. В Лазареву субботу разрешено есть рыбную икру. По будням есть разрешено только один раз в день, на выходных — два раза.
Понедельник, среда и пятница — это дни для холодной пищи без масла и термической обработки — сухоядение. Разрешено есть хлеб, свежие или моченые фрукты, квашеные или соленые овощи, грибы, мед и орехи.
Во вторник и четверг разрешена горячая пища без масла. Это вареная пища, которая приготовлена без использования масла, например, овощные и грибные супы, каши и макаронные изделия. Также можно употреблять чай, кофе, компоты, отвары.
По субботам и воскресеньям можно употреблять пищу с растительными маслами — супы, каши, тушеные и печеные овощи, грибы, хлеб.
Важно знать, что календарь питания в Великий пост составляется по строгому монастырскому уставу. Миряне (не монахи) могут поститься не так строго, учитывая свое здоровье, жизненные обстоятельства, физический труд. Так, например, отказ от растительных масел все будние дни обычно не практикуется, как и полное сухоядение. Некоторые полностью исключают рыбу из рациона, другие — едят ее чаще, чем разрешенные два раз за весь пост.
Великий пост 2020: питание по дням
Седмица 1-я Великого поста
2 марта — строгий пост. Предписывается полное воздержание от пищи
3 марта — горячая пища без масла
4 марта — сухоядение
5 марта — горячая пища без масла
6 марта — сухоядение
7 марта — горячая пища с маслом
8 марта — горячая пища с маслом
Седмица 2-я Великого поста
9 марта — сухоядение
10 марта — горячая пища без масла
11 марта — сухоядение
12 марта — горячая пища без масла
13 марта — сухоядение
14 марта — Родительская суббота: Поминовение усопших — горячая пища с маслом
15 марта — горячая пища с маслом
Седмица 3-я Великого поста
16 марта — сухоядение
17 марта — горячая пища без масла
18 марта — сухоядение
19 марта — горячая пища без масла
20 марта — сухоядение
21 марта — Родительская суббота: Поминовение усопших — горячая пища с маслом
22 марта — горячая пища с маслом
Седмица 4-я Великого поста
23 марта — сухоядение
24 марта — горячая пища без масла
25 марта — сухоядение
26 марта — горячая пища без масла
27 марта — сухоядение
28 марта — горячая пища с маслом
29 марта — горячая пища с маслом
Седмица 5-я Великого поста
30 марта — сухоядение
31 марта — горячая пища без масла
1 апреля — пища с растительным маслом
2 апреля — пища с растительным маслом
3 апреля — сухоядение
4 апреля — горячая пища с маслом
5 апреля — горячая пища с маслом
Седмица 6-я Великого поста
6 апреля — сухоядение
7 апреля — Благовещение Пресвятой Богородицы — разрешается рыба
8 апреля — сухоядение
9 апреля — горячая пища без масла
10 апреля — сухоядение
11 апреля — Лазарева суббота — разрешается рыбная икра
12 апреля — Вход Господень в Иерусалим — разрешается рыба
Страстная седмица
13 апреля — Великий Понедельник — сухоядение
14 апреля — Великий Вторник — сухоядение
15 апреля — Великая Среда — сухоядение
16 апреля — Великий Четверг — сухоядение
17 апреля — Великая Пятница — строгий пост
18 апреля — Великая Суббота — горячая пища с маслом
Как выходить из Великого поста без вреда для здоровья?
Одно из самых важных правил — не перегружать организм пасхальным разговением, в особенности яйцами. Все продукты, которые были запрещены на время поста, нужно включать в рацион постепенно и маленькими порциями. С особой осторожностью стоит отнестись к мясу и другим жирным продуктам — вводите их в рацион умеренно в течении 1−2 недель.